Страховой рынок России


Реферат >> Банковское дело

Тема 10: Страховой рынок России

10.1 Понятие и структура страхового рынка

Страхование возникло и развивалось как осознанная объектив­ная потребность человека и общества в защите от случайных опаснос­тей. Потребность в страховой защите носит всеобщий характер, она охватывает все фазы общественного воспроизводства, все звенья соци­ально-экономической системы общества, всех хозяйствующих субъек­тов и все население. Страховой рынок не только способствует разви­тию общественного воспроизводства, но и активно воздействует через страховой фонд на финансовые потоки в народном хозяйстве.

Место страхового рынка в финансовой системе обусловлено двумя обстоятельствами. С одной стороны, существует объективная потребность в страхо­вой защите, что и приводит к образованию страхового рынка в социаль­но-экономической системе общества, с другой — денежная форма обеспечения страховой защиты связывает этот рынок с общим финан­совым рынком.

Объективная потребность в страховании предопределяет непосредственную связь страхового рынка с финансами предприятий, населения, банковской системой, государственным бюджетом и дру­гими финансовыми институтами, в рамках которых реализуются стра­ховые отношения.

Страховой рынок целесообразно рассматривать в широком и узком смысле данного понятия.

В широком смысле страховой рынок — это сфера денежных отношений, где объектом купли-продажи выступает стра­ховая защита, формируются спрос и предложение на нее.

В узком смысле страховой рынок можно представить как эконо­мическое пространство, или систему, управляемую соотношением спро­са покупателей на страховые услуги и предложением продавцов стра­ховой защиты.

Страховой рынок представляет собой сложную развивающуюся интегрированную систему, к звеньям которой относятся страховые орга­низации, страхователи, страховые продукты, страховые посредники, профессиональные оценщики страховых рисков и убытков, объедине­ния страховщиков, объединения страхователей и система его государ­ственного регулирования.

Страховые организации — институциональная основа страхово­го рынка, экономически обособленное звено страхового рынка, что выражается в полной обособленности ее ресурсов и самостоятельности в осуществлении страховой и других видов деятельности. Страховые организации структурируются по принадлежности, характеру выпол­няемых страховых операций, зоне обслуживания.

По принадлежности страховые организации делят на акционер­ные, частные, государственные, общества взаимного страхования.

По характеру выполняемых страховых операций различают спе­циализированные и универсальные страховые организации.

По зоне обслуживания различают местные, региональные, наци­ональные и международные (транснациональные) страховые органи­зации.

Спрос на страховые продукты предъявляет страхователь (он выступает «покупателем» на страховом рынке) - юри­дическое или дееспособное физическое лицо, страхующее имущество или заключающее со страховщиком договор личного страхования или страхования ответственности. Страхователь уплачивает страховые взносы и имеет право на получение страховки при наступлении стра­хового случая.

Товар страхового рынка — страховой продукт. Потребительная стоимость страхового продукта состоит в обеспечении страховой защиты. Цена страхового продукта определяется затратами на страхо­вое возмещение или страховое обеспечение, а также расходами на ведение дела и размером прибыли страховщика. Как и всякая цена, она зависит от спроса и предложения.

Продвижение страховых продуктов и их реализацию преимуще­ственно осуществляют посредники: страховые агенты и страховые бро­керы. Страховые агенты — физические или юридические лица, действу­ющие от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями. Страховыми брокерами могут быть независимые юридические или физические лица, имеющие лицен­зию на проведение посреднических операций по страхованию от сво­его имени на основании поручений страхователя либо страховщика.

Функционирование страхового рынка предполагает наличие про­фессиональных оценщиков рисков и убытков, в качестве которых выступают сюрвейеры и аджастеры. Сюрвейеры — инспекторы или агенты страховой организации, осуществляющие осмотр имущества, принимаемого на страхование. В качестве сюрвейера выступают также специализированные фирмы по противопожарной безопасности, охране труда и т.д., взаимодействующие со страховщиком на договорной основе. По заключению сюрвейера страховая организация принимает решение о заключении договора страхования. Аджастеры — это упол­номоченные физические или юридические лица страховщика, занимающиеся установлением причин, характера и размера убытков. По результатам проведенной работы аджастер составляет страховой акт (аварийный сертификат).

Для защиты своих интересов, разработки законодательных актов, подготовки стандартных правил страхования, сбора и публикации стра­ховой статистики и других совместных целей страховые организации создают объединения (ассоциации) страховщиков на региональном и национальном уровнях.

Защищают свои интересы и страхователи, создавая объединения страхователей. Они выражают интересы пострадавших страхователей от недобросовестных страховых организаций, оказывают потерпевшим юридическую помощь, участвуют в совершенствовании и развитии страхового законодательства и др.

Важным звеном страхового рынка выступает система государ­ственного регулирования, необходимость которого связана в первую очередь с защитой прав и интересов страхователей, предотвращением их финансовых потерь вследствие неплатежеспособности страховой организации.

Таким образом, структуру страхового рынка можно охарактери­зовать в институциональном, территориальном и отраслевом аспектах.

В институциональном аспекте структура страхового рынка опре­деляется системой права в отношении организационно-правовых форм страховщиков и регулирования их деятельности.

По масштабам и охвату территорий (зон деятельности) выделяют мировой, международные, национальные, региональные и локальные страховые рынки.

В отраслевом аспекте страховой рынок делится по отраслям и отдельным видам страхования (например, рынок личного, имущест­венного и страхования ответственности), каждый из которых в свою очередь можно разделить на обособленные сегменты (рынок страхова­ния жизни, рынок страхования имущества физических лиц и т.д.).

Особое место в регулировании страхового рынка отводится мар­кетингу.

Маркетинг — это комплексный подход к вопросам организации и управления всей деятельностью страховой организации, направлен­ной на оказание страховых услуг, соответствующих по количеству и качеству потенциальному спросу.

Практика страхования нуждается в качественном маркетинговом инструментарии для изучения рыночных реалий и потребностей стра­хователей. Необходимы новые страховые продукты, ориентированные на возрастающие потребности организаций и граждан в страховании. Страховые организации начинают более серьезно относиться к внедре­нию финансового менеджмента. Возрастает осознание страховщиками значимости современных информационных технологий и востребован­ность автоматизации различных сторон страхового бизнеса. Идет поиск новых, более эффективных форм взаимодействия страховых органи­заций с потребителями страховых услуг. Качественный страховой сер­вис становится серьезным конкурентным преимуществом.

10.2 Современное состояние страхового рынка России

Определяющим для развития страхового рынка России явился Закон РФ «О страховании», принятый в 1992 г. (Закон "Об организации страхового дела в Российской Федерации" в редакции от 31 декабря 1997 г.), установивший, что страховщиками могут быть юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством, созданные для осуществления страховой деятельности и получившие соответствующую лицензию.

Особенностью формирования российского страхового рынка на начальном этапе явилось массовое появление новых компаний, учредители и служащие которых зачастую не имели опыта проведения страховых операций. Это объяснялось весьма либеральными условиями учреждения страховых компаний и заниженными требованиями к их финансовым ресурсам.

Формирование страхового рынка России с точки зрения количества представленных на нем страховщиков характеризуется неравномерностью развития.

В первой половине девяностых годов наблюдается бурный рост количества страховых компаний (1992 г. - 900, 1995 г. - 2800). Это было обусловлено, как отмечалось выше, отсутствием серьезных барьеров для вступления в отрасль и заинтересованностью государства в наращивании численности страховщиков. Максимальной численности страховых организаций российский страховой рынок достиг в 1995 г. Но по мере формирования страхового законодательства, ужесточения требований, предъявляемых к страховщикам, развития конкуренции их численность стала снижаться. Начало нынешнего тысячелетия характеризуется относительной стабильностью количества страховых организаций. В данный период не наблюдается серьезного увеличения или сокращения численности страховщиков. На начало 2007 г. в государственном реестре было официально зарегистрировано 1230 страховых организаций. Стабильность количественного состояния страхового рынка России свидетельствует о привлекательности данного сектора экономики.

Несмотря на значительное количество страховых компаний, уровень конкуренции на страховом рынке России нельзя признать высоким. Фактические показатели свидетельствуют о высоком уровне монополизации этого рынка. По данным Министерства по антимонопольной политике РФ, страхование является самой монополизированной отраслью российской экономики. На долю 10 крупнейших страховых компаний приходится 58% рынка по добровольным видам страхования, а 50 крупнейших страховщиков собирают 80% всего объема страховых премий.

Следует отметить, что значительная часть лидеров страхового рынка - это «кэптивные» страховщики, учрежденные промышленными и банковскими структурами. Так, Газпром является соучредителем страховых компаний «СОГАЗ» и «Газпроммедстрах». РАО «ЕЭС России» владеет контрольными пакетами акций страховых компаний, обслуживающих электроэнергетику, в числе которых «Лидер», «Энергогарант», «Энергополис», «Росэнерго», «МАКС». В нефтяной промышленности почти каждая крупная компания создала свою страховую организацию; в оборонно-промышленном комплексе работают страховые компании, учрежденные Рособоронэкспортом. Финансово-промышленные группы также имеют в своем составе собственные страховые компании, такие как «Альфа-Страхование», «Спасские ворота», «Промышленно-страховая компания» и другие.

Монополизация страхового рынка логически завершается процессами объединения страховых компаний в страховые группы, формирование которых существенно ускорилось в связи с активным внедрением в страхование промышленно-финансового капитала. Крупными страховыми группами являются Росгосстрах, имеющий 80 дочерних обществ в субъектах РФ, и Ингосстрах, имеющий 10 дочерних и зависимых страховых компаний в России и ряд дочерних организаций за рубежом.

В институциональном аспекте страховой рынок РФ представлен достаточно полно. Начиная с 2000 г. наметилась тенденция ухода государства со страхового рынка, выражающаяся в продаже принадлежащих ему пакетов акций.

Более интенсивный процесс развития страхового рынка в России сдерживается низким уровнем капитализации, другими словами - недостаточными размерами уставных капиталов большинства отечественных страховых организаций.

В Концепции развития страхования в Российской Федерации отмечается: "Размер уставного капитала должен соответствовать не только возрастающим объемам обязательств, но и уровню, позволяющему российским страховым организациям конкурировать на международном рынке страховых услуг". В соответствии со ст. 25 Федерального закона "Об организации страхового дела в РФ" страховые организации должны располагать минимальным уставным капиталом в размере не менее 30 млн. рублей. Наряду с этим в зависимости от вида страховой и перестраховочной деятельности при расчете минимального размера уставного капитала применяются повышающие коэффициенты.

Несмотря на позитивные изменения в отношении структуры совокупного уставного капитала, наблюдаемые в 2007 г., по-прежнему остается довольно большое количество страховщиков с уровнем капитализации ниже требований, предъявляемых российским законодательством. Это позволяет прогнозировать тенденцию к сокращению числа страховых организаций и возможное скорое их слияние и поглощение. Для российского страхового рынка характерна значительная дифференциация страховых организаций по размеру уставного капитала. Более того, у некоторых страховщиков уставный капитал не полностью оплачен денежными средствами и иногда для его оплаты используются различные финансовые механизмы и схемы. Другими словами, балансовая отчетность не всегда отражает реальную стоимость капитала.

Важнейшими показателями, характеризующими современное состояние и динамику развития рынка страховых услуг, являются страховая премия (страховой взнос) и страховые выплаты.

Динамика абсолютного показателя совокупных страховых премий отражает сложный процесс развития страхового рынка России. Следует отметить, что наиболее емким в России является рынок добровольного страхования. В послекризисный период общепринятых и объективных причин для развития классического добровольного страхования - страхования жизни (накопительного страхования жизни) - не имелось.

В последние годы состояние и развитие отечественного страхового рынка обусловлено влиянием двух факторов. Во-первых, значительным сокращением сборов страховой премии по добровольным видам страхования (за счет снижения объемов страховых взносов по страхованию жизни), связанным с изменениями налогового законодательства, что привело к сокращению размеров "псевдострахования". Во-вторых, принятием и реализацией Закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", что привело к росту доли обязательного страхования. При этом произошли существенные изменения в структуре страховой премии по обязательному страхованию. Наблюдается перераспределение между добровольным и обязательным страхованием ответственности автовладельцев в пользу последнего.

Важнейшим фактором развития страхования как отрасли хозяйства любой страны, в том числе и России, является создание эффективного института перестрахования, поскольку именно через перестрахование страховщики получают защиту своих портфелей, хранящих имущественные интересы их клиентов.

Российский рынок перестрахования развивается в условиях острой конкуренции между национальными перестраховочными обществами и международными брокерами и перестраховщиками. При существующей низкой капитализации российского страхового и перестраховочного рынка потребность в международном перестраховании очень высока. На сегодняшний день больше двух третей перестраховываемых в России премий передается за границу. Небольшие страховые компании пользуются услугами западных профессионалов не только для обеспечения своей финансовой устойчивости, но и с целью привлечения опытных специалистов по управлению риском. Доля получаемых из-за рубежа рисков невелика, она составляет около 20% принятых в перестрахование премий. Предложения по размещению риска в России поступают в основном из Белоруссии, Украины, Казахстана, Армении.

На страховом рынке России работает около 70 профессиональных перестраховочных компаний. В 2007 г. всего было перестраховано рисков на сумму 60,2 млрд. руб. (без учета ОМС). Выплаты перестраховочных компаний за этот год составили соответственно 3,7 млрд. руб.

В настоящее время имеет место процесс формирования в экономической системе России полноценного рынка страховых и перестраховочных услуг, тесно связанного с интеграцией этого рынка в мировую финансовую систему. Можно утверждать, что существуют объективные предпосылки того, чтобы российские компании заняли достойное место в международной системе перестрахования.

Вместе с тем, анализируя отечественный рынок перестрахования, можно отметить и ряд негативных особенностей его развития:

- низкий уровень капитализации и недостаточная емкость вынуждают перестраховщиков использовать перестраховочные емкости других компаний (прежде всего, зарубежных). Доля ретроцессии в портфелях российских перестраховщиков колеблется от 40 до 90%;

- российское происхождение основной части рисков в перестраховании. В последние годы лишь в незначительной степени намечаются перестраховочные связи со странами СНГ;

- универсальный характер перестраховочного портфеля и слабая специализация по классам бизнеса;

- преобладание в портфеле факультативных краткосрочных перестрахований и почти полное отсутствие перестрахования жизни;

- высокая концентрация бизнеса (на первые 10 отечественных перестраховщиков приходится более 80% премии и более 75% оплаченных убытков);

- слабое развитие перестраховочной инфраструктуры специализированного сервиса, что во многом обусловливает низкую конкурентоспособность отечественных перестраховщиков;

- ограниченность инвестиционных возможностей и слабая диверсификация направлений формирования резервов перестраховочных обществ.

Основными показателями, характеризующими уровень развития страховой отрасли, а, следовательно, и страхового рынка в любой стране являются:

- доля страховых услуг в валовом национальном продукте;

- инвестиционный потенциал страховой отрасли, в том числе размер привлеченных инвестиций в экономику страны через систему страхования;

- уровень развития структуры национального страхового рынка, степень его интеграции в систему международного страхового хозяйства;

- уровень востребованности страхования как инструмента реализации государственных программ, повышения их экономической эффективности;

- уровень занятости в страховой отрасли;

- степень защищенности имущественных интересов страхователей от наиболее распространенных рисков и так далее.

Страховой рынок России характеризуется относительно невысоким показателем соотношения совокупной страховой премии к валовому национальному продукту по сравнению с национальными страховыми рынками развитых стран. Доля совокупной премии в валовом национальном продукте является ключевым макроэкономическим индикатором развития страхового рынка. Однако даже в наиболее благоприятные периоды развития отечественного рынка страховых услуг этот показатель ниже, чем в большинстве европейских стран, США, Японии (США – в среднем 8,6%, Швейцария - 12,8%, Великобритания - 13,4%, Франция - 8,5%, Германия - 6,5%, Япония - 11,2%): в 2004 г. он составлял 2,81% (без учета нерисковых операций по ОМС), в 2005 г. – 2,27%, в 2006 г. – 2,25%, в 2007 г. – 2,35%, в 2008 г. – 2,27%. Итоги развития рынка страхования в последние годы отражают необходимость принятия дополнительных мер по его стимулированию.

Изучая мировой опыт взаимосвязи страхования и инвестиционной деятельности страховых организаций, можно сделать вывод о том, что роль страхования в обеспечении непрерывности, бесперебойности и сбалансированности общественного производства проявляется в конечных результатах его проведения, одним из которых является участие временно свободных средств страхового фонда в инвестиционной деятельности страховых организаций.

Усилившаяся конкуренция на рынке страховых услуг, вызванное ею снижение страховых тарифов, выбор потенциальными страхователями альтернативных способов защиты от рисков ставят проблему развития инвестиционной активности российских страховщиков в разряд одной из наиболее актуальных.

К числу факторов, оказывающих негативное влияние на развитие инвестиционной деятельности отечественных страховых организаций, можно отнести недостаток открытой информации о потенциальных объектах инвестирования, что приводит к неправильным прогнозам эффективности вложений, недостаточный государственный контроль за деятельностью субъектов фондового рынка, отсутствие многих социально значимых обязательных видов страхования.

Проблему повышения эффективности страховой инвестиционной деятельности можно условно разделить на две части. С одной стороны, необходим ряд мер по усилению регулирующей роли государства в инвестиционном и страховом секторах экономики. С другой - важную роль в повышении эффективности страхового инвестирования должны сыграть совершенствование финансового менеджмента страховых организаций и модернизация маркетинговой политики страховщиков в направлении разработки и внедрения в страховую практику новых долгосрочных видов страховых услуг.

Страховой рынок России, по мнению отечественных и зарубежных экспертов, является достаточно перспективным и динамично. Об этом свидетельствуют статистические данные о росте страховщиков и других участников его инфраструктуры. Динамично развивается и инфраструктура страхового рынка. В практике страховых отношений появились такие, ранее известные российским страховщикам чисто теоретически, участники, как страховые брокеры, аварийные комиссары, сюрвейеры, актуарии, страховые аудиторы.

Мнение специалистов в отношении емкости страхового рынка России или охвата страхованием рисковой составляющей отечественной экономики оценивается различно. В 1998 г. в Основных направлениях развития национальной системы страхования в Российской Федерации отмечалось, что в России страхуется менее 10 процентов потенциальных рисков (против 90 - 95% в большинстве развитых стран), 90% собственности предприятий не обеспечено страховой защитой. На этом основании делается вывод о потенциальной возможности 8 - 9-кратного роста поступлений премий, даже при сохранении прежней глубины страхования (текущих страховых покрытий и страховых сумм).

В настоящее время в связи с введением обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств ситуация несколько изменилась. Суммарный охват страховой защитой организаций и граждан в связи с введением ОСАГО, по оценкам различных экспертов, сложился в настоящее время в пределах 15 - 25%.

Сделаны первые шаги по пути интеграции страхового рынка в международный страховой бизнес. В Концепции развития страхования в Российской Федерации предусмотрено, что "главной задачей либерализации рынка страховых услуг должно стать нахождение оптимального соотношения интеграции российской страховой системы с мировой системой. Решения о характере и условиях доступа иностранных страховых компаний на российский страховой рынок, принимаемые в ходе переговоров о присоединении России к Всемирной торговой организации, будут иметь стратегическое значение, а также учитывать темпы роста российской экономики и развития страхования".

Что касается перспективы развития страхового рынка, то недавно был обнародован стратегический прогноз Всероссийского Союза Страховщиков, согласно которому к 2012 г. годовой объем совокупной страховой премии может составить от 1,3 трлн. до 1,6 трлн. руб. (или 2,8 – 3% ВВП) при выплатах 0,8–0,9 трлн. руб. На практике для достижения таких показателей необходимо выполнение нескольких условий, среди которых макроэкономическая стабилизация и совершенствование законодательства в области страхования.