Центральный банк


Закон >> Банковское дело

Вопрос 186

       Цели инспектирования кредитных организаций сформулированы в ст. 56 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", но, в конечном счете, обусловлены целями Банка России, которые закреплены в ст. 3 этого же Федерального закона. О целях Банка России мы поговорили в предыдущей Лекции.

       Непосредственные цели инспектирования кредитных организаций сформулированы в части первой и второй ст. 56 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в которых сказано: “Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов.

     Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами".

       Общая цель инспектирования состоит в том, чтобы Банк России получил информацию о реальном положении кредитной организации. Эта общая цель включает две конкретные. Во-первых, в процессе инспектирования следует выяснить состояние кредитной организации и ее перспективы; во-вторых, нужно собрать и проанализировать информацию, позволяющую выяснить ее влияние на другие кредитные организации. Каждая из целей делится на частные. В Законе эти цели определены: соблюдение законов и других нормативных актов, экономических нормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности. Соответственно этим целям следует различать два общих объекта инспектирования: а) кредитная организация как таковая; б) системные связи кредитных организаций.

     В каждом из этих объектов, в соответствии с частными целями, можно выделить три предмета инспектирования банковской деятельности: а) правовые отношения; б) финансовые отношения; в) бухгалтерский учет и отчетность.

     К сожалению, на практике банковское инспектирование ограничивается главным образом изучением первого из названных объектов - кредитной организацией как таковой. Практически не изучен второй объект - банковская система, т.е. связи между конкретными кредитными организациями.

Вопрос 193

Проверки могут быть комплексными или тематическими, региональными и межрегиональными. Все эти вопросы, в том числе и сроки проверки, регулируются Инструкцией Банка России № 108, которая в отличие от Инструкции Банка России № 105 регулирует только общие организационные вопросы инспектирования кредитных организаций. Так, в частности, в Инструкции Банка России № 108 сказано, что "проверка кредитной организации (ее филиала) проводится в срок, исчисляемый с даты начала проверки до даты завершения проверки (включительно) в соответствии с пунктом 1.7 Инструкции Банка России № 105-И и устанавливаемый должностным лицом Банка России, обладающим правом поручать проведение проверки.

       Комплексная проверка кредитной организации проводится в срок до 60 рабочих дней.

       Тематическая проверка кредитной организации (ее филиала) проводится в срок до 35 рабочих дней.

       При необходимости срок проведения комплексной или тематической проверки может быть продлен должностным лицом Банка России, подписавшим поручение на проведение проверки, не более чем на 25 рабочих дней.

       В срок проведения проверки не включается период, на который она может быть приостановлена по основаниям, предусмотренным пунктом 1.10 Инструкции Банка России № 105-И".

       Специфика проведения проверок в связи с включением кредитных организаций в систему страхования вкладов отражена в другом нормативном акте. Как уже отмечалось, Банк России издал Указание от 13 января 2005 г. № 1542-У "Об особенностях проведения проверок банков с участием служащих государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов".

       В Инструкции Банка России от 25 августа 2003 г. №105-И "О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации" (в ред. Указания Банка России РФ от 13.01.2005 № 1543-У) предусмотрено, что проверки кредитных организаций (их филиалов) проводятся уполномоченными представителями (служащими) Банка России.

       Они проводятся на основании документа, подтверждающего полномочия уполномоченных представителей Банка России на проведение такой проверки. Причем в поручении на проведение проверки определяется персональный состав уполномоченных представителей Банка России, образующих рабочую группу, с указанием руководителя рабочей группы и членов рабочей группы.

       Поручение на проведение проверки составляется в двух экземплярах в соответствии с приложением 1 к Инструкции Банка России № 105-И.

       Иногда возникает необходимость дополнить проверку, в том числе другими сотрудниками Банка России. В этих случаях оформляются Дополнения к поручению. Они тоже составляются в двух экземплярах по форме указанной в Приложении 2 к Инструкции № 105.

       В отношении подписей на Поручении есть перечень должностных лиц, которые вправе их учинять. Все они перечислены в Инструкции № 105-И. Причем в отношении проверок назначенных Советом директоров Банка России или проверок зарубежных банков, повторных проверок круг должностных лиц, определенных Инструкцией №105-И, несколько уже. (См.: Пункт 1.6 Инструкции № 105-И).

Результаты проверки оформляются актом, требования к которому предусмотрены в пункте 7 Инструкции Банка России № 105-И. Этот акт потом будут просматривать, и давать по нему свои заключения различные руководители подразделений Банка России. акт проверки - это конфиденциальный документ.[ii] В пункте 7.3 Инструкции сказано, что акт проверки относится к документам, содержащим информацию ограниченного доступа, и его содержание не может быть разглашено Банком России и кредитной организацией третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России. Так вот, что касается законодательства Российской Федерации, то это понятно. Но что касается нормативных актов Банка России, то здесь не все просто. Письмом Банка России от 29.05.2003 № 83-Т "О возможности предоставления актов проверок кредитных организаций" разъяснено следующее. "Банк России считает возможным предоставление кредитными организациями актов инспекционных проверок Банка России учредителям (участникам), совету директоров (наблюдательному совету) и аудиторским организациям, осуществляющим аудит кредитной организации, по усмотрению кредитных организаций с учетом законодательно установленных ограничений на предоставление сведений, составляющих банковскую тайну". Как мы видим, с актом проверки могут ознакомиться не только руководители исполнительного органа кредитной организации, но и что интересно, - члены ее совета директоров, и даже ее участники. Такое решение вопроса нам представляется необоснованным. Тем более что это могут быть участники, у которых разные доли участия в кредитной организации.

       В акте, как правило, содержится информация, которая составляет банковскую тайну, а статья 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", содержит исчерпывающий перечень субъектов, которые имеют право знакомиться со сведениями, составляющими банковскую тайну. Среди них не названы ни члены совета директоров, ни учредители, участники кредитной организации. Члены совета директоров кредитной организации, на наш взгляд, вправе ознакомится с актом проверки без ограничений, но только если они одновременно работают по трудовому контракту в кредитной организации. Что же касается учредителей/участников кредитной организации, то, на наш взгляд, у них такого права нет.

       Вполне возможно, что ситуация, когда было бы полезно ознакомить с актом проверки не только руководителя исполнительного органа кредитной организации, но и ее членов совета директоров, может возникать. Но такие ситуации должны регулироваться банковским законом. К примеру, это могли бы быть выдержки из акта проверки, а не весь акт.

       Инструкция предусматривает также и возможность составления промежуточного акта при наличии тех оснований, которые в ней указаны. Она регулирует также особенности отдельных видов проверок (Пункты 10-12). Например, - особенности проведения проверок зарубежных дочерних кредитных организаций, филиалов и представительств уполномоченных банков.

Акт проверки кредитной организации

Акт проверки кредитной организации содержит сведения об основных фактах ее банковской деятельности.

На основании анализа и обобщения этих фактов рабочая группа Банка России формулирует свои выводы о соблюдении или, наоборот, о нарушении кредитной организацией федеральных законов, финансовых нормативов и требований нормативных актов Банка России. В итоге делается основной вывод о финансовом положении в кредитной организации.

В соответствии с требованиями Инструкции № 34 по результатам проверки каждой кредитной организации (филиала) составляется акт проверки, в котором отражаются все основные нарушения и недостатки, выявленные в ходе проверки.

Что касается нарушений, то основания для того, чтобы был сделан вывод об их наличии или отсутствии, содержатся и в законодательстве, и в нормативных актах Банка России.

Формулировка "недостатки в работе кредитной организации" встречается в различных документах Банка России, однако четких критериев для их определения нет. Это как бы вопрос оценки, которую дает рабочая группа тем или иным аспектам деятельности проверяемой ею кредитной организации. Термин "недостатки" отсутствует в банковском законодательстве, поэтому за недостатки в работе кредитная организация не должна привлекаться к банковской ответственности.

Если проверка является комплексной (консолидированной), то в этом случае составляется акт проверки, в который включаются материалы, содержащиеся в акте проверки головной кредитной организации и актах проверки ее филиалов. Акты проверок филиалов представляются руководителю, назначившему проверку головной кредитной организации, в течение 10 дней со дня их подписания.

В соответствии с Инструкцией № 34 акты проверок подготавливаются в течение 30 дней после завершения проверки данной кредитной организации (филиала), а общий акт комплексной (консолидированной) проверки кредитной организации - в течение 30 дней после завершения проверки ее филиалов.

Акты проверок подписываются всеми членами рабочей группы, а акт комплексной (консолидированной) проверки подписывается руководителем рабочей группы, проводившей проверку головной кредитной организации.

Акт проверки должен быть представлен для ознакомления руководителю кредитной организации (филиала), деятельность которой проверялась. Указанный руководитель обязан в течение 5 дней ознакомиться с актом проверки и поставить на нем свою подпись с пометкой "с актом ознакомлен". При наличии возражений руководитель кредитной организации (филиала) вправе приложить к акту проверки свои письменные замечания и перед своей подписью сделать оговорку "замечания прилагаются на ... л.".

Если руководитель данной кредитной организации (филиала) от ознакомления с актом или от подписи на акте отказался, то об этом руководитель рабочей группы должен перед своей подписью сделать следующую пометку: "руководитель кредитной организации (филиала) от ознакомления с актом (или от подписи на акте) отказался".

Акт проверки кредитной организации (филиала), в том числе акт комплексной проверки, является собственностью Банка России, и его содержание не может быть разглашено без согласия Банка России, если иное не установлено федеральным законом. Руководитель рабочей группы обязан предупредить об этом руководителя кредитной организации (филиала) перед ознакомлением его с актом проверки, о чем в акте перед подписью последнего делается следующая пометка: "руководитель кредитной организации (филиала) предупрежден, что акт проверки не может быть разглашен третьим лицам без согласия Банка России"

Акт проверки составляется не менее чем в трех экземплярах. Первый экземпляр вручается руководителю проверяемой кредитной организации (филиала), о чем во втором и третьем экземплярах акта делается следующая отметка: "первый экземпляр настоящего акта вручен (указывается дата) руководителю кредитной организации (филиала)". Второй экземпляр передается руководителю, назначившему проверку для рассмотрения и принятия мер, а третий экземпляр остается для учета и контроля в структурном подразделении, которому было поручено провести данную проверку.

При проверке филиала кредитной организации, а также при проверке, проведенной рабочей группой, сформированной на смешанной основе, составляются дополнительные экземпляры для их передачи соответственно в территориальное учреждение Банка России по месту нахождения головной кредитной организации и в подразделения, сотрудники которых являлись членами смешанной рабочей группы (для учета).

Акт проверки кредитной организации (филиала), подписанный в установленном порядке, немедленно, но не позднее пяти дней со дня его подписания, передается руководителем рабочей группы руководителю, назначившему данную проверку. Общий акт комплексной (консолидированной) проверки передается руководителю, назначившему проверку головной кредитной организации.

Указанный акт проверки передается вместе с докладной запиской, в которой кратко характеризуется состояние дел в проверяемой кредитной организации (филиале), сообщается о фактах, имеющих значение для целей надзора, но не отмеченных в акте проверки, а также приводятся данные о мерах, принятых кредитной организацией (филиалом) по устранению выявленных нарушений и недостатков. В случае если ситуация в проверяемой кредитной организации (филиале) требует применения к ней установленных мер воздействия, то руководитель рабочей группы может внести предложения о применении таких мер.

Руководитель Банка России или его территориального учреждения, назначивший данную проверку, обязан не позднее чем в двухнедельный срок, а при комплексной (консолидированной) проверке - в месячный срок после подписания акта проверки рассмотреть этот акт и принять по нему решение.

Указанное решение принимается на основании заключения соответствующего подразделения банковского надзора и с учетом мнения подразделения, проводившего данную проверку.

По результатам рассмотрения материалов проверки в адрес кредитной организации (филиала) должно быть направлено письмо с оценкой ее работы, в котором могут содержаться необходимые рекомендации, а в установленных случаях - предписания по устранению выявленных недостатков.

Контроль за выполнением предписаний и рекомендаций, направленных кредитной организации (филиалу), осуществляется подразделением банковского надзора. При необходимости может быть назначена повторная проверка этой кредитной организации (филиала), которая проводится соответствующим уполномоченным структурным подразделением Банка России или его территориального учреждения.

В Инструкции № 34 сказано, что "служащие Центрального банка России и его территориальных учреждений, принимающие участие в проверках кредитных организаций (филиалов), а также ознакомленные с материалами проверок, несут установленную законодательством ответственность за нарушения законных прав кредитных организаций и их клиентов".

Проект акта проходит согласования в функциональных подразделениях. Такое положение вещей снижает гарантии объективности акта и затягивает проверку. Появляются промежуточные звенья, что ведет к бюрократизации всей процедуры и может отрицательно сказываться не только на результатах надзора, но и на положении самой кредитной организации. На наш взгляд, проекты актов должны напрямую направляться тому руководителю Банка России или его территориального учреждения, который назначил проверку.

Вопрос 152

Банк России не имеет административных полномочий по управлению коммерческими банками и другими кредитными организациями. Он не имеет права вмешиваться в деятельность коммерческих банков и других кредитных организаций, поскольку они самостоятельны и действуют на основе договорных отношений. Поэтому Федеральный закон не предоставил Банку России полномочия контролировать целесообразность деятельности кредитных организаций. Ему предоставлены права осуществлять надзор, то есть наблюдать за кредитной организацией с точки зрения нормативности принимаемых ею решений. Это означает, что Банк России может проверять соблюдение кредитной организацией законов, финансовых нормативов и нормативных актов Банка России.

Вопрос 151

Банковский надзор - это наблюдение Банка России за исполнением и соблюдением кредитными организациям законодательства, регулирующего банковскую деятельность, установленных им нормативных актов, в том числе финансовых нормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности.

Сущность банковского надзора состоит в проверке соответствия решений и действий кредитной организации законам, регулирующим банковскую деятельность, и нормативным актам Банка России.

По сути, это надзор за реализацией нормативности в банковской деятельности. Его значение заключается в том, что он используется Банком России для управления рисками в банковской системе.

Дистанционное наблюдение - это наблюдение за деятельностью кредитных организаций на основе представленных ею банковских и, в частности, бухгалтерских документов (балансы, отчеты о прибылях и убытках, платежные документы и т. п.).

Для решения этих задач в системе Банка России созданы подразделения банковского надзора - Департамент пруденциального надзора, Департамент лицензирования кредитных организаций и некоторые другие департаменты, а в территориальных учреждениях - управления (отделы) регулирования банковской деятельности.

Контактный надзор - это проверки деятельности кредитных организаций с выходом на места их расположения и изучением всех запрашиваемых группой инспекторов банковских документов.

Для этих целей в структуре Банка России создаются специальные подразделения - Департамент инспектирования кредитных организаций и соответствующие структуры в его территориальных учреждениях (управления, отделы).

И тот и другой вид банковского надзора должны быть взаимосвязаны. Характер этой взаимосвязи имеет значение с точки зрения оперативности надзора и достоверности его результатов.

Вопрос 189

Для проверки кредитной организации, ее филиалов уполномоченные подразделения формируют рабочие группы из своих сотрудников, а так же сотрудников других структурных подразделений Банка России и его территориальных учреждений с учетом предложений руководителей этих подразделений. Руководитель рабочей группы назначается из числа членов уполномоченных подразделений. Руководители структурных подразделений представляют в уполномоченные подразделения предложения о проведении проверок по вопросам, входящим в их компетенцию. Члены рабочей группы должны иметь специальное (экономическое, юридическое, техническое) образование, необходимое для выполнения порученной им работы. В состав рабочей группы не могут входить лица, которые имеют в своей собственности долю (акции) проверяемой кредитной организации либо получили в ней кредит, или разместили свои вклады, или имеют близких родственников (мать, отец, жена, муж, дети, сестры, братья), занимающих руководящие должности в органах управления кредитной организации, филиалов. Численность рабочей группы определяется в зависимости от объема предстоящей работы.

Рабочая группа, осуществляющая проверку кредитной организации, имеет право:

а) входить в помещения проверяемой кредитной организации, в том числе в помещения, используемые для хранения документов (архивы), наличных денег и ценностей (денежные хранилища), компьютерной обработки данных (компьютерный зал) и хранения данных на машинных Носителях, с привлечением для сопровождения сотрудников проверяемой кредитной организации, выходить из этих помещений;

б) пользоваться необходимыми для проведения проверки собственными организационно-техническими средствами, в том числе компьютерами, дискетами к ним, множительными аппаратами, калькуляторами, радиотелефоном; вносить и выносить эти технические средства из здания Доверяемой кредитной организации (ее филиалов);

в) получать от руководителей и уполномоченных сотрудников проверяемой кредитной организации, ее филиалов необходимые для проверки документы, имеющиеся в этой кредитной организации, филиалах, в том числе: учредительные документы; протоколы заседаний органов управления проверяемой кредитной организации и ее филиалов; приказы и другие распорядительные документы, изданные руководителями данной кредитной организации, ее филиалов, подразделений, решения их кредитных комитетов; акты внутреннего контроля; акты аудиторских проверок надзорных и контролирующих органов; первичные и иные бухгалтерские, учетно-отчетные и денежно-расчетные документы, сведения об операциях, счетах и вкладах; документы, связанные с компьютерным обеспечением деятельности проверяемой кредитной организации, ее финалов (описание структур данных на машинных носителях, алгоритмы программ и технические инструкции по решаемым задачам, списки выходных форм с распечатанными образцами, журнал регистрации внесения изменений в программное обеспечение, журнал сбойных ситуаций в решении задач (на любую запрошенную дату) и др.);

г) получать от руководителей и сотрудников проверяемой кредитной Организации, ее филиалов и подразделений справки и разъяснения, а также письменные объяснения в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения ими требований банковского законодательства или нормативных актов Банка России; требовать демонстрации и знакомиться с работой аппаратно-программных средств, используемых данной кредитной организацией и ее филиалами;

д) при необходимости самостоятельно или с помощью проверяемой кредитной организации, ее филиалов снимать копии с полученных документов, в том числе (на собственные магнитные носители) копии файлов, требовать и получать копии любых записей, хранящихся в локальных вычислительных сетях и автономных компьютерных системах, а также расшифровки этих записей;

е) предъявлять к руководителям и сотрудникам проверяемой кредитной организации также и другие требования, основанные на их обязанностях, предусмотренных цитируемой Инструкцией.

Рабочая группа обязана не разглашать сведения, отнесенные законом к банковской, коммерческой и иной тайне, а также обеспечивать сохранность и возврат полученных от кредитной организации, ее филиалов документов, файлов, знакомить руководителей проверяемой кредитной организации, ее филиалов с результатами проверки, оформлять результаты проверки соответствующим актом.

Кредитная организация, ее филиалы вправе требовать от рабочей группы соблюдения указанных обязанностей, обжаловать действия рабочей группы руководителю, назначившему проверку.

Руководитель рабочей группы по проверке кредитной организации, ее филиалов распределяет обязанности между членами рабочей группы (оформляемые отдельным документом), устанавливает порядок и режим их работы с учетом производственной необходимости, контролирует выполнение порученного им задания, дает им обязательные для исполнения указания по оформлению материалов. Вправе устанавливать для членов рабочей группы дополнительные задания и перераспределять их обязанности, принимать на себя проверку любого участка деятельности данной кредитной организации (ее филиала), приостанавливать проверку в случае противодействия ей со стороны проверяемой кредитной организации, ее филиалов или иных третьих лиц.

Руководитель рабочей группы может запрашивать и получать от участников (акционеров) и клиентов проверяемой кредитной организации с их согласия сведения, необходимые для установления фактических обстоятельств, в том числе для подтверждения данных, содержащихся в документах, полученных от проверяемой кредитной организации, ее филиалов.

Руководитель рабочей группы вправе во время проверки по согласованию с руководителем кредитной организации опечатывать отдельные служебные помещения проверяемой кредитной организации и ее филиалов, если в данный момент невозможно иным способом обеспечить сохранность документов, наличных денег, ценностей или провести проверку соответствующего участка деятельности данной кредитной организации (ее филиала). Для этого используется печать соответствующего территориального учреждения Банка России либо непосредственно Банка России.

Руководитель рабочей группы не вправе обязать члена рабочей группы изменить свои выводы или оценки, основанные на материалах проведенной им проверки. В случае несогласия с этими выводами и оценками руководитель рабочей группы может организовать проведение повторной проверки соответствующего участка деятельности кредитной организации (ее филиала). Однако, если член рабочей группы настаивает на своих первоначальных выводах и оценках, руководитель рабочей группы обязан немедленно сообщить об этом руководителю, назначившему проверку, который вправе по имеющимся материалам либо подтвердить оспариваемые выводы и оценки, либо признать их полностью или частично необоснованными и тогда назначить повторную проверку. Результаты повторной проверки являются окончательными, если иное решение не будет принято руководителем, назначившим эту проверку.

Вопрос 25

Внутренний аудит Банка России осуществляется службой главного аудитора Банка России, непосредственно подчиненной Председателю Банка России. Однако следует иметь в виду, что согласно статье 13 этого же закона, в компетенцию Национального банковского совета, помимо прочего, входит назначение главного аудитора Банка России на должность и рассмотрение его докладов

Вопрос 165

Кредитным организациям могут быть предоставлены следующие виды лицензий:

  • лицензия на осуществление банковских операций (за исключением привлечения во вклады средств физических лиц) со средствами в рублях либо в рублях и иностранной валюте;

  • лицензия на привлечение во вклады средств физических лиц в рублях либо в рублях и иностранной валюте (право привлечения во вклады денежных средств физических лиц предоставляется банкам, с даты государственной регистрации которых прошло не менее двух лет, при условии устойчивости их финансового положения);

  • генеральная лицензия, предоставляющая право осуществлять все операции в рублях и иностранной валюте, а также открывать в установленном порядке филиалы за рубежом и/или приобретать акции (доли уставного капитала) кредитных организаций-нерезидентов;

  • лицензия (разрешение) на осуществление операций с драгоценными металлами (золотом и серебром). Лицензия выдается Банком России по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Лицензия на право осуществления операций с драгоценными металлами может быть выдана одновременно с лицензией на осуществление операций в иностранной валюте или после ее получения.

Уполномоченными банками на проведение операций и сделок с природными драгоценными камнями являются банки, действующие одновременно на основании Генеральной лицензии Банка России на совершение банковских операций и лицензией на осуществление операций с драг. металлами (либо разрешения на совершение операций с драг. металлами(золотом, серебром)).

При наличии лицензии на проведение банковских операций кредитная организация вправе совершать иные сделки, а также осуществлять деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии с федеральными законами.

Кредитные организации, ходатайствующие о расширении своей деятельности, должны иметь устойчивое финансовое положение, структуру, адекватную предполагаемому направлению деятельности, включающую службу внутреннего контроля (внутренний аудит).

В опрос 174

"С" - capital adequacy, это показатель достаточности капитала, определяющий размер собственного капитала банка, необходимый для гарантии вкладчиков, и соответствие реального размера капитала необходимому.

"А" - asset quality, показатель качества активов, определяющий степень "возвратности" активов и внебалансовых статей, а также финансовое воздействие проблемных займов.

"М" - management, показатель качества управления (менеджмента), при помощи которого оценивается система банковского менеджмента на основе эффективности работы, устоявшейся политики, глубины и соблюдения законов и инструкций.

"Е" - earnings, показатель доходности или прибыльности, с позиций ее достаточности для будущего роста банка.

"L" - liguidiity, показатель ликвидности, определяющий достаточно ли ликвиден банк, чтобы выполнять обычные и совершенно неожиданные обязательства.

Некоторые из показателей CAMEL могут быть определены заочно, на основе документов, поступающих в центральный банк, другие же требуют надзорной проверки на месте для выяснения полной картины; таким образом, оценка состояния банка при помощи данной системы может быть текущим процессом, хотя лучше всего ее проводить в конце надзорной проверки.

Банковские супервизоры рассматривают капитал как главный источник защиты вкладчиков . Банк с хорошим капиталом может пережить серьезные убытки , не допустив , чтобы вкладчики потеряли свои деньги .

Важный компонент рейтинговой системы CAMEL - это менеджмент . Однако , его оценивают в последнюю очередь , по итогам всего остального .

- Безусловно, менеджмент оценивается субъективно и поэтому относительные показатели не могут быть использованы, как это делается с другими компонентами системы CAMEL.
- Оценка менеджмента начинается с оценки и "совершенства" банка.
- Банки с хорошим менеджментом должны иметь достаточный капитал, хорошее качество активов, достаточную прибыль и удовлетворительную ликвидность.
- Поэтому, супервизоры, использующие систему CAMEL, не оценивают менеджмент до тех пор, пока не получат данные по остальным показателям.

Одинаково важно оценивать менеджмент на основе стратегии службы рационализации управления и управляющих органов, взятых вместе.

- Стратегия создает специфические рамки для ключевых характеристик банковской деятельности, таких как предоставление займов, инвалюта и ликвидность, определяющих действия менеджеров. - Служба рационализации управления и управляющие органы позволяют обеспечить реализацию проводимой политики и придерживаться нужной стратегии.
- Менеджмент также должен оцениваться в зависимости от выполнения банком законов и регулятивных правил, включая своевременное и аккуратное предоставление отчетов в ЦБ.
- В заключение супервизоры анализируют низшие слои управления на предмет выявления потенциальных высших менеджеров банка. Четвертая часть системы CAMEL - это оценка доходности Последний показатель системы CAMEL - это оценка ликвидности Важно запомнить, что банк, хорошо следящих за своей ликвидностью, должен быть способен выполнить свои обязательства без потерь. После оценки всех компонентов , возможно оценить общий рейтинг банка , называемый сводным рейтингом ( COMPOSITE RATING )

Каждый показатель получает номер от "1" (хороший) до "5" (неудовлетворительно).

Пять показателей складываются и делятся на 5 для получения сводной оценки.

- Сводная оценка дает банковскому супервизору ясное представление о том, является ли банк в целом "хорошим", "удовлетворительным", "достаточным", "критическим" или "неудовлетворительным".
- Самым важным является то, что сводная оценка является важным показателем степени необходимого вмешательства, которое должно быть предпринято по отношению к банку со стороны контролирующих органов.
- Рейтинговая система CAMEL представляет собой стандартизированный метод оценки банков, но ее эффективность зависит от умения и объективности супервизоров, осуществляющих проверку и оценку банков на регулярной основе.

Рейтинговая система CAMEL 1 = Strong (Сильный)

2 = Satiafactory (Удовлетворительный)

3 = Fair (Посредственный)

4 = Marginal (Критический)

5 = Unsatisfactory (Неудовлетворительный)

Сводный рейтинг = 1 (1- 1,4)

- Полностью здоров во всех отношениях
- Полученные данные не имеют существенного значения; Можно не менять систему управления;
- Устойчив по отношению к внешним экономическим и финансовым потрясениям
- Нет необходимости во вмешательстве органов надзора

Сводный рейтинг = 2 (1.5- 2.4)

- Практически полностью здоров
- Полученные критические данные не имеют существенного значения; Можно не изменять стиль управления
- Стабилен и может успешно преодолевать колебания в деловом мире
- Вмешательство органов банковского надзора ограничено и осуществляется лишь в том объеме, который необходим для исправления выявленных недостатков.

Сводный рейтинг = 3 (2,5 - 3,4)

- Наличие финансовых, операционных или технических, слабостей, варьирующих от допустимых уровней до неудовлетворительных
- Уязвим при неблагоприятных изменениях экономической ситуации
- Может легко разориться, если принимаемые меры по преодолению слабостей оказываются неэффективными
- Дополнительное вмешательство органов банковского надзора с целью устранения недостатков

Сводный рейтинг = 4 (3,5 - 4,4)

- Серьезные финансовые проблемы
- Сохранение нездоровой ситуации при отсутствии должного внимания финансовым проблемам
- Без проведения корректирующих мер сложившаяся ситуация может привести к подрыву жизнеспособности в будущем.
- Большая вероятность разорения
- Необходимы тщательный надзор и контроль, а также конкретный план преодоления выявленных недостатков.

Сводный рейтинг 5 (4,5 - 5)

- Огромная вероятность разорения в ближайшее время
- Выявленные недостатки настолько опасны, что требуется срочная поддержка со стороны акционеров или из других финансовых источников
-Без проведения корректирующих мероприятий вероятнее всего будет ликвидирован, объединен с другими или приобретен.

На сегодняшний день в крупнейших банка РФ система оценки кредитоспособности и финансовой устойчивости КБ строиться по следующим направлениям:

1. Оперативное отслеживание всех явлений и тенденций в экономике и банковском деле на макроэкономическом уровне .

2. Оперативное отслеживание всех явлений и тенденций в работе конкретного банка , то есть изучение его клиентской базы , тенденций изменения клиентской базы , выявление всех санкций и судебных разбирательств в отношении банка , отслеживание неплатежей и случаев нарушения законодательства банком , связи с мафиозными структурами , получение прочей конфиденциальной информации.

3. Анализ банковской отчетности и динамики изменения показателей различной степени сложности.

- нормативы ЦБ к балансу
- расшифровки некоторых счетов баланса банка
- прочая информация , необходимая для расчетов К каждому заседанию кредитного комитета отбирают банки , на которые необходимо установить или пересмотреть лимит . На основании методики , разработанной на базе модели CAMEL производиться расчет рейтинга банка , лимита на него . Данная информация выноситься на рассмотрение Кредитного комитета , который утверждает размер лимита . После этого , по выписке с кредитного комитета в базу вводиться информация о сумме лимита на банк , дате ее пересмотра, и т.д.

Вопрос 81

Задачи и функции Банка России определены Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Основная цель деятельности Банка России - защита и обеспечение стабильности рубля. При этом Банк России выступает как единственный эмиссионный центр, а также как орган банковского регулирования и надзора. Комплекс основных функций Банка России закреплен в ст. 4 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в соответствии с которой Банк России:

  1. во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно - кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

  2. монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

  3. является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

  4. устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

  5. устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

  6. осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;

  7. осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

  8. регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

  9. осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Банка России;

  10. осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;

  11. организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;

  12. принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

  13. в целях осуществления указанных функций проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно - кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные;

  14. осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.1

Банк России в соответствии с законодательством занимает особое место в платежной системе России. Он не только обеспечивает общее руководство платежной системой, создает методологическую и организационную базу, но и является непосредственным участником этой системы, осуществляя межбанковские расчеты через свои подразделения.

РКЦ функционируют в исключительных случаях в экономически развитых центрах, а также при невозможности обеспечения действующих РКЦ устойчивыми основными и резервными каналами связи, кроме того, при нецелесообразности передачи большого объема операций в два этапа (в ГРКЦ, а затем в ФРЦ). На I и II этапах оптимизации расчетной сети РКЦ осуществляют ведение счетов, расчетно-кассовое обслуживание кредитных организаций (филиалов), органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, финансовых и налоговых органов, исполнительных государственных внебюджетных фондов, отделений Федерального казначейства, бюджетных организаций и других клиентов, расположенных на территории соответствующего региона, а также осуществляют другие функции, предусмотренные Типовым положением о расчетно - кассовом центре.

РКЦ осуществляют расчеты в режиме реального времени через ФРЦ.

На заключительном этапе оптимизации расчетной сети РКЦ реорганизуются в ОКЦ.

1 Федеральный закон «О ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ РФ» от 02/12/90г. №394-1, ст.4.