Бюджетное устройство РФ


Практическая работа >> Банковское дело

Содержание:

1.Введение……………………………………………………………………....3-4

2. Бюджетное устройство и Бюджетная система Российской Федерации…….4

2.1 Бюджетная система Российской Федерации и её характеристика……….4-6

2.2 Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации…6-14

2.3 Государственные внебюджетные фонды……………………………..14-15

3. Виды бюджетов, их доходы и расходы……………………………………..16

3.1 Виды доходов бюджетов………………………………………………16-23

3.2 Виды расходов бюджетов…………………………………………...…23-25

4. Практическая работа………………………………………………………26-33

5. Заключение…………………………………………………………………34

6. Список используемой литературы…………………………………………35

1. ВВЕДЕНИЕ

Прежде чем говорить о бюджетном устройстве Российской Федерации, выявлять его достоинства и недостатки необходимо определить, что, собственно, представляет собой бюджет государства. В самом общем виде им является план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона. В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.

Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. Но здесь важно подчеркнуть, что проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое выражение в создаваемом государством бюджетном механизме, который является конкретным выражением бюджетной политики, отражающим нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.

2.Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации.

2.1Бюджетная система РФ и её характеристика

Бюджетное устройство государства определяется формой государственного устройства страны, действующими в ней основными законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах.

Бюджетная система Российской Федерации – это основанная на государственном устройстве, регулирующая законодательные экономические отношения, совокупность Федерального бюджета, бюджета субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В соответствии со ст.10 Бюджетного Кодекса РФ к бюджетам бюджетной системы относятся:

- Федеральный бюджет и бюджет государственных внебюджетных фондов (ПНФ, ФСС, ФФОМС);

- Бюджеты субъектов РФ и бюджеты Территориальных Государственных Внебюджетных Фондов (ТФОМС);

- Местные бюджет, в том числе и бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских и сельских поселений.

Бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Федеральный бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства.

Бюджет субъекта – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций субъекта РФ.

Местный бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций муниципального образования.

Бюджеты субъектов РФ и бюджеты Территориальных Государственных Внебюджетных Фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов; местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов, представительных органов муниципальных образований. Федеральный бюджет разрабатывается в соответствии с положениями ежегодного Бюджетного послания Президента РФ. Федеральный бюджет рассматривается Госдумой в трёх чтениях. В первом чтении принимаются основные параметры бюджета. По Бюджетному кодексу, в процессе первого чтения Госдума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение правительства. Госдума может отклонить проект бюджета; в этом случае формируется согласительная комиссия совместно с правительством. Во втором чтении Госдума утверждает бюджет по разделам, а в третьем — по подразделам. После принятия федерального бюджета Госдумой он утверждается Советом Федерации, рассматривает Федеральный закон в течение 14 дней, со дня предоставления Госдумой и голосует на предмет одобрения его в целом, затем одобренные Советом Федерации закон направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Консолидированный бюджет – это свод бюджетов бюджетной системы на соответствующей территории без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами. Консолидированный бюджет не разрабатывается и не утверждается органами власти, а используется ими для оценки и анализа поступления доходов и расходных средств на соответствующей территории.

Для России же в силу ее федеративного устройства важную роль приобретает не просто выработка грамотного бюджетного механизма, а правильное соотношение бюджетов различных уровней, действующих на территории страны, что и составляет понятие бюджетной системы. Даже грамотно построенный и сбалансированный федеральный бюджет не в состоянии в полной мере выполнять свои перераспределительные и контрольные функции при отсутствии надлежащего бюджетного механизма непосредственно на местах. Таким же образом не может проявляться эффект проводимой на местах бюджетной политики в условиях ее постоянного противостояния несбалансированному федеральному бюджету. Важное значение имеет единство бюджетной системы, которое основывается на принципах самостоятельности, гласности, полноты и реальности всех входящих в нее бюджетов.

2.2 Принципы построения бюджетной системы РФ:

Бюджетным кодексом РФ регламентируются следующие принципы, в соответствии с которыми должна строиться и развиваться бюджетная система РФ:

1. Принцип единства бюджетной системы.

Означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирование доходов и осуществление расходов бюджетной системы РФ, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы РФ и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.

2.Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ.

Означает закрепление в соответствии с законодательством РФ доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы РФ, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.

Органы государственной власти и (органы местного самоуправления) и органы управления государственными внебюджетными фондами не вправе налагать на юридические и физические лица не предусмотренные законодательством РФ финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий.

3. Принцип самостоятельности бюджетов

Он означает:

  • право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы Российской Федерации самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

  • наличие собственных источников доходов у бюджетов каждого уровня бюджетной системы Российской Федерации;

  • законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов и полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии с законодательством Российской Федерации. Регулирующими доходами бюджетов называют федеральные, региональные налоги и другие платежи по которым устанавливаются нормативы отчислений в нижестоящие бюджеты на очередной финансовый год, или на долговременной основе.

  • право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов (в соответствии с Бюджетным кодексом);

  • право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов (в соответствии с Бюджетным кодексом);

  • недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

  • недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.

С нарушением последнего пункта связано возникновение проблемы федеральных мандатов, т.е. обязательств федерального центра перед гражданами, реализуемых за счет региональных и муниципальных бюджетов. Примером необеспеченного федерального мандата является решение федеральной власти о повышении заработной платы работникам бюджетной сферы, нагрузка по реализации которого легла на бюджеты субъектов РФ, в результате чего образовалась значительная задолженность по выплате заработной платы практически во всех субъектах РФ.

4.Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований.

Означает, определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными настоящим Кодексом.

Договоры и соглашения между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, органами государственной власти и органами местного самоуправления, не соответствующие настоящему Кодексу, являются недействительными.

5. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов.

расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и прочие обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме.

Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и по расходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.

6. Принцип сбалансированности бюджета.

Означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.

При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами. В случае превышения доходов над расходами возникает бюджетный профицит.

Наличие бюджетного дефицита обычно рассматривается как негативное явление. Это не всегда так. Бюджеты очень многих государств являются дефицитными. Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может усугублять циклические колебания экономики за счет сокращения важных расходов и излишнего повышения налогов. Поэтому при регулировании дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетной политики, но и ее долгосрочные приоритеты.

Дефицит бюджета-2009.

17 февраля 2009 года Премьер-министр РФ Владимир Путин объявил, что правительство решило увеличить расходную часть бюджета на 2009 год в связи с необходимостью осуществления дополнительных антикризисных мер и выполнения принятых социальных обязательств. Максимально приемлемый объем дефицита российского бюджета в 2009 году не должен превысить 9% ВВП.

7. Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств.

Означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса и получатели бюджетных средств, в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

8. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов.

расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части касающейся:

- субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы РФ;

- средств целевых иностранных кредитов (заимствований);

- добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан;

- расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории РФ;

- отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года.

Доходы бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

9. Принцип прозрачности ( открытости).

Принцип гласности означает:

1) обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;

2) обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.

3) стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации РФ, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).

Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

10. Принцип достоверности бюджета.

Означает, надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
Наличие точных макроэкономических и бюджетных прогнозов является одним из важнейших условий эффективной государственной экономической политики. Нереалистичные прогнозы вносят значительную неопределенность в процессы бюджетного финансирования и эффективность бюджетных расходов.

Оптимистичные проектировки бюджетных доходов могут приводить к кризисам бюджетного финансирования и хаотичному секвестрованию расходов.

Заниженные прогнозы инфляции приводят к значительному отставанию запланированных в бюджете расходов от реальных потребностей, что в свою очередь порождает цепочку неплатежей и введение в оборот различного рода денежных суррогатов.

11. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.

Означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

12. Принцип подведомственности расходов бюджетов.

Означает, что получатели бюджетных средств в праве получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств, только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

13. Принцип единства кассы.

Означает, зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно РФ, субъекта РФ, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством РФ.

Государственные внебюджетные фонды.

Государственный внебюджетный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год.

В России действуют следующие государственные внебюджетные фонды:

  • Пенсионный фонд Российской Федерации

  • Фонд социального страхования Российской Федерации

  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Пенсионный фонд Российской Федерации - крупнейшая организация России по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам. Основан 22 декабря 1990 года в соответствии с законом РФ об обязательном пенсионном страховании в РФ. Подразделения ПФР (свыше 2,5 тыс. территориальных органов) действуют в каждом регионе и в каждом районном центре России. Трудовой коллектив ПФР - это свыше 130 тысяч социальных работников.

Как государственный внебюджетный фонд Российской Федерации, ПФР создан для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан РФ на пенсионное обеспечение. Бюджет ПФР утверждается Государственной Думой Федерального Собрания РФ отдельным законом вместе с принятием Федерального бюджета РФ. Доля бюджета ПФР в ВВП России составляет порядка 6 %.

Страховщиком является ПФР; страхователями – лица, производящие выплаты физическим лицам (организации, предприятия, индивидуальные предприниматели, физические лица и адвокаты); застрахованные лица – это лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (граждане РФ).

Фонд социального страхования РФ – создан в 1990г. Основными задачами является – обеспечение финансирования и социальной защиты населения.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – создан в 1991г. Его создание направлено на усиление заинтересованности и ответственности государства, предприятий, учреждений, организаций и населения в охране здоровья граждан с целью обеспечения конституционных прав граждан на медицинскую помощь.

3.Виды бюджетов, их доходы и расходы.

3.1 Виды доходов бюджетов.

В соответствии со ст.6 БКРФ под доходами бюджета понимаются –поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.

В соответствии со ст.8 НКРФ следует, что под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах (ст. 39 БКРФ).

К доходам бюджетов относятся:

  • Налоговые доходы

  • Неналоговые доходы

  • Безвозмездные поступления

В соответствии со ст.13 НКРФ к федеральным налогам и сборам относятся:

  • НДС;

  • Акцизы;

  • НДФЛ;

  • ЕСН;

  • Налог на прибыль организаций;

  • Налог на добычу полезных ископаемых;

  • Водный налог;

  • Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

  • Государственная пошлина.

В соответствии со ст.14 НКРФ к региональным налогам относят:

  • Налог на имущество организаций;

  • Налог на игорный бизнес;

  • Транспортный налог.

В соответствии со ст.15 НКРФ к местным налогам относят:

  • Земельный налог;

  • Налог на имущество физических лиц.

К неналоговым доходам относят:

  • Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (пример: доходы в виде арендной платы);

  • Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

  • Доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями.

К безвозмездным поступлениям относят:

  • Дотации из других бюджетов;

  • Субсидии из других бюджетов;

  • Субвенции из Федерального бюджета и бюджетов субъектов;

  • Безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.

Дотации – это межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и условий использования.

Субсидии – 1) Межбюджетные трансферты, предоставляемые одним бюджетом другому; 2) Бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы физическому или юридическому лицу на условия долевого финансирования целевых расходов.

Субвенции – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу, на безвозмездной и безвозвратной основе, на осуществление определенных целевых расходов.

Собственные доходы бюджетов – это доходы бюджетов, зачисляемые в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством, т.е. Федеральные налоги, налоги субъекта и местные. Однако, с целью соблюдения принципа «равенство бюджетных прав» и осуществления бюджетного федерализма, эти доходы одновременно могут являться закрепленными. Это означает, что в соответствии с БКРФ ряд Федеральных налогов и налогов субъектов, могут зачисляться в другие уровни бюджетов бюджетной системы, по нормативам установленным БКРФ на постоянной основе.

К собственным доходам бюджетов относят:

  • Налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах;

  • Неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством РФ, законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований;

  • Доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.

В соответствии со ст. 50 БКРФ в Федеральный бюджет зачисляются следующие налоговые доходы:

- Налог на прибыль по ставке, установленной для зачисления в Федеральный бюджет, - по нормативу 100 процентов;

- Налог на добавленную стоимость, - по нормативу 100 процентов;

- Акцизы на спиртосодержащую продукцию, - по нормативу 50 процентов;

- Акцизы на табачную продукцию, - по нормативу 100 процентов;

- Акцизы на бензин, дизельное топливо, моторные масла, - по нормативу 40 процентов;

- Налог на добычу полезных ископаемых, в виде углеводного сырья (газ горючий), - по нормативу 100 процентов;

- Сбор за пользование водными объектами, - по нормативу 70 процентов;

- Водный налог, - по нормативу 100 процентов;
- ЕСН, в части зачисления в Федеральный бюджет, - по нормативу 100 процентов;

- Государственная пошлина, за исключением пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов и местные бюджеты, - по нормативу 100 процентов.

К неналоговым доходам Федерального бюджета относят:

- Доходы от использования имущества, находящегося в Государственной собственности РФ, - по нормативу 100 процентов;

- Доходы от продажи имущества, находящегося в собственности РФ, - по нормативу 100 процентов;

Сборы на выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанной с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, - по нормативу 100 процентов;

- Прочие лицензионные сборы, - по нормативу 100 процентов;

- Таможенные пошлины и таможенные сборы, - по нормативу 100 процентов.

В доходах Федерального бюджета также учитываются: прибыль Центрального Банка Российской Федерации, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, доходы от внешнеэкономической деятельности.

В доходы бюджетов субъектов поступают:

А) Собственные доходы (налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес);

Б) Подлежат зачислению налоговые доходы от следующих Федеральных налогов (закрепленные):

- Налог на прибыль организаций, по ставке, установленной для зачисления этого налога в бюджеты субъектов, - по нормативу 100 процентов;

- Налог на доходы физических лиц, - по нормативу 70 процентов;

- Акцизы на спиртосодержащую продукцию, по нормативу 50 процентов;

- Акцизы на автомобильный бензин, по нормативу 60 процентов;

- Акцизы на пиво, по нормативу 100 процентов;

- Государственная пошлина, - по нормативу 100 процентов и т.д.

В) Подлежат зачислению следующие неналоговые доходы :

- Доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъекта, - по нормативу 100 процентов;

- Доходы от продажи имущества, находящегося в собственности субъекта, - по нормативу 100 процентов;

- Доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями субъекта Российской Федерации;

- Декларационный платеж, - по нормативу 100 процентов;

- Сбор за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;

Г) Межбюджетные трансферты, в виде: дотаций, субсидий, субвенций.

В местные бюджеты поступают следующие виды доходов:

I В бюджеты поселений:

- Земельный налог, - по нормативу 100 процентов;

- Налог на имущество физических лиц, - по нормативу 100 процентов;

- Налоговые доходы от Федеральных налогов и сборов (закрепленные):

    • Налог на доходы физических лиц, - по нормативу 10 процентов;

    • Единый сельскохозяйственный налог, - по нормативу 30 процентов;

    • Государственная пошлина за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления, - по нормативу 100 процентов (ст.61 БКРФ).

II В бюджеты муниципальных районов поступают следующие налоговые доходы:

- Земельный налог, взимаемый на межсельских территориях, - по нормативу 100 процентов;

- Налог на имущество физических лиц, - по нормативу 100 процентов;

Налоговые доходы от Федеральных налогов и сборов:

  • Налог на доходы физических лиц, - по нормативу 20 процентов;

  • Единый сельскохозяйственный налог, - по нормативу 30 процентов;

  • Государственная пошлина, - по нормативу 100 процентов и т.д.

III В бюджеты городских округов зачисляются следующие виды доходов:

- Земельный налог, - по нормативу 100 процентов;

- Налог на имущество физических лиц, - по нормативу 100 процентов;

- Налоговые доходы от Федеральных налогов и сборов:

  • НДФЛ, - по нормативу 30 процентов;

  • Единый сельскохозяйственный налог, - по нормативу 60 процентов;

  • Государственная пошлина, - но нормативу 100 процентов.

Во все вышеперечисленные местные бюджеты могут также зачисляться налоговые доходы от региональных налогов и сборов, по нормативам, установленным законодательством субъекта.

В местные бюджеты поступают неналоговые доходы:

- Доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, - по нормативу 100 процентов;

- Доходы от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности, - по нормативу 100 процентов;

- Доходы от платных услуг, оказываемых муниципальными бюджетными учреждениями.

3.2 Виды расходов бюджетов.

Расходы бюджета – это выплачиваемые из бюджета денежные средства. В соответствии со ст. 65 БКРФ, формирование расходов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству РФ, международным и иным договорам и соглашениям должна происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.

Расходование средств из бюджета производится в форме выделения из бюджета бюджетных ассигнований:

  • Оказание Государственных (муниципальных) услуг;

  • Социальное обеспечение населения;

  • Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам;

  • Предоставление субсидий юридическим и физическим лицам;

  • Предоставление межбюджетных трансфертов;

  • Обслуживание Государственного муниципального долга;

  • Исполнение судебных актов по искам РФ.

Государственные муниципальные услуги – это услуги, оказываемые физическим и юридическим лицам в соответствии с Государственным (муниципальным) заданием, органами государственной власти, бюджетными учреждениями, безвозмездно или по ценам, по тарифам в порядке, установленном органом власти.

В соответствии с бюджетным законодательством расходы бюджетов подразделяются в зависимости от функций органов власти, на следующие группы:

- Общегосударственные вопросы (расходы на содержание органов власти);

- Национальная оборона;

- Национальная безопасность и правоохранительная деятельность;

- Национальная экономика;

- Жилищно-Коммунальное хозяйство;

- Охрана окружающей среды;

- Образование;

- Культура;

- Кинематография, средства массовой информации;

- Здравоохранения, физическая культура и спорт;

- Социальная политика;

- Межбюджетные трансферты.

Исключительно из Федерального бюджета осуществляется расходование средств на следующие функции:

  • Национальная оборона;

  • Национальная безопасность и правоохранительная деятельность;

  • Кинематография.

Практическая работа.

Состав и структура доходов бюджетов субъектов, на примере областного бюджета Тверской области на 2009 год (в млн. руб.)

Наименование доходов

Прогноз поступл. Доходов на 2009г.

Удельный вес доходов. В процентах

  1. Налог на прибыль

4596,6

16,0344

  1. Налог на доходы физических лиц

5745,2

20,0411

  1. Акцизы на отдельные виды продукции

3743,6

13,05887

  1. Налог на совокупный доход

685,6

2,39

  1. Налог на имущество + транспортный налог

3550,3

12,38

  1. Налоги и сборы, регулярные платежи за пользование природными ресурсами

33,8

0,117

  1. Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства

83,7

0,29

  1. Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

136,5

0,4761

  1. Административные штрафы и сборы

1,1

0,000038

  1. Штрафы, санкции, возмещение ущерба

10,9

0,04

  1. Безвозмездные поступления

8713,8

30,39

  1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности

180,5

2,0

  1. Доходы от предпринимательской и приносящей иной доход деятельности

793,0

2,76

  1. Государственная пошлина

0,3

0,001

  1. Платежи за пользование природными ресурсами

392,1

0,001

ИТОГО:

28667,1

100

Из таблицы видно, что наибольший удельный вес доходов приходится на: безвозмездные поступления в составе 8713,8 млн. руб. и 30,39% всех доходов бюджетов субъектов, налоги на доходы физических лиц в составе 5745,2 млн. руб. и 20,0411% и налоги на прибыль в составе 4596,6 млн. руб. и 16,0344% всех доходов субъекта. Наименьший удельный вес приходится на государственную пошлину, в составе 0,3 млн. руб., т.е 0,001% всех доходов субъектов и на административные штрафы и сборы в размере 1,1 млн. руб., т.е. 0,000038% всех доходов субъектов.

Распределение бюджетных ассигнований областного бюджета Тверской области на 2009 год (в млн. руб.)

Наименование расходов

Сумма расходов

Удельный вес. В процентах

  1. Всего расходов:

31732,2

100

  1. В том числе:

- общегосударственные вопросы

- национальная безопасность, правоохранительная деятельность (МЧС, органы милиции)

3120,4

1313,5

9,9

4,1

  1. Национальная экономика, в том числе:

- сельское хозяйство

- дорожное хозяйство

4092,0

1132,9

2015,7

12,9

3,6

6,35

  1. ЖКХ

  2. Охрана окружающей среды

  3. Образование

699,6

301,8

1927,2

2,2

1

6

  1. Культура, кинематография и СМИ,

в том числе:

- культура

681,5

526,8

2,1

1,7

- здравоохранение, физическая культура и спорт

- социальная политика

- межбюджетные трансферты

2798,9

6719,8

10077,3

8,8

21,2

31,8

Из таблицы видно, что в Тверской области отсутствуют расходы на национальную оборону, т.к. эта функция Федеральных органов власти; наибольший удельный вес в расходах бюджета занимают следующие ассигнования: межбюджетные трансферты в сумме 10077,3 млн. руб. или 3108% от общего объема ассигнований; расходы на социальную политику в сумме 6719,8 млн. рубл. и 21,2 % от общей суммы расходов; расходы на национальную экономику в сумме 42092,0 млн. руб. или 12,9% от общей суммы расходов. В общей сумме расходов на национальную экономику, наибольший удельный вес составляют расходы на поддержку сельского и дорожного хозяйства. С областного бюджета незначительные средства выделяются на ООС, культуру и правоохранительную деятельность.

Изучение состава и структуры доходов бюджета г.Твери, по прогнозным данным на 2009 год (в млн. руб.)

Наименование доходов

Прогноз на 2009 г.

Удельный вес доходов. В процентах

  1. Налог на доходы физических лиц

2046,7

41,6

  1. Налог на имущество физических лиц

16,9

0,3

  1. Земельный налог

143,5

2,9

  1. Единый налог на вмененный доход

267,6

5,4

  1. Государственная пошлина

63,5

1,23

  1. Задолженность и перерасчеты по отменены налогам

2,5

0,05

  1. Доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности

788,1

16,0

  1. Платежи за пользование природными ресурсами

9,6

0,19

  1. Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

268,6

5,45

  1. Штрафы, санкции

80,0

1,6

  1. Прочие неналоговые доходы

45,4

0,9

  1. Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

403,5

8,19

  1. Безвозмездные поступления

788,0

15,97

ИТОГО:

4924,3

Из таблицы видно, что наиболее большой удельный вес доходов бюджета г. Твери за 2009 год приходится на налог на доходы физических лиц, в размере 41,6 % или 2046,7 млн. руб. и на доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, в размере 16,0% или 788,1 млн. руб. Наименьший удельный вес приходится на задолженность и перерасчеты по отмененным налогам в составе 0,05 % или 2,5 млн. руб. и на платежи за пользование природными ресурсами, в размере 0,19 % или 9,6 млн. руб.

Распределение бюджетных ассигнований г. Твери на 2009 год

(в млн. руб.)

Наименование расходов

Сумма расходов

Удельный вес в процент

  1. Всего:

  2. В том числе:

- общегосударственные вопросы

- правоохранительная деятельность

5111,5

818,0

16,5

100

16

0,3

- национальная экономика:

в том числе транспорт

184,4

110,0

3,6

2,15

- ЖКХ

в том числе:

- благоустройство (скамейки, уборка, урны)

- уличное освещение

- содержание автодорог

- озеленение

1241,6

580,8

78,4

403,2

50,4

24,3

11,4

1,5

7,8

1

- ООС

- образование

8,3

1879,2

0,2

36,8

- культура и СМИ

в том числе:

- культура

- здравоохранение

- социальная политика

172,9

127,2

705,7

84,8

3,4

2,5

13,8

1,6

Из анализа распределения бюджетных ассигнований г. Твери на 2009 год следует, что основными расходами бюджета г. Твери являются:

- расходы на образование, в размере 1879,2 млн. руб. или 36,8 %;

- расходы на ЖКХ, в размере 1241,6 млн. руб. или 24,3 %;;

- расходы на общегосударственные вопросы ( расходы на содержание органов власти), расходы на здравоохранение имеют 2 источника: расходы из бюджетов и территориального фонда Обязательного Медицинского страхования, в размере 818,0 млн. руб. или 16 %.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В данной работе описано Бюджетное устройство и Бюджетная система Российской Федерации. Приводятся понятия Федеральному бюджету, бюджету субъекта Российской Федерации, бюджету местного самоуправления и консолидированного бюджета РФ. Разобраны принципы, по которым строится и развивается бюджетная система РФ (13 принципов). Разбирается понятие «государственный Внебюджетный фонд» и понятия дефицита и профицита бюджета, а так же понятия доходов и расходов Федерального бюджета, бюджета субъектов и местного самоуправления, разделенных в свою очередь на налоговые и неналоговые доходы и расходы.

В практической части курсовой работы приведены расчеты по доходам и расходам бюджетов субъектов и областного бюджета Тверской области г. Твери по данным 2009 года. Каждая таблица проанализирована и подведены итоги зачислений или отчислений по составу денежных средств по удельным весам доходов или расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Список используемой литературы:

  1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации;

  2. Налоговый Кодекс Российской Федерации;

  3. Г.Б. Поляк «Бюджетная система России» Изд. ЮНИТИ 2000 г.;

  4. П.И. Вахрин, А.С. Нешитой «Бюджетная система Российской Федерации», изд. «Дашков и К», 2005 г.;

  5. Г.Б. Поляк «Финансы бюджетных организаций»;

  6. В.В. Дюбин «Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие для ВУЗов», 2003 г.;

  7. ссылка на сайт удаленаfin/028.php;

  8. ссылка на сайт удаленаbudsistema.php;

  9. ссылка на сайт удалена51/.

35