Банковские информационные системы


Реферат >> Банковское дело

Сегодня повсеместное использование информационных технологий стало объективной необходимостью. Спектр областей, в которых применяются информационные технологии, чрезвычайно широк. Одной из сфер, где их значение было традиционно велико с момента начала их бурного развития, является финансовая сфера.
Современный банковский сектор существует в условиях возрастающей конкуренции, снижения прибыльности операций, жесткой борьбы за клиентов. Все это приводит к требованиям по повышению качества и удешевлению обслуживания клиентов, а также к новым требованиям по скорости и объемам обработки данных. Одним из способов повышения эффективности бизнеса является внедрение информационных технологий (ИТ), комплексная автоматизация банковских процедур и процессов как единой целостной системы, покрывающей все функции банка и обеспечивающей сквозную обработку информации. Использование компьютера в банковских операциях позволяет расширить применение экономико-математических методов в управлении, оптимизировать некоторые процессы (например, распределение и размещение мобилизованных средств). При этом повышается оперативность проведения расчетов и, следовательно, оперативность принимаемых решений. Появляется возможность расширения спектра оказываемых услуг, повышения их качества и расширения географии за счет более полного использования средств телекоммуникаций.

Информационная банковская система (ИБС) представляет собой программно-технологический комплекс, охватывающий совокупность взаимосвязанных автоматизированных банковских операций и задач.
Принципиальные особенности ИБС определяются принципиальным своеобразием самой деятельности банков.

Анализ автоматизированных банковских систем свидетельствует об отсутствии унификации и стандартизации банковских технологий. Технологии выполнения одноименных банковских операций отличаются в различных банках. Это привело к появлению на рынке информационных технологий программных средств, обеспечивающих различную степень автоматизации банковской деятельности.

Рынок программных продуктов для кредитных организаций представлен широким спектром систем, различающихся как в функциональной части, так и в технической реализации. Кроме того, ряд банков (около 50%) разрабатывают собственное программное обеспечение. Качественная эволюция деятельности банков, их возрастающие требования и финансовые возможности будут развивать и направлять подходы к организации программного обеспечения банковских технологий, к выбору той или иной БИС или фирмы – разработчика программного продукта.

К основным функциям БИС следует отнести:

  1. Автоматизацию всех ежедневных внутрибанковских операций, ведение бухгалтерии и составление сводных отчетов.

  2. Системы коммуникаций с филиалами и иногородними отделениями.

  3. Системы автоматизированного взаимодействия с клиентами (так называемые системы “банк-клиент”).

  4. Аналитические системы. Анализ всей деятельности банка и системы выбора оптимальных в данной ситуации решений.

  5. Автоматизацию розничных операций - применение банкоматов и кредитных карточек.

  6. Системы межбанковских расчетов.

  7. Системы автоматизации работы банка на рынке ценных бумаг.

  8. Информационные системы. Возможность мгновенного получения необходимой информации, влияющей на финансовую ситуацию.

Критерии выбора банковских информационных систем:

1) Стоимость БС. Здесь следует обратить внимание на выбор вычислительной платформы, сетевого оборудования и ПО. Немаловажна и стоимость обслуживания и сопровождения системы. Важно учитывать стандартность платформы и число независимых поставщиков оборудования и ПО. Очевидно, что конкуренция поставщиков увеличивает шансы найти более дешевое решение.
2) Возможность масштабирования. В случае роста банка стоимость модернизации при неудачном выборе резко возрастает. Необходимо, чтобы выбранная вычислительная платформа допускала бы постепенное наращивание ресурсов в тех частях системы, где это требуется.
3) Использование существующих ресурсов. От эффективности использования уже имеющихся компьютеров, сетей и каналов связи существенно зависят и затраты на построение БС.
4) Наличие системы защиты информации. Безопасность данных является одним из главных требований к БС. Должна быть предусмотрена как устойчивость работы при неправильных действиях персонала, так и специализированные системы защиты от преднамеренного взлома БС с корыстными или иными целями.

На российском рынке присутствует целый ряд фирм-разработчиков информационных банковских систем. На рис.1 показан рейтинг наиболее известных фирм-разработчиков, полученный в результате анализа рынка банковского программного обеспечения в России.

Рисунок 1 – Рейтинг наиболее известных фирм-разработчиков БИС.

Наиболее известной фирмой-разработчиком ИБС был при­знан «Диасофт» (31%), на втором месте - «R-Style» (26%), на третьем - ПрограмБанк (10%).

Рассмотрим кратко банковские продукты отдельных фирм-разработчиков программных продуктов в порядке убывания их известности.

Программные продукты 5NT© Центра банковских технологий компании «Диасофт» ориентированы на автоматизацию деятельности кредитных и финансовых организаций, инвестиционных компаний, паевых инвестиционных фондов, депозитариев, регистраторов.

Основное преимущество решения 5NT©- комплексная автоматизация организации средствами одной системы, в рамках единого информационного пространства. Решение позволяет перевести на один программный продукт все подразделения банка, занимающиеся расчетно-кассовым обслуживанием, кредитными, депозитными операциями, операциями с ценными бумагами, операциями на денежных рынках, операциями с пластиковыми картами и другими видами операций.

Система 5NT© включает в себя несколько продуктов, работающих на едином финансовом ядре, общей нормативно-справочной базе, инструментах настройки и администрирования, единой аппаратно-системной платформе и системе подготовки отчетности, каждый из которых отвечает за автоматизацию одной из сфер банковской деятельности. Продукты включают несколько модулей.

5NT© BANK - система автоматизации банковской деятельности:

•     модуль расчетно-кассового обслуживания;

•     модуль учета кассовых операций;

•     модуль расчета в сети S.W.I.F.T.;

•     модуль учета коммерческих кредитов;

•     модуль учета депозитов;

•     модуль хозяйственных договоров;

•     модуль налогового учета.

5NT©RETAIL - система автоматизации обслуживания населения:

•     модуль платежных карт;

•     модуль вкладов;

•     модуль потребительских кредитов;

•     модуль переводов;

•     модуль коммунальных платежей;

•     модуль валютно-обменных операций;

•     модуль сейфовых ячеек.

5NT© DEALING - система автоматизации операций на денежном и валютном рынках:

•     модуль межбанковских кредитов;

•     модуль валютного дилинга;

•     модуль учета сделок купли-продажи драгоценных металлов;

•     модуль учета клиентских конверсионных операций;

•     интерфейсный модуль к системам Reuters Dealing 2000/3000.

5NT©CUSTODY - интегрированная фондовая система:

•     модуль учета сделок на биржевом рынке ценных бумаг;

•     модуль вексельного учета;

•     модуль учета операций с фьючерсами;

•     модуль депозитарного учета;

•     модуль доверительного управления;

•     интерфейсный модуль к системе электронного документооборота;

•     интерфейсный модуль к системе ММВБ;

•     модуль сообщений S.W.I.F.T. по ценным бумагам.

5NT©CLIENT - система дистанционного обслуживания клиентов:

•     подсистема «классический» «Клиент-Банк»;

•     подсистема интернет-банкинга.

Модульный принцип построения системы обеспечивает установку только тех модулей, которые реально необходимы кредитной организации, оставляя при необходимости возможность максимального расширения.

Финансовое ядро 5NT© содержит в себе базовую для всех бизнес-модулей системы нормативно-справочную информацию и бухгалтерские учетные механизмы.

Системой предусмотрено обеспечение деятельности мпогофи-лиального банка в режимах online и offline.

Система 5NT© реализована в традиционной архитектуре «клиент-сервер». «Серверная» часть системы функционирует под управлением реляционной СУБД MS SQL Server или Sybase ASE. В первом случае в качестве «серверной» платформы могут использоваться аппаратная платформа Intel и операционная система MS Windows NT или Windows 2000, во втором - широкий набор аппаратно-системных решений: от Intel-серверов и операционных систем семейства MS Windows до мощных многопроцессорных RISC-серверов, работающих под управлением ОС UNIX. «Клиентская» часть системы разработана с использованием инструментальной среды Borland Delphi 5.

Среди разработок компании «R-Style Softlab» наиболее расространенным является продукт RS-Bank V.5.O. Ядро программного комплекса RS-Bank/Pervasive - RS-Bank V.5.0 - предназначено для автоматизации расчетно-кассового обслуживания и бухгалтерского учета. Оно позволяет также вести параллельный налоговый учет в соответствии с российским законодательством, формировать обязательную отчетность для Банка России и МНС, а также осуществлять операции по противодействию легализации доходов, полученных незаконным путем, согласно Федеральному закону № 115-ФЗ. Кроме того, RS-Bank выполняет весь цикл задач по расчетно-кассовому обслуживанию юридических лиц, включая взаимодействие с РКЦ, расчет и начисление процентов, плату за обслуживание, ведение картотек и пр. При этом в рамках входящих в комплекс автоматизированных систем RS-Retail, RS-Loans и RS-Incounting возможно ведение аналитического учета (например, по вкладчикам, кредитным договорам, материальным ценностям), в то время как синтетический учет ведется в RS-Bank V. 5.O.

В состав RS-Bank V.5.0 входят следующие системы:

•      RS-Banking V.5.0 - автоматизация расчетно-кассового обслуживания юридических лиц, межбанковских расчетов, ведения бухгалтерии банка и формирования внутрибанковской, а также регламентированной отчетности;

•      RS-Retail V.5.0 - автоматизация розничных услуг и работы с физическими лицами;

•      RS-Loans V.5.0 - решение для автоматизации кредитной деятельности банка;

•      RS-Dealing V.5.0 - автоматизация заключения и сопровождения сделок на валютном и фондовом рынках, различных технологических цепочек работы дилинговых служб;

•      RS-Securities V.5.0 - автоматизация торговых операций с ценными бумагами на биржевом и внебиржевом рынках, депозитарного учета, операций банка с собственными и учтенными векселями;

•      Interbank - реализация удаленного банковского обслуживания клиентов; поддержка всех имеющихся на сегодня технологий электронного взаимодействия клиентов и банков через открытые и закрытые каналы передачи информации;

•      RS-DataHouse - поддержка принятия управленческих решений, выполнение анализа активов и пассивов банка, маркетинга и оценки рисков, а также формирование специализированной отчетности (в том числе по МСФО).

Компания «ПрограмБанк» предлагает на рынке две системы: ин­тегрированные банковские системы «Гефест» и «Центавр Дельта».

Система «Гефест» ориентирована на решение вопросов управления, организации работы персонала и контроля деятельности банка. Она имеет встроенный генератор отчетов и дизайнер экранных форм, существует возможность удаленного администрирования и управления самостоятельными филиальными системами, а также системами различных отделений банка в режимах online и offline. В ИБС «Гефест» возможна интеграция ядра системы с подсистемами, отдельными модулями или другими продуктами.

«Центавр Дельта» - это современная система, основанная на технологии «клиент-сервер», которая обеспечивает высокую производительность при автоматизации банковской деятельности и исключает затраты, связанные с традиционными SQL-СУБД. Система «Центавр Дельта» является развитием ИБС «Центавр/ Центавр ADS» и совмещает в себе все функциональные возможности ИБС «Центавр» с мощностью и надежностью СУБД Advantage Database Server.

Компания «Новая Афина» возникла в 1998 г. в результате объединения двух проектов - «Афина» и «DiasoftBANK 5NT» -компаний «ПрограмБанк» и «Диасофт», занимающихся разработкой информационных банковских систем. Система построена на архитектуре «клиент-сервер» с использованием СУБД Oracle. В «Новой Афине» реализованы обработка и учет всех типов банковских операций, клиентов, договоров, счетов и т.д. в виде настраиваемой workflow-модели электронных документов; существует разделение функций и ответственности: операционная работа выполняется рядовыми сотрудниками, настройка - узким кругом специалистов, генерация вторичных документов и проводок по настройкам - автоматическая. Система позволяет использовать в текущей работе и подготавливаемой банковской отчетности информацию одновременно из различных подсистем - расчетного обслуживания, кредитной, депозитной и других, принимает и представляет требуемые данные в различных форматах (РКЦ, S.W.I.F.T. и др.), позволяет быстро настраиваться на новые стандарты обмена. Предусмотрена возможность создания собственных отчетов, а также экспорт данных в форматы различных офисных приложений (MS Word, MS Excel и т.п.). Централизованная база данных по всем филиалам и отделениям банка обеспечивает доступ к данным с любой территории. Удаленный доступ может осуществляться путем прямого доступа удаленных рабочих мест к центральной базе данных через выделенные каналы связи либо посредством прямого доступа удаленных рабочих мест к центральной базе данных через распределенные сети (Интернет). Следует отметить, что именно этой системе присвоен серебряный сертификат международного сообщества S.W.I.F.T. -S.W.LF.T. Ready Silver label в категории Payments (платежи).

Компания «Центр финансовых технологий» (ЦФТ), г. Новосибирск, предлагает на рынке CFT-Bank (платформа развития на основе СУБД Oracle) - объектно-ориентированную банковскую систему.

В состав системы входят:

•      CFT-Bank Object - банковский информационный комплекс (IB System Object);

•      CFT-Retail Bank Object - банковский информационный комплекс для обслуживания частных клиентов (Retail IB System Object);

•      CFT-Retail Bank (Oracle) - система для обслуживания частных клиентов (Retail Banking System);

•      CFT-Retail Bank (Btrieve) - система для обслуживания частных клиентов;

•      CFT-Bank Client - система «Банк-Клиент» для удаленного обслуживания частных и корпоративных клиентов;

•      CFT-Bank Office - система для удаленных офисов банка, позволяющая обслуживать клиентов в режиме offline.

Компания «Банковские информационные системы» (БИС) предлагает ПП «БИСквит». Среда разработки - реляционная СУБД Progress фирмы Progress Software Corporation (США), широко применяемая для создания сложных высоконадежных прикладных систем корпоративного уровня в архитектуре «клиент-сервер» или хост/терминал. Работа всех входящих в систему функциональных модулей основывается на единой информационной базе. Модульная структура дает возможность банку нести только обоснованные в данный момент сферой его деятельности и объемом документооборота затраты на программное обеспечение. Модуль «Обмен электронными документами» обеспечивает автоматизированную обработку в режиме offline электронных сообщений, циркулирующих между узлом и его абонентами, а также в совокупности с другими модулями образует узел системы межфилиальных автоматизированных расчетов по корреспондентским и клиентским счетам. Узлы выступают в качестве абонентов по отношению друг к другу. Кроме того, абонентами узла могут являться АРМы клиентов, расчетные, клиринговые центры, банки-корреспонденты. Технология электронного обмена базируется на использовании стандартов S.W.I.F.T.

Автоматизированная банковская система «Кворум» фирмы «Кворум» является решением, способным обеспечить автоматизацию широкого диапазона бизнес-процессов современного банка. В рамках ИБС «Кворум» развиваются и поддерживаются две линии программных продуктов. Первая линия в качестве системы управления доступом к данным использует СУБД Oracle Server, вторая линия работает на платформе Btrieve Record Manager (Pervasive SQL), что позволяет использовать ИБС «Кворум» в различных по величине байках и филиалах. Модульный принцип построения ИБС «Кворум» позволяет каждому банку выбрать свою конфигурацию системы, наиболее полно соответствующую его специфическим требованиям и технологиям работы. Это достигается благодаря наличию двух версий ядра системы: версии для Btrieve (для небольших и средних банков и филиалов) и версии для Oracle (для крупных банков). Вошедший в 2002 г. в состав системы новый программный продукт «Межбанковские переводы» обеспечивает автоматизацию документооборота банков при расчетах банковскими переводами в системах S.W.I.F.T. и TELEX. Применение программного комплекса «Кворум-RAS» (Remote Access Service) в рамках трехзвенной архитектуры позволяет организовать эффективное функционирование системы «Кворум» в режиме online как для банков с отделениями, так и для многофилиальных банков с единой базой данных по всем филиалам.

Система «Кворум» построена по трехзвенной архитектуре. В рамках этой архитектуры реализуется технология «Кворум-RAS». Функционирование данного механизма обеспечивается с помо­щью трех основных компонентов:

•      сервера базы данных;

•      серверов приложений;

•      терминалов - рабочих станций пользователей.

В качестве сервера базы данных используется стандартный сервер на платформе Oracle Server или Pervasive SQL (Btrieve Record Manager).

Компания «Форс» предлагает для банков следующие основные системы:

•      Ва-Банк Лайт© - интегрированная банковская система, предназначенная для небольших и средних банков;

•      Ва-Банк ST© - система для средних банков;

•      Ва-Банк XL© - ИБС для крупных и средних банков.

На последней из представленных разработок остановимся подробнее. Система ориентирована на решение задач планирования и управления в банке, создает корпоративную среду, объединяющую данные филиалов и отделений, на основе современной информационной технологии Oracle.

Ва-Банк XL© представляет собой набор подсистем: «Базовая подсистема» (общесистемные справочники и основные операции банка); «Розничное обслуживание»; «Корпоративные финансы»; «Казначейство»; «Фондовый рынок»; «Аналитика и управление»; «Учет внутрихозяйственной деятельности»; «Интерфейсы». Модули, составляющие функциональные подсистемы, базируются на общем ядре и работают по единым принципам. Каждый из модулей автоматизирует определенную функциональную область - кредиты, депозиты, работу с ценными бумагами и т.д. Общесистемные механизмы реализуют во всех модулях конвейерную обработку сделок и документов, обработку сложных финансовых продуктов,

генерацию внешних, исходящих сообщений (платежей, подтверждений и т.д.), поддержку системы безопасности и аудита и др.

Операции, представленные в системе, обеспечивают автоматизацию от расчетно-кассового обслуживания до казначейских и фондовых операций. Предусмотрены механизмы поддержки территориально распределенной работы многофилиального банка. Система способна организовать работу в реальном времени со всеми филиалами и отделениями, но существует вариант работы через интерфейсный модуль «Сервер сообщений». Во втором случае в филиале или отделении все первичные документы вводятся в «Сервер сообщений», а затем в пакетном режиме пересылаются в центральный офис. Если центральный офис удовлетворит информация из филиалов и отделений на уровне данных для получения отчетности, то предлагаемое решение - это загрузка данных в хранилище данных подсистемы финансовой отчетности.

Реализованные в Ва-Банк XL© механизмы и конструкции обеспечивают решение архитектурных, технологических и аналитических задач создания единого информационного пространства на основе иерархии операционных элементов «сделка-документ-событие-транзакция»; сочетание технологического конвейера и вспомогательного документооборота; планирование и прогнозирование как на уровне сделок и документов, так и на уровне бухгалтерских транзакций и остатков на счетах; ведение позиций по плановым, прогнозным и модельным сделкам, документам и транзакциям; управление лимитами и рисками на основе позиций; автоматическую генерацию бухгалтерских записей по нескольким планам счетов на основе механизма бухгалтерских моделей (шаблонов проводок); ведение архива транзакций в виде многомерного куба; современные средства разработки, предлагаемые Oracle Corp; разнообразие внешних и внутренних интерфейсов.

«Компьютерные системы для Бизнеса» (CSBI) - российская компания, разработчик программного обеспечения для банков и финансовых организаций, может быть представлена многокомпонентной интегрированной системой Б@НКИР, которая является централизованным решением (server-centric) для взаимодействия с внешними системами, например обслуживания электронных каналов доставки банковских продуктов и услуг, процессинговыми системами, S.W.I.F.T. Система Б@НКИР предлагает технологии для построения обязательной и внутренней управленческой отчетности банка и имеет модульную структуру. В системе реализован модуль

доступа и обработки данных DataGate, с помощью которого мож­но извлекать данные из системы, строить отчеты на основе заранее определенных шаблонов, строить шаблоны отчетов и выгружать данные в электронные таблицы и текстовые процессоры. Система отчетности Б@НКИР, построенная на основе Actuate e.Reporting Suite компании «Actuate», может предоставлять информацию уполномоченному пользователю по корпоративной сети и через Интернет.

Распределение разработчиков БИС

Название фирмы

Общее число внедрений,%

Число внедрений в крупных банках,%

Число внедрений в средних банках,%

Число внедрений в крупных банках, %

Диасофт

23

30

22

16

R-Style

22

10

21

28

Собственная разработка

12

9

12

14

Другие

8

15

9

12

ЦФТ

6

4

8

3

ПрограмБанк

5

-

3

6

Инверсия

5

5

6

4

ЮниСАБ

5

4

5

5

CSBI

4

6

4

3

Форс

3

4

3

3

БИС

3

3

3

3

Кворум

3

6

2

2

Новая Афина

1

4

2

1

Сравнительная характеристика популярных БИС

Характеристика

Название БИС

Диасофт

R-Style

ЦФТ

ПрограммБанк

Инверсия

Назначение и функции

Компьютерные платформы

Операционная среда

Поддержка ЯП

Возможные адаптации

Интерфейсы

Процессор,МГц

ОЗУ, МБ

Место на жестком диске

Требуются компоненты

СУБД

Архитектура

Масштабируемость

Модульность

Защищенность

RS-Bank V.6 (R-Style)

В состав RS-Bank V.6 входят системы, охватывающие практически все направления банковских услуг:
• RS-Banking V.6 — автоматизация расчетно-кассового обслуживания юридических лиц, межбанковских расчетов, ведения бухгалтерии банка и формирования внутрибанковской, а также регламентированной отчетности;
• RS-Retail V.6 — автоматизация розничных услуг и работы с физическими лицами;
• RS-Loans V.6 — высокотехнологичное комплексное решение для автоматизации кредитной деятельности банка, позволяющее применять самые сложные схемы кредитования юридических и физических лиц;
• RS-Dealing V.6 — автоматизация заключения и сопровождения сделок на валютном и фондовом рынках, различных технологических цепочек работы дилинговых служб;
• RS-Securities V.6 — автоматизация торговых операций с ценными бумагами на биржевом и внебиржевом рынках, депозитарного учета, операций банка с собственными и учтенными векселями;
• InterBank — реализация удаленного банковского обслуживания клиентов; поддержка всех имеющихся на сегодня технологий электронного взаимодействия клиентов и банков через открытые и закрытые каналы передачи информации;
• RS-DataHouse — поддержка принятия управленческих решений, выполнение анализа активов и пассивов банка, маркетинга и оценки рисков, а также формирование специализированной отчетности (в том числе по МСФО).

RS-Bank V.6

Описание линейки | Централизация | Информационная безопасность | Средства кастомизации | Программно-аппаратный комплекс | Лицензионная политика

Интегрированная банковская система RS-Bank V.6 — программный комплекс для автоматизации операционной, учетной, управленческой деятельности многофилиального банка, разработанный на самой мощной и функционально развитой СУБД Oracle. Он обеспечивает автоматизацию полного набора современных банковских услуг, гарантирует надежность и быстродействие, высочайший уровень информационной безопасности, удобство работы пользователей.

ИБС RS-Bank V.6 — это сочетание передовых технологий и лучших идей аналитиков и инженеров компании «R-Style Softlab», накопленных за более чем десятилетнюю работу с банками.

ИБС RS-Bank V.6 — современный программный продукт, способный конкурировать с лучшими зарубежными разработками. Он способен централизованно обрабатывать большие объемы данных, а информационно-семантическая модель ИБС RS-Bank V.6 позволяет охватывать и настраивать бизнес-процедуры всех направлений деятельности современного кредитного учреждения.

Гибкость и адаптируемость, функциональная насыщенность в соответствии с требованиями самых прогрессивных банков, настраиваемый электронный документооборот, применение усовершенствованных технологий и решений в области информационной безопасности, использование лучших решений компании и ее технологических партнеров («Oracle», IBM, «Intel», HP, «Sun», «Microsoft») — это те преимущества, которые позволили вывести ИБС RS-Bank V.6 в лидеры среди аналогичных отечественных разработок.

В центре логического ядра ИБС RS-Bank V.6 находятся две основные сущности — «Документ» и «Функциональный блок».

«Документ» представляет собой совокупность реквизитов, отражающую реальный банковский документ («Платежное поручение», «Ответный платеж», «Договор», «Аккредитив» и пр.). В процессе обработки документу могут быть присвоены различные статусы (например, «Открыт», «Закрыт», «Отвергнут» и т.д.), определяющие состояние банковского документооборота по нему.

Реальный процесс обработки документа в банке состоит из отдельных этапов. Выделить какой-либо из них позволяет сущность «Функциональный блок». Она обозначает элементарную часть бизнес-процесса, состоящую из последовательности шагов (возможно, нелинейной), и отражает один из этапов обработки документа. Примеры таких блоков — «Обработка платежа в Картотеке № 2», «Позиционирование документа» и т.д.

Схема логического ядра ИБС RS-Bank V.6

Реализованный в ИБС RS-Bank V.6 механизм документооборота позволяет:

  • наращивать сложность процесса обработки документов (практически неограниченно и без потери управляемости системы);

  • использовать ИБС RS-Bank V.6 как централизованную автоматизированную банковскую систему (ЦАБС), обеспечивающую деятельность банка со сложной организационно-территориальной структурой и единым центром администрирования;

  • многократно использовать один и тот же автоматизированный процесс на разных участках документооборота банка, которые относятся к разным частям структуры (филиалам и подразделениям).

В основе архитектурного решения, реализованного в ИБС RS-Bank V.6, лежат:

  • модульная концепция эволюционного развития бизнеса;

  • защищенная информационно-вычислительная среда, реализованная в трехуровневой архитектуре «клиент—сервер» с помощью распределенных гетерогенных сервисов промышленной СУБД Oracle;

  • разработанная в тесном сотрудничестве со специалистами кредитных организаций логическая архитектура банковского бизнеса, охватывающая все стадии, направления, правила и процедуры создания и использования продуктов и услуг.

Уникальное сочетание передовых идей — концептуальных, технических и технологических — позволило компании «R-Style Softlab» создать одно из лучших решений для автоматизации вашего бизнеса.

RS-Bank V.6

Описание линейки | Централизация | Информационная безопасность | Средства кастомизации | Программно-аппаратный комплекс | Лицензионная политика

 

Безопасность хранения и обработки информации — один из ключевых показателей, принимаемых во внимание специалистами «R-Style Softlab» при разработке автоматизированных систем линейки RS-Bank V.6. Обеспечить сохранность данных и минимизировать риски, связанные с несанкционированным доступом или злонамеренными действиями, помогает сложный комплекс мер безопасности, адаптируемый под нужды конкретного банка. Основным элементом этого комплекса является система управления доступом (СУД) к различным объектам системы, предоставляющая широкие возможности пользователям.

Помимо СУД, применяется целый ряд методов и средств.

  • Первый барьер на пути информационных рисков — это контроль режима безопасности в ИБС RS-Bank V.6. Если в банке установлен «обычный» режим, то все ограничения на действия пользователей системы определяет администратор, отвечающий за безопасность, «жесткий» режим предусматривает ряд ограничений на работу системы, при введении которых функциональные настройки не изменяются в сторону снижения уровня безопасности.

  • При внедрении системы сотрудники «R-Style Softlab» совместно с уполномоченным персоналом банка производят настройку технологии выполнения операций, в соответствии с которой в дальнейшем будут выполняться все действия пользователей. Это происходит с учетом принципа «двух персон» — когда для каждой операции назначается исполнитель и контролирующее лицо.

  • В основу ИБС RS-Bank V.6 заложен принцип непрерывного электронного документооборота. Конфиденциальность информации и подтверждение авторства здесь обеспечивает электронная цифровая подпись (ЭЦП), налагаемая на документы. При этом поддерживаются все наиболее распространенные в России криптографические системы.

  • Реализованы гибкие механизмы разграничения прав доступа к информации и функционалу. Для каждого пользователя можно настроить индивидуальную структуру меню, указать перечень доступных подсистем и модулей, а также списки клиентов, счетов и других объектов системы, с которыми ему разрешено работать. Предусмотрены средства протоколирования и аудита.

  • ИБС RS-Bank V.6 позволяет гибко настраивать правила формирования паролей для каждого пользователя — указывать минимальную длину и частоту его замены, как по времени, так и по числу входов. Система разрешает пользователю модифицировать пароли самостоятельно либо накладывает запрет на эти действия. Она контролирует качество пароля — в частности, следит за тем, чтобы в него входили не только буквенные или числовые символы, но и, например, их сочетание, а также за тем, чтобы новый пароль не совпадал с прежним и т.д.

  • Применяются и такие, ставшие стандартами де-факто, средства защиты, как блокировка профиля и клавиатуры при длительном отсутствии пользователя и пр. Если после ввода пароля пользователь не заходит в систему в течение определенного времени, то доступ автоматически запрещается. Если же сотрудник на какое-то время прервет работу (не нажмет ни одной клавиши в течение индивидуально заданного промежутка времени), то система автоматически заблокирует клавиатуру (разблокировать ее можно при вводе логина и пароля.).

  • Сохранность информации гарантирует и трехуровневая архитектура систем, при которой исключается физический доступ пользователей к базе данных.

  • Используемый механизм шифрования каналов обеспечивает безопасность передачи данных между удаленными терминалами и сервером приложений. В ИБС RS-Bank V.6 предусмотрена возможность использования других сертифицированных средств шифрования.

  • Гибкость, открытость и надежность — основные признаки программных продуктов «R-Style Softlab». В полной мере они реализованы во флагманском продукте компании — интегрированной банковской системе RS-Bank V.6. ИБС функционирует в трехуровневой архитектуре, предусматривающей разделение клиентской части, бизнес-процедур и базы данных. Такой подход существенно повышает эффективность использования ПО и уровень безопасности данных, делает доступ к информации управляемым, а саму систему масштабируемой.

  • Удобство адаптации RS-Bank V.6 под индивидуальные требования банка обеспечивает встроенный мощный язык программирования — Object RSL. Это своеобразная «визитная карточка» продуктов компании, ведь среди так называемых «внутренних языков АБС» Object RSL не имеет аналогов. Свобода, которую он дает службе автоматизации банка, была и остается очень важным конкурентным преимуществом наших систем.

  • Новое технологическое достижение компании — набор инструментальных средств для создания современных бизнес-приложений с графическим интерфейсом пользователя RS-Forms. Новая среда разработки позволяет в интерактивном режиме создавать пользовательский интерфейс, генерировать программный код, отлаживать его и настраивать связку с данными. Ориентированность на задачи, наиболее часто встречающиеся при разработке ПО для банков и предприятий, использование уникальных технологий, возможности которых проверены на практике, выгодно отличают этот продукт от других. RS-Forms поможет клиентам компании оперативно адаптировать функциональность прикладных систем «R-Style Softlab» под собственные нужды и значительно ускорит процесс создания нового ПО специалистами компании.

RS-Bank V.6

Описание линейки | Централизация | Информационная безопасность | Средства кастомизации | Программно-аппаратный комплекс | Лицензионная политика

 

Интегрированная банковская система RS-Bank V.6 функционирует на промышленной СУБД Oracle. Эта отлично зарекомендовавшая себя платформа идеально подходит для построения системы автоматизации крупного бизнеса.

На российском рынке СУБД Oracle занимает лидирующее положение — по данным IDC, ее доля равна приблизительно 70 %.

Компания «R-Style Softlab» имеет статус Сертифицированного партнера корпорации «Oracle» («Oracle Certified Partner»), что позволяет нам принимать активное участие в специальных технических и маркетинговых программах «Oracle». В соответствии с Программой партнерства (OPN) компания «Oracle» предоставляет «R-Style Softlab» передовые технологии, организует обучение, осуществляет техническую поддержку и т.д. В свою очередь «R-Style Softlab» поставляет своим клиентам программные решения Oracle совместно с собственными разработками. Высокая квалификация сотрудников «R-Style Softlab» гарантирует достойное качество построенных на данной платформе программных комплексов ИБС RS-Bank V.6 и ИАС RS-DataHouse.

Мы по максимуму используем в своих продуктах потенциал этой надежной и высокопроизводительной СУБД.

ИБС RS-Bank V.6 функционирует в трехуровневой архитектуре «клиент—сервер». Технологически банковский комплекс может включать в себя произвольное количество интегрированных программно-аппаратных блоков (терминалы, установленные в головном отделении, филиалах и дополнительных офисах; серверы приложений; системы офлайн-подразделений и пр.), которые успешно взаимодействуют в распределенной гетерогенной вычислительной среде современного банка.

Принципиальная схема трехуровневой «клиент-серверной» архитектуры ИБС RS-Bank V.6

Основные компоненты архитектуры:

  1. терминалы пользователей — обеспечивают интерактивное взаимодействие сотрудников банка с ИБС RS-Bank V.6;

  2. сервер приложений (может быть несколько) — реализует бизнес-логику, обеспечивает выполнение бизнес-процедур и обращается с запросами к файлам базы данных, а также взаимодействует с терминалами пользователей;

  3. сервер базы данных — взаимодействует с сервером приложений, служит хранилищем информации для всех подсистем ИБС RS-Bank V.6. Функционирует на промышленной платформе — СУБД Oracle.

Общие программно-аппаратные требования

Для корректной работы программных комплексов линейки RS-Bank V.6 необходимо использовать трехуровневую архитектуру.

Для RS-Bank V.6 требуются физически разделенные серверы приложений и сервер базы данных (пропускная способность канала между ними должна быть не менее 1 Гбит). Желательно использование выделенного дискового массива. Примерами здесь могут являться такие системы хранения данных, как IBM DS 4000, Sun 6140, HP 4400. В этом случае в качестве канала между дисковым массивом и сервером базы данных рекомендуется использовать Fiber Channel. В качестве аппаратной платформы может применяться оборудование различных производителей: IBM, Sun Microsystems, HP и др.

Требования к сетевому оборудованию

Для работы RS-Bank V.6 необходим интеллектуальный концентратор (коммутатор) с возможностью подключения серверов по протоколу Ethernet 100 Mbps, для остального оборудования (клиентских рабочих станций) — Ethernet 10 Mbps. Связь между серверами приложений и сервером базы данных должна быть организована по каналу с пропускной способностью не менее 100 Mbps.

Поддерживаемые протоколы:

  • между серверами — TCP/IP;

  • между серверами и рабочими станциями — TCP/IP, IPX/SPX, NETBIOS.

Требования к серверу базы данных

В качестве серверов баз данных могут использоваться серверы Intel- или RISC-архитектуры. Для систем с высокими нагрузочными требованиями рекомендуется использование RISC-серверов в кластерной конфигурации, таких как POWER производства IBM, M-series производства Sun Microsystems, Integrity производства HP.

Сетевая операционная система: Microsoft Windows 2003 Server, Microsoft Windows 2000 Server. Должны быть установлены все Service Pack и другие обновления, рекомендованные производителем ОС.

Для серверов RISC-архитектуры возможно использование ОС AIX производства IBM, HP-UX производства HP, Solaris производства Sun Microsystems.

Система управления базами данных: Oracle Database Enterprise Edition или Oracle Database Standard Edition.

Требования к серверу приложений

Сетевая операционная система: Microsoft Windows 2000 Server. Должны быть установлены все Service Pack и другие обновления, рекомендованные производителем ОС.

Аппаратная платформа: 2 CPU Intel® Xeon™, RAM 2 Gb, HDD 36 Gb SCSI на каждого активного пользователя.

Минимальный объем дискового пространства, необходимый для инсталляции: 250 Мб.

Требования к рабочим станциям

Операционная система: Microsoft Windows XP Professional, Microsoft Windows 2000 Professional, Microsoft Windows 2000 Server. Должны быть установлены все Service Pack и другие обновления, рекомендованные производителем ОС (см. www.microsoft.com).

Требования к аппаратной платформе регламентируются требованиями операционной системы (см. www.microsoft.com).

Банковская система RS-Bank v.5.0

Ядро линейки — АБС RS-Bank v. 5.0 — предназначено в первую очередь для автоматизации расчетно-кассового обслуживания и бухгалтерского учета. В то же время оно позволяет параллельно вести налоговый учет, регламентированный российским законодательством, формировать обязательную отчетность для Банка России и ФНС, осуществлять операции по противодействию легализации доходов, полученных незаконным путем (согласно Федеральному закону № 115-ФЗ). Кроме того, RS-Bank v. 5.0 выполняет весь перечень задач по взаимодействию с расчетно-кассовым центром, ведет картотеки, рассчитывает и начисляет проценты и плату за обслуживание и т.д. Таким образом, в рамках входящих в комплекс RS-Bank/Pervasive автоматизированных систем RS-Retail/Pervasive, RS-Loans/Pervasive и RS-Incounting осуществляется ведение аналитического учета (например, по вкладчикам, кредитным договорам и другим объектам), в то время как синтетический учет возложен на RS-Bank v. 5.0.

Наряду с поддержкой законодательства и расширением функциональности своих продуктов, компания серьезное внимание уделяет повышению удобства работы с ними. В частности, теперь пользователи АБС RS-Bank v. 5.0 могут выбирать между консольным интерфейсом, давно ставшим привычным тысячам банковских служащих, и графическим интерфейсом EasyWin.

Система информационной безопасности, созданная в RS-Bank v. 5.0, позволяет успешно решать задачи защиты информации — как от внешних угроз, так и от несанкционированных действий пользователей.

TCO комплекса RS-Bank/Pervasive минимизирована. Это достигается за счет того, что:

  • RS-Bank v. 5.0 — самая распространенная АБС на рынке, поэтому клиенты «R-Style Softlab» могут приобрести лицензии на нее и услуги по ее сопровождению по умеренным ценам и без потери качества;

  • банки, работающие на АБС RS-Bank v. 5.0, могут снизить текущие издержки за счет выбора оптимального для себя уровня сопровождения — банк оплачивает лишь те услуги, которые действительно ему нужны;

  • затраты на обслуживание СУБД Pervasive.SQL минимальны благодаря функции «нулевого администрирования» (после установки приложения, в которое встроена база данных, последняя не потребует дополнительных усилий по администрированию);

  • широкая распространенность АБС RS-Bank v. 5.0 позволяет без труда найти специалистов по обслуживанию этого программного продукта;

  • требования к аппаратному обеспечению и каналам связи невысоки;

  • при открытии допофисов благодаря трехуровневой архитектуре дополнительные инвестиции будут минимальными;

  • филиалы «R-Style Softlab» работают во всех федеральных округах Российской Федерации (и на Украине), так что клиенты компании получают своевременные консультации (при минимальных затратах на связь с офисом компании).

Диасофт.

Платформа Diasoft 5NT - это система автоматизации банковской деятельности, развившаяся до комплексного, удовлетворяющего всем современным требованиям банков, продукта из модулей "дилинг" и "фондовый рынок". Решение создано на основе богатого опыта работы в этих областях, что дает огромное конкурентное преимущество банкам, которые занимаются оптовой деятельностью, с большим объемом валютных операций, активно работают на межбанковском и фондовом рынках.

Решение позволяет перевести на один программный продукт все подразделения банка, занимающиеся расчетно-кассовым обслуживанием, кредитными, депозитными операциями, операциями с ценными бумагами, операциями на денежных рынках, операциями с пластиковыми картами и другими видами операций. Максимальная прозрачность технологических процессов, полная интеграция бухгалтерского и управленческого учета дают организациям возможность решать управленческие, аналитические и другие задачи, находящихся на стыке различных видов деятельности.

В 5NT поддерживаются все основные инструменты, необходимые для работы как на российском, так и на зарубежном рынках. В состав системы входят средства интеграции с основными торговыми системами (ММВБ, РТС, МФБ, Reuters и другими), обеспечивается электронное взаимодействие с крупнейшими российскими и международными расчетными организациями (ДКК, НДЦ, ВТБ, Cedel, EuroClear). Решение 5NT поддерживает форматы сообщений S.W.I.F.T. и Telex.

5NT - это решение, доказавшее свою высокую эффективность, которое воплотило в себе многолетний опыт сотрудничества с российскими и зарубежными клиентами и партнерами. Гибкие средства автоматизации финансового документооборота дают возможность модификации стандартных технологических цепочек по индивидуальной схеме заказчика.

Система 5NT является классическим приложением, реализованным в архитектуре клиент-сервер. Современная технологическая платформа, все преимущества использования промышленных СУБД Sybase ASE и MS SQL Server дают организациям надежную опору для их бизнеса, возможность предоставлять своим клиентам сервис наилучшего качества.

Основное требование к финансовым информационным системам было и остается неизменным — обеспечить стабильную платформу для поддержки текущего бизнеса организации.

Актуальные изменения заключаются в том, что уже сегодня и в ближайшем будущем финансовым институтам в России потребуются решения, способные обеспечить быстрое масштабирование объемов и географии бизнеса, а также предоставляющие возможность интеграции различных функциональных модулей и компонент используемых ими информационных систем в единое информационное пространство уровня всей организации.

Новые требования направлены на обеспечение поддержки сквозных бизнес-процессов выпуска, обработки и доставки продуктов клиентам финансовой организации, а также оперативности и достоверности в оценке показателей текущей ситуации и прогноза ее развития.

Это определяет ключевые требования к программным продуктам, лежащим в основе такого рода решений:

 

  • Простота развертывания и использования, низкие эксплуатационные требования и высокая производительность, присущие фронт-офисным приложениям

  • Высокая функциональная готовность, надежность и продуктовая направленность, характерные для бэк-офисов

  • Комплексный подход к консолидации и анализу первичных и учетных данных, невозможный без полноты моделей Хранилищ данных и широты охвата построенных на их основе витрин данных

  • Открытость и процессная ориентация, свойственные современным интеграционным платформам.

 

Стратегия развития программных продуктов компании «Диасофт» соответствует вышеперечисленным требованиям и направлена на разработку и продвижение Финансовой Архитектуры Diasoft FA# (Diasoft Financial Architecture).

Эта комплексная информационная система позволит банкам, не теряя в функциональности уже используемых решений, выиграть в конкурентной борьбе за счет поддержки быстрого развития географии и объемов своих услуг. Мы оснащаем наши решения самым полным набором средств консолидации, анализа и обработки данных. Мы предлагаем нашим заказчикам интеграционные решения, которые позволят объединить в единый технологический процесс весь комплекс используемых ими информационных систем — как наших собственных, так и других разработчиков.

Компания «Диасофт» обладает всем необходимым для успешной поддержки бизнеса своих клиентов — как сегодня, так и в перспективе. Мы успешны, потому что мы искренне желаем успеха нашим клиентам и партнерам и верим в то, что, только внося существенный вклад в их успех, мы достигнем успеха нашей компании.

 

Интегрированная банковская система "Центавр-Дельта"

"Центавр-Дельта" - это современное решение, основанное на технологии клиент-сервер, которое обеспечивает высокую производительность при автоматизации банковской деятельности и исключает затраты, связанные с традиционными SQL СУБД (системами управления базами данных). Комплекс "Центавр-Дельта" - это решение, основанное на технологии клиент-сервер, которое дает высокую производительность при автоматизации банковской деятельности и исключает затраты, связанные с традиционными SQL СУБД. Система "Центавр-Дельта" является развитием ИБС "Центавр/Центавр-ADS" и совмещает в себе все функциональные возможности ИБС "Центавр" с мощностью и надежностью СУБД Advantage Database Server.

Произвольная настройка архитектуры комплекса

"Центавр-Дельта" допускает произвольную настройку архитектуры комплекса и взаимодействующих с ним внешних систем.

Система успешно эксплуатируется на платформах Windows NT, Windows 2000, Windows 9x, Netware 3.x/4.x/5.x.
Для оптимального использования ресурсов системы возможны ее конфигуации в архитектуре клиент-сервер, файл-сервер, а также смешанный тип, когда часть подсистем работает в архитектуре клиент-сервер, а остальные подсистемы – в архитектуре файл-сервер.

Возможна работа комплекса "Центавр-Дельта" в сетях с выделенным сервером, в одноранговых сетях, на отдельных локальных станциях. Во всех случаях поддерживается архитектура клиент-сервер с использованием сервера ADS.

Технология клиент-сервер

При организации работы с базами данных комплекс "Центавр-Дельта" использует современную СУБД Advantage Database Server (ADS).

Advantage Database Server – это масштабируемая, высокопроизводительная СУБД в архитектуре клиент-сервер, разработанная фирмой Extended Systems Inc (США).

СУБД ADS добавляет преимущества клиент-серверной технологии мобильным, сетевым и интернет-приложениям, работающим с базами данных на основе dbf-файлов. Использование Advantage Database Server позволяет получать новые преимущества без переписывания существующих приложений и без изменения аппаратного обеспечения. Advantage Database Server – это продукт для Windows NT, Windows 2000, Windows ME, Novell NetWare версий 3.х, 4.х и 5.х, а также "локальный" сервер для Windows 95/98 и Windows 2000.

Работа в режимах удаленного доступа

Работа по схеме удаленного терминального доступа может осуществляться как по выделенным линиям, так и по модему.

Для обеспечения работы могут быть использованы:

  • терминальный сервер – Windows 2000 Server (W2K)

  • рабочие станции – Windows 2000 Professional (W2KPro)

Выбор указанных программных продуктов не является обязательным и обусловлен тем, что фирмой-разработчиком в них встроена поддержка удаленного (терминального) доступа, и нет необходимости в дополнительных затратах на получение лицензий терминального доступа.
При работе через обычный модемный канал существует возможность работы нескольких рабочих мест с использованием одного модема. При этом скорость работы приложений комплекса будет ниже. К одному модему можно подключать несколько компьютеров, используя при этом модемную карту (пул), т.е. к одному терминальному серверу W2K в головном отделении можно подключить несколько удаленных отделений.
Минимальная скорость передачи данных по модему, необходимая для работы комплекса в удаленном режиме, составляет не менее 5 КБод.

Комплексная автоматизация всего спектра банковских операций

"Центавр-Дельта" – это многофункциональное решение, позволяющее осуществить комплексную автоматизацию всего спектра банковской деятельности, т.е.:

  • расчетно-кассовое обслуживание клиентов;

  • валютные операции;

  • операции по корреспондентским счетам;

  • подготовку отчетов, документов, договоров;

  • формирование сводной отчетности по всем филиалам;

  • работу с физическими лицами;

  • кредитно-депозитное обслуживание;

  • операции с биржей;

  • работу с ценными бумагами;

  • операции доверительного управления;

  • работу пунктов обмена валют;

  • внутрихозяйственные операции банка;

  • работу с филиалами, отделениями;

  • настройку доступа к информации и функциям системы,

  • и многие другие операции.


Система легко настраивается для работы с региональными РКЦ, с системами "Банк–Клиент", с другими системами и собственными разработками банка. Подсистема импорта документов позволяет в автономном режиме, без участия пользователя, обрабатывать входящие данные и автоматически формировать по ним ответные протоколы. Автоматические подсистемы контролируют корректность оформления документов при их вводе в систему, исполнении, экспорте реестров по корреспондентским счетам и т.д. Возможно автоматическое использование дополнительных внешних программ контроля и прием результатов их работы.

В системе имеется большое количество уже готовых отчетных форм и справок.
Изменение количества рабочих мест и их функциональных свойств занимает минимум времени.
В большинстве АБС предлагается достаточно развитый набор операций, однако "Центавр-Дельта" является одной из немногих систем, имеющих наиболее полный и эффективный функционал. Если также учесть невысокую стоимость комплекса, то "Центавр-Дельта" окажется на сегодняшний день одним из лучших решений на рынке АБС.

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО)

В рамках подготовки к использованию кредитными учреждениями в своей практике Международных стандартов финансовой отчетности в комплексе "Центавр-Дельта" разработана автоматизированная система "Учет основных средств" с возможностями двойного учета как для целей Российский отчетности, так и отчетности по МСФО. Система была установлена и прошла успешные испытания в одном из крупнейших российских банков.

Работа в автоматических режимах 24 часа в сутки

"Центавр-Дельта" позволяет выполнять трудоемкие и критичные по времени операции в автоматических режимах. Представьте себе подсистему-автомат, которая после окончания рабочего дня, по записанному один раз сценарию:

  • отслеживает поступление документов (выписок) из РКЦ и запускает систему приема данных;

  • контролирует корректность и осуществляет прием поступивших документов;

  • с учетом заранее заданных критериев обрабатывает все поступившие документы по различным сценариям обработки;

  • с учетом новых документов формирует и отправляет пакеты документов для филиалов и отделений;

  • для контроля и на случай непредвиденных ситуаций формирует подробный протокол обо всех выполненных действиях в диалоговой форме, аналогичной тому, как действовал бы реальный пользователь при работе в таких режимах.

Таким образом, пользователи системы "Центавр-Дельта" будут избавлены от необходимости тратить драгоценное время на описанные выше операции.

Качественное сопровождение системы

Частые изменения требований Банка России к деятельности кредитно-финансовых учреждений вызывают необходимость быстро реагировать на "новые веяния", т.е. постоянно дорабатывать и усовершенствовать системы автоматизации и управления банком. Высокопрофессиональные специалисты компании "ПрограмБанк" в максимально короткие сроки реализуют сложнейшие задачи по своевременному обеспечению пользователей комплекса "Центавр-Дельта" новейшими решениями.

Круглосуточно на ftp-сервере компании доступны последние версии и модификации системы, демонстрационные версии, различные информационные материалы и инструкции.
Работает также виртуальная система сопровождения, позволяющая клиентам компании задавать вопросы и получать консультации относительно работы комплекса "Центавр-Дельта", вносить заявки на изменения комплекса, участвовать в форуме.

При выходе новых версий, модификаций, при подготовке различных решений пользователям комплекса Центавр-Дельта рассылаются информационные материалы и сообщения о произведенных или планируемых изменениях, различные рекомендации по работе комплекса.

На основе опыта работы c различными клиентами компанией "ПрограмБанк" выработано несколько вариантов сопровождения программных продуктов: полное сопровождение с выездами на территорию пользователя; предоставление новых модификаций, обучение пользователей новым возможностям системы и консультации по "горячей линии", телефону, электронной почте; по желанию клиента (по индивидуальному соглашению) может быть предоставлено V.I.P.-сопровождение с любым набором услуг. В зависимости от потребностей клиенты могут выбирать и изменять в любой момент тип сопровождения.
 

Структура ИБС "Центавр Дельта"

С целью повышения гибкости при решении самых разнообразных задач и минимизации затрат ИБС "Центавр Дельта" построена в виде комплекса отдельных подсистем и функциональных модулей.

Рассчетно-кассовое обслуживание

Мультивалютные внебалансы
Валютная касса
Касса
Расчет и начисление процентов
Мультивалютный операционный день

Сервисные программы

Генератор отчетов
Администратор комплекса
Платежные документы банка
 
Поддержка подразделений банка
Операции с ценными бумагами
Расчет экономических нормативов и свод балансов по валютам и филиалам
Кредитно-депозитная система
Индивидуальные вклады
Доверительное управление
Пункт обмена валют
Учет основных средств и МБП
Срочные операции
Операционная касса
Сводный учет валютно-обменных операций

 

Основные банковские операции

Расчетно-кассовое обслуживание
Ядром ИБС "Центавр Дельта" является автоматизированная система "Мультивалютный операционный день". Это многофункциональный комплекс на единой мультивалютной базе данных, автоматизирующий большинство операций бухгалтерского учета в банке.
Комплекс позволяет работать с любым количеством валют, включая российские рубли, производить учет операций по корр.счетам, эффективно работать с платежными документами и со счетами невыясненных сумм, вести учет транзитных и конверсионных клиентских счетов, производить расчет планового сальдо на лицевых счетах с учетом будущих платежей, получать платежные документы с автоматическим заполнением реквизитов, производить операции по обмену валюты с расчетом и взятием комиссии, получать сальдовые ведомости, выписки по счетам и другие отчетные документы, работать в сетевом режиме с любым количеством рабочих мест, проводить переоценку валютных счетов и статей бухгалтерского баланса, формировать макеты для отправки и приема платежей, принимать данные от различных систем в .dbf или .txt форматах, а также многое и многое другое.

Расчет и начисление процентов
Модуль предназначен для выполнения в любой валюте всех бухгалтерских операций по начислению процентов. Он автоматизирует самый трудоемкий и длительный бухгалтерский процесс в коммерческих банках, а также производит расчет процентов по всем известным в настоящее время расчетным схемам, включая схемы начисления процентов за обслуживание, схемы ссудных и депозитных процентов с фиксированными или плавающими ставками, схемы наращенных процентов и т.д. При этом, благодаря своей гибкости модуль позволяет задавать в любой валюте новые схемы начисления процентов и различные процентные ставки по ним, наиболее полно отвечающие стратегии банка. Список схем постоянно пополняется по запросам банков.

Внебалансовый учет
Модуль предназначен для ведения внебалансового учета валютных средств в банке. Он позволяет учитывать движение любых ценностей и документов, поступающих в банк на хранение, инкассо или на комиссию в соответствии с действующим законодательством. Учет ценностей и документов ведется как на уровне проводок, так и на уровне приходно-расходных документов.
Модуль также позволяет производить гибкую настройку на заданную технологию работы с внебалансовыми счетами, осуществлять ввод и редактирование операций по счетам в режиме работы с прямыми проводками и в режиме документарного ввода, автоматически производить переоценку остатков на валютных счетах при изменении курсов валют, получать различные отчеты по картотекам и документам, в том числе и накопленным итогом, получать другие необходимые отчетные документы и многое другое.

Кассовые операции
Модуль предназначен для обработки кассовых документов и в удобной форме реализует все функции кассового обслуживания в банке, формирует все необходимые отчетные документы. Он легко масштабируется от ведения одного кассового счета до полного документооборота нескольких кассовых залов в различных отделениях и с широким спектром операций.
Модуль позволяет работать с несколькими кассовыми счетами, производить ввод приходных и расходных документов с разбивкой по пачкам, производить контроль суммы в каждой пачке, а также остатка в кассе, производить заказ денег и контроль их исполнения, начислять плату за кассовое обслуживание в зависимости от типа операции и соотношения суммы, производить расчет сводных кассовых планов в разрезе организаций и символов, получать все необходимые формы отчетных документов, а также нестандартных отчетов, формировать данные в электронном виде для передачи отчетности в РКЦ, осуществлять прием кассовых документов из других систем компании "ПрограмБанк", а также многое и многое другое.

Валютно-обменные операции
Модуль автоматизирует операции рабочего места кассира валютного обменного пункта. Среди основных возможностей можно отметить полную автоматизацию валютно-обменных операций, ведение операций по покупке-продаже иностранной валюты за рубли, ведение конверсионных операций с получением соответствующих отчетов, контроль правильности ввода информации, наличие гибкого генератора проводок дня, позволяющего создать произвольную схему проводок, наличие девяти уровней доступа к информации и выполнению банковских операций и другое.
 

Подсистемы ИБС "Центавр Дельта"

Кредитно-депозитная система
Система предназначена для автоматизации деятельности кредитного отдела. Внедрение данной системы дает возможность ускорить обработку больших объемов информации, упростить ведение расчетов и качественно улучшить анализ получаемой информации, необходимой для ведения договоров.
Система позволяет производить учет кредитных и депозитных договоров в любой валюте, получать соответствующие бланки и формы, отслеживать фактические и прогнозируемые состояния договоров, производить начисление всех видов процентов по договорам, формировать и получать необходимые отчеты и документы по состоянию договоров, производить оценку предполагаемой прибыли с учетом степени риска, вводить изменения в прогнозируемые события договора в зависимости от его фактического состояния, формировать платежи, отслеживать их прохождение, эффективно отбирать поступления и многое другое.

Индивидуальные вклады
Подсистема предназначена для автоматизации, ведения и учета валютных и рублевых вкладов клиентов и расширяет в этой области возможности АС "Мультивалютный операционный день". В любой момент времени пользователь может получить информацию о текущем состоянии счетов клиентов и произвести начисление процентов по вкладам, задавая процентные ставки, наиболее полно отвечающие интересам банка.
Подсистема также позволяет производить автоматический расчет и начисление процентов по клиентским вкладам, проводить анализ сроков возврата вкладов, проводить печать записей о платежах клиентов непосредственно в сберкнижках, сохранять историю ведения договоров, формировать различные макеты по управлению остатками на лицевых счетах, производить обработку сложных взаимосвязанных проводок и проводок по конверсии, получать прогноз начисления процентов и многое другое.

Сводный учет валютно-обменных операций
Подсистема предназначена для автоматизации обобщенного учета результатов работы обменных пунктов и операционных касс на основании данных по реестрам проведенных операций. Она позволяет производить учет и контроль корректности реестров по покупке-продаже иностранной валюты за рубли, по конверсионным операциям, работать с бланками строгой отчетности, вести курсы валют для всех видов операций с автоматическим расчетом кросс-курса, создавать произвольные схемы проводок, формировать и получать необходимые отчеты, автоматически формировать в конце операционного дня итоговые документы для необходимого внутрибанковского учета, производить обмен сообщениями между рабочими местами и многое другое.

Доверительное управление
Подсистема предназначена для ведения операций по счетам доверительного управления и представляет собой сложный многофункциональный комплекс, автоматизирующий функции бух.учета операций доверительного управления в коммерческом банке.

Срочные операции
Подсистема предназначена для ведения бухгалтерского учета сделок по срочным операциям, а также для получения всех отчетных документов по этим сделкам. Она позволяет работать как с национальной, так и с иностранной валютой, вести договора по покупке-продаже валюты, а также различных видов ценностей, вести учет срочных сделок по принципу двойной записи с автоматической генерацией проводок, автоматически генерировать проводки и платежные документы при заведении и исполнении контрактов, производить переоценку остатков на лицевых счетах при изменении курсов валют или котировок ценностей, получать разнообразные отчетные документы, производить гибкую настройку системы на технологию работы банка, осуществлять обмен данными с удаленными рабочими местами и другими системами комплекса "Центавр Дельта" и многое другое.

Учет основных средств и МБП
Подсистема предназначена для учета основных средств банка, малоценного имущества и материалов. Она позволяет вести учет движения основных средств и малоценного имущества на карточках учета в разрезе категорий учета основных средств, под-разделений и материально ответственных лиц, вести учет складских операций на карточках складского учета в разрезе разделов складов, материально ответственных лиц и подразделений банка, производить переоценку и дооценку основных средств, производить амортизацию нематериальных активов, вести реестр доверенностей, выданных на приобретение товарно-материальных ценностей, получать сальдовые ведомости, оборотные ведомости, амортизационные и инвентарные ведомости, отчеты по срокам износа основных средств и по срокам отчисления амортизации, а также другие отчетные документы и многое другое.

Операции с ценными бумагами
Комплекс объединяет в себе несколько систем с единой базой данных. Данный комплекс предназначен для бухгалтерского и депозитарного учета операций с ценными бумагами. Комплекс состоит из трех модулей, которые имеют разные возможности и могут функционировать как в сетевом режиме, так и автономно. Рабочие места можно настроить таким образом, чтобы сотрудники разных отделов имели доступ только к "своей" строго ограниченной информации.
Модуль "Государственные ценные бумаги" предназначен для ведения учета операций с ГКО, ОФЗ в полном соответствии с требованиями инструкций ЦБ РФ.
Модуль "Корпоративные ценные бумаги" предназначен для ведения учета операций с эмиссионными негосударственными ценными бумагами (акциями, облигациями) и неэмиссионными ценными бумагами (процентными и дисконтными векселями и сертификатами).
Модуль "Учет операций с векселями" предназначен для банковских подразделений, занимающихся проведением операций с векселями. Он автоматизирует учет операций как с собственными векселями, так и с векселями учтенными банком и приобретенными для клиентов и дает возможность получать информацию, необходимую для принятия эффективных управленческих решений.

Расчет экономических нормативов и свод балансов
Подсистема предназначена для сбора всей банковской информации по банку, филиалам и отделениям, а также для автоматизации работы по получению различных отчетных документов, на основании которых проводится анализ банковской деятельности. Она позволяет производить автоматический прием информации из других систем компании "ПрограмБанк" и от других систем, работающих в банке, получать на основании всех данных консолидированный баланс, получать различные сводные отчеты по каждому филиалу отдельно и по всему банку в целом, получать отчеты в виде стандартных отчетных форм и в виде произвольных форм, созданных с помощью встроенного генератора отчетов, работать в локальном и сетевом режимах с возможностью получения отчетов на рабочих местах, санкционировать доступ пользователей к информации и многое другое.

Генератор отчетов
Модуль предназначен для формирования на основе информации, получаемой из одной или нескольких подсистем комплекса "Центавр Дельта" и его функциональных модулей, и получения настраиваемых отчетов различной формы.

Платежные документы банка
Модуль обеспечивает ввод, контроль и высокоточную печать различных документов, используемых для взаиморасчетов и обеспечения внутрибанковской деятельности, оформление счетов-фактур, ведение книг покупок/продаж. Она проста и удобна в обращении. Система позволяет формировать все необходимые формы расчетных документов, утвержденные Банком России, производить настройку практически на любой тип принтера и многое другое.

ИБС «ЦЕНТАВР ОМЕГА» – БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО
ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА БАНКОВСКИХ УСЛУГ


Компания «ПрограмБанк» воплотила в проекте «Центавр Омега» весь опыт, накопленный почти за 20 лет своей деятельности на рынке банковского программного обеспечения. Интегрированная банковская система (ИБС) «Центавр Омега» вобрала в себя все те достижения компании, которые позволили ей стать признанным технологическим лидером в области разработки, внедрения и сопровождения программных продуктов для банков самых разных категорий и специализаций.


«Центавр Омега» – многоцелевой комплекс систем, технологий, методик и готовых прикладных решений, предназначенных для реализации и обслуживания самого широкого спектра задач автоматизации деятельности банка.

«Центавр Омега» является полнофункциональной модульной автоматизированной банковской системой, построенной на основе концепции системы управления бизнес-процессами (BPM – Business Process Management).

«Центавр Омега» способна работать как в качестве единой банковской автоматизированной системы, так и в качестве отдельно установленных модулей, обеспечивающих локальную функциональность.


«Центавр Омега» – Интегрированная банковская система, ориентированная главным образом на Российские банки и инвестиционные компании.

Однако такие ее качества как мультивалютность, работа во многих планах счетов, универсальная система отчетности, легкая возможность национализации системы, интеграция с Российскими и международными платежными системами, включая SWIFT и национальные системы класса RTGS, позволяют использовать ИБС «Центавр Омега» для автоматизации различных финансовых организаций за пределами России. Масштабируемость и гибкость системы позволяет применять ее в центральных банках, расчетных палатах, банках обсуживающих предприятия и население, а также в небанковских финансовых организациях.

С технической точки зрения «Центавр Омега» является трехзвенной структурой с возможностью организации более сложных многозвенных систем. В качестве сервера баз данных (СУБД) все типовые решения системы «Центавр Омега» разработаны с использованием промышленных СУБД: Oracle и MS SQL Server 2000/2005, в том числе MSDE (MS SQL Server Desktop Engine). Нетиповые решения в короткий срок могут быть портированы на другие СУБД.

Система имеет встроенный мощный графический генератор отчетов и визуальный дизайнер экранных форм, позволяет использовать встроенный скриптовый язык, систему описания конфигураций, интерфейсов, структур данных, классов документов и методов их обработки. ИБС «Центавр Омега» предоставляет широкие возможности изменять и пополнять функциональные описания, создавать новые классы документов, новые отчетные формы, новые наборы интерфейсов и рабочих мест, а также настраивать различные методы документооборота.


Цель создания системы

Целью разработки ИБС «Центавр Омега» является создание на новой платформе современной автоматизированной банковской системы, сохраняющей достоинства комплекса «Центавр Дельта» и одновременно имеющей самые широкие перспективы дальнейшего развития.


Основные преимущества новой системы

  • более высокие показатели быстродействия и надежности;

  • идеологическая преемственность;

  • возможность оптимального использования технической базы банка;

  • наличие единой базы данных, единых справочников;

  • открытость системы для добавления информации сторонними средствами;

  • высокая степень настраиваемости на конкретное рабочее место;

  • современность – интерфейс системы соответствует общим стандартам;

  • надежность – сохранение целостности базы данных при сбоях аппаратуры;

  • надежная система защиты информации – разграничение прав пользователей;

  • возможности графического представления исходных и расчетных данных;

  • интегрированность с внешними системами.


Графическое представление исходных и расчетных данных

  • Встроенная поддержка различных видов графиков и диаграмм – линейных, круговых (Pie), точечных, гистограмм и т.д.

  • Встроенная поддержка Rich Text Format 2.0.

  • Встроенная поддержка графических форматов bmp, wmf, emf.

  • Встроенная поддержка кодирования информации в виде "штрих-кода" по стандартам Code39, Code39E, Code128(A,B,C), MSI, EAN, PostNet, UPC и др.

  • Подгружаемый модуль OLAP - графического анализа данных.

ЦФТ - Банк (Платформа 1) - объектно-ориентированная банковская система на основе СУБД Oracle.

Система является лидером российского IT-рынка по всем основным показателям:

  • количеству инсталляций банковских систем на основе СУБД Oracle

  • количеству одновременно работающих пользователей в системе

  • объемам транзакций, выполняемых в системе в течение операционного дня

  • лучшему соотношению цена-качество в своем классе


ЦФТ-Банк" обеспечивает создание единой технологической платформы банка:

  • интегрированный доступ к функциям различных бэк-офисов (в том числе, регионально распределенных)

  • возможность централизации всех бэк-офисных функций

  • единые и интегрированные каналы продаж (филиалы, отделения, пункты самообслуживания, Интернет, мобильные телефоны и т.д.)

  • централизацию данных о клиентах с возможностью всестороннего анализа


Система обеспечивает минимизацию удельных затрат банка на поддержание и развитие информационных систем за счет максимального использования экономии на масштабах.

Систему ЦФТ-Банк (Платформа 1) используют более 30% российских банков, иностранные банки, работающие в России, банки-лидеры финансовых рынков стран СНГ: Газпромбанк, "Возрождение", "Внешэкономбанк", банк "РОССИЯ", "Еврофинанс Моснарбанк", "Русь-Банк", банк "УралСиб", банк "Петрокоммерц", Городской Ипотечный Банк, "НОМОС Банк", "ДельтаКредит", Банк "РЕСО Кредит", Зираат Банк (Москва), банк "Каспийский" (Казахстан), "Инэксимбанк" (Кыргызстан), Банк развития Таджикистана, FinComBank" S.A. (Молдова), Универсалбанк (Молдова) и другие.

ЦФТ - Банк (Платформа 1) аттестован Сбербанком России и используется для построения интегрированного решения на уровне территориальных управлений банка. 

Функциональные модули

Учетное ядро

Учетное ядро

Регулярные платежи

Универсальный шлюз

Поддержка документооборота с использованием ЭЦП

Многофилиальный учет и возможность работы в многофилиальном режиме

Расчетный центр

Расчетный центр

Расчетный центр (SWIFT)

Взаимодействие с системой БЭСП

Сопряжение с Telex

Казначейство

Конверсионные операции

Банкнотные сделки

Привлечение-размещение средств

Расчетно-кассовое обслуживание

Расчетно-кассовое обслуживание

Ведение и учет кассовых операций

Инкассация

Валютно-обменные операции

Валютно-обменные операции

Экспресс-обслуживание клиентов

Обслуживание клиентов по ID-картам

Электронный кассир

Документарные операции

Документарные операции

Кредиты

Кредиты

Договоры покупки/продажи кредитов

Ведение проданных кредитных договоров за балансом банка (сервисинг)

Кредитные карты и овердрафты дебетовых карт

Взаимодействие с БКИ "Национальное бюро кредитных историй" (TUTDF)

Взаимодействие с БКИ "Глобал Пэйментс Кредит Сервисиз"

Взаимодействие с БКИ "Интерфакс" (CAIS)

Взаимодействие с БКИ "Национальное кредитное бюро" (NCB-CHDTF)

Договоры банковской гарантии

Договоры банковской гарантии

Договоры страхования жизни, имущества, титула, комбинированные договоры

Договоры страхования жизни, имущества, титула, комбинированные договоры

Карточный модуль

Карточный модуль

Факторинг

Факторинг

Организация взаимодействия с заемщиком

Обслуживание кредитных договоров

Мониторинг просроченных кредитов (Debt Collection)

Депозиты

Депозиты

Платежи по расписанию

Сейфовые ячейки

Сейфовые ячейки

Денежные переводы

Переводы средств в валюте

Сопряжение с сервисом «Золотая Корона - Денежные переводы»

Операции с ценными бумагами

Депозитарий

Акции и облигации

Депозитарные расписки на акции

Собственные векселя

Сторонние (учтенные) векселя

"Сложные" договоры с векселями отступное, новация, зачет встречных однородных требований

Депозитные и сберегательные сертификаты

Обязательная отчетность профессионального участника рынка ценных бумаг в соответствии с Постановление ФКЦБ №33

Учет закладных

Система внутреннего учета

Система внутреннего учета

Доверительное управление

Индивидуальные договоры доверительного управления (ИДДУ)

Общий Фонд Банковского Управления (ОФБУ)

Внутрихозяйственные операции

Внутрихозяйственные операции

Учет ГСМ

Управление персоналом

Управление персоналом

Заработная плата

Налоговый учет

Налоговый учет

МСФО

МСФО

Обязательная отчетность ЦБ РФ

Обязательная отчетность ЦБ РФ

СПЭД (Система передачи электронных документов)

Система "Банк-Клиент" на основе технологии СПЭД (Система передачи электронных документов)

Система "Банк-Офис" на основе технологии СПЭД (Система передачи электронных документов)

Сопряжение с внешними системами

Сопряжение с FRONT Office NAVIGATOR(SoftWell)

Сопряжение с системой ДБО Faktura.ru (Интернет-банк)

Сопряжение с OWS (по согласованию с правообладателем) в реализации ЦФТ

Сопряжение с Compass Plus (по согласованию с правообладателем) в реализации ЦФТ

Сопряжение со Smart Vista (по согласованию с правообладателем) в реализации ЦФТ

Сопряжение с системой ДБО

Сопряжение с РКЦ, МЦИ

Сопряжение REUTERS

Сопряжение с FineReader

Дополнительные опции

ПО сервера приложений для реализации трехуровневой архитектуры

Многоуровневое администрирование прав доступа

Особенности архитектуры

В основе концепции "ЦФТ–Банк" (Платформа 1) лежит разделение системы на два уровня - прикладную часть и системное ядро. Системное ядро спроектировано таким образом, что весь банковский функционал реализуется средствами администрирования. Банковские специалисты получают возможность «программировать», оперативно изменяя настройки cистемы или самостоятельно конструируя новые модули АБС, используя готовые объекты cистемы. Это позволяет быстро реагировать на новые требования Центрального банка и эффективно развивать cистему в соответствии с потребностями бизнеса банка. Ядро системы реализовано на базе промышленной СУБД Oracle и технологии "ЦФТ-Платформа развития".

В основе системы хранения информации в "ЦФТ–Банк" (Платформа 1) лежит единая база данных. Благодаря этому обеспечивается полная интеграция на уровне хранения данных. За счет использования единого хранилища система позволяет при выполнении любых операций работать со всей информацией, накопленной в ней.

Прикладная часть является продуктоориентированной, т.е. бизнес-логика системы описана посредством выделения типов банковских услуг и затем их детального описания. Это обеспечивает возможность высокой функциональной интеграции в программном обеспечении за счет выделения и объединения типов операций всех пользователей cистемы на основе существующей бизнес-модели банка. Благодаря этому банк имеет возможность оптимально настроить функционал cистемы и рабочие места пользователей.

Параметризация

Благодаря вынесению всего функционального слоя на уровень администрирования допустима очень высокая степень параметризации системы. Пользовательский интерфейс, документооборот, многочисленные прикладные алгоритмы и параметры эксплуатации являются настраиваемыми и могут быть изменены при помощи средств администрирования.

Наращивание возможностей

Благодаря вертикальному разделению на системное ядро и прикладную часть система позволяет наращивать функционал в требуемых банком рамках.

Объектно-ориентированный инструментарий разработки

Отличительная особенность "ЦФТ–Банк" (Платформа 1) - наличие встроенного объектно-ориентированного инструментария быстрой разработки информационных бизнес-подсистем, значительно снижающего трудозатраты на адаптацию при внедрении и последующей эксплуатации комплекса в конкретном банке.

Безопасность

"ЦФТ–Банк" (Платформа 1) гарантирует абсолютную надежность и безопасность обработки данных. При распределении доступа к данным и операциям над ними в системе используются только встроенные средства безопасности СУБД Oracle. СУБД Oracle является защищенной СУБД, обеспечивающей безопасность хранимых данных на уровне стандарта C2, по классификации, принятой в США. Этот уровень безопасности является достаточным для обеспечения безопасности конфиденциальных данных коммерческих негосударственных организаций. Доступ к системе и проведение всех операций возможно только после идентификации пользователя через пароль и его идентификатор как пользователя СУБД Oracle.

Распределение доступа

За счет гибкой системы распределения доступа система позволяет создавать конкретные рабочие места пользователей путем описания их прав на доступ к информации, а также на выполнение определенных наборов операций. В результате возможно формирование индивидуальных рабочих мест для каждого сотрудника банка с учетом персональной специфики его должностных обязанностей. Возможны групповые формы контроля и определения доступа.