Государственная инвестиционная политика


Реферат >> Банковское дело

План

Введение

 Государственная инвестиционная политика: понятие, значение. - стр.4

 Методы государственного регулирования инвестиционной активности. -

стр. 11

 Современная инвестиционная политика России. - стр. 16

Заключение - стр. 26

Используемая литература - стр. 27

Введение

Под инвестициями обычно понимают поток вложений средств, с определенной целью отвлеченных от непосредственного потребления.

До 1991 года понятие "инвестиции" подменялось понятием "капитальные вложения". Трактовалось это понятие как совокупность затрат на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт. При этом капитальные вложения рассматривались в двух аспектах: как экономическая категория и как процесс, связанный с движением денежных ресурсов. Как экономическая категория капитальные вложения представляют собой систему денежных отношений, связанных с движением стоимости, авансированной в долгосрочном порядке в основные фонды, от момента выделения денежных средств до момента их возмещения. Но инвестиции - более широкое понятие, чем капитальные вложения, оно включает кроме вложений в воспроизводство основных фондов вложения в оборотные активы, различные финансовые активы, в отдельные виды нематериальных активов. А капитальные вложения - более узкое понятие, они могут рассматриваться лишь как одна из форм инвестиций.

Сегодня отечественные, экономисты вслед за зарубежными коллегами рассматривают инвестиции как долгосрочные вложения капитала в различные сферы экономики, инфраструктуру, социальные программы, охрану среды как внутри страны, так и за рубежом с целью развития производства, социальной сферы, предпринимательства, увеличения прибыли.

Государственная инвестиционная политика: понятие, значение

Инвестиция (капитальные вложения) - совокупность затрат материальных, трудовых и денежных ресурсов, направленных на расширенное воспроизводство, основных фондов всех отраслей народного хозяйства. Инвестиции относительно новый для нашей экономики термин. В рамках централизованной плановой системы использовалось понятие «валовые капитальные вложения», под которыми понимались все затраты на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт. Инвестиции более широкое понятие. Оно охватывает и так называемые реальные инвестиции, близкие по содержанию к нашему термину «капитальные вложения», и «финансовые» (портфельные) инвестиции, то есть вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, связанные непосредственно с титулом собственника, дающим право на получение доходов от собственности. Финансовые инвестиции могут стать как дополнительным источником капитальных вложений, так и предметом биржевой игры на рынке ценных бумаг. Но часть портфельных инвестиций вложения в акции предприятий различных отраслей материального производства по своей природе ничем не отличаются от прямых инвестиций в производство.

Государственная инвестиционная политика — это деятельность уполномоченных органов публичной власти, направленная на социально-экономическое развитие государства и достижение общеполезного эффекта в инвестиционной сфере, включающая в себя прямое участие государства/муниципальных образований в общественно-значимой инвестиционной деятельности, а также стимулирование такой инвестиционной деятельности, осуществ­ляемой частными лицами, как правило, в форме капитальных вложений.   

Государственный инвестиционный процесс - совокупность осуществляемых субъектами государственной инвестиционной политики действий, на­правленных на регулирование инвестиционной деятельности, обеспечение ее координации с государственной экономической политикой, а также на осуществление финансового контроля в инвестиционной сфере.

Государственная инвестиционная политика основывается на следующих принципах:

  • равенство прав субъектов инвестиционной деятельности;

  • доступность информации, необходимой для осуществления инвестиционной деятельности; социально-экономическая эффективность;

  • защита прав субъектов инвестиционной деятельности.

Государство может влиять на инвестиционную активность с помощью различных рычагов: кредитно-финансовой и налоговой политики; предоставления различных налоговых льгот предприятиям, вкладывающим средства в реконструкцию и техническое перевооружение производства; амортизационной политики; создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций; научно-технической политики и др.

Тесно связана с инвестиционной политикой амортизационная политика государства. Устанавливая порядок использования амортизационных отчислений, государство тем самым регулирует темпы и характер воспроизводства, и в первую очередь скорость обновления основных фондов. При разработке амортизационной политики государство должно придерживаться следующих принципов:

  • нормы амортизации должны быть дифференцированными в зависимости от функционального назначения основных фондов и объективно учитывать их моральный и физический износ;

  • амортизационные отчисления на предприятиях всех форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствования должны использоваться, только исходя из их функционального назначения;

  • всем предприятиям должна быть предоставлена возможность осуществления ускоренной амортизации;

  • амортизационная политика должна способствовать обновлению основных фондов и ускорению НТП.

Инвестиционная политика предполагает наличие цели, задач и механизма их реализации. Цель инвестиционной политики - реализация стратегического плана экономического и социального развития страны, направленного на подъем отечественной экономики и повышение эффективности общественного производства.

Задачи инвестиционной политики зависят от поставленной цели и конкретно сложившейся экономической ситуации в стране. К ним можно отнести: выбор и поддержку развития отдельных отраслей хозяйства; обеспечение сбалансированности в развитии отраслей экономики России; обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции; поддержку развития экспортных производств; реализацию программы жилищного строительства в стране и др.

Для реализации разработанной инвестиционной политики необходим четкий механизм, который предусматривает:

  • создание нормативно-правовой базы для функционирования рынка инвестиций;

  • выбор надежных источников и методов финансирования инвестиций;

  • определение сроков и выбор органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики;

  • создание благоприятных условий для привлечения инвестиций.

Кроме государственной инвестиционной политики различают отраслевую, региональную и инвестиционную политику отдельных субъектов хозяйствования. Все они находятся в тесной взаимосвязи между собой, но определяющей является государственная инвестиционная политика, так как она призвана способствовать активизации инвестиционной деятельности на всех уровнях.

Для выполнения своих функций по регулированию экономики государство должно использовать как экономические, так и административные методы воздействия на инвестиционную деятельность и экономику страны. Экономические методы регулирования государством инвестиционных процессов довольно разнообразны: участие государства в инвестиционной деятельности, создание свободных экономических зон, оптимальное налогообложение, ценообразование, создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций, функционирования кредитно-финансовых механизмов и др.

Административные методы, то есть методы прямого воздействия, используются государством в том случае, если экономические методы неприемлемы или недостаточно эффективны при решении той или иной задачи.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности предусматривает создание благоприятных условий путем: совершенствования системы налогов, механизма использования амортизационных отчислений; установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов; размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Федерации для финансирования инвестиционных проектов; проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством России; защиты интересов инвесторов.

Роль инвестиционной политики заключается в создании необходимых предпосылок для улучшения инвестиционного климата, обеспечения условий инвестирования для частного капитала; страховых фондов, снижающих инвестиционные риски и повышающих надежность инвестиций, а также необходимой инфраструктуры и «локомотивных» производств, способствующих ускоренному развитию экономики страны.

Инвестиции предопределяют рост экономики. Увеличение реального капитала общества (приобретение машин и оборудования, модернизация и строительство зданий, сооружений) повышает производственный потенциал экономики. Инвестиции в производство, в новые технологии способствуют выпуску конкурентоспособной, пользующейся спросом продукции.

Согласно действующему законодательству инвестиционная деятельность на территории РФ может финансировать за счет:

  1. собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов инвестора (прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения граждан и юридических лиц, средства выплачевыемые органами страхования в виде возмещения потерь от аварий, стихийных бедствий и др. средства);

  2. заемных финансовых средств инвестора (банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы и др. средства);

  3. привлеченных финансовых средств инвестора (средства, полученные от продажи акций паевые и иные взносы членов трудовых коллективов, граждан юридических лиц);

  4. денежных средств, централизуемых объединениями предприятий в установленном порядке;

  5. инвестиционных ассигнований из государственных бюджетов, местных бюджетов и внебюджетных фондов;

  6. иностранных инвестиций.

С учетом необходимости преодоления дальнейшего спада производства и ограниченности финансовых возможностей государства инвестиционную политику предусматривается осуществлять на основе следующих принципов:

  • последовательная децентрализация инвестиционного процесса путем развития многообразных форм собственности, повышение роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов;

  • государственная поддержка предприятий за счет централизованных инвестиций;

  • размещение ограниченных централизованных капитальных вложений и государственное финансирование инвестиционных проектов производственного назначения строго в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на конкурентной основе;

  • усиление государственного контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета;

  • совершенствование нормативной базы в целях привлечения иностранных инвестиций;

  • значительное расширение практики совместного государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов.

Государственная инвестиционная политика должна быть нацелена на создание благоприятного инвестиционного климата в стране, на стимулирование привлечения частного капитала как национального, так и иностранного, а так же поиск новых форм совместного (частного и государственного) инвестирования в перспективные проекты.

Вмешательство государства должно отвечать интересам всех слоев общества, для того чтобы достичь наиболее эффективного общественного производства. Общественное производство может считаться эффективным только тогда, когда происходит гармоничное развитие всех структур общества, т.е. когда наряду с производственным сектором, инвестиции обеспечивают необходимое развитие социальной, экономической и культурной сферы.

Государство определяет инвестиционную политику потому, что только оно наделено политической властью и обладает способностью реализовать свою волю в правовых актах, регулирующих инвестиционные потоки, приоритетном финансировании и т.д.

Инвестиционная политика не может осуществляться сама по себе, в отрыве от социальной и экономической политики государства.

Реализация инвестиционной политики по сути своей направлена на улучшение социально-экономического положения в обществе в целом. Решение экономических проблем тесно связано с социальными проблемами, поэтому инвестиционную политику, как считают некоторые специалисты, можно считать важнейшим направлением социально-экономической политики государства, позволяющим добиться поставленных целей посредством государственного управления финансовыми средствами независимо от источников их образования.

Важной тактической формой управления инвестиционными потоками являются государственные финансовые ресурсы. Они призваны стимулировать развитие общественного производства или решение социальных проблем, возможно путем долевого участия государства в строительстве предприятий, подготовки площадок для строительства объектов производственной и социальной инфраструктуры с тем, чтобы сделать в дальнейшем регион привлекательным для частного инвестирования.

Кроме того, для повышения инвестиционной активности со стороны населения государство должно обеспечить высокий уровень жизни, социальную защищенность граждан, заботиться о благосостоянии нации. Эти меры также способствовали бы созданию благоприятного инвестиционного климата.

Основными направлениями инвестиционной политики являются: улучшение инвестиционного климата в государстве; повышение инвестиционной привлекательности предприятий; совершенствование деятельности инвестиционных институтов; концентрация имеющихся ресурсов в целях проведения национальной промышленной политики; совершенствование механизма отбора инвестиций для финансирования федеральных целевых программ.

Методы государственного регулирования инвестиционной активности

Механизм государственного регулирования инвестиционными процессами представляет собой совокупность инструментов и методов воздействия государства на инвестиционную политику субъектов хозяйствования.

Условно государственные инструменты инвестиционной политики можно подразделить на три группы: макроэкономические, микроэкономические и институциональные.

К макроэкономическим относятся инструменты, определяющие общеэкономический климат инвестиций, а именно влияющие на процентную ставку, темпы роста экономики и внешнеторговый режим (определяются комплексом мер бюджетно-налоговой политики). К микроэкономическим относятся меры, воздействующие на отдельные составляющие инвестиций или на отдельные отрасли: налоговые ставки, правила амортизации, гарантии, льготные кредиты. Институциональные инструменты позволяют достичь координации инвестиционных программ частных инвесторов и включают государственные органы инвестиционной политики, объединения предпринимателей, информационные системы.

Государство должно выделять бюджетные средства на реализацию инвестиционных проектов, т.к. повышение инвестиционной ориентации бюджетной системы - важнейшая задача государства на современном этапе.

Прямое финансирование инвестиционных проектов из государственного бюджета или предоставление льготных инвестиционных кредитов государственным финансовым институтам – важнейший источник средств на капитальные вложения во многих странах мира.

Государственное финансирование инвестиционных проектов практикуется и в России. Однако специфические особенности экономического развития нашей страны и некоторые проблемы по распределению средств из бюджета не всегда позволяют в полной мере осуществлять планируемое финансирование.

Существенный канал влияния государства на инвестиционную ситуацию в стране - инвестиции естественных монополий, как частных, так и государственных. В большинстве случаев государство, так или иначе, регулирует цену и объемы производства в этих отраслях. А эффективное регулирование цены требует оценки потребностей финансирования инвестиций и прогнозирования спроса. Поскольку спрос на услуги инфраструктуры определяется общеэкономическими условиями, целевые установки инвестиционной программы в отрасли инфраструктуры задаются стратегией экономического развития страны. Как правило, конкретные инвестиционные проекты в этих отраслях проходят экспертизу в правительственных органах и одобряются государством.

Важнейшей функцией государства наряду с прямым инвестиционным финансированием за счет бюджетных ресурсов, является создание мотивационного механизма привлечения кредитных ресурсов для формирования финансовой базы инвестирования на возвратной основе.

Набор работающих инструментов государственного регулирования инвестициями, достаточно ограничен. Каждый из них проявляется наиболее эффективным в какой-то ситуации. И каждый их них не всегда срабатывает в тех или иных условиях. Поэтому необходимо знать какие институты, в каких конкретных обстоятельствах будут работать, а какие окажутся неэффективными. В подобной ситуации оказался бы ценен исторический опыт государственной политики регулирования инвестиций, который указывает на существование моделей, объединяющих несколько инструментов. Согласно одной из точек зрения можно выделить три модели инвестиционной политики, которые избирают основным принципом тот или иной аспект стимулирования инвестиций.1

В первой модели акцент делается главным образом на налоговых стимулах для частных инвестиций. Во втором варианте акцент делается на государственном финансировании частных проектов. В третьей модели основным становится преодоление, недостатков координации и создание механизмов для согласования решений частных инвесторов; государство только создает необходимую инфраструктуру и поощряет вложения в человеческий капитал. Естественно, все перечисленные модели включают более широкий набор инструментов, но мы классифицируем их по основной стимулирующей мере, вокруг которой группируются остальные.

Привлечение иностранных инвестиций зависит и от совершенствования управления этим процессом. С целью усиления взаимодействия с зарубежными предпринимателями и ускорения выхода России на мировой рынок капиталов создан Консультативный совет по иностранным инвестициям при Правительстве РФ с участием иностранных компаний и фирм, осуществляющих крупные капиталовложения в экономику России, под руководством Председателя Правительства РФ

На Минэкономики России возложены разработка и реализация государственной политики по привлечению иностранных инвестиций в российскую экономику; обеспечение деятельности Консультативного совета по иностранным инвестициям в России и координация рабочих групп при Консультативном совете; координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам сотрудничества с иностранными инвесторами, включая создание свободных экономических зон, а также организацию и проведение международных тендеров, подготовку концессионных договоров и соглашений о разделе продукции, организацию работы по наполнению кредитов получаемых от международных финансовых организаций и иностранных государств, конкретными инвестиционными проектами.

Кроме того, при Минэкономики России для улучшения управления инвестиционным процессом созданы и другие организационные структуры:

— Государственная регистрационная палата, которая занимается регистрацией предприятий с иностранным капиталом, ведением государственного реестра и аккредитацией иностранных фирм и компаний;

— Российский федеральный центр проектного финансирования и консультационно-технического содействия. Центр выполняет следующие функции: осуществляет экспертизу заявок и предложений в области международного инвестиционного сотрудничества, в том числе по использованию кредитов, предоставляемых под гарантии Правительства РФ; выполняет прединвестиционные исследования, разрабатывает схемы финансирования и осуществляет экспертно-консультативное сопровождение инвестиционных проектов. Центр является представителем (агентом) Правительства РФ по координации деятельности, направленной на реализацию оказываемого России консультационно-технического содействия;

— Бюро по использованию консультационно-технического содействия Европейского союза.

С целью обеспечения иностранных инвесторов информацией о состоянии инвестиционного климата и условиях хозяйствования в Российской Федерации создается Российский центр содействия иностранным инвестициям с банком данных по конкретным инвестиционным проектам, законодательной базе, налоговой системе, инвестиционной политике.

Современная инвестиционная политика России

Состояние инвестиционной деятельности в стране можно представить следующими показателями:

  • общий объем инвестиций;

  • доля инвестиций в валовом внутреннем продукте (ВВП);

  • доля реальных инвестиций в общем объеме инвестиций;

  • общая величина реальных инвестиций и др.

Объективность показателей оценки инвестиционной деятельности связана с тем, что их рост немыслим без вложения инвестиций. В определенной мере эти показатели характеризуют и эффективность использования инвестиций. Если темпы роста этих показателей опережают темпы роста инвестиций, то это явный признак повышения эффективности использования инвестиций.

Инвестиции необходимы для расширения и развития производства, недопущения чрезмерного морального и физического износа основных фондов, повышения технического уровня производства, качества продукции конкретного предприятия и обеспечения ее конкурентоспособности, в конечном итоге - для обеспечения нормального функционирования предприятия в будущем, его стабильного финансового состояния и максимизации прибыли.

Приоритетной задачей в период экономических реформ является активно проводимая научно-техническая и инновационная политика, которая обеспечивает непрерывный процесс замены устаревших технологий в производстве на передовые, отвечающие реалиям современности. Ядром структурных изменений экономики выступает инновационная сфера, и степень ее развития определяет скорость и качество протекающих в национальной экономике преобразований.

Главной целью социально-экономической политики Российской Федерации является последовательное повышение уровня жизни населения, снижение социального неравенства, сохранение и приумножение культурных традиций, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе. В связи с этим безусловным приоритетом в области социальной политики являются инвестиции в человека. Такого рода инвестиции направляются: на создание условий для реализации гражданами своих прав на образование; улучшение состояния здоровья; создание эффективного цивилизованного рынка труда; развитие культурного потенциала и сохранение культурного наследия страны; усиление адресности социальной поддержки населения. Однако они возможны только в результате коренной модернизации экономики, экономической политики, нацеленной на создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата. Ключевым направлением должно стать создание финансовой инфраструктуры, способной трансформировать сбережения населения в инвестиции.

Инвестирование социальной сферы поможет заложить фундамент для повышения мобильности рабочей силы, регулирования труда и занятости, установит необходимый уровень социальной поддержки населения, создаст условия для обеспечения высокого уровня социального потребления.

Таким образом, инвестиции оказывают воздействие на национальную экономику в целом, обеспечивают ее устойчивое развитие через бюджетную, научно-техническую и инновационную политику.

В комплексе мер по стабилизации экономической ситуации, преодолению последствий кризиса, поддержке предприятий различных секторов промышленности и развитию экономики государства большое значение имеет оптимизация инвестиционных процессов.

В настоящее время в российской экономике сложились предпосылки для быстрого инвестиционного и хозяйственного подъема. Целый ряд секторов демонстрирует признаки настоящего инвестиционного бума – темпы роста инвестиций здесь значительно опережают динамику хозяйственного оживления. Однако эти данные не должны вводить в заблуждение. Во-первых, рост инвестиций идет от крайне низкой «базы». Во-вторых, потребность российской экономики для ее инвестиционной реконструкции и модернизации исключительно высока.

Главная опасность для будущего развития страны заключается в том, что рост инвестиций пока очень неустойчив и во многом базируется на благоприятной конъюнктуре мировых рынков. Не устранены фундаментальные причины слабости российской экономики – незавершенность структурных и институциональных реформ в реальном секторе, его низкая конкурентоспособность и физическая изношенность производственного аппарата, структурные деформации национального хозяйства (перекос в сторону топливно-сырьевых секторов при слабой конкурентоспособности обрабатывающей промышленности и низкой доле высокотехнологичных предприятий), сохранение обширного сектора убыточных производств, низкая восприимчивость предприятий к инвестициям.

Решение этих непростых проблем требует осуществления активной государственной инвестиционной политики, критического переосмысления прошлого опыта государственного регулирования инвестиционной деятельности, накопленных в экономике проблем и выработки новых принципов государственной политики, адекватных задачам посткризисного возрождения страны.

Главные цели инвестиционной политики государства обусловлены решением стратегических задач развития Российской Федерации. Это последовательное повышение уровня жизни населения, инвестиции «в человека», восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе.

Безусловным приоритетом государственной инвестиционной политики является содействие выходу национального хозяйства на траекторию устойчивого экономического роста для решения острых социальных проблем на основе коренной модернизации производства и его структурной перестройки, повышения конкурентоспособности обрабатывающего сектора промышленности, ускоренного инвестиционного развития секторов «новой экономики», прежде всего становления инновационных и информационных отраслей и формирования нового технологического облика национального хозяйства XXI века.

В среднесрочном плане государственная инвестиционная политика должна быть нацелена на раскрепощение инициативы частно-предпринимательского сектора экономики, создание благоприятного инвестиционного климата и преодоление законодательных и институциональных ограничений росту инвестиций в производство, усиление их социальной направленности, противодействие возникшим после кризиса угрозам дестабилизации хозяйственной жизни в стране в связи с крайней физической изношенностью производственного аппарата, чреватой массовым выбытием основного капитала и опасностью возникновения техногенных катастроф.

Достижение указанных целей государственной инвестиционной политики требует осуществления комплекса неотложных мер по созданию благоприятного инвестиционного климата в стране, поддержке инициатив рыночного сектора экономики, кардинальному повышению роли государства в обеспечении привлекательных законодательных и институциональных условий хозяйственной деятельности частных инвесторов, адекватных современным требованиям рынка, защите их интересов. В связи с этим основными принципами и задачами политики государства в инвестиционной сфере должны стать:

– усиление роли государства как гаранта осуществления предсказуемого благоприятного нормативно-правового режима хозяйственной деятельности отечественных и зарубежных инвесторов, публичность проводимой государственной инвестиционной политики;

– введение иммунитета внутренних инвесторов в отношении вступления в силу правовых норм, ухудшающих условия внутренних инвестиций в части взаимоотношений инвесторов с государством, предоставление законодательных гарантий инвесторам в сохранении стабильных условий хозяйствования;

– создание равных конкурентных условий хозяйственной деятельности всем инвесторам независимо от формы собственности, способствующих эффективному размещению капитала и устойчивому экономическому развитию; отказ от практики избыточного вмешательства в дела бизнеса;

– осуществление действенных законодательных и практических механизмов защиты интересов и прав инвесторов при реализации инвестиционных проектов; устранение противоречий нормативно-законодательной базы инвестиционной деятельности, снятие барьеров входа на рынок капиталов;

– либерализация рынка инвестиционных проектов путем упрощения процедур согласования и получения разрешительной документации при их разработке и реализации (принцип «одного окна»);

– обеспечение возможности получения инвесторами достоверной информации об организациях в целях анализа и выбора объектов инвестиций (регламентация состава и структуры раскрываемой информации финансового и нефинансового характера, способов ее раскрытия; реформа бухгалтерского учета, разработка российских стандартов учета, максимально приближенных к западным);

– содействие становлению современной институциональной инфраструктуры инвестиционного рынка, обеспечивающей эффективную трансформацию сбережений национальной экономики в инвестиции в производство, становление эффективных рыночных механизмов меж-отраслевого перелива капитала;

в сфере государственного инвестирования:

– усиление социальной направленности инвестиционной деятельности в стране, безусловный приоритет инвестиций в «человеческий» капитал, в развитие социальной инфраструктуры, здравоохранения, образования, фундаментальной и прикладной науки;

– отказ от неэффективных инвестиционных расходов из бюджета, от реализации необеспеченных финансированием инвестиционных проектов, безусловное выполнение инвестиционных обязательств государства в рамках годового бюджетного плана;

– открытость и предсказуемость государственной инвестиционной политики, стимулирование привлечения капиталов частно-предпринимательского сектора для решения приоритетных задач социально-экономического развития страны (в рамках механизмов Бюджета развития и других инструментов);

– отказ от прямого государственного финансирования эффективных, коммерчески окупаемых инвестиционных проектов; приоритет государственной поддержки непривлекательным для частного капитала, но стратегически важным для страны инфраструктурным объектам, от которых зависит устойчивое функционирование всего национального хозяйства, сфер, способствующих инновационно-технологическому прорыву, а также проектов, обеспечивающих экологическую безопасность;

– повышение эффективности инвестиционной деятельности государственного сектора экономики, обеспечение «прозрачности» данных инвестиционных потоков и программ, нацеленность на решение приоритетных задач социально-экономической политики государства, безопасное функционирование их технически сложных систем;

в области поддержки инвестиционной деятельности рыночного сектора экономики:

– создание благоприятных условий наращивания инвестиционно-финансового потенциала российских предприятий путем осуществления программ их реструктуризации, снижения налогового бремени, совершенствования амортизационной политики адекватно задачам инвестиционной реконструкции производства; освобождение его от колоссальной массы устаревших неиспользуемых активов;

– либерализация внешнеторгового и налогового режимов для ввоза в Россию современного технологического оборудования, необходимого для нужд модернизации действующих предприятий;

– повышение инвестиционной привлекательности российских предприятий на основе решения вопроса о собственности на землю под приватизированными зданиями и сооружениями; введение обязательных международных стандартов отчетности во всех секторах экономики, реформа бухучета и аудиторской деятельности.

Оценивая инвестиционный климат России в целом по международным стандартам, используя такие критерии, как политическая и социальная стабильность, динамизм экономического роста, степень либерализации внешнеэкономической сферы, наличие развитой промышленной инфраструктуры, банковской системы и системы телекоммуникаций, наличие рынка относительно дешевой квалифицированной рабочей силы и др., можно констатировать, что практически по всем этим параметрам Россия уступает большинству стран мира.

Следует подчеркнуть, что региональное распределение иностранных инвестиций в России свидетельствует о том, что инвестиционный климат в стране неодинаков и имеет значительные межрегиональные отличия.

Проблема состоит в стимулировании эффективного притока иностранного капитала. В этой связи встает два вопроса: во первых, в какие сферы приток должен быть ограничен, а во вторых, в какие отрасли и в каких формах следует в первую очередь его привлекать. Иностранный капитал может привлекаться в форме частных зарубежных инвестиций прямых и портфельных, а также в форме кредитов и займов. Под прямыми инвестициями принято пони мать капитальные вложения в реальные активы (производство) в других странах, в управлении которыми участвует инвестор.

Привлечение инвестиций (как иностранных, так и национальных) в российскую экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционного «голода» в стране. Особую роль в активизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих рисков. Важным шагом в этой области стало присоединение России к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций (МИГА), осуществляющему их страхование от политических и других некоммерческих рисков.

Важное условие, необходимое для частных капиталовложений (как отечественных, так и иностранных), постоянный и общеизвестный набор догм и правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли понимать и предвидеть, что эти правила будут при меняться к их деятельности. В России же, находящейся в стадии непрерывного реформирования, правовой режим непостоянен.

Для стабилизации экономики и улучшения инвестиционного климата требуется принятия ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения иностранных инвестиций.

В числе мер по активизации инвестиций надо отметить:

  1. срочное рассмотрение и принятие Думой нового закона об иностранных инвестициях в России;

  2. принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;

  3. создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков, а также информационно посреднических центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов, поиском заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении сделок «под ключ»;

  4. создание в кратчайшие сроки Национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России;

  5. разработка и принятие программы укрепления курса рубля и перехода к его полной конвертируемости.

Из всего вышесказанного следует предполагать, что перечисленные меры помогут притоку национальных и иностранных инвестиций.

Заключение

В настоящее время в российской экономике сложились предпосылки для быстрого инвестиционного и хозяйственного подъема. Целый ряд секторов демонстрирует признаки настоящего инвестиционного бума - темпы роста инвестиций здесь значительно опережают динамику хозяйственного оживления и в годовой оценке достигают 19,5% и выше.

Однако эти данные не должны вводить в заблуждение. Во-первых, рост инвестиций идет от крайне низкой "базы". Во-вторых, потребность российской экономики для ее инвестиционной реконструкции и модернизации исключительно высока.

Главная опасность для будущего развития страны заключается в том, что рост инвестиций пока очень неустойчив и во многом базируется на благоприятной конъюнктуре мировых рынков. Не устранены фундаментальные причины слабости российской экономики - незавершенность структурных и институциональных реформ в реальном секторе, его низкая конкурентоспособность и физическая изношенность производственного аппарата, структурные деформации национального хозяйства (перекос в сторону топливно-сырьевых секторов при слабой конкурентоспособности обрабатывающей промышленности и низкой доле высокотехнологичных предприятий), сохранение обширного сектора убыточных производств, низкая восприимчивость предприятий к инвестициям.

Решение этих непростых проблем требует осуществления активной государственной инвестиционной политики, критического переосмысления прошлого опыта государственного регулирования инвестиционной деятельности, накопленных в экономике проблем и выработки новых принципов государственной политики, адекватных задачам посткризисного возрождения страны.

Список использованной литературы

  1. Албегова И.М., Емцов Р. Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика. - М.: Дело и Сервис, 2002.

  2. Бланк Н.А. Инвестиционный менеджмент. - Киев: МП «Итем», 2001.

  3. Бугоян И.В. Проблемы проектирования и управления экономической системы: инвестиционный аспект. – М.: Гардарики, 2001.

  4. Бункина М.К., Семёнов А.М., Семёнов В.А Макроэкономика. – М.: Дашков и К, 2000.

  5. Гитман Л.Дж., Джонк М.Д. Основы инвестирования / Академия народного хозяйства при Правительстве РФ. - М.: Дело, 2002.

  6. Грицына В., Курнышева И. особенности инвестиционного процесса // Экономист.-2000.- №3. – С.82-89.

  7. Заверюха А. Х., Ульянов Е. В., Меньшикова О. А. Концептуальные подхода к регулированию взаимодействия инвестиционной и инновационной сфер //Финансы. - 2000. - №1. – С.66-73.

  8. Игошин Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирования: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2000.

  9. Кондратенко Е. Инвестиционные ресурсы – проблемы аккумуляции // Экономист. - №7. - 2000. – С.78.

  10. Коссов В. Инвестиции в российской экономике (новые условия и подходы) // Проблемы теории и практики управления. -2000. -№ 1. -С. 16 -27.

  11. Крутик А.Б., Никольская Е.Г. Инвестиции и экономический рост предпринимательства: Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во «Лань», 2000.

  12. Мартынов А.. Активизация инвестиционной политики // Экономист. - №9. – 2000. – С.44-50.

  13. Мертенс А.В. Инвестиции: Курс лекций по современной финансовой теории. - К.: Киевское инвестиционное агентство, 2001.

  14. Общая экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлевой. - М.: ПРОМО-Медиа, 2003.

  15. Слепов В.А., Потапская М.А. Инвестиции как фактор экономического роста // Финансы. - 1999. -№ 1. -С. 19 -21.

  16. Ходов Л. Г. Основы государственной экономической политики. - М.: БЕК, 2004.

1 И. М. Албегова, Р. Г. Емцов, А. В. Холопов. Государственная экономическая политика. - М.:Дело и Сервис, 1998г., с.219

29