Принципы и формы безналичных расчетов на территории России


Курсовая работа >> Банковское дело

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ВОЛГО-ВЯТСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Факультет ускоренного обучения и магистерской подготовки

Кафедра «Финансы и кредит»

Курсовая работа

Тема: Принципы и формы безналичных расчетов на территории России

Специальность:

«Финансы и кредит»

Выполнил:

Студентка группы 7ФсН2

Иванова М.С.

Проверил:

Иванова Е.А

Нижний Новгород

2009 г.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………3

  1. Денежный оборот на предприятии ………………………………………5

  2. Сущность безналичных расчетов ………………………………………..6

  3. Принципы безналичных расчетов ……………………………………...10

  4. Формы безналичных расчетов ………………………………………….16

    1. Расчеты платежными поручениями ………………………………...16

      1. Расчеты платежными поручениями ………………………………...16

      2. Расчеты платежными требованиями-поручениями ………………..19

    2. Расчеты аккредитивами ……………………………………………...20

    3. Расчеты чеками ………………………………………………………25

    4. Расчеты по инкассо …………………………………………………..29

Заключение ………………………………………………………………….33

Список литературы …………………………………………………………36

Введение

Все предприятия, осуществляя производственную и хозяйственную деятельность, вступают во взаимоотношения с другими предприятиями, организациями, учреждениями, работниками предприятия и отдельными лицами. Эти взаимоотношения основаны на различных денежных расчетах в процессе заготовления, производства и реализации продукции, работ или услуг.

Безусловно, доминирующую роль в расчетных операциях составляют расчеты: за приобретенные сырье и материалы, и за проданную продукцию. В первом случае на предприятии имеет место отток денежных средств, во втором – их приток.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ платежи на территории России осуществляются путем наличных или безналичных расчетов. При наличных расчетах происходит передача денежных средств в форме банкнот и монет, а при безналичных – право на денежную сумму передастся путем оформления соответствующих расчетных документов и проведения записей по счетам. Наличные и безналичные формы денежных расчетов хозяйственных субъектов могут функционировать только в органическом единстве.

В настоящее время осуществление расчетов наличными денежными средствами существенно ограничено. Гражданский кодекс РФ устанавливает, что выбор наличной или безналичной формы расчетов напрямую связан с характером производимой операции, а также с правовым статусом участников.

Организация денежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами, поскольку в первом случае достигается значительная экономия на издержках обращения. Широкому применению безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков, а также заинтересованность государства в их развитии как по вышеотмеченной причине, так и с целью изучения и регулирования макроэкономических процессов.

Таким образом, актуальность данной курсовой работы вызвана той ролью, которую играют вопросы организации безналичных денежных расчетов в деятельности любого хозяйствующего субъекта.

Предметом исследования являются принципы и формы безналичных расчетов.

Ставятся задачи:

  • посмотреть функционирование денежного оборота на предприятии;

  • определить сущность безналичных расчетов;

  • рассмотреть принципы и формы безналичных расчетов;

Поставленные задачи исследования определили структуру работы, которая состоит из введения, основной части, в которой представлена основная информация о безналичных расчетах организаций в России, заключения и списка использованной литературы.

1. Денежный оборот на предприятии

Денежные средства - это средства в виде денег, находящихся в кассе предприятия, на счетах в учреждениях банка, в аккредитивах, у подотчетных лиц и т.д.

Все поступающие на предприятие или на его имя денежные средства хранятся на соответствующих счетах в учреждении банка. В хозяйственном обороте сфера использования наличных денег ограничена. Они используются в основном для расчетов с работниками пред приятии по выплате им заработной платы, пенсий, пособий. Однако в пределах лимита, установленного банком, денежные средства могут храниться и в кассе предприятия. Хранение денежных средств в кассе предприятия сверх лимита допускается в течение трех дней во время выплаты заработной платы (оплаты труда).

Поступающие на имя предприятия денежные средства (как на текущий счет, так и в его кассу) хозяйствующие субъекты могут расходовать на расчеты между собою за приобретаемые (продаваемые) товарно-материальные ценности, продукцию, услуги, со звеньями финансово-кредитной системы по уплате различных налогов, платежей, на выплату заработной платы и приравненных к ней платежей и т.д. При этом расходование денежных средств на указанные цели может производиться как безналичным путем через учреждения банков, так и наличными деньгами, получаемыми в банке или в виде выручки, поступающей в кассу хозяйствующего субъекта.

Между предприятиями, организациями, учреждениями и звеньями финансово-кредитной системы расчеты осуществляются в основном в безналичной форме через учреждения банков.

Между наличными и безналичными деньгами имеется тесная связь, выражающаяся в переходе одних в другие. Например, наличные деньги при взносе их на какой-либо счет в банке превращаются в деньги безналичного оборота. Напротив, при получении наличных денег из остатка на счете в банке деньги безналичного оборота переходят в наличные деньги.

Расходование денежных средств из кассы предприятия и с его текущего счета осуществляется по указанию или с согласия (по поручению) руководителя хозяйствующего субъекта, за исключением платежей, списываемых в бесспорном (безакцептном) порядке на основании исполнительных документов и по признанным плательщиком претензиям.

Одной из базовых структур рыночной экономики является платежный механизм, который делится на налично-денежный и безналичный. Безналичный платежный оборот в России составляет более 60%, в экономически развитых странах – до 90%.

2. Сущность безналичных расчетов

Термин «безналичные расчеты» употребляется обычно в двух значениях. В широком смысле значение данного термина понимается как процесс погашения денежных обязательств без применения наличных денег. Иное значение – узко юридическое, которое может быть истолковано как «правовые отношения, предпосылкой возникновения которых является право требования владельца счета к обслуживающему его банку о перечислении с указанного банковского счета определенной денежной суммы по указанным реквизитам в определенный срок и за вознаграждение, а также корреспондирующая данному праву обязанность банка».

Сущность безналичной формы расчетов состоит в том, что платежи за товары и услуги, а также другие перечисления производятся не наличными деньгами, а путем перевода (перечисления) денежных средств со счета плательщика на счет поставщика или получателя денег соответствующим учреждением банка.

Безналичные расчеты занимают наибольший удельный вес в расчетно-платежном обороте хозяйствующих субъектов. Назначение этой формы расчетов состоит в том, чтобы заменять наличные деньги в платежном обороте.

Система безналичных расчетов должна отвечать следующим требованиям:

• способствовать своевременному получению поставщиком денежных средств за отгруженную продукцию или оказанные услуги;

• создавать условия покупателю для контроля за соблюдением поставщиком условий договора или соглашения о поставках товарно-материальных ценностей, услуг;

• обеспечивать возможность контроля со стороны банка и поставщика за своевременностью и полнотой оплаты продукции и услуг покупателем.

В зависимости от объектов платежей безналичные расчеты подразделяются на расчеты по товарным и нетоварным операциям.

Расчеты по товарным операциям - это расчеты, связанные с оплатой полученной продукции, приобретенных товарно-материальных ценностей и полученных услуг.

К расчетам по нетоварным операциям относятся платежи в бюджет, по социальному и имущественному страхованию, по погашению кредитов и процентов по ним, по уплате пени, штрафов, неустоек за нарушения расчетно-платежной дисциплины и др.

В зависимости от места осуществления платежа и нахождения плательщика расчеты подразделяются на одногородние (местные) и иногородние.

Одногородние (местные) - это расчеты, осуществляемые между предприятиями и организациями, обслуживаемыми одним или несколькими одногородними учреждениями банка.

Иногородние - это расчеты между предприятиями и организациями, обслуживаемыми учреждениями банков, находящимися в разных городах или населенных пунктах.

В системе безналичных расчетов применяются следующие формы:

  • расчеты платежными поручениями;

  • расчеты посредством чеков;

  • расчеты аккредитивами;

  • расчеты векселями;

Каждой форме безналичных расчетов соответствуют определенные виды расчетных документов, на основании которых банк выполняет поручения о платежах.

По общему правилу расчетные документы действительны к предъявлению в обслуживающий банк в течение 10 календарных дней, не считая дня их выписки.

Расчетные документы могут быть оформлены на бумажном носителе, а также представлять собой электронный платежный документ.

Расчетные документы в бумажном виде оформляются на бланках, форма которых унифицирована и включена в Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011–93 (класс «Унифицированная система банковской документации»).

Количество копий представляемого в банк расчетного документа должно быть достаточным для всех участников расчетов, а также определяться правилами конкретного банка.

Предприятиям и организациям, осуществляющим безналичные расчеты, предоставлено право отзыва расчетных документов. Для этого необходимо представить в банк заявление в двух экземплярах, составленное в произвольной форме, с указанием всех необходимых реквизитов.

Предприятия и организации самостоятельно выбирают форму расчетов и закрепляют ее в договорах. Банки не имеют права вмешиваться в договорные отношения предприятий и организаций.

Экономическое значение безналичных расчетов состоит:

  • ускорение оборачиваемости средств и совершении платежей;

  • сокращение объема наличных денег, необходимых для обращения, а также снижении издержек, связанных с их оборотом;

  • аккумуляция средств на счетах в банках;

  • особенности организации безналичных расчетов приводят к удобству контроля за ними, что, например, снижает возможности ухода от налогов при использовании безналичных расчетов.

Деньги безналичного оборота обладают спецификой, на которую следует обратить внимание.

Особенности безналичных денежных расчётов:

  • в расчетах наличными деньгами принимают участие плательщик и получатель, передающие наличные средства. В безналичных денежных расчетах участников трое; плательщик, получатель и банк, в котором осуществляются такие расчеты в форме записей по счетам плательщика и получателя;

  • участники безналичных денежных расчетов состоят в кредитных отношениях с банком. Эти отношения проявляются в суммах остатков на счетах участников таких расчетов. Подобные кредитные отношения в налично-денежном обороте отсутствуют;

  • перемещения (перечисления) денег, принадлежащих одному участнику расчетов, в пользу другого производятся путем записей по их счетам, в результате чего изменяются кредитные отношения банка с участниками таких операций. Другими словами, здесь производится кредитная операция, совершаемая с помощью денег. Тем самым оборот наличных денег замещается кредитной операцией. Это подчеркивает значение целесообразной организации процессов кредитования для регулирования денежной массы, состоящей из денег безналичного оборота и наличных денег.

Правовое регулирование проведения безналичных расчетов осуществляется гл. 46 Гражданского кодекса РФ и банковскими правилами.

В настоящее время правила безналичных расчетов установлены Положением ЦБ РФ от 12.04.2001 г. №2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (ред. от 02.05.2007).

Данное положение применяется только для регулирования безналичных расчетов между юридическими лицами и не распространяется на безналичные расчеты с участием физических лиц.

Наиболее часто используемыми формами безналичных расчетов являются:

  • расчеты платежными поручениями;

  • расчеты чеками;

  • расчеты по аккредитиву;

  • расчеты по инкассо.

Однако предусматривается, что расчеты могут проводиться и в других формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами, а также обычаями делового оборота.

Безналичные расчеты осуществляются через банки, в которых юридические лица имеют банковские счета. В некоторых случаях в безналичных расчетах участвуют банки, в которых отсутствует счет юридического лица, осуществляющего платежи, либо лица, получающего платеж (например, инкассо, чеками).

В настоящее время использование банковского, в том числе расчетного, счета регулируется гл. 45 ГК РФ и отдельными статьями Налогового кодекса РФ.

3. Принципы безналичных расчетов

Безналичные расчеты осуществляются через кредитные организации и Банк России по счетам, открытым на основании договоров банковского счета или корреспондентского счета, если иное не установлено законодательством и не обусловлено используемой формой расчетов.

Выделяют следующие принципы организации безналичных расчетов на предприятии:

1. Документальность. Платежи со счетов производятся банковскими или другими расчетными учреждениями только по письменному распоряжению клиентов либо по приказу судебных или иных органов, которым законодательно предоставлено данное право. Распоряжение о списании средств со счета может быть дано:  

  • путем выписки документа единообразной формы, содержащего приказ (поручение) о списании средств;

  • в форме согласия оплатить предъявленное требование (акцепт).  

В отдельных случаях банковские учреждения имеют право самостоятельно списывать средства со счетов организации в безакцептном порядке по требованию кредитора. Указанное право должно быть предусмотрено договором между клиентом и банком, а также основным договором между организациями-контрагентами. Отдельно необходимо упомянуть о принудительном списании средств со счетов организаций. В соответствии со ст. 46 Налогового кодекса (часть I) в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках. Налоговый орган направляет в банк инкассовое поручение на списание и перечисление в соответствующие бюджеты необходимых денежных средств. Указанное поручение подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством.

2. Срочность. Этот принцип относится в основном к порядку и срокам обработки документов банковскими учреждениями, срокам списания и зачисления средств на счета. Различными инструктивными документами Банка России установлены унифицированные сроки обработки платежных документов в коммерческих банках и расчетно-кассовых центрах Банка России. Сроки безналичных расчетов устанавливает Банк России. В частности, общий срок безналичных расчетов не должен превышать двух операционных дней в пределах субъекта Российской Федерации и пяти операционных дней в пределах Российской Федерации.  

3. Обеспеченность платежа. Этот принцип подразумевает осуществление платежей со счета в пределах имеющихся на нем сумм. Все документальные поручения о списании средств со счета исполняются банком в соответствии с очередностью списания денежных средств, установленной ст. 855 части 2 Гражданского кодекса РФ.  

При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание, т. е. в так называемой календарной очередности.  

При отсутствии необходимой суммы на счете плательщика платежные поручения принимаются банком, но помещаются в картотеку, как «не оплаченные в срок». При этом на лицевой стороне в правом верхнем углу всех экземпляров платежного поручения проставляется отметка о помещении в картотеку с указанием даты. В этом случае списание средств для оплаты платежных поручений производится по мере поступления средств в следующей очередности:

1. Исполнительные документы на перечисление средств для возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью, и алиментов.

2. Исполнительные документы, предусматривающие перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору.

3. Платежные документы на перечисление и выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовым договорам, а также отчислений во внебюджетные фонды.

4. Отчисления в бюджет и внебюджетные фонды, которые не входят в п. 3.

5. Исполнительные документы для удовлетворения других денежных требований.

6. Списание по другим платежным поручениям в порядке календарной очередности.

Списание средств по требованиям одной очереди производится в порядке календарной очередности.

Банк обязан информировать плательщика по его требованию об исполнении платежного поручения не позже следующего рабочего дня после обращения плательщика, если иной срок не предусмотрен договором банковского счета.

При несоответствии платежного поручения установленным требованиям банк может уточнить содержание поручения. Это должно быть сделано сразу после получения банком платежного поручения. При неполучении ответа от клиента в срок, установленный законом и банковскими правилами или договором между банком и клиентом, банк может не исполнять поручение и вернуть его плательщику.

4. Свобода выбора форм безналичных расчетов. Действующим законодательством установлены несколько форм расчетов и видов платежей, которые организации - контрагенты могут выбирать по своему усмотрению:

(а) расчеты платежными поручениями;

(б) расчеты по аккредитиву;

(в) расчеты чеками;

(г) расчеты по инкассо.

Каких-либо ограничений со стороны банка по выбору форм расчетов не допускается.  

5. Унификация платежных документов. Законодательно установлено, что расчетные документы оформляются на бланках единообразной формы в бумажном или электронном видах. Расчетные документы на бумажном носителе оформляются на бланках документов, включенных в Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93 (класс "Унифицированная система банковской документации"). Расчетные документы должны содержать следующие реквизиты (с учетом особенностей форм и порядка осуществления безналичных расчетов):  

  • наименование расчетного документа и код формы;  

  • номер расчетного документа, число, месяц, год его выписки;

  • вид платежа;  

  • наименование плательщика, номер его счета в банке;  

  • наименование и, местонахождение банков плательщика и получателя, банковские идентификационные коды (БИК), номера корреспондентских счетов банков;  

  • наименование получателя средств, номер его счета в банке,

  • идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);  

  • назначение платежа. Налог, подлежащий уплате, выделяется в расчетном документе отдельной строкой (в противном случае должно быть указание на то, что налог не уплачивается);  

  • сумму платежа, обозначенную цифрами и прописью;  

  • очередность платежа;  

  • коды классификаций при уплате налоговых платежей;  

  • подписи уполномоченных лиц и оттиск печати (в установленных случаях).  

Поля, реквизиты которых не имеют значений, остаются незаполненными.

Расчетные документы действительны в течение десяти дней, не считая дня их выписки. Исправления, помарки и подчистки в расчетных документах не допускаются.  

Расчетные операции по перечислению денежных средств через кредитные организации могут осуществляться с использованием:

(а) корреспондентских счетов (субсчетов), открытых в Банке России;

(б) корреспондентских счетов, открытых в других кредитных организациях;

(в) счетов участников расчетов, открытых в небанковских кредитных организациях, осуществляющих расчетные операции;

(г) счетов межфилиальных расчетов, открытых внутри одной кредитной организации.  

В соответствии с действующим законодательством безналичные расчеты между организациями осуществляют банки и небанковские кредитные учреждения. В свою очередь банки взаимодействуют друг с другом через расчетно-кассовые центры (РКЦ) либо напрямую через корреспондентские счета, открытые у банков-контрагентов. Общая схема безналичных расчетов приведена на рисунке 1.


Рис. 1. Общая схема безналичных расчетов

4. Формы безналичных расчетов.

Согласно Положению «О безналичных расчетах в Российской Федерации» основными формами безналичных расчетов являются:

  • расчеты платежными поручениями;

  • расчеты по аккредитиву;

  • расчеты чеками;

  • расчеты по инкассо.

Формы безналичных расчетов применяются организациями самостоятельно.

4.1. Расчеты платежными поручениями

4.1.1. Расчёты платежными поручениями.

Это - самая распространенная в настоящее время в России форма безналичных расчетов. Доля платежных поручений в объеме всех безналичных платежей составила более 95%

Платежное поручение - один из видов расчётных документов, представляет собой оформленное в письменном виде поручение плательщика банку о перечислении (переводе) с его счёта денежных средств в безналичном порядке за отпущенные (отгруженные) товары, выполненные работы и оказанные услуги, а также по др. платежам на счёт получателя.

Платежные поручения действительны в течение десяти дней со дня их выписки (день выписки при этом в расчет не берется) и принимаются от плательщика к исполнению только при наличии средств на счете, если иное (получение ссуды для совершения платежа) не оговорено между банком и владельцем счета.

Основные реквизиты платежного поручения: характер и содержание операции, дата и сумма, наименования и номера счетов участников расчетов; название учреждений банков, где ведутся подписи лиц, уполномоченных на подписание расчётно-денежных документов, оттиск печати.

При одновременном перечислении средств с одного счёта плательщика на счета нескольких получателей, как правило, составляются сводные платёжные поручения.

Платежные поручения кроме оплаты за товары и услуги, применяются, в частности в РФ, для перечисления средств по нетоварным операциям, финансовым обязательствам (платежи в бюджет, органам социального страхования и др.), при погашении кредиторской задолженности.

Схема расчетов платежными поручениями приведена на рисунке 2.


Рис. 2. Схема расчета платежными поручениями

По договоренности сторон платежи поручениями могут быть срочными, досрочными и отсроченными. Срочный платеж совершается после отгрузки товара, до отгрузки товара, а также авансовые платежи при крупных поставках. Досрочный и отсроченный платежи возможны в рамках договорных отношений без ущерба для финансового положения сторон.

Платежные поручения могут быть использованы при проведении расчётов между хозяйствующими субъектами в порядке плановых платежей. В данном случае процедура поставок продукции или оказания услуг должна носить постоянный и равномерный характер.

Для проведения расчётов в порядке плановых платежей предприятие- плательщик представляет в обслуживающий его банк список предприятий, с которыми имеются соглашения о расчётах плановыми платежами с указанием:

  • Сроков перечисления платежей;

  • Счета, с которого будет производиться платеж;

  • Счета, на который он должен быть зачислен;

  • Срока выверки расчетов;

  • Порядка их завершения.

Суть данного рода расчетов сводится к тому, что покупатель в соответствии с договорённостями с поставщиком периодически перечисляет ему денежные средства.

На каждый плановый платеж выписывается и передается банку отдельный документ - платежное поручение (выписываемое покупателем).

Ежемесячно проверяется правильность осуществления платежей, их соответствие стоимости фактически отгруженной продукции или оказанных услуг. Один из участников сделки, определенный договором, контролирует расчетные отношения.

Плановые платежи сводят к минимуму разрыв во времени между отгрузкой продукции и поступлением денежных средств за нее, упрощают технику расчетов, дают возможность сторонам более четко регулировать свой денежный оборот.

Обязательным условием успешного применения данной формы расчетов являются стабильное финансовое состояние и высокая теснота связей между участниками сделки, что достаточно проблематично в современный период.

Используя форму расчетов платежными поручениями, Поставщик (получатель средств) несет риски: задержки выписки плательщиком платежного поручения из-за отсутствия или недостаточности средств, или невозможности получения ссуды; несвоевременного поступления средств при исполнении платёжного поручения соответствующими банками или РКЦ.

Риск, который несёт Покупатель, заключается в отсутствии гарантии своевременной поставки товара, особенно при досрочных платежах. Такие платежи, кроме указанного риска, обусловливают и потери Покупателя, связанные с отвлечением из оборота денежных средств и фактическим предоставлением Поставщику беспроцентной ссуды.

До 01.07.92 в безналичных расчётах применялись расчёты платёжными требованиями, при которых получатель средств представлял в обслуживающий его банк расчётный документ, содержащий требование к плательщику об уплате покупателю определённой суммы за отгруженные товары, выполненные работы, оказанные услуги.

Однако в целях повышения ответственности плательщика за своевременность расчетов за товары и услуги эта форма расчётов в настоящее время отменена.

Вместо неё применяются расчёты платежными требованиями-поручениями.

4.1.2. Расчёты платежными требованиями-поручениями

Относительно новым для нашей экономики расчетным документом и, соответственно, новой формой безналичных расчетов являются расчеты платежными требованиями-поручениями.

Платежное требование-поручение представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных в обслуживающий банк плательщика расчетных и отгрузочных документов стоимость поставленной по договору продукции, выполненных работ, оказанных услуг и поручение плательщика списать средства с его счета.

Платежные требования-поручения выписываются поставщиками и вместе с коммерческими документами отправляются в банк покупателя, который передает требование-поручение плательщику для акцепта

Плательщик обязан вернуть в банк акцептованное платежное требование-поручение или заявить отказ от акцепта в течение трех дней со дня поступления его в банк плательщика. Платежное требование-поручение принимается к оплате при наличии средств на счете плательщика.

Об отказе полностью или частично оплатить платежное требование-поручение плательщик уведомляет обслуживающий его банк в течение этих трех дней.

Требования-поручения вместе с приложенными отгрузочными документами и извещениями об отказе в оплате возвращаются непосредственно поставщику. При согласии оплатить полностью или частично платежное требование-поручение плательщик оформляет его подписями лиц, уполномоченных распоряжаться счетом и оттиском печати, а затем сдает их в обслуживающий банк.

4.2. Расчеты аккредитивами

Аккредитив (от лат. «accredo» - доверяю) – письменное поручение одного кредитного учреждения другому о выплате определенной суммы физическому или юридическому лицу при выполнении указанных в аккредитиве условий.

Аккредитивная форма – одна из основных в международных расчётах. По отдельным оценкам, в России аккредитивами обслуживается не более 10% товарооборота по импорту и примерно 40-50% по экспорту.

Аккредитив – условная форма поставки товаров, максимально учитывающая вопросы, возникающие в процессе сделки. Она удовлетворяет интересы и поставщика (своевременное получение платежа) и покупателя (контроль над действиями поставщика). Это достоинство аккредитива обусловлено тем, что расчеты проводятся третьей, нейтральной стороной – банком.

В соответствии с Положением о безналичных расчетах аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком (банк-эмитент) по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (исполняющий банк) произвести такие платежи.  

Содержание аккредитивной формы расчетов заключается в том, что плательщик и поставщик передают банкам, в которых они обслуживаются, функции по контролю за соблюдением условий договора в части сумм, и сроков оплаты. В банке поставщика открывается специальный счет, на котором депонируются средства плательщика. Указанные средства бронируются на определенный срок, который устанавливается в основном договоре. После того как поставщик убеждается в том, что необходимые средства зарезервированы, он отгружает продукцию или выполняет соответствующие услуги или работы. Документы, свидетельствующие об отгрузке товаров или выполнении работ, представляются поставщиком в банк. Исполняющий банк проверяет соответствие отгрузки условиям аккредитива, и в случае полного соблюдения контракта денежные средства списываются непосредственно на счет поставщика. Документы, свидетельствующие об отгрузке продукции, исполняющий банк пересылает банку-эмитенту, откуда они попадают к покупателю. Выплаты с аккредитива могут осуществляться только в безналичной форме.  

При депонированном, или открытом, аккредитиве банк плательщика (банк-эмитент) перечисляет в банк получателя (исполняющий банк) соответствующую сумму со счета плательщика или за счет средств предоставленного ему кредита. Таким образом, необходимые денежные средства списываются со счета плательщика еще до момента исполнения поставщиком обязательств по договору.  

Может применяться непокрытый, или гарантированный, аккредитив. В этом случае средства, списанные с расчетного счета покупателя, непосредственно в банк поставщика не перечисляются, а депонируются на специальном счете. Выплата поставщику по аккредитиву производится за счет средств на корреспондентском счете банка покупателя в банке поставщика. В этом случае сроки расчетов между контрагентами сокращаются.

Отзывной аккредитив может быть изменен банком-эмитентом без предварительного уведомления организации — получателя средств. При этом отзыв аккредитива не создает каких-либо обязательств банка-эмитента перед получателем. Соответственно после получения извещения об отзыве исполняющий банк платежи не производит. Возможность отзыва аккредитива без уведомления поставщика в определенной мере нивелирует достоинства данной формы расчетов, а именно не создает поставщику достаточных гарантий получения платежа. Хотя возможность использования отзывного аккредитива и предусмотрена современным законодательством, на практике он почти не применяется.  

Безотзывным признается аккредитив, который может быть отменен или изменен только с согласия поставщика. В этом случае исполняющий банк обязуется осуществить платеж поставщику при выполнении последним условий аккредитива. Именно эта форма аккредитива и получила свое развитие на практике. Тем не менее Гражданским кодексом РФ установлено, что при отсутствии указания на запрещение отзыва аккредитива банком-эмитентом аккредитив считается отзывным.

На практике существуют и другие вариации аккредитивной формы расчетов. Например, при посреднических операциях применяется переводной аккредитив. Если поставщик реализует продукцию покупателю через своего представителя-посредника, в качестве средства платежа покупатель может использовать переводной аккредитив, при котором платежи осуществляются как в пользу посредника, так и в пользу основного поставщика. При этом перевод аккредитива может осуществляться только один раз.  

В случае периодических поставок или выполнения работ по этапам используется возобновляемый аккредитив. Существует два варианта использования данного вида аккредитива. В первом случае после поставки определенной партии или выполнения соответствующего этапа работ с аккредитива производятся платежи до тех пор, пока на аккредитиве имеются денежные средства. Второй вариант предусматривает депонирование соответствующей суммы под каждую поставку или этап работ. В качестве преимуществ данного вида аккредитива можно отметить сокращение сроков и непрерывный характер расчетов.  



Рис. 3. Схема расчетов с использованием покрытого аккредитива


Рис. 4. Схема расчетов с использованием гарантированного аккредитива

В России аккредитив может быть предназначен для расчетов только с одним поставщиком и не может быть переадресован. Выплата с аккредитива наличными деньгами не допускается.

Использование аккредитивов в международных расчетах регламентируется Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов, утвержденных Международной торговой палатой в декабре 1993 г.

При аккредитивной форме расчетов полностью соблюдаются все основные правила осуществления расчетов:

    • продукция оплачивается после ее отгрузки;

    • оплата производится с согласия плательщика, выраженного в данном случае самим фактом открытия аккредитива;

    • плательщику предоставляется право отказаться от оплаты, если обнаружены нарушения условий договора;

    • аккредитив открывается за счет средств покупателя или кредита банка, если покупатель имеет право на его получение.

Положительной стороной аккредитивной формы расчетов является гарантия платежа.

Вместе с тем этой форме расчетов присущ ряд существенных недостатков, которые и предопределили ограниченную сферу ее применения:

    • средства покупателя в сумме аккредитива отвлекаются из его хозяйственного оборота на срок действия аккредитива;

    • замедляется товарооборот, так как поставщик до извещения об открытии аккредитива не может отгрузить уже готовую продукцию и несет дополнительные затраты по ее хранению.

4.3. Расчеты чеками

Чек – это ценная бумага, содержащая ничем не обособленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Оплата должна быть произведена конкретным банком с конкретного счета чекодателя. В хозяйственной практике выделяют два вида чеков: денежные (чеки, предназначенные для выплаты чекодержателю наличных денежных средств) и расчетные (чеки, используемые для расчетов между юридическими лицами). В данном разделе речь пойдет о расчетных чеках. В итого чекодержатель может не получить причитающуюся ему денежную сумму, если на конкретном счете не окажется необходимого количества средств, в то время как на других счетах чекодателя может быть средств достаточно.

Для обеспечения платежей по выданным чекам чекодатель может депонировать на отдельный счет в обслуживающем банке необходимую сумму.

Расчетные чеки представлены депонированными и гарантированными чеками. Различия между ними заключаются в том, что при оформлении депонированной чековой книжки клиент предварительно перечисляет на отдельный лицевой счет соответствующую сумму, что обеспечивает гарантию платежа по данным чекам, т. е. одновременно с заявлением о выдаче чековой книжки в банк представляется платежное поручение. Именно депонированные чеки получили наибольшее распространение в современной отечественной практике.

Гарантированная чековая книжка предварительного депонирования средств не предусматривает. Покрытием чека выступают средства чекодателя на расчетном счете в пределах соответствующей суммы гарантии, установленной банком при выдаче чековой книжки. При временном отсутствии средств на счете плательщика банк может произвести оплату за счет собственных средств в пределах установленной суммы (овердрафт), если данная услуга установлена соглашением между банком и клиентом.  

Общая схема расчетов депонированными чеками приведена на рисунке 5.

Рис. 5. Схема расчетов с использованием депонированной чековой книжки

Для гарантированной оплаты расчетных чеков чекодатель бронирует средства на отдельном аналитическом счете в банке-эмитенте.

Чековую книжку на имя чекодателя (физического лица) банк-эмитент выдает на сумму, которая не превышает остаток средств на счете чекодателя.

Срок действия чековой книжки - один год с даты ее выдачи. День оформления чековой книжки или расчетного чека не учитывается. Расчетные чеки, выписанные после указанного срока, считаются недействительными и к оплате не принимаются.

Срок действия неиспользованной чековой книжки может продолжаться по согласованию с банком-эмитентом, о чем он делает соответствующую отметку на обложке чековой книжки (в правом верхнем углу), которое удостоверяется подписью главного бухгалтера и отражением штампа банка.

Внесение в расчетный чек исправлений и использования вместо подписи факсимиле не разрешается.

Расчетный чек из чековой книжки предъявляется к оплате в банк чекодержателя на протяжении 10 календарных дней (день выписки расчетного чека не учитывается).

Расчетный чек принимается чекодержателем к оплате непосредственно от чекодателя, на имя которого оформленные документы, которые подтверждают получения ним товаров (выполнение работ, предоставление услуг).

Запрещается передача расчетного чека / чековой книжки его/ее собственником любому другому юридическому или физическому лицу, а также подписание незаполненных бланков расчетного чека и проставления на них оттисков печати юридическими лицами.

Предприятиям не разрешается осуществлять обмен расчетного чека на денежную наличность и получать сдачу из суммы чека денежной наличностью.

Собственник расчетного чека возвращает неиспользованный расчетный чек банку-эмитенту для зачисления суммы на свой счет или обмена его на денежную наличность. Возвратить чековую книжку с неиспользованными расчетными чеками ее собственник может с одновременным представлением к банку-эмитенту платежного поручения на перечисление средства, которые забронированные на аналитическом счете "Расчеты чеками", на свой текущий счет.

Расчетный чек подписывает служебное лицо чекодателя, которое имеет право подписывать расчетные документы, и скрепляет оттиском печати чекодателя.

Принимая расчетный чек к оплате за товары (выполненные работы, предоставленные услуги), чекодержатель проверяет:

  • соответствие его установленному образцу;

  • правильность заполнения;

  • отсутствие исправлений;

  • соответствие суммы корешка чека сумме, указанной на самом чеке;

  • срок действия;

  • достаточность остатка лимита по чековой книжке для оплаты чека;

  • наличие на нем четкого оттиска штампа или печати банка и данных чекодателя.

Расчетный чек, оформленный с нарушением требований этого раздела, к оплате не принимается.

Чекодержатель сдает в банк расчетные чеки вместе с тремя экземплярами реестра чеков - если счета чекодателя и чекодержателя открыты в одном банке, и в четверых экземплярах - если счета чекодателя и чекодержателя открыты в разных банках.

В случае потери чековой книжки (расчетного чека) чекодатель может подать в банк-эмитент заявление с указанием номеров неиспользованных расчетных чеков.

Средства в сумме неиспользованного лимита чековой книжки возвращаются клиенту на основании его платежного поручения.

Чек удобен для расчетов в случаях:

  • когда плательщик не хочет совершать платеж до получения товара, а поставщик - передавать товар до получения гарантии платежа;

  • когда продавец заранее не известен.

4.4. Расчеты по инкассо

Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк берет на себя обязательства по получению от плательщика платежа на основании представленных на инкассо документов.

Суть указанной операции заключается в том, что распоряжение о списании средств со счета плательщика оформляется не самим плательщиком, а получателем в рамках предоставленного ему права.  

Расчеты по инкассо могут осуществляться с акцептом, т. е. когда плательщик подтверждает представленные в его банк документы на списание денежных средств, так и без акцепта, в случаях, установленных законодательством (как правило, это относится к списанию по исполнительным и приравненным к ним документам) или на основании дополнительного соглашения к расчетному счету между покупателем и банком покупателя.

В современной практике инкассовая форма расчетов осуществляется на основании платежных требований и инкассовых поручений. Указанные документы предъявляются получателем средств (взыскателем) к счету плательщика через банк, обслуживающий получателя.  

Платежное требование используется, как правило, в коммерческом обороте и представляет собой расчетный документ, который содержит требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк. Расчеты платежными требованиями могут осуществляться с акцептом или без акцепта плательщика. При расчетах между коммерческими организациями платежные требования без акцепта используются только в случае, если данное условие установлено основным договором между контрагентами, а также при наличии в договоре банковского счета между плательщиком и своим банком условия о возможности безакцептного списания денежных средств. В хозяйственной практике между коммерческими организациями безакцептные платежные требования используются достаточно редко, в основном расчеты осуществляются платежными требованиями, оплачиваемыми с акцептом плательщика.  


Рис. 6. Схема расчетов с использованием платежных требований, подлежащих акцепту плательщика.

Инкассовые расчеты могут осуществляться также и на основании инкассовых поручений на бесспорное (безакцептное) списание средств. Это инкассовое поручение, составленное на бланке установленной формы, применяется при бесспорном и безакцептном (без согласия плательщиков) списании средств с их счетов в случаях, предусмотренных ст.110 Основ гражданского законодательства и другими законодательными актами. Указанный вид инкассового поручения является частным случаем расчетов по инкассо, когда документы согласно ст. 875 ГК, вторая часть, подлежат оплате по предъявлении – немедленно по получении инкассового поручения.

В экономической практике сложилось разделение оснований бесспорного, по существу принудительного, списания средств на две группы:

  • По распоряжению взыскателей;

  • Исходя из исполнительных и приравненных к ним документов.

Списание средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке по распоряжению взыскателей допускается только на основе решений соответствующих органов по следующим видам платежей:

  • Недоимок по налогам и других обязательных платежей, а также сумм штрафов и иных санкций;

  • Таможенных платежей, пеней и штрафов, взимаемых таможенными органами;

  • Недоимок по взносам платежей, штрафов и иных санкций в государственные внебюджетные фонды.

Всего насчитывается свыше десятка подобного вида взысканий.

Бесспорное списание средств плательщиков производится по исполнительным документам, выданным судами, нотариусами, арбитражными судами.

В случаях, специально предусмотренных законодательными актами, осуществляется безакцептное списание средств со счетов плательщиков как разновидность бесспорного списания.

Право на безакцептное списание средств представлено законодательством одной из сторон договора при расчётах за отпускаемую электрическую и тепловую энергию, услуги водоснабжения (за исключением жилищно- коммунальных, бюджетных организаций и населения), а также за электроэнергию, отпускаемую АЭС, за почтовые, телеграфные и телефонные услуги, оказываемые предприятиями связи. Подобного рода расчеты, имеющие регулярный характер, с огромным числом потребителей, получили название жирорасчеты (от греческого « guros» - круг, кругооборот). Широкое распространение они получили в странах Европы: Австрии, Бельгии, Германии, Франции, Швейцарии.

Общая схема расчетов инкассовыми поручениями и платежными требованиями без акцепта приведена на рисунке 7.  



Рис. 7. Схема расчетов с использованием безакцептных платежных требований

Заключение

Исследовав вопрос об организации безналичных денежных расчетов на предприятиях в России, можно прийти к следующим выводам.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ платежи по территории России осуществляются путем наличных или безналичных расчетов. Существуют следующие виды безналичного расчета: расчеты платежными поручениями, расчеты аккредитивами, расчеты чеками, расчеты по инкассо. Существует пять принципов организации безналичных расчетов: документальность, срочность, обеспеченность платежа, свобода выбора форм безналичных расчетов и унификация платежных документов.

При наличных расчетах происходит передача денежных средств в форме банкнот и монет. В настоящее время все больше операций совершается с помощью безналичного расчета, несмотря на то, что этот способ считается наиболее трудоемким.

Разнообразие применяемых форм расчетов и принципы выбора той или иной формы расчетов при заключении договоров и сделок зависят от конкретной экономической ситуации в стране, и претерпевают значительные изменения при проведении реформ в хозяйственной сфере организации.

Выбор формы расчетов в основном определяется:

• характером хозяйственных связей между контрагентами;

• особенностью поставляемой продукции и условиями ее приемки;

• местонахождением сторон сделки;

• способом транспортировки грузов;

• финансовым положением юридических лиц,

Выбор форм должен контролироваться банком на соответствие установленным правилам ведения расчетов. Банк должен рекомендовать клиентам руководствоваться при установлении форм расчетов необходимостью максимального их ускорения, упрощения документооборота, исключения встречного перераспределения средств между контрагентами.

Например, одногородние расчеты и иногородние расчеты за принятые по приемо-сдаточным документам товарно-материальные ценности или в случаях, когда длительность транспортировки последних не превышает одних суток, оформляются платежными поручениями или чеками из расчетных чековых книжек. Равномерные, постоянные поставки товарно-материальных ценностей и оказание услуг предопределяют возможность применения расчетов плановыми платежами. Аккредитивная форма расчетов определяется специальным договором сторон, особыми условиями поставки или вводится как санкция к неаккуратному покупателю за систематическую задержку платежей. Платежные поручения - это самая распространенная в настоящее время в России форма безналичных расчетов. Платежное поручение представляет собой поручение предприятия обслуживающему банку о перечислении определенной суммы со своего счета. Эта форма расчетов имеет тенденцию более широко использоваться в условиях рыночной экономики.

Расчеты платежными поручениями используются для совершения широкого спектра платежей: с их помощью рассчитываются с поставщиками и подрядчиками в случае предоплаты, органами пенсионного и страхового фондов, с работниками при переводе заработной платы на их счета в другие банки, при налоговых и иных платежах, при уплате банку комиссионных и т. д.

Все безналичных расчетов имеют строго определенные формы расчетных документов, которые оформляются на бланках единообразной формы в бумажном или электронном видах и имеют конкретный перечень требуемых реквизитов.

Безналичные расчеты составляют основу денежных расчетов между предприятиями и организациями за различные товары и услуги. Безналичные расчеты позволяют осуществить платежи в короткие сроки. Благодаря автоматизированному учету потоков денежных средств их можно легко контролировать.

Определение четкого порядка осуществления расчетных операций позволяет кредитным организациям и юридическим лицам выбирать такие формы и пути прохождения платежей, которые будут наиболее оптимально обеспечивать поступление денежных средств (платежей) к их конечному получателю.

Наиболее перспективным направлением развития безналичных расчетов являются электронные полноформатные платежные документы.

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26.01.1996 №14-ФЗ (ред. от 06.12.2007).

  2. Налоговый кодекс Российской Федерации – М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006 – 752 с.

  3. Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации. (утв. ЦБ РФ 03.10.2002 №2-П) (ред. от 02.05.2007).

  4. Денежное обращение и банки / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Г.В.Толоконцевой.- М.: Финансы и статистика, 2000.

  5. Большаков, СВ. Финансы предприятий: теория и практика. / С.В.Большаков.- М.: Книжный мир, 2006.  

  6. Финансы предприятий.: Учебное пособие/ Под ред. Н.В. Колчиной, М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999.

  7. Воронин В.П., Федосова С.П. Деньги, кредит, банки: Учеб.пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2002.- 269 с.