Анализ бизнес-плана, сущность, этапы проведения


Реферат >> Банковское дело

Содержание

1.Анализ бизнес-плана, сущность, этапы проведения 3

2. Хозяйственный способ строительства, источники финансирования, документация. 12

3.Виды инновационной стратегии. Фазы жизненного цикла продукта. Пример - жизненный цикл автомобиля и трактора. 16

4. Список литературы 25

Анализ бизнес-плана, сущность, этапы проведения

Инвестиции представляют собой тот необходимый ресурс, без которого невозможно представить себе эффективную работу современных предприятий. Однако, по оценкам мировых финансовых институтов, сегодня российский уровень инвестиционной активности в отношении к ВВП более чем на 20% ниже, чем того требуют эффективные процессы воспроизводства.

Общеизвестно, что профессионально сформированный, основанный на грамотных расчётах бизнес-план представляет собой залог успеха в бизнесе и способ формирования долгосрочной стратегии субъекта предпринимательства в области хозяйственной деятельности. Однако, множество научных публикаций заставляет связать низкий уровень эффективности инвестиционной деятельности в России с несовершенством инструментария оценки эффективности инвестиционных проектов, в том числе, их краткого резюме – бизнес-планов. Отметим, что даже имеющиеся на сегодняшний день инструменты для оценки эффективности бизнес-планов не применяются в полной мере, невзирая на то, что российская школа бизнеса уделяет значительное внимание этой проблеме. Цель данной статьи состоит в попытке детализации указанной проблемы с разработкой рекомендаций для практического применения.

В настоящий момент в России преобладает вероятностный характер экономического развития, действие в российской экономике множества случайных факторов предопределяет существенные риски реализации бизнес-планов. При таких обстоятельствах значение для инвесторов, кредиторов, владельцев бизнеса и других заинтересованных лиц качественного анализа эффективности бизнес-плана невозможно переоценить.

Прежде, чем изложить алгоритм оценки эффективности бизнес-планирования, определим точки ответственности специалистов за разработку тех или иных аспектов бизнес-плана. В таблице 1 представлена комбинация действий и уровней ответственности персонала предприятия при формировании бизнес-плана. При осуществлении оценки эффективности бизнес-плана данную комбинацию следует рассматривать в качестве структурированной системы, указывающей на источники получения детализированной информации по проекту.

Таблица 1

Уровни ответственности персонала предприятия при формировании бизнес-плана

Выполняемые функции

Уровень ответственности

Руководитель группы по разработке бизнес-плана

  • соответствие бизнес-плана внутренней регламентирующей документации;

  • исполнение сроков разработки бизнес-плана;

  • определение достаточности запрашиваемой информации

Технический специалист

  • предоставление общей информации об отрасли и запускаемом продукте;

  • определение достоверности анализов и прогнозов развития отрасли;

  • осуществление экспертной оценки информации, специфичной для отрасли, продукта;

  • определение фаз, связанных с разработкой, производством, внедрением, обслуживанием, эксплуатацией

Специалист по инвестиционной деятельности

  • организация профессиональных расчетов инвестиционных показателей;

  • осуществление оценки рисков;

  • выдача предложений по управлению рисками;

  • формирование инвестиционных моделей

Финансист

  • предоставление информации об обеспечении бизнес-плана финансированием;

  • выбор целесообразных форм финансирования;

  • процедуры согласования финансирования с правовыми аспектами проекта;

  • проработка вопросов, связанных с оптимизацией  налогообложения

Юрист

  • анализ соответствия бизнес-плана действующему законодательству;

  • проработка вопросов, связанных с оптимизацией  налогообложения

HR-, PR-, GR-, IR-специалисты

  • HR-менеджер — предоставление информации о наличии и качественном составе человеческих ресурсов;

  • PR-менеджер — осуществление PR-обеспечения, оценки изменения стоимости бренда;

  • GR-менеджер — предоставление информации о наличии GR-ресурсов;

  • IR-менеджер — действия по управлению отношениями с соинвесторами

Маркетолог

  • определение уровня цен на материалы и готовые изделия;

  • проведение анализа отрасли, конкурентной среды, поставщиков, поведения клиентов


Определив точки ответственности за предоставление детализированной информации, перейдем к описанию общей последовательности оценки эффективности бизнес-плана. Опыт показывает эффективность анализа, определяемого следующими этапами:

• предварительной экспертной оценкой;
• маркетинговым анализом;
• технической оценкой;
• финансовой оценкой;
• институциональным анализом;
• оценкой рисков.

Осуществление предварительной экспертной оценки бизнес-плана

На данном этапе осуществляется проверка изложенной в бизнес-плане оценки состояния отрасли экономики (первый параметр оценки), к которой относится организация, представившая бизнес-план, и положения организа-ции в пределах отрасли (второй параметр оценки).

Анализ состояния отрасли экономики осуществляется путём отнесения её к оному из следующих положений:

• зародышевому;
• развивающемуся;
• зрелому;
• состарившемуся.

Второй параметр предполагает оценку конкурентоспособности организации в пределах отрасли, путём отнесения её к оному из следующих положений:

• доминантному;
• сильному;
• благоприятному;
• нестабильному;
• слабому;
• нежизнеспособному.

При сопоставлении полученных параметров формируется матрица жизнен-ных циклов организации.

Состояние отрасли/оценка конкурентоспособности

зародышевое

развивающееся

зрелое

состарившееся

доминантное

 

 

 

 

сильное

 

 

 

 

благоприятное

 

 

 

 

нестабильное

 

 

 

 

слабое

 

 

 

 

нежизнеспособное

 

 

 

 


Проекты из числа перспективных, будут находиться в верхних графах матрицы, с левой стороны. При нахождении внизу справа - проект неудачен.

Маркетинговый анализ

Цель анализа коммерческой состоятельности бизнес-плана состоит в исследовании вопросов:

• будет ли организация в состоянии продать продукт, предусмотренный анализируемым бизнес-планом?
• получит ли предприятие от реализации продукта достаточный объем прибыли?
• совместим ли проект с внутренней и внешней политикой государства?

При отрицательном ответе хотя бы на один из этих вопросов бизнес-план подлежит отклонению.

Осуществление технической оценки эффективности бизнес-плана

На данном этапе определяется корректность сделанных в бизнес-плане выводов по следующим вопросам:

• по вопросам применения технологии, подходящей для реализации проекта;
• по вопросам анализа региональных условий, в том числе, в аспекте цены и доступности материалов, энергетики, трудовых ресурсов.


Осуществление финансовой оценки эффективности бизнес-плана

Реализация общего алгоритма осуществления финансового анализа бизнес-плана – это настоящая школа бизнеса:

• оценка финансового положения организации в течение 3-5 предшествую-щих лет работы организации;
• оценка окупаемости проекта.

Оценивая окупаемость проекта, в границах предполагаемого срока его реализации осуществляется анализ планируемых денежных потоков. Эти объемы должны обеспечивать покрытие размеров суммарных инвестиций.

С точки зрения финансовых параметров проект может быть принят, если генерируемые от эмиссии ценных бумаг суммарные денежные потоки обес-печивают покрытие требуемых норм доходности.

Экономическая эффективность капвложений анализируется следующими методами:

- Методом оценки срока окупаемости инвестиций:

где PP – период окупаемости, лет;
I0 – первоначальные инвестиции;
CFt – чистые денежные поступления от реализации инвестиционного проекта в году t.

- Методом определения среднегодовой прибыли:

,где Т – продолжительность инвестиционного периода;
Рt – стоимостная оценка результатов, получаемых от проекта в течение периода времени t;
Зt – совокупные затраты по проекту в течение периода времени t;
m – число интервалов в течение инвестиционного периода.
Бизнес-план может считаться экономически привлекательным, если данный параметр - положительный.

- Методом простой нормы прибыли на инвестиции (ARR):

,где EBIT(1-H) – доход после налоговых, но до процентных платежей, равный произведению дохода до процентных и налоговых платежей (EBIT) и разности между единицей и ставкой налогообложения прибыли Н;
и – стоимость активов на начало и конец рассматриваемого периода.

- Методом чистого дохода (ЧД) (net value, NV):

,где Д – суммарные доходы по проекту;
З – суммарные затраты по проекту.

- Методом чистого дисконтированного дохода (ЧДД):

,где Е – желаемая норма прибыльности (ставка дисконтирования);
I0 – первоначальное вложение средств (инвестиционные затраты),
CFt – чистый денежный поток в конце периода t.

- Методом оценки рентабельности инвестиций:



- Методом внутренней нормы доходности (ВНД):


Вопрос оценки качества инструментов для определения экономической эффективности – предмет многочисленных научных дискуссий. В наиболее общем и простом виде систему параметров для отбора целесообразного варианта бизнес-плана можно представить так:

• приемлемые значения срока окупаемости характеризуются периодом, меньшим расчетного периода и меньшим срока возврата инвестиций;
• если показатель NPV>0, то проект эффективен и может быть принят: чем больше значение NPV, тем более эффективен бизнес-план;
• если значение индекса прибыльности PI >1, то проект эффективен;
• если значение показателя IRR> нормы дисконта, то проект целесообразен.

Осуществление институционального анализа

В рамках институционального анализа оценивается возможность успешной реализации бизнес-плана с учетом организационных, юридических, политических и административных факторов.

Проведение оценки влияния внутренних факторов осуществляется в рамках следующих блоков:

1. Возможностей менеджмента:
• стаж и квалификационные показатели первых лиц организации;
• мотивация топ- менеджеров;
• факторы совместимости топ- менеджеров с целями бизнес-плана.
2. Возможностей трудовых ресурсов.
3. Возможностей организационной структуры организации с тщательным анализом процессов принятия решений и делегирования полномочий.

Осуществление оценки рисков

Осуществляется последовательная оценка следующих видов риска:

• производственного - связанного с возможностями невыполнения обязательств перед потребителями продукции;
• финансового – связанного с возможностями невыполнения кредитных обязательств;
• инвестиционного – связанного с возможностями обесценивания инвестиционно-финансовых портфелей;
• рыночного – связанного с возможностями колебания цен, ставок и курсов валют;
• политического – связанного с возможными убытками от политических перемен.

Алгоритм анализа степени влияния рисков бизнес-плана реализуется по схеме:

Далее выбираются наиболее неопределенные рисковые параметры бизнес-плана, подобные снижению объема продаж, снижению цены продаж, повышению себестоимости единицы товара:

Итог анализа рисков представляет собой описание неопределенностей, свойственных бизнес-плану. Далее осуществляется оценка эффективности бизнес-плана для предельных значений каждого рискового параметра, вычисляются показатели NPV и IRR для разнообразных условий реализации бизнес-плана.

Следующим этапом является анализ сценариев осуществления бизнес-плана:

• оптимистичного;
• стандартного;
• пессимистичного.

В основание вывода о возможности успешной реализации бизнес-плана может быть положен только пессимистичный сценарий.

Хозяйственный способ строительства, источники финансирования, документация

Хозяйственный способ строительства - Форма организации строительных работ, при которой работы выполняются собственными силами застройщика, без привлечения сторонних подрядных организаций.

Инвестиционная деятельность в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 1999 года №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Инвестиционная деятельность - это вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли. Субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, являются: инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений, другие лица. При хозяйственном способе нестроительная организация (заказчик или инвестор) выполняет строительно-монтажные работы для собственных нужд собственными силами без привлечения других подрядных строительно-монтажных организаций. Заказчиком и производителем строительно-монтажных работ при хозяйственном способе является одно и то же юридическое лицо. Хозяйственным способом может осуществляться новое строительство, расширение, реконструкция, техническое перевооружение и модернизация действующих предприятий. Заказчик или инвестор на время строительства создает небольшое строительное подразделение (отдел капитального строительства - ОКС), которое и выполняет конкретные виды строительных работ при использовании хозяйственного способа в организационной структуре не строительной организации. Для строительства хозяйственным способом организация создает собственную производственную базу, приобретает или берет в аренду строительные машины и механизмы, инструмент и инвентарь, обеспечивает стройку строительными материалами, конструкциями и деталями, проектно-сметной документацией, рабочими и инженерно-техническими кадрами.

К работам, выполненным хозяйственным способом не относятся:

  • работы, выполненные цехами основной деятельности по договорам, когда расчеты за выполненные работы производятся в порядке, установленном для подрядных организаций;

  • работы, выполненные подрядными организациями по собственному строительству, объем таких работ включается в объемы работ, выполненные подрядным способом;

  • отдельные объемы работ, выполненные подрядными организациями, при осуществлении стройки в целом хозяйственным способом.

Отличающей особенностью хозяйственного способа от подрядного является отсутствие договорных отношений между заказчиком и его структурным подразделением, производящим строительство. Производство строительно-монтажных работ и учет затрат, связанных с их выполнением, осуществляются одним и тем же лицом (заказчиком или инвестором).

Финансирование

Финансирование строительства, осуществляемого хозяйственным способом, производится по элементам затрат или в меру выполнения объема работ. Применение первого или второго способа финансирования зависит от сметной стоимости стройки.
По элементам затрат могут финансироваться стройки, у которых сметная стоимость строительно-монтажных работ не превышает 100 тыс. руб. Сущность этого способа состоит в том, что финансирование ведется банком путем оплаты различных расходов (элементов затрат) по строительству. В частности, со счета финансирования выдаются средства: на выплату заработной платы рабочим-строителям; на оплату расчетных документов за строительные материалы, оборудование, конструкции, детали, строительные механизмы, транспортных и других расходов, связанных со строительством.
Одной из основных статей расходов при хозяйственном способе строительства является заработная плата. Средства на выплату заработной платы рабочим, занятым на строительстве, выдаются банком по мере выполнения объема строительно-монтажных работ в пределах утвержденного фонда. Ежемесячно строящаяся организация представляет банку бухгалтерскую справку о начисленной заработной плате и об остатке фонда заработной платы. Руководитель и главный (старший) бухгалтер организации не должны допускать перерасхода фонда заработной платы, следить за тем, чтобы соблюдались установленные расценки по видам работ и не завышался в нарядах объем выполненных работ.
При отпуске стройкам потребительской кооперации строительных материалов и оборудования с торговых баз потребсоюзов на платежных требованиях делается надпись: «Отпущено из внерыночных фондов, предназначенных для капитального строительства». При отсутствии такой надписи банк не принимает платежное требование к оплате. Организации потребительской кооперации могут использовать для собственного строительства стройматериалы рыночного фонда только в пределах установленных норм.Финансирование строительства в меру выполненного объема работ применяется по стройкам, сметная стоимость которых превышает 100 тыс. руб. При этом способе финансирования работ, осуществляемых хозяйственным способом, строящаяся организация создает у себя отдел капитального строительства (ОКС) или назначает для руководства строительством директора строящегося предприятия. В банке открывается отделу капитального строительства или директору строящегося предприятия расчетный счет. Расчеты между строящейся организацией и ОКСом (директором строящегося предприятия) ведутся на основании актов приемки выполненных работ, т. е. как при подрядном способе строительства.
По поручению организации потребительской кооперации банк перечисляет со счета финансирования на расчетный счет ОКСа (директора строящегося предприятия) средства на заготовку строительных материалов, конструкций, блоков, деталей и на покрытие других расходов, связанных со строительно-монтажными работами. Эти средства выдаются в виде аванса, они засчитываются при расчетах за выполненные работы.
Со счета финансирования организации производится оплата выполненных работ на основании платежных требований, предъявляемых ОКСом (директором строящегося предприятия). К платежным требованиям прилагаются акты на выполненные строительно-монтажные работы.

Документальное оформление

Для осуществления хозяйственным способом собственного строительства застройщик оформляет в первую очередь правоустанавливающие документы на земельный участок: свидетельство о праве собственности или договор долгосрочной аренды. Он организует также проведение инженерных изысканий, заказывает исходно-разрешительную и проектную документацию и другие документы, необходимые для получения разрешения на строительство в соответствии с требованиями ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГДК РФ). Для строительства необходимы также локальные и объектные сметы на выполнение СМР. На основании смет определяется потребность в строительных материалах и конструкциях, технологическом и инженерном оборудовании, энергоресурсах, строительных машинах и механизмах и т.д. Физические объемы работ, приведенные в сметах, служат основанием для составления актов приемки работ, выполненных структурным строительным подразделением застройщика, а также определения расхода материалов. В ходе выполнения работ застройщиком ведется общий журнал работ по форме N КС-6 и журнал учета выполненных работ по форме N КС-6а, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100. В процессе строительства в соответствии с ч. 4 ст. 53 ГДК РФ он должен проводить контроль за: выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта; выполнением так называемых скрытых работ, контроль за выполнением которых в соответствии с технологией строительства не может быть проведен после выполнения других работ; безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения; соответствием указанных выше работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. Для выполнения отдельных видов СМР застройщик может привлекать сторонние подрядные организации. В этом случае имеет место смешанный способ строительства (хозяйственный способ и подрядный). По окончании строительства застройщик оформляет документы, необходимые согласно ГДК РФ для ввода объекта в эксплуатацию. К ним, в частности, относятся документы, подтверждающие соответствие построенного (реконструированного) объекта: требованиям технических регламентов; проектной документации; техническим условиям. При наличии всех документов, предусмотренных ст. 55 ГДК РФ, застройщик получает разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в уполномоченном органе исполнительной власти, выдавшем разрешение на строительство. Построенный объект недвижимости подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в ред. от 18.12.2006).

Виды инновационной стратегии. Фазы жизненного цикла продукта. Жизненный цикл автомобиля и трактора

Понятие и виды инновационных стратегий.

Инновационная стратегия — одно из средств достижения целей организации,
отличающееся от других своей новизной, прежде всего для данной организации и, возможно, для отрасли, рынка, потребителей.
Стратегии вообще, и инновационные в частности, направлены на развитие и
использование потенциала организации и рассматриваются как реакция на
изменение внешней среды. Поэтому многообразие инновационных стратегий
обусловливается составом компонентов внутренней среды предприятия.
Инновационными стратегиями могут быть: инновационная деятельность
организации, направленная на получение новых продуктов, технологий и услуг; применение новых методов в НИОКР, производстве, маркетинге и управлении; переход к новым организационным структурам; применение новых видов ресурсов и новых подходов к использованию традиционных ресурсов. Таким образом, относительно внутренней среды инновационные стратегии подразделяются на несколько крупных групп:
· продуктовые (портфельные, предпринимательские или бизнес-стратегии,
направленные на создание и реализацию новых изделий, технологий и услуг);
· функциональные (научно-технические, производственные,
маркетинговые, сервисные);
· ресурсные (финансовые, трудовые, информационные и материально-
технические);
· организационно-управленческие (технологии, структуры, методы,
системы управления).
Это специальные инновационные стратегии.
Теория и практика стратегического и проектного управления выработали ряд
универсальных стратегий, получивших широкую известность. Такие стратегии обычно называют «базовыми» или «эталонными». Они направлены на развитие конкурентных преимуществ фирмы, в силу чего их называют также «стратегиями развития» или «стратегиями роста» фирмы. Базовые стратегии развития чаще всего делятся на следующие группы: стратегии интенсивного развития; стратегии интеграционного развития; стратегии диверсификационного развития; стратегии сокращения. В каждой из этих групп имеются непосредственно инновационные стратегии. Другие стратегии имеют тот или иной инновационный аспект. Базовые
стратегии отражают общепринятые направления развития конкурентных преимуществ фирмы. Их используют в качестве типовых каталогов при подборе альтернативных стратегий. Инновационные стратегии создают особо сложные условия для проектного, фирменного и корпоративного управления. К таким условиям относятся:
· повышение уровня неопределенности результатов. К довольно сложному
стратегическому управлению добавляются сложности, связанные с резким
повышением уровня неопределенности результатов по срокам, затратам, качеству и эффективности, что заставляет развивать такую специфическую функцию как управление инновационными рисками;
· повышение инвестиционных рисков проектов. Инвестиционные риски
повышаются за счет новизны решаемых задач, то есть добавления инновационной составляющей. К сложностям проектного управления добавляются трудности, вызываемые структурой портфеля инновационных проектов, в котором преобладают среднесрочные и особенно долгосрочные проекты. Требуется более сложная работа по привлечению инвестиций, так как приходится искать более склонных к риску
инвесторов. Также требуется более гибкая согласованность инновационных и
инвестиционных процессов. Другими словами, перед управляющей системой данной организации появляется качественно новый объект управления — нновационно- инвестиционный проект;
· усиление потока изменений в организации в связи с инновационной
реструктуризацией. Реализация любой инновационной стратегии связана с
неизбежностью перестройки предприятия или, как говорят, его реструктуризации, поскольку изменение состояния хотя бы одного элемента ведет к изменению состояния всех других элементов. Эти потоки стратегических изменений следует сочетать со стабильными текущими производственными процессами. Потоки инновационных стратегических изменений необходимо проводить также с учетом
различных жизненных циклов изделий, технологий, спроса, товаров, организации. Возникают задачи управления потоками инновационных стратегических изменений, то есть применения принципов логистики;
· усиление противоречий в руководстве организации. Выбор и реализация
инновационных стратегий неизбежно вызывает противоречие интересов и подходов к управлению у различных групп руководства и отдельных руководителей организации. Требуется обеспечить сочетание интересов и согласование решений стратегического, научно-технического, финансового и производственного менеджмента, а также маркетинговых решений.

Стадии жизненного цикла товара

Найдя свой товар на рынке (нужный прежде всего потребителю), производитель, маркетолог предприятия должен определить, сколько времени просуществует товар на рынке, т.е. суметь предвидеть и просчитать его жизненный цикл. Любой товар подобно живому организму, рождается, живет и умирает.
Жизненный цикл продукта впервые исследован на примере марочных товаров. Само понятие жизненного цикла разработано в конце 50-х и начале 60-х годов во время периода стабильности, равномерного экономического роста и увеличения спроса на потребительские товары. В жизненном цикле отражаются изменение роста, вкуса, стиля, влияния технического прогресса.
Цикл можно обнаружить не только у марок и продуктов, но и у материалов, формы, цвела, технологий. Жизненный цикл товара не всегда прекращается вместе с его исчезновением с рынка.
Некоторые товары могут начать новый цикл уже в течение стадии насыщения, продлевая свое существование.
Жизненный цикл продукта - это время с момента первоначального появления продукта на рынке до прекращения его реализации на том же рынке.
Жизненный цикл описывается изменением показателей объема продаж и прибыли во времени и состоит из следующих стадий (число их у разных авторов колеблется от четырех до шести):

  1. Разработка продукта.

  2. Стадия внедрения и испытания - период медленного роста сбыта по мере выхода товаров на рынок. На данной стадии продукт приносит лишь затраты, а часто и убытки. Очень велики на этой стадии инвестиции в организацию производства и освоение продукта (тем более, если он новый).

  3. Стадия развития (роста) - стадия признания товара потребителем. Характеризуется она существенным увеличением объема продаж и возрастания его прибыли.

  4. Стадия зрелости - период постепенного замедления темпов прироста продаж в связи с тем, что товар уже воспринят большинством потенциальных покупателей. На этой фазе прибыль достигает своего максимума и начинает снижаться из-за дополнительных расходов по поддержанию конкурентоспособности товаров на рекламу, стимулирование сбыта.

  5. Стадия спада - период резкого снижения объема продаж и прибыли.

Обычно самой короткой бывает стадия внедрения, самой длинной - стадия спада. Определить завершение одной фазы и начало другой непросто. Обычно началом каждой новой стадии считается момент, когда увеличение или уменьшение объема продаж становится ярко выраженным.
Описанный жизненный цикл проходит большинство товаров, хотя общая его длительность и особенность и продолжительность каждой стадии могут отличаться. Для некоторых товаров характерно отсутствие стадии внедрении, для других стадия внедрения переходит в стадию зрелости, или стадия спада может перейти в стадию роста.
Каждая стадия требует подбора соответствующих маркетинговых инструментов: цен, форм распределения и продвижения. И реакция на различные ситуации, в которых оказывается прохождение товара, меняется в соответствии с их комбинациями.

Модель жизненного цикла товара позволяет объяснить поведение товара на рынке в зависимости от множества переменных, описывать будущий сценарий развития продукта. В современных условиях моделирование цикла составляет важнейший инструмент стратегического планирования.
Хотя модель жизненного цикла товара представляет упрощенное видение реальности, тем не менее оно дает маркетологу возможность отслеживать и прочно удерживать уровень продаж па рынке.
Вследствие скрупулезного и осторожного анализа динамики жизненного цикла товара руководство предприятии может знать, что, когда и как подлежит изменению, а именно:

- что происходит с рынком, в какой стадии он может находиться; угрожают ли ему факторы технологии или окружающей среды;
- что происходит на рынке, каковы текущие тенденции, что делают конкуренты и потребители;
- какие приемы маркетинга принесут успех товару.

Являясь инструментом стратегического планирования, концепция жизненного цикла товара позволяет лучше:

- осмысливать будущее предприятия;
- координировать все усилия всех звеньев предприятия;
- прояснять цели политики предприятия;
- лучше подготовиться к неожиданным изменениям.

Планирование будущих стратегий предприятия в конкурентной среде может быть очень полезным для продления жизни товара и предотвращения падения продаж и прибыли. Модель жизненного цикла товара можно привлечь для прогноза развития сбыта. Для этого необходимо проанализировать ряд принципиальных вопросов.
Во-первых, важно четко определить, на что должна был, направлена модель (продукт, класс продуктов, марка и т.д.). Затем следует конкретизировать рынок (к примеру, фаза цикла продукта на отечественном рынке может отличаться от фазы на зарубежном рынке). То же относится к различным сегментам рынка.

Во-вторых, необходимо найти подходящую математическую модель, функцию, лучше всего характеризующую цикл продукта. Следует учесть не только сбыт продукта, но и развитие сбыта сравнимых продуктов, типичные жизненные циклы.
В-третьих, модель ЖЦТ применяется, кроме прогноза сбыта, дня определения базисных стратегий на разных этапах развития продукта. Например, могут использоваться следующие стратегии:

- выход на рынок - инновации;
- фаза роста - модификации, улучшение качества;
- зрелость модификации, сегментирование рынка;
- насыщение - модификации;
- спад - диверсификации.

Модель ЖЦТ может быть полезной и при планировании производственной программы но избежание неблагоприятной устарелой структуры. Для оценки моделей жизненного цикла товаров могут быть использованы различные способы измерения продаж :

- с точки зрения доходов;
- в единицах товаров;
- по величине прибыли.

Измерение жизненного цикла товаров, с точки зрения доходов, зависит от политики установления цены. Но применение этой же самой кривой после изменения цены может дать неоднозначную картину, так как непросто отслеживать связь между доходом и количеством проданных единиц, трудно также анализировать продажи на основе доходов из-за отсутствия информации о затратах. Определение жизненного цикла товара лишь на основе проданных единиц товара осложняет представление о факторах затрат и прибыльности. Если взять в качестве меры прибыльность товара, то это также недостаточно для оценки признания товара на рынке.
Все три проанализированных способа измерения, несмотря на свои недостатки, взаимосвязаны и могут быть использованы для анализа окружения предприятия с факторами разной степени воздействия.
Общим недостатком всех трех способов является приближенность расчетов изменения спроса. Выяснить с достаточной точностью, на какой стадии жизненного цикла находится производитель - непросто. Например, для маркетолога на предприятии, достигнувшем определенного уровня продаж, бывает сложно предсказать, является ли это стадией зрелости или же продажи будут расти дальше. С другой стороны, продажи могут колебаться временно по сезонным причинам или экстренным внешним факторам.).
Многие предприятия не ограничивают свой выпуск одним продуктом. Желательно, чтобы эти продукты находились на разных стадиях жизненного цикла. Когда торговля одним товаром осуществляется плохо и практически не приносит прибыли, торговля другими может идти лучше, принося доход, способствуя процветанию компании.

Полный жизненный цикл автомобиля и трактора

Под полным жизненным циклом изделия понимают время (и соответствующие ему действия), которое проходит от постановки четкой задачи создания этого изделия (автомобиля, трактора и др.) до его полного физического или морального износа и утилизации.

В полный жизненный цикл автомобиля или трактора входят следующие этапы:

  1. маркетинг и разработка технического задания на новую машину;

  2. разработка конструкторской документации, изготовление и испытания макетного образца и опытной серии (конструкторская подготовка производства);

  3. разработка технологической документации. Изготовление, приобретение, установка и отладка необходимого оборудования (технологическая подготовка производства);

  4. производство автомобиля или трактора. Именно на этом этапе идеи, воплощенные конструктором в чертежи, реализуются по сценарию и с помощью методов, определенных технологом;

  5. обращение (складирование, подготовка к перевозке, доставка потребителю, хранение и т.п.);

  6. эксплуатация (использование машин в соответствии с инструкцией по эксплуатации, обслуживание и ремонт);

  7. утилизация (разборка, сортировка, повторное использование и переработка).

Сама идея создания того или иного изделия возникает из потребности отдельного человека или общества в целом. Потребности человека меняются и растут с развитием общества, науки, культуры, техники, поэтому постоянно появляются и идеи по их удовлетворению. Но идею нужно еще уметь воплотить в жизнь. Например, для того чтобы спроектировать новую модель трактора, нужно как минимум знать его назначение, необходимый диапазон скоростей движения, силу тяги на крюке, характеристику условий эксплуатации и т.д., т.е. иметь технические требования или техническое задание, в которых определяются исходные данные для проектирования, включая необходимое число машин, т.е. тип производства. Следовательно, уже на этой стадии закладываются основы технологии его изготовления. Вот с утверждения технических требований (или технического задания) и начинается жизненный цикл машины. Далее начинается работа конструкторов по проектированию машины (разработка технического предложения, технических условий, эскизного проекта, технического и рабочего проектов, создание макетного и опытных образцов, их испытания и доводка). При этом вся конструкторская документация согласуется с технологами, особенно в части оригинальных, не изготавливавшихся ранее узлов и деталей. Поэтому конструктор должен хорошо представлять и существующие на данном предприятии технологические возможности, и новейшие достижения в этой области. Новые конструктивные решения не всегда можно реализовать имеющимися на предприятии методами, и конструктор должен видеть пути решения и этой проблемы.

На базе проекта (разработанных конструктором чертежей, технических требований и т.д.) автомобиля или трактора ведется технологическая подготовка производства — разрабатывается технологическая документация, приобретается, разрабатывается, изготовляется и устанавливается необходимое оборудование, инструмент и оснастка, заказываются необходимые материалы и полуфабрикаты, а также размещаются заказы на изготовление покупных составляющих и т. д.

Только после завершения этого подготовительного этапа начинается производство деталей, узлов и систем машины, ее сборка, регулировка, контрольные испытания. Именно после начала серийного изготовления можно сказать, что «родился» новый автомобиль или трактор, но его самостоятельная «жизнь» еще не началась. Автомобиль (трактор) еще нужно подготовить к доставке на место хранения, он еще какое-то время пробудет на площадке (в хранилище) готовой продукции. Автомобиль (трактор) еще нужно доставить к продавцу (железнодорожным или автомобильным транспортом, водным транспортом, возможно и своим ходом), он еще и там постоит на складе. Его еще должны подготовить к продаже — расконсервировать, подрегулировать, при необходимости доукомплектовать, помыть — привести в полную готовность к самостоятельной «жизни» у потребителя. Этот путь (после выпуска машины на заводе-изготовителе до начала эксплуатации) называется обращением. И этот этап еще на стадии проектирования тоже нельзя забывать. Ведь трактор или автомобиль при погрузке на морское судно или железнодорожную платформу нужно поднимать, закреплять, и для этого необходимо предусмотреть удобные и надежные устройства, а также продумать всю технологию погрузки, перевозки и хранения.

После прохождения пути от изготовителя до потребителя начинается этап эксплуатации. Машина начинает выполнять свое прямое назначение и проявлять все свои лучшие (и худшие) потребительские качества и служебные свойства. И если она не удобна при использовании, обслуживании и ремонте, то плохим словом вспоминают именно конструктора, который не учел, не предусмотрел, не продумал...

И вот автомобиль (трактор) выработал свой ресурс, не подлежит ремонту и снимается с эксплуатации, но его жизненный цикл на этом еще не заканчивается. Предстоит этап утилизации. Если учесть, что ежегодно в мире десятки миллионов автомобилей требуют утилизации (только в Москве эта цифра превышает 160 тыс., по всей России — 1,5 млн., а в США на порядок больше), то становится понятной забота экологов о создании жесткой системы переработки отслуживших транспортных средств. Так, комиссия Европейского союза по охране природы рекомендует возвращать автомобили, выработавшие свой срок, на предприятие-изготовитель для разборки и переработки. Создаются также специальные предприятия для переработки старых автомобилей. При оценке показателей экологической безопасности автомобиля учитывается его приспособленность к утилизации. В частности, оценивается время, необходимое для осушения автомобиля (освобождения его от остатков топлива, масел, охлаждающей жидкости и т.п.) и демонтажа его отдельных узлов и деталей, что напрямую влияет на эффективность утилизации. Поэтому при создании машины конструктор должен учитывать также эти факторы.

Итак, жизненный цикл изделия считается законченным только после его полной и экологически безопасной утилизации.

Поскольку полный жизненный цикл машины не ограничивается ее производством и эксплуатацией, для каждого его этапа необходима информация о машине (конструкторская и технологическая документация, инструкция по эксплуатации, инструкции по разборке и сортировке узлов и деталей для их переработки и др.). При этом информация может относиться как к отдельному этапу в отдельности, так и быть общей, повторяющейся на нескольких или даже на всех этапах. Возможно, что часть информации о машине может потребоваться на каком-то этапе его жизненного цикла лишь в отдельных случаях — например, на этапе утилизации может потребоваться уточнение марки материала какой-то детали для ее оптимальной переработки. Все эти сведения изначально имеются в конструкторской документации, она и может быть затребована.

Конечно, использовать всю эту информацию удобнее всего, если она хранится в электронном виде и хорошо структурирована. Именно поэтому сейчас в мире широко разрабатываются и внедряются CALS-технологии, т.е. единообразно представленная в электронном виде информация о конструкции изделия, технологии его изготовления и технологической оснастке, об особенностях эксплуатации, обслуживания, ремонта и о безопасной для общества и природы утилизации — переработке, рециклинге, захоронении и др.

В соответствии с CALS-технологией полный жизненный цикл машины должен иметь электронную информационную поддержку на каждом этапе — от разработки технического задания до полной утилизации.

Технология автотракторостроения рассматривает главным образом лишь этап технологической подготовки производства и собственно производство (изготовление) автомобилей и тракторов, имея в виду, что следующие за ним этапы (обращение, эксплуатация, ремонт и утилизация) во многом определяются именно совершенством производства, отработанностью технологии изготовления машин.

Список литературы

1.Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Организация и финансирование инвестиций: Учебное пособие.- М.: «Финансы и статистика», 2000.

2.Игошин Н.В. Инвестиции: Учебник.- М.: Финансы, ЮНИТИ,1999.

3.Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и инвестиций.- М.:ИИД «ФИЛИНЪ»,1997.

4.Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент. - М.: Банки и биржи ЮНИТИ,1997.

5.Управление инвестициями./ Под. ред. В. В. Шеремета.- М.: «Высшая школа», 1998г.