Управление кредитным риском в коммерческом банке


Курсовая работа >> Банковское дело

Московский Банковский Институт

Курсовая работа по предмету «Банковский менеджмент»

Тема: «Управление кредитным риском в коммерческом банке».

Выполнила студентка Антюхова Т.С.

Группа 6 ФКЗ-4

Москва

2004 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….…..3

Глава 1. КРЕДИТНЫЙ РИСК И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ С ДРУГИМИ РИСКАМИ.

    1. Понятие кредитного риска………………………………………………….5

    2. Риски, связанные с кредитным риском…………………………………….8

Глава 2. УПРАВЛЕНИЕ КРЕДИТНЫМ РИСКОМ.

2.1. Характеристика банковского менеджмента………………………………..12

2.2. Управление кредитным риском……………………………………………..16

Глава 3. СПОСОБЫ СНИЖЕНИЯ КРЕДИТНОГО РИСКА.

3.1. Риск некредитоспособности заемщика……………………………………..23

3.2. Обеспечение возвратности кредитов…………………………………...…..30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………………37

ВВЕДЕНИЕ.

Тема данной курсовой работы: “Управление кредитным риском в коммерческом банке” - чрезвычайно актуальна. Всякая деятельность, какой бы она ни была, и сама жизнь содержат в себе известную долю риска и случайности самого различного характера. Любая экономическая деятельность подвержена неопределённости, свя­занной с изменениями обстановки на рынках, т.е. в значительной мере с поведением других хозяйствующих субъектов, их ожиданиями и их реше­ниями.

Актуальность темы подтверждается тем, что принятие рисков - основа банковского дела. Банки имеют успех только тогда, когда принимаемые риски разумны, контролируемы и находятся в пределах их финансовых возможностей и компетенции. Активы, в основном кредиты, должны быть достаточно ликвидны для того, чтобы покрыть любой отток средств, расходы и убытки при этом обеспечить приемлемый для акционеров размер прибыли. Достижение этих целей лежит в основе политики банка по принятию рисков и управлению ими

Риск представляет элемент неопределённости, который может отра­зиться на деятельности того или иного хозяйствующего субъекта или на проведении какой-либо экономической операции. Вот и банк не может рабо­тать без риска, как и не может быть полностью преодолен ни один из видов риска. А поскольку целью деятельности банка является получение макси­мальной прибыли, он должен уделять огромное внимание осуществлению своих операций при минимально возможных рисках. Во избежание банкрот­ства её ликвидация, для достижения и сохранения устойчивого положения на рынке банковских услуг банкам необходимо искать и применять эффек­тивные методы и инструменты управления этими рисками. Конкретные рис­ки, с которыми чаще всего сталкиваются банки будут определять результа­ты их деятельности. Следовательно, пока существуют банки и банковские операции, всегда будут актуальными и значимыми управление рисками бан­ков и проблемы, связанные с ним.

Цель данной работы проанализировать теорию кредитного риска, определить риски сопутствующие кредитным сделкам, проанализировать методы управления и оценки риска. Выделить наиболее эффективные методы управления рисками, методы управления рисками, позволяющие их максимально уменьшить, а также возможность их применения в банковской системе современной России. Выявить проблемы управления рисками, связанные с профессиональной банковской и российской общегосударственной спецификой, выявить методы совершенствования банковских методик, а также определить перспективы банковского менеджмента в управлении рисками.

ГЛАВА 1. КРЕДИТНЫЙ РИСК И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗИЬ С ДРУГИМИ РИСКАМИ.

1.1. КРЕДИТНЫЙ РИСК.

Кредитный риск - риск, связанный с неплатежами по обязательствам, является важнейшим из рисков банка и базовым, инициирующим многие иные( ликвидности) риски. Этот вид риска проявляется в форме полного не возврата кредита, частичного не возврата (часто это дело касается начисленных процентов и комиссионных платежей) или отсрочки погашения кредита.

Кредитный риск может быть определен как неуверенность кредитора в том , что заемщик будет в состоянии и будет намереваться выполнить свои обязательства по возврату и оплате займа средств в соответствии со сроками и условиями кредитного соглашения. Кредитный риск может сформироваться при неуверенности или сложности, невозможности, неспособности заемщика создать какой-либо из денежных потоков, служащих источником погашения долга или при недостатках деловой репутации заемщика, а также криминальных настроениях его владельцев и управляющих.

К причинам, формирующим кредитный риск, можно отнести также давление на банк или заемщиков со стороны криминальных структур, а возможно и органов власти.

Могут быть и внутренние причины: низкая квалификация персонала, социальная напряженность в коллективе и, как следствие, некачественное выполнение сотрудниками своих обязательств, подкуп работников банка.

Применяя те или иные методы и инструменты, кредитный риск управляется на всех определяющих стадиях жизненного цикла кредитного продукта: разработка основных положений банковской политики, начальные стадии (знакомство) работы с потенциальным клиентом, координация целей банка и интересов клиента, оценка кредитоспособности заемщика, структурирование качественных характеристик кредита, кредитный мониторинг, работа с проблемными кредитами, применение санкций и т.д. Анализ рынка и стратегия проведения кредитных операций предполагают формулировку и реализацию целей, условий и принципов выдачи кредитов различным типам заемщиков, сферам предпринимательской деятельности. На этом же этапе определяются полномочия по выдаче ссуд, предельный размер кредита одному заемщику, требования к погашению и обеспечению соответствующего качества кредитного портфеля и т.д. Оценка кредитных рисков начинается уже на начальной стадии жизненного цикла кредитного продукта - знакомства с потенциальным заемщиком (оценка кредитного предложения), когда решаются исходные вопросы:

насколько хорошо известна или может быть определена моральная и этическая репутация заемщика, также как и его предпринимательская репутация, его возможности и способности в сферах производства, маркетинга и финансового управления;

насколько хорошо подготовлено и обосновано кредитное предложение, насколько оно реалистично с экономической, деловой, социальной, экологической точки зрения;

насколько цель займа и его базовые характеристики приемлемы для банка с точки зрения диверсификации риска кредитного портфеля или, наоборот, его концентрации по заемщикам, отраслям, территориям, социальным слоям и т.д.

Положительная предварительная оценка открывает следующий, важнейший этап жизненного цикла кредитного продукта, который с позиций управления кредитным риском носит название кредитоспособности клиента, а также проекта кредита. Зарубежная, а теперь и отечественная экономическая наука располагает значительным числом разнообразных схем и сценариев оценки кредитоспособности, в большей или меньшей степени формализуемых, с большим или меньшим числом критериев оценки.

Например, американская система применяет правило пяти "Си", где кредитоспособность оценивается по критериям:

- характер, репутация;

- финансовые возможности;

- капитал, имущество, личное состояние;

- условия, состояния окружающей среды;

- обеспечение, возможность создания и качество альтернативных денежных потоков.

Положительное заключение о кредитоспособности позволяет перейти к следующему этапу - структурированию ссуды, где среди прочих, определяется позиция банка по параметрам обеспечения суды, условия погашения и т.д.

Далее наступает очередь кредитного договора, где основные пункты защиты от кредитного риска документируются и приобретают правовую основу.

  • В ходе реализации кредитного банковского продукта осуществляется архивный и оперативный кредитный мониторинг - контроль за выполнением, соблюдением условий договора. Архивный включает контроль за ходом погашения ссуды через сбор и группировку документов (кредитное досье ), содержащих в том числе и материалы о динамике кредитоспособности клиента, состоянии окружающей среды, обеспечении ссуды и т.д. Целью оперативного кредитного мониторинга является обнаружение, возможно более раннее, и идентификация проблемных кредитов.

1.2. РИСКИ, СВЯЗАННЫЕ С КРЕДИТНЫМ РИСКОМ.

ВАЛЮТНЫЙ РИСК.

Риск обмена валюты - это риск несения убытков вследствие обмена ценности, выраженной в иностранной валюте, на условиях ценности национальной валюты банка. Опасность потери возникает из-за процесса переоценки позиции в иностранной валюте в национальную валюту в стоимостном выражении.1Когда банки имеют открытую позицию в иностранной валюте ( при которой активы в валюте не равны обязательствам в этой же валюте),процесс переоценки обычно создает либо прибыль, либо потери. Прибыль или потери- это разница между обобщенными изменениями выражения в национальной валюте ценностей активов, обязательств и капитала, выраженных в иностранной валюте.

Несет ли банк потери или получает прибыль - зависит от направления изменения курса обмена и от того, находится ли банк в нетто-длинной или в нетто-короткой позиции по иностранной валюте. Когда банк имеет нетто-длинную позицию по валюте, переоценка вызовет прибыль, если ценность возрастает, и потери, если ценность валюты падает. И наоборот, нетто-короткая позиция вызовет потери, если ценность иностранной валюты увеличивается, и убытки - если ценность иностранной валюты уменьшается.

Процентный риск и ликвидность. Позиции по иностранной валюте почти всегда вызывают риск процентной ставки. Даже там, где банк придерживается политики не держать открытых позиций по иностранной валюте, он часто может подвергнуться риску процентной ставки в валюте. Поскольку риск процентной ставки возникает из-за несовпадения сроков изменения процентной ставки по активам и обязательствам, риска процентной ставки можно избежать только когда все активы и обязательства в иностранной валюте точно противопоставлены и уравновешивают друг друга и по объему и по дате изменения процентной ставки. Обычно это имеет место только тогда, когда банк проводит ограниченные сделки в иностранной валюте и обязан, в соответствии со своей собственной политикой хеджировать каждую новую сделку очень точно, часто через корреспондентский банк.

Точно также позиции по иностранной валюте способствуют возникновению дисбаланса в движении денежных средств по счетам, требуя управления ликвидностью в иностранной валюте. Управление ликвидностью может быть значительно осложнено, когда национальная валюта не является свободно конвертируемой, что потенциально препятствует в ходе управления возможности использовать сделки-спот и форвардные сделки в иностранной валюте для целей ликвидности. В таких случаях необходимо минимизировать дисбаланс движения средств по счетам.

ПРОЦЕНТНЫЙ РИСК.

Процентный риск - это риск для прибыли возникающий из-за неблагоприятных колебаний процентной ставки, которые приводят к повышению затрат на выплату процентов или снижению дохода от вложений и поступлений от предоставленных кредитов.

Фирма, идущая на поглощение другой фирмы, через некоторое время окажется в зоне процентного риска, если это приобретение финансируется за счет заемных средств, а не путем выпуска акций.

Банки и другие финансовые учреждения, которые обладают значительными средствами, приносящими процентный доход, обычно в большей мере подвержены процентному риску. Если фирма взяла значительные кредиты, то неэффективное управление процентными рисками может привести фирму на грань банкротства.

Изменения процентных ставок влекут за собой несколько разновидностей риска.

1. Риск увеличения расходов по уплате процентов или снижения дохода от инвестиций до уровня ниже ожидаемого из-за колебаний общего уровня процентных ставок.

2. Риск, связанный с таким изменением процентных ставок после принятия решения о взятии кредита, которое не обеспечивает наиболее низких расходов по уплате процентов.

3. Риск принятия такого решения о предоставлении кредита или осуществлении вложений, которое в результате не приведет к получению наибольшего дохода из-за изменений процентных ставок, произошедших после принятия решения.

4. Риск того, что сумма расходов по уплате процентов по кредиту, взятому под фиксированный процент, окажется более высокой, чем в случае кредита под плавающий процент, или наоборот.

Чем больше подвижность ставки (регулярность ее изменений, их характер и размеры), тем больше процентный риск.

РИСК ЛИКВИДНОСТИ.

Ликвидность - это способность удовлетворить предполагаемую и внезапно создающуюся ситуацию потребности в наличных средствах в компании. Потребность в наличных средствах возникает вследствие изъятия вкладов, наступления срока погашения (срока зрелости) обязательств, предоставления средств по займам, как по новым, так и продолжение выдачи средств по старым займам. Потребность в наличности удовлетворяется за счет увеличения объема депозитов и заемных средств, погашения долговых обязательств перед данной компанией, инвестирования в ценные бумаги с фиксированным сроком погашения и продажи активов.

Недостаточная ликвидность может вызвать неожиданный дефицит платежных средств, который должен быть покрыт путем необычных повышенных затрат, вызывая тем самым уменьшение прибыльности учреждения. В худшем случае, неадекватная ликвидность может привести к неплатежеспособности данного учреждения, с точки зрения краткосрочных обязательств. С другой стороны, чрезмерная ликвидность может вести к низкому уровню доходов на активы и тем самым неблагоприятно повлиять на показатели доходности учреждения.

Поддержание адекватной ликвидности часто зависит от того, как рынок воспринимает финансовую силу банка. Если его состояние кажется ухудшающимся, обычно вследствие значительных убытков, понесенных в связи с кредитами, возникает потребность в чрезвычайной ликвидности. Вкладчики снимают свои вклады или не возобновляют их, когда истекает срок депозитов, банк начинает приобретать депозиты по более высокой цене, выпускает долговые денежные обязательства, создающие серьезные проблемы для общей прибыльности. Способность банка любой ценой найти источники финансирования на рынках денег в конечном итоге падает, поскольку потенциальные инвесторы сокращают или закрывают свои кредитные линии, которыми пользовался банк. При этом банки, способности которых мобилизовать средства становятся и более ограниченными и более дорогостоящими, часто испытывают на себе эффект массовой выплаты средств вследствие необходимости покрыть свои обязательства по непогашенным долгам. Заемщики реагируют на потенциальный крах банках использованием средств по открытым для них кредитным линиям, стараясь обеспечить себе наличие средств, когда в них возникнет нужда. Это явление частично объясняется и тем, что они хотят получить побольше от банка, как бы страхуя имеющиеся там свои депозиты, которые не могут быть быстро изъяты из банка. Таким образом, осознание рынком ухудшения состояния банка может иметь реальные последствия для его ликвидности.

ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ КРЕДИТНЫМ РИСКОМ.

2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА БАНКОВСКОГО МЕНЕЖДМЕНТА.

Банковский менеджмент рассматривает проблемы организации и управления банком и персоналом, обеспечивает эффективную работу банка наиболее рациональными путями. Прежде всего менеджмент связан с субъектом управления – банком. Банковский менеджмент имеет свои особенности. Они во многом определяются тем, что банк, используя заемные ресурсы других хозяйствующих субъектов, должен ими распорядиться так, чтобы они приносили доход как самому банку, так и его клиентам. Направления банковского менеджмента определяются с учетом основных задач, стоящих пред банком и определяемых его стратегией. Для этого важно правильно спланировать работу учреждения банка во всех областях – кредитной, депозитной, инвестиционной. Необходима четкая постановка аналитической работы, позволяющая выявить спрос и предложение на банковские услуги, оценить значение кредита в развитии экономики. Банковский менеджмент – система управленческих воздействий, производимых соответствующими организационными структурами, обеспечивающих непрерывность и своевременность движения кредитных ресурсов с целью достижения как микро-, так и макроэкономических приоритетов. К микроэкономическим целям могут относиться устойчивость банковского учреждения, сохранность и доходность ресурсов банка и его клиентов. Макроэкономические лежат в сфере стабилизации национальной денежной единицы, максимальной активизации использования материальных и денежных ресурсов в экономике. В соответствии с формируемыми целями в банковском менеджменте определяется ряд сфер:

  • банковская политика;

  • финансовые сферы – управление пассивами, управления активами, управление активами против пассивов ( ликвидностью), управление прибылью;

  • риск-менеджмент;

  • правовые сферы – управление налогами, управление юридическими обязательсвами;

  • организационные сферы – организационные структуры, надзор и регулирование.

Качественный, эффективный и адекватный банковский менеджмент способен не только противостоять негативным макро- и микроэкономическим факторам, которые скорее всего приведут к банкротству, краху банк с некачественным менеджментом, не только их нейтрализовать, но и часто даже использовать в своих целях. Поэтому наличие в банке такого менеджмента является основным условием и гарантией его устойчивости и эффективной работы. В связи с чем возникает вопрос оценки менеджмента, наличия соответствующей системы показателей. Показатели, по которым оценивается банковский менеджмент разделяется на ряд групп:

  • количественные и качественны;

  • объективные и субъективные;

  • формализуемые и не формализуемые.

Количественные показатели оценки банковского менеджмента могут применяться только соотносительно размерам банка, его политике и специализации. К ним относятся:

  • размер капитала банка;

  • количество учредителей;

  • объемы активных и пассивных операций;

  • количество клиентов;

  • количество сфер экономики и отраслей работы;

  • география работы;

  • наличие и разветвленность филиальной сети;

  • корреспондентские отношения;

  • количество банковских продуктов в портфеле.

В числе качественных показателей банковского менеджмента выделяют ряд групп:

  1. Качественные показатели (состояния и работы) оценивают менеджмент банка с позиций профессиональных требований кредитного предпринимательства:

  • достаточность капитала, качество активов, прибыльность, ликвидность (в рамках безопасности и устойчивости);

  • скорость совершения операций, обработки документов;

  • комплексность предоставляемых банковских продуктов;

  • степень удовлетворения запросов клиентов по видам, характеристикам, объемам и качеству предлагаемых банковских продуктов;

  • адекватность принимаемых рисков и степень их управляемости.

  1. Качественные показатели менеджмента (персонала) характеризуют его соответствие нормативным требованиям экономики к предпринимательским структурам:

  • состав и компетентность администрации (квалификация, опыт работы, наличие и качество надзора);

  • характер, адекватность и соблюдение внутренней политики (соответствие базовым положениям и направлениям банковской политики, кадровая политика, внутренний контроль и аудит);

  • выполнение регулятивных норм и соблюдение законов, инструкций и иных подзаконных актов по банковской деятельности;

  • способность администрации и персонала планировать и реагировать на изменение окружающей среды и обстановки (воздействие спадов, инфляции, умение признавать и исправлять ошибки).

  1. Качественные показатели (социальные) их применение связано с особым социальным, общественным статусом кредитного предпринимательства:

  • отношение персонала к труду;

  • соотношение квалификации, ответственности и вознаграждений;

  • степень и адекватность решения социальных проблем.

В противоположность качественному менеджменту некачественный менеджмент банков - мисменеджмент – играет роль главного элемента банковских кризисов и инициатора убытков банка и клиентов. Мисменеджмент приводит к углублению кризисов через умножение убытков, неправильное размещение ресурсов, повышенный риск операций и усиление инфляции за счет сверхвысоких процентных ставок. Мисменеджмент формирует 4 категории поэтапно характеризующие углубление кризиса банка:

  • технический мисменеджмент;

  • косметический мисменеджмент;

  • авантюрный мисменеджмент;

  • мошенничество.

Однако несмотря на определенную последовательность часто встречаются сочетания категорий.

На практике мисменеджмент и его стадии достаточно сложно структурируются, взаимопереплетены и часто завуалированы, и это при его достаточно серьезной опасности и для клиентов банка и для банковской системы. Это делает особо важным проблему и также работу по обнаружению, идентификации, финансированию и дальнейшему использованию характерных черт, а точнее индикаторов падения культуры менеджмента банка, процесса ухудшения его положения.

2.2. УПРАВЛЕНИЕ КРЕДИТНЫМ РИСКОМ.

Основной задачей регулирования рисков является поддержание приемлемых соотношений прибыльности с показателями безопасности и ликвидности в процессе управления активами и пассивами банка, то есть минимизация банковских потерь.

Кредитные операции - самая доходная статья банковского бизнеса. За счет этого источника формируется основная часть чистой прибыли, отчисляемой в резервные фонды и идущей на выплату дивидендов акционерам банка.

Банки предоставляют кредиты различным юридическим и физическим лицам из собственных и заемных ресурсов. Средства банка формируются за счет клиентских денег на расчетных, текущих, срочных и иных счетах; межбанковского кредита; средств, мобилизованных банком во временное пользование путем выпуска ценных долговых бумаг и т. д.

Управление кредитными рисками является основным в банковском деле. Ключевыми элементами эффективного управления кредитами являются хорошо развитые кредитная политика и процедуры, хорошее управление портфелем, эффективный контроль за кредитами.

Кредитная политика создает основу всего процесса управления кредитами. Она определяет объективные стандарты, которыми должны руководствоваться банковские работники, отвечающие за предоставление и оформление займов, и управление ими. Когда кредитная политика сформулирована правильно, четко проводится сверху и хорошо понимается на всех уровнях банка, она позволяет руководству банка поддерживать правильные стандарты в области кредитов, избегать излишнего риска и верно оценивать возможности развития дела.

Разработка кредитной политики представляется особенно важной, когда банку предстоит адаптироваться к сложным и постоянно меняющимся условиям экономики и когда перед ним стоит задача, ранее никогда не возникавшая или возникавшая, но не получавшая должного внимания.

Кредитный риск - непогашение заемщиком основного долга и процентов по кредиту, риск процентных ставок и т. д. Избежать кредитный риск позволяет тщательный отбор заемщиков, анализ условий выдачи кредита, постоянный контроль за финансовым состоянием заемщика, его способностью (и готовностью) погасить кредит. Выполнение всех этих условий гарантирует успешное проведение важнейшей банковской операции - предоставление кредитов.

Управление кредитным риском - это и процесс и сложная система. Процесс начинается с определения рынков кредитования, которые часто называются « целевыми рынками». Он продолжается в форме последовательности стадий погашения долгового обязательства.

Кредитная политика.

Кредитная политика создает основу всего процесса управления кредитами. Разработанная и письменно зафиксированная кредитная политика является краеугольным камнем разумного управления кредитами. Политика определяет объективные стандарты и параметры, которыми должны руководствоваться банковские работники, отвечающие за предоставление займов и управление ими. Политика определяет основу действий Совета Директоров, законодателей и лиц, принимающих стратегические решения, а также предоставляет возможность внешним и внутренним аудиторам оценить степень и качество управления кредитами в банке. Когда кредитная политика сформулирована правильно, четко проводится сверху и хорошо понимается на всех уровнях банка, она позволяет руководству банка поддерживать правильные стандарты в области кредитов, избегать излишнего риска и верно оценивать возможности развития дела.

Кредитная политика как бы создает единый кредитный язык банка в целом и этот язык очень важен для поддержания преемственности по мере роста банка, диверсификации его деятельности и делегирования кредитных полномочий и обязанностей в банке. Кредитный язык, разработанный в результате появления четкой политики, представляет основу развития общей кредитной культуры банка.

Обзор управления кредитным риском

Управление кредитным риском- это и процесс и сложная система. Процесс начинается с определения рынков кредитования, которые часто называются « целевыми рынками». Он продолжается в форме последовательности стадий погашения долгового обязательства.

Начало процесса предоставления кредита

Как описывалось выше, кредитная политика банка определяет кредитную деятельность банка, его «целевые рынки» и клиентуру, а также приемлемые и неприемлемые риски. Сотрудники кредитного отдела должны сыграть двойную роль-роль продавца и эксперта в процессе предоставления кредита. После идентификации потенциального заемщика, сотрудник кредитного отдела начинает процесс принятия решения посредством получения информации у этого заемщика с тем, чтобы решить, совместима ли его просьба о предоставлении кредита с текущей политикой банка. Далее сотрудник должен определить, для чего заемщику нужны дополнительные средства. Настоящая причина может не всегда совпадать с названной заемщиком. Узнав настоящую причину, сотрудник банка сможет определить соответствующую структуру кредита по срокам, составить график его погашения и найти подходящий для этого вид кредита( например, инвестиционный кредит, кредитование оборотного капитала и ипотечный).

Анализ источников погашения кредита

После того, как сотрудник банка понял сущность заявки клиента, установил, разумна ли она и соответствует ли реалиям деятельности банка, он должен провести анализ источников погашения кредита. Этот анализ, выявляющий первичные и вторичные источники погашения, поможет сотруднику определить, следует ли принять или отклонить заявку клиента на получение кредита. Для того, чтобы определить вероятность погашения кредита, сотрудник банка должен исследовать слабые и сильные стороны клиента, оценить заявку клиента с точки зрения его финансовой отчетности, движения наличности, деловой стратегии клиента, рынка его деятельности, квалификации руководства, информации о нем и опыта работы. Очень важно, чтобы кредит был разработан специально для указанной клиентом цели. Цель кредита и его погашение взаимно переплетаются; знание сущности кредита позволяет и банкиру, и заемщику привязать условия погашения кредита к его цели.

При тщательном его проведении, анализ источников погашения кредита различен для различных видов кредита. Это различие особенно велико для долгосрочных и краткосрочных кредитов. Долгосрочная прибыльность компании более важна для долгосрочных кредитов, потому что источником погашения здесь служат поступления от инвестиций. В случае же с краткосрочными кредитами, необходимо провести детальный анализ торгового цикла, или цикла оборота активов- товарных запасов в дебиторскую задолженность и наличность- с тем, чтобы определить, какие статьи баланса могут быть превращены в наличность для погашения кредита.

Структура кредита

Сотрудник банка должен определить условия кредита: процентную ставку, обеспечение, гарантии и особые статьи, которые будут отражать присущий кредиту риск. Структура кредита должна быть тесно связана с ожидаемыми источниками и сроками погашения кредита.

Заключительными этапами процесса структурирования кредита являются его одобрение, подготовка документации и составление отчета о нем. Все эти этапы должны быть четко определены в кредитной политике и процедурах банка.

Одобрение кредита

Одобрение кредитов в коммерческих банках обычно происходит либо в рамках кредитного комитета, либо в рамках процесса последовательного одобрения кредитов.

Размер банка и масштаб его операций определяют степень централизации процесса принятия решений. Как правило, чем меньше банк, тем больше степень централизации, чем больше банк ( а следовательно, и масштаб его операций, особенно географический) ,тем больше степень децентрализации. Некоторые сделки могут быть потеряны из-за бюрократических проволочек в процессе одобрения кредита банком.

Обеспечение и гарантии

Обеспечение - это материальный актив, на который банк имеет право залога. Использование залога в поддержку кредита дает банку возможность контролировать активы в случае нарушения заемщиком условий кредита. Обеспечение становится потенциальным вторичным источником погашения кредита.

Наблюдение за кредитом

После того, как кредит выдан, банк должен предпринять меры для обеспечения его возврата. Наблюдение за кредитом необходимо для того, чтобы выявить на ранней стадии признаки того, что у заемщика могут появиться затруднения с погашение кредита. Это необходимо делать на ранней стадии для того, чтобы максимально увеличить эффект от корректирующих действий банка и снизить его убытки. Наблюдение за кредитами особенно важно на этапе их погашения или когда они становятся просроченными, или же в случае нарушения установленных кредитным договором условий минимальной суммы залога или величины финансовых коэффициентов.

Проблемные кредиты и работа с ними

Проблемные кредиты являются результатом денежного кризиса клиента. Кризис с денежными средствами может наступить внезапно, но развивается он постепенно. И по мере его развития начинают появляться еще слабые, но все же признаки (внешние и внутренние) его наступления. Сотрудники кредитного отдела банка являются его первой линией обороны против возможных убытков; они должны быть в состоянии распознать и проанализировать первые признаки наступающего кризиса.

Системы раннего выявления проблемных кредитов очень сложно разработать и человеческий фактор является одной из самых серьезных помех. В процессе эффективного управления кредитными рисками, первым выявителем проблемных кредитов является система внутреннего контроля банка.

Первая реакция на потенциально проблемные кредиты

Независимо от того, являются ли признаки проблемности кредита финансовыми или нефинансовыми, они должны насторожить сотрудников кредитного отдела банка. Раннее их выявление позволяет выиграть время на сбор необходимой информации и разработку стратегии.

Обычно банки стараются помогать заемщикам в решении их финансовых проблем, но это нужно делать очень осторожно. С одной стороны, банки стараются защитить свои активы и в процессе этого могут повлиять на решения руководства заемщика или даже заставить его принять то или иное решение. Клиенты же, с другой стороны, могут либо потребовать невмешательства в их дела, либо же приветствовать конструктивный совет. С юридической точки зрения, совет- это рекомендация, предоставляемая банком клиенту. При этом банк не должен вмешиваться в процесс принятия решений последним.

Стратегия “спасения” кредита

Здесь не существует каких-либо универсальных правил, поскольку каждый проблемный кредит уникален, но наиболее широко распространены следующие подходы:

- разработка программы изменения структуры задолженности;

- получение дополнительной документации и гарантий;

- удержание дополнительного обеспечения;

- вложение дополнительных средств;

- продажа прочих активов;

- обращение к гарантам;

- разработка программ сокращения расходов и т.д.

Глава 3. СПОСОБЫ СНИЖЕНИЯ КРЕДИТНОГО РИСКА.

3.1. РИСК КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ЗАЕМЩИКА

Платежеспособность – эта способность и возможность юридического или физического лица своевременно погасить все виды задолженности. В отличие от этого Кредитоспособность – это возможность погашения ссудной задолженности. С этой стороны кредитоспособность - понятие более узкое, чем платежеспособность. Следовательно, банку, чтобы решиться выдать кредит данному заемщику, достаточно убедиться в его кредитоспособности, не обязательно рассматривая вопрос в более широком аспекте (хотя из соотношения понятий ясно, что если заемщик платежеспособен, то это включает в себя и его кредитоспособность). Между платежеспособностью и кредитоспособностью имеется еще одно различие. Предприятие обычную свою задолженность (кроме ссудной) должно погашать, как правило, за счет выручки от реализации своей продукции (работ, услуг). Что же касается ссудной задолженности, то она, помимо названного, имеет еще три источника погашения (не всегда, правда, надежных):

- выручка от реализации имущества, принятого банком в залог по ссуде;

- гарантия другого банка или другого предприятия;

- страховые возмещения.

СЛОЖНОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ

Кредитоспособность зависит от многих факторов. Уже это само по себе означает трудность, поскольку каждый фактор (для банка – факторы риска) должен быть оценен и рассчитан. Дополнительные сложности в определении кредитоспособности возникают в связи с существованием таких ее факторов, измерить и оценить значение которых в цифрах невозможно. Это касается в первую очередь морального облика, репутации заемщика, хотя не только их. Соответствующие выводы не могут быть признаны неопровержимыми.

В мировой банковской практике применяется пять групп финансовых

коэффициентов:

Коэффициенты ликвидности

Существует два их варианта: ТЕКУЩЕЙ ЛИКВИДНОСТИТЛ) и БЫСТРОЙ (ОПЕРАТИВНОЙ) ЛИКВИДНОСТИБЛ).

Коэффициент текущей ликвидности известен ещё под названием КОЭФИЦЕНТА ПОКРЫТИЯ. Он показывает, располагает ли клиент банка достаточными средствами для погашения краткосрочных долговых обязательств. Эти средства либо уже имеются в наличии, либо скоро поступят на счета клиента, либо могут быть выручены им от реализации товарно-материальных ценностей и ценных бумаг. Поэтому при уровне коэффициента ниже 1 клиент обычно считается некредитоспособным. Исключение допускается в отношении заемщиков, имеющих очень быструю оборачиваемость текущих активов (оборотного капитала).

КОЭФФИЦИЕНТ БЫСТРОЙ ЛИКВИДНОСТИ (или просто коэффициент ликвидности), показывает, может ли заемщик вовремя высвободить из своего оборота денежные средства для погашения долга. Он ориентирован на способность клиента заработать (и высвободить из оборота) средства в ходе текущей деятельности. Его нормативный уровень для клиентов I класса по мировым стандартам в среднем должен быть более 0,6.

КОЭФФИЦИЕНТЫ ФИНАНСОВОГО ЛЕВЕРАЖА

Они позволяют оценить степень обеспеченности клиента собственным капиталом и общую относительную его зависимость от привлеченных источников. Используется несколько их разновидностей.

Задолженность, всего (1)

Активы

При расчете этого и следующих коэффициентов берется общая сумма долга (кратко- и долгосрочного) банкам, поставщикам, бюджету.

Задолженность, всего (2)

Капитал

Применяется и другой вариант этого коэффициента:

Задолженность, всего

Акционерный капитал (3)

Нормативные уровни: I кл. – 0,66; II кл. – 1,00; III кл. – 1,00; IV кл. – 1,25; V кл. – 1,75; VI кл. – 2,00.

Задолженность, всего

Собственные материальные средства

Собственные материальные средства представляют собой разницу между акционерным капиталом и нематериальными активами. Значительной составной частью нематериальных активов является разница между балансовой и рыночной стоимостью приобретенных фирм, недвижимости («good will»). Поэтому третий вариант данного коэффициента будет иметь значение с развитием в стране рынка недвижимости и предприятий.

Долгосрочные долговые обязательства

Основные активы (4)

Нормативные уровни: I кл. – 0,5; II кл. – 0,7; III кл. – 0,8; IV кл. – 1,0; V кл. – 1,5; VI кл. – 1,5.

Чем большую зависимость заемщика от привлеченных источников показывают данные коэффициенты, тем ниже уровень его кредитоспособности. Однако окончательный вывод зависит от эффективности использования привлеченных средств. Для оценки этого используется четвертая группа показателей.

КОЭФФИЦИЕНТЫ ПРИБЫЛЬНОСТИ

Они характеризуют уровень доходности и рентабельности, включая прибыльность капитала и норму прибыли на акцию.

А) КОЭФФИЦИЕНТЫ ДОХОДНОСТИ (соотношения между различными вариантами прибыли и выручкой от реализации)

Валовая прибыль (5)

Чистые продажи

Чистая прибыль (6)

Чистые продажи

Чистая операционная прибыль (7)

Чистые продажи

Б) КОЭФФИЦИЕНТЫ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ (прибыльность активов и капитала)

Чистая прибыль (8)

Активы

Чистая прибыль + проценты (9)

Активы

Чистая прибыль (10)

Акционерный капитал

Чистая прибыль (11)

Сумма обычных акций фирмы

В) КОЭФФИЦИЕНТЫ ПРИБЫЛЬНОСТИ АКЦИЙ

Чистая прибыль (12)

Количество обычных акций

Годовой дивиденд на одну акцию (13)

Средняя рыночная цена одной акции

Рыночная цена одной акции (14)

Оценка акции в учете компании

Коэффициенты прибыльности показывают эффективность использования всех средств, в том числе привлеченных. Если коэффициенты финансового левеража показывают усиление зависимости клиента от привлеченных источников, но коэффициенты прибыльности свидетельствуют об использовании этих средств с высокой отдачей, то класс кредитоспособности заемщика не понижается.

ОЦЕНКА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ДЕНЕЖНЫХ ПОТОКОВ.

Недостатки вышеизложенного способа в некоторой степени могут быть преодолены, если определять коэффициенты исходя из данных об оборотах ликвидных средств, запасах и краткосрочных долговых обязательствах. При правильной увязке соответствующих оборотов оценки кредитоспособности станут надежнее. Реализован такой подход может быть через анализ денежных потоков клиента, а именно через определение чистого сальдо различных его поступлений и расходов за определенный период (сопоставление притока и оттока средств).

Приток средств за период будет включать в себя следующие элементы:

- прибыль;

- амортизацию;

- создание резервов будущих расходов;

- высвобождение средств;

- рост кредиторской задолженности;

- увеличение прочих пассивов;

- получение новых ссуд;

- увеличение акционерного капитала.

Отток средств за тот же период будет включать в себя:

- дополнительное вложение средств;

- сокращение кредиторской задолженности;

- уменьшение прочих пассивов;

- отток акционерного капитала;

- финансовые расходы (проценты, налоги, дивиденды);

- погашение ссуд.

Разница между притоком и оттоком средств определяет величину общего денежного потока. Изменения размеров запасов, дебиторской и кредиторской задолженности, прочих активов и пассивов, основных фондов по-разному влияет на общий размер денежного потока. Для определения этого влияния сравниваются остатки по соответствующим статьям на начало и конец периода. Рост остатка запасов, дебиторов и прочих пассивов означает отток средств (-), а их уменьшение – приток средств (+). Одновременно рост кредиторов и прочих пассивов рассматривается как приток средств (+), а их снижение – как отток (-).

Для анализа денежного потока берутся данные как минимум за три года. Если клиент имел устойчивое превышение притока над оттоком средств, то это свидетельствует о его финансовой устойчивости – кредитоспособности. Колебания величины общего денежного потока (кратковременные превышения оттока над притоком) говорят о более низком рейтинге клиента. Систематическое превышение оттока над притоком средств характеризует клиента как некредитоспособного. Сложившаяся средняя положительная величина общего денежного потока (превышение притока средств над их оттоком) может использоваться как предел выдачи новых ссуд, т.е. она показывает, в каком размере клиент может погашать за период долговые обязательства.

Анализ денежного потока позволяет сделать вывод о слабых местах управления предприятием. Например, отток средств может быть связан с управлением запасами, расчетами (дебиторы и кредиторы), финансовыми платежами (налоги, проценты, и дивиденды). Выявленные результаты анализа используются для разработки условий кредитования.

ОЦЕНКА КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ДЕЛОВОГО РИСКА.

Деловой риск связан с прерывностью кругооборота фондов, возможностью не завершить эффективно этот кругооборот. Анализ такого риска позволяет прогнозировать достаточность истоков погашения ссуды. Тем самым он дополняет способы оценки кредитоспособности клиентов банка.

Факторы делового риска связаны с отдельными стадиями кругооборотов фондов. Набор этих факторов может быть представлен следующим образом.

- Надежность поставщиков

- Диверсификация поставщиков

- Сезонность поставок

- Длительность хранения сырья и материалов (являются ли они скоропортящимися)

- Наличие складских помещений и необходимость в них

- Порядок приобретения сырья и материалов (у производителя или через посредника)

- Факторы экологии

- Мода на сырье и материалы

- Уровень цен на приобретаемые ценности и их транспортировку (доступность цен для заемщика, опасность повышения цен)

- Соответствие транспортировки характеру груза

- Риск ввода на ограничений на вывоз и ввоз импортного сырья и материалов

Деловой риск связан также с недостатками законодательной основы для совершения и завершения кредитуемой сделки, а также со спецификой отрасли заемщика. Необходимо учитывать влияние на развитие данной отрасли альтернативных отраслей, систематического риска по сравнению с экономикой в целом, подверженность отрасли цикличности спроса, постоянство результатов в деятельности отрасли и т.д.

3.2. РИСК НЕВОЗВРАТНОСТИ КРЕДИТОВ.

ИСТОЧНИКИ ПОГАШЕНИЯ КРЕДИТОВ

Возврат банковских ссуд означает своевременное и полное погашение заемщиками выданных им ссуд и соответствующих сумм процентов за пользование заемными средствами. Обеспечение возврата кредита – это сложная целенаправленная деятельность банка, включающая систему организационных, экономических и правовых мер, составляющих особый механизм, определяющих способы выдачи ссуд, источники, сроки и способы их погашения, документацию, обеспечивающую возврат ссуд.

Источники возврата ссуд подразделяются на первичные и вторичные (дополнительные). Первичным источником является доход заемщика (для юридических лиц – выручка в наличной или \ и безналичной форме), Вторичными (дополнительные) считаются выручка от реализации заложенного имущества, перечисление средств гарантом или страховой организации.

Порядок использования банком первичных и вторичных источников погашения ссуд различен. Погашение ссуд за счет дохода заемщика регулируется кредитным договором, срочным обязательством или поручением на перечисление соответствующих средств. Погашение осуществляется в день наступления срока платежа или в другой определенный период при наличии средств на расчетном счете клиента. При погашении ссуд наличными клиент в соответствующие сроки вносит деньги в кассу банка. Возможно продление срока погашения ссуды, если клиент ожидает поступление. Таким образом, механизм погашения ссуды в данном случае представляет собой добровольное выполнение клиентом своих платежных обязательств перед банком, зафиксированных в кредитном договоре.

Погашение ссуды за счет вторичных источников означает включение банком в действие механизма принудительно взыскания причитающегося ему долга. Данный механизм также имеет правообеспечение (помимо кредитного договора) в виде договора о залоге, гарантийного письма, договора поручительства, страхового полиса.

Использование дополнительных источников даже при наличии указанных юридических документов требует от банка особых условий и немалого времени. Так, реализация прав по возврату кредита при использовании залога имущества заемщика предполагает обращение в ссуд или арбитраж, а также требует соблюдения определенных условий по существу залогового права со сторонами как банка, так и заемщика. В результате возникает длительная процедура рассмотрения и удовлетворения иска банка. Использование гарантийных обязательств поручителя для погашения ссуды также требуют времени даже при его готовности выполнить эти обязательства. Страховая организация возместит ущерб банку от не возврата кредита только после тщательного изучения факторов возникновения кредитного риска и при условии соблюдения условий страхового соглашения.

Учитывая трудоемкость работы с вторичными источниками и длительность процедур включения их в реальный механизм погашения банковской ссуды, основной акцент при решении вопроса о возможности выдачи ссуды следует отводить первичному источнику – доходу. Если возникает серьезное сомнение в реальности использования доходов в качестве основного источника погашения ссуды, в выдаче ссуды лучше отказать. Вторичные источники лишь подкрепляют первичный, но не заменяют его.

В тоже время финансово устойчивые предприятия, являющиеся постоянными клиентами банка, могут кредитоваться на доверии.

СОЗДАНИЕ РЕЗЕРВОВ НА ВОЗМОЖНЫЕ ПОТЕРИ ПО ССУДАМ.

Резервные фонды создаются в целях поддержания стабильности и устойчивости функционирования банковской системы, следовательно и экономики России. Создание подобного фонда влечет за собой уменьшение прибыли и может стать причиной убытков. Резерв на возможные потери по ссудам представляет собой специальный резерв, необходимость формирования которого обусловлена кредитными рисками в деятельности банков. Указанный резерв обеспечивает создание банком более стабильных условий финансовой деятельности и позволяет избегать колебаний величины прибыли банков в связи со списанием потерь по ссудам. Классификация ссуд производится в зависимости от уровня кредитного риска, т.е. риска неуплаты заемщиком основного долга и процентов, причитающихся кредитору в установленный кредитным договором срок. В зависимости от величины кредитного риска все ссуды подразделяются на 4 группы:

1 группа - стандартные ( практически безрисковые ссуды),

2 группа - нестандартные ссуды (умеренный уровень риска не возврата),

3 группа - сомнительные ссуды (высокий уровень риска не возврата),

4 группа - безнадежные ссуды (вероятность возврата практически отсутствует, ссуда представляет собой фактические потери банка).

Резерв на возможные потери по ссудам формируется за счет отчислений, относимых на расходы банков. Резерв на возможные потери по ссудам используется только для покрытия непогашенной клиентами (банками) ссудной задолженности по основному долгу. За счет резерва производится списание потерь по нереальным для взыскания ссудам банков. Величина отчислений в резервный фонд зависит от кредитной политики, проводимой банком, состава кредитного портфеля, варьируя его состав банк имеет возможность уменьшить размер отчислений, увеличивая размер прибыли. Размеры отчислений устанавливаются Центральным Банком дифференцированы в виде процентов к абсолютной сумме ссуды в зависимости от соблюдения сроков ее возврата и состояния обеспеченности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Кредитная политика банка должна обязательно учитывать возможность кредитных рисков, предварять их появление и грамотно управлять ими, то есть сводить к минимуму возможные негативные последствия кредитных операций. В то же время, чем ниже уровень риска, тем, естественно, меньше может оказаться прибыль банка, так как большую прибыль банк обычно получает по операциям с высокой степенью риска. Таким образом, основной целью банка является нахождение “золотой середины”, т.е. оптимального соотношения между степенью риска и доходностью по кредитным операциям при помощи грамотного управления кредитным риском, что реализуется посредством общения и анализа основных способов управления кредитным риском, разработку практических мероприятий по снижению риска неплатежа по ссудам.

Проблема неплатежей в стране во многом связана с недооценкой моментов кредитных рисков, с нецивилизованным подходом банков в начале развития рыночных отношений к своей кредитной политике. При рассмотрении экономического положения потенциального заемщика важны буквально все моменты, иначе банк может понести огромные потери. Кредитным отделам банка необходимо постоянно учитывать, анализировать зарубежный и все возрастающий российский опыт.

Стремясь повысить экономическую эффективность и улучшить механизм распределения ресурсов, правительство предпринимает шаги в направлении создания в экономике атмосферы открытости, конкуренции и рыночной дисциплины. Принципы прямого государственного управления банковской системой также должны измениться. В большинстве стран государство должно создать правовую, регулятивную и политическую среду для надежного банковского дела.

На конкурентном рынке банки нуждаются в автономии для определения своей роли и стратегии и независимости в своей кредитной и управленческой политике.

Управление часто определяют как искусство, не подающееся определению и воплощенному в практике. Банковские аналитики часто принимают блестящие характеристики руководящего состава за признаки хорошего управления. Это важно, но вовсе не является надежным критерием лидерства и видения перспективы, качества управления, способности контролировать риск, качества персонала или финансовых перспектив. Управленческие системы, в особенности степень их формализации и децентрализации, определяются множеством факторов, включая размеры и структуру банка, стиль управления, а также конкуренцию и экономическое регулирование. По мере расширения и диверсификации банка, больший упор следует делать на неличностные системы управления.

Хотя очень трудно дать точное определение хорошего управления, можно выделить несколько моментов, которые позволяют оценить качество управления. Для успеха в любом деле требуется лидерство и компетентность в стратегическом анализе, планировании, выработке политики и в управленческих функциях, внутренне присущих данному делу. Банки не являются исключением.

Цель управления рисками заключается в том, чтобы максимизировать стоимость конкретного учреждения, которая определяется прибыльностью и степенью риска. Управление рисками часто связывают с управлением финансами. Хотя функция управления финансами не отвечает исключительно за управление всеми рисками, она играет центральную роль в определении, установлении объема, отслеживании и планировании эффективного управления рисков.

Цели и задачи стратегии управления рисками в большой степени определяются постоянно изменяющейся внешней экономической средой, в которой приходится работать банку.

Это требует постоянно совершенствовния систему управления рисками на основе распространенных в современном банковском деле технологий, более широкого использования методов математического моделирования и развития системы контроля. Для такого совершенствования системы управления рисками необходимо повысить гибкость управления Банком, обеспечить быстроту реакции на меняющиеся рыночные условия, оптимизировать филиальную сеть с учетом экономических и социальных факторов, опережающими темпами развивать современные информационные технологии. Достижение поставленных целей невозможно без качественного повышения квалификации и профессионализма персонала, совершенствования системы мотивации и стимулирования кадров.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Правовые документы:

  1. Федеральный закон РФ "О банках и банковской деятельности" № 395-1.

  2. Федеральный закон РФ "О Центральном Банке (Банке России)".

  3. Положение "О порядке формирования фондов обязательных резервов коммерческих банков и кредитных учреждений в ЦБ РФ".

  4. Инструкция "О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам" № 62а.

  5. Гражданский кодекс РФ.

Учебная литература:

  1. "Банковское дело" под ред. Лаврушина О.И., Финансы и Статистика, М, 2000г

  2. "Финансовый менеджмент" под ред. Н.Ф. Самсонова, ЮНИТИ, М, 2000г.

Электронные источники информации:

8. Материалы официального сайта Центрального банка РФ – www.cbr.ru

1