Основы банковского менеджмента


Контрольная работа >> Банковское дело

Сущность, значение и принципы реализации банковской политики

  • Финансовый менеджмент – основное направление банковского менеджмента

  • Надзор и регулирование в банковском менеджменте

    Вопрос 1. Понятие и общая характеристика системы банковского менеджмента

    С точки зрения банковской системы банковский менеджмент представляется системой управления бан­ковским делом и персоналом, занятым в банковской сфере. Он базируется на методах управления, конкретизированных практикой ведения банковской деятельности, представляющей специфическую сферу бизнеса, что непосредственно отражается на содержании банков­ского менеджмента и отличает его от менеджмента в других отраслях народного хозяйства.

    Как особая форма управления банковский менеджмент возни­кает лишь в условиях развитой рыночной экономики и в общем ви­де представляет собой управление отношениями, связанными со стратегическим и тактическим планированием, анализом, регулиро­ванием, контролем деятельности банка, управлением финансами, маркетинговой деятельностью, персоналом, осуществляющим бан­ковские операции.

    С точки зрения конкретного банка банковский менеджмент можно определить как систему управленческих мер, пред­принимаемых соответствующими организационными структурами для обеспечения не­прерывности и своевременности движения кредитных ресурсов, целью которых является достижение микро и макроэкономических приоритетов. К микроэкономиче­ским приоритетам могут относиться: устойчивость банка, сохран­ность и доходность его ресурсов и клиентов. Макроэкономические приоритеты лежат в сфере стабилизации национальной денежной единицы, максимальной активиза­ции использования материальных и денежных ресурсов в экономике.

    Содержание банковского менеджмента составляют планирование, анализ, регулирование, контроль. Планирование представляет собой многоуровневый процесс, охватывающий все подразделения банка и определяющий локальные и общие перспективы развития. Оно позволяет определить стратегические ориентиры, предусмотреть цели, сферу, мас­штабы и результаты деятельности в соизмерении с имеющимися наличными средствами и потенциальными источниками привле­каемых ресурсов. Планирование определяет рамки, в которых пред­стоит работать персоналу банка, позволяет согласовать все стороны банковской деятельности через устанавливаемые сводные показате­ли, увязать их выполнение с интересами коллектива посредством системы материального и других видов стимулирования труда. Результатом планирования, как правило, является разработка бизнес-плана (сводного плана развития банка), а также оперативных пла­нов по отдельным направлениям (кредитная, инвестиционная, де­позитная, процентная, кадровая и другие виды политики).

    Анализ направлен на оценку деятельности банка в целом и по отдельным его направлениям на основе сравнения фактически дос­тигнутых результатов с прогнозными, с результатами истекших пе­риодов, с результатами других банков. Материалы анализа позво­ляют выявить положительные и отрицательные тенденции в разви­тии банка, потери, неиспользованные резервы, недостатки в плани­ровании и принятии практических решений. Основу аналитической работы составляет анализ данных сводного баланса, отражающих оценку динамики объемных показателей деятельности банка: акти­вов, обязательств, собственного капитала, кредитов, депозитов, прибыли.

    Результаты проведенного анализа являются основой для разра­ботки кредитной и инвестиционной политики банка. Материалы анализа позволяют определить стратегию и тактику банка в облас­тях: управления ликвидностью и эффективностью использования активов; оптимизации структуры доходов и расходов. Кроме указанных, в сводную аналитическую работу банка входят и другие направления: анализ кредитного портфеля банка, анализ портфеля ценных бумаг, анализ кредитоспособности клиентов, анализ доста­точности собственного капитала, анализ процентной маржи, анализ финансовых рисков и др.

    При анализе необходимо учитывать воздействие на банк окружающей среды, под которой понимается совокупность многообразных факторов (явления, процессы, организационные структуры, партии, общества, предпочтения и т.д.), оказывающих влияние на состояние и реализацию целевых установок менеджмента банка. Окружающая среда учитывается в контексте её характеристик, к которым относятся:

    - сложность, т.е. наличие большого числа факторов, на которые объект менедж­мента должен реагировать, при этом заранее неясно, какие из факторов являются потен­циальными, а какие проявятся в реальности;

    - взаимосвязанность означает, что характер связей, и сила, с которой изменение одного фактора окружающей среды влияет на проявление других факторов, как усили­вая их действие, так и нейтрализуя их;

    - подвижность означает, что в окружающей среде постоянно происходят изменения (чем они интенсивнее, тем большим объемом информации должен располагать и опериро­вать менеджмент);

    -неопределенность или вероятность достижения в среде адекватности, достаточ­ности информации. Если возникает необходимость формирования более широкого и разнообразного информационного набора, это характеризует повышенную неопределен­ность окружающей среды и свидетельствует о низкой надежности информации;

    - управляемость означает возможность ограничения, нейтрализации или изменения воздействия более или менее значимых факторов среды на управляемый объект.

    Кроме данных отчетности банка при анализе необходимо учитывать и другие информационные источники. В структуре банковского менеджмента формируются и используются следующие каналы информа­ции, различающиеся по доступности, полноте, комплексности, подготовленности и ка­честву поставляемой информации:

    - информация от клиентов банка, представляется по их инициативе или в соответ­ствии с условиями договоров. Это обычно базовые данные о клиенте, цели проекта, фи­нансовом состоянии клиента. Носители информации: протоколы переговоров, финансовые отчеты и балансы, учредительские документы, технико-экономические расчеты и т.д. Качество информации этого канала достаточно высокое и напрямую связано с квалификацией банковского персонала;

    - информация от клиентов банка, представляется по инициативе банка. Это раз­личные дополнительные данные по разнообразным направлениям, позволяющие сфор­мировать адекватную информационную базу для управления ходом реализации банков­ского продукта, особенно в сложных, проблемных ситуациях. В качестве носителей ин­формации используются ответы на специальные запросы, протоколы пере­говоров, результаты личных посещений сотрудниками банков клиентов. Так же, как и в первом канале, качество информации находится в прямой зависимости от квалификации персонала банка;

    - внутренняя банковская информация как история взаимоотношений с клиентами по реализации банковских продуктов, особенно данные о проблемах и допущенных на­рушениях, их причинах и частоте проявления. Источниками этого канала являются: архивно-аналитическая банковская информация, досье клиентов; заключения профессиональных консультационных служб; данные отделов безопасности; мониторинг клиентов. Качество информации, формируемой в этом канале, может быть достаточно высо­ким и часто играет решающую роль в процессе принятия решения, но зависит от глубины ретроспективы. Качество информации зависит от квалификации консультантов, компетентности и связей работников службы безопасности;

    - информация от контрагентов клиентов банка представляет собой ряд достаточно важных фактов о взаимоотношениях потенциальных и реальных клиентов банка с физи­ческими и юридическими лицами, вступавшими с ними в деловые контакты. Эти контакты могут носить достаточно разнообразный характер, соответственно и сведения о них имеют банка различное значение:

    - поставщики могут быть источником информации о платежной дисциплине кли­ента, о частоте и периодичности, а также причинах задержки платежей;

    - покупатели клиента могут охарактеризовать дисциплину поставки товаров, вы­полнения услуг, дисциплину договоров, цен, расчетов;

    - должники потенциальный источник сведений о том, на каких условиях был сформирован его долг клиенту, как тот организовал деятельность по его контролю и возврату;

    - кредиторы располагают данными о причинах возникновения задолженности, об аккуратности клиента при ее погашении;

    - страховые компании также имеют свою достаточно интересную для банка ин­формацию о причинах и частоте возникновения у клиентов страховых рисков;

    - гаранты и поручители в состоянии сообщить сведения об условиях привлечения их к процессу исполнения обязательств.

    Этот информационный канал приобретает особое значение как поставщик необхо­димой информации о новых клиентах банка, кредитная история которых только начина­ется, однако его активизация достаточно проблематична, ибо требует нормативной рег­ламентации и значительных организационных усилий;

    - публикации официальных организаций и служб управления, надзора и регулиро­вания содержат не только ряд нормативных указаний, требований, нормативов и огра­ничений, которыми должен руководствоваться банк в своей деятельности, но сведения о банках, нарушивших те или иные требования надзо­ра, не выполняющих своих обязательств, не обеспечивающих прибыльную работу, или о фирмах с сомнительной репутацией, контакты с которыми для банка сопряжены с по­вышенными рисками. К такого рода документам, прежде всего, относятся публикации центрального банка, налоговых органов, судов и арбитража, органов безопасности и статистики;

    - информация, предоставляемая специализированными информационно-аналитическими службами и бюро. Они осу­ществляют профессиональную коммерческую деятельность в виде сбора, постоянного мониторинга, группировки, анализа, ранжирования достаточно полного комплекса дан­ных об основных предпринимательских структурах – реальных и потенциаль­ных клиентах банков;

    - информация средства массовой информации и рекламы представля­ют собой один из наиболее легкодоступных, но очень низких по качеству каналов информации. Поступающие сведения в массе своей противоречивы, субъективны, коммерциализированы и для обоснования банковских решений не подхо­дят, хотя как общий фон обстановки и как дополнительные данные для сравнительного анализа могут найти применение;

    - информация общественных организаций и обществ (потребителей, обманутых вкладчиков и т.д.). Для банков большое значение может играть даже не качество, а само наличие негативной информации.

    В целом банковский менеджмент как система хозяйственных от­ношений представляет собой взаимосвязь финансово-экономических, структурно-функциональных и функционально-технологических со­ставляющих, характеризуемых системными следующими параметрами: финансово-экономическими показателями (ФЭ); организационным построением, отвечающим решению стоящих перед банком задач (ОП); функционально-техническим управлением продуктовым рядом банка (ФТ). Если построить ранжированный ряд системных парамет­ров, то соподчиненность и взаимосвязь между ними можно предста­вить как:

    Таким образом, под банковским менеджментом понимают управление деятельностью банка по различным его направлениям.

    Вопрос 2. Оценка и качество банковского менеджмента

    В зарубежной практике качество управления каждым банком под­вергается тщательному анализу и оценке, поскольку от него в значи­тельной мере зависят результаты деятельности банка, степень его на­дежности.

    В свою очередь, результаты деятельности банка являются одним из критериев оценки качества менеджмента. При рассмотрении результа­тов деятельности банка учитываются следующие качественные харак­теристики финансового менеджмента: достаточность капитала банка, качество активов и достаточность созданных резервов, состояние лик­видности, прибыльность. Другими критериями качества менеджмента выступают: профессионализм менеджеров банка, способность их к ли­дерству; способность к планированию и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры; характер проводимой банком политики и оценка ее выполнения; риск инсайдерских сделок; эффективность управления персоналом банка и др. Положительные оценки по выше­указанным критериям определяют менеджмент в целом как хороший.

    Опрос независимых специалистов зарубежных стран выявил 10 основных характеристик современного управления: открытая куль­тура, наличие общих ценностей, нацеленность на прибыль, акцент на удовлетворении потребностей клиентов, желание вкладывать средства в новые продукты, сильное и последовательное руководство и страте­гическое мышление, стремление к набору наилучших сотрудников, вложения в подготовку персонала, наличие системы информации о продуктах или клиентах, позволяющей осуществить оценку их прибы­льности, хорошее управление кредитным риском.

    Качественный, эффективный и адекватный банковский менеджмент способен не только противостоять воздействию негативных фак­торов всех уровней, нейтрализовать их, а зачастую даже использовать в своих целях. По­этому осуществление банком такого менеджмента является основным условием и гарантией его устойчивости и эффективной работы.

    Наоборот, когда менеджмент банков осуществляется некачественно, он часто является глав­ной причиной банковских кризисов, убытки банков и их клиентов, вызывает экономические диспропорции. Для обозначения плохого менедж­мента существует термин «мисменеджмент» — вид менеджмента, характеризующийся как ненамеренными ошибками, так и умышленными противозаконными действиями персонала банка, отсутствием надлежащего контроля, неадекватными полномочиями надзора. В условиях общих финансовых кризисов, пора­жающих экономическую систему в целом, мисменеджмент приводит к углублению кризиса банков в результате умножения убытков, неправильного размещения ресурсов, неоправданного риска операций и усиления инфляции за счет сверхвысо­ких процентных ставок.

    Мисменеджмент подразделяют на четыре группы, характеризующие поэтапное углубление кризиса банка: технический, косметический, авантюрный, мошенничество.

    Технический мисменеджмент обычно наблюдается в тех случаях, когда:

    - банк только организован и проводит агрессивную политику, к тому же с относительно неопытным руководством;

    - банк меняет владельцев и руководство, что вызывает и изменение его политики;

    - банк, управляемый ранее успешно, по ряду причин оказывается неспособным предвидеть конъюнктурные изменения рынка или сориентироваться в ухудшившейся ситуации и предпринять оздоровительные меры.

    Для технического мисменеджмента характерны расплывчатые целевые установки, принятие неадекватных реальной ситуации мер. Проявление технического мисменеджмента - это неадекватная политика, недостаток внутреннего контроля и слабое планирование, неоправданный рост персонала.

    Несмотря на то, что технический мисменеджмент имеет негативные последствия, он все же осуществляется в соответствии с законами, юридическими требованиями, нормами надзора, хотя цели и политика такого менеджмента чрезмерно агрессивны и рискованны, но некриминальные. Однако снижение реальной прибыли, скрытые убыт­ки, приводящие к уменьшению капитала, а также к падению дивидендов акционеров банка, — важный сигнал рынку о том, что положение банка ухудшилось.

    При косметическом мисменеджменте банк укрывает прошлые и настоящие потери с тем, чтобы сохранить к себе доверие, выиграть время и найти выход из неблагоприятной ситуации. Цель косметического мисменеджмента создать впечатление о нормальном положении дел в банке путем отражения в отчетной документации на неизменном уров­не ряда ключевых показателей, например выплаты дивидендов акционерам банка, за счет манипуляций с другими показателями отчета, что не имеет ничего общего с реаль­ными данными. Это, по сути, сокрытие истинного положения банка осуществляется при помощи таких приемов, как неточная классификация ссуд с целью неадекватного, заниженного резервирования, переоценка активов и т.д. Косме­тический мисменеджмент сам по себе не усиливает риски, но резко снижает защиту от них. Он представляет опасность для клиентов и партнеров банка, создает для них про­блемы с надзором, так как им становится сложно реагировать на сложившуюся ситуа­цию в банке.

    Авантюрный мисменеджмент представляет собой ком­плекс операций, к которым руководство банка прибегает тогда, когда косметический мисменеджмент уже не в состоянии скрыть потерю капитала и падение дивидендов. Цель этих операций позволить банку хотя бы на короткий срок сконцентрировать ресурсы, выиграть время и, при благоприятном стечении обстоятельств, выправить по­ложение. Авантюрный мисменеджмент включает: покупку депозитов по повышенным ставкам, взимание с заемщиков по­вышенных процентов по ссудам, отсрочку возврата средств вкладчикам, резкое расширение спекулятивных операций.

    Мошенничество представляет собой один из наиболее опасных для общества видов мисменеджмента. С мошенничеством сталкиваются на разных стадиях кризиса банка, но чаще на завершающих. С помощью ряда приемов (через кредитование фиктивных фирм и подставных лиц, «переброску» средств в «родственные» фирмы внутри корпорации и т.д.) средства изымаются из банка и вместо удовлетворения претензий клиентов и вкладчиков идут на цели обогащения банкиров-мошенников.

    В связи с этим возникает вопрос о необходимости изучения процессов оценки и организации менеджмента, как важного инструмента достижения устойчиво­сти банка, его неуязвимости при любых внешних изменениях.

    Вопрос 3. Сущность, значение и принципы реализации банковской политики

    Банковская политика - комплекс целей и стратегию действий, “миссия”, базовая концепция развития, определенные и реализуемые кредитной организацией. В банковской политике аккумулируются, оцениваются, сопрягаются идеи, действия, возможности, схемы реализации. Наличие банковской политики позволяет коммерче­скому банку не слепо следовать за меняющейся (иногда кардинально) экономической конъюнктурой, а формировать адекватную реакцию, позволяющую максимально ис­пользовать положительные моменты и факторы и нейтрализовать негативные.

    Основные вопросы, на которые должны отвечать положения банковской политики:

      • зачем (во имя чего) должны быть осуществлены те или иные действия;

      • какие именно действия должны быть произведены;

      • какие именно структурные подразделения, конкретные со­трудники, их группы и объединения должны выполнять или участвовать в выполнении конкретных операций;

      • по каким конкретным схемам и сценариям должны в этом банке осуществляться конкретные операции.

    Сфера банковской политики охватывает будущие рынки, оптимальный ассортимент банковских продуктов, прибыльность, риски, органи­зационные структуры, облик и имидж банка.

    Банковская политика может основываться на следующих базовых принципах:

      • специализация банка (иногда базовую информацию о ней содержит название);

      • приоритеты целей (тоже иногда включается в название; могут быть разнообраз­ные: надежность, стабильность, рост, доходность, “забота” - внимание, квалификация персонала и т.д.);

      • лозунг - рекламный облик (фразы, имеющие целью сформировать положитель­ное, доверительное отношение к этому банку, такие, например, как “только для солид­ных клиентов”, “это мой банк”, “не торопится, потому что успевает”, “самый скучный банк — работают люди, работают деньги”, “непреходящие ценности” и т.д.);

      • ориентация на определенного клиента (стремление привлечь максимальное их число или, наоборот, создать “элиту”, а иногда и специализироваться в отдельных от­раслях, территориях, общественных и (или) социальных слоях, включая религиозные);

      • партнерские отношения (информировать клиентов о трудностях, ошибках банка, его проблемах и перспективах выхода из них);

      • полномочия и ответственность организационных структур и персонала;

      • внутренний контроль и аудит (его наличие или отсутствие, адекватность и орга­низационные структуры);

      • иерархия, подчиненность и вознаграждения;

      • подготовка персонала (внутренние квалификационные требования по иерархиче­ской структуре, соотношение внутренних требований с требованиями надзора, ориента­ция подготовки, подбора и переподготовки кадров);

      • информация (открытость или закрытость, уровень открытости информации, ис­пользуемые каналы информации — специальные, профессиональные или массовые);

      • политика ресурсов (следование требованиям надзора, самостоятельная политика резервирования — необходимость или осторожность);

      • принципы классификации (подчиненность нормативным требованиям надзора, разработка и применение собственных методик, широта сфер классификации);

      • документация (перечень и содержание документов как типовых, так и оператив­ных, оформляющих реализацию банковской политики и осуществление банковской дея­тельности);

      • конфиденциальность (ограничение содержания и полноты информации, равно как и видов информационных потоков и типов документов в соответствии с местом в иерархии, полномочиями персонала, а также местом субъекта в окружающей среде бан­ковского менеджмента).

    В зависимости от широты и полноты формируемой и реализуе­мой банковской политики ее структура может содержать следующие составные части:

    — кредитная политика;

    — депозитная политика;

    — ценовая политика;

    — инвестиционная политика;

    — политика рисков;

    — политика залогов;

    — работа с проблемными кредитами;

    — структурирование и политика диверсификации;

    — политика соблюдения ликвидности;

    — политика санкций.

    Вопрос 4. Финансовый менеджмент – основное направление банковского менеджмента

    Финансовый менеджмент охватывает управление движением де­нежного продукта, его формирование и размещение, в соответствии с целями и задачами конкретного банка. Его основными направле­ниями являются: разработка банковской политики, маркетинг, управление активами и пассивами, управление ликвидностью, доходностью, собственным капиталом, заемным капиталом, банковскими рисками, создание информационной системы. По сути, финансовый менеджмент это систе­ма рационального и эффективного использования капитала.

    Объект деятельности финансового менеджмента в коммерческом банке финансовые операции банка и управление потоками денежных средств банковской клиентуры.

    Предмет деятельности финансового менеджмента в коммерческом банке разработка и использование систем и ме­тодик рационального планирования и реализации финансовых операций (процессы привлечения и размещения денежных средств).

    Цель финансового менеджмента в коммерческом бан­ке определение оптимальных требований и построения рацио­нальных организационных структур и режимов работы функцио­нально-технологических систем, обеспечивающих планирование и реализацию финансовых операций банка и поддерживающих его устойчивость при заданных параметрах, направленных на приращение собственного капитала и/или прибыли при условии сохранения стабильности и устойчивости банка. Цель коммерче­ского банка определяется с позиции его доходности, рентабель­ности, ликвидности, структуры баланса, направлений его дея­тельности.

    Субъектом управления финансового менеджмента выступает высшее руководство, аппарат управления, персонал банка, который посредством различных форм управленческого воздействия осуще­ствляет целенаправленное функционирование объекта деятельности финансового менеджмента. Особенностью финансового менедж­мента является отсутствие единообразия технологии управления экономическими процессами и организации банковских процедур. В условиях конкуренции на денежном рынке каждый банк выраба­тывает собственные формы и методы поведения, постоянно кор­ректируя и совершенствуя приемы ведения банковского дела, ори­ентируясь на любые изменения экономической ситуации.

    Банковский менеджмент ориентирован на рациональное управление денежными потоками и максимально полное использование знаний и опыта банковского персонала. На банковский менеджмент возлагается также функция обратной связи с внешней средой. Постоянное изменение внешних условий, в которых осуществляет деятельность кредитная организация, требует глубокого анализа финансовой и макроэко­номической политики, изыскания новых способов получения прибыли. Банки должны отвечать изменяющимся требова­ниям рынка и своей клиентуры. Главная задача банковского ме­неджмента построение системы взаимовыгодных отношений банка, связанных с оптимальным режимом функционирования и рациональной организацией взаимодействия многочисленных эле­ментов сложной и динамичной кредитно-финансовой среды.

    Вопрос 5. Надзор и регулирование в банковском менеджменте

    Надзор и регулирование являются неотъемлемым элементом банковского менеджмен­та. Деятельность в этом направлении лежит в верхней (управляющей) сфере окружающей среды и характеризуется прямым воздействием. Благодаря этой деятельности устанавлива­ются границы и правила работы банков, происходит нормативное регулирование, осуществ­ляется защита интересов банков и их клиентов. С точки зрения банков, надзор имеет как по­зитивные (направляющий, организующий, стабилизирующий) факторы, так и в негативные аспекты (снижение активности, доходности операций, дополнительные организационные обязанности, дополнительные операционные расходы и т.д.). Однако, несмотря на различия в оценках, только деятельность банковского менеджмента, осуществляемая строго в рамках требований, нормативов, с учетом возможного применения банковского надзора, способна обеспечить стабильность, эффективность и высокий имидж банка.

    Цели и задачи надзора и регулирования в банковской системе

    Наиболее обобщенно основные задачи, стоящие перед всеми системами банковско­го надзора для всей его иерархической структуры, могут быть сформулированы сле­дующим образом.

    1. Поддерживать и гарантировать “здоровье” банковского сектора как одного из ба­зовых факторов, способствующих экономическому росту страны и повышающих ста­бильность его экономики.

    2. Защищать законные и целесообразные интересы клиентов банков, прежде всего вкладчиков, разместивших свои средства в банках, и инвесторов, вложивших средства в банковские долговые инструменты. Необходимость такой защиты определяется тем, что далеко не все вкладчики могут собрать и проанализировать необходимую информацию для оценки риска банка, а ведь потеря доверия вкладчиков к конкретному банку может привести к их недоверию ко всей банковской системе.

    Разнообразие и разнонаправленность задач, стоящих перед банковским надзором, конкретизируются кругом целей, оп­ределяющих направления банковской деятельности. Более конкретно эти цели могут быть выделены и сформулированы следующим образом:

    — цели стабилизации — определить и сохранить благоприятные тенденции, прояв­ляющиеся на различных этапах развития и деятельности банков и кредитных учрежде­ний (расширение и комплектация банковских продуктов, нацеленность банковской по­литики на партнерские отношения с клиентами и т.д.);

    — цели стимуляции — простимулировать, подкрепить деятельность отдельных ти­пов и видов банков и финансовых учреждений, отдельных направлений банковской дея­тельности или банковских сделок, отраслевых, географических или социальных состав­ляющих качественных характеристик банковских продуктов (стимуляция инновацион­ной специализации банков, долгосрочного кредитования и инвестиций, финансирования банками конверсионных программ и т.д.);

    — цели нейтрализации — защитить кредитную систему (банки и кредитные учреж­дения) от неблагоприятных внешних и макроэкономических объектов и воздействий (мероприятия по поддержке национальных валют, антиинфляционные меры, жесткий отбор и ограничения деятельности допускаемых на национальный рынок внешних кон­курентов и т.д.);

    — цели поддержки и восстановления — поддержать конкретные банки или группы банков или кредитных учреждений в экстремальных критических ситуациях, вызванных объективными причинами или политическими и макроэкономическими, а также внеш­ними факторами.

    Регулирование в системе банковского менеджмента включает два направления: государственное регулирование и систему внутрибанковского саморегулирования.

    На­личием государственного надзора за деятельностью коммерческих бан­ков обусловлено тем, что банковская деятельность наиболее рискованная, вовлекающая в оборот крупные суммы «чужих» денег. Поэтому государственное регули­рование предусматривает ряд принципиальных требований к лицензи­рованию банков, ограничению сфер их деятельности, достаточности ка­питала, ликвидности, формированию обязательных резервов.

    Система саморе­гулирования включает такие направления, как:

    - соблюдение требований и нормативов, установленных органами государственного надзора;

    - совершенствование организационной структуры банка (на­пример, образование новых подразделений, обеспечивающих дальнейшее развитие банка - аналитических служб, отделов планирования, маркетинга и др.):

    - разработку новых и совершенствование действующих инст­руктивных и методических материалов, процедур принятия решений, позволяющих повышать качество управления бан­ковской деятельностью;

    - корректировку целей, приоритетов и методов осуществления банковской политики исходя из реально складывающейся си­туации;

    - принятие конкретных мер по ограничению рисков по отдель­ных направлениям деятельности банка или по созданию до­полнительной системы гарантий для защиты от рисков;

    - определение мер по совершенствованию кадровой политики, системы обучения персонала, организации внутрибанковского контроля.

    Контроль в банковской деятельности подразделяется на внеш­ний и внутренний. Внешний контроль осуществляет центральный банк страны и внешние аудиторы. Внутренний контроль организу­ется самим банком. Внутренний контроль является частью менеджмента банка. Его функции выполняют менеджеры в соответ­ствии с их полномочиями, а также органы внутреннего аудита. Главным назначением внутрибанковского контроля является созда­ние оперативной системы обнаружения отрицательных тенденций и недостатков в деятельности банка для принятия мер по их устране­нию. Внутрибанковский контроль тесно взаимосвязан с внешним контролем, поскольку включает проверку соблюдения законода­тельных и нормативных актов, инструкций и правил, предписа­ний внешних контролирующих органов.

    Требования банковского надзора

    Хотя подходы и виды нормативов и ограничений, применяемых органами надзора и регулирования в сферах банковского менеджмента, в отдельных странах значительно отличаются, все же можно выделить из них наиболее важные и общие.

    1. Требования к капиталу включают:

    — требования к минимальному размеру капитала (в виде конкретной денежной суммы, иногда варьирующейся в зависимости от типа кредитного учреждения) считают­ся одним из важнейших инструментов вступительного контроля, защищающего финан­совый рынок от структур аферистов;

    — требования к адекватному (достаточному) капиталу в виде определенных отно­шений:

    капитала и обязательств банка или кредитного учреждения;

    капитала и активов банка, взвешенных с учетом риска (коэффициент Кука в между­народных стандартах). Современный аналитический подход требует структуризации активов банка по степени кредитного риска и дифференцированного их учета в опреде­лении этого норматива. Например, активы минимального риска взвешиваются по шкале рисков с коэффициентом “0” и, следовательно, в расчете норматива не участвуют. Активы подразделяются на активы взвешенные с учетом риска по группам:

    капитала и гарантийных обязательств банка за третьих лиц, предусматривающих их исполнение в денежной форме;

    капитала и однодневного объема операций банка на валютной бирже;

    капитала и привлеченных средств населения;

    капитала и инвестиций в корпоративные ценные бумаги;

    капитала и сопряженных долгов (кредиты, гарантии и поручительства своим со­трудникам, пайщикам, акционерам).

    Учитываются требования к составу и структуре капитала, запрещающие делать взносы в уставный капитал отдельных видов активов (в России ценных бумаг и немате­риальных активов) и ограничивающие размер неденежной части уставного капитала (в России — 20% первые два года и 10% в последующие).

    В последние годы в России прослеживается явная тенденция к расширению требо­ваний к капиталу коммерческих банков и кредитных учреждений с возможным форми­рованием их комплекса в дальнейшем.

    2. Ограничение размеров кредита включает:

    — установление верхнего предела размера кредита (риска) конкретному заем­щику. Обычно привязывается к величине капитала финансово-кредитного учрежде­ния;

    — ограничение объемов и количества кредитных услуг, предоставляемых конкрет­ной сфере предпринимательской деятельности, экономическому сектору или подразде­лению.

    3. Ограничение полномочий банка включает:

    — ограничение или запрещение на включение в портфель активов ряда операций (например, гарантии на размещение отдельных видов ценных бумаг, на страхование и т.д.);

    — ограничение на ряд активов в виде владения недвижимостью, например, или ак­циями неустойчивых предприятий.

    4. Ограничение сопряженных долгов в виде ограничений на предоставление креди­тов лицам, владеющим конфиденциальной информацией. Это касается персонала дан­ного банка, но в первую очередь относится к управляющим банков, их директорам и владельцам. Для России подобные операции — обычное явление и контролю и регули­рованию пока не подлежат, хотя злоупотреблений и, следовательно, повышенного риска здесь больше чем достаточно.

    5. Ограничение в виде запрещения или ограничения (в некоторых странах) нефи­нансовым организациям и компаниям обладать коммерческими банками, что позволило бы им пользоваться кредитными услугами с пониженными требованиями, на облег­ченных условиях, без тщательного учета риска этих операций. В России образование таких собственных банков и требования льготного кредитования совладельцев или “организаций отрасли” происходит достаточно часто и создает в банковской системе значительные проблемы, так как также не подлежат надзору и регулированию. Кроме того, в России достаточно четко прослеживалась тенденция отхода в этом направлении от ряда нормативных ограничении права владения. В частности, подтверждением это­му служат сообщения о создании муниципальных банков в собственности муници­пальных властей.

    6. Ограничения по гарантиям и гарантийным обязательствам включают:

    — установление верхнего предела сумм депозитов, подлежащих страхованию (в США — 100 тыс. долл.);

    — ограничение круга вкладчиков, чьи депозиты подлежат страхованию;

    — определение и установление предельного лимита обязательств третьих лиц, по которым банки могут предоставить гарантии или авали. Превышение этого лимита обычно не предполагает какие-либо меры воздействия, но резко снижает рейтинг банка.

    Полномочия банковского надзора

    Организация эффективного банковского надзора и регулирования логично предполагает, что, незави­симо от того, как структурирован и как организован банковский надзор, его ответствен­ные функциональные структуры должны иметь в распоряжении не только достаточно мощную информационную и аналитическую базу, но и должны быть наделены соответ­ствующей властью, обладать соответствующими полномочиями, чтобы иметь возмож­ность адекватно и в полной мере выполнять свои функции, т.е. иметь возможность не только “ставить диагноз”, но и “лечить”.

    Такие меры органов банковского надзора применяют для предотвращения, ог­раничения или исправления последствий мисменеджмента. Рассмотренные в самом об­щем виде такие полномочия должны включать:

    1. Вступительный контроль - право и механизм устанавливать правила и ограни­чения, а также контролировать в соответствии с ними вступление нового банка или кре­дитного учреждения на рынок (подготовительные этапы формирования, получение ими лицензии и регистрация, стартовый этап работы, а также развитие филиальной сети, ос­воение операций, новых отраслей, территории функционирования). Включает вступи­тельный контроль и запрещение, подтвержденное полномочиями банковского надзора налагать штрафы и требовать через судебные органы прекращения деятельности юриди­ческих лиц, называющих себя банками и/или проводящих банковские операции при от­сутствии соответствующей лицензии.

    Современное банковское законодательство России в требованиях вступительного контроля предусматривает:

    — требования процедурного и информационного обеспечения в виде нормативного набора документов, необходимых для регистрации банка или кредитного учреждения;

    — требования законности происхождения средств, вносимых в уставной фонд (ау­диторские заключения или декларации о доходах);

    — требования о неиспользовании для формирования уставного фонда банка при­влеченных денежных средств, а также денежных средств и иных объектов собственно­сти общественных объединений (организаций);

    — требования к минимальному размеру уставного фонда и к предельному размеру в нем доли неденежных активов;

    — требования к квалификации, стажу работы и к “добродетельной” с точки зрения криминального и профессионального прошлого биографии руководителей исполнитель­ного органа банка;

    — требования к срокам формирования уставного фонда;

    — требования к срокам начала деятельности банка с момента его регистрации.

    Цели и задачи банковского надзора на этой фазе достаточно кардинальны — не дать жулику стать банкиром (создать банк либо приобрести контроль над уже функциони­рующим банком), и полномочия его адекватно жесткие: отказ в регистрации (выдачи лицензии) и отзыв лицензии.

    2. Оздоровительное регулирование — право и механизм анализа и диагностики со­стояния банков и кредитных учреждений, право требовать и контролировать проведение необходимых восстановительных мер, право навязывать эти меры, отслеживать и оцени­вать их с точки зрения приведения, с минимальными издержками, деятельности подкон­трольных структур в рамки нормативных условий и ограничений.

    3. Принудительные меры — право и механизм выявления и оценки проблемного положения банков и кредитных учреждений, право применять достаточно жесткие и адекватные ситуациям меры, как одиночные, так и комплексные или последовательные, в зависимости от их действенности или от реакции на них поднадзорных структур. Главной целью применяемых мер является резкое изменение политики, целей стратегии и тактики, а иногда и организационной структуры менеджмента банков для выведения их из проблемного, кризисного состояния постольку, поскольку это еще возможно, а “интенсивная терапия” или “оперативное вмешательство” еще могут быть действенны­ми и эффективными. Речь идет о находящихся на пороге кризиса проблемных и пред­кризисных банках и кредитных учреждениях, работающих в зонах “косметического” или “авантюрного” мисменеджмента.

    Казалось бы, логика подсказывает, что “профилактика” и “процедуры” должны быть достаточно четко дистанцированы от “оперативного вмешательства”, но российское бан­ковское законодательство в современном варианте этого, однако, не предусматривает.

    В настоящее время все “меры воздействия” направлены на исправление нарушений требований надзора:

    — обязательное для руководства банка предписание об устранении выявленных на­рушений;

    — требования к учредителям банков о проведении мероприятий по финансовому оздоровлению, аудиторской проверке;

    — штрафы, налагаемые на руководителей исполнительного органа, банка;

    — требования к учредителям о смене руководства банка;

    — временное ужесточение всех или части экономических нормативов;

    — временный запрет на проведение отдельных банковских операций;

    — взыскание с банков неправомерно полученных доходов и дополнительных штрафов;

    — назначение, в случае установленных фактов мошенничества, временной ад­министрации до принятия учредителями решения о назначении нового руководства и формировании программы реорганизации и оздоровления банка, кредитного учре­ждения.

    В принципе меры могут быть применены в достаточно широком диапазоне, их вы­бор практически полностью зависит от позиции надзорного органа, прежде всего Цен­трального банка. Адекватность регулирующих мер в каждом конкретном случае остает­ся под вопросом так же, как и их эффективность.

    4. Ликвидационный контроль, в России относящийся к функциям АСВ, — право и механизм идентификации и фиксации кризисного состояния банков и кредитных учреж­дений, когда их деятельность не только создает угрозу, но и приносит прямой ощутимый вред их клиентам, банковской и кредитной системе, а в итоге и состоянию экономики страны, ее стабильности. Здесь реализуется право жестко пресекать, прекращать опера­ции таких банков, отзывать лицензии на проведение банковской деятельности, право требовать, отслеживать, регулировать, а иногда участвовать и руководить ликвидацией этих “нездоровых, вредных” элементов банковской системы (кризисные банки и кре­дитные учреждения, находящиеся в зоне “мошенничества” — прямая подделка доку­ментов, сокрытие информации, прекращение выполнения обязательств при активной рекламной кампании по привлечению средств, самокредитование, манипуляция собст­венностью, принадлежащей банку или банкиру).

    10