Аудит основных средств


Реферат >> Банковское дело

42


Введение

Главной целью аудита является обеспечение контроля за достоверностью информации, отражаемой в бухгалтерской отчетности. За последние годы в бухгалтерском учете произошли существенные изменения, обусловленные сближением российских форм и методов учета с международными и разработкой собственных учетных стандартов, отвечающих международным требованиям. Для многих бухгалтеров эти изменения непонятны и поэтому нежеланны. Адаптация к новым условиям могла бы протекать намного легче при участии и поддержке аудиторов.

Среди проблем, выдвинутых практикой перехода к рыночной экономике, особую актуальность приобретают оценка основных средств и их отражение в бухгалтерском балансе, а также методы алгоритмизации.

Точность показателей объема, состояния и движения основных средств, а в известной мере и точность их качественной характеристики во многом зависит от того, на сколько правильно и достоверно проведена их оценка, имея в виду то, что неправильная оценка основных средств может не только исказить общую картину, но и вызвать:

- неточное исчисление амортизации, а отсюда себестоимости и отпускных цен продукции (работ, услуг), следовательно, доходности, рентабельности и прибыли;

- искажение сумм причитающегося налога как с имущества, так и с прибыли;

- неправильное отражение в бухгалтерском балансе соотношения основных и оборотных средств;

- неверное исчисление ряда технико-экономических показателей, характеризующих использование основных средств: износ, коэффициенты выбытия и поступления, широко применяемые показатели эффективности: фондоотдача, фондоемкость и фондовооруженность, неверно будет исчисляться и эффективность капитальных вложений.

Своевременное проведение аудиторской проверки правильности учета, налогообложения и использования основных средств позволит избежать многих неприятностей.

Особенно важно проведение аудиторской проверки основных средств, где на долю основных средств приходится значительная часть всего имущества предприятия. Одним из таких предприятий является «НПАП-1» - филиал ГП НО «Нижегородпассажиравтотранс», занимающееся пассажирскими перевозками, на основании информации которого ведется исследование в данной работе.

С чего начать и в какой последовательности производить аудит основных средств? Этот вопрос каждый аудитор решает самостоятельно, исходя из собственного опыта и руководствуясь стандартами аудита (Международные стандарты аудита, Федеральные стандарты аудита, Внутренние стандарты аудита). Главное состоит в том, чтобы при проверке был охвачен весь комплекс вопросов по учету основных средств.

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ АУДИТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ И ИХ НОРМАТИВНО ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ.

1.1. Цель и информационная база аудита основных средств

При проведении аудита основных средств проверяют их сохранность и техническое состояние; законность и правильность документального оформления операций по поступлению, перемещению и выбытию; правильность начисления амортизации, своевременность и полноту включения её в затраты производства; правильность отражения на счетах бухгалтерского учета по поступлению, перемещению и выбытию основных средств; выполнение плана ремонтов, их своевременность и качество.

Источниками контроля операций по учету основных является первичная документация на их поступление, выбытие и внутреннее перемещение, на ремонт, по начислению амортизации, а также данные аналитического и синтетического учета основных средств.

Проверяя состояние учета основных средств, нужно убедиться в правильности организации аналитического учета; выяснить, все ли основные средства закреплены за материально ответственными лицами; правильно ли проведена последняя инвентаризация, каковы её результаты и отражены ли они в учете; проконтролировать достоверность учетных данных о наличии и движении основных средств.

Аналитический учет основных средств ведется в инвентарных карточках, что снижает трудоёмкость учётной работы, даёт возможность группировать основные средства, позволяет автоматизировать учётный процесс, а также значительно расширить информацию об отдельных объектах основных средств. Аудитор должен проверить правильность ведения учётных карточек индивидуального и группового учёта основных средств. Особое внимание обращается на правильное и своевременное заполнение всех реквизитов карточек, что имеет большое контрольное значение и предотвращает замену новых одноименных предметов старыми. Это необходимо также для получения полной и объективной информации о состоянии и использование того или иного объекта основных средств.

Следует проверить количество инвентарных карточек. С этой целью сопоставляют данные описей инвентарных карточек по учету основных средств по классификационным группам с имеющимся в картотеке инвентарными карточками. При отсутствии каких-либо инвентарных карточек следует выяснить причины, убедиться в наличии объектов, по которым нет инвентарных карточек, и предложить восстановить аналитический пообъектный учет основных средств.

При расхождении между данными аналитического и синтетического учета необходимо выяснить их причины и виновных в этом должностных лиц, определить последствия и внести предложения по устранению выявленных недостатков.

Необходимо убедиться в достоверности данных показателей инвентарных карточек. Для этого следует выборочно, по отдельным видам средств, например, по тем, что подвергались ремонту в отчетном периоде, проверить, правильно ли отражены затраты на ремонт.

Важным условием обеспечения сохранности основных средств является качественное провидение их инвентаризации. Поэтому в процессе контроля нужно проверить полноту и своевременность её осуществления и правильность отражения результатов в бухгалтерском учёте. Аудитору это необходимо для того, чтобы убедиться, насколько важно доверять результатам проведённой инвентаризации на предприятии, чтобы уменьшить аудиторский риск.

При небольшом количестве объектов основных средств аудитор подвергает сплошной проверке наличие основных средств. При значительном перечне сплошным порядком инвентаризируют транспортные средства, компьютеры, дорогостоящую мебель. Особое внимание уделяют предметам, поступившим в конце года. При этом учитывают профильность оборудования и оценивают целесообразность приобретения. Следует обращать внимание на качество оформления инвентаризационных описей. Встречаются случаи формального проведения инвентаризации, когда сведения об объектах просто переносятся в инвентаризационные описи из инвентарных карточек или прошлогодних материалов. Необходимо проверить, были ли выявлены в процессе инвентаризации объекты основных средств, пришедшие в негодность и подлежащие списанию или реализации. На такие объекты составляют отдельные инвентаризационные описи.

На основе изучения всех материалов инвентаризации, включая и отражение её результатов на счетах бухгалтерского учёта, даётся заключение о качестве проведенной инвентаризации и предложение по улучшению учёта. Кроме того, проверяют, проводилась ли предусматриваемая законодательством переоценка имущества, правильность применения коэффициента пересчёта балансовой стоимости объектов. Визуально, с формальной точки зрения и по существу, анализируют материалы переоценки, памятуя, что новая восстановительная стоимость через амортизацию существенно повышает затраты организации.

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.08г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" и правилом (стандартом) аудиторской деятельности N1 "Цель и основные принципы аудита финансовой отчетности" целью аудита основных средств является установление соответствия применяемой в организации методики учета, налогообложения операций по движению основных средств нормативным актам, действующим в РФ. Классификация Федеральных стандартов аудиторской деятельности представлена в табл.1.1.1

Для достижения цели аудитору необходимо:

  • оценить систему внутреннего контроля организации-клиента;

  • определить методы проверки;

  • разработать программу аудиторских процедур.

Под информационным обеспечением аудита понимается состав информации, используемой при выполнении аудиторских работ и способов ее организации.

Информацию можно подразделить на две группы:

1. нормативно-правовая информация;

2. информация проверяемого экономического субъекта и третьих лиц.

Источники информации, используемые при аудите основных средств, зависят от принятой предприятием учетной политики. Это выражается в выборе форм учета: журнально-ордерной, мемориально-ордерной, упрощенной, машинно-ориентированной, а также в перечне применяемых регистров, их построении, последовательности и способах записей в них. Но следует помнить, что при любой форме учета операции по основным средствам должны оформляться унифицированными межведомственными формами первичной учетной документации:

  • форма ОС-1 — акт (накладная) приемки-передачи основных средств;

  • форма ОС-3 — акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов;

  • форма ОС-4 — акт на списание основных средств;

  • форма ОС-4а — акт на списание автотранспортных средств;

  • форма ОС-6 — инвентарная карточка учета основных средств;

  • форма ОС-14 — акт о приемке оборудования;

  • форма ОС-15 — акт приемки-передачи оборудования в монтаж;

  • форма ОС-16 — акт о выявленных дефектах оборудования;

  • синтетический учет движения основных средств и их износа ведется в журналах-ордерах №13,10,10/1, а при использовании компьютерных информационных технологий — в дебетовых и кредитовых оборотов по счетам 01, 02;

  • Главная книга;

  • баланс (ф. № 1);

  • отчет о прибылях и убытках (ф. № 2);

  • приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 5).

Основные направления аудита учета основных средств должны обеспечить:

  • контроль за наличием и сохранностью основных средств;

  • правильность отнесения предметов к основным средствам;

  • правильность оценки основных средств в учете;

  • правильность оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию основных средств;

  • правильность начисления и отражения в учете амортизации и ремонта основных средств;

  • правильность отражения данных о наличии и движении основных средств в бухгалтерском учете и отчетности.

В соответствии с основными направлениями и задачами аудита основных средств можно выделить следующие направления проверки:

  1. оценка сохранности и проверка наличия основных средств

  2. проверка соблюдения условий для отнесения имущества к основным средствам

  3. проверка документального оформления и учета основных средств

  4. проверка правильности формирования первоначальной и восстановительной стоимости основных средств

  5. аудит начисления амортизации в бух.учете и налоговом учете

  6. проверка операций с основными средствами в рамках заключенных договоров аренды

  7. анализ и обобщение результатов аудита

1.2. Нормативно-правовое обеспечение аудита основных средств

Основными нормативными документами, регулирующими порядок ведения бухгалтерского учета по основным средствам, являются:

  • Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Минфина РФ от 30.03.2001г. №26н,

  • Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина РФ от 29.07.1998г. №34н (в редакции от 24.03.2000г. 2),

  • План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденные Приказом Минфина РФ от 31.10.2000г. №94н,

Следует иметь в виду, что ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (и ПБУ5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденным Приказом Минфина РФ от 09.06.2001г. №44н) установлены критерии отнесения имущества к основным средствам (и материально-производственным запасам), отличные от критериев, установленных вышеуказанным Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Поскольку указанные ПБУ являются документами той же юридической силы, изданными в более поздний период, то Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации следует считать действующим в части, не противоречащей этим ПБУ.

Бухгалтерский учет отдельных операции с основными средствами регламентируется:

  • Письмом Минфина РФ от 30.12.1993г. №160 «Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций» и Положением по бухгалтерскому учету «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» ПБУ 2/94, утвержденным Приказом Минфина от 20.12.1994г. №167, где описаны особенности порядка формирования первоначальной стоимости основных средств, создаваемых в результате капитального строительства,

  • Положением по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» ПБУ 15/01, утвержденным Приказом Минфина РФ от 02.08.2001г. №60н, где установлен порядок учета процентов по займам, используемым на приобретение или строительство инвестиционных активов,

  • Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденным Приказом Минфина РФ от 06.05.1999г. №32н (в ред. от 30.03.2001г.) и Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденным Приказом Минфина РФ от 06.05.1999г. №33н (в ред. от 30.03.2001г.), где описан порядок отражения в учете и отчетности ряда операций, связанных с выбытием, переоценкой и арендой основных средств,

  • Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденным Приказом Минфина РФ от 09.06.2001г. №44н, где конкретизирован порядок оценки материально-производственных запасов, поступающих в результате выбытия основных средств.

Кроме того, бухгалтерский учет основных средств регламентируется:

  • Едиными нормами амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденными Постановлением Совмина СССР от 22.04.1990г. №1072,

  • Положением о порядке начисления амортизационных отчислений по основным фондам в народном хозяйстве, утвержденным Госпланом СССР, Минфином СССР, Госбанком СССР, Госкомцен СССР, Госкомстатом СССР и Госстроем СССР 29.12.1990г. №ВГ-21-Д/144/17-24/4-73,

  • Приказом Минфина РФ от 17.02.1997г. №15 «Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга» (в редакции от 23.01.2001г.),

  • Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина РФ от 20.07.1998г. №33н (в редакции от 28.03.2000 г.),

Эти документы следует признавать действующими лишь в части, не противоречащей вышеуказанным основным и другим более поздно принятым нормативным документам.

Унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств утверждены:

  • Постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997г. №71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве» (в редакции от 06.04.2001г.),

  • Постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998г. №88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» (в редакции от 03.05.2000г.).

Порядок составления и заполнения статистической отчетности по основным средствам установлен:

  • Постановлением Госкомстата РФ от 07.02.2001г. №13 «Об утверждении инструкций по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения за наличием и движением основных фондов» (в редакции от 27.12.2001г.),

  • Постановлением Госкомстата РФ от 29.06.2001г. №48 «Об утверждении форм федерального государственного статистического наблюдения для организации статистического наблюдения за основными фондами и строительством на 2002 год»,

  • Постановлением Госкомстата РФ от 11.02.1999г. №13 «Об утверждении инструкций по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения за наличием и движением основных фондов» (в редакции от 07.02. 2001г., в части статистической отчетности по основным средствам субъектов малого предпринимательства),

  • Постановлением Госкомстата РФ от 21.07.1998г. №73 «Об утверждении форм федерального государственного статистического наблюдения за основными фондами и строительством на 1999 год» (в редакции от 29.06.2001г., в части формы статистической отчетности по основным средствам субъектов малого предпринимательства).

Порядок налогообложения операций с основными средствами регламентируется:

  • Налоговым Кодексом РФ (часть первая от 31.07.1998г. №146-ФЗ, в редакции от 29.12.2001г., и часть вторая от 05.08.2000г. №117-ФЗ, в редакции от 31.12.2001г.),

  • Законом РФ «О налоге на имущество предприятий» от 13.12.1991г. №2030-1 (в редакции от 04.05.1999г.) и соответствующей Инструкцией ГНС РФ от 08.06.1995г. №33 (в редакции от 20.08.2001г.),

  • Законом «О дорожных фондах в Российской Федерации» от 18.10.1991г. №1759-1 (в редакции от 27.12.2000г.) и соответствующей Инструкцией МНС РФ от 04.04.2000г. №59 (в редакции от 20.10.2000г.).

При анализе налоговых последствий операций с основными средствами следует особо отметить тот факт, что глава 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового Кодекса РФ требует определять налогооблагаемую прибыль по правилам, часто отличающимся от правил бухгалтерского учета, в связи с чем необходима организация особого налогового учета, в том числе и операций с основными средствами.

Приведенный перечень нормативных документов, регулирующих порядок отражения в учете и порядок налогообложения основных средств нельзя считать полным, поскольку решения о порядке учета любых операций должны приниматься с учетом требований всех действующих нормативных документов по конкретному вопросу (положений Гражданского Кодекса РФ, Федерального Закона о лизинге, региональных и местных нормативных актов по налогообложению, международных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, соглашений о разделе продукции и соответствующего Федерального Закона и т.д.).

Аудит основных средств осуществляется с учетом положений отраженных в следующих нормативных актах:

- Федеральный закон «о бухгалтерском учете» от 21.11.96 №129-ФЗ (ред.от 30.06.2003);

- Налоговом кодексе РФ (части первой) от 31.07.98 №146-ФЗ (ред. от 23.12.2003);

- Налоговом кодексе РФ (части второй) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 23.12.2003);

- Положении по бухгалтерскому учету «учет основных средств ПБУ 6/01, утв. Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 №26н (ред. от 18.05.2002).

1.3. Этапы аудита основных средств

Аудит - это, прежде всего предпринимательская деятельность аудиторов по проведению проверок, консультированию клиентов по учетным, налоговым, управленческим и другим вопросам с целью подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности и повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Поскольку каждая аудиторская проверка ограничена во времени, аудитору всегда важно четко определить ее цели, безошибочно выбрать исследуемые объекты проверки, грамотно спланировать свои действия, применить эффективные аудиторские процедуры и собрать необходимые доказательства для формулирования объективного заключения. Для успешной реализации целей конкретной аудиторской проверки необходимо, чтобы последовательно выполнялись основные этапы проведения аудита.

Основные этапы проведения аудиторской проверки в экономическом субъекте:

  1. независимо от организационно-правовой формы собственности аудит основных средств необходимо начинать с ознакомления с учетной политикой проверяемого экономического субъекта в части организации учета основных средств;

  2. следующий этап аудита основных средств – проверка результатов последней инвентаризации основных средств;

  3. затем следует совершить следующие действия:

- ознакомление с материалами по переоценке основных средств за проверяемый период и их отражение в учете;

- проверка наличия приказов (распоряжений) о создании на предприятии постоянно действующей комиссии по списанию основных средств, о лицах, ответственных за сохранность основных средств в местах эксплуатации, о наличии с ними договоров о полной материальной от ветственности;

- ознакомление с договорами купли-продажи основных средств, заключенными с юридическими и физическими лицами;

- ознакомление с порядком ведения картотеки основных средств и инвентарных списков по конкретным материально ответственным лицам бухгалтерией предприятия;

- установление обеспеченности бухгалтерии предприятия действующими нормативными документами.

ГЛАВА 2. ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

2.1. Понимание деятельности аудируемого лица.

Объектом исследования выбрано «НПАП № 1» - один из филиалов ГП НО «Нижегородпассажиравтотранс».

Полное наименование филиала: «Нижегородское пассажирское автотранспортное предприятие № 1» - филиал Государственного предприятия Нижегородской области «Нижегородский пассажирский автомобильный транспорт».

Сокращенное наименование филиала: «НПАП № 1» - филиал ГП НО «Нижегородпассажиравтотранс».

Дата создания – июнь 1930 года.

Юридический адрес: 603950, г.Нижний Новгород, ул.Ильинская, 83А.

Фактический адрес: 603068, г.Нижний Новгород, ул.Кима, 335.

Органом управления филиала является Директор филиала, который действует на основании доверенности, выдаваемой Генеральным директором предприятия.

Предприятие осуществляет следующие виды деятельности:

  • перевозка пассажиров и их багажа;

  • перевозка грузов;

  • оказание автотранспортных услуг предприятиям и населению по разовым заказам;

  • сервисное обслуживание пассажиров, оказание услуг по предварительной и текущей продаже билетов;

  • оказание услуг по управлению движением автобусов через диспетчерские пункты, автостанции (диспетчерские услуги), оказание справочно-информационных услуг;

  • выполнение мероприятий по государственной поддержке пассажирского автотранспорта и обновление автобусного парка предприятия;

  • контроль за соблюдением Правил перевозок пассажиров и багажа, а также других правил и положений, регламентирующих использование подвижного состава автомобильного транспорта общего пользования;

  • проведение мероприятий по обеспечению всестороннего и полного учета выполняемых объемов работ, сбора денежной выручки, расходования автомобильного топлива;

  • оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств по заявкам граждан и организаций.

Бухгалтерский учет ведется способом двойной записи с использованием журнально – ордерной системы, автоматизированных систем: «Парус», «БЭСТ», «1С: Предприятие» и других бухгалтерских компьютерных программ.

Порядок ведения бухгалтерского учета основных средств регламентируется Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств (ПБУ 6/01)», утвержденный приказом Минфина России от 30.03. 2001 г. № 26 н. Основные средства учитываются сроком полезного использования более 12 месяцев без ограничения стоимости в соответствии с единой типовой классификацией, в которой они группируются по отраслевому признаку, назначению, видам, принадлежности и использованию.

2.2. Оценка системы бухгалтерского учета, системы внутреннего контроля, уровня существенности и аудиторского риска.

В ходе аудиторской проверки аудитор обязан разобраться в системе бухгалтерского учета, которая применяется на проверяемом ил экономическом субъекте, и при этом изучить и оценить те средства контроля, на основе которых он собирается определить суть, масштаб и временные затраты предполагаемых аудиторских процедур.

Аудитор в ходе аудиторской проверки обязан получить достаточную убежденность в том, что система бухгалтерского учета достоверно отражает хозяйственную деятельность проверяемого экономического субъекта. От оценки аудитором состояние учета и внутреннего контроля на экономическом субъекте будут зависеть все его последующие действия: проводить аудиторские процедуры выборочно или проводить сплошную проверку. Разумеется, сплошная проверка очень трудоемка, но согласно нормам профессиональной этики, аудитор должен либо полностью убедиться в достоверности (или недостоверности) бухгалтерской отчетности клиента, либо отказаться от выражения мнения о ней.

При оценке эффективности и надежности системы внутреннего контроля в целом, контрольной среды и отдельных средств контроля аудитор обязан использовать не менее трех следующих градаций:

  • высокая;

  • средняя;

  • низкая.

Изучение и оценка особенностей системы бухгалтерского отчета, изучение и оценка системы внутреннего контроля должны в обязательном порядке документироваться.

Система внутреннего контроля экономического субъекта должна включать в себя:

  • надлежащую систему бухгалтерского учета;

  • контрольную среду;

  • отдельные средства контроля.

Знакомство с системой бухгалтерского учета включает в себя изучение, анализ и оценку учетной политики и основных принципов ведения бухгалтерского учета, порядка отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета, роли и места вычислительной техники в ведении учета и других сторон деятельности проверяемого экономического субъекта.

Контрольная среда, под которой понимаются осведомленность и практические действия руководства экономического субъекта, направленные на установление и поддержание системы внутреннего контроля, включает в себя:

  1. Стиль и основные принципы управления данным экономическим субъектом;

  2. Организационную структуру экономического субъекта;

  3. Распределение ответственности и полномочия;

  4. Осуществляемую кадровую политику;

  5. Порядок подготовки бухгалтерской отчетности для внешних пользователей;

  6. Порядок осуществления внутреннего управленческого учета и подготовки отчетности для внутренних целей;

  7. Соответствие хозяйственной деятельности экономического субъекта в целом требованиям действующего законодательства.

Произведем оценку эффективности и надежности системы внутреннего контроля в «НПАП – 1», касающейся учета основных средств. Учет основных средств осуществляет бухгалтер по основным средствам при непосредственном контроле главного бухгалтера. Операции по ремонту и аренде учитывает только главный бухгалтер. Переоценка и амортизация основных средств, ведомости учета и движения основных средств ведутся автоматизированным способом, поэтому исключается возможность арифметической ошибки. Ремонт основных средств осуществляется на основании утвержденных норм при участии специалистов планового отдела, что исключает необоснованное завышение затрат на ремонт. Все виды выбытия основных средств, в т.ч. и передача в аренду, осуществляется на основании письменного разрешения руководителя, и при непосредственном участии оценочной комиссии. При приемке объектов основных средств также участвует утвержденная руководителем комиссия. Все решения комиссии строго задокументированы. На предприятии существует пропускной режим, любой вывоз имущества с территории организации осуществляется на основании заявки на вывоз. Заявка на вывоз является бланком строгой отчетности и выписывается только на основании специальных документов в бухгалтерии. Заявку подписывают руководитель и главный бухгалтер. Таким образом осуществляется контроль за вывозом имущества, в т.ч. объектов основных средств.

В «НПАП-1» ежегодно по состоянию на 1 ноября проводится инвентаризация основных средств, для чего составляется Инвентаризационная опись основных средств3, результаты инвентаризации отражаются в Ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией4. По состоянию на 1 ноября 2008 года отклонений фактического наличия основных средств от учетных данных выявлено не было.

Наиболее простым и эффективным способом получения предварительной (необходимой) информации о состоянии внутреннего контроля основных средств является тестирование по вопросам, приведенным в табл. 1:

Таблица 1

Вопросник для оценки внутреннего контроля: основные средства

№ п/п

Направления или предпосылки подготовки отчетности и вопросы тестирования

Ответы

Источники информации

Нет ответа

Да

Нет

1

2

3

4

5

6

1

Организация

Соответствует ли структура бухгалтерии масштабам организации и особенностям ее деятельности?

+

Положение о бухгалтерии

2

Реальность

Фиксируются ли в учете места размещения и эксплуатации основных средств и за кем они закреплены?

+

Выборочная проверка

3

Проводится ли периодическая инвентаризация основных средств?

+

Инвентаризационные описи

4

Полнота

Застрахованы ли объекты основных средств на случай стихийных бедствий?

+

Выборочная проверка, опрос бухгалтера, руководителя, подтверждения от страховщиков.

5

Разрешение

Подписываются ли главным бухгалтером и утверждаются ли руководителем акты приема-передачи и списания основных средств?

+

Выборочный просмотр актов приема-передачи и списания основных средств.

6

Точность

Выбран ли вариант (способ) начисления амортизации основных средств в учетной политике?

+

Изучение учетной политики.

7

Отражена ли информация о сроке полезного использования (СПИ) объектов основных средств в учетной политике?

+

Изучение учетной политики.

8

Проверяют ли начисление амортизации внутренние аудиторы или другие ответственные лица?

+

Опрос внутренних аудиторов или других ответственных лиц.

9

Классификация

Выбран ли вариант учета и финансирования затрат на ремонт основных средств в учетной политике?

+

Изучение учетной политики.

9

Представление

Проверка наличия на объектах ОС металлического жетона, нанесения краской или иным способом номера.

+

Осмотр объектов ОС.

10

Ответственность за объекты ОС

Назначаются ли материально-ответственные лица на должность приказом руководителя организации?

+

Выборочный просмотр приказов.

11

Заключены ли договоры о полной индивидуальной материальной ответственности с материально-ответственными лицами

+

Выборочный просмотр договоров о полной индивидуальной материальной ответственности.

12

Возникновение

Заключены ли договоры купли-продажи (поставки) ОС в соответствии с требованиями законодательства?

+

Выборочный просмотр договоров купли-продажи (поставки) ОС (соответствие ГК ст. 454-524), опрос работников юридического отдела организации.

Результаты опроса показали хорошую подготовленность и компетентность сотрудников в области учета основных средств.

Таким образом, эффективность и надежность системы внутреннего контроля по учету основных средств в «НПАП-1» можно оценить как высокую. В дальнейшем при проведении аудиторской проверки основных средств использовать выборочные методы контроля. В целях экономии времени можно полностью отказаться от проведения инвентаризации основных средств (проверки наличия основных средств), проверки правильности начисления амортизации, поскольку на предприятии используется лишь линейный метод начисления амортизации и автоматизированным способом.

Для оценки системы внутреннего контроля, бухгалтерского учёта основных средств применяется метод тестирования, позволяющий обнаружить ошибки, допущенные при недостаточно объективной системе внутреннего контроля.

Тестирование может быть произведено в ряде вопросов, задаваемых аудитором персоналу проверяемого предприятия. Ответы персонала предприятия могут указать на ошибки, недоработки, которые должны быть исправлены.

Таблица 2

Вопросник для оценки внутреннего контроля :

бухгалтерский учет хозяйственных операций ОС.

№ п/п

Направления (или предпосылки подготовки отчетности) и вопросы тестирования

Ответы

Источники информации

Нет ответа

Да

Нет

1

2

3

4

5

6

1

Условия

Ведутся ли детализированные регистры для различных видов основных средств?

+

Просмотр регистров учета основных средств.

2

Полнота

Анализируется ли периодически правильность начисления налогов? Когда проводился последний анализ?

+

Опрос главного бухгалтера либо ответственного за это действие лица.

3

Правильность принятия вычетов по НДС.

+

Выборочная проверка счетов-фактур от поставщиков, перекрестная процедура с аудитором на участке аудит налогов.

4

Периодизация

Отражаются ли в учете основные средства на дату утверждения акта приема-передачи?

+

Выборочная проверка актов приема-передачи ОС.

5

Правильно ли отражен в бухгалтерском учете временной период операций по учету доходов?

+

Выборочная проверка.

6

Представление

Используются ли для учета ОС унифицированные формы учета?

+

Выборочный просмотр первичной документации.

7

Представление

Вся ли информация об ОС есть в инвентарных карточках?: СПИ, способ начисления амортизации, освобождение от амортизации (если имеет место), индивидуальные особенности объекта.

+

Выборочный просмотр инвентарных карточек ОС (форма ОС-6).

8

Суммарно стоимость ОС, указанных в инвентарных карточках или книгах, соответствует стоимости ОС, числящихся в учете на счете 01 «Основные средства».

+

Выборочная сверка результатов по счету ОС с суммой в инвентарных карточках.

9

Точность

Корреспонденция счетов по поступлению и выбытию ОС соответствует требованиям законодательства.

+

Просмотр корреспонденции и выявление неправильных проводок.

10

Оценка

Слагается ли стоимость ОС из фактических затрат на объект.

+

Выборочная проверка операций по приобретению, изготовлению, безвозмездной передаче ОС.

Из данных тестирования можно сделать вывод о том, что и величина контрольного, и величина неотъемлемого риска будут средними, так как можно дать хорошую оценку ситуации в учете и контроле ОС на данном предприятии. Но исходя из того, что в «НПАП-1» вся деятельность держится на ОС, следует посоветовать начальству предприятия, чтобы ни одного пункта в учете и контроле за ОС не было пропущено. Чтобы в будущих проверках аудитор смог бы поставить во всех пунктах своего опросника плюсы, чтобы максимальное внимание было уделено именно этой части финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Еще до начала составления плана и программы аудита необходимо рассчитать уровень существенности. Необходимо проанализировать числовые значения, записанные в четвертом столбце. В том случае, если какие-либо значения сильно отклоняются в большую и (или) меньшую сторону от остальных, можно отбросить такие значения. На базе оставшихся показателей рассчитывается средняя величина, которую можно для удобства дальнейшей работы округлить, но так, чтобы после округления ее значение изменилось бы не более чем на 20% в ту или иную сторону от среднего значения. Данная величина и является единым показателем уровня существенности, которую можно использовать в процессе проведения аудита. Расчет уровня существенности, проводимый на основании показателей Формы 1 «Бухгалтерский баланс на 31 декабря 2008 года5 и Формы 2 «Отчет о прибылях и убытках» за 2008 год6 рассмотрим в табл.2.2.

Таблица 2.2.

Расчет уровня существенности

Наименование базового показателя

Значение базового показателя бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта

Доля, %

Значение применяемое для нахождения уровня существенности

1

2

3

4

Балансовая прибыль предприятия

48702

5

2435

Валовой объем реализации без НДС

431044

2

8621

Валюта баланса

135945

2

2719

Собственный капитал

82898

10

8290

Общие затраты предприятия

679945

2

13599

Среднее арифметическое показателей в столбце 4 составляет:

(2435 + 8621 + 2719 + 8290 + 13599)/5 = 7133 тыс. руб.

Наименьшее значение отличается от среднего на:

(7133 – 2435)/7133 * 100% = 66%, т.е. более чем вдвое.

Наибольшее значение отличается от среднего на:

(13599 – 7133)/7133 * 100% = 91%, т.е. почти вдвое

Поскольку наибольшее значение 13599 тыс.руб. отличается от среднего почти вдвое, а наименьшее значение 2435 тыс. руб. менее отличается от среднего значения, принимаем решение отбросить при дальнейших расчетах наибольшее значение, а наименьшее оставить.

Новое среднее арифметическое составит:

(2435 + 8621 + 2719 + 8290)/4 = 5516 тыс. руб.

полученную величину допустимо округлить до 6000 тыс. руб. и использовать данный количественный показатель в качестве значения уровня существенности. Различия между значениями уровня существенности до и после округления составит:

(6000 – 5516)/5516 * 100% = 9%, что находится в пределах 20%.

Риск присутствует в любой предпринимательской деятельности, в том числе и аудиторской. Поскольку основным результатом деятельности аудитора является его мнение о достоверности бухгалтерской отчетности, то аудиторский риск связан с тем, что это мнение может оказаться ошибочным. Таким образом, аудиторский риск — это предпринимательский риск аудитора (аудиторской фирмы), он означает вероятность нали­чия в бухгалтерской отчетности экономического субъекта невыявленных существенных ошибок и (или) искажений после подтверж­дения ее достоверности или вероятность признания существенных искажений в ней, в то время как на самом деле такие искажения отсутствуют.

2.3. Формирование плана и программы аудита основных средств.

Специфика экономического субъекта, объем и сложность работы по его проверке каждый раз требует определения четкой последовательности шагов при проведении аудита и правильного распределения обязанностей между аудиторами, если проверку проводят несколько специалистов. При разработке плана и программы аудиторской проверки используется аудиторский стандарт “Планирование аудита”.

План аудиторской проверки отражает укрупненные группы аудиторских работ по объектам и группам хозяйственных операций, сроки исполнения работ и исполнителей. План составляется в письменной форме. Цель составления плана:

  • предварительно определить объем и характер необходимых тестов;

  • оценить затраты времени и труда по их проведению;

  • достичь взаимопонимания с клиентом по всем основным вопросам до начала проверки;

  • иметь доказательства обоснованности выполнения аудита и качества его проведения у данного клиента.

В плане аудита основных средств можно выделить следующие виды работ:

  1. Аудит наличия и аналитического учета основных средств.

  2. Аудит поступления основных средств.

  3. Аудит выбытия основных средств.

  4. Аудит начисления амортизации.

  5. Аудит переоценки основных средств.

  6. Аудит аренды основных средств.

  1. Аудит ремонта основных средств.

Детализацией общего плана аудита является аудиторская программа, которая является перечнем аудиторских процедур по каждому виду аудиторских работ. Аудиторские процедуры можно определить как совокупность операций обработки данных, выполняемых для достижения целей аудита при проверке конкретных хозяйственных операций с применением определенных аудиторских приемов. В программе аудиторской проверки указываются:

  1. Цель аудита.

  2. Основные участки работы экономического субъекта и разделы учета, подлежащие проверке.

  3. Характер проверки (сплошная, выборочная, визуальная и т.д.).

  4. Закрепление обязанностей за членами бригады аудиторов.

  5. Предполагаемая продолжительность проверки и сроки ее начала и окончания.

В области учета основных средств могут быть следующие нарушения, которые аудитор при составлении аудиторской программы должен принять к сведению:

1.При ведении аналитического учета.

1.1. Документальное оформление операций по движению основных средств документами произвольной формы.

1.2. Ведение инвентарных карточек не по всем видам или объектам основных средств.

2. Нарушение дисциплины по осуществлению контроля за сохранностью основных средств.

2.1. Отсутствие заключения договоров о полной индивидуальной материальной ответственности.

2.2. Отсутствие некоторых предметов, взятых в домашнее пользование сотрудниками организации и неоформленные документально.

2.3. Проведение инвентаризации реже 1 раза в 3 года.

3. Нарушение правильности начисления износа.

3.1. Начисление износа реже 1 раза в месяц.

3.2. С целью умышленного занижения конечного результата продолжается начисление износа по объектам с истекшими сроками полезного использования.

3.3. Неправомочное использование механизма ускоренной амортизации.

4. Неправильное отнесение затрат по ремонту основных средств на себестоимость продукции (работ, услуг).

4.1. Завышение объема ремонтных работ и необоснованное списание выплаченной зарплаты.

5. Нарушение в учете аренды основных средств.

5.1. Отсутствие договоров аренды.

6. Нарушение учета и налогообложения поступления основных средств.

6.1. Неправильное формирование первоначальной стоимости объекта основных средств.

6.2. При безвозмездном получении основных средств их стоимость не присоединяется к налогооблагаемой прибыли.

6.3. Занижение стоимости приобретенного транспортного средства с целью занижения налогооблагаемой базы при уплате налога на приобретение транспортных средств.

7. Неправильное отнесение имущества к основным средствам.

В соответствии с приведенным выше планом разработаем программу аудита основных средств. При разработке программы используем следующие условные обозначения методов сбора аудиторских доказательств:

1 - инвентаризация;

2 - контрольный обмер;

3 - формальная проверка;

4 - арифметическая проверка;

5 - проверка по существу;

6 - наблюдение;

7 - опрос;

8 - анализ.

Программа аудиторской проверки основных средств приведена в таблице 2.3 7.

ГЛАВА 3. СБОР АУДИТОРСКИХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ И ОБОБЩЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОЛВ ПРОВЕРКИ

3.1. Сбор аудиторских доказательств и их документирование.

Источниками получения аудиторских доказательств (доказательной информацией) являются:

    1. первичные документы экономического субъекта и третьих лиц;

    2. регистры бухгалтерского учета экономического субъекта;

    3. результаты анализа финансово - хозяйственной деятельности экономического субъекта;

    4. устные высказывания сотрудников экономического субъекта и третьих лиц;

    5. сопоставление одних документов экономического субъекта с другими, а также сопоставление документов экономического субъекта с документами третьих лиц;

    6. результаты инвентаризации имущества экономического субъекта, проводимой сотрудниками экономического субъекта;

    7. бухгалтерская отчетность.

Аудит поступления основных средств

При аудите данных операций необходимо обратить внимание на правильность формирования первоначальной стоимости основных средств, суммовых разниц для целей бухгалтерского учета и налогообложения, сумм НДС уплаченных при их приобретении, процентов за пользование заемными средствами для целей бухгалтерского учета и налогообложения.

В соответствии с п. 7,8 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 № 25н, объекты ОС принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, в качестве которой при приобретении объектов за плату признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов. В данном случае объект основных средств – сервер DEPO Storm 1000, поступил на предприятие «НПАП – 1» по товарной накладной № В-259 от 18.03.2008 на сумму 37482,35 руб. в том числе НДС 5717,65 руб. Так как стоимость объекта превышает 20000 руб., то объект относится к основным средствам и относится ко второй амортизационной группе.

Согласно Инструкции по применению Плана счетов счет 08 «Вложения во Внеоборотные активы» предназначен для обобщения информации о затратах организации на объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основного средства. Таким образом затраты по приобретению основного средства должны отражаться проводкой дебет 08 кредит 60 на стоимость основного средства без НДС. Сумма НДС, подлежащая уплате продавцу, отражается по дебету счета 19, в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Следовательно, в бухгалтерском учете поступление сервера оформляется следующими проводками:

Дт 08 Кт 60 – 31764,70 руб. – на сумму основного средства без НДС.

Дт 19 Кт 60 – 5717,65 руб. – сумма НДС уплачиваемая поставщику.

При погашении задолженности перед продавцом в учете делается запись по дебету счета 60 и кредиту счета 51 «Расчетные счета». При оплате сервера поставщику делается проводка Дт 60 Кт 51 – 37482,35.

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов сформированная первоначальная стоимость основного средства, введенного в эксплуатацию и оформленного в установленном порядке, списывается с кредита счета 08 в дебет счета 01 «Основные средства», который предназначен для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации. Объект рассматривается как основное средство только после начала его фактического использования и, соответственно, оформления формы № ОС-1 «Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)8. Ввод сервера в эксплуатацию оформляется проводкой Дт 01 Кт 08 – 31764,70 руб. Форма № ОС-1 отражает такие данные как дату ввода в эксплуатацию, в нашем случае 21.03.2008, срок полезного использования – 36 месяцев или 3 года ,в соответствии с классификацией основных средств, способ начисления амортизации – линейный, норму амортизации, рассчитываемую как 100/3=33% и первоначальную стоимость объекта.

Сумму НДС, уплаченную контрагенту, организация на основании подп. 1 п.2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК имеет право принять к вычету при наличии счета- фактуры и документов, подтверждающих фактическую оплату в полном объеме, после принятия на учет объекта основного средства. Принятая к вычету сумма НДС отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 68 в корреспонденции со счетом 19 на сумму 5717,65 руб.

Имеющиеся основные средства заносятся в форму № ОС-6 «Инвентарная карточка учета объекта основных средств». Из данных этой формы можем получить следующие сведения, что сервер был введен в эксплуатацию 21 марта 2008 года и на конец отчетного периода 31.12.2008 года фактический срок службы составил 9 месяцев, следовательно, сумма начисленной амортизации составит: (31764,70/36)*9=7641,17, таким образом остаточная стоимость сервера составит 31764,70 – 7641,17=24123,53 руб.

В ходе аудиторской проверки правильности оформления и отражения в учете операций по поступлению основных средств проверяется следующая документация:

  • карточка счета 01 «Основные средства»;

  • акты приемки-передачи основных средств (форма ОС-1);

  • договоры, связанные с операциями поступления основных средств (купли-продажи, дарения, подряда, учредительный);

  • иные системные документы (приказы)

Также в процессе проверки проверяется правильность оценки первоначальной стоимости основных средств. Оценка первоначальной стоимости зависит от способа их поступления в организацию. В первоначальную стоимость основного средства должны быть включены затраты связанные с доставкой и доведению их до состояния, пригодного к эксплуатации.

Ошибочная оценка первоначальной стоимости основного средства, вызовет неправильное исчисление амортизации, искажение расходов, прибыли, неправильное исчисление налога на имущество.

Следовательно, источниками информации при проверке правильности оценки первоначальной стоимости основных средств:

  • карточка счета 08 «Вложения во внеоборотные активы»;

  • ведомость аналитического учета по счету 01 «Основные средства»;

  • инвентарные карточки учета основных средств (форма ОС-6);

  • системные документы (заключение оценщиков, документы, содержащие информацию о рыночной стоимости основных средств).

Аудит использования основных средств.

В данном пункте рассмотрим правила начисления амортизации основных средств. В организации «НПАП - 1» предусмотрен линейный метод начисления амортизации.

Способ начисления амортизации устанавливается учетной политикой организации на весь срок полезного использования объектов основных средств. Учетной политикой организации предусмотрено списание основных средств стоимостью до 20 тыс. руб.

Согласно п. 20 ПБУ 6/01 срок полезного использования определяется организацией по каждому объекту основного средства при принятии его к бухгалтерскому учету.

Кроме того, при определении срока полезного использования приобретенных основных средств с целью сближения бухгалтерского и налогового учета можно воспользоваться Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы.

В процессе проверки необходимо убедиться в том, что данные учетные аспекты установлены учетной политикой и неизменны в течение срока полезного использования основных средств и в течение года.

  • приказ по учетной политике организации;

  • расчеты амортизации основных средств;

  • карточка счета 02 «Амортизация основных средств».

Следует отметить, что начисление амортизации должно начинаться с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к учету, заканчиваться с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости либо списания объекта.

Источниками информации в этом случае являются:

  • карточка счета 02 «Амортизация основных средств»;

  • инвентарные карточки учета основных средств (форма ОС-6);

  • расчеты амортизационных отчислений;

  • системные документы, связанные с определением срока полезного использования (приказы, рекомендации изготовителей)

Правильность расчета амортизации рассмотрим на примере копировального аппарата приобретенного в июне 2008 года по накладной. Данный объект был доставлен на предприятие за свой счет, что подтверждается накладной. Поэтому первоначальная стоимость копировального аппарата будет складываться как стоимость самого объекта и сумма затрат по доставке без НДС. Первоначальная стоимость составляет 44130+870=45000 руб. Остаточная стоимость и сумма начисленной амортизации отражается в инвентарной карточке учета объекта основных средств. Остаточная стоимость копировального аппарата на конец 2008 года составляет 37500 руб. (45000 – 7500). Объект введен в эксплуатацию 15 июня 2008 года. Амортизация начисляется с 1-го числа месяца следующего за месяцем ввода в эксплуатацию основного средства. Следовательно, фактический срок эксплуатации составляет 6 месяцев и сумма начисленной амортизации равна (45000/36)*6=7500 руб.

3.2.Обобщение результатов проверки основных средств

В ходе проверки поступления основных средств в данной курсовой работе приведен пример по одному объекту, что вполне отражает порядок учета основных средств. В ходе проверки убеждаемся, что первоначальная стоимость отражается правильно, соответствует нормативным актам и отражение поступления основных средств на синтетических счетах. Формы ОС-1 и ОС-6 в «НПАП – 1» имеются на каждый объект основного средства.

Аудит использования основных средств также соответствует нормативным документам. Объекты основных средств относят к таковым правильно, т.е. к объектам основных средств относятся объекты стоимостью не менее 20000 руб. Проверка расчета амортизации также нарушений не выявила.

По итогам проведенной аудиторской проверки составляется аудиторское заключение, в соответствии с требованиями, сформулированными в стандарте аудиторской деятельности № 6 «Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности».

Аудиторское заключение – официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

По результатам проведенной аудиторской проверки основных средств «НПАП – 1» - филиал ГП НО «Нижегородпассажиравтотранс» составляем, безусловно положительное аудиторское заключение.

АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наименование аудитора: «Аудит – НН»

Юридический адрес: 603587, г. Нижний Новгород, ул. Иркутская, д.7 тел. 95-95-38

Лицензия на проведение общего аудита № Е 004731 выдана Приказ Минфина РФ № 397 от 24.07.2005. Лицензия действительна 5 лет до 1 августа 2010 года

Свидетельство о государственной регистрации № 1032309036302 выдано Инспекция МНС России по г. Н.Новгороду.

Аудируемое лицо: «НПАП – 1» - филиал ГП НО «Нижегородпассажиравттранс»

Юридический адрес: 603950, г.Нижний Новгород, ул.Ильинская, 83А.

Отчет аудитора:

1. Мной проведен аудит основных средств за 2008 г.

2. При планировании и проведении аудита основных средств, мной рассмотрено состояние внутреннего контроля в «НПАП - 1».

3. Я рассмотрел состояние внутреннего контроля исключительно для того, чтобы определить объем работ, необходимых для формирования аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности. Проделанная в процессе аудита работа не означает проведения полной и всеобъемлющей проверки системы внутреннего контроля в целях выявления всех возможных недостатков.

4. В процессе аудита мною не были обнаружены никакие факты, из которых можно было бы сделать вывод о несоответствии системы внутреннего контроля масштабам и характеру его деятельности.

5. Мое мнение о правильности отражения основных средств, приведено в следующей части Аудиторского заключения. Мной не обнаружены никакие серьезные нарушения установленного порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности, которые могли бы существенно повлиять на достоверность бухгалтерской отчетности.

6. При проведении аудита основных средств, мною рассмотрено соблюдение применимого законодательства Российской Федерации при совершении финансово-хозяйственных операций.

7. Мной проверено соответствие ряда совершенных финансово-хозяйственных операций применимому законодательству исключительно для того, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность не содержит существенных искажений. Однако цель проведенного нами аудита основных средств не состояла в том, чтобы выразить мнение о полном соответствии деятельности законодательству. Поэтому такое мнение я не высказываю.

8. Результаты проведенной мной проверки показывают, что проверенные финансово-хозяйственные операции осуществлялись во всех существенных отношениях в соответствии с законодательством.

Заключение аудитора

О состоянии основных средств за 2008 год

1. Мной проведен аудит основных средств за 2008 год. Данная документация подготовлена исполнительным органом исходя из Приказа Минфина РФ от 13.10.2003 г. № 91н «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств» ред. от 27.11.2006 г..

2. Я проводил аудит в соответствии с Приказом Минфина РФ от 13.10.2003 г. № 91н «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств» ред. от 27.11.2006 г. Аудит планировался и проводился таким образом, чтобы получить достаточную уверенность в том, что в учете основных средств и отражения их в отчетности не содержится существенных искажений. Аудит включал проверку на выборочной основе подтверждений числовых данных и пояснений, содержащихся в бухгалтерской отчетности. Я полагаю, что проведенный аудит даст достаточные основания для того, чтобы высказать мнение о достоверности данного участка бухгалтерского учета.

  1. По моему мнению, бухгалтерская отчетность достоверна, т. е. подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов по состоянию на 31 декабря 2008 года и финансовых результатов его деятельности за 2008года исходя из Приказа Минфина РФ от 13.10.2003 г. № 91н «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств» ред. от 27.11.2006 г.

Аудитор

15.03.2009

Заключение

Основная цель аудита основных средств – проверка правильности формирования состава, полноты и реальности учета основных средств и достоверности амортизации их стоимости.

Аудит сохранности, учета и использования основных средств требует выяснения:

- обеспечения контроля за наличием и сохранностью основных средств;

- правильности отнесения предметов к основным средствам, их группировки по классификации, принадлежности и характеру участия в производственном процессе;

- правильности оценки основных средств в учете;

- правильности оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию основных средств;

- правильности начисления и отражения в учете износа и ремонтов основных средств;

- правильности и эффективности использования основных средств;

- правильности отражения данных о наличии и движении основных средств в бухгалтерском учете и отчетности.

Оформление документов и порядок учета операций с основными средствами в «НПАП – 1» соответствуют требованиям, предъявляемым к ним. Приказ «Об учетной политике» составлен грамотно, полно, с отражением всех существенных моментов касающихся учета основных средств, используется бухгалтерией в полной мере для ведения бухгалтерского учета. Хорошая организация бухгалтерского учета хозяйственных операций, в том числе и операций с основными средствами способствует полному и своевременному отражению всех совершаемых операций на счетах бухгалтерского учета.

В процессе выполнения курсовой работы отмечены основные моменты проверки операций с основными средствами. Можем однозначно сказать, аудит основных средств необходим для принятия руководством взвешенных управленческих решений путем следования советам внешних аудиторов либо путем проведения внутреннего аудита. Изложенные в учетной политике «НПАП – 1» пункты по учету основных средств соответствуют установленным нормативным документам. В параграфе 2.3 рассмотрен порядок планирования аудита основных средств, в котором был составлен план и программа аудита основных средств, которых придерживаются при проведении аудиторской проверки. В ходе проверки поступления основных средств в данной курсовой работе приведен пример по одному объекту, что вполне отражает порядок учета основных средств. В ходе проверки убеждаемся, что первоначальная стоимость отражается правильно, соответствует нормативным актам и отражение поступления основных средств на синтетических счетах. Формы ОС-1 и ОС-6 имеются на каждый объект основного средства. Аудит использования основных средств также соответствует нормативным документам. Объекты основных средств относят к таковым правильно, т.е. к объектам основных средств относятся объекты стоимостью не менее 20000 руб. Проверка расчета амортизации также нарушений не выявила. По итогам проведенной аудиторской проверки составляется аудиторское заключение, пример которого приведен в параграфе 3.2. Аудиторское заключение составляется в соответствии с требованиями, сформулированными в стандарте аудиторской деятельности «Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности».

Список использованной литературы

1. Федеральный Закон 30 декабря 2008 г. № 307 – ФЗ «Об аудиторской деятеьности»

2. Федеральный Закон от 07 августа 2001 г. № 119 – ФЗ « Об аудиторской деятельности» ( с изменениями от 14.12, 30.12.2001 г.)

3. Федеральный Закон от 21 ноября 1996 г. № 129 – ФЗ « О бухгалтерском учете» ( с изменениями от 23.07.1998 г. , 28.03.2002 г.)

4. Постановление правительства от 23 сентября 2002 г. N 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности»

5. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30 ноября 1994 г.

6. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изм. и доп. от 23 марта 2007 г.)

7. Постановление Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" (с изм. и доп. от 18 ноября 2006 г)

  1. Постановление Госкомстата РФ от 21 января 2003 г. N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств"

9. Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 (утверждено Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г. N 26н с изменениями и доп. от 27 ноября 2006 г.)

  1. Абрамов С.А. Списать основные средства? Можно, только осторожно //Бухгалтерский учет и налогообложение. – 2007. - №2

  1. Амортизация основных средств (Бератор "Практическая бухгалтерия") (в редакции обновления за май 2006 г.)

  2. Андреева И.А. Комментарий к постановлению Правительства РФ от 18.11.2006 N 697 "О внесении изменений в Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы" //Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров". – 2007. - N 2

13. Бычкова С.М., Фомина Т.Ю. Аудит операций с основными средствами //Аудиторские ведомости. – 2005. - N 10

14. Мизиковский Е.А., Островский О.М., приображенская В.В.,Учет основных средств/комментарии, корреспонденция счетов (+СД). – СПб.: Питер; М.: БИНФА, 2008. – 224с.

15. Зайцева О.П., Аманжолова Б.А. Аудит основных средств: принципы формирования и основные процедуры проверки //Аудиторские ведомости. – 2003. - N 7

16. Епифанов О.В. Краткий курс по аудиту: учеб.пособие. – 3-е изд., М.: издательство «Окей-книга», 2009. – 158 с.

1 См.Прил.1

2 Положение п.48 о неначислении амортизации по основным средствам некоммерческих организаций признано недействительным Решением Верховного Суда РФ от 23.08.2000г. №ГКПИ 00-645.

3 См.Прил.2

4 См.Прил.3

5 См.Прил.4

6 См.Прил.5

7 См. Прил.6

8 См.Прил.7