Инвестиционный климат в России и пути его активизации


Реферат >> Банковское дело

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….…..………………....3

1.Инвестиционная карта России……………………………………………….4

2.Инвестиционная привлекательность России в 2010 году…….…………...10

3.Пути активизации инвестиционного климата в России……….…………..12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……….………………………………………………………..18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…...………………………20

Введение

Причины обостренного внимания к проблематике улучшения инвестиционного климата в России со стороны наших аналитиков, чиновников, бизнесменов и всех, кто хотя бы в малой степени интересуется будущим российской экономики не на обывательском уровне, а с попытками понимания происходящего, казалось бы, достаточно очевидны. Тем не менее, в целях анализа этой проблематики такие причины следует указать с должной определенностью. Конечно, страна находится в трудном экономическом положении, перспективы выхода из него неясны, это резко контрастирует с тем, что советские люди привыкли ежедневно слышать в рапортах (для восприятия темы не так уж важно, насколько правдивых) о трудовых победах на фронте коммунистического строительства. Безусловно, производственная база устарела, обязательность ее обновления - безусловна, а для этого, даже если отвлечься от необходимости структурной перестройки реального сектора, требуются огромные инвестиции (в сопоставлении с нынешним официальным объемом ВВП). Как представляется, суть дела в том, что разрешение наших экономических проблем значительное большинство связывает с поддержкой или, хотя бы, участием Запада, хотя и по существенно различным мотивам. Одни полагают, что Запад обязан поддержать демократические преобразования в России, коль скоро она решила двигаться по проложенному Западом пути. На взгляд других, эти преобразования самому Западу были нужны гораздо больше, чем России (если ей они вообще были нужны), так что теперь помощь - прямая обязанность Запада, для него здесь старались. Третьи не сомневаются в том, что возрождение народного хозяйства России Западу чрезвычайно выгодно экономически, но "там" то ли понять этого не могут, то ли какие-то обстоятельства (случайности, недоразумения, рудименты прежних политических напряжений и т.п.) мешают.

1.Инвестиционная карта России

Социально-экономические процессы в России протекают настолько бурно, что оценить инвестиционную привлекательность отдельного региона по какому-либо одному показателю затруднительно. Картина в плоскости риск-потенциал более информативна. С одной стороны, она позволяет оценить масштабы бизнеса, к которым готов регион; с другой - насколько рискованно этот бизнес разворачивать.

Инвестиционный рейтинг регионов России составлен по материалам РА "Эксперт" за 2007-2008г.

Таблица 1 - Инвестиционные потенциалы и риски.

Инвестиционный потенциал

учитывает основные макроэкономические характеристики и складывается из следующих потенциалов:

Инвестиционный риск

показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них. Существуют следующие виды риска:

ресурсно-сырьевого

трудового

производственного

инновационного

инфраструктурного

финансового

потребительского

экономический

финансовый

политический

социальный

экологический

криминальный

законодательный


За последний год инвестиционный рейтинг регионов стабилизировался. Подвижек было гораздо меньше, чем в прошлые годы.

Основные изменения произошли в сфере инвестиционного риска.

Девять регионов улучшили рейтинг за счет снижения риска. Восстановила свой статус региона с минимальным риском Белгородская область (переход из категории 2B в 2A). Кроме того, улучшили свои рейтинги следующие регионы:

- Смоленская, Оренбургская, Омская, Читинская области (переход из категории 3C1 в 3В1);

- Республика Северная Осетия - Алания и Сахалинская область (переход из категории 3C2 в 3В2);

- Чукотский автономный округ (переход из категории 3D в 3C2).

Ухудшили рейтинги за счет роста риска всего три региона: Хабаровский край (переход из категории 3В1 в 3C1), Усть-Ордынский Бурятский (переход из категории 3В2 в 3C2) и Таймырский автономные округа (переход из категории 3C2 в 3D).

Из 89 российских регионов лишь Астраханская область продвинулась вверх в рейтинге за счет инвестиционного потенциала, она перешла из категории 3В2 в категорию 3В1.

По-прежнему "лихорадит" Красноярский край, который практически ежегодно и резко "по диагонали" меняет свой инвестиционный рейтинг. На этот раз регион вновь снизил риск, но одновременно и потенциал (переход из категории 1C в 2B).

Отсутствие регионов, серьезно увеличивших свой инвестиционный потенциал, является отражением некоторого застоя в развитии потенциальных "точек роста". Основная часть прироста потенциала страны (более 70%) пришлась на регионы экономического "ядра" - Москву, Московскую область (27%, а с ближайшим окружением - Калужской, Рязанской, Смоленской и Тверской областями - почти 34% суммарного прироста потенциала), Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа (17%), Санкт-Петербург с Ленинградской областью (8,5%), Нижегородскую область (8%) и Татарстан (5%).

К сожалению, ни Башкортостан, ни Самарская, ни Свердловская, ни Пермская области, ни другие регионы - потенциальные лидеры, которые должны вытягивать нашу экономику (группа 2B), не смогли повысить свой инвестиционный потенциал.

Наиболее существенным результатом изменения рейтинга отдельных регионов за последний год стало увеличение (с 24 до 30) количества регионов в самой многочисленной категории 3В1 и одновременное сокращение (с 15 до 10) регионального представительства в категории 3C2.

Таблица 2 - Расположение регионов России по рискам и потенциалам

Потенциал /

Риск

Минимальный

(А)

Умеренный
(B)

Высокий

(С)

Экстремальный (D)

Высокий (1)

Москва

Московская обл.

Санкт-Петербург

Свердловская обл.

Ханты-Мансийский АО

Средний (2)

Белгородская

обл.

Башкортостан

Волгоградская обл.

Иркутская обл.

Кемеровская обл.

Краснодарский край

Красноярский край

Нижегородская обл.

Новосибирская обл.

Пермская обл.

Приморский край

Ростовская обл.

Самарская обл.

Саратовская обл.

Татарстан

Саха (Якутия)

Челябинская обл.

Ямало-Ненецкий АО

Пониженный (3.1)

Алтайский край

Амурская обл.

Архангельская обл.

Астраханская обл.

Бурятия

Владимирская обл.

Вологодская обл.

Воронежская обл.

Калининградская обл.

Калужская обл.

Кировская обл.

КОМИ

Курская обл.

Ленинградская обл.

Липецкая обл.

Мурманская обл.

Омская обл.

Оренбургская обл.

Пензенская обл.

Рязанская обл.

Ставропольский край

Смоленская обл.

Тамбовская обл.

Тверская обл.

Томская обл.

Тюменская обл.

Удмуртская обл.

Ульяновская обл.

Читинская обл.

Чувашская Республика

Ярославская обл.

Брянская обл.

Дагестан

Тульская обл.

Хабаровский край

Низкий (3.2)

Новгородская

обл.

Адыгея

Алтай

Еврейская автоном. обл.

Ивановская обл.

Кабардино-Балкарская Респ.

Калмыкия

Карелия

Костромская обл.

Курганская обл.

Марий Эл

Мордовия

Ненецкий АО

Орловская обл.

Псковская обл.

Северная Осетия

Сахалинская обл.

Хакасия

Агинский Бурятский АО

Камчатская обл.

Карачаево-Черкесская Республика

Коми-Пермяцкий АО

Корякский АО

Магаданская обл.

Тыва

Усть-Ордынский Бурятский АО

Эвенский АО

Чукотский АО

Ингушетия

Чеченская респ.

Таймырский АО





















2.Инвестиционная привлекательность России в 2010 году

За первые три месяца 2010 года чистый отток капитала из России достиг 12,9 млрд. долл. Такие данные сообщил 5 апреля 2010 Центробанк (ЦБ). При этом почти 12 млрд. долл. были вывезены по серым схемам, которые Центробанк традиционно фиксирует как "чистые ошибки и пропуски платежного баланса". Эксперты объясняют отток капитала инвестиционной непривлекательностью российской экономики и неверием в ее скорое восстановление. По данным Росстата, инвестиции в основной капитал в январе-феврале продолжали сокращаться.

Как сообщает ЦБ, первый квартал 2010 года ознаменовался чистым оттоком капитала в частном секторе в размере 12,9 млрд. долл. В банковском секторе в это время наблюдался мизерный приток капитала в Россию в объеме 0,8 млрд. долл. А в прочих секторах экономики отток капитала достиг уровня 13,7 млрд. долл., причем в данном случае в статье "чистые ошибки и пропуски платежного баланса" Центробанк указал сумму 11,8 млрд. долл. со знаком минус.

Если сравнить эти показатели с четвертым кварталом 2009 года, то тут налицо кардинальная смена вектора с плюса на минус и резкое увеличение оттоков капитала из России. Ведь в конце 2009 года частный сектор обеспечил России чистый ввоз капитала в размере 8,3 млрд. долл., банковский сектор - в размере 8,9 млрд. долл., отток же в прочих секторах экономики составил тогда лишь 0,6 млрд. долл. Некоторые представители банковской сферы объясняют резкое увеличение оттока капитала в первом квартале текущего года по сравнению с концом 2009 года довольно просто - ситуацией с обменным курсом рубля. "В октябре-ноябре прошлого года на фоне укрепления рубля (до 29 руб. за доллар США) экономические агенты переводили средства в иностранную валюту - соответственно наблюдался приток капитала. А в первом квартале этого года курс рубля немного снизился, что и могло стать одной из причин оттока капитала", - говорит руководитель стратегической службы Абсолют Банка Равиль Нигматов.

Другие же эксперты говорят о некорректности сравнения четвертого квартала с первым. "Традиционно четвертый квартал - это пик деловой и предпринимательской активности, это массовые закупки и продажи перед Новым годом, Рождеством и т.д. В то время как первый квартал - это время трат за предыдущий год, оплата налогов за год и время выплат компенсаций и бонусов, так что скорее всего дисбаланс может быть связан с этим", - объясняет гендиректор консалтинговой группы "Аюдар" Юрий Васильев. Действительно, по сравнению с первым кварталом 2009 года - с самым тяжелым для финансовой сферы периодом - ситуация выглядит не такой удручающей. Можно даже говорить о вялом, но сокращении утечки капитала из России во всех секторах экономики: примерно на 22 млрд. долл. в частном секторе, на 7,6 млрд. долл. в банковском секторе, на 14,4 млрд. долл. - в прочих секторах экономики.

Но в одном мнение экспертов сошлось - в том, что для России актуальна проблема отсутствия инвестиций в экономику страны. Так, по предварительным данным Росстата, инвестиции в основной капитал в январе-феврале сократились на 8% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Относительное снижение суммарного оттока капитала - позитивная тенденция, но сам отток не прекратился, а это уже негативный фактор.









3.Пути активизации инвестиционного климата в России

Макроэкономика. Необходимыми предпосылками инвестиционной деятельности являются низкий уровень инфляции, равно как и предсказуемость поведения цен в экономике.

Требуется ужесточение контроля за доходами и расходами бюджета, завершение в кратчайшие сроки создания централизованной казначейской системы исполнения бюджета.

Налоги. Представляется, что простая, понятная система налогообложения удовлетворяла бы чаяниям налогоплательщиков и позволяла бы соблюсти государственные интересы.

Необходимо скорейшее введение в действие части II Налогового кодекса, где предусмотрена реальная отмена большинства налогов с оборота и сужена база налога на прибыль. Налогообложение физических лиц, фонда заработной платы и прибыли и учет возникающих разниц при конвертации из одной валюты в другую нуждаются в дальнейшей рационализации для снижения привлекательности увода доходов из-под налогообложения.

Верхнюю ставку подоходного налога надо понизить хотя бы до 30%; в более длительном периоде целесообразно снижение числа ставок до двух или одной, причем верхний уровень изъятий понизить до 20%. Необлагаемый минимум следует определять исходя из расчета реального прожиточного минимума. Целесообразно разрешить вычитать из налогооблагаемой базы расходы на профессиональное образование и повышение квалификации.

Необходимо существенно уменьшить ставку совокупных отчислений в социальные фонды, доведя совокупные отчисления от фонда заработной платы (взносы в социальные фонды) хотя бы до 30%.

Должны быть пересмотрены и резко сокращены налоговые и таможенные льготы, а их предоставление должно носить не индивидуальный, а формализованный характер.

Для того чтобы налоговый инвестиционный кредит, налоговые каникулы действительно использовались на инвестиции в перевооружение производства, положение о предоставлении этой льготы должно быть конкретизировано.

Требуется реальная жесткая регламентация перечня налогов, которые могут вводить субъекты Федерации и местные органы власти, а также ограничение суммарного налогового бремени по этим налогам.

Важно прекратить практику хаотичного внесения поправок в налоговое законодательство, увеличив период действия стабильных правил хотя бы до года. Поправки, ухудшающие положение налогоплательщиков, должны вноситься строго в соответствии с регламентом, предписанным законодательством.

Улучшить информирование налогоплательщиков, сократить возможности сотрудников фискальных служб произвольно толковать неопределенные положения налогового законодательства.

Банки и финансовая система. В кратчайшие сроки нужно реализовать программу реструктуризации банковской системы:

- банкротство несостоятельных коммерческих банков, недопущение их деятельности после отзыва лицензии;

- создание благоприятных условий для увеличения присутствия в России иностранных банков;

- повышение прозрачности банковской системы, совершенствование системы банковского надзора, предупреждения банкротств банков, стимулирование повышения квалификации банковских менеджеров, завершение введения новой системы бухучета, базирующейся на международных принципах;

Центральный банк должен впредь воздерживаться от выдачи лицензии банкам, возглавляемым бывшими управляющими неплатежеспособных банков (а также банкам, в которых крупный пакет принадлежит владельцам неплатежеспособных банков), до тех пор пока эти банки не осуществят выплаты по долгам; ускорить принятие закона о гарантиях вкладов граждан.

Внешнеэкономическая и таможенная политика. Активизировать усилия по вступлению в ВТО, а также работу по связанной с этим коррекции законодательства. Новые акты, затрагивающие сферу внешней торговли и таможенного режима, следует разрабатывать с учетом требований ВТО.

Упростить порядок таможенного регулирования в отношении товаров, ввозимых на территорию России в режиме временного ввоза. Также необходимо упростить порядок, регламентирующий процедуру и количество согласований, лицензий и выдачи технических условий на реализацию инвестиционных проектов.

Ускорить создание зоны свободной торговли со странами СНГ. В методике начисления НДС для конечной продукции целесообразно как можно скорее перейти на мировую практику: облагать экспорт по нулевой ставке. Для сырья и энергоносителей предпочтительно временно сохранить существующий порядок начисления НДС.

Существенного совершенствования требует валютное регулирование. В этой части необходимы следующие меры:

- отменить лицензирование ввоза иностранного капитала на территорию России;

- ввести уведомительный порядок регистрации иностранных инвестиций (в том числе валютных операций, связанных с движением капитала), кроме изъятий, установленных законодательно;

- упростить выдачу налоговых кредитов и освобождений.

Защита прав собственности

1. Необходимо создать прецеденты пресечения действий мажоритарных инвесторов и менеджеров компаний по ущемлению прав собственности в отношении меньшинства акционеров, а также внести соответствующие изменения в закон <Об акционерных обществах>, исключающие злоупотребления со стороны большинства инвесторов и совета директоров.

2. Законодательно расширить права меньшинства акционеров и аутсайдеров, особенно в вопросах доступа к информации, организации собраний акционеров и представительства в совете директоров.

3. Необходимо ввести дополнительные меры защиты добросовестных приобретателей ценных бумаг от действий органов власти. Недопустимо признавать ценные бумаги недействительными, если отчет об итогах выпуска данных бумаг прошел в установленном порядке регистрацию в соответствующем регистрирующем органе. Недопустимо налагать арест на ценные бумаги, приобретенные добросовестным приобретателем, даже если один из предыдущих переходов прав собственности произошел с нарушением законодательства, иначе за ошибки регистрирующих органов будут нести ответственность инвесторы.

4. Стимулировать создание компенсационных фондов профессиональными участниками рынка ценных бумаг и саморегулируемыми организациями, за счет средств которых компенсировались бы потери инвесторов, возникшие по вине инфраструктурных институтов.

5. Срочно доработать правовые основы мероприятий, связанных с банкротством предприятий.

6. Ужесточить уголовную и административную ответственность за действия (или бездействия), приводящие к нарушению интересов инвесторов, в первую очередь прямых иностранных инвесторов. Практика показывает, что во многих случаях неотвратимость - более действенная угроза, чем степень тяжести возможного наказания.

7. Уделить особое внимание защите прав интеллектуальной собственности. Требуется не только защищать зарегистрированные торговые марки, выданные патенты, осуществлять защиту от подделки продукции, но и ввести преследование за подражание названию, цвету, дизайну, как это предусмотрено законодательством. Требуется повысить эффективность деятельности правоохранительных органов в этой сфере.

Свобода входа на рынок. Необходимо упростить процедуры по организации бизнеса.

Барьеры входа на рынок должны быть прозрачны, предприниматель должен точно представлять, сколько ему потребуется инвестировать для того, чтобы открыть дело. В частности, требуется принятие закона о регистрации юридических лиц.

Борьба с коррупцией. В условиях России наиболее эффектным путем сокращения масштабов коррупции является дальнейшая либерализация, ограничение возможностей вмешательства чиновников в хозяйственные процессы, сокращение сфер администрирования и регулирования. Там же, где они необходимы, должны быть разработаны предельно простые и прозрачные процедуры исполнения административных функций, а также контроля над их исполнителями.

Необходимо последовательно устранять неопределенность и противоречивость в законодательстве, оставляющие возможности разных толкований и связанных с ними злоупотреблений.

Основные направления этой работы в ближайшее время:

- сокращение числа лицензируемых видов деятельности;

- перестройка системы государственных закупок на исключительно конкурсной основе;

- активное сотрудничество российских правоохранительных и судебных органов с органами других стран;

- анализ административного законодательства для выявления противоречий и потенциальных конфликтов интересов разных ведомств.

Следует рассмотреть вопрос о законодательном введении запрета на профессии в отношении руководителей и сотрудников органов власти, уличенных в коррупции.

Бухгалтерский учет. Надо стремиться говорить с миром на понятном языке. Для бизнеса - это язык финансовых стандартов, где уровень прозрачности, полноты и достоверности отчетности, а также оперативность ее предоставления влияют на степень доверия инвесторов.

Необходимо принимать срочные меры как в плане повышения качества работы над российскими стандартами учета, так и в плане организации контроля над процессом разработки и принятия стандартов.

Заключение

Проблема улучшения инвестиционного климата в России имеет ярко выраженный системный характер, трудно назвать область или аспект нашей политической, экономической, социальной жизни, который не имел бы существенного отношения к этой проблеме. Но системная проблема требует для своего эффективного решения системной разработки соответствующей программы, различные элементы которой должны быть четко скоординированы, а выполнение - строго контролироваться. Конечно, нередко полагаются на естественный ход событий (под которым обычно понимают действие стихийных рыночных сил) в надежде, что постепенно все само собой образуется. Такая "стратегия" вряд ли допустима для России. Вот какие основные выводы и дополнительные замечания можно сделать по данной работе:

1. Улучшение инвестиционного климата и обеспечение шагов к экономическому процветанию - практически единая проблема, одно невозможно без другого. Внешние инвестиции направляются только в такую экономику, которая обнаруживает устойчивую тенденцию к развитию, поэтому наивно ожидать притока внешних инвестиций как предварительного условия экономического роста.

2. Задача "поворота" образующегося в стране капитала от вывоза к инвестициям внутри страны должна рассматриваться как первоочередная, поскольку условия ее решения проще, чем любых иных аспектов проблемы улучшения инвестиционного климата. Следующий этап - возврат в страну преобладающей части вывезенного из нее капитала.

3. Ключевое значение для переориентации российского капитала на инвестирование в России имеет совместная работа государственной власти и бизнеса над этой проблемой. Фактически речь идет о согласовании интересов государства как представителя всего населения и интересов бизнеса. Эти интересы не противоположны, как представляется многим, даже в краткосрочном аспекте, в долгосрочном же они в настоящее время достаточно близки и потому согласуемы.

4. Совместная работа государственной власти и бизнеса должна обрести четкий регулярный характер. Своим предметом она должна иметь прежде всего налоговую, банковскую и судебную реформы, вложения в инфраструктуру и в человеческий капитал, а также и все остальные вопросы, существенные для проблемы инвестиционного климата в России.

5. Крупный бизнес, безусловно, осознает необходимость такой совместной работы. Проявленная в начале 2003 года инициатива "олигархов" по принятию обязательства "жить без коррупции" - проявление такого понимания (хотя и несколько неуклюжее). Хотя по качеству управления российскому бизнесу (даже крупному) еще довольно далеко до лучших западных компаний, он должен быть ближе, чем российская государственная власть, к пониманию обсуждаемой проблематики, хотя бы потому, что сосредоточил в своем менеджменте гораздо более квалифицированные и умелые кадры, чем сейчас имеются в органах исполнительной и представительной власти.

6. Инициатива по совместной деятельности бизнеса и государственной власти по решению проблем улучшения инвестиционного климата в России, по-видимому, должна исходить от бизнеса. РСПП формально мог бы выступить с этой инициативой, предложив свое понимание проблемы, постановку цели работы и схему ее организации.

Список использованной литературы


1. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? -- М.: Финансы и статистика. 2007, - 364 с.

2. Башкатова А. Инвесторы выводят деньги из России // Независимая газета, от 6 апреля 2010 г.

3. Иванова А.Р. Иностранный инвестор в России// Экономика и жизнь, от 13.03.09.

4. Каминский M. Прямые иностранные инвестиции // Финансы и кредит. 2008, - № 5.

5. Карманова Н.Ю. Инвестиционный климат России// Иностранный капитал в России. 2009, - №4.

6. Киреев А. П. "Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства", М.: Международные отношения, 2007 г.

7. Костенко К.Р. Россия на мировом рынке инвестиций// Экономист, 2008. - №5.

8. Кралин П.В. Инвестиционный климат России// Иностранный капитал в России. 2009. - №1.

9. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. С англ. со 2-го изд. -- М.: "ДелоЛТД", 2007.

10. Пожарова Д. Мировой экономический спад вынуждает Россию улучшить свой инвестиционный климат // Венчурная Россия, от 09.11.2009.

11. Рейтинговое агентство "Эксперт РА", ссылка на сайт удалена.

12. Тодорова М. Негативные факторы инвестиционного климата в России // Российская газета, от 09.02.2010

19