Характеристика инвестиционной политики в России


Реферат >> Банковское дело

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты инвестиционной деятельности

1.1 Основные принципы инвестиционной политики

1.2 Внешние и внутренние источники инвестиций

1.3 Иностранные инвестиции

Глава 2. Инвестиционная ситуация в РФ

2.1 Анализ инвестиционной ситуации, складывающейся в рамках

российской экономики в условиях привлечения прямых зарубежных

2.2 Инвестиционный потенциал российских регионов

2.3 Инвестиционный фонд

Глава 3. Выработка инвестиционной политики на основе процессов

моделирования

3.1 Пути и меры по привлечению долгосрочных инвестиций

3.2 Управление инвестиционным процессом

3.3 Перспективы инвестиционной активности

Заключение

Введение

Инвестиции принадлежат к основной категории изучения предмета экономической теории и являются важнейшим элементом хозяйственной жизни. Они призваны воспроизводить и обновлять основной капитал. Проблема инвестирования всегда привлекала внимание экономической науки, потому что инвестиции непосредственно влияют на основы хозяйственной деятельности, определяя процесс экономического роста в целом.

В Российской банковской энциклопедии, под редакцией Лаврушина О.И., термин «инвестиции» трактуется как долгосрочное вложение капитала внутри страны и за рубежом в виде реальных и финансовых инвестиций. Под реальными понимаются инвестиции, в результате которых происходит приращение капитала (вложение в новые здания, оборудование, товарно-материальные ценности и т.п.), под финансовыми – вложение капитала в акции и другие ценные бумаги. В зависимости от субъекта, составители энциклопедии различают инвестиции частные (полностью сосредоточенные на прибыли) и государственные (помимо получения прибыли направлены на регулирование экономики и проведение определенной структурной политики).1

Согласно определению, которое дано в законодательстве Российской Федерации, инвестициями являются «денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта».2

Главным условием успешного проведения инвестиционной политики на каждом ее этапе является состояние отечественной экономики.

Актуальность выбранной мною темы определяется тем, что от инвестирования в производство, а значит, и от выбора наиболее эффективной инвестиционной политики российских предприятий, сегодня зависит развитие экономики нашей страны.

Задачей данной работы являются проведение исследования инвестиционной политики России. В задачу данной работы входит также и исследование источников инвестиций, их перспективность и оценка их состояния на сегодняшний момент. Целью же данной работы назовём оценку перспектив изменений инвестиционного климата в России и инвестиционной политики государства. Предметом изучения данной курсовой работы являются теоретические аспекты, инвестиционная ситуация в РФ и выработка инвестиционной политики на основе процессов моделирования инвестиционной политики предприятия.

Глава 1. Теоретические аспекты инвестиционной деятельности

Для понятия сущности инвестиций рассмотрим используемые термины и определения.

Инвестиции – «денежные средства, в том числе ценные бумаги, информация, работы и услуги, иное имущество, иные права, вложенные инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли»3.

Инвестиционная деятельность – «это вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта»4.

Капитальные вложения – это инвестиции в основной капитал

( основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательные работы и другие затраты.

Инвесторы – субъекты инвестиционной деятельности, которые принимают решение о вложении собственных, заемных и привлеченных имущественных и интеллектуальных ценностей в объекты инвестирования.

Инвестиционный проект – «обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений»5, при этом включается проектно-сметная документация и бизнес-план (практические действия по осуществлению инвестиций).

Инвестиционная компания – это компания, занимающаяся инвестиционной деятельностью (инвестиции и реинвестиции в форме ценных бумаг, торговля ценными бумагами), чей капитал в значительной степени представлен выпущенными этой компанией ценными бумагами, которые предлагаются инвестирующей публике.

1.1 Основные принципы инвестиционной политики

С учетом необходимости преодоления дальнейшего спада производства и ограниченности финансовых возможностей государства инвестиционную политику предусматривается осуществлять на основе следующих принципов:

  • последовательная децентрализация инвестиционного процесса путем развития многообразных форм собственности, повышение роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов;

  • государственная поддержка предприятий за счет централизованных

инвестиций;

  • размещение ограниченных централизованных капитальных вложений и государственное финансирование инвестиционных проектов производственного назначения строго в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на конкурентной основе;

  • усиление государственного контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета;

  • совершенствование нормативной базы в целях привлечения иностранных инвестиций;

  • значительное расширение практики совместного государственно-

  • коммерческого финансирования инвестиционных проектов.

1.2 Внутренние источники инвестиций

Традиционно в России финансирование капитальных вложений осуществлялось в основном за счет внутренних источников. Можно предположить, что и в дальнейшем они будут играть решающую роль, несмотря на активизацию привлечения иностранного капитала.

В масштабе страны общий уровень сбережений зависит от уровня сбережений населения, организаций и правительства.

Чаще всего сберегатели (вкладчики) и инвесторы принадлежат к разным экономическим группам. Когда семья откладывает часть своего дохода, она помещает свои деньги в банк. Банк одалживает эти деньги компании, желающей осуществить капиталовложения. В этом случае вкладчики (отдельные граждане) и инвесторы (предприятия) связаны через финансового посредника (банк). Иногда вкладчики и инвесторы представляют собой одно и то же лицо. Если предприятие сберегает часть своей прибыли и использует ее на покупку нового станка, оно одновременно и сберегает и инвестирует деньги. Иногда компания сберегает свою прибыль за счет увеличения банковских вкладов. Банк затем

одалживает эти деньги другой компании, желающей сделать капиталовложения. В закрытой экономике объем сбережений точно соответствует объему инвестиций. Какая часть национального дохода сберегается, такая часть и может быть инвестирована. Таким образом, можно сказать, что в закрытой стране внутренние инвестиции равны внутренним сбережениям.

Когда страна входит в мировую финансовую систему, складывается не столь однозначная ситуация. Если некая российская компания желает сделать капиталовложение, она может занять необходимые средства как в российском, так и в зарубежном банке. Сегодня из общей суммы средств, использованных предприятиями и организациями на развитие и совершенствование производства, направляется 20% на социальное развитие 8%. Наибольшую долю в сумме использованных средств составляли платежи в бюджет 45%. В то же время в общем объеме собственных и привлеченных средств предприятий, поступивших в

Прибыль как источник инвестиций

Недостаток финансовых ресурсов предприятия пытаются восполнить за счет повышения цен на свою продукцию. Все увеличение прибыли в народном хозяйстве определялось ценовым фактором. Однако, увеличивая цены, предприятия сталкиваются со спросовыми ограничениями, приводящими к проблемам с реализацией продукции, и, как следствие, к спаду производства. Это может поставить на грань банкротства многие предприятия. Правительством принимаются меры, которые облегчат предприятиям формирование необходимых

финансовых ресурсов для производственного развития, тем более что сегодня они являются одним из основных источников капиталовложений в экономику. Расширить возможности предприятий поможет решение о полном освобождении от налога прибыли, направляемой на инвестиции, которое действует с 1 января 1992 года. Однако в условиях отсутствия в большинстве отраслей конкуренции за рынок сбыта производимой продукции, высвобождение средств для финансирования капиталовложений само по себе не оказывает существенного влияния на принятие инвестиционных решений.

Амортизационные отчисления

Одной из важных мер по повышению внутренней инвестиционной активности могла бы стать антиинфляционная защита амортизационного фонда путем регулярной индексации балансовой стоимости основных средств.

Бюджетное финансирование

Резкое увеличение дефицита госбюджета не позволяет рассчитывать на решение инвестиционных проблем за счет централизованных источников финансирования. При ограниченности бюджетных ресурсов как потенциального источника инвестиций государство будет вынуждено перейти от безвозвратного бюджетного финансирования к кредитованию. Государственные централизованные вложения предполагается направлять на реализацию ограниченного числа региональных программ, создание особо эффективных структурообразующих объектов, поддержание федеральной инфраструктуры, преодоление последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, решение наиболее острых социальных и экономических проблем. На этапе выхода из кризиса приоритетными направлениями с точки зрения бюджетного финансирования будут:

  • выделение государственных инвестиций для стимулирования развития оных сырьевых и аграрных районов, обеспечивающих решение продовольственной и топливно-энергетической проблем;

  • поддержание научно-производственного потенциала;

  • выделение субсидий на социальные цели слаборазвитым районом с

  • чрезмерно низким уровнем жизни населения, не имеющим возможности приостановить его падение собственными силами.

Банковский кредит

Долгосрочное кредитование, особенно в условиях зарождающегося

предпринимательства, является одним из важных источников инвестиций.

Средства населения

Привлечение средств на селения в инвестиционную сферу путем продажи акций приватизируемых предприятий и инвестиционных фондов, в частности, могло бы рассматриваться не только как источник капиталовложений, но и как один из путей защиты личных сбережений граждан от инфляции. Стимулировать инвестиционную активность населения можно путем установления в инвестиционных банках более высоких по сравнению с другими банковскими учреждениями процентных ставок по личным вкладам, привлечение средств населения на жилищное строительство, предоставление гражданам, участвующим в инвестировании предприятия, первоочередного права на приобретение его продукции по заводской цене и т.п. Для притока сбережений населения на рынок капитала необходима широкая сеть посреднических финансовых организаций инвестиционных банков и фондов, страховых компаний, пенсионных фондов, строительных обществ и др. Однако важно по возможности обеспечить защиту тем, кто готов вкладывать свои деньги в фондовые ценности, установив строгий государственный контроль за предприятиями, претендующими на привлечение средств населения.

Основным фактором, влияющим на состояние внутренних возможностей финансирования капиталовложений, является финансово экономическая нестабильность. Инфляция обесценивает накопления предприятий и населения, что существенно снижает их инвестиционные возможности. Тем не менее недостаточность внутреннего инвестиционного потенциала можно считать относительной.

1.3 Иностранные инвестиции

Иностранные инвестиции имеют важное значение для интернационализации экономики любой страны. Для России на современном этапе ее развития они имеют значение как фактор стаби­лизации и подъема отечественной экономики. По оценкам экономистов, потенциал инвестиционного рынка составляет примерно 25-30 млрд дол. США. Из них реально вовлечено в экономику менее 5 млрд дол. Из них на долю иностранных инвестиций приходится не бо­лее 2 млрд дол. ежегодно, что составляет около 5% общего объема инвестиций в экономику страны.

С момента начала реформ в России шла борьба между двумя подходами в отношении иностранных инвестиций. Первый ориентировался на национальный режим в сочетании с некоторы­ми ограничениями для иностранных инвесторов, второй предполагал предоставление широких льгот иностранному капиталу.

Объем иностранных инвестиций, поступивших в нефинансовый сектор российской экономики, в 2002 г. увеличился по сравнению с предыдущим годом на 32,7% и составил 19,78 млрд. дол. США (в 2001 г. он был равен 14,26 млрд. дол.)

После существенного сокращения прямых инвестиций в 2001 г. наблюдалось некоторое их увеличение. Прямые инвестиции, поступившие в российскую экономику в 2002 г., увеличились по сравнению с 2001 г. на 0,6%, составив 4,0 млрд. дол. против 3,98 млрд. дол. в предшествующем году.

Объемы портфельных инвестиций, поступив­ших от иностранных инвесторов, упали на 17% и по-прежнему были незначительными — 333 млн. дол.

Основные характеристики отраслевой струк­туры иностранных вложений на протяжении последних лет остаются достаточно стабильными. В 2004 г., как и ранее, иностранные инвестиции на­правлялись в основном в торговлю и общественное питание, топливную и пищевую промышленность.

В течение 2004 г. основными инвесторами, постоянно осуществляющими значительные по объему инвестиции, оставались Кипр, Нидерлан­ды, Германия, США, Великобритания, Франция.

По состоянию на конец 2004 г. объем накоплен­ных иностранных инвестиций в российской эконо­мике достиг 82,0 млрд. дол., увеличившись на 43,8 % по сравнению с их объемом на конец 2003 г.

Иностранные инвесторы весьма осторожно относятся к вложению своего капитала, особенно в отрасли с большой степенью риска, и предпочитают рентабельные отрасли, где с меньшими усилиями можно получить мак­симальную прибыль, особенно где производится экспортная продукция, как сырье, энергоносители, а также продукция первого передела или отрасли, в которых можно использовать гарантии или фи­нансовую поддержку со стороны международных организаций или своих правительств.

Заслуживает внимания анализ страновой струк­туры иностранных инвестиций, которая характери­зуется концентрацией капитала среди стран-лиде­ров, что способствует усилению их положительного влияния на экономику России. Наиболее активен в России капитал Кипра (16,8%), немного уступают Нидерланды (14,6%), затем следуют вло­жения из Люксембурга, Германии, Великобритании и США (по совокупности 44,6%).

Несмотря на то, что приток иностранных инвестиций увеличивается и в 2004 г. составил на 36,4% больше, чем за аналогичный период прошло­го года, эта цифра достаточно мала по сравнению с необходимым уровнем и инвестициями, поступаю­щими в другие страны. Кроме того, если учитывать отток капитала из России (около 20-25 млрд. дол. и общий приток 7-8 млрд. дол. ежегодно), то польза от поступающих инвестиций теряется совсем.

Россия продолжает оставаться страной с низкой привлекательностью для иностранных инвесторов.

Глава 2. Инвестиционная ситуация в РФ

2.1 Анализ инвестиционной ситуации, складывающейся в рамках российской экономики в условиях привлечения прямых зарубежных инвестиций.

Российс­кая экономика сегодня является малоподходящим объектом для рыночных инвестиций, что обуслов­лено невозможностью одновременного вывода всех отраслей экономики на единый высокорентабель­ный уровень.

Основными причинами непродуктивности российской экономики являются: высокие тех­нологические издержки производства и важность сохранения жизненно необходимых для страны производств несмотря на то, что они являются убы­точными. По расчетам экономистов, в большинстве отраслей российской промышленности в 2000 г. удельные издержки производства были выше, чем в США в 2,7 раза, в Германии и Италии — в 2,3, в Англии — в 2 раза.

Энергоемкость российского ВВП является одним из самых высоких в мире. У большинства стран этот показатель в 3-4 раза ниже. Высокие транспортные издержки обусловлены недоста­точным развитием транспортных коммуникаций. Транспортные расходы в России на единицу производимой продукции по сравнению со странами, сопоставимыми с ней по размерам и территории, выше чем в США в 8,5 раз, чем в Китае — в 6,3 раза.

Все эти факторы делают российскую эконо­мику конкурентно-непривлекательной для внут­ренних и внешних инвесторов. Мировой капитал, ищущий своего применения, обходит стороной Россию и перетекает в те экономики, которые яв­ляются более стабильными и прибыльными. Так, расстояние транспортировки угля от шахты до потребителя в среднем по стране составляет около тысячи километров. Транспортная составляющая в цене угля франко-потребитель превышает затраты на его добычу. Осуществляющиеся Министерством путей и сообщений РФ скачкообразные повыше­ния грузовых тарифов делали неэффективной до­бычу угля в крупнейших угольных бассейнах, таких, например, как Кузбасс. Транспортные расходы в России на единицу производимой продукции по сравнению со странами, сопоставимыми с ней по размерам и территории, выше чем в США в 8,5 раз, чем в Китае — в 6,3 раза.

В настоящее время для России важно определить цели привлечения ин­вестиций, объемы и структуру. Когда иностранные инвесторы приходят с пря­мыми инвестициями, вкладывают в производство, строят заводы и фабрики, они напрямую заинтересованы в стабилизации российской экономики, увеличении платежеспособного спроса населения, стабильном функционировании валютно-финансовой сис­темы, становясь в определенном смысле «залож­никами» российской экономики. Создавая здесь свои предприятия, иностранные компании вводят российскую промышленность в орбиту междуна­родной кооперации и сами становятся зависимы от нее. К сожалению, таких инвесторов в России пока явно недостаточно. Многие зарубежные фирмы, создавая в нашей стране свои филиалы, стараются сделать их «автономными», функционирующими на сырье, оборудовании и т.д. Однако есть и другие примеры. Компа­ния «Форд» построила в Ленинградской области автомобильный завод, который в перспективе должен работать на 85% с российскими поставщи­ками. Компании «Кэдбери», «Нестле» и ряд других построили свои заводы в Рос­сии, которые в основном работают на российском сырье. Безусловно, в этом аспекте существуют и негативные тенденции, которые особенно прояв­ляются в пищевой и топливной промышленности. Эти тенденции заключаются в желании подчинить своему влиянию производство импортозамещаю­щей продукции, для которой характерна быстрая окупаемость капитала.

Эффективная государственная политика в об­ласти привлечения инвестиций должна исходить из принципа селективности. Селективный подход включает в себя дифференциацию проектов с участи­ем иностранных инвесторов в зависимости от целей государственного регулирования в этой области. При этом подобная дифференциация может проводиться необязательно по отраслевому или региональному принципу.

Важную роль в активизации процессов инос­транного инвестирования играют двусторонние соглашения о взаимной защите и взаимной подде­ржке иностранных инвестиций.

Эффективно использованные в национальной экономике прямые иностранные инвестиции мо­гут стать важнейшим фактором ускорения темпов экономического роста, оптимизации воспроиз­водственной структуры хозяйства, повышения конкурентоспособности продукции, решения многих стратегических задач.

2.2 Инвестиционный потенциал российских регионов

В последнее время происходящие в России радикальные социально-экономические преобразования приобретают всё большую региональную направленность.

Ниже рассмотрим особенности инвестиционного процесса и меры, предпринимаемые для его оживления, в отдельных округах и областях РФ.

Центральный федеральный округ (ЦФО). Здесь расположено большинство российских предприятий ВПК и научных центров. Хотя его площадь (650,7 тыс.кв. км) составляет менее 4 % территории России, в нём проживает почти четверть населения страны, при этом почти 79% его жителей – горожане. Субъекты РФ, входящие в ЦФО, прежде всего заинтересованы в развитии отраслей, представленных в разных областях округа: в Курской, Костромской, Смоленской, Тверской и Рязанской это электроэнергетика; в Белгородской и Липецкой – черная металлургия; в Брянской, Владимирской, Калужской, Тульской, Ярославской – машиностроение. Общей проблемой для всех областей является необходимость восстановления разорванных в начале 90-х годов кооперационных связей между областями округа. На территории ЦФО представлены интересы всех крупнейших финансово-промышленных групп (ФПГ) и компаний, часто конкурирующих между собой без учёта интересов округа и его регионов. Несогласованность и слабость позиций ряда региональных и местных властей приводит к «непрозрачной» борьбе за инвесторов с предоставлением необоснованных налоговых льгот, отсрочек от уплаты местных и даже федеральных налогов.

В структуре капиталовложений по источникам финансирования значительный удельный вес в ЦФО занимают собственные средства предприятий: в 2000г. Их доля составляла в Орловской области 45 %, в Брянской – 60, в Московской – 75%. Это сдерживает рост предприятий, поскольку сумма собственных средств, как правило, недостаточна для реализации серьёзных инвестиционных проектов или модернизации производства. В целях организаций системы привлечения инвестиций и управления ими в интересах межрегионального развития недавно было предложено создать некоммерческое партнёрство «Инвестиционное агентство ЦФО»

Воронежская область. Эта область с богатейшими чернозёмами, высокотехнологичной промышленностью и развитой наукой за последние годы фактически стала банкротом. В ней почти не осталось инвестиционно привлекательных предприятий. Поскольку область существует в едином экономическом пространстве страны, нужны согласованные действия «сверху и снизу». Сегодня главное богатство области – чернозём не используется должным образом: более 1 млн. га пахотной земли не обрабатываются, а на остальных площадях урожайность упала до 12-14 ц с гектара. Но область не в состоянии самостоятельно освоить эти земли на современной агротехнической основе. Администрация области готова предоставить необрабатываемые пахотные земли в бесплатное пользование любому, кто готов организовать на них сельскохозяйственное производство. Мэр Москвы готов найти инвестиции для производства продовольствия в Воронежской области, тем более что отечественные продукты пользуются всё большим спросом у населения.

Мурманская область. По оценке Комитета экономической политики Мурманской области, в 2000 г. Объём инвестиций в основной капитал за счёт всех источников составил 8,35 млрд. руб.. наиболее масштабные инвестиционные программы развёрнуты на предприятиях ориентированного на экспорт горно-металлургического комплекса. Основной источник финансирования инвестиций (более 70%) – собственные средства предприятия.

Санкт-Петербург и Ленинградская область. По оценке экспертов, в 2000г. признаков инвестиционного бума в Санкт-Петербурге не наблюдалось, был лишь восстановлен докризисный уровень инвестиций.

В последнее время отмечается всё большее смещение инвестиций из Санкт-Петербурга в Ленинградскую область, поскольку для проектов, связанных с новым строительством, там легче можно получить земельные участки. Наиболее крупными инвестиционными проектами на территории Ленинградской области являются сборочные производства Ford и Caterpillar на базе завода «Русский Дизель», мебельная фабрика IKEA и картонно-упаковочное производство Assidomain. Помимо этого, крупные российские компании продолжают вкладывать средства в строительство порта в Усть-Луге («Россуголь») и Балтийской трубопроводной системы («Транснефть»)

Республика Коми. За девять месяцев 2002 года объём инвестиций в предприятия республики превысил 9 млрд. руб.. наиболее инвестиционноемкими предприятиями Коми являются «Севергазпром» - дочерняя структура «Газпрома», нефтяная кампания «Коми ТЭК», Сыктывкарский лесопромышленный комплекс, а также ряд лесозаготовительных компаний. Примером крупных инотранных заимствований под инвестиционные проекты может служить Сыктывкарский ЛПК, который в 1999 г. получил от австрийского банка под гарантии американского Eximbank кредит в 54 млн. долларов на реконструкцию бумаго- и картонодетальных машин. На территории Коми имеются большие запасы угля, недавно началась разработка Средне-Тиманского месторождения бокситов. И если освоение и существование Печорскго угольного бассейна во многом зависит от планов федерального правительства, то бокситовый проект обещает стать привлекательным и для частных инвестиций. Сегодня инвестиции в него осуществляет Сибирско-Уральская алюминиевая компания.

Самарская область. По экономическому потенциалу и перспективам развития область занимает одно из ведущих мест в РФ. Немалые конкурентные преимущества обеспечивает области её географическое положение. По оценкам инвестиционной привлекательности, Самарская область постоянно входит в первую пятёрку-десятку российских регионов. В 2003г. Прямые инвестиции вкладывались главным образом крупными международными корпорациями, имеющими свои филиалы на территории области. Более 82% прямых инвестиций было вложено в пищевую промышленность и около 17% - в машиностроение. Высокая доля пищевой промышленности в иностранных инвестициях объясняется тем, что в области самый высокий после Москвы уровень покупательной способности населения. В области разработан ряд инвестиционных проектов, в том числе по производству новых авиационных, газотурбинных двигателей и развитию деревообработки для домостроения.

Новосибирск. В этом городе сосредоточено много предприятий машиностроения, в которых наблюдается настоящий инвестиционный бум. Отмечая инвестиционный подъём в области машиностроения, специалисты обращают внимание на изменившееся отношение к техническим вузам города – руководители предприятий начинают вкладывать деньги в образование. В настоящее время в Новосибирске чётко обозначился сформировавшийся спрос на обновление основных фондов. По мнению специалистов, уже в 2005 г. Транссибирская магистраль будет работать на пределе своих возможностей, поэтому повышенное внимание сейчас уделяется предприятиям, обслуживающим железную дорогу. Например, решён вопрос о приватизации местного стрелочного завода.

Ханты-мансийский автономный округ. Округ занимает первое место в РФ по добыче нефти, второе - по выработке электроэнергии, третье – по добыче газа. Он является вторым после Москвы донором федерального бюджета. Все программы социально-экономического развития округа реализуются за счёт финансовых ресурсов, остающихся в его распоряжении после отчислений в федеральный бюджет. Решению проблем округа способствует сложившаяся на мировых рынках конъюнктура в отношении главной продукции округа – нефти. Доля ТЭКа в экономике округа составляет 97%. За последние годы нефтедобыча упала в 2 раза, время «лёгкой», дешёвой нефти уходит, конъюнктура мировых цен нестабильна. Но даже несмотря на падение добычи, в округе добывается 58% российской нефти, или 5% мировой.

Самым глобальным проектом является переоснащение Уренгойской ГРЭС, которая планируется осуществить с участием нефтяных и газовых компаний. В округе есть и другая альтернатива нефти: здесь заготавливалось до 13 млн. куб. м древесины, которая поставлялась нераспиленной. В округе работают основанный в 1992 г. Ханты-мансийский банк (ХМБ), а также 4 филиала иногородних банков.

Республика Татарстан. Сегодня Татарстан пытается сформировать социально ориентированную рыночную, но регулируемую государством экономику. За последние 10 лет по объёму промышленной продукции Татарстан переместился с 13 на 4 место после тюменской области, Москвы и Красноярского края. Сегодня он входит в первую тройку наиболее инвестиционно привлекательных регионов РФ. В последнее время в Татарстане наблюдается всплеск инвестиционной активности. За первое полугодие 2003 г. объём инвестиции в основной капитал составил 12 млрд. руб., в том числе 8 млрд. за счёт собственных средств предприятий.

Как показывают представленные выше материалы, несмотря на различия условий в различных областях и регионах РФ, все они сталкиваются со сходными проблемами, от решения которых зависит возобновление и ускорение инвестиционного процесса. Прежде всего решение этих проблем связано с существенным улучшением инвестиционного периода для отечественных и иностранных инвестиций.

Как считают некоторые специалисты, если государство не будет проводить разумную и активную промышленную, инвестиционную, налоговую и научно-техническую политику, то темпы экономического роста при существующем потенциале регионов не превысят в ближайшие годы 2,5-3%, и опасность углубления кризиса станет реальной. Ликвидировать эту опасность можно только при совместном и результативном сотрудничестве власти и бизнеса.

2.3 Инвестиционный фонд РФ

В последние годы темп роста инвестиций в России составляет 10-11%, что явно недостаточно для инвестиционного разви­тия экономики. В России в 2003 г. государственные инвестиции со­ставили 429,8 млрд руб. (24,2% от всех инвестиций в нефинансовые активы), муниципальные — 84,5 млрд руб. (4,8%), частные- 555 млрд руб. (11,3%), смешанные — 356,9 млрд руб. (20,1%), иностран­ные - 114,1 млрд руб. (6,4%), совместные - 31,5 млрд руб. (13%). Для сравнения: в США в 2003 г. государственные инвестиции составили 347,2 млрд дол. (17,2%), а частные инвестиции - 1667,5 млрд дол. (82,8%). Оценка доли государственных инвестиций в России даже по минимуму заведомо выше, чем в США.

В 2005 г. объем инвестиций в российскую эко­номику составил 125 млрд дол., из них 50% инвес­тиций — за счет собственных средств предприятий, 7% — за счет кредитов и только 1—2 % привлечены на финансовых рынках.

Сегодня остро стоит вопрос о необходимости увеличения объема государственных инвестиций с 1,5 до 3% ВВП. Такую задачу призван решить дейс­твующий с 2006 г. Инвестиционный фонд РФ.

Основной целью и задачей Инвестиционного фонда является обеспечение экономического роста в стране с 5,9 до 6,2% ВВП. В то же время для выполнения задачи по удвоению ВВП в 2010г. необходимы темпы прироста не менее 8%.

Инвестиционный фонд должен стать источ­ником финансирования проектов национального масштаба, финансирования большинства стратегических инвестиционных целевых государственных программ и планов развития государственного сектора экономики.

Инвестиционный фонд как механизм реа­лизации крупных инвестиционных проектов на условиях государственно-частного партнерства имеет ряд отличительных особенностей:

  • гибкость использования средств в течение года, т.е. возможность начала реализации про­екта в любой момент независимо от ограниче­ний, накладываемых бюджетным процессом;

  • накопление не использованных в течение года средств, т.е. возможность переносить наследующий год неиспользованные средства Фонда; возможность многолетнего финансирования проектов.

Государственная поддержка за счёт Инвестиционного Фонда предоставляется инвестиционным проектом, направленным:

  1. на социально-экономическое развитие РФ в части создания и (или) развитие инфраструктуры, имеющей общегосударственное значение или необходимой для выполнения обязательств РФ в соответствии с межправительственными соглашениями для создания объектов на территории РФ;

  2. на создание и (или) развитие элементов национальной инновационной системы;

  3. на обеспечение реализации институциональных преобразований;

Государственная поддержка за счёт Инвестиционного Фонда также может предоставляться на разработку проектной документации для реализации инвестиционных проектов.

Государственная поддержка за счёт Инвестиционного Фонда не предоставляется по инвестиционным проектам, ассигнования, на реализацию которых предусмотрены в федеральном бюджете на текущий финансовый год в рамках реализации других программ, проектов или мероприятий.

Государственная поддержка инвестиционных проектов за счет Инвестиционного фонда может предоставляться в следующих формах:

а) софинансирование на договорных условиях инвестиционного проекта с оформлением прав собственности РФ, включая финанси­рование расходов на управление инвестици­онным проектом, а также финансирование
разработки проектной документации (усло­вием получения государственной поддержки в такой форме является предоставление ком­мерческими организациями, участвующи­ми в инвестиционном проекте, собственных
средств в размере не менее 25% сметной стои­мости проекта);

б) направление средств в уставные капиталы юридических лиц;

в) предоставление государственных гарантий РФ под инвестиционные проекты, в том чис­ле заемщикам (инвесторам) в пользу кредит­ных организаций (включая кредитные орга­низации с иностранными инвестициями). Размер государственных гарантий, выдавае­мых кредиторам, составляет до 60% от фактически предоставляемых ими средств для реализации ин­вестиционного проекта. Государственные гарантии предоставляются на срок действия обязательств, принимаемых лицом, по обязательствам которого выдается государственная гарантия, но не более пяти лет.

Отбор инвестиционных проектов, претен­дующих на государственную поддержку за счет Инвестиционного фонда, осуществляется на сле­дующих принципах:

  • отбор инвестиционных проектов на основе установленных критериев;

  • обеспечение равных условий доступа пре­тендентов к процедуре получения государс­твенной поддержки за счет Инвестиционного фонда;

  • безубыточность инвестиционных проектов;

  • разделение рисков государства с частным ка­питалом;

  • сбалансированность государственных и част­ных интересов участников инвестиционного проекта;

  • соблюдение условий добросовестной конку­ренции и антимонопольного законодательс­тва РФ.

Мониторинг и контроль за ходом реализации инвестиционных проектов будет осуществляться Минэкономразвития России. Ежеквартальные (ежегодные) отчеты о ходе реализации инвестици­онных проектов должны регулярно публиковаться на информационном портале Минэкономразвития России в сети Интернет.

Величина предельного объема Инвестици­онного фонда устанавливается в перспективном финансовом плане на каждый год планового пе­риода. Согласно Федеральному закону «О феде­ральном бюджете на 2006 год» и перспективному финансовому плану на 2006-2008 гг. годовой объем Инвестиционного фонда запланирован в 2006 г. в объеме 69,7 млрд руб., в 2007 г. — 72,9 млрд руб., а в 2008 г. — 73,2 млрд руб. В то же время для начала полномасштабных национальных проектов не­обходимо около 100 млрд руб.

Международная практика образования партнёрств показывает, что они могут осуществляться в самых разнообразных отраслях:

  • транспорт – строительство, эксплуатация, обслуживание, внедрение систем управления движением и множество других проектов в различных транспортных отраслях, включая городской транспорт;

  • жилищно-коммунальное хозяйство – обслуживание населения; эксплуатация коммунальных сетей – водопровод, канализация; уборка улиц, вывоз и утилизация мусора;

  • экология - создание, развитие и обслуживание городских и загородных парков, с правом эксплуатации природных ресурсов и получения доходов от организации экологического туризма;

  • недвижимость – строительство и эксплуатация общественных зданий и муниципального жилья в обмен на право застройки и участие в коммерческих проектах;

  • общественный порядок и безопасность – обеспечение порядка на транспорте и в общественных местах; организация в обслуживание парковок;

  • телекоммуникация - создание телекоммуникационной инфраструктуры и предоставление услуг потребителям;

  • финансовый сектор – привлечение частных страховых и управляющих компаний в сферу обязательного социального страхования и государственного пенсионного обеспечения;

  • образование – строительство и оборудование школ и иных учреждений частными компаниями, получившими право застройки и развития прилегающей территории.

Учитывая, что в России ещё нет достаточного опыта реализации инвестиционных проектов на условиях государственно-частного партнёрства, механизм государственной поддержки проектов в рамках Инвестиционного Фонда будет постоянно совершенствоваться с учётом результатов его функционирования и полученного при реализации проектов опыта.

Глава 3. Выработка инвестиционной политики на основе процессов моделирования

3.1 Пути и меры по привлечению долгосрочных инвестиций

Привлечение инвестиций (как иностранных, так и национальных) в российскую экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционного «голода» в стране. Особую роль в активизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих рисков. Важное условие, необходимое для частных капиталовложений (как отечественных, так и иностранных), постоянный и общеизвестный набор догм и правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли понимать и предвидеть, что эти правила будут при меняться к их деятельности. В России же, находящейся в стадии непрерывного реформирования, правовой режим непостоянен. Потребность страны в иностранных инвестициях составляет 10-12 млрд. долл. в год. Однако для того, чтобы иностранные инвесторы пошли на такие вложения, необходимы очень серьезные изменения в инвестиционном климате.

Для стабилизации экономики и улучшения инвестиционного климата требуется принятия ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения иностранных инвестиций.

Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать:

  1. достижение национального согласия между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными организациями;

  2. ускорение работы Государственной думы над Гражданским кодексом и уголовным законодательством, нацеленным на создание в стране цивилизованного некриминального рынка;

  3. радикализация борьбы с преступностью;

  4. торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за исключением невыплаты трудящимся зарплаты;

  5. пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства;

  6. мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;

  7. внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;

  8. запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;

  9. предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности;

  10. формирование общего рынка республик бывшего СССР со свободным перемещением товаров, капитала и рабочей силы.

В числе мер по активизации инвестиций надо отметить:

  1. срочное рассмотрение и принятие Думой нового закона об иностранных инвестициях в России;

  2. принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;

  3. создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков, а также информационно посреднических центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов, поиском заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении сделок «под ключ»;

  4. создание в кратчайшие сроки Национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России;

  5. разработка и принятие программы укрепления курса рубля и перехода к его полной конвертируемости.

Из всего вышесказанного следует предполагать, что перечисленные меры помогут притоку национальных и иностранных инвестиций.

3.2 Управление инвестиционным процессом

Привлечение иностранных инвестиций зависит и от совершенствования управления этим процессом. С целью усиления взаимодействия с зарубежными предпринимателями и ускорения выхода России на мировой рынок капиталов создан Консультативный совет по иностранным инвестициям при Правительстве РФ с участием иностранных компаний и фирм, осуществляющих крупные капиталовложения в экономику России, под руководством Председателя Правительства РФ.

На Минэкономики России возложены разработка и реализация государственной политики по привлечению иностранных инвестиций в российскую экономику; обеспечение деятельности Консультативного совета по иностранным инвестициям в России и координация рабочих групп при Консультативном совете; координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам сотрудничества с иностранными инвесторами, включая создание свободных экономических зон, а также организацию и проведение международных тендеров, подготовку концессионных договоров и соглашений о разделе продукции, организацию работы по наполнению кредитов получаемых от международных финансовых организаций и иностранных государств, конкретными инвестиционными проектами.

Кроме того, при Минэкономики России для улучшения управления инвестиционным процессом созданы и другие организационные структуры:

— Государственная регистрационная палата, которая занимается

регистрацией предприятий с иностранным капиталом, ведением государственного реестра и аккредитацией иностранных фирм и компаний;

— Российский федеральный центр проектного финансирования и

консультационно-технического содействия.

С целью обеспечения иностранных инвесторов информацией о состоянии инвестиционного климата и условиях хозяйствования в Российской Федерации создается Российский центр содействия иностранным инвестициям с банком данных по конкретным инвестиционным проектам, законодательной базе, налоговой системе, инвестиционной политике.

3.3 Перспективы инвестиционной активности

Анализ макроэкономической ситуации и инвестиционной политики последних лет позволяет сделать убедительный вывод о том, что для преодоления кризисной ситуации в народном хозяйстве и обеспечения его подъема требуется прежде всего оживление инвестиционного процесса в стране.

Главная трудность экономических преобразований на сегодняшний день заключается в ограниченных возможностях внутренних государственных накоплений и неспособности частных инвесторов в полной мере компенсировать нехватку капиталовложений для преодоления экономического спада.

Чтобы улучшить инвестиционный климат, нужен импульс, который сдвинет инвестиционный механизм с мертвой точки, приведет его в движение. В качестве такового предлагается Бюджет развития, который должен стать неотъемлемой и органической частью федерального бюджета. В Бюджете развития предлагается сосредоточить только часть ресурсов, выделяемых государством на инвестиционные цели.

Главное же состоит в том, что за Бюджетом развития предлагается

закрепить в законодательном порядке определенную, возрастающую по годам долю источников финансирования дефицита федерального бюджета -внутренних и внешних заимствований. Другим средством пополнения Бюджета развития должен стать возврат ранее предоставленных из него средств вместе с процентами.

Изучение мирового опыта организации финансирования инвестиционных проектов показывает, что сочетание высокой надежности вложения средств с эффективностью достигается при использовании принципа проектного финансирования. Его обязательным условием является вложение инвестором определенной части собственных финансовых ресурсов. Как правило, по проектам, на финансирование которых выделяются ресурсы из Бюджета развития, собственные средства инвестора должны составлять минимум 20%. В этих условиях финансовая поддержка государства может составлять до 40%, что соответствует мировой практике. При этом предлагается использовать предоставление связанных кредитов, когда государство не переводит бюджетные деньги на счета заемщика, а оплачивает товары и услуги, необходимые для реализации проекта на условиях тендера среди поставщиков.

Расходы Бюджета развития направляются, во-первых, на прямые инвестиции государства, предоставляемые по конкурсу для со финансирования проектов. Второе направление расходов Бюджета развития - кредитование экспортных операций, включая пополнение оборотных средств такие кредиты также должны предоставляться по конкурсу на срок до одного года. Третье направление - капитальные вложения на мероприятия, связанные с санацией предприятий распределение средств по предприятиям также имеется в виду проводить на конкурсной основе. И четвертое направление - покрытие обязательств по выданным государством гарантиям.

Улучшение инвестиционного климата и принятие Бюджета развития -необходимые, но не достаточные меры. Предстоит не только расширить инвестиционные ресурсы, но и сделать экономику, особенно на уровне предприятий, на микро уровне восприимчивой к инвестициям.

За последние годы Правительству в основном удалось создать

взаимосвязанную систему нормативно-законодательных документов, регулирующих инвестиционную деятельность в условиях рынка. В этой связи хотелось бы подчеркнуть несколько наиболее важных моментов.

Прежде всего о новом Налоговом кодексе. Для стимулирования

использования предприятиями прибыли на инвестиционные цели следует обеспечить в Налоговом кодексе сохранение существующего порядка налогообложения той ее части, которая направляется на техническое развитие производства. Этот вопрос заслуживает особого внимания. Нельзя допустить, чтобы совершенствование налоговой системы привело к ухудшению инвестиционного климата.

Далее. Подготовлен пакет нормативно-правовых документов, обеспечивающих условия динамичного развития лизинговой деятельности.

Помимо инвестиционных ресурсов, финансируемых из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации, капитальные вложения в отраслях естественной монополии, по существу, являются также государственными. И они весьма значительны. Таким образом, значительный объем капитальных вложений, оформляемых как государственные или являющихся таковыми по своей сути,

осуществляется вне Государственной инвестиционной программы, а потому их эффективность и использование по целевому назначению контролируются весьма слабо. Что касается связанных кредитов под гарантии Правительства, то здесь ситуация должна улучшаться с принятием Бюджета развития. По отношению к государственным капитальным вложениям в отраслях естественной монополии и в составе бюджетов субъектов Федерации вопрос остается открытым.

России действительно нужны инвестиции, но не просто максимализация их объёма, а эффективные инвестиции. Такой эффект будет зависеть от выбранных инвестиционных проектов к финансированию за счёт средств Инвестиционного Фонда России. Учитывая, что в России ещё нет достаточного опыта реализации инвестиционных проектов на условиях государственно-частного партнёрства, механизм государственной поддержки проектов в рамках Инвестиционного Фонда будет постоянно совершенствоваться с учётом результатов его функционирования и полученного при реализации проектов опыта. В рамках проведения финансово-бюджетной политики, ориентированной на увеличение ВВП, подавляющая часть государственных финансовых резервов должна быть направлена на стимулирование долгосрочного экономического роста. При этом стабильность «правил игры» и предсказуемость их изменения являются ключевым условием устойчивого экономического роста.

Заключение

В настоящее время Россия занимает по привлечению инвестиций далеко не первое место. В развивающиеся рынки ежегодно инвестируются свыше 500 млрд. долларов США. Мы же получаем чуть менее 5 млрд. долларов ежегодно. Менее 1% - это, конечно же, несопоставимые масштабы инвестиционной активности по сравнению с тем, каким потенциалом мы обладаем. Это, конечно же, абсолютно неудовлетворительный показатель с точки зрения тех темпов социально-экономического развития, которые необходимы Российской Федерации для того, чтобы вернуть себе достойное место среди развитых государств мира. Для модернизации реального сектора отечественной экономики необходимы ежегодные инвестиции в объеме до 100 млрд. долларов.6 Экспорт нефти и газа, внутренние источники накопления такого уровня инвестиций дать не могут. Поэтому активная интеграция России в мировые рынки – в первую очередь, в рынки капитала – рассматривается Правительством РФ как приоритетная задача государственной инвестиционной политики.

Наиболее существенную роль в повышении интереса иностранных инвесторов к нашим проектам помимо макроэкономических факторов такие составляющие инвестиционного климата, как налоговое законодательство, реструктуризация банковской системы, решительная позиция правительства по выработке законодательства, гарантирующего и обеспечивающего права инвесторов.

Хочется верить, что при сохранении нынешней динамики преобразований Россия в ближайшее время станет страной с благоприятными условиями для ведения бизнеса, строгим соблюдением прав и законных интересов собственников. При достижении этой цели наша страна станет не только привлекательным реципиентом иностранных инвестиций, но и более тесно интегрируется в международную экономическую и политическую систему.

Правительством Российской Федерации будет продолжена целенаправленная политика по выработке и реализации мер, обеспечивающих равенство условий конкуренции; развитие финансовой инфраструктуры и иных условий стабильного развития экономики, причем проводиться данная политика будет с учетом мнений граждан, иностранных и российских бизнесменов.

Список литературы:

  1. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: Учеб. для вузов  - М.: Юристъ, 2001.- 368 с.

  2. Адрианов В.Д. Россия: Экономический и инвестиционный потенциал, - М.: Национальный Фонд подготовки кадров, 2001.

  3. Анисимов С.А. Бюджетная политика как источник экономического роста // Финансы. 2005. №5. С. 16.

  4. "Большой экономический словарь". М., “Правовая культура”, 2004.

  5. Виленский Г.Л. Оценка эффективности инвестиционных проектов. М.: Финансы и Статистика, 2003

  6. Гитман Л. Дж., Джон М.Д. Основы Инвестирования /пер. с англ., М.: Дело 2000.

  7. Глазьев С. "Стабилизация и экономический рост" М., Ж. “Вопросы экономики”, №1, 2002 .

  8. Доклад о мировых инвестициях 2003. Прямые иностранные инвестиции и проблема развития: Обзор/Конф. ООН по торговле и развитию. – Нью-Йорк; Женева: ООН, 2003 – VI, 92 с. – Библиогр.: с. 85-91.

  9. Жаркова Н. Республика Коми // Эксперт. – М., 2002 - №42

  10. Жуков М.И. Воздействие капитальных расходов бюджета на экономический рост // Финансы и Кредит. 2005. №6. С.52.

  11. Зубченко П.М. Инвестиционный потенциал России. М., 2002.

  12. Иностранцы предпочитают российское // Аргументы и Факты.- М., 2001. - №17. – С5.

  13. Иностранные инвестиции в России: современное состояние и перспективы./Под редакцией И.П. Фаминского. - М: Международные отношения - 2005.

  14. Инвестиционная деятельность: Сб. законодат. актов: Офиц. текст по сост. на 1 сент. 2000 г.- М.: Юрист, 2000.- 34 с.

  15. Инвестиционный климат в России //общество и экономика.- М., 2004.-№12. – С 175-231.

  16. Кондратенко Е. "Инвестиционные ресурсы - проблемы аккумуляции" М., Ж. "Экономист", №7, 2005 .

  17. Инвестиционный Фонд РФ: основы организации и управления // Финансы и Кредит. – М.,2006. - №20

  18. Кудрин А.Л. Экономическая политика и федеральный бюджет 2006. №2.

  19. Ковалев В. В. Введение в финансовый менеджмент. - М., Финансы и статистика. - 2004. - 768 с.

  20. Ковалев В. В. Инвестиции. Учебник. - М., Велби. - 2003. - 440 с.

  21. Липсиц И. В. Экономический анализ реальных инвестиций. Учебник для курсов бизнес-образования. - М., Экономистъ. - 2003. - 347 с.

  22. Мартынов А. "Активизация инвестиционной политики" М., Ж. "Экономист", №9, 2005 г.

  23. Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. Методические рекомендации к разработке показателей прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. – М., 2002.

  24. Новицкий Н. О новой инвестиционной политике // Экономика и Жизнь. – М.: 2001.-№6 –С5

  25. Подшиваленко Г.П. Инвестиции. Учебное пособие. М.: 2004

  26. Самуэльсон. "Экономика", 1 т., М., 2002.

  27. Сергеев И.В. Организация и финансирование инвестиции. М.: Финансы и Статистика, 2004.

  28. Сергеенков В.Н. Региональная инвестиционная политика. – М.: Гелиос АРВ,2000.

  29. Фишер С. "Экономика", M., 1997 г.

  30. articles/economics, Информационно-аналитические материалы, «Инвестиционный климат в РФ и меры по его улучшению».

  31. ссылка на сайт удаленаU>, Инвестиции в России, «Инвестиции не манна небесная», Интервью с министром экономического развития и торговли РФ Германом Грефом 30.08.2006г.

1 Российская банковская энциклопедия, под редакцией Лаврушина О.И.,т.6

2 Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности» (с изменениями от 02.01.2000г.) гл.1 ст.1

3 Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в РФ» (с изменениями от 02.01.2000г.), гл.1, ст.1

4 Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в РФ» (с изменениями от 02.01.2000г.), гл.1, ст.1

5 Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в РФ» (с изменениями от 02.01.2000г.), гл.1, ст.1

6 См: ссылка на сайт удаленаU>, Инвестиции в России., «Инвестиции не манна небесная», Интервью с министром экономического развития и торговли РФ Германом Грефом 30.08.2003 г.