Фондовая биржа как профессиональный участник рынка ценных бумаг


Реферат >> Банковское дело

Введение 3

1. Фондовая биржа как профессиональный участник рынка ценных бумаг 5

1.1Виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг,

их характеристика 5

1.2 Фондовая биржа как организатор торговли ценными бумагами. Её структура, органы управления и функции 13

2. Анализ деятельности фондовой биржи (на примере РТС) 21

    1. Биржевые сделки и операции, порядок и техника проведения 21

    2. Процедура листинга и делистинга ценных бумаг 28

    3. Доход и расход от биржевой деятельности 35

3 Современное состояние и проблемы фондового рынка 37

Заключение 42

Список использованных источников 44

Приложения 45

ВВЕДЕНИЕ

Фондовая биржа - организованный и регулярно функционирующий рынок по купле-продаже ценных бумаг: акций, облигаций и т.д. Фондовая биржа мобилизует и перераспределяет временно свободные денежные средства между компаниями, отраслями хозяйства и другими сферами приложения, устанавливает рыночную стоимость ценных бумаг.

В экономике нашей страны в последнее десятилетие произошли качественные перемены.

В результате изменений в экономике, в том числе и в финансовой сфере, в обществе появилась потребность в фондовых биржах как особенном институте, способствующем трансформации сбережений (накоплений) в инвестиции и обеспечивающем развитие эффективных направлений в бизнесе.

Основная роль фондовой биржи заключается в обслуживании движения денежных капиталов, которое опосредует распределение и перераспределение национального дохода как в целом в народном хозяйстве, так и между социальными группами, отраслями и сферами экономики.

Фондовая биржа выполняет следующие функции: - мобилизацию и концентрацию временно свободных денежных накоплений и сбережений путем продажи ценных бумаг биржевым посредникам на первичном и вторичном фондовых рынках; - кредитование и финансирование государства и частного сектора путем покупки их ценных бумаг на первичном рынке и перепродажи на вторичном, а также кредитование и финансирование биржевых спекулянтов путем осуществления сделок на вторичном рынке; - концентрацию операций с ценными бумагами, установление на них цен, отражающих уровень и соотношение спроса и предложения. Все это определило существо современных проблем функционирования фондовых бирж, проблем оценки их вклада в воспроизводственный процесс.

Целью курсовой работы является рассмотрение фондовой биржи как организатора торговли ценными бумагами на российском фондовом рынке

Задачей курсовой работы является определение фондовой биржи как профессионального участника рынка ценных бумаг.

Впервой главе работы рассмотрена классификация видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также характеристика фондовой биржи, её структура и функции.

Во второй главе проведён анализ деятельности фондовой биржи на примере Российской Торговой Системы (РТС).

В третьей – заключительной главе, рассмотрены современное состояние и проблемы фондового рынка.

1 ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОНДОВОЙ БИРЖИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧАСТНИКА РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

    1. ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

Рынок ценных бумаг – это сложный механизм, проводящийся в действие субъектом, осуществляющим свою специфическую деятельность на нем.

Операцией на РЦБ является совокупность юридически значимых действий одного или нескольких субъектов РЦБ, направленных на достижение определенного результата, связанного с выпуском и обращением ценных бумаг. В операциях на РЦБ могут принимать участие как профессиональные участники, так и иные субъекты рынка. Особенностями операций на РЦБ является возможная единоразовость их совершения, возможность участия в совершении операции нескольких субъектов рынка, а также разноплановость результатов, на достижение которых направлены действия субъектов, осуществляющих операции (не только извлечение прибыли).

Все операции, совершаемые на фондовом рынке, можно разделить на следующие виды: эмиссионные, инвестиционные, клиентские. Рассмотрим их более подробно.

Под эмиссионной операцией понимается совокупность юридически значимых действий одного или нескольких субъектов РЦБ, направленных на организацию выпуска ценных бумаг эмитентом и их распространение. Под эмиссией ценных бумаг в смысле Закона '' О рынке ценных бумаг '' (ч. 15 ст.2) понимается установленная законодательством последовательность действий эмитента по размещению ценных бумаг. Указанный Закон регулирует эмиссию только эмиссионных ценных бумаг. Для самого выпуска ценных бумаг в свет в зависимости от их вида установлен определенный порядок. Большинство ценных бумаг могут быть эмитированы при соблюдении требования об их регистрации. Некоторые ценные бумаги могут выпускаться в обращение свободно в рамках правоспособности эмитента (вексель), то есть в фактическом порядке.

Согласно ч.1 ст.19 Закона '' О ранке ценных бумаг'' процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг включает в себя следующие этапы: [9]

  • принятие эмитентом решения о выпуске эмиссионный ценных бумаг (содержание решения указанно в ст.17);

  • регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг ( ст.20,21);

  • для документарной формы выпуска – изготовление сертификатов ценных бумаг;

  • размещение эмиссионных ценных бумаг (ст.24);

  • регистрацию отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг (ст.25).

Закон содержит запрет на эмиссию ценных бумаг, производных по отношению к эмиссионным ценным бумагам, итоги выпуска которых не прошли регистрацию.

Широко используется в сфере рассматриваемых отношений понятие ''профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг''. Кратко его можно определить как деятельность на фондовом рынке профессиональных участников в качестве специальных субъектов. Исходя же из специфики деятельности профессиональных участников РЦБ можно дать следующее развернутое определение: профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг является система самостоятельных юридически значимых действий профессиональных участников фондового рынка, осуществляемых ими в определенном временном интервале систематически и на свой страх и риск, связанных с организацией и поддержанием функционирования фондового рынка экономическими методами с целью достижения положительного1 экономического результата. Особенностями профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг являются:

  • осуществление ее специальными субъектами фондового рынка, действующими независимо друг от друга;

  • системность;

  • цель-достижение положительного экономического результата (получение прибыли, распространение эмиссии и т.п.).

Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг является разновидностью (предпринимательской) деятельности, а субъекты, ее осуществляющие, являются субъектами предпринимательского права. В ходе осуществления профессиональной деятельности на РЦБ профессиональные участники могут совершать как определенные операции, так и отдельные сделки и иные действия.

Действующее законодательство о рынке ценных бумаг ценных бумаг (далее – РЦБ) и прежде всего Федеральный закон ''О рынке ценных бумаг'' от 22апреля 1996г. № 39-ФЗ (далее - Федеральный закон) не содержит определения профессиональной деятельности на РЦБ, хотя сам термин активно употребляется законодателем. Вывод о том, что же понимается под '' профессиональной деятельностью на РЦБ'', можно сделать, проанализировав главу 2 Федерального закона о видах профессиональной деятельности на РЦБ.

В этой главе дается исключительный перечень видов деятельности, которые законодатель относит к профессиональной деятельности на РЦБ:

брокерская деятельность на РЦБ (ст.3);

дилерская деятельность (ст.4);

деятельность по управлению ценными бумагами (ст.5);

деятельность по определению взаимных обязательств (клиринг) (ст.6);

депозитарная деятельность (ст.7);

деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг (ст.8);

деятельность по организации торговли на РЦБ (ст.9).

Законодательство предусмотрела особый субъект, осуществляющий профессиональную деятельность на РЦБ, - профессионального участника РЦБ. Под профессиональными участниками РЦБ понимаются согласно ст. 2 Федерального закона юридические лица, в том числе кредитные организации, а также граждане (физические лица), зарегистрированные в качестве предпринимателей, которые осуществляют виды деятельности, указанные в главе 2 Федерального закона.

Условно все виды профессиональной деятельности на РЦБ можно разделить на две группы:

посредническая деятельность – профессиональный участник выполняет роль посредника между эмитентом и инвестором или между инвесторами. К этой группе можно отнести брокерскую, дилерскую деятельность и деятельность по управлению ценными бумагами;

организационная деятельность профессиональный участник выполняет роль по организации инфраструктуры РЦБ и в связи с этим осуществляет клиринговую, депозитарную деятельность, деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг и деятельность по организации торговли на РЦБ.

Брокерская деятельность согласно ч.1 ст.3 Федерального закона признается совершение гражданско-правовых сделок с ценными бумагами в качестве поверенного или комиссионера, действующего на основании договора поручения или комиссии, а также доверенности на совершение таких сделок при отсутствии указаний на полномочия поверенного или комиссионера в договоре. В развитие положений Федерального закона постановлением ФКЦБ от 19 декабря 1996г. № 22 были утверждены Временное положение о лицензировании брокерской и дилерской деятельности на РЦБ и Временное положение о порядке осуществления брокерской и дилерской деятельности на РЦБ. Этими документами предусмотрено разделение брокерской деятельности на несколько подвидов и соответствующее их лицензирование.

Брокерскую деятельность на РЦБ могут осуществлять и индивидуальные предприниматели.

Профессиональный участник РЦБ, осуществляющий брокерскую деятельность, именуется брокером.

Смыслом деятельности брокера является посредничество между эмитентами и инвесторами, а также между инвесторами с целью достижения наилучшего результата от работы на РЦБ, обусловленного профессионализма брокера.

Дилерской деятельностью согласно ч.1 ст.4 Федерального закона признается совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и/или продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и/или продажи этих ценных бумаг по объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ценам. Постановление ФКЦБ от 19 декабря 1996 г. № 22 разделило дилерскую деятельность на два подвида: [3]

I – Дилерская деятельность по операциям с ценными бумагами за исключением дилерской деятельность по операциям с государственными ценными бумагами, ценными бумагами субъектов РФ и муниципальных образований.

II – Дилерская деятельность по операциям с государственными ценными бумагами, ценными бумагами субъектов РФ и муниципальных образований.

В законодательстве существуют определенные коллизии относительно статуса субъектов, осуществляющих дилерскую деятельность. Так, в п. 3.1. Порядка предоставления документов для заключения договора на выполнение функций дилера на рынке государственных краткосрочных бескупонных облигаций и облигаций федерального займа с переменным купонным доходом, утвержденного приказом Банка России от 6 сентября 1996 г. № 02–339, говорится, что кандидат в дилеры должен не менее 1 года на момент подачи документов обладать лицензией на осуществление профессиональной деятельности в качестве брокера и депозитария. О наличии права на осуществление деятельности на фондовом рынке в качестве дилера в указанном документе нет ни слова. Отсюда следует признать, что профессиональный участник рынка ценных бумаг, не обладающий в соответствии с Федеральным законом компетенцией дилера на фондовом рынке и осуществляющий деятельность в качестве дилера на рынке ГКО-ОФЗ на основании договора с Банком России, осуществляет незаконную деятельность на рынке ценных бумаг со всеми вытекающими отсюда последствиями (п.6 ст. 51 Федерального закона) вплоть до уголовного преследования руководителей такого профессионального участника на основании ст. 171 УК РФ 1996 г. за незаконное предпринимательство.

Деятельностью по управлению ценными бумагами в соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона признается осуществление юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока доверительного управления переданными ему во владение и принадлежащими другому лицу в интересах этого лица или указанных этим лицом третьих лиц; ценными бумагами; денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги; денежными средствами и ценными бумагами, получаемыми в процессе управления ценными бумагами.

Профессиональный участник РЦБ, осуществляющий деятельность по управлению ценными бумагами, именуется управляющим.

Деятельность по определению взаимных обязательств (клирингом) в соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона признается сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним, а также зачет взаимных обязательств по поставкам ценных бумаг и расчеты по ним.

Смыслом осуществления клиринговой деятельности является облегчение исполнения сделок с ценными бумагами, заключенных между профессиональными участниками РЦБ.

Депозитарной деятельностью в соответствии с ч.1 ст. 7 Федерального закона признается оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и/или и переходу прав на ценные бумаги.

Профессиональный участник РЦБ, осуществляющий депозитарную деятельность, именуется депозитарием.

ФКЦБ постановлением от 16 октября 1997 г. № 36 утвердила Положение о депозитарной деятельности на РЦБ в РФ. В этом документе депозитарная деятельность разделена на: [4]

депозитарно-попечительскую – деятельность по ведению учета правообладателей и количеств принадлежащих им ценных бумаг; по учету прав, закрепленных ценными бумагами; по учету прав, закрепленных ценными бумагами; по учету и удостоверению передачи, предоставления и ограничения прав, закрепленных этими ценными бумагами; по передаче ценных бумаг депозитарию-хранителю; по обеспечению реализации прав, закрепленных ценными бумагами правообладателей;

депозитарно-хранительскую – деятельность по хранению ценных бумаг и/или прав, закрепленных ценными бумагами; по исполнению функций номинального держателя в отношении именных ценных бумаг по поручению правообладателя; по учету и удостоверению передачи, предоставления и ограничения прав в отношении ценных бумаг, принятых на хранение; по обеспечению реализации прав, закрепленных ценными бумагами правообладателей.

Смыслом осуществления депозитарной деятельности является обеспечение сохранности ценных бумаг и удобства их использования (в т.ч. повышения гарантированности совершения сделок с ними) при работе на РЦБ.

Деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг согласно 1 ч. 1 ст. 8 Федерального закона признается сбор, фиксация, обработка, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг.

Лица, осуществляющие деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, именуются держателями реестра (регистраторами). Ими могут быть только юридические лица. В качестве держателей реестра могут выступать эмитент (если количество владельцев ценных бумаг не превышает 500) или действующий по его поручению профессиональный участник РЦБ.

Смыслом осуществления деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг является предоставление эмитенту ценных бумаг исчерпывающей информации об их держателях, а также обеспечение прав самих держателей на ценные бумаги.

Законодатель, закрепив положение о допустимости ведения реестра эмитентом ценных бумаг, оставил неразрешимым вопрос о необходимости соответствия такого эмитента определенным требованиям. С одной стороны, осуществляя профессиональную деятельность на РЦБ, эмитент подпадает под действие правила, предусмотренного ч. 1 ст. 39 Федерального закона: «Все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, указанные в главе 2 настоящего Федерального закона, осуществляются на основании специального разрешения – лицензии, выдаваемой Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг или уполномоченными ею органами на основании генеральной лицензии». С другой стороны, в 2 п. 2 постановления ФКЦБ от 30 августа 1995 г. № 6 (в редакции от 17 сентября 1996 г.) содержится требование наличия «в Уставе юридического лица, претендующего на получение лицензии, положений об осуществлении деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг как исключительной (за исключением случаев, когда возможность совмещения с другими видами деятельности установлена Федеральным законом, актами Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг…)». Это обязательное условие для получения соответствующей лицензии противоречит здравому смыслу в случае распространения этих правил лицензирования на эмитентов, осуществляющих профессиональную деятельность по ведению реестра владельцев им же эмитированных ценных бумаг.

Деятельностью по организации торговли на РЦБ согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона признается предоставление услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками РЦБ. Подвидом деятельности по организации торговли на РЦБ является деятельность в качестве фондовой биржи.

Смыслом деятельности в качестве организатора торговли на РЦБ является содействие участникам РЦБ в организации оборота ценных бумаг по определенным правилам, позволяющим принимать наиболее квалифицированные решения.

    1. ФОНДОВАЯ БИРЖА КАК ОРГАНИЗАТОР ТОРГОВЛИ ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ, ЕЁ СТРУКТУРА, ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ И ФУНКЦИИ

Основная роль фондовой биржи заключается в обслуживании движения денежных капиталов, которое опосредует распределение и перераспределение национального дохода как в целом в народном хозяйстве, так и между социальными группами, отраслями и сферами экономики.

Фондовая биржа выполняет следующие функции:

- мобилизацию и концентрацию временно свободных денежных накоплений и сбережений путем продажи ценных бумаг биржевым посредникам на первичном и вторичном фондовых рынках;

-кредитование и финансирование государства и частного сектора путем покупки их ценных бумаг на первичном рынке и перепродажи на вторичном, а также кредитование и финансирование биржевых спекулянтов путем осуществления сделок на вторичном рынке;

- концентрацию операций с ценными бумагами, установление на них цен, отражающих уровень и соотношение спроса и предложения.

Фондовая биржа относится к числу закрытых бирж. Это означает, что торговать на ней ценными бумагами могут только ее члены. Фондовая биржа — это некоммерческая организация, поэтому в ее деятельности заинтересованы те, кто профессионально занимается ценными бумагами. Именно поэтому в российском законодательстве определяется, что членами фондовой биржи любые профессиональные участники рынка ценных бумаг. В России к профессиональным участникам рынка ценных бумаг относят коммерческие банки, поэтому они также могут быть членами биржи. Причем коммерческие банки, как правило, самые активные члены биржи. Хотя следует отметить, что не во всех странах коммерческим банкам разрешено заниматься биржевой деятельностью или, напротив, на них делается основная ставка. Например, в 1993 г. 79% акций Франкфуртской фондовой биржи принадлежали отечественным коммерческим банкам и 10% — зарубежным банкам [4].

Членами российских фондовых бирж являются, как правило, юридические лица. В зарубежной практике можно выделить разное отношение к категории членов фондовой биржи. В одних странах предпочтение отдается физическим лицам (США), в других — юридическим (Япония, Канада), в третьих (их большинство) — не делается различия между физическими и юридическими лицами.

В большинстве государств в деятельности бирж разрешается принимать участие иностранным физическим и юридическим лицам, удовлетворяющим предъявляемым требованиям. В то же время в отдельных странах (в Канаде и во Франции) иностранные лица не могут быть членами биржи или их участие в уставном фонде бирж ограничивается. В российском законодательстве прямо этот вопрос пока не затрагивался.

Требования, предъявляемые к членам биржи, устанавливаются как законодательством, так и самими биржами. При этом обычно в законах устанавливаются лишь общие требования к членству на бирже, а внутрибиржевые нормативные документы предъявляют дополнительные требования. Например, биржа может определить необходимость содержания в уставах организаций, претендующих на членство, статей, декларирующих право проведения операций с ценными бумагами, а также обязательность наличия квалификационных аттестатов у физических лиц, представляющих их на бирже. Биржа дает возможность своим членам:

  • участвовать в общих собраниях биржи и управлении ее делами;

  • избирать и быть избранными в органы управления и контроля;

  • пользоваться имуществом биржи, имеющейся информацией и любыми услугами, которые она оказывает;

  • торговать в зале биржи как от своего имени и за свой счет (исполняя функции дилера), так и от имени и за счет клиента (исполнять функции брокера):

  • участвовать в разделе и получении оставшегося после ликвидации биржи имущества [5].

Вместе с тем биржа определяет и обязанности членов биржи. Они должны:

  • соблюдать устав биржи и другие внутрибиржевые нормативные документы;

  • вносить вклады и дополнительные взносы в порядке, размере и способами, предусмотренными уставом и нормативными документами;

  • оказывать бирже содействие в осуществлении ее деятельности [6].

Чтобы фондовая биржа могла выполнять поставленные перед ней задачи, она должна иметь эффективную организационную структуру, которая могла бы обеспечить не только более низкие издержки, связанные с торговлей ценными бумагами, но и ликвидность рынка, достаточное число продавцов и покупателей, возможность получения участниками торгов необходимой и точной информации как о прошлых ценах и объемах заключенных сделок, так и текущих ценах продавца и покупателя, представленных объемах и видах ценных бумаг. Организационная структура биржи должна также обеспечить доверие к ней со стороны ее членов, т. е. она должна иметь демократически избранные органы управления.

Поэтому биржа рассматривается как саморегулируемая организация, действующая на принципах биржевого самоуправления. Это проявляется в том, что в рамках действующего законодательства биржа сама принимает решение об организации своего управления, что находит отражение в ее уставе.

В соответствии с российскими законодательными документами фондовые биржи создаются в форме некоммерческого партнерства [7]. Поэтому ее органы управления делятся на общественную и стационарную структуры.

Общественная структура может быть представлена в виде схемы на рисунке 1 [8]

Общественная структура



Общее собрание

членов биржи

Выборные органы



Ревизионная комиссия


Биржевой совет


Президиум биржевого совета или

Совета директоров



Правление биржи


Рисунок 1 – Общественная структура органов управления фондовой биржи

Общее собрание членов биржи является ее высшим законодательным органом управления. Собрания членов биржи бывают годовыми, созываемыми в обязательном порядке раз в год с интервалом между ними не более 15 месяцев, и чрезвычайными (внеочередными). Последние созываются биржевым комитетом (советом), ревизионной комиссией или членами биржи, обладающими не менее 10% голосов.

Согласно ныне действующего законодательства к исключительной компетенции общего собрания относятся: [9]

  • осуществление общего руководства биржей и биржевой торговлей;

  • определение целей и задач биржи, стратегии ее развития;

  • утверждение и внесение изменений во внутрибиржевые нормативные документы;

  • формирование выборных органов;

  • рассмотрение и утверждение бюджета биржи, годового баланса,

  • счета прибылей и убытков, распределение прибыли;

  • прием новых членов биржи;

  • утверждение сметы расходов на содержание комитета (совета) и персонала биржи, в том числе определение условий оплаты труда должностных лиц биржи, ее филиалов и представительств;

  • принятие решения о прекращении деятельности биржи, назначение ликвидационной комиссии, утверждение ликвидационного баланса.

Биржа заинтересована в том, чтобы ее организационная структура максимально способствовала выполнению поставленных задач и обеспечивала низкие издержки, связанные с организацией биржевой торговли.

Управление биржей осуществляет общее собрание, совет биржи и совет директоров. Высший орган биржи — общее собрание. Совет биржи является общим координационным центром. Его обычно возглавляет президент биржи. Совет директоров — это исполнительный орган биржи. Общее собрание избирает ревизионную комиссию биржи. Каждая биржа самостоятельно осуществляет подбор ценных бумаг, составляет биржевые правила, набирает специалистов, а также устанавливает механизм биржевых торгов

Так как собрание членов биржи собирается один раз в год, для оперативного управления биржей выбирается биржевой совет. Он является контрольно-распорядительным органом текущего управления биржей и решает все вопросы ее деятельности, кроме тех, которые могут решаться только на общем собрании членов биржи. Как правило, на биржевой совет возлагаются:

  • заслушивание и оценка отчетов правления;

  • внесение изменений в правила торговли на бирже;

  • подготовка решений общего собрания членов биржи;

  • установление размеров всех взносов, выплат, денежных и комиссионных сборов;

  • подготовка решения о приеме или исключении членов биржи;

  • руководство биржевыми торгами;

  • распоряжение имуществом биржи;

  • наем и увольнение персонала биржи и т.д. Из состава совета формируется правление, которое осуществляет оперативное руководство биржей и представляет ее интересы в организациях и учреждениях.[10]

Порядок действия биржевого совета и правления определяется уставом и может иметь различия на разных биржах.

Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью биржи осуществляет ревизионная комиссия, которая избирается общим собранием членов биржи одновременно с биржевым советом.

Ревизионная комиссия вправе оценить правомочность решений, принимаемых органами управления биржи. К общему собранию членов биржи ревизионная комиссия проводит документальную проверку финансово-хозяйственной деятельности биржи (сплошную или выборочную), ее торговых, расчетных, валютных и других операций. Кроме того, ревизионная комиссия проверяет:

  • финансово-хозяйственную деятельность биржи, состояние ее счетов и достоверность бухгалтерской документации;

  • постановку и правильность оперативного, бухгалтерского и статистического учета и отчетности;

  • выполнение установленных смет, нормативов и лимитов;

  • своевременность и правильность платежей в бюджет;

  • своевременность и правильность отчислений и выплат;

  • соблюдение биржей и ее органами законодательных актов и инструкций, а также решений общих собраний членов биржи;

  • состояние кассы и фондов биржи.

Ревизионная комиссия ведет проверки по:

  • поручению общего собрания членов биржи:

  • собственной инициативе;

  • требованию биржевого комитета и участников биржи, обладающих в совокупности более 10% голосов.

Ревизии проводятся не реже одного раза в год. Члены ревизионной комиссии вправе требовать от должностных лиц биржи представления всех необходимых документов и личных объяснений.

Результаты проверок направляются общему собранию членов биржи. При отсутствии аудиторов ревизионная комиссия составляет заключение по годовым отчетам и балансам, на основании которого общее собрание членов биржи может его утверждать. Члены ревизионной комиссии обязаны потребовать созыва чрезвычайного собрания членов биржи, если возникла серьезная угроза интересам биржи.

Стационарная структура фондовой биржи представлена на рисунке 2 [11]

Стационарная структура


Исполнительные подразделения

(штатный аппарат)

Специализированные подразделения


Коммерческие организации

биржи

Комиссии,

комитеты


Рисунок 2 – Стационарная структура органов управления фондовой биржи

Стационарная структура биржи необходима для ведения хозяйственной биржевой деятельности. От того, как осуществляют свою работу подразделения, составляющие стационарную структуру, во многом зависит эффективность работы биржи.

Стационарная структура делится на исполнительные (функциональные) подразделения и специализированные.

Исполнительные (функциональные) подразделения — это аппарат биржи, который готовит и проводит биржевой торг. Они весьма разнообразны и зависят от объема биржевых сделок, количества членов и брокеров, которые работают на бирже. Однако обязательны такие подразделения, как информационный отдел, отдел листинга, регистрационное бюро, бюро по программному обеспечению, отдел по организации торгов.

Специализированные подразделения делятся на коммерческие организации, такие, как расчетная палата, депозитарий и комиссии, наиболее важными из которых являются: арбитражная, котировальная, по приему в члены биржи, по правилам биржевой торговли и биржевой этике.

2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОНДОВОЙ БИРЖИ (НА ПРИМЕРЕ РТС)

2.1 БИРЖЕВЫЕ СДЕЛКИ И ОПЕРАЦИИ, ПОРЯДОК И ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ

Биржевые сделки и операции в Российской Федерации осуществляются преимущественно на двух биржах — на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ) и на бирже «Российская Торговая Система» (РТС).

В РТС акциями сейчас торгуют в основном крупные инвестиционные компании и иностранные инвесторы. Частному инвестору биржа РТС может быть интересна, прежде всего, развитым рынком фьючерсов и опционов (FORTS)

Биржа РТС содержит в себе следующие сектора:

Классический рынок

Классический рынок РТС — старейший организованный рынок ценных бумаг России — начал работу 5 июля 1995 года. Тогда участники торгов, обладавшие терминалами РТС, могли выставлять котировки по российским акциям и по телефону договариваться о заключении и исполнении сделки. Сегодня основные принципы торговли на классическом рынке — отсутствие 100%-ного предварительного депонирования, выбор даты и способа расчетов, возможность расчетов в иностранной валюте. Здесь не требуется предварительного перевода на торги ценных бумаг и денежных средств, что обеспечивает высокую эффективность операций. Сделки на Классическом рынке заключаются с использованием торговых терминалов RTS Plaza. Участником торгов Классического рынка РТС может стать профессиональный участник рынка ценных бумаг.

Цены, формирующиеся на Классическом рынке РТС, являются общепризнанным ориентиром для инвесторов, совершающих операции с российскими акциями и депозитарными расписками на них как через РТС, так и на внебиржевом рынке и на других биржевых площадках России, биржах Европы и США. Информация о торгах в РТС транслируется огромному числу потребителей в России и за рубежом и является базой расчета главного индикатора фондового рынка России — Индекса РТС. Цены на классическом рынке устанавливаются в долларах США.

На Классическом рынке РТС представлен широкий спектр ценных бумаг — около 300 акций, облигаций и инвестиционных паев. Ценные бумаги, включенные в Котировальные списки А1, А2 и Б, — это наиболее качественные инструменты, эмитенты которых соответствуют строгим требованиям ОАО «РТС» по раскрытию информации и соблюдению норм корпоративного поведения.

На данный момент Классический рынок РТС заметно уступает фондовой секции ММВБ по обороту торговли акциями. Среднедневной оборот торгов — чуть выше 50 млн долл.

Биржевой рынок

Торги на Биржевом рынке РТС начались в ноябре 2004 года. Новая площадка была создана для организации торгов широким спектром ценных бумаг российских эмитентов: акциями (высоколиквидными «голубыми фишками» и акциями «второго эшелона»), облигациями, инвестиционными паями. Одним из приоритетных направлений развития Биржевого рынка является рынок акций «второго эшелона», где основное внимание сейчас уделяется повышению ликвидности данного сегмента рынка, выводу на рынок новых финансовых инструментов, расширению спектра ликвидных ценных бумаг. На рынке действует институт маркет-мейкеров как одного из наиболее эффективных механизмов развития рынка акций «второго эшелона». Биржевой рынок РТС ориентирован на все категории инвесторов: как на институциональных, так и на частных. Цены акций на биржевом рынке РТС устанавливаются в рублях.

Объем торгов в РТС — около 40 млн руб в день. В настоящее время от 30 до 50 процентов общего объема торгов на Биржевом рынке приходится на рынок акций «второго эшелона».

Срочный рынок (FORTS)

Рынок фьючерсов и опционов в РТС (FORTS) — ведущий российский рынок срочных контрактов. FORTS сочетает в себе развитую инфраструктуру, надежность и гарантии Фондовой биржи РТС, а также технологии торговли на срочном рынке, проверенные в течение более чем десяти лет успешного развития рынка.

Организатором торгов на рынке FORTS является ОАО "Фондовая биржа «Российская Торговая Система», клиринг осуществляет ЗАО «Клиринговый центр РТС», основным видом деятельности которого является клиринг на срочном рынке.

Наиболее важной частью сделок, заключаемых на срочном рынке, является их исполнение в определенную дату в будущем на условиях, оговоренных в момент заключения. Развивая рынок FORTS, Фондовая биржа РТС уделяет особое внимание совершенствованию системы гарантий исполнения срочных сделок. Одновременно с усовершенствованием собственной гарантийной системы, повышаются и требования к участникам торгов. Участниками торгов на срочном рынке РТС являются надежные высококапитализированные инвестиционные компании и банки.

Другой задачей, которую ставит перед собой Фондовая биржа РТС, является разработка и внедрение широкого спектра финансовых инструментов, которые позволят управлять ценовыми рисками рынков акций, валютного, долгового и товарного рынков.

В настоящий момент на рынке FORTS обращаются фьючерсы и опционы, базовыми активами которых являются индекс РТС, отраслевые индексы, акции и облигации российских эмитентов, облигации федерального займа, иностранная валюта.

Особенностью FORTS является то, что любой категории участников рынка, будь то Расчетная фирма, Биржевой посредник или Клиент-частный инвестор, предоставляется возможность работы с собственного терминала, как при помощи различных систем интернет-трейдинга, так и торговых терминалов, предоставленных самой РТС. Основные органы управления FORTS — Совет директоров ОАО "Фондовая биржа «Российская Торговая Система» и Комитет по срочному рынку ОАО "Фондовая биржа «Российская Торговая Система» — состоят из представителей профессиональных участников рынка ценных бумаг, работающих в РТС. В компетенцию Совета директоров и Комитета по срочному рынку РТС входит решение вопросов по формированию политики развития срочного рынка РТС, определение приемлемой тарифной политики, утверждение правил и других нормативных документов, а также контроль за средствами участников рынка фьючерсных и опционных контрактов. Среднедневной оборот торгов на рынке FORTS составляет более 30 млрд рублей.

К торгам РТС могут быть допущены эмиссионные ценные бумаги в процессе их размещения и обращения, а также иные ценные бумаги, в том числе инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов и ипотечные сертификаты участия в процессе их выдачи и обращения.

Биржевые сделки — это взаимосогласованные действия участников торгов, направленные на установление, прекращение или изменение их прав и обязанностей в отношении биржевых товаров, совершаемые в помещении биржи в установленные часы ее работы. Эти сделки заключаются на товары и фондовые активы, допущенные к котировке и обращению на бирже. Сформировались четыре их основных типа, представленные в таблице 1.

Таблица 1- Основные типы биржевых сделок

Типы биржевых сделок

1

сделки с предъявлением товара (товарных образцов);

2

индивидуальные форвардные сделки;

3

фьючерсные стандартные (срочные) сделки;

4

опционные сделки.

Регламент заключения сделки определяется биржей. К общим требованиям регламента биржевых сделок относится требование заключения сделок в письменной форме. В типовом договоре купли-продажи указывается дата поставки, количество, показатели качества, тип и вид биржевого товара, время, размер и форма платежа, условия поставки и ответственность сторон.

Порядок и техника проведения биржевых сделок и операций определяются следующими режимами:

1. Режим сделок, заключенных на принципе Order-Driven Market (режим Order-Driven Market)

2. Режим переговорных сделок (режим РПС)

3. Режим адресных сделок с отложенным исполнением (режим Т+N)

На Биржевом рынке РТС цены на покупку/продажу ценных бумаг по всем видам заявок в вышеперечисленных режимах указываются в российских рублях. При объявлении заявок на покупку/продажу облигаций, цены указываются в процентах от номинальной стоимости без учета накопленного купонного дохода.

Расчеты по всем видам заключенных сделок осуществляются в российских рублях.

1. Режим сделок, заключенных на принципе Order-Driven Market (режим Order - Driven Market)

Безадресные лимитированные и рыночные заявки исполняются на принципах непрерывного двойного встречного аукциона. Объявление заявок и заключение сделок осуществляется в пределах 100% предварительного депонирования активов.

Непрерывный двойной встречный аукцион предполагает заключение сделок по следующим ценам:

Сделка может быть заключена по цене указанной в заявке или по лучшей цене;

При заключении сделки на основании двух лимитированных заявок сделка заключается по цене, указанной в ранее объявленной заявке;

Сделки на основании рыночных заявок заключаются по ценам встречных по отношению к ним лимитированных заявок;

При наличии в реестре объявленных заявок нескольких заявок, встречных по отношению к вновь объявленной заявке, сделка заключается на основании заявки (заявок), содержащих наиболее выгодную для вновь объявленной заявки цену;

Если заявки, встречные по отношению к вновь объявленной, содержат одинаковые цены, они исполняются в порядке их регистрации в реестре объявленных заявок;

Сделка (сделки) на основании заявки, допускающей возможность ее частичного исполнения, может быть заключена на часть указанного в данной заявке количества ценных бумаг, соответствующую общему количеству ценных бумаг во встречных заявках;

Сделка (сделки) на основании заявки, не предусматривающей возможность ее частичного исполнения, может быть совершена только на все указанное в данной заявке количество ценных бумаг;

Сделки на основании безадресных заявок заключаются при условии полного предварительного депонирования активов:

Продавец депонирует ценные бумаги на расчетном счете депо в Расчетном депозитарии;

Покупатель депонирует денежные средства на торговом счете в Расчетной банке РТС.

Расчеты по сделкам осуществляются в день заключения сделок на условиях "Поставка против платежа".

2. Режим переговорных сделок (режим РПС)

В рамках данного режима Участники торгов информируют конкретных контрагентов о намерении совершить сделку на определенных условиях и приходят к соглашению путем выставления адресных заявок. Необходимым условием заключения сделки в режиме РПС является 100% предварительное депонирование активов. Расчеты по заключенным сделкам проводятся на условиях "Поставка против платежа" в день заключения сделки.

Данный режим торгов позволяет:

информировать Участников торгов о намерении заключить сделку на указанных в адресной заявке условиях;

заключать сделки с избранным кругом контрагентов.

3. Режим заключения адресных сделок с отложенным исполнением

(режим Т+N)

Адресные сделки с отложенным исполнением (режим Т+ N)

Простота и технологичность операций Биржевого рынка

+

Отсутствие предварительного депонирования Классического рынка

=

Сделки "T+N" на Биржевом рынке РТС

Рисунок 3 – Схема заключения адресных сделок

Заключение сделок производится путем подачи адресных заявок через Рабочую станцию или Шлюз РТС. Кратность лота и шаг цены не ограничены. Цена за одну ценную бумагу указывается в рублях.

При заключении сделки наличие ценных бумаг на торговом счете депо продавца и денежных средств на денежном торговом счете покупателя не контролируется. Стороны могут указать в сделке дату расчетов до 30 дней с момента заключения сделки, за исключением праздничных и выходных дней.

Расчеты по сделке T+N производятся на условиях поставка против платежа в день, указанный при заключении сделки. По договоренности сторон допускается исполнение сделки в любой из предшествующих торговых дней, а также в течение 5 дней, после даты, указанной сторонами при заключении сделки. Время проведения расчетов определяется сторонами в день исполнения и может быть любым в течение торговой сессии.

При исполнении продавец может указать тот выпуск ценной бумаги, который имеется у него на торговом счете.

Сделка с отложенным исполнением может быть заключена по любой ценной бумаге из допущенных к торгам на Биржевом рынке РТС.

Действуют стандартные тарифы Биржевого рынка, при этом биржевой сбор от суммы сделки взимается в день заключения сделки, а клиринговый сбор - в день исполнения сделки.

2.2 ПРОЦЕДУРА ЛИСТИНГА И ДЕЛИСТИНГА ЦЕННЫХ БУМАГ

Допуск ценных бумаг к торгам в РТС осуществляется путем их включения в Список ценных бумаг, допущенных к торгам (далее – Список ценных бумаг).

Включение ценных бумаг в Список ценных бумаг может осуществляться с прохождением и без прохождения процедуры листинга. При прохождении процедуры листинга ценные бумаги включаются в Котировальные списки "А" (первого и второго уровней), "Б", "В", "И".

Таким образом, Список ценных бумаг состоит из следующих разделов:

ценные бумаги, включенные в Котировальный список "А" первого уровня ("А1"),

ценные бумаги, включенные в Котировальный список "А" второго уровня ("А2"),

ценные бумаги, включенные в Котировальный список "Б",

ценные бумаги, включенные в Котировальный список "В",

ценные бумаги, включенные в Котировальный список "И",

ценные бумаги, допущенные к торгам без прохождения процедуры листинга (Внесписочные ценные бумаги).

Для включения ценных бумаг в Список ценных бумаг/Котировальный список Заявитель представляет в Департамент листинга и внебиржевого рынка РТС заявление и комплект документов в соответствии с Приложениями № 1 или № 3 к Правилам допуска ценных бумаг к торгам РТС (в зависимости от выбранного раздела Списка ценных бумаг).

Типовые формы документов для включения в Список ценных бумаг/Котировальный список размещены в разделе Листинг/Документы.

Заявителями ценных бумаг могут быть:

в раздел Внесписочных ценных бумаг – эмитент ценных бумаг (управляющая компания ПИФа/ управляющий ипотечным покрытием), Участник торгов, Биржа,

в Котировальные списки (кроме Котировального списка "И") – эмитент ценных бумаг (управляющая компания ПИФа / управляющий ипотечным покрытием),

в Котировальный список "И" - эмитент + уполномоченный финансовый консультант

(УФК подтверждает достоверность и полноту всей информации, включенной в документы, представленные эмитентом для прохождения процедуры листинга),

допуск к торгам биржевых облигаций может осуществляться только по заявлению их эмитента.

Общие условия допуска ценных бумаг к торгам:

- осуществлена регистрация проспекта ценных бумаг, проспекта эмиссии ценных бумаг или плана приватизации, зарегистрированного в качестве проспекта эмиссии ценных бумаг (правил доверительного управления паевым инвестиционным фондом, правил доверительного управления ипотечным покрытием);

- осуществлена государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг эмитента или в ФСФР России представлено уведомление об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг (за исключением случаев размещения ценных бумаг на торгах РТС или включения ценных бумаг в Котировальные списки "В" и "И");

- эмитентом ценных бумаг соблюдаются требования законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и нормативных правовых актов ФСФР России, в том числе о раскрытии информации на рынке ценных бумаг, а управляющей компанией паевого инвестиционного фонда (управляющим ипотечным покрытием) – требования законодательства Российской Федерации об инвестиционных фондах (об ипотечных ценных бумагах) и иных нормативных правовых актов.

Для включения ценных бумаг в Котировальные списки к эмитенту (управляющей компании ПИФа/управляющему ипотечным покрытием) и ценным бумагам предъявляется ряд дополнительных требований.

Процедура прохождения листинга подробнее описана в таблице 2.

Таблица 2- Процедура включения ценных бумаг в Список ценных бумаг

с прохождением и без прохождения процедуры листинга[17]

Порядок действий

Срок

Листинг

Внесписок

1

Заявитель подает пакет документов в Департамент листинга и внебиржевого рынка

Т

T

2

Департамент листинга и внебиржевого рынка проводит экспертизу поданных документов и готовит заключение о включении (об отказе во включении) ценных бумаг в Список ценных бумаг (в том числе в Котировальный список)

Т+10

Т+10

3

Единоличный исполнительный орган принимает решение о включении (об отказе во включении) ценных бумаг в Список ценных бумаг (в том числе в Котировальный список) (Утверждение Изменений к Списку ценных бумаг Единоличным исполнительным органом)

Т+15

Т+15*

4

Уведомление ФСФР России о внесении изменений в Список ценных бумаг

Т+16

Т+16

5

Уведомление заявителя и эмитента о включении его ценных бумаг в Список ценных бумаг (в том числе в Котировальный список)

6

Раскрытие информации о включении ценных бумаг в Список ценных бумаг (в том числе в Котировальный список) на сайте РТС

7

Вступление в силу решения о включении ценных бумаг в Список ценных бумаг (в том числе в Котировальный список)

Т+20

*(Т+15)

8

Начало торгов ценными бумагами, включенными в Список ценных бумаг (в том числе в Котировальный список)

Т+20

Т+17

все сроки указаны в рабочих днях.

Требования к Котировальным спискам устанавливаются Правилами допуска ценных бумаг к торгам ОАО "РТС". (Прил.1-4)

Делистинг ценных бумаг - исключение фондовой биржей ценных бумаг из котировального списка. (Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг")

Основания исключения корпоративных ценных бумаг, инвестиционных паев ПИФов и ипотечных сертификатов участия из Списка ценных бумаг, допущенных к торгам Биржи (далее - Список), а также основания делистинга:

1.1. несоответствие эмитента (управляющей компании ПИФа, управляющего ипотечным покрытием) и их ценных бумаг требованиям о допуске к торгам Биржи;

1.2. получение Биржей от Заявителя или эмитента (управляющей компании ПИФа, управляющего ипотечным покрытием) данных ценных бумаг заявления, содержащего объективную и обоснованную причину необходимости исключения ценных бумаг из Списка;

1.3. признание выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным;

1.4. истечение срока обращения ценных бумаг;

1.5. погашение (аннулирование) всех ценных бумаг данного вида, категории (типа);

1.6. признание эмитента несостоятельным (банкротом), прекращение деятельности в результате реорганизации или ликвидация эмитента (прекращение ПИФа, прекращение договора доверительного управления ипотечным покрытием);

1.7. неоднократные нарушения эмитентом (управляющей компанией ПИФа, управляющим ипотечным покрытием) требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах (инвестиционных фондах, об ипотечных ценных бумагах) и нормативных правовых актов ФСФР России;

1.8. неустранение эмитентом (управляющей компанией ПИФа, управляющим ипотечным покрытием) выявленных ФСФР России или Биржей нарушений в течение срока, предусмотренного для их устранения, но не более 6 месяцев;

1.9. непредставление Заявителем, эмитентом (управляющей компанией ПИФа, управляющим ипотечным покрытием) информации в требуемом объеме и установленные сроки;

1.10. Биржей получено предписание ФСФР России об исключении ценных бумаг из Списка;

1.11. торги по ценным бумагам, включенным в Список до государственной регистрации их отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) или представления в ФСФР России уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска), не были начаты в течение 4 месяцев с момента их включения в Список;

1.12. наличие сведений, дающих основание полагать, что могут быть нарушены права и (или) законные интересы инвесторов;

1.13. аннулирование лицензии управляющей компании на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами.

Основания делистинга корпоративных ценных бумаг, инвестиционных паев ПИФов и ипотечных сертификатов участия:

2.1. несоответствие ценных бумаг и их эмитентов (управляющих компаний ПИФов, управляющих ипотечным покрытием) требованиям, установленным для включения ценных бумаг в соответствующий котировальный список, за исключением требования о минимальных ежемесячных объемах сделок;

2.2. прекращение Договора об оказании услуг листинга;

2.3. получение Биржей заявления от эмитента (управляющей компании ПИФа, управляющего ипотечным покрытием) об исключении его ценных бумаг из котировального списка;

2.4. наличие у эмитента убытков по итогам последних трех лет;

2.5. получение Биржей предписания ФСФР России с указанием исключить ценные бумаги из котировального списка;

2.6. среднемесячный объем сделок с ценными бумагами эмитента (инвестиционными паями ПИФа, ипотечными сертификатами участия) составляет

менее установленных нормативов:

Таблица 3 - Минимальный среднемесячный объём сделок

Инструменты

А1

А2

Б

И

Минимальный среднемесячный объем сделок, рассчитанный по итогам последних 6 месяцев

• для акций

50 млн руб.

5 млн руб.

3 млн руб.

-

• для облигаций / биржевых облигаций

25 млн руб.

2,5 млн руб.

1 млн руб.

-

• для инвестиционных паев

500 тыс. руб.

300 тыс. руб.

100 тыс. руб.

-

Минимальный среднемесячный объем сделок, рассчитанный по итогам последних 2 месяцев

• для акций

-

-

-

1 млн руб.*


* при несоответствии данному критерию делистинг ценных бумаг из Котировального списка "И" не осуществляется, если эмитентом заключен договор с участником торгов о выполнении им обязательств маркет-мейкера в отношении соответствующих акций, и указанный участник торгов надлежащим образом исполняет взятые на себя обязательства.

Делистинг ценных бумаг из Котировального списка "И" осуществляется по следующему дополнительному основанию:

- расторжение договора между эмитентом и уполномоченным финансовым консультантом, если эмитент в течение одного месяца со дня расторжения указанного договора не представил договор с другим уполномоченным финансовым консультантом, в котором на последнего возлагается обязанность по контролю за раскрытием информации эмитентом и по подтверждению достоверности и полноты всей информации, содержащейся в ежеквартальных отчетах эмитента, за исключением части, подтверждаемой аудитором и (или) оценщиком, в течение всего срока нахождения акций в данном котировальном списке.

В случаях, предусмотренных Льготными условиями включения акций и облигаций в котировальные списки, делистинг соответствующих ценных бумаг, а также в случае перевода акций из Котировального списка "В" в другие котировальные списки, осуществляется в течение 1 года с момента их включения в котировальный список. А также в случаях, если среднемесячный объем сделок с ценными бумагами, рассчитанный по итогам последних 3 месяцев, будет ниже минимального объема, предусмотренного пунктом 2.6.

Делистинг облигаций не осуществляется при несоответствии критерию пункта 2.6, в случае если в течение указанных 6 месяцев не менее двух третьих каждого торгового дня дилер(ы), уполномоченный(ые) эмитентом облигаций, подавал(и) встречные заявки по этим ценным бумагам и спрэд по этим заявкам не превышал размера спрэда, рассчитанного по нижеприведенной формуле.

Максимальный спрэд, выражаемый в процентах к номинальной стоимости облигации:

0,25 + М/К, где

М - количество целых месяцев, оставшихся до погашения облигации;

К - показатель, который принимается равным следующим значениям:

100 - для расчета спрэда по ценным бумагам, включенным в Котировальный список "А" первого уровня;

75 - для расчета спрэда по ценным бумагам, включенным в Котировальный список "А" второго уровня;

50 - для расчета спрэда по ценным бумагам, включенным в Котировальный список "Б".

Эмитент облигаций обязан не позднее рабочего дня, предшествующего дню, с которого дилер начнет выставлять встречные заявки, направить Бирже уведомление, содержащее наименование дилера и наименование ценных бумаг, в отношении которых будут осуществляться соответствующие обязанности, а также дату начала выполнения этих обязанностей.

2.3 ДОХОД И РАСХОД ОТ БИРЖЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Доходы от биржевой деятельности состоят из следующих видов:

- доходы от реализации услуг биржи по организации и проведению торгов, взимаемые биржей в виде процента от стоимости заключенной сделки или фиксированной суммы с предприятий, объединений и организаций, осуществляющих брокерскую деятельность;

- доходы от продажи брокерских мест (временное (на определенный срок) или постоянное право на осуществление торговли);

- доходы от других видов биржевой деятельности, предусмотренные Уставом и в соответствии с законами о биржах. Это могут быть, например, доходы за хранение, учет и расчеты по ценным бумагам, за услуги информационных служб биржи, за пользование сетями, изданиями, за аккредитацию участников биржевых торгов и т.п.

В числе основных статей затрат бирж можно назвать:

- амортизационные отчисления по основным средствам и нематериальным активам;

- расходы на оплату труда, а также начисляемые на фонд оплаты труда налоги и отчисления на социальное страхование;

- арендные платежи;

- расходы на информационные услуги и др.

Кризис на финансовом рынке затронул не только банки и профессиональных участников, но и отразился на инфраструктуре фондового рынка: обороты на двух основных российских торговых площадках — РТС и ММВБ — сокращаются, что не может не отразиться на доходах бирж. В связи с этим на биржах планируется провести оптимизацию расходов.

По предварительным данным, за истекающий год доля биржи РТС в общем объеме торгов акциями российских эмитентов выросла с 1,2 до 7,5%. Основная причина этого - появление в апреле новой площадки по торговле акциями RTS Standard. В результате биржа РТС, которая прежде специализировалась на торговле производными инструментами, составила существенную конкуренцию ММВБ и на рынке акций.

Биржа РТС подвела итоги года. По данным за 2009 год, операционные доходы увеличились на 34%, до 1,178 млрд руб., чистая прибыль ОАО РТС выросла на 20% по сравнению с минувшим годом (956 млн руб.) и достигла 1,15 млрд руб. По словам председателя правления биржи РТС Романа Горюнова, существенное увеличение доходов по операционной деятельности связано с увеличением объема торгов как на срочном рынке, так и на фондовом рынке, включая новый рынок акций RTS Standard. В то же время рентабельность собственного капитала (ROE) биржи в нынешнем году снизилась с 25 до 24. Общий объем торгов на РТС в 2009 году превысил $760 млрд. На рынке акций РТС в нынешнем году объем торгов увеличился почти в пять раз и составил $51 млрд. Основную роль в росте оборотов на РТС сыграл запуск на РТС в конце апреля RTS Standard. Инвесторов привлекает на новую площадку наличие центрального контрагента по сделкам, который позволяет минимизировать риски их неисполнения, а также возможность оплаты ценных бумаг через несколько дней. Новая площадка позволила РТС увеличить долю рынка. По итогам прошлого года, на РТС приходилось 1,2% от всего объема торгов акциями российских эмитентов (включая торги на ММВБ и Лондонской бирже). В этом году по данным на 21 декабря доля РТС выросла до 7,5%.

В то же время на ММВБ отмечалась обратная тенденция. Общий объем торгов акциями на ММВБ за январь-ноябрь 2009 года сократился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 25%, до 24,036 трлн руб.

Доля РТС выросла и на рынке производных инструментов. По итогам сентября-ноября 2008 года доля срочного рынка РТС Forts составила 64%, а на срочный рынок ММВБ пришлось 36%. По итогам сентября-ноября 2009 года доля Forts составила 98%, а на срочный рынок ММВБ пришлось лишь 2%.

Рост многих финансовых показателей и оборотов на РТС - результаты шагов по развитию биржи как рыночной структуры.

3 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ФОНДОВОГО РЫНКА

В настоящее время на российском фондовом рынке существуют две основные биржевые площадки – это Фондовая Биржа РТС и Московская Межбанковская Валютная Биржа. Есть ещё Московская Фондовая Биржа, но это площадка для одной ценной бумаги – акций Газпрома. [16]

Сейчас РТС – это активно используемая в России электронная биржевая площадка, на долю которой приходится около половины от общего объема торгов на российском фондовом рынке. Электронные биржевые торги происходят на базе рабочей станции RTS PLAZA, которая представляет собой не имеющий аналогов в России комплекс современного программного обеспечения и баз данных, устанавливаемый на персональном компьютере члена биржи. Система позволяет ее участникам в режиме реального времени выставлять котировки, получать оперативную информацию о состоянии рынка и заключать сделки купли-продажи ценных бумаг российских эмитентов времени с расчетами как в рублях РФ, так и в иностранной валюте. Она максимально проста для пользователей, что позволяет оперативно совершенствовать ее в соответствии с потребностями пользователей. К обращению в РТС допущено более 350 акций и облигаций. В системе заложена возможность объединения с депозитариями, регистраторами, расчетно-клиринговыми системами, что многократно повышает ее эффективность и в ближайшей перспективе приведет к автоматическим расчетам и перерегистрации после заключения сделки.

Современное положение ММВБ определяется тенденцией глобализации финансовых рынков, которое наиболее ярко проявилось в интеграции региональных биржевых систем и использовании новейших электронных технологий. Сама технология торговли не имеет особых отличий от РТС ни по безопасности, ни по эргономике. После переезда в новый комплекс зданий, оборудованных по самым строгим стандартам обеспечения биржевых электронных торгов, биржа сделала ряд шагов по дальнейшему развитию сотрудничества со своими технологическими партнерами и другими биржами. Прошло внедрение программно-аппаратного интерфейса, который позволяет через брокерские системы подключать к торгово-депозитарному комплексу ММВБ удаленные места инвесторов с использованием интернет-технологий. Биржа приступила к подготовке открытия сектора «Высокие технологии», в котором предполагается организовать размещение акций высокотехнологичных фирм, включая интернет-компании. На ММВБ продолжал активно развиваться рынок корпоративных облигаций, общий объем размещения которых в 2000 году превысил 20 млрд. рублей. Благодаря сотрудничеству с крупнейшими информационными агентствами и использованию интернет-технологий ММВБ является крупнейшим поставщиком финансовой информации в режиме реального времени.

Продолжает расширятся состав НАУФОР, которая сейчас объединяет порядка 1000 компаний, расположенных по всей России, и имеет 14 филиалов, местонахождение которых сопадает с местонахождением региональных отделений ФКЦБ России. НАУФОР удалось проделать значительный объем работы по решению взятых на себя задач. В настоящее время в ассоциации разработаны и действуют документы, регулирующие профессиональную деятельность ее членов и направленные на защиту интересов клиентов и инвесторов. Не менее приоритетным направлением деятельности НАУФОР является работа по организации профессионального обучения участников рынка ценных бумаг, а также участие в программах аттестации специалистов фондового рынка.

Роль фондового рынка в мире непрерывно растет. Используя его инструменты, правительства и корпорации, по оценке ряда исследователей, привлекают до 75% необходимых для экономики средств. Опыт развитых стран убедительно доказывает, что между состоянием экономики и движением фондового рынка существует тесная взаимосвязь. Например, корреляция между валовым внутренним продуктом США и величиной фондового индекса в течение последних 50 лет достигает 90%. Аналогичная ситуация наблюдается и в государствах, динамично развивающих свою экономику.

Наша проблема заключается не в отсутствии финансовых ресурсов для инвестиций, а в отсутствии мотивации инвестиционной деятельности, в том числе и при помощи инструментов фондового рынка. Во всех странах мотивация осуществления инвестиций, прежде всего долгосрочных, порождается существующей системой базовых ценностей. Россия находится в самом начале формирования рыночных отношений, и новая система ценностей находится в процессе становления.

Главной, базовой ценностью на рынке всегда было и всегда будет взаимное доверие: между инвесторами, эмитентами и государством. Кризис доверия – вот первопричина крайне низкого качества корпоративного управления в России. И отсутствие системы базовых ценностей препятствует соблюдению баланса интересов акционеров, менеджеров, клиентов и общества в целом. Соответственно очень слаба и мотивация для использования инструментов фондового рынка.

Проблема отсутствия базовых ценностей, острого дефицита доверия затрагивает и фондовый рынок. Государство как главный регулирующий орган и один из основных участников рынка не должно оставаться в стороне от ее разрешения. Пока же понимания необходимости этого нет, что отражается в недостатках законодательной базы рынка ценных бумаг, проблемах налогообложения инвесторов, чрезмерно бюрократическом подходе регулирующих органов к решению проблем рынка.

В этих условиях наш рынок может предоставить инвестору крайне ограниченный набор инструментов. По количеству эмитентов, акции которых вошли в листинг крупнейших бирж, РФ уступает США в 250 раз, а Великобритании в 70 раз. Если на развитых рынках число рыночных инструментов исчисляется тысячами и десятками тысяч, то у нас в лучшем случае десятками единиц. Бедность инструментария – сильное препятствие притоку капитала в реальный сектор экономики, ведь одним из основных условий прихода инвестиций на фондовый рынок является разнообразие предлагаемых на нём инструментов.

Отсутствие доверия и скудость инструментария порождают характерную особенность российского фондового рынка. Рынок этот практически никак не связан со сбережениями граждан нашей страны. Наш рынок представляет собой нечто вроде клуба по интересам для узкого круга участников, хотя его история насчитывает уже более 7 лет, а после приватизации 1992 года число владельцев акций составляет не менее половины экономически активного населения страны. Клиентами же брокерских фирм, чьи деньги действительно инвестируются в ценные бумаги, кроме юридических лиц, являются лишь несколько десятков тысяч достаточно обеспеченных граждан. Вместе с тем, в развитых странах главная группа инвесторов – это частные лица, действующие напрямую или через пенсионные и паевые фонды, банки и брокерские фирмы. Именно индивидуальные инвесторы обеспечивают своими средствами инвестиции в национальную экономику, развитие новых технологий и ликвидность финансовых рынков.

В начале 90-х годов широкое внедрение систем торговли, реализуемых при помощи сети Интернет, привлекло на фондовый рынок десятки миллиардов долларов от десятков миллионов американских семей. Число участников рынка увеличилось в несколько раз.

В наших условиях внедрение систем Интернет-торговли ценными бумагами может внести решающий вклад в развитие фондового рынка. Она может сделать фондовый рынок доступным для тысяч физических лиц и обеспечить их участие в инвестиционном процессе. Например, на ММВБ только за год число участников рынка выросло за год более чем в 2.5 раза. И это только начало, ведь инвестиционный потенциал населения у нас очень большой. Даже если лишь несколько процентов тех средств, поступит на фондовый рынок, резко повысится ликвидность, а это в перспективе станет важнейшей предпосылкой для значительного увеличения потока инвестиций. К сожалению, широкое распространение систем Интернет-торговли до сих пор затруднено. С одной стороны, их внедрению препятствует низкий уровень развития коммуникационных сетей. С другой стороны, серьезные ограничения накладывает законодательство. В частности, до сих пор не решены многие юридические вопросы, связанные с электронным оформлением сделок, нет продвижения в законе об электронной цифровой подписи. Решение этих проблем сегодня остро необходимо фондовому рынку.

Кроме технологических проблем, задача привлечения на фондовый рынок инвесторов из числа физических лиц осложняется ещё и фискальным характером налогового законодательства, не стимулирующего инвестиционный процесс. Основная задача государства на данном этапе реформ – содействие росту экономики страны, создание всех условий для его продолжения. Иначе вслед за вполне вероятным снижением цен на нефть и природный газ мы вновь окажемся в ситуации, подобной августу 1998 года. Налогообложение представляет собой один из инструментов реализации государством целей экономической политики. Придание инвестиционной направленности налоговой системе поможет уже в ближайшие годы достичь высоких темпов экономического роста вне зависимости от мировых цен на энергоресурсы.

Последнее десятилетие уходящего века ознаменовалось стремительным развитием мирового фондового рынка. Даже финансовые кризисы 90-х не смогли помешать развитию рыночной инфраструктуры, широкому внедрению новых методов корпоративного управления, радикальному повышению мобильности капитала.

Задача развития фондового рынка, обеспечения его взаимосвязи с реальным сектором экономики стоит сейчас исключительно остро. Государство должно понять, что фондовый рынок является жизненно важной отраслью рыночной экономики и к его развитию нельзя относиться по остаточному принципу.

Существенный сдвиг должен произойти в психологии всех участников рынка. Только перейдя к политике созидания, объединив усилия участников рынка и государства, удастся достигнуть устойчивого роста экономики и фондового рынка

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Создание акционерных обществ, рост выпуска предприятиями акций, использование государством ценных бумаг для долгосрочного инвестирования и финансирования государственных программ и долга приводят к появлению интенсивно расширяющегося рынка ценных бумаг и вызывают необходимость регулирования их движения со стороны государства.

По мере формирования рынка ценных бумаг возникает необходимость в учреждении специальных органов, в основные функции которых включают организацию торгов, контроль и регулирование оборота ценных бумаг и движения имущества и др. Такими органами являются фондовые биржи, существование которых обусловлено мировой практикой функционирования финансовых рынков.

Фондовые биржи заменяют громоздкую, затратную и неэффективную иерархическую, вертикальную систему отраслевого перераспределения финансовых ресурсов. Поэтому фондовая биржа представляет собой постоянно действующий регулируемый рынок ценных бумаг. Она создает возможности для мобилизации финансовых ресурсов и их использования при долгосрочном инвестировании, производства, государственных программ и долга.

Значение биржи в настоящее время возрастает, ее рассматривают как институт ценообразования и организатора торгов биржевым товаром. Особенно ярко это проявляется по отношению к фондовой бирже.

Организатором торговли на рынке ценных бумаг считается юридическое лицо, профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий непосредственную деятельность по организации торговли на рынке, т.е. предоставление услуг, способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами.

Как фондовая биржа, так и организатор внебиржевой торговли свою деятельность в качестве организатора торгов могут осуществлять только при наличии соответствующих лицензий.

Выполняя роль организатора торговли, фондовая биржа создается, как определено законом, в форме некоммерческого партнерства, а организатор внебиржевой торговли имеет возможность установить свою организационно-правовую форму самостоятельно. Организатор торговли свою деятельность осуществляет как исключительную, поэтому фондовой бирже запрещается выступать в качестве организатора внебиржевой торговли.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (с последующими изменениями и дополнениями).

2. Постановление ФКЦБ и ЦБ РФ от 20, 22 января 1998 г., № 3, 16- Положение об особенностях и ограничениях совмещения брокерской, дилерской деятельности и деятельности по доверительному управлению ценными бумагами с операциями по централизованному клирингу, депозитарному и расчетному обслуживанию // Вестник ФКЦБ, 1998 г., №

3 Постановление ФКЦБ от 16 октября 1997 г., № 36. Положение о депозитарной деятельности в РФ. // Вестник ФКЦБ, 1997г., № 11;

4 Баринов Э.А. Рынки: валютные и ценных бумаг. - Экзамен, 2000.

5 Дашков А. В., Шестаков Д. А. Рынок ценных бумаг. - 2-е изд., перераб. и доп. - ИД «Дашков и К», 2000.

6 Лялин В. А., Воробьев П. В. Ценные бумаги и фондовая биржа. Изд. 2-е, перераб. доп. - ФИЛИНЪ, Рилант, 2000.

7 Колтынюк Б. А. Ценные бумаги: Учебник. - Издательство Михайлова В. А., 2000.

8 Дефоссе Г. Биржи и биржевая деятельность. - Минск: Экоперспектива, 1995.

9 Коротков В.В. Фондовые биржи и акции. - М: Перспектива, 1996.

10 Рынок ценных бумаг. Под редакцией В.А. Галанова, А. И. Басова. - М. : Финансы и статистика, 1996.

11 Фондовые рынки США : основные понятия, механизмы, терминология.- Драчев С.Н М: Финансы и статистика, 1996.

12 Рынок ценных бумаг и его участники. Алексеев М.Ю. - Бухгалтерский учет, №2, 2001г.

13 Российский фондовый рынок: Законы, комментарии, рекомендации. Под редакцией Козлова А.А. - Москва, Банки и биржи, ЮНИТ, 2000г.

14. Рынок ценных бумаг и биржевое дело. Бердникова Т.Б.

М.: ИНФРА-М, 2007. – 278 с.

15. Лялин В. А. Ценные бумаги и фондовая

биржа. М.: Филинъ, 2005. – 232 с.

16 Статья: «РТС задала новый Standard», КоммерсантЪ №12 ОТ 23.12.09

17 ссылка на сайт удаленаP>

ссылка на сайт удаленаP>

19 ссылка на сайт удаленаru

20 ссылка на сайт удаленаP>

21 http: // www. fcsm. ru./.

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4