Инвестиции в РБ


Реферат >> Банковское дело

33

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….3

1 Инвестиции: экономическая сущность и виды……………………………...5

2 Роль инвестиций в неоклассической и кейнсианской моделях функционирования экономики…………………………………………………12

3 Состояние, тенденции и роль инвестиций в национальной экономике Республики Беларусь……………………………………………………………20

Заключение……………………………………………………………………….31

ВВЕДЕНИЕ

Современный мир быстро превращается в единое гигантское мировое сообщество с международными рынками. Без глубокого знания макроэкономики в современных условиях нельзя сознательно и компетентно, осмысленно и творчески воспринимать действительность, разбираться в самых запутанных перипетиях общественной жизни, уметь решать самые сложные задачи хозяйственной практики, знать объективные экономические зависимости, принципы управления производством, методы и рычаги хозяйствования.

Одним из наиболее важных факторов развития экономики являются инвестиции. Исследование проблем инвестирования всегда находилось в центре внимания экономической науки. Это обусловлено тем, что инвестиции затрагивают самые глубинные основы хозяйственной деятельности, определяя процесс экономического роста страны в целом.

Понятие инвестиция прочно вошло в нашу общественно-экономическую жизнь. Оно используется политиками, учеными, банкирами, руководителями, специалистами предприятий и организаций. Инвестиционную деятельность и ее состояние в Республике Беларусь освещают все средства массовой информации. Интерес к проблемам инвестиций неуклонно возрастает.

Развитие общества требует постоянного роста производительных сил в количественном и качественном смысле. Воспроизводственный процесс поддерживается стабильным притоком новых основных и оборотных средств, использованием достижений научно-технического прогресса, дающих неуклонное возрастание эффективности общественного производства. Благосостояние людей строится на создании и реализации социальных программ. Решение всего комплекса таких задач невозможно без привлечения инвестиций. Этим самым и подчеркивается актуальность данной темы в наше время.

Главными признаками инвестиций являются вложения собственного или заемного капитала в определенный проект и преследует не цели потребления, а предназначены для решения долгосрочных задач экономического и социального развития. Следовательно, активизация инвестиционной деятельности – ключ к развитию экономики и повышению благосостояния людей. Проблема инвестиций – это прежде всего поиск ресурсов. В недалеком прошлом основным источником инвестиций в нашей стране были средства из государственного бюджета. С переходом к рыночной экономике произошли коренные изменения в системе хозяйствования Республики Беларусь, появились новые источники инвестиций, в первую очередь финансовые средства частного капитала. В государственной политике особая роль отводится привлечению зарубежных инвестиций в приоритетные отрасли с одновременным предоставлением налоговых льгот и страховых гарантий, совершенствованием системы правового регулирования иностранного инвестирования, совершенствованием законодательства.

Для закрепления достигнутых положительных тенденций макроэкономической стабилизации и исправления допущенных ошибок современная инвестиционная политика государства предусматривает проведение комплексных мер по максимальной мобилизации национальных инвестиционных ресурсов, особенно сбережений и накоплений частных инвесторов, привлечение иностранного капитала в белорусскую экономику и повышение эффективности использования инвестиций.

Цель данной курсовой работы – раскрыть сущность инвестиций и их роль в обеспечении макроэкономического равновесия, а также отразить состояние и направления инвестиционной деятельности в РБ.

  1. ИНВЕСТИЦИИ: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ВИДЫ

Развитие рыночных отношений характеризуется все более широким использованием терминов «инвестиции», «инвестиционная деятельность», «инвестиционный прогресс», «инвестиционная привлекательность» и целым рядом других, связанных с инвестиционной сферой. Ключевые понятия в этой области экономической науки являются для отечественной теории и практики относительно новыми, у ряда авторов имеют неоднозначную трактовку и требуют предварительного уточнения основных понятий.

В своем развитии теория инвестиций прошла несколько этапов. Начальным можно считать работы австрийской экономической школы (Г.Бем-Бавери). В 20-30-х гг. прошлого столетия, в период зарождения теории финансов как науки, появились работы И.Фишера по теории процентной ставки. Теоретический подход к оценке капитальных активов был предложен в работах Ф.Вильямса.

Д.Кейнс в 1936г. выделил мотивы, побуждающие хранить сбережения в денежной (ликвидной) форме. К ним он отнес транзакционный мотив, определяемый потребностью покупать товары, услуги и т.д., спекулятивный мотив – стремление выгодно разместить сбережения, мотив предосторожности, связанный с риском потери капитала, вложенного в ценные бумаги. Определив эти факторы, Кейнс ввел в экономическую теорию проблемы формирования оптимального портфеля.

До 80-х гг. в отечественной экономической литературе термин «инвестиции» для анализа процессов воспроизводства практически не использовался, инвестиции большей частью отождествлялись с капитальными вложениями.

В зарубежной литературе используются как термин «инвестиции», так и термин «капитальные вложения». Так, Д. Норткотт разделяет инвестиционные решения и решения о капитальных вложениях. Капитальные вложения он рассматривает как статью в бюджете долгосрочных расходов, в котором определяются направление долгосрочных инвестиций и источники их финансирования. По его мнению, вопрос об источниках финансирования является неотъемлемой частью инвестиционных решений, а капитальные вложения тесно связаны с выбором инвестиционных проектов. Каждый из этих вопросов влияет друг на друга. Те инвестиции, которые рассматриваются как капитальные вложения, предполагают приобретение оборудования, а также другие затраты, связанные с повышением способности предприятия достигать стратегических и оперативных целей. Капитальные вложения (капитальное инвестирование) подразумевает принятие решений о долгосрочном, рисковом вложении средств в активы предприятия. Эти решения принимаются во внутренней социальной среде фирмы и влияют на все аспекты ее жизнедеятельности (включая сотрудников фирмы). Качество инвестиций может быть гарантировано только при правильной оценке эффективности капитальных вложений.

Значительный вклад в развитие теоретических основ капитальных вложений внес возглавляемый Т.С.Хачатуровым Научный совет АН СССР по проблеме «Экономическая эффективность основных фондов, капитальных вложений и новой техники». Т.С.Хачатуров дал следующее определение: «Под капитальными вложениями понимаются затраты на воспроизводство основных фондов, их увеличение и совершенствование».

Т.С.Хачатуров разделял капитальные вложения экстенсивного и интенсивного типа. Вложениями экстенсивного типа он называл вложения, имеющие целью увеличение объема производства на базе существующей техники и технологии. Под капитальными вложениями интенсивного типа он понимал те же вложения, которые предусматривают внедрение новой или улучшенной техники и технологии, использование внутренних резервов производства, уменьшение потерь.

В Типовой методике определения экономической эффективности капитальных вложений, вышедшей в 1994г., а также в других методических рекомендациях инвестиции рассматривались уже не только как вложения в основные фонды, но и как вложения в основные средства.

В соответствии с этим сложились затратный и ресурсный подходы к определению экономической сущности инвестиций. При затратном подходе инвестиции рассматривались как затраты на простое и расширенное воспроизводство основных фондов.

Основой ресурсного подхода стало выделение ресурсов как составляющего элемента инвестиций. Последние рассматривались как финансовые средства, необходимые для воспроизводства основных фондов. Недостатком обоих подходов являлось статичная характеристика объекта анализа, недостаточное исследование инвестиций как целостного процесса.

Достаточно близким к современной трактовке понятия «инвестиции» является следующее определение: «Вложения в основной капитал (основные средства производства), в запасы, а также в другие экономические объекты и процессы, требующие отвлечения материальных и денежных средств на продолжительное время, именуются инвестициями».

В Инвестиционном кодексе Республики Беларусь дано широкое определение рассматриваемой категории: «Под инвестициями понимаются любое имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на праве собственности или ином вещном праве, и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата».

Наиболее важными и существенными признаками инвестиций являются:

  • осуществление вложений лицами (инвесторами), которые имеют собственные цели, не всегда совпадающие с общеэкономической выгодой;

  • потенциальная способность инвестиций приносить доход;

  • определенный срок вложения средств (всегда индивидуальный);

  • целенаправленный характер вложения капитала в объекты и инструменты инвестирования;

  • использование разных инвестиционных ресурсов, характеризующихся спросом, предложением и ценой, в процессе осуществления инвестиций;

  • наличие риска вложения капитала.

Средства, предназначенные для инвестирования, в своей подавляющей массе выступают в форме денежных средств. Кроме того, инвестиции могут осуществляться в натурально-вещественной (машины, оборудование, технологии, паи, акции, лицензии, любое другое имущество и имущественные права, интеллектуальные ценности) и смешанной формах.

Экономическая природа инвестиций состоит в опосредовании отношений, возникающих между участниками инвестиционного процесса по поводу формирования и использования инвестиционных ресурсов в целях расширения и совершенствования производства. Поэтому инвестиции как экономическая категория выполняют ряд важных функций, без которых невозможно развитие экономики. Они предопределяют рост экономики, повышают ее производственный потенциал.

На макроуровне инвестиции являются основой для осуществления политики расширенного воспроизводства, ускорения научно-технического прогресса, улучшения качества и обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции, структурной перестройки экономики и сбалансированного развития всех ее отраслей, создания необходимой сырьевой базы промышленности, развития социальной сферы, решения проблем обороноспособности страны и ее безопасности, проблем безработицы, охраны окружающей среды и т.д.

Исключительно важную роль играют инвестиции на микроуровне. Они необходимы для обеспечения нормального функционирования предприятия, стабильного финансового состояния и максимизации прибыли хозяйствующего субъекта. Без инвестиций невозможны обеспечение конкурентоспособности выпускаемых товаров и оказываемых услуг, преодоление последствий морального и физического износа основных фондов, приобретение ценных бумаг и вложение средств в активы других предприятий, осуществление природоохранных мероприятий и т.д.

Инвестиции осуществляются в различных формах, требующих определенной систематизации.

В экономической теории и на практике инвестиции классифицируют по следующим основным признакам.

По объектам вложения капитала инвестиции делят на реальные и финансовые.

Под реальными инвестициями понимают вложение капитала в создание активов, связанных с осуществлением операционной деятельности и решением социально-экономических проблем хозяйствующего субъекта. Предприятие-инвестор, осуществляя реальные инвестиции, увеличивает свой производственный потенциал – основные производственные фонды и необходимые для их функционирования оборотные средства.

К реальным инвестициям относятся вложения:

  1. в основной капитал;

  2. в материально-производственные запасы;

  3. в нематериальные активы.

С реальными инвестициями в практике экономического анализа связаны понятия «валовые инвестиции» и «чистые инвестиции».

Валовые инвестиции представляют собой общий объем инвестируемых средств, направляемых в основной капитал и в материально-производственные запасы. Они включают инвестиции расширения и обновления. Источником инвестиций расширения является вновь созданная стоимость, фонд чистого накопления национального дохода. Предприниматели мобилизуют ее за счет собственной прибыли и на рынке ссудных капиталов. Источником инвестиций обновления служат средства из фонда возмещения потребленного основного капитала, т.е. амортизационные отчисления.

Чистые инвестиции представляют собой сумму валовых инвестиций, уменьшенную на сумму амортизационных отчислений в определенном периоде. Динамика показателя чистых инвестиций говорит о многом. Так, если сумма чистых инвестиций составляет отрицательную величину, т.е. объем валовых инвестиций меньше суммы амортизационных отчислений, это означает снижение производственного потенциала и свидетельствует о том, что государство «проедает» свой капитал. Если сумма чистых инвестиций равна нулю, это означает отсутствие экономического роста, производственный потенциал остается неизменным. Такая ситуация свидетельствует о застое, экономика топчется на месте. Если сумма чистых инвестиций составляет положительную величину, то экономика находится в стадии развития, обеспечивается расширенное воспроизводство основных фондов, а государство имеет развивающуюся экономику.

Финансовые инвестиции – это вложение капитала в различные финансовые инструменты, прежде всего в ценные бумаги, а также в активы других предприятий. При их осуществлении инвестор увеличивает свой финансовый капитал, поучая дивиденды и другие доходы. Финансовые инвестиции имеют либо спекулятивный характер, либо ориентированы на долгосрочные вложения. Спекулятивные финансовые инвестиции имеют целью получение инвестором дохода в конкретном периоде времени. Долгосрочные финансовые инвестиции в основном преследуют стратегические цели инвестора и связаны с участием в управлении предприятием, в которое вкладывается капитал.

К финансовым инвестициям относятся вложения:

  1. в акции, облигации, другие ценные бумаги, выпущенные как частными предприятиями, так и государством, местными органами власти;

  2. в иностранные валюты;

  3. банковские депозиты;

  4. объекты тезаврации

По приобретаемому инвестором праву собственности инвестиции подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые инвестиции – это форма вложения, которая дает инвестору непосредственное право собственности на ценные бумаги или имущество.

Косвенные инвестиции представляют собой вложения в портфель (набор) ценных бумаг или имущественных ценностей. В этом случае инвестор будет владеть не требованием к активам той или иной компании, а долей в портфеле.

По периоду вложения средств выделяют краткосрочные и долгосрочные инвестиции.

Краткосрочные инвестиции осуществляют на срок до одного года. Это краткосрочные вклады, депозитные сертификаты и т.д.

Долгосрочные инвестиции – это вложения капитала на срок более одного года. Они служат источником создания и воспроизводства основных фондов.

По формам собственности используемого инвестором капитала инвестиции подразделяют на частные, государственные, иностранные и совместные.

Частные инвестиции представляют собой вложения капитала физическими и юридическими лицами негосударственной формы собственности.

К государственным инвестициям относят вложения капитала, осуществляемые центральными и местными органами власти и управления за счет бюджетов, внебюджетных фондов и заемных средств, а также вложения, осуществляемые государственными предприятиями за счет собственных и заемных средств.

Иностранные инвестиции – вложения капитала нерезидентами (как юридическими, так и физическими лицами) в объекты и финансовые инструменты другого государства.

Совместные инвестиции осуществляются совместно субъектами страны и иностранных государств.

По региональному признаку выделяют внутренние (отечественные) и внешние (зарубежные) инвестиции. Внутренние инвестиции осуществляются в объекты инвестирования, находящиеся внутри страны; внешние инвестиции – в объекты инвестирования, находящиеся за ее пределами. Сюда же относится приобретение различных финансовых инструментов: акций зарубежных компаний или облигаций других государств.

По уровню инвестиционного риска выделяют следующие виды инвестиций.

Безрисковые. К ним относят такие вложения средств, по которым отсутствует реальный риск потери капитала и практически гарантировано получение ожидаемого дохода.

Низкорисковые характеризуют вложения капитала в объекты инвестирования, риск по которым значительно ниже среднерыночного.

Среднерисковые – это вложения капитала в объекты, уровень риска по которым соответствует среднерыночному.

Высокорисковые отличаются высокой степенью риска и прибыльностью, значительно превышающими среднерыночные. Сюда же относятся венчурные инвестиции, вкладываемые в новые сферы деятельности, связанные с большим риском (например, в акции вновь созданных инновационных компаний), по которым ожидается получение очень высокого дохода.

Принятая классификация позволяет более эффективно управлять инвестиционной деятельностью как на макроуровне, так и на уровне отдельного предприятия [1, с.12-17].

Процессы глобализации и региональной экономической интеграции способствовали резкому усилению мобильности капитала. Частью общего процесса международного движения капитала является процесс международного инвестирования в огромных масштабах.

Вывоз капитала может осуществляться в денежной и товарной форме. В современных условиях вывоз капитала в денежной форме получает преимущественное развитие по сравнению с вывозом товаров. Суть явления сводится к изъятию части капитала из национального оборота в одной стране и включению в оборот в различных формах в другой стране. Таким образом, можно говорить о том, что за рубеж переносится не акт реализации прибыли, а сам процесс ее создания.

Вывоз капитала в денежной форме может осуществляться в виде предпринимательского и ссудного капитала. Долгосрочные вложения предпринимательского капитала странами-инвесторами в промышленность, сельское хозяйство и иные отрасли других стран называют иностранными инвестициями.

Иностранные инвестиции по объектам вложения подразделяются на прямые, портфельные и прочие.

Согласно классификации ЮНКТАД (Комиссии ООН по торговле и развитию) к прямым иностранным инвестициям относятся те зарубежные вложения, которые предусматривают долговременные отношения между партнерами, предполагают постоянное вовлечение в них экономического агента из одной страны (иностранный инвестор или материнская фирма) с его контролем за хозяйственной организацией, расположенной в стране, не являющейся местом пребывания инвестора. Установление контроля достигается путем приобретения контрольного пакета акций зарубежного предприятия.

Прямое инвестирование осуществляется посредством трансграничного движения капитала: приобретение инвестором за рубежом местного предприятия, создание нового заграничного филиала, совместного или смешанного предприятия (смешанное частное предприятие характеризуется участием государственных органов). В настоящее время прямые инвестиции все больше направляются не на строительство новых, а на приобретение уже действующих предприятий в развитых странах, осуществляемое в форме слияний или поглощений. Это объясняется глобализацией мировых рынков, усилением международной конкуренции и необходимостью повышения прибылей в интересах акционеров.

Приобретение активов за рубежом может и не быть связано с трансграничным движением капитала в обычном понимании. Например, предприятия, работающие на экспорт, могут использовать заработанные в другой стране средства для инвестиций за рубежом. Может происходить торговля акционерным капиталом между фирмами разных стран.

Получают также распространение инвестиции без вложений в акционерный капитал, например, заключение соглашений о представлении лицензий, торговых марок и т.п.

Портфельные инвестиции – вложения капитала в акции заграничных предприятий (без приобретения пакета акций), облигации и другие ценные бумаги иностранных государств, международных валютно-кредитных учреждений, а также еврооблигации. Такие вложения осуществляются с целью получения повышенного дохода на капитал за счет налоговых льгот, изменения валютных курсов биржевых котировок и т.д. доля портфельных инвестиций невелика (обычно 3-4%). Тем не менее иностранные портфельные инвестиции важны почти для всех фирм, ведущих международные операции. К ним прибегают главным образом с целью решения финансовых задач.

Прочие инвестиции – торговые кредиты, а также кредиты международных финансовых организаций, правительства иностранных государств под гарантию правительства страны-реципиента, банковские вклады, финансовый лизинг и др. прочие инвестиции занимают основную долю – примерно 57% общего объема инвестиций.

Необходимым условием развития экономики страны является инвестиционная активность. Зная экономическое содержание понятия «инвестиции», их роль в экономической системе и закономерности формирования их типов в определенных пропорциях, можно методами государственного регулирования повысить инвестиционную активность и обеспечить преодоление кризисных явлений [2, с.38-41].

2 РОЛЬ ИНВЕСТИЦИЙ В НЕОКЛАССИЧЕСКОЙ И КЕЙНСИАНСКОЙ МОДЕЛЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

В теории существуют различные объяснения мотивации поведения инвесторов в национальной экономике: неоклассическая, кейнсианская, теория механизма акселератора (Дж. Кларк).

С точки зрения неоклассической концепции в качестве основной мотивации при решении предпринимателей инвестировать выступает стремление максимизировать прибыль. Задача максимизации прибыли решается через сопоставление предельного дохода с предельными издержками. Для того чтобы получить наибольшую прибыль, субъекты хозяйствования стремятся больше производить, что в свою очередь требует дополнительных капиталовложений, т.е. предприниматели вынуждены осуществлять инвестиции в производство дополнительных объемов товара. Данный процесс будет происходить до тех пор, пока стоимость предельного продукта капитала (инвестиций) не сравняется с ценой последней единицы привлекаемого капитала (предельными издержками на приобретение этой последней единицы).

Таким образом, предприниматели, принимая решения об инвестировании, мотивируют эти решения стремлением довести величину своего капитала до некоей желаемой оптимальной величины. При этом технология производства не изменяется, факторы производства взаимозаменяемы, экономическая конъюнктура известна. В качестве цены единицы привлекаемого капитала выступает сумма нормы амортизации А и текущего значения номинальной ставки процента I, поэтому главным ориентиром в принятии инвестиционных решений служит ставка процента.

Вся неоклассическая концепция строится на микроэкономических посылках, поэтому при анализе мотивации инвестиционных решений принимается во внимание факт снижающейся отдачи последующих единиц приобретаемого капитала. Следовательно, предприниматели вынуждены увеличивать свой капитал (то есть осуществлять дополнительные инвестиции) до тех пор, пока снижающаяся отдача, выраженная в деньгах, не совпадает с ценой единицы привлекаемого капитала, т.е. с суммой нормы амортизации и текущей ставки процента (А+i).

При этом предприниматели, как правило, принимают решения о поэтапном, в течение нескольких лет, увеличении размера своего капитала. С учетом сказанного функцию инвестиционного спроса можно представить следующим образом:

(2.1)

где К* – оптимальная величина капитала;

Кt – текущая (на момент времени t) величина капитала;

b – мера приближения текущей величины капитала к оптимальной (0 < b 1). [3, с. 150]

Прибыль достигается максимума, когда предельный продукт капитала (r) равен рентным издержкам, а последние представляют собой сумму текущих значений ставки процента (i) и нормы амортизации (d).

Алгебраический процесс определения оптимальной величины капитала сводится к максимизации производственной функции по приращению капитала: первую производную по К необходимо приравнять к значению рентных издержек и решить полученное уравнение относительно К.

К достоинствам данной концепции можно отнести:

• Формализацию зависимости инвестиционного спроса от объективных наблюдаемых параметров состояния экономической конъюнктуры и уровня технологии производства.

• Отражение долгосрочного характера инвестиционного процесса путем введения коэффициента b, который фактически выражает «горизонт планирования» инвестиций и придает инвестиционной функции динамические характеристики.

• Тесная привязка инвестиционного спроса к ставке процента как бы подчеркивает основополагающий постулат классической школы о высокой эластичности инвестиций по процентной ставке.

В то же время следует отметить неполное соответствие предлагаемых выводов о временном характере инвестиционного спроса фактической динамике инвестиций и объема применяемого капитала[4, с.165].

Неоклассический анализ принятия инвестиционных решений скорее описывает поведение инвесторов в краткосрочном периоде. Для долгосрочного периода существует объяснение через действие механизма акселератора, предложенная Дж. Кларком в 1917 г. Согласно модели акселератора существует зависимость между динамикой инвестиционных расходов и изменениями в выпуске ВВП. Модель акселератора предлагает, что доля капитала в ВВП является относительно постоянной величиной. Следовательно, если в долгосрочном периоде наблюдается рост ВВП, то происходит и рост совокупного спроса, что в свою очередь требует адекватного увеличения совокупного предложения. Это вызывает прирост инвестиций, необходимых для увеличения совокупного предложения, благ и услуг в экономике. Если известна эта доля капитала в ВВП, то можно рассчитать и прирост инвестиций в экономике. Таким образом, чем выше темпы роста в экономике, тем выше и инвестиционные расходы.

Чтобы определить прирост объема капитала, необходимо величину прироста национального дохода умножить на постоянную долю капитала в доходе, которую в данном случае называют приростной капиталоемкостью продукции, или акселератором.

Акселератор – показатель, отражающий, сколько единиц дополнительного капитала требуется для производства дополнительной единицы продукции. Объем инвестиционного спроса в модели акселератора определяется:

(2.2)

где IN – инвестиционный спрос

Y – изменение дохода [3, с. 160]

Из данной модели вытекает очевидное следствие: чем выше темпы экономического роста, тем выше инвестиционные расходы. Следует заметить, что несмотря на некоторый примитивизм, модель акселератора более-менее адекватно объясняет динамику инвестиционных расходов при положительных и достаточно высоких темпах экономического роста. Однако при нулевых и отрицательных темпах роста фактическая динамика инвестиций не столь сильно привязана к изменению валового выпуска.

Кроме того, модель имеет слишком много допущений для того, чтобы ее использовать при оценке ожидаемого инвестиционного спроса. Во-первых, оценить ожидаемый прирост производства далеко не всегда возможно. Во-вторых, предполагается, что объем накоплений в экономике всегда достаточен для обеспечения любого прироста инвестиций. Наконец, приростная капиталоемкость в действительности может меняться под воздействием технического прогресса и ценовых факторов[3, с.180].

В основе кейнсианской концепции инвестиций лежит мотив прибыли, основанный на психологии предпринимателей. Именно психологическая составляющая отличает кейнсианский подход мотивов поведения инвесторов от неоклассического. Решение инвестировать основывается на оценке предпринимателями увеличения ожидаемой прибыли в результате осуществления каких-либо определенных инвестиционных проектов. Такая оценка зависит от ряда факторов:

а) достаточно высокая степень неопределенности при принятии решения об инвестировании;

б) существование разных рисков при осуществления инвестиций;

в) собственные «внутренние» ощущения предпринимателей, которые Кейнс называет «животным чутьем», т.е. степень оптимизма самого предпринимателя при принятии инвестиционного решения;

г) необходимость сопоставлять ценности в разные периоды времени.

В кейнсианской концепции автономных инвестиций важное значение имеет психологическая оценка предпринимателем (инвестором) выгодности текущих капиталовложений в будущих периодах.

В модели «совокупные доходы – совокупные расходы» автономные инвестиции являются экзогенной переменной. Под автономными инвестициями понимаются затраты на образование нового капитала, которые не зависят в текущем периоде от изменений совокупного дохода (или ВВП). Главным их источником являются совокупные сбережения. Соответственно макроэкономическая модель будет находиться в равновесии, если:

(2.3)

В данном случае инвестиции показывают спрос на инвестиционном рынке, а сбережения можно рассматривать как предложение. Соответственно совокупное предложение будет равно:

(2.4)

Графически это может быть изображено, как показано на рисунке 1. При росте автономных инвестиций на величину I объем совокупного спроса также увеличивается, но на такую же величину денежных средств должна увеличиваться величина совокупных расходов Е, иначе в экономике не наступит равновесие. Линия совокупных расходов сдвинется вверх и обеспечит пересечение с биссектрисой D = E в точке Y1; E1. Таким образом, равновесный объем производства возрастет.

Рисунок 1 – Макроэкономическое равновесие с учетом роста автономных инвестиций. [4, с. 82]

Необходимо различать фактические и запланированные инвестиции. Это имеет особое значение при анализе моделей «совокупные расходы – совокупные доходы». Фактические инвестиции состоят как из плановых, так и внеплановых инвестиций (непредусмотренных изменений капиталовложений в товарные запасы). Внеплановые инвестиции выполняют роль балансира, уравнивающего фактические суммы, которые идут на сбережения и инвестиции в любой период времени.

Изменение инвестиционного спроса порождает мультипликативное (многократное) изменение объема выпуска. Мультипликатор – это отношение изменения равновесного объема производства Y, вызванного изменением инвестиционного спроса I, к величине последнего:

(2.5)

где m1>1, так как величина мультипликатора связана с предельной склонностью к потреблению MPC следующей зависимостью:

(2.6)

Действия мультипликатора автономных инвестиций показано на рисунке 2.

Рисунок 2 – Действие мультипликатора инвестиций

Увеличение инвестиций на I сдвигает вверх кривую совокупных расходов. В результате для удовлетворения возросшего спроса необходимо в гораздо большей степени увеличить совокупное предложение – для объемов Y1. При этом Y>>I.

При росте инвестиций происходит увеличение валового национального продукта, причем в большей степени, чем первоначальные дополнительные инвестиции. Этот нарастающий эффект получил название мультипликационного. Эффект мультипликатора связан с тем, что во-первых, в экономике происходит постоянный кругооборот доходов и расходов. То, что расходуют одни экономические субъекты на приобретение оборудования, жилья и т.д., другие получают в качестве доходов. Во-вторых, изменение размеров дохода вызывает адекватное изменение потребления и сбережений. Мультипликатор обратно пропорционален склонности к потреблению.

Чем больше дополнительные расходы населения на потребление, тем больше будет величина мультипликатора, а, следовательно, и приращение ВВП при данном объеме приращения инвестиций. Чем больше дополнительные сбережения населения, тем меньше величина мультипликатора, а, следовательно, и приращение ВВП при данном объеме инвестиций.

Макроэкономическое равновесие в модели Кейнса можно показать через сопоставление совокупных сбережений и инвестиций. В состоянии равновесия выпуск продукции и уровень доходов в экономике равны сумме потребления и инвестиций. Соответственно объем выпуска за вычетом суммы потребленной продукции равен величине инвестиционных расходов, т.е. сумма запланированных инвестиций и незапланированных изменений товарных запасов:

(2.7)

Кроме того, та часть доходов, которую домашние хозяйства не тратят на потребление, сберегается. Сумма, которую люди планируют оставить неистраченной, равна их доходам за вычетом планируемых потребительских расходов. Следовательно, совокупные сбережения равны разнице между доходами и величиной потребления:

(2.8)

Можно предварительно утверждать, что инвестиции всегда равны сбережениям:

(2.9)

При этом инвестиции не всегда находятся на запланированном уровне. В состоянии равновесия инвестиции равны фактически осуществленным инвестициям, которые в свою очередь равны сбережениям. Следовательно, можно представить условие макроэкономического равновесия. Графически данное равенство выглядит следующим образом:

Рисунок 3 – Модель макроэкономического равновесия при сопоставлении инвестиций и сбережений [5, с. 200]

Только при равновесном уровне выпуска сбережения равны плановым инвестициям, поскольку лишь в состоянии равновесия величина незапланированных изменений товарных запасов равна нулю. Механизм достижения равновесия можно представить следующим образом:

1. Разница между сбережениями и запланированными инвестициями создает разницу между планами производства и расходования средств в экономике в целом.

2. Эта разница между общими планами производства и расходов приводит к непредусмотренному инвестированию или недоинвестированию товарных запасов.

3. В результате непредусмотренных инвестиций в товарные запасы фирмы начинают пересматривать свои производственные планы, сокращать производство и тем самым уменьшать ВВП. И наоборот, в результате сокращения капиталовложений в товарные запасы фирмы начинают пересматривать свои производственные планы в сторону расширения производства и тем самым увеличивать ВВП. И те и другие изменения ВВП ведут к установлению равновесия, потому что они уравнивают плановые инвестиции и сбережения.

4. Только в том случае, если запланированные инвестиции и сбережения равны, достигается равновесия ВВП. Не будет ни непредусмотренных инвестиций, ни сокращения капитальных вложений в товарные запасы, приводящих к падению или подъему ВВП.

Рассмотрев неоклассическую и кейнсианскую концепции можно сделать выводы:

• Действие мультипликатора инвестиций вызывает сложный результирующий эффект в экономике при осуществлении первоначальных стартовых расходов бизнеса или государства.

• В равновесной экономике фактические инвестиции всегда равны совокупным сбережениям.

• Не всегда фактические инвестиции совпадают с плановыми, что служит одной из причин сохранения макроэкономического равновесия при неполной занятости ресурсов. В этом выигрышна модель кейнсианцев.

• В кейнсианской концепции решающим фактором при определении объема инвестиций является пессимизм или оптимизм инвестора, т.е. субъективно-психологическая и неопределяемая математически величина, а в неоклассических моделях – предельная эффективность капитала, т.е. понятие объективное и возможное для экономических расчетов[3, с.525-526].

3 СОСТОЯНИЕ, ТЕНДЕНЦИИ И РОЛЬ ИНВЕСТИЦИЙ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

В рыночной экономике для финансирования государственного долга в рамках финансовой политики наряду с внешними заимствованиями предусматривается эмиссия государственных ценных бумаг как инструмент привлечения капиталов отечественных и зарубежных предпринимателей и населения. Наряду с государственными инвестициями в ключевые отрасли экономики в рамках финансовой политики намечаются меры по привлечению капиталов отечественных и иностранных частных инвесторов, а также кредитов международных валютно-кредитных и финансовых организаций.

Финансовая политика Республики Беларусь регламентирована такими документами, как Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2010 годы, Прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь на 2003 год, Закон Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2003 год», Концепция развития банковской системы Республики Беларусь на 2001-2010 годы и др.

Финансовая политика направлена главным образом на достижение роста благосостояния народа, приближение его к уровню экономически развитых стран на основе сбалансированного и устойчивого экономического роста, обеспечение занятости населения, доведение его социальной защищенности до уровня передовых стран. Для реализации поставленной стратегической цели необходима концентрация ограниченных ресурсов на важнейших направлениях, для чего планируется осуществить следующие мероприятия:

  • активизация инновационной и инвестиционной деятельности;

  • наращивание экспорта товаров и услуг;

  • развитие транспортных и коммуникационных услуг;

  • развитие агропромышленного комплекса;

  • развитие жилищного строительства с максимальным использованием внебюджетных источников;

  • реформирование системы здравоохранения. [5, с. 30]

Данные Министерства Статистики РБ позволяют изучить динамику основных социально-экономических показателей за период с 2005 по 2008 год.

Таблица 3.1

2005

2006

2007

2008

Численность населения (на конец года), тыс. человек

9751

9714

9690

9671

Естественный прирост, убыль (-) населения, тыс. человек

-51,4

-41,7

-29,4

-26,5

на 1000 населения, человек

-5,2

-4,3

-3,0

-2,8

Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. человек

4350

4402

4477

4521

Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защиты (на конец года), тыс. человек

67,9

52,0

44,1

37,3

в процентах к экономически активному населению

1,5

1,2

1,0

0,8

Денежные доходы населения, млрд. руб.

38622

48685

58670

76346

Средний размер назначенной пенсии (на конец года), тыс. руб.

211,0

277,6

328,2

389,4

Валовой внутренний продукт, млрд. руб.

65067

79267

97165

128829

Продукция промышленности, млрд. руб.

62545

77267

95515

127510

Продукция сельского хозяйства, млрд. руб.

12826

15544

18102

26852

Инвестиции в основной капитал, млрд. руб.

15095,8

20374

26053,3

35883,6

Ввод в действие общей площади жилых домов, тыс. м2

3785,5

4087,6

4665,1

5140,6

Розничный товарооборот, млрд. руб.

25230

31062

38168

50915

Платные услуги населению, млрд. руб.

6776

8307

9988

12608

Численность населения в анализируемом периоде снизилась на 26,5 тыс. чел. и составила 9,67 млн. чел. Среднегодовая численность занятых в экономике в то же время выросла на 0,17 млн. чел. и составила 4,5 млн. чел.

Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите в процентах к экономически активному населению снизилась с 1,5% в 2005 г. до 0,8% в 2008 г.

Положительная динамика характерна и для доходов населения, так например денежные доходы выросли а анализируемом периоде в 1,97 раза и составили в 2008 году 76,3 трлн. руб. (в 2005 – 38,6 трлн. руб.).

Средний размер пенсии увеличился на 178 тыс. рублей и составила 389,4 тыс. руб. в 2008 году.

Производство ВВП увеличилось по сравнению с 2005 г. в 1,98 раза и достигло в 2008 году 128,8 трлн. руб. Валовой продукт на душу населения увеличился с 6,6 млн. руб. в 2005 г. до 13,3 млн. руб. в 2008 году.

Произошли изменения и в отраслевой структуре ВВП. Наиболее значительное увеличение ВВП произошло в промышленности и строительстве (таблица 3.1).

В 2008 году инвестиций в основной капитал использовано в объеме 35,9 трлн. рублей, что составляет 137,5% к уровню 2007 года. По сравнению с 2005 годом объем инвестиций вырос в 2,3 раза или на 20,8 трлн. рублей (таблица 3.2).

Рисунок 4 – Отраслевая структура валового внутреннего продукта (в процентах к итогу)

Таблица 3.2

2005

2006

2007

2008

Инвестиции в основной капитал (в фактически действовавших ценах), млрд. руб.

15095,8

20374,1

26053,3

35883,6

в том числе по объектам:

производственного назначения

9986,5

13767,4

17131,5

23060,8

непроизводственного назначения

5109,3

6606,7

8921,8

12822,8

Индексы инвестиций в основной капитал (в сопоставимых ценах), в процентах к предыдущему году

120,0

132,2

116,2

122,9

в том числе по объектам:

производственного назначения

118,4

136,0

113,6

123,2

непроизводственного назначения

121,6

125,7

122,3

122,5

За период 2008 года строительно-монтажные работы выполнены на 15,5 трлн. рублей, что в сопоставимых ценах на 22,2% больше, чем в 2007 году.

По объектам производственного назначения использовано 23,1 трлн. рублей инвестиций, или 123,1% к уровню 2007 года.

Удельный вес инвестиций производственного назначения в общем объеме инвестиций составил 64,3% (в 2007 году – 65,8%).

В структуре производственных отраслей преобладали инвестиции, направленные на развитие промышленности (27,7% от общего объема инвестиций), сельского хозяйства (14,6%), транспорта и связи (11,3%).

На 1 января 2009 г. в незавершенном строительстве (без учета индивидуальных застройщиков и субъектов малого предпринимательства) находилось 14,5 тыс. объектов производственного и непроизводственного назначения (на 1 января 2008 г. – 14,7 тыс. объектов). Из числа незавершенных производственные объекты составляли 42,7%. Временно приостановлено и законсервировано строительство 3,1 тыс. объектов. На долю объектов, строительство которых осуществлялось с превышением нормативных сроков продолжительности строительства (без учета временно приостановленных и законсервированных), приходится 37,3% (на 1 января 2008 г. – 36,7%).

При этом активно развивается как льготное кредитование жилищного строительства, так и кредитование граждан на цели улучшения жилищных условий на общих основаниях. Выдача льготных кредитов на жилищное строительство за 2007 год, по данным банковской статистики, составила около 2 трлн. рублей. При этом за год банки выдали льготных кредитов на жилье гражданам на сумму 1,1 трлн. рублей, а сельскохозяйственным организациям – более 0,8 трлн. рублей. Задолженность граждан по кредитам на приобретение и строительство жилья, предоставляемым на общих основаниях, за год увеличилась почти в полтора раза и составила 1,3 трлн. рублей.

В агрогородках, предусмотренных к вводу в 2008 году, использовано 674,2 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, из них на строительство жилых домов – 225,9 млрд. рублей, что составило 33,5% от общего объема использованных инвестиций в агрогородках.

В 2008 году в эксплуатацию введено 5,1 млн. квадратных метров жилья, что на 10,3% больше, чем в 2007 году, из которых 2,2 млн. квадратных метров – за счет банковских кредитов.

На строительство жилья в 2008 году было направлено 6,4 трлн. бел. рублей – это 17,9% общего объема инвестиций в основной капитал. По сравнению с 2007 годом этот показатель увеличился на 120,9% (таблица 3.3).

Таблица 3.3

2005

2006

2007

2008

Ввод в действие общей площади жилых домов, тыс. м 2

3785,5

4087,6

4665,1

5140,6

в том числе:

в городах и поселках городского типа

2549,1

2708,3

3173,6

3683,8

в сельских населенных пунктах

1236,4

1379,3

1491,5

1456,8

Число построенных квартир, тыс.

43,3

45,6

53,1

60,6

Рисунок 5 – Ввод в действие жилых домов на 1000 человек населения (квадратных метров общей площади)

Принятая в 2007 году Государственная программа инновационного развития экономики направлена на достижение главного приоритета страны – перевода национальной экономики в режим интенсивного развития – и создает новые перспективы для развития инвестиционного кредитования. Программа предусматривает создание 100 новых предприятий, около 400 новых производств на действующих предприятиях, модернизацию более 600 действующих производств. На ее финансирование в 2007–2010 гг. банкам предстоит выдать кредиты в объеме 4,2 трлн. рублей.

Одна из важнейших программ, реализуемых с кредитной поддержкой банковского сектора, – Государственная программа возрождения и развития села. Вклад банковского сектора в ее реализацию выражен в объемах кредитов, предоставленных агропромышленному комплексу.

Так, на мероприятия, связанные с проведением весенних полевых и уборочных работ, в течение 2007 года выдано кредитов на сумму 1,4 трлн. рублей, что в 1,5 раза больше по сравнению с 2006 годом. [6, с. 27]

В рамках оказания государственной поддержки организациям, осуществляющим строительство, реконструкцию и техническое переоснащение объектов агропромышленного комплекса, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 17.07.2006 №448 в течение 2007 года банки выдали кредиты в сумме 94,6 млрд. рублей для строительства, реконструкции и технического переоснащения животноводческих комплексов, молочнотоварных ферм, птицефабрик и других объектов АПК. Общий объем кредитования банками мероприятий в соответствии с этой программой составил 313,6 млрд. рублей. Кроме того, на аналогичные цели в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 09.07.2007 №313 с августа по декабрь 2007 года банками выдано кредитов на сумму 218,1 млрд. рублей.

Увеличился вклад банков в реализацию программы жилищного строительства. Всего в течение 2007 года в стране введено в эксплуатацию 4,7 млн. квадратных метров жилья, что на 14,2% больше, чем в 2006 году. По данным Министерства статистики, из этого количества источником финансирования 1,9 млн. квадратных метров, или 40%, стали кредиты банков. Объем введенного в эксплуатацию жилья, построенного за счет банковских кредитов, увеличился по сравнению с 2006 годом на 17%, что отражает рост роли банков в решении этой важнейшей социальной задачи.

В 2007 году принята Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007–2010 годы, в реализацию которой также включился банковский сектор. Она охватывает 187 населенных пунктов и предусматривает реализацию около 1000 инвестиционных проектов, создание более 100 тыс. новых рабочих мест, увеличение номинальной начисленной заработной платы в малых и средних городах более чем в 1,9 раза. Важная роль в повышении уровня жизни населения отводится созданию благоприятных условий для развития предпринимательской инициативы, расширению на этой основе сектора малого и среднего бизнеса.

Наряду с кредитованием предусмотренных этой программой инвестиционных проектов банковская система видит свою роль в ее реализации в кредитной поддержке малого бизнеса, расширении сети банковских учреждений в регионах. Поэтому в 2007 году особое внимание было уделено повышению доступности кредитов предприятиям малого и среднего бизнеса, развитию форм кредитования, доступных и удобных для предпринимателей, одной из которых является микрокредитование. Только в рамках программы Европейского банка реконструкции и развития в 2007 году выдано 4,4 тыс. микрокредитов на общую сумму 51,1 млн. долларов США.

Растущий спрос на микрокредиты способствовал принятию решения о создании Белорусского банка малого бизнеса, который начал работу в 2008 году. Его акционерами, наряду с Европейским банком реконструкции и развития, стали еще семь зарубежных финансовых институтов. Наряду с микрокредитованием банк будет заниматься финансированием проектов по энергосбережению, охране окружающей среды, созданию благоприятных условий для развития агрогородков, агроэкотуризма. В перспективе банк намерен открыть филиалы во всех областях, обеспечив доступность микрокредитов для жителей регионов.

Неоднозначными тенденциями в 2007 году характеризовалось развитие внешней торговли. С одной стороны, динамика реального эффективного курса способствовала ценовой конкурентоспособности белорусского экспорта. Активно проводя инновационную политику и эффективно используя благоприятную конъюнктуру на традиционных рынках отечественного экспорта, белорусские предприятия-экспортеры увеличили объем экспорта на 24,6%. По итогам 2007 года, по предварительным данным платежного баланса, экспорт товаров и услуг достиг 27,7 млрд. долларов США.

В то же время комплекс факторов, включающий удорожание импортируемых энергоносителей, рост инвестиционного спроса субъектов хозяйствования и увеличение потребительского спроса со стороны населения, обусловил более высокие темпы роста импорта, который увеличился на 28% и достиг 30,4 млрд. долларов США. Таким образом, отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами составило 2,7 млрд. долларов США.

В этих условиях важное значение приобрело финансирование текущего счета платежного баланса путем привлечения иностранного капитала в экономику Республики Беларусь с использованием всех каналов, в первую очередь государственных кредитов, прямых инвестиций и привлечения заемных средств банками. О том, что эта задача была решена, свидетельствует увеличение золотовалютных резервов страны в 2,9 раза – до 5 млрд. долларов США (рисунок 6).

Рисунок 6 – Золотовалютные резервы Республики Беларусь. [6, с. 31]

При этом объем привлечения банками средств нерезидентов по сравнению с 2006 годом увеличился более чем на 1 млрд. долларов США и составил 2,6 млрд. долларов, в том числе долгосрочных ресурсов – 495,7 млн. долларов США. Активизировалось привлечение средств в таких распространенных в международной практике формах, как синдицированные кредиты, кредитные ноты. Это позволяет получить средства, не связанные с каким-либо конкретным проектом, удешевить стоимость и увеличить объемы заимствований, удлинить их сроки. В 2009 году крупнейшие банки страны планируют провести выпуск еврооблигаций.

Росту объемов привлечения зарубежного капитала способствует и тот факт, что в 2007 году у иностранных инвесторов появился ориентир для оценки возможностей инвестирования в экономику Республики Беларусь – суверенный кредитный рейтинг. Присвоенное двумя авторитетными международными агентствами значение рейтинга позволяет рассчитывать на дальнейший приток зарубежных финансовых ресурсов в экономику страны.

Особое внимание в 2007 году было уделено привлечению прямых иностранных инвестиций в банковский сектор Республики Беларусь, которое в настоящее время следует рассматривать как обоснованное и позитивное явление. Иностранное участие в капитале банков расширяет их ресурсный потенциал, способствует увеличению притока ресурсов из-за рубежа, улучшению конкурентной среды, стимулирует конкуренцию на внутреннем рынке банковских услуг и содействует дальнейшему повышению их качества и доступности.

Привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций является одним из направлений взаимовыгодного экономического сотрудничества Республики Беларусь с зарубежными странами. Иностранные инвестиции оказывают существенное воздействие на ход экономических преобразований в республике. В связи с этим важно объективно оценивать возможные негативные и позитивные последствия их привлечения, выработать инвестиционную политику, отвечающую интересам Республики Беларусь, ее народа, обеспечивающую преодоление кризисных явлений и достижение перспективных целей.

За 2008 год в реальный сектор экономики (кроме банков) иностранные инвесторы вложили 6,5 млрд. долларов США инвестиций, или на 20,4% больше, чем за 2007 год.

Наибольшие суммы иностранных инвестиций поступили в такие отрасли экономики, как промышленность (42,9% от всех поступивших инвестиций), общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка (29,8%), торговля и общественное питание (8,5%).

Данные о поступлении иностранных инвестиций по основным отраслям экономики приведены в таблице 3.4:

Таблица 3.4

Поступило за 2008 год

Справочно поступило за 2007 год

Всего тыс.$ США

В том числе

прямые

Портфельные

прочие

Республика Беларусь в том числе:

6525857,3

2279822,9

1695,3

4244339,1

5421864,6

промышленность

2802177,0

430483,3

1483,3

2370210,4

2371213,7

Транспорт

408222,4

408222,4

1,5

312076,8

379985,9

Связь

270003,5

183656,6

-

86346,9

368226,7

Строительство

103865,1

37561,8

117,4

66185,9

52289,8

торговля и общественное питание

556479,5

178366,0

64,5

378049,0

320588,6

общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка

1941496,3

1234063,9

-

707432,4

1631660,8

Основными инвесторами организаций республики были субъекты хозяйствования России (33,2% от всех поступивших инвестиций), Швейцарии (18,8%), Соединенного Королевства (10,9%), Кипра (8,5%) [7, с.19-25].

За 2008 год наибольшие суммы иностранные инвесторы вложили в субъекты хозяйствования г. Минска (42,7% от всех поступивших инвестиций), Минской (21%), Гомельской (15,2%) и Витебской (14,5%) областей.

Структура иностранных инвестиций по областям Республики Беларусь за 2008 год приведена в диаграмме (рисунок 7):

Рисунок 7 – Структура иностранных инвестиций по областям РБ[8, с.13].

На долю прямых иностранных инвестиций приходилось 34,9% от всех полученных иностранных инвестиций. По сравнению с 2007 годом, поступление прямых иностранных инвестиций увеличилось в 1,7 раза. Вместе с тем основными формами привлечения прямых инвестиций были кредиты и займы, полученные от прямых инвесторов (67% от общего объема прямых инвестиций).

Организациями республики за 2008 год получено прочих иностранных инвестиций на сумму 4,2 млрд. долларов США, или на 3,4% больше, чем за 2007 год. На их долю приходилось 65% от всех полученных иностранных инвестиций. Основной формой привлечения прочих иностранных инвестиций являются кредиты и займы.

Одной из форм внешнего финансирования являются портфельные инвестиции. Однако за 2008 год в реальный сектор экономики поступило 1,7 млн. долларов США портфельных инвестиций, или на 24,1% меньше, чем за 2007 год. На их долю приходилось лишь 0,03% от общего объема поступивших иностранных инвестиций в республику[9, с.25].

Однако, рассматривая вопрос о привлечении иностранного капитала, необходимо учитывать не только свои интересы, но и интересы иностранного партнера. Условия в стране, влияющие на приток капитала, складываются из широкого комплекса факторов, объединяемых под общим понятием "инвестиционный климат". Масштабность и эффективность использования привлеченных предпринимательских капиталовложений из-за рубежа напрямую связаны с созданием в стране благоприятного инвестиционного климата, который основывается, прежде всего, на перспективе экономического развития региона, а также на гарантиях защиты и сохранности капитала, которые, в свою очередь, зависят от проработанности законодательной базы и эффективности исполнительной власти. Вкладывая свои капиталы, иностранный инвестор хочет иметь гарантию того, что условия инвестирования не изменятся в дальнейшем и что любые изменения не ухудшат коммерческих результатов его деятельности как инвестора, на достижение которых он рассчитывал, принимая решение о своих капиталовложениях в данный проект, по данному соглашению.

К факторам, негативно влияющим на приток иностранных инвестиций в республику, относятся:

  • недостаток современной инфраструктуры (в первую очередь банковской);

  • нестабильность финансово- кредитной системы;

  • ограниченная конвертируемость белорусского рубля;

  • отсутствие единого валютного курса;

  • снижение покупательной способности населения;

  • отсутствие законодательного закрепленного порядка передачи земли в собственность иностранным инвесторам;

  • административное вмешательство в деятельность хозяйствующих субъектов;

  • субъективный подход со стороны руководителей и специалистов органов государственного управления при решении вопросов о распределении фондируемых ресурсов для хозяйствующих субъектов негосударственной формы собственности и т. д.

Важнейшим фактором активизации привлечения иностранных инвестиций является дальнейшее совершенствование мотивационных механизмов, способствующих росту деловой активности. Графиком совместных докладов Главе государства Премьер-министра Республики Беларусь и Председателя Правления Национального банка по вопросам социально-экономического развития предусмотрены разработка и принятие ряда нормативных актов, которые позволят коренным образом улучшить инвестиционный климат в стране. В ближайшие сроки предстоит создать в Республике Беларусь условия для ведения бизнеса на уровне развитых стран мира, прежде всего за счет:

• существенного сокращения числа процедур и затрат времени на юридическое оформление открытия компании, лицензирование, регистрацию собственности, оформление международной торговли и закрытие компании;

• поэтапного снижения уровня налоговой нагрузки и упрощения системы налогообложения;

• законодательной и судебной защиты интересов инвесторов и процедур приведения контрактов в исполнение;

• обеспечения равноправия всех хозяйствующих субъектов в части доступности, стоимости, объемов и требований к обеспечению банковских кредитов.

В числе других направлений совершенствования инвестиционного климата:

• создание наиболее благоприятных условий для иностранных инвесторов в малых населенных пунктах, в том числе в части снижения налогообложения, административного регулирования, обеспечения гарантии защиты от неблагоприятного изменения законодательства в течение 5 лет, права осуществлять страхование своих имущественных интересов иностранными страховщиками;

• улучшение условий создания и функционирования для резидентов свободных экономических зон;

• стимулирование развития инновационных производств, в том числе с участием иностранных инвесторов, включая комплекс организационных, налоговых и других мер, направленных на ускорение инновационной деятельности [10, с.76-77].

В рамках реализации этих мер в конце 2007-го – начале 2008 г. принят ряд Декретов и Указов Президента Республики Беларусь.

В частности, Декретом Президента Республики Беларусь от 26 ноября 2007 года №7 упрощен порядок лицензирования деятельности юридических лиц. Декрет Президента Республики Беларусь от 20 декабря 2007 г. №9 ввел ряд льгот для организаций и индивидуальных предпринимателей, работающих в сельских населенных пунктах. Декрет Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. №1 «О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)» предусматривает льготы для вновь создаваемых предприятий, в том числе с иностранными инвестициями, производящих товары (работы, услуги) в населенных пунктах с численностью населения до 50 тыс. человек.

Один из последних документов, направленных на активизацию инновационной деятельности, стимулирования производства высокотехнологичных товаров (работ, услуг) в Республике Беларусь – Указ Президента Республики Беларусь от 12 марта 2009 года №123 «О некоторых мерах по стимулированию инновационной деятельности в Республике Беларусь»[11, с. 39-40].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Важнейшим направлением государственной экономической политики нашей страны является создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения и эффективного использования иностранных инвестиций.

Беларусь предлагает потенциальным инвесторам такие свои основные преимущества, как выгодное географическое расположение в центре Европы, благоприятные природно-климатические условия, политическую и социальную стабильность, макроэкономическую стабилизацию, квалифицированные и относительно дешевые трудовые ресурсы, высокий научно–технический и промышленный потенциал, емкий внутренний рынок, законодательное и организационное обеспечение инвестиционного процесса.

Республика находится на пересечении железнодорожных и автомобильных магистралей, систем нефте-, газо- и продуктопроводов, систем связи между Западной Европой и регионами России, азиатскими странами. В силу этого Беларусь может стать своего рода плацдармом для зарубежных инвесторов в плане освоения новых перспективных рынков стран СНГ.

Экономическая ситуация в стране характеризуется стабильным уровнем инфляции, предсказуемостью обменных курсов, наличием налоговых и таможенных льгот для иностранных инвесторов, ростом экспортного потенциала, развитой банковской системой, растущим рынком финансовых и страховых услуг.

В Беларуси имеются производства по выпуску конкурентоспособной продукции на внутреннем и внешнем рынках. Республика специализируется на производстве продукции машиностроения, химической и нефтехимической, легкой, пищевой промышленности, а также животноводства, льноводства, картофелеводства. Беларусь экспортирует более 90% произведенных автомобилей и тракторов, около 90% – телевизоров, холодильников и морозильников, а так же калийных удобрений, более 80% металлорежущих станков.

Беларусь входит в единое таможенное пространство с Россией. Для потенциального инвестора это означает, что, вкладывая свои капиталы в экономику Беларуси, он получает широкий доступ не только к белорусской территории, но и огромной емкости российского рынка. Расширению инвестиционных возможностей Беларуси способствуют так же положительная динамика переговорного процесса по присоединению страны к Всемирной торговой организации, улучшение отношений с международными финансовыми организациями (Международным валютным фондом, Международной финансовой корпорацией и Международным банком реконструкции и развития в рамках Всемирного банка, Европейским банком реконструкции и развития).

В Беларуси создано 6 свободных экономических зон с либеральными условиями хозяйствования в виде льготного налогового и таможенного режимов. Ставки налогов на прибыль и на добавленную стоимость для резидентов СЭЗ в два раза ниже, чем по республике. Прибыль, полученная резидентами СЭЗ за счет реализации продукции собственного производства, освобождается от налогообложения сроком на 5 лет с момента ее объявления.

Республика Беларусь – единственная страна среди государств СНГ, принявшая Инвестиционный кодекс – основополагающий документ, регулирующий не только национальные, но и иностранные инвестиции на территории страны. Инвестиционный кодекс защищает права собственности иностранных инвесторов, обеспечивает им не менее благоприятные, чем для национальных предпринимателей условия деятельности, а так же устанавливает для них специальные стимулирующие преимущества в налоговой, таможенной, валютной сферах.

Беларусь имеет положительный опыт деятельности иностранных компаний в реализации крупных и средних инвестиционных проектов.

В настоящее время акценты в инвестиционной политике Республики Беларусь постепенно смещаются от преференциального режима к созданию универсальных общеэкономических условий, определяющих единые «правила игры» для национальных и иностранных инвесторов, в области лицензирования, внешнеэкономической деятельности и в отношении действия стабилизационных норм.

О том, что в стране в целом сформированы благоприятные условия для деятельности иностранных инвесторов, подтверждает действующий и развивающийся сектор экономики, основанный на частных инвестициях. В настоящее время Правительством с целью улучшения инвестиционного климата предпринят ряд мер по организационно-информационному обеспечению инвестиционной деятельности иностранных инвесторов в республике. С целью увеличения объемов привлечения иностранных инвестиций и содействия реализации конкретных инвестиционных проектов создано РУП «Национальное инвестиционное агентство». Сформирована и постоянно обновляется база данных инвестиционных проектов белорусских предприятий, заинтересованных в привлечении иностранных инвестиций.

Проводится работа по привлечению средств иностранных кредитных линий под гарантии Правительства Республики Беларусь, а также организационные мероприятия по получению Республикой Беларусь суверенного кредитного рейтинга.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Семиренко, Е.П. Организация и финансирование инвестиций / Е.П.Семиренко – Мн.: 2004. – с. 12-17

  2. Инвестиции: учебник [Текст] : – Москва: 2009. – с. 38-41

  3. Никифоров, А.А. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика: учеб. пособие для вузов / А.А. Никифоров, О.Н. Антипина, Н.А. Миклашевская; под ред. А.В. Сидоровича. – М.: Дело и Сервис, 2008. – 534 с.

  4. Макроэкономика: учеб. пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения учреждений, обеспечивающих получение высшего образования по экономическим специальностям / Т.С. Алексеенко; под ред. Л.П. Зеньковой. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007. – 380 с.

  5. Рудый, К. Финансовая политика государства: теоретические аспекты, приоритеты реализации // Финансы, учет, аудит. – 2003. – №5. – С. 28–30

  6. Алымов, Ю. Денежно-кредитная политика и развитие банковского сектора: итоги и перспективы // Вестник Ассоциации белорусских банков. – 2008. – №9. – C. 25–33

  7. Веремейко, Ю. Иностранные инвесторы лишились большинства льгот / Юрий Веремейко // БНПИ. Юридический мир. – 2006. – №9. – С. 19–25

  8. Ковалев, М. Инвестиционная активность в регионах Республики Беларусь и пути ее повышения // Вестник Ассоциации белорусских банков. – 2009. – 16 января (№2). – С. 8–27

  9. Гусаков, Б. Инвестиции потекут, если открыть шлюзы // Финансы, учет, аудит. – 2003. – №7. – С. 27–30

  10. Аркин, В.И. Инвестиционные ожидания, стимулирование инвестиций и налоговой реформы / В.И. Аркин // Экономика и математические методы. – 2007. – Т. 43, №2. – С. 76–100

  11. Давыдова, Н. Инвестиционно-финансовое обеспечение инновационного развития экономики Республики Беларусь / Наталья Давыдова // Банкаўскі веснік. – 2008. – №34 (снежань). – С. 36–41

  12. Электронный ресурс. Национальный статистический комитет РБ.: ссылка на сайт удаленаhomep/ru/indicators/pressrel/foreign_invest.php.