Система надзора за коммерческими банками за рубежом


Реферат >> Банковское дело

Курсовая работа на тему «Система надзора за коммерческими банками за рубежом»

Содержание

С.

Введение 3

  1. Система надзора за коммерческими банками за рубежом 5

1.1 Сущность системы надзора 5

1.2 Опыт работы коммерческих банков за рубежом 11

2. Система надзора за коммерческими банками в РФ 19

2.1 Банк России как субъект надзора 19

2.2 Правовые основы надзора ЦБ РФ за коммерческими банками 23

2.3 Основные направления совершенствования банковского надзора в РФ 28

Заключение 33

Список использованной литературы 35

Введение

Стабильность кредитно-денежной системы является одним из ведущих факторов макроэкономической стабильности в целом. Банки - одно из центральных звеньев си­стемы рыночных структур. Развитие их деяте­льности - необходимое условие реального со­здания рыночного механизма.

Коммерческие банки являются финансовыми посредниками. Они привлекают капиталы, сбережения населения и другие денежные средства, высвобождающиеся в процессе хозяйственной деятельности, и предоставляют их во временное пользование другим экономическим агентам, которые нуждаются в дополнительном капитале. Банки создают новые требования и обязательства, которые становятся товаром на денежном рынке. В экономике банковская система занимает особое положение, которое определяется тем, что банки - это воплощение и заемщика, и кредитора в одном лице. Банковская деятельность играет очень важную роль в движении капиталов и одновременно несет в себе опасность повышенного социально-экономического риска.

Во всех экономически развитых государствах регулирование банковской системы имеет приоритетное значение. Надзор - форма деятельности различных государственных органов по обеспечению законности.

Банковский надзор - это надзор в банковской сфере. Организация банковского надзора основывается на национальной законодательной базе и рекомендациях международных банковских комитетов.

Основной целью банковского регулирования и надзора, как в России, так и в других странах, является поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Конкретные задачи, которые ставятся перед надзорными органами в каждый данный период времени, непосредственно определяются этой главной целью осуществления надзора за кредитными организациями и современным состоянием банковской сферы и социально-экономической ситуацией в стране в целом.

Целью курсовой работы является изучение системы надзора за коммерческими банками в России и за рубежом, а также выявление проблем и перспектив развития банковского надзора в России.

Объектом диссертационного исследования являются правоотношения, складывающиеся в процессе осуществления контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации и за рубежом.

Предметом исследования выступают теоретико-правовые основы регулирования банковского надзора.

Задачи работы:

а) определить сущность системы надзора;

б) изучить опыт работы коммерческих банков за рубежом;

в) рассмотреть Банк России как субъект надзора;

г) изучить правовые основы надзора ЦБ РФ за коммерческими банками;

д) проанализировать проблемы надзора за коммерческими банками в РФ.

Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе были рассмотрены сущность системы надзора и опыт работы коммерческих банков за рубежом. Во второй главе работы были изучены правовые основы надзора ЦБ РФ за коммерческими банками, рассмотрен Банк России как субъект надзора, проанализированы проблемы, возникающие в процессе надзора за коммерческими банками в РФ.

При написании работы были использованы учебная литература, нормативные акты, регулирующие банковскую деятельность, публикации в печати, данные сети Internet.

1. Система надзора за коммерческими банками за рубежом

1.1Сущность системы надзора

Надзор и контроль над банковскими операциями осуществляется на международном и национальном государственном уровнях. В целях обеспечения системной стабильности, защиты коммерческих банков и их клиентов от риска ликвидности, кредитного и других рисков государство регулирует деятельность кредитных организаций, устанавливая законы, принимая подзаконные акты в отношении данной сферы экономической жизни страны, используя налоговую политику и политику центрального банка. Организация банковского надзора основывается на национальной законодательной базе и рекомендациях международных банковских комитетов [13, С. 111]. Цели, задачи и формы банковского надзора представлены в таблице 1:

Таблица 1 - Цели, задачи и формы банковского надзора

Цели банковского надзора

Задачи банковского надзора

Формы банковского надзора

- защита клиентов банка от всевозможных рисков. Под риском банка подразумевается вероятность, а точнее угроза передачи банком части своих ресурсов, доходов или суммы дополнительных расходов при совершении финансовых опера-ций, в результате все это может привести к убыткам в деятельности банка. Банк также подвержен риску потерь и банкротства;

- защита вкладчиков от плохого управления и мошенничества;

- защита страхового фонда или собственных фондов правитель-ства от потерь в тех странах, которые имеют национальные системы страхования депозитов или осуществляют другие меры по защите банковских вклад-чиков.

- обеспечение соблюдения законов и установленных правил в банковской деятельности, в интересах страны, населения, клиентов и учредителей банков;

- обеспечение соответствия деятельности банков денежно - кредитной, валютной и финансовой политике государ-ства;

- обеспечение укрепления и совершенствования работы отде-льных банков и банковской системы в целом, повышение уровня банковского дела в стране; внедрение и развитие широкого круга банковских услуг в интересах населения и экономики в целом.

- межгосударственный;

- государственный;

- аудиторский;

- учредительский.

Организационная структура банковского надзора характеризуется значительным разнообразием. В таких странах, как Великобритания, Италия, Нидерланды надзор за деятельностью коммерческих банков осуществляют национальные центральные банки. В Канаде и Швейцарии органы надзора отделены от центральных банков. В Германии, США и Японии существует смешанная система, при которой центральные банки разделяют обязанности по надзору с государственными органами. В отечественной практике надзор за деятельностью коммерческих банков и кредитных учреждений выполняет Центральный банк Российской Федерации [12,С.24]. который имеет три подразделения, выполняющие функции надзора (рисунок 1):

Центральный Банк

РФ



Контрольно-ревизионное

управление

Департамент банковского

надзора

Управление инспектирования коммерческих банков


Рисунок 1 – Подразделения ЦБ РФ, выполняющие функции надзора

Система банковского надзора обычно включает:

- типы банковских учреждений, подлежащих надзору;

- процедуру выдачи лицензий на совершение банковских операций;

- стандарты бухгалтерского учета, банковской и статистической отчетности;

- порядок аннулирования лицензий на банковскую деятельность или ограничения банковских операций;

- обязательность аудиторских проверок;

- порядок назначения временной администрации по управлению банком;

- объявление банков неплатежеспособными.

В международной банковской практике определены сферы, в которых центральными банками ограничивается деятельность кредитных организаций [13. С. 115]:

- полномочия коммерческих банков. В первую очередь центральными банками налагаются ограничения на виды деятельности, которыми может заниматься кредитная организация. К примеру, ограничиваются вложения в уставные капиталы юридических лиц; отдельные виды активов (чаще — операции с отдельными видами ценных бумаг);

- право владения. В ряде стран центральные банки не разрешают нефинансовым организациям входить в число собственников (участников) коммерческих банков. Если законом это не запрещено, в этих государствах вводятся ограничения на операции между банком и его собственниками (участниками);

- размеры индивидуальных кредитов, объем и число кредитов по отдельным сегментам совокупного кредитного портфеля;

- кредиты лицам, имеющим доступ к конфиденциальной информации;

- требования к капиталу;

- гарантийные обязательства и др.

К числу важных направлений надзора и контроля относятся (рисунок 2):

- трансграничный надзор за банками, имеющими дочерние банки и филиалы за рубежом. Для последних необходимо заключение надзорных соглашений между центральными банками государств, на территории которых расположены международные банки, о взаимном обмене информацией, в том числе и по надзору, об участии в проверках банков и др.

- обеспечение адекватных резервов в целях эффективного управления банковскими рисками;

- разработка систем раннего выявления проблемных банков. Центральный банк анализирует деятельность кредитных организаций и при выявлении ситуаций, угрожающих интересам вкладчиков и кредиторов, вправе применить меры воздействия;

- усиление внимания к структуре активов и обязательств по срочности в целях регулирования и контроля риска ликвидности как в отдельной кредитной организации, так и в банковской системе в целом;

- развитие надзора на консолидированной основе;

Рисунок 2 - Направления банковского надзора и контроля

Надзор за коммерческими банками осуществляется в формах дистанционного наблюдения и контактного надзора. В первую очередь объектом надзора является работа банка с точки зрения соответствия законам и нормативным актам, регулирующим данную сферу экономических отношений, и экономическим нормативам. Тщательной проверке также подлежит порядок ведения бухгалтерского учета в коммерческих банках. В последнее время со стороны центральных банков усилен контроль качества банковского менеджмента.

Первым этапом надзорной деятельности является лицензирование банков. Лицензирование имеет целью ограничить совершение банковских операций только теми юридическими лицами, которые имеют разрешение на их проведение от уполномоченного органа.

Для получения лицензии подавшее заявку кредитное учреждение должно соблюдать ряд требований, прежде всего, относительно:

- минимального размера уставного капитала;

- источников первоначально инвестируемого капитала;

- состава основных акционеров;

- квалификации и моральной характеристики руководства;

- круга предполагаемых операций и стратегии деятельности;

- правильности оценки банковских активов их рыночной стоимости;

- комплекса мер по созданию резервов на случай возникновения сомнительной задолженности.

Лицензия должна содержать положения о сроках ее действия, условиях их продления, возможности внесения в нее поправок или ее аннулирования. В ней может быть оговорено утверждение центрального банка кандидатур на высшие руководящие посты в банке после проверки их квалификации и опыта, существенных (свыше 5%) изменений в структуре собственности, слияний, а также перемены названия, уменьшения оплаченного капитала.

Аннулирование лицензии возможно при следующих обстоятельствах:

- неспособность создаваемого банка начать по истечении определенного срока осуществление операций;

- невыполнение банком условий лицензии или осуществление операций ,не предусмотренных в лицензии;

- нарушение законов или нормативных актов;

- нанесение ущерба интересам кредиторов и вкладчиков при проведении операций.

Второй этап надзорной деятельности - дистанционный (документарный) надзор, или проверка отчетности, предоставляемой банками. Постоянный контроль за деятельностью, осуществляемый органами надзора, позволяет заранее выявить проблемы, которые могут вызвать риск неплатежеспособности банков, их банкротство.

Для оценки финансового положения банка обычно используют периодическую отчетную документацию и ежегодные финансовые отчеты, включающие годовой баланс, счет прибылей и убытков, пояснительную записку. Как правило, ежемесячно или ежеквартально должны составляться отчеты о соблюдении ими экономических нормативов и предоставлять их в течение месяца, следующего за отчетным. несоблюдение срока предоставления отчета свидетельствует о наличии у банка проблем. Примерно один раз в год внешний аудитор должен проверять ежемесячные и ежеквартальные финансовые отчеты, по которым он делает заключения.

Важнейшими показателями финансового состояния банка, зависящего  от внутрибанковской системы управления, являются [2]:

- достаточность капитала (отношение собственных средств к ликвидным активам);

- качество его активов с точки зрения риска ликвидности;

- доходность, или прибыльность (уровень прибыли на 1 акцию или 1 занятого);

- ликвидность (способность банка своевременно оплачивать свои обязательства) - соотношение ликвидности и прочих активов.

Представляемая банком отчетная документация может использоваться как показатель состояния его активов, и на ее основе в некоторой мере можно оценить кредитный риск, или риск неуплаты по кредиту, со стороны заемщика.

Однако, проверка степени достоверности передаваемой надзорным органам информации, формирование максимально точного представления о положении банка, качестве его менеджмента могут быть обеспечены только в ходе проверки на месте. Во время общей проверки анализируются различные аспекты деятельности банка и главные области риска. Как правило, выявляются соблюдение банком законов, правильность составления отчетов, наличие эффективной системы управления и производится оценка общего финансового состояния банка.

Во всех странах по результатам проверок на месте составляются письменные отчеты, доводимые до сведения руководства центрального банка, оценивающего информацию инспекторов и дающего при необходимости разрешение на принятие соответствующих мер воздействия на банк. Затем отчет вместе с сопроводительным письмом направляется в банк, где на Совете директоров обсуждается сделанные по результатам проверки заключения.

Одним из видов контроля является пруденциальный надзор. Цель надзора - защита потребителей банковских услуг от риска банкротства коммерческого банка и защита кредитной системы от риска "цепной реакции" банкротств банков. Пруденциальный надзор появился в процессе развития системы надзора со стороны центрального банка. Благодаря превентивному характеру он минимизирует разнообразные риски коммерческих банков. Он выполняет функцию защиты публичных интересов акционеров и вкладчиков [23.C.7].

Элементы пруденциального надзора:

- контроль состава владельцев банка, проверка уровня квалификации руководителя банка и главного бухгалтера, оценка готовности банка к проведению банковских операций на стадии образования и лицензирования банков;

- документальный надзор за статистической и финансовой отчетностью банков (получение, проверка, анализ) в целях раннего выявления проблем в деятельности кредитной организации;

- инспекция работы с выездом на место. Она позволяет оценить качество управления банком, состояние его внутреннего контроля. Проверки кредитных организаций проводятся силами специалистов центрального банка. В отдельных случаях к их проведению привлекаются аудиторские организации.

Завершающий этап надзора за банками - контроль за соблюдением ими в строго определенные сроки предписаний органов надзора по устранению обнаруженных недостатков. Набор неофициальных и официальных мер воздействия на банки во всех странах достаточно широк (таблица 2).

Таблица 2 – Меры воздействия на банки

Неофициальные меры воздействия

Официальные меры воздействия

-гарантийное письмо неблагополучного банка надзорному органу с признанием конкретных недостатков и определением способа их устранения;

- письменное соглашение между органом надзора и банком об исправлении выявленных существенных негативных аспектов его деятельности.

- предупреждение;

- директива по устранению недостатков;

- штрафные санкции;

- приказ о снятии с должности руководителя банка;

- передача банка под опеку надзорного органа;

- организация слияния или поглощения; лишение лицензии на проведение банковских операций;

- ликвидация кредитного учреждения.

Ликвидация кредитного учреждения используется как крайняя мера, поскольку это затрагивает непосредственные интересы вкладчиков. В целях защиты их интересов во многих странах организованна система страхования депозитов. Таким образом, банковский надзор - это система, которую использует правительство для обеспечения стабильности финансовой системы, ее целостности и надежности.

1.2 Опыт работы коммерческих банков за рубежом

Банковский надзор в широком смысле включает в себя собственно надзор за банками, называемый дистанционным, или документарным, и инспектирование (инспекционные проверки на местах). В зависимости от особенностей отдельных стран упомянутые виды надзора неодинаково трактуются [13, С. 48].

В ряде стран, например в Великобритании, акцент делается на документарный надзор; в других, например в США, - на регулярное и всестороннее изучение состояния каждого банка при проведении инспекции на месте. Для большинства стран характерно сочетание дистанционного контроля за деятельностью банков на основе анализа отчетных документов с выездом инспекторов для проверки в банки. При этом органы надзора взаимодействуют со службами внешнего и внутреннего аудита банков.

Тесная взаимосвязь систем внешнего и внутреннего контроля за функционированием коммерческих банков присуща, например, Франции, Нидерландам, Великобритании. Государственные органы надзора в этих странах находятся в тесном контакте с частными аудиторскими фирмам, которым оказывают доверие, что значительно облегчает и ускоряет процедуру дистанционного надзора.

Центральные банки упомянутых стран получают и проверяют заверенные внешними аудиторами годовые балансы, а также ежемесячные или квартальные отчеты коммерческих банков с информацией о платежеспособности, ликвидности банка, открытой валютной позиции и непогашенных просроченных кредитах, а также концентрации кредитных рисков, страновых рисках.

В Великобритании внешние аудиторы могут, а в Нидерландах и Франции обязаны незамедлительно информировать центральный банк о неплатежеспособности и неликвидности банка или о случаях их отказа заверять отчет банка. Банк Нидерландов ежегодно проводит совещания с внешними аудиторами, которые несут персональную ответственность в случае нанесения их действиями ущерба коммерческому банку.

Практика надзора в развитых странах отличается разнообразием не только форм его организации, но и органов его проведения. Как правило, функции надзора выполняются подразделениями центрального банка или министерства финансов или независимым ведомством, подотчетным парламенту или президенту, например Федеральной корпорацией страхования депозитов (ФКСД), как в США. Деятельность надзорных органов регламентируется системой законов и других правовых актов отражающих особенности исторического и экономического развития государства.

Рассмотрим подробнее систему банковского надзора в разных странах [13,С.50].

Система банковского надзора в США

В США сложилась разветвленная система надзора на федеральном уровне и на уровне отдельных штатов. Деятельность национальных банков контролируется и регулируется ФРС вместе с двумя другими федеральными органами - Службой контролера денежного обращения (относящейся к министерству финансов) и Федеральной корпорацией страхования депозитов (ФКСД). Контроль за банками штатов - членами ФРС, депозиты которых застрахованы в ФКСД, осуществляется соответствующими органами банковского надзора, созданными при правительстве штатов (как правило, отделом уполномоченного по банкам или управляющего банками при правительстве штатов). Кроме того, их деятельность регулируется и контролируется ФРС и ФКСД. Банки штатов, не являющиеся членами ФРС, чьи депозиты застрахованы в ФКСД, контролируются двумя структурами – банковскими органами штатов и ФКСД. Банки штатов, не входящие в ФРС и не страхующие депозиты в ФКСД ,находятся под контролем властей штатов.

Надзорные органы в США - Служба конролера денежного обращения (на федеральном уровне) и Отдел Уполномоченных по банкам при правительствах штатов (на уровне штатов) - решают вопросы о предоставлении лицензий для открытия соответствующих банков (национальных или банков штатов), выдаче разрешения на открытия отделения, слиянии и поглощении банков, а также об изменениях в структуре банковского капитала.

В компетенции надзорных органов США также входят:

- ликвидация закрываемых банков;

- разработка инструкций, правил, указаний и регламентаций, носящих подзаконный характер и ориентированных на разъяснение законов;

- периодические комплексные проверки состояния, операций и политики подведомственных банков;

- принятие мер по исправлению сложившегося положения;

- консультирование руководства банков;

- обобщение отчетов и статистической информации банков.

В обязанности ФРС входит также защита прав потребителей, причем компетенция ФРС распространяется не только на банки, но и на кредитно-финансовые учреждения. Суть этой деятельности сводится к обеспечению потребителей. (в том числе банковских клиентов) адекватной информацией и осуществлению контроля за соблюдением прав клиентов. Задачами ФРС в сфере контроля и регулирования деятельности депозитных учреждений в США являются:

- контроль и регулирование деятельности зарегистрированных штатами банков - членов ФРС, банковских холдинговых компаний;

- контроль и регулирование деятельности на территории США зарубежных банковских учреждений;

- регулирование структуры банковского капитала в соответствии с Законом о банковских холдинговых компаниях и поправками к нему, Законом об изменение контроля за банковской деятельностью и Законом о слиянии банков. В соответствии с этими законами Совет управляющих ФРС принимает решения о слиянии и поглощении банков; регулирование зарубежной деятельности всех американских коммерческих учреждений - членов ФРС.

В отличие от США в странах Западной Европы отмечается более четкая централизованная структура органов банковского надзора.

Система банковского надзора в Великобритании.

До недавнего времени контроль за банками, который традиционно является одним из основных направлений деятельности Банка Англии, носил скрытый и неформальный характер и до 1979 г осуществлялся на основе общего Закона об акционерных обществах. В 1979 г. было введено обязательное лицензирование коммерческих банков, учрежден общенациональный фонд страхования крупных ссуд, порядок банковских слияний, аудиторских проверок и т. д.

Для банковского надзора, применяемого в Великобритании, характерен контроль за деятельностью каждого банка. Надзор со стороны Банка Англии за деятельностью коммерческих банков осуществляется посредством сбора статистической информации, отчетов бухгалтеров, посещений банков и регулярных официальных собеседований с их руководством. Встречи с руководством банка - одна из главных особенностей надзора в Великобритании.

Кроме того, Банк Англии практикует проведение трехсторонних совещаний, в которых помимо названных должностных лиц участвуют также ответственные за финансовый отчет бухгалтеры банков, назначаемые Банком Англии. В их функции входят проверка работы систем учета и контроля банка и периодический отчет о его финансовом состоянии, подтверждение выполнения банками указаний Банка Англии, а также информирование последнего о достоверности и полноте предоставляемой ему статистической отчетности. По Закону о банках эти лица имеют право в случае необходимости извещать руководство Банка Англии о результатах проверки , если они вызывают сомнения. В Банке Англии создан специальный отдел расследований, в состав которого входят бухгалтера, проводящие консультации и при необходимости вместе с правоохранительными органами участвующие в расследованиях с целью выявления противоправной деятельности отдельных банков, отражающейся на состоянии банковского сектора в целом.

Банковский надзор в Италии.

В Италии банковский и финансовый надзор осуществляется Межминистерским комитетом по кредитам и сбережениям, Банком Италии и национальной комиссией по контролю за финансовыми компаниями и фондовой биржей. Первый из этих органов, возглавляемый министром финансов, отвечает в основном за общий надзор в сфере кредитной политики и защите сбережений вкладов. Центральный банк Италии готовит проекты решений и предложения по вопросам надзора по резолюциям Комитета, устанавливает его правила и сам непосредственно осуществляет надзор - как в документарной, так и в дистанционной формах.

Национальная комиссия по контролю контролирует деятельность кредитно-финансовых учреждений на рынке ценных бумаг. Основные принципы надзорной деятельности в Италии сформулированы в новом Законе о банках, принятом в 1993 г. нем определены статус органов банковского и финансового надзора, процедура осуществления надзора и прямого управления банком, если он оказался в затруднительном финансовом положении. В Италии все больше внимание уделяется надзору за банковскими группами, состоящими из финансовых и банковских компаний, организованных в форме холдинга. Для осуществления надзора за этими группами была разработана концепция объединенного надзора, в соответствии с которой надзор ведется за деятельностью группы в целом, а не отдельных входящих в нее банковских институтов.

Банковский надзор в Нидерландах

В Нидерландах надзор за деятельностью банков, а с 1991 г. и инвестиционных компаний, осуществляется Управлением надзора центрального банка в соответствии с Законом об основах организации банковской деятельности (1948 г.) (позднее дополненным положением по процедуре ликвидации банков, роли и полномочиями внешнего аудита) и новым законом о надзоре за кредитной системой (1992 г.) Большинство работников управления - профессиональные дипломированные аудиторы. Ревизор действует в тесном контакте с внешним аудитором, проверяющим его поднадзорный банк. Он тщательно изучает ежемесячные и годовые отчеты банка и письма внешнего аудитора в адрес правления по итогам проведенных им проверок. Не реже 1 раза в год проводится встреча работников банковского надзора с внешним аудитором соответствующего банка, во время которой ревизор имеет возможность получить дополнительную информацию по результатам аудиторских проверок расчетов годовых финансовых показателей банков.

Каждые 2-3 года проводится встреча руководства коммерческого банка и центрального банка страны, в ходе которой обсуждаются направления деятельности коммерческого банка. По итогам совещания подписывается документ, фиксирующий заключенные сторонами соглашения.

Банковский надзор во Франции

Во Франции функции надзора и контроля за банковской деятельностью возложены на Банковскую комиссию – государственный административный орган, независимый от Банка Франции, но тесно с ним взаимодействующий. Возглавляет Комиссию управляющий Банком Франции. Сотрудниками рабочего органа Комиссии - Генерального секретариата - являются в соответствии с Законом о банках только служащие центрального банка. В обязанности Банковской комиссии входит изучение условий деятельности кредитных учреждений, контроль за их финансовым положением, а также за соблюдением работниками банков профессиональной этики. При осуществлении административного надзора проверяется законность операций всех кредитных учреждений страны, причем не только действующих во Франции, но и зарубежных филиалов. В своей работе Банковская комиссия руководствуется, прежде всего, результатами периодических проверок финансовой документации поднадзорных учреждений, но при необходимости проводит и нспекционные проверки на местах.

При необходимости Комиссия может назначать временного руководителя кредитно-финансового учреждения или председателя ликвидационной комиссии. Одной из главных задач центрального банка при осуществлении надзора является определение вероятности возникновения у банков затруднительных ситуаций в будущем. При выявлении таких проблем центральным банком принимаются необходимые меры по их преодолению:

а) списание активов банка, что влечет необходимость дополнительного увеличения капитала;

б) ограничение определенных видов кредитования;

в) усиление внутреннего контроля в банке;

г) совершенствование руководства или замена высших менеджеров банка.

Если банку не удается осуществить надлежащие меры в установленные сроки, применяется система штрафных санкций. Крайней мерой воздействия является закрытие банка. Обычно отдается предпочтение средствам морального воздействия на руководителя тех кредитных учреждений, деятельность которых должна быть исправлена и улучшена.

С 1978 г. внедрена единая оценочная система CAMEL, составленная по заглавным буквам основных критериев банковского надзора (таблица 3):

Таблица 3 - Критерии банковского надзора в системе CAMEL

Критерий

Значение

С - capital adeguacy (достаточности капитала)

A - asset guality (качество активов)

M - management (качество управления)

E - earnings (доходность или прибыльность)

L - liguiditi (ликвидность)

система определяет, каким капиталом располагает банк для защиты вкладчиков, а соответственно - достаточности его величины;

определяет степень "возвратности активов" и внебалансовых статей, а также финансовое воздействие проблемных кредитов

система оценивает качество банковского менеджмента на основе результатов работы, устоявшейся политики , глубины контроля , соблюдения законов и инструкций. Это самый главный элемент международной системы оценки CAMEL. Для того чтобы получать доход и проводить продуманную политику, необходимо, в первую очередь, определить "здоровье банка", а это можно сделать только путем правильно организованной системы управления.

определяет достаточность доходов для будущего роста банка

система определяет,достаточно ли ликвиден банк, чтобы выполнить обычные и неожиданные обязательства.

В соответствии с этой рейтинговой системой общая оценка состояния банка (от 1-прочное состояние - до 5-неудовлетворительное состояние ) является средней арифметической из баллов, определяемых по 5 вышеназванным критериям. Предварительная рейтинговая оценка дается в процессе документарного надзора, а окончательная - лишь после завершения инспекции на месте. Общий рейтинг достаточно точно отражает положение банка и предопределяет необходимость принятия надзорным органам надлежащих мер по отношению к данному банку. Систему CAMEL стали применять и надзорные органы других стран. В следующей главе рассмотрим особенности банковского надзора в РФ.

  1. Система надзора за коммерческими банками в РФ

2.1 Банк России как субъект надзора

Для обеспечения законности и правопорядка в банковской системе осуществляется контрольно-надзорная деятельность. Эта деятельность носит как внешний, так и внутриорганизационный характер. Основным субъектом контрольно-надзорной деятельности в банковской системе Российской Федерации является Центральный банк России.

Говоря о современном состоянии ЦБ как субъекта банковского надзора, необходимо сказать, что ЦБ Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР.

В 1992 - 1995 гг. в порядке поддержания стабильности банковской системы Банк России создал систему надзора и инспектирования коммерческих банков, а также систему валютного регулирования и валютного контроля. Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора [4].

Банк России как субъект банковского надзора выполняет функции денежно-кредитного регулирования, банковского надзора и управления системой расчетов в стране. Он может проводить банковские операции, необходимые для выполнения данных функций, только с российскими и иностранными кредитными организациями, а также с Правительством РФ, представительными и исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, воинскими частями. Банк России не имеет права осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, и с физическими лицами (кроме военнослужащих и служащих Банка России). Он не может прямо выходить на банковский рынок, предоставлять кредиты непосредственно организациям и не должен участвовать в конкуренции с коммерческими банками. [4]. Данные полномочия делают Банк России особым участником общественных отношений в банковской системе.

Осуществляя контрольно-надзорную деятельность в банковской системе, Банк России, однако, не является органом непосредственного управления финансово-хозяйственной деятельностью кредитной организации Банк России выступает как субъект функционального и оперативного контроля в сфере осуществления банковской деятельности. В соот­ветствии с Федеральным законом “О внесении изменений и до­полнений в Закон РФ «О Центральном банке Российской Феде­рации (Банке России)» от 26 апреля 1995 г. Центральному банку РФ предписано выполнение следующих функций [4] (рисунок 3) :

- во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывать и проводить единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение ус­тойчивости рубля;

- монопольно осуществлять эмиссию наличных денег и орга­низовывать их обращение;

- быть кредитором последней инстанции для кредитных орга­низаций, организовывать систему рефинансирования;

- устанавливать правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

- устанавливать правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

- проводить государственную регистрацию кредитных органи­заций, выдавать и отзывать лицензии кредитных организаций, за­нимающихся их аудитом;

- осуществлять надзор за деятельностью кредитных организаций;

- регистрировать эмиссию ценных бумаг кредитных организа­ций в соответствии с федеральными законами;

- выполнять самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необхо­димых для решения основных задач Банка России;

- регулировать прохождение валюты, включая операции по по­купке и продаже иностранной валюты; определять порядок рас­четов с иностранными государствами;

- организовывать и производить валютный контроль как непо­средственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- принимать участие в разработке прогноза платежного балан­са Российской Федерации и организовывать составление платеж­ного баланса Российской Федерации;

- в целях осуществления перечисленных функций проводить анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Фе­дерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредит­ных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публиковать соответствующие материалы и статистические данные;

- осуществлять иные функции в соответствии с федеральными законами. Детальный перечень функций Центрального банка Россий­ской Федерации не противоречит международной практике рабо­ты центральных банков. Так же как и центральные банки других стран, Центральный банк Российской Федерации прежде всего выполняет функцию денежно-кредитного регулирования эконо­мики и эмиссионную функцию.

Рисунок 3 – Функции ЦБ РФ

Банк России должен осуществлять надзор за тем, как кредитная организация соблюдает банковские законы, финансовые нормативы и требования нормативных актов Банка России. При этом Банк России изучает и то, насколько кредитная организация соблюдает нормы гражданского права, но только в той части, в какой это связано с проверкой соблюдения кредитной организацией банковских правил, поскольку гражданско-правовые отношения чаще всего являются теми юридическими фактами, которые порождают банковские правоотношения.

Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России, а также назначает аудитора Банка России и утверждает годовой отчет Центрального банка Российской Федерации и аудиторское заключение. 

Основной целью проведения ЦБ РФ проверок кредитных организаций (их филиалов) является оценка на месте общего состояния кредитной организации либо отдельных направлений ее деятельности, в том числе:

- оценка соблюдения законодательства РФ и нормативных актов ЦБ РФ; оценка достоверности учета (отчетности) кредитной организации (ее филиала);

- определение размера рисков, активов, пассивов, оценка качества активов кредитной организации (ее филиала), величины и достаточности собственных средств (капитала) кредитной организации;

- оценка систем управления рисками и организации внутреннего контроля кредитной организации (ее филиала), финансового состояния и перспектив деятельности кредитной организации;

- выявление действий, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков кредитной организации.

Проверки кредитных организаций могут осуществляться:

- без предварительного уведомления кредитной организации (ее филиала);

- с предварительным уведомлением кредитной организации (ее филиала).

При этом проверкой может быть охвачено только пять календарных лет деятельности кредитной организации (ее филиала), предшествующих году проведения проверки. Проведение ЦБ РФ повторной проверки кредитной организации (ее филиала) по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной организации (ее филиала) за уже проверенный период разрешается по следующим основаниям:

- если такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией кредитной организации;

- в порядке контроля за деятельностью территориального учреждения ЦБ РФ, проводившего проверку. Повторная проверка кредитной организации (ее филиала) в порядке указанного контроля проводится ЦБ РФ на основании мотивированного решения совета директоров;

- по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Банк России имеет право в установленном порядке применять к кредитным учреждениям меры принуждения: ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией на осуществление банковских операций; отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций и др. Элементом банковского надзора является работа по выявлению проблемных банков в рамках системы раннего реагирования, которая позволит определять проблемные банки на ранней стадии, а не тогда, когда финансовые трудности приобретут необратимый характер и единственной мерой останется только отзыв лицензии у банка.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующий вывод: деятельность Банка России в сфере банковского регулирования и надзора в соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» направлена на поддержание стабильности банковской системы России и защиту интересов вкладчиков и кредиторов.

Сегодня процессы становления Банка России как органа денежно-кредитного регулирования страны с рыночной экономикой продолжаются. Доказательством этого служат как многочисленные изменения законодательной базы, регулирующей банковскую деятельность в стране, так и большое количество нормативных документов, ежегодно выходящих из стен Банка России [12,С.120]. Правовые основы надзора ЦБ РФ за коммерческими банками будут рассмотрены далее.

2.2 Правовые основы надзора ЦБ РФ за коммерческими банками

Правовое регулирование банковской деятельности в России осуществляется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности», другими федеральными законами и нормативными актами Банка России. Законодательно определена система экономических нормативов деятельности кредитных организаций, установлен порядок надзора за их соблюдением, определены санкции к кредитным организациям, допускающим нарушения федерального законодательства, нормативных актов и предписаний Банка России.

Нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Нормативные акты Банка России вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в официальном издании Банка России - "Вестнике Банка России", за исключением случаев, установленных Советом директоров. Нормативные акты Банка России не имеют обратной силы.

Не подлежат государственной регистрации нормативные акты Банка России, устанавливающие:

- курсы иностранных валют по отношению к рублю;

- изменение процентных ставок;

- размер резервных требований;

- размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;

- прямые количественные ограничения;

- правила бухгалтерского учета и отчетности для Банка России;

- порядок обеспечения функционирования системы Банка России.

Воздействие ЦБ на деятельность коммерческих банков осуществляется по следующим основным направлениям:

а) создание общих законодательных, исполнительных, судебных условий, позволяющим коммерческим банкам реализовать свои экономические интересы;

б) проведение мер денежно-кредитного регулирования, оказывающих влияние на объём и структуру денежной массы в обращении через изменение размеров ресурсов коммерческих банков, которые могут быть использованы для кредитных вложений в экономику;

в) установление экономических нормативов и надзор за их соблюдением с целью обеспечения ликвидности банковских балансов.

Современное правовое регулирование банковской деятельности Российской Федерации строится на множестве разноуровневых актов. Центральное, ключевое значение в системе законодательных актов о банковской деятельности имеют следующие два закона:

В первую очередь необходимо выделить Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. и доп. от 10 января 2003 г.) Закон «О ЦБР» устанавливает основы функционирования Центрального Банка России. Он носит комплексный характер, включая различные нормы регулирующие как устройство и положение ЦБР в государстве, денежную политику, так и нормы регулирующие особенности трудовых отношений со служащими ЦБР. Второй по значению – Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» (с изменениями от 31 июля 1998 г., 5, 8 июля 1999 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002г.). Закон «О банках и банковской деятельности» - специальный отраслевой законодательный акт, регулирующий правовой статус субъектов и формы банковской деятельности в Российской Федерации.

Помимо названных законодательных актов правовое регулирование банковской деятельности в РФ строится на множестве иных законодательных актов. В частности можно выделить: Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (с изменениями от 30 декабря 2001 г.); Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (с изм. и доп. от 25 июля, 30 октября 2002 г.), Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изменениями от 29 декабря 1998 г., 5 июля 1999 г., 31 мая, 8 августа, 30 декабря 2001 г., 31 декабря 2002 г.) и др.

Административно-правовое регулирование контрольно-надзорной деятельности в банковской системе с участием Банка России включает: государственную регистрацию кредитных организаций; лицензирование; аттестацию; предоставление разрешений на совершение отдельных действий.
Порядок регистрации и лицензирования коммерческих банков регламентирован Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» и Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[6].

В настоящее время действующим законодательством и Банком России установлены жесткие требования, которые должны соблюдаться физическими и юридическими лицами. При регистрации коммерческого банка и согласовании изменений в его уставе и составе участников Банк России уделяет особое внимание вопросам правомерности участия юридических и физических лиц и оплаты ими уставного капитала, составу руководителей коммерческого банка и их материально-техническому оснащению. Решение о государственной регистрации коммерческого банка принимается Банком России. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации кредитных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании решения Банка России о соответствующей государственной регистрации.

Лицензия на осуществление банковских операций выдается после государственной регистрации. Кредитная организация имеет право осуществлять банковские операции с момента получения лицензии, выданной Банком России. Банк России вправе отказать коммерческому банку в регистрации и выдаче лицензии по основаниям, указанным в ст.16 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».

Банковским законодательством предоставлено право в целях защиты своих законных интересов обжаловать в арбитражном суде решение Банка России об отказе в государственной регистрации и выдаче лицензии либо непринятие Банком России в установленный срок соответствующего решения, в том числе и об отказе в регистрации или выдаче лицензии [4].

Основной формой банковского надзора является проверка. Кредитная организация подлежит ежегодной проверке аудиторской организацией, имеющей в соответствии с законодательством лицензию на осуществление таких проверок. Правовую основу аудита банковской деятельности составляет: Закон Российской Федерации от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности», Федеральный закон от 7 августа 2001 г. «Об аудиторской деятельности» и др. Закон «О банках и банковской деятельности» определяет механизм отчетности кредитной организации (ст. 42). Вопросы инспектирования кредитных организаций предусмотрены ст.55 Федерального закона «О Центральном банке Российской федерации (Банке России)» и инструкцией № 108-И «Об организации инспекционной деятельности Центрального банка»

Целью проводимых Банком России проверок кредитных организаций, как это следует из Инструкции Банка России от 25 августа 2003 г. № 105-И «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями ЦБ РФ», является оценка на месте общего состояния кредитной организации либо отдельных направлений ее деятельности, оценка соблюдения законодательства и нормативных актов Банка России, оценка достоверности учета (отчетности) кредитной организации (ее филиала), определение размера рисков, активов, пассивов, оценка качества активов кредитной организации (ее филиала), величины и достаточности собственных средств (капитала) кредитной организации, оценка систем управления рисками и организации внутреннего контроля кредитной организации (ее филиала), финансового состояния и перспектив деятельности кредитной организации, а также выявление действий, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков кредитной организации [9]. Согласно инструкции, «в планы проверок включаются в первую очередь кредитные организации, в отношении которых имеются данные об их неустойчивом финансовом положении или допущенных ими грубых нарушениях правил, регулирующих их деятельность, а также кредитные организации и их филиалы, которые не проверялись Банком России или его территориальными учреждениями более двух лет» [8].

Комплексные проверки кредитных организаций и их филиалов должны предусматривать проверку: достоверности отчетов, представленных Банку России; соответствия выполняемых операций банковскому законодательству и нормативным актам Банка России; соблюдения данной кредитной организацией обязательных экономических нормативов, установленных Банком России в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Комплексные проверки кредитной организации, имеющей филиальную сеть, осуществляются на консолидированной основе, т.е. проводятся одновременно в кредитной организации и ее филиалах.

За нарушение законодательства о банках и банковской деятельности предусмотрена административная ответственность (ст. 15.26 КоАП Российской Федерации). Протокол о нарушении банковского законодательства составляют должностные лица Банка России (п. 81 ч. 2 ст. 28.3 КоАП Российской Федерации), а дела о данных нарушениях рассматривает суд (ст. 23.1 КоАП Российской Федерации) [3].

2.3 Основные направления совершенствования банковского надзора в РФ

В последние два десятилетия финансовая дестабилизация постепенно охватила практически все страны. Экономические издержки финансовых кризисов настолько возросли, что ни одна страна уже не может их игнорировать. Для стабилизации финансовой системы страны вынуждены все шире использовать механизмы банковского надзора [21]. Надзорные рейтинговые системы выступают в качестве инструмента оценки текущего финансового состояния коммерческого банка.

В настоящее время необходимо совершенствовать каждый из элементов механизма контрольно-надзорной деятельности в банковской системе. Особенно в совершенствовании нуждаются нормы административного права, которые определяют режим осуществления контрольно-надзорной деятельности в банковской системе, а также административно-правовой статус субъектов, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность в рассматриваемой сфере. Следует сказать, что большинство отношений в сфере банковского надзора регламентируются подзаконными нормативными правовыми актами Банка России. В целях обеспечения прав и законных интересов кредитных организаций и их клиентов необходимо минимизировать регулирование общественных отношений, возникающих в связи с банковским надзором, регламентируемым подзаконными нормативными правовыми актами. В настоящее время необходимо определить режим осуществления банковского надзора на законодательном уровне. До принятия соответствующего закона Банку России было бы вполне целесообразно принять положение о порядке проведения банковского надзора.

Активизация надзора и создание адекватной системы ранней диагностики в банках предполагает совершенствование всех аспектов надзорной деятельности. Прежде всего, необходимо решительно обеспечивать достоверность информации, предоставляемой кредитными организациями в Банк России.

К числу грубых нарушений, по отношению к которым необходимо применять весь состав мер воздействия вплоть до отзыва лицензии, можно отнести:

а) сознательное искажение отчетности;

б) занижение налоговой базы и базы отчислений в фонд обязательных резервов.

Надзор за руководителями банков (филиалов) должен опираться на изменение законодательно установленных требований к их квалификации и стажу работы в банковской системе в сторону усиления. Руководитель кредитной организации (помимо экономического или юридического образования) должен иметь опыт работы руководителем подразделения кредитной организации, связанного с осуществлением банковских операций, не менее трех лет и положительную репутацию в сфере банковского бизнеса.

Одновременно необходимо предоставить Банку России право временно отказать в регистрации кредитной организации без указания мотивов, если имеются сомнения в ее устойчивости. Одним из факторов надежности создаваемой кредитной организации выступает ее стратегия становления на основных финансовых рынках. Безусловно, следует иметь возможность принимать различные решения в случаях желания учредителей предложить региону или системе в целом новые банковские услуги или, напротив, включиться в конкурентную борьбу за перераспределение клиентов и ресурсов других банков.

Необходимо продолжить работу по совершенствованию экономических нормативов с учетом эффективности их применения, в бухгалтерском учете. Система требований, предъявляемых к кредитной организации, должна улавливать наиболее вероятные риски, способные повлиять на финансовое состояние банков.

Что касается требований к совершенствованию банковского надзора то сюда нужно отнести: создание условий для более эффективного функционирования банковской системы; повышение открытости ситуации в банковской сфере; два уровня анализа и состояния банковской системы в целом. Перспективная устойчивость банковской системы должна базироваться ещё и на тенденциях хозяйственного развития. Всё это может значительно повлиять на развитие банковской системы.

Вместе с тем остался нерешенным ряд задач. Банковский сектор в России остается относительно небольшим и пока не играет существенной роли в экономическом развитии. Высоки вмененные издержки ведения банковского бизнеса. Уровень защиты прав кредиторов, чьи требования обеспечены залогом, не соответствует международным нормам. Не в полной мере реализованы задачи совершенствования правовой базы развития конкуренции на рынке банковских услуг, повышения прозрачности процедур банкротства и ликвидации кредитных организаций.

Основным принципом совершенствования системы регулирования банковской деятельности и банковского надзора является внедрение международно признанных норм и международного опыта с учетом особенностей организации и функционирования российского рынка банковских услуг. Это предполагает существенное развитие Банком России содержательных подходов при осуществлении надзора. По словам экспертов, проблемы нынешнего банковского надзора в его закрытости и неподконтрольности, вытекающих из независимого статуса ЦБ.

Проблема соответствия нормативного регулирования и практики осуществления Банком России банковского надзора основным положениям федерального законодательства оставляет желать лучшего. Сегодня достаточно остро стоит вопрос о возможных путях реформирования банковского надзора, однако до сих пор нет единого мнения о путях решения данной проблемы.

Одни эксперты считают, что надзор за кредитными организациями следует выделить из структуры Банка России, поскольку существующая система надзора не является гласной и открытой, не содержит процедурных и процессуальных норм и не исключает наличия субъективизма при принятии решений [20, С. 9].

Другие полагают, что лишение Банка России надзорной функции приведет к разрушению уже сложившейся системы банковского надзора без реальных перспектив его улучшения. По их мнению, для преодоления субъективизма и улучшения качества банковского надзора необходимо введение в надзорную деятельность Банка России системы сдержек и противовесов, состоящей в разделении основных надзорных функций между независимыми друг от друга подразделениями Центрального банка РФ [22, C. 21].

В соответствии со ст. 74 Закона о Банке России, предусматривающей административную ответственность кредитных организаций, Банк России наделен правом принимать решения о привлечении к ответственности и наложении штрафа, а в случае его неуплаты в добровольном порядке обратиться в суд с иском о его взыскании за такие нарушения, как:

а) нарушение федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России;

б) непредставление информации, представление неполной или недостоверной информации;

в) неисполнение предписания Банка России об устранении выявленных нарушений.

В настоящий момент заявления по таким видам нарушений принимаются и рассматриваются арбитражными судами.

Между тем Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) также предусматривает административную ответственность:

а) за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности (ст. 15.26);

б) за невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) (ч. 1 ст. 19.5);

в) за непредставление сведений (информации) (ст. 19.7).

Вопросы о соотношении указанных составов правонарушений, об определении суда, компетентного рассматривать соответствующие споры, о сроке давности привлечения к ответственности, а также о необходимости применения установленных КоАП РФ правил административного производства и исполнения решений о привлечении к административной ответственности, на уровне ВАС РФ и Верховного Суда РФ на сегодняшний день не решены. Поскольку законодательство о банках и банковской деятельности относится к ведению Российской Федерации, ответственность за нарушения банковского законодательства должна быть установлена в КоАП РФ.

У Банка России есть уникальные (в отличие от других государственных органов) возможности осуществлять банковский надзор не только административными, но и экономическими мерами, создавая условия для повышения эффективности работы подконтрольных кредитных организаций. Реализация такой политики предполагает конструктивный, созидательный характер надзорной деятельности. Под конструктивностью имеется в виду использование в практике регулирования таких инструментов, которые в рамках полномочий и ответственности ЦБ РФ способствовали бы формированию работоспособной прогрессивной банковской системы. Вместе с тем эффективность надзора при таком подходе зависит не только от Банка России, но и от общей экономической политики, а также от ее конкретных результатов.

Общее направление развития законодательной базы в банковской сфере видится не через нормативные документы, указания ЦБ РФ и его функциональные структуры, а законодательно через Государственную Думу. Такое развитие будет учитывать корпоративные интересы больших слоев населения в России и следовательно будет приносить более позитивные сдвиги в совершенствовании финансовой системы страны. Хотя мнение профессионалов необходимо использовать как экспертов. Сейчас в России основное - добиться выполнение уже принятых Законов, не нарушив работу банковской системы. Опыт надзорных органов зарубежных стран помогает банковской системе России, встающей на рыночные отношения формировать взгляды специалистов и учиться на ошибках финансистов развитых стран.

Заключение

Параллельно с формированием банковской системы в ее современном виде происходило становление и совершенствование с учетом отечественной практики и мирового опыта системы регулирования деятельности коммерческих банков. Глобализация и технический прогресс изменили природу и условия, банковской стабильности. Достижение стабильности банковской деятельности обеспечивается ее регулированием, надзором и контролем, антикризисным управлением, международным сотрудничеством, соблюдением международных принципов, правил и стандартов.

Количество мер воздействия на кредитную организацию и степень их жесткости зависят как от уровня надежности и устойчивости кредитной системы, общей эономической стабильности в государстве, так и от исторического опыта надзорных органов.

В настоящее время функции надзора за кредитными организациями в нашей стране возложены на Центральный банк Российской Федерации, который призван осуществлять постоянный контроль за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России. Свои полномочия в области банковского надзора ЦБ РФ реализует через лицензирование банковской деятельности, документарный надзор, организацию и проведение инспекционных проверок на местах. Кроме того, Банк России занимается и вопросами санации проблемных банков.

Анализ задач надзорной деятельности в банковской сфере выявил ряд проблем, для решения которых необходимо предпринять следующее:

- поскольку приоритетной целью надзора является поддержание кредитной системы, главной задачей ЦБ РФ должны быть не поиск и наказание "провинившихся" банков, а создание условий для более эффективного функционирования банковской системы;

- необходимость активизировать надзор, который включает в себя ряд аспектов. Важнейшим условием и одновременно составным элементом его реализации является повышение открытости ситуации в банковской сфере в целом и в конкретных банках, как для Центрального банка, так и для кредиторов и клиентов банков. Повышение открытости базируется на совершенствовании системы учета и отчетности в коммерческих банках и приближении ее к требованиям, вытекающим из опыта международной банковской практики, что позволит повысить эффективность и результативность надзорной деятельности. С другой стороны, открытость предполагает неукоснительное соблюдение банками требований Центрального банка в сфере учета и отчетности.

- надзор должен быть ориентирован на два уровня анализа и состояния банковской системы в целом. При этом открытость является важным фактором совершенствования диагностической компоненты банковского надзора. Другим ее фактором выступает совершенствование методики оценки состояния дел в банках. В-четвертых, требование реструктуризации балансов банков. Данное требование непосредственно относится к оптимизации балансов и организационно-технологической схемы деятельности банков. Под реструктуризацией балансов понимается снижение доли низколиквидных и неликвидных активов, создание достаточных резервов на списание плохих кредитов. При этом необходимо предусмотреть возможность банков самостоятельно списывать такие ссуды за счет резервов при контроле со стороны налоговых служб и аудиторских фирм. В ресурсной базе банков необходимо проводить политику снижения доли "горячих" денег: средств населения, бюджета.

Одновременно требование реструктуризации включает необходимость санирования отдельных крупных банков. Все эти аспекты предполагают дополнительные усилия Банка России как с позиций оценки состояния дел в банках, так и с точки зрения консультирования и выдачи соответствующих рекомендаций. Указанная работа должна проводиться совместно с Всемирным банком и ЕБРР в рамках международных проектов реструктуризации российских банков.

В заключении можно сказать что, современное состояние банковской системы России требует принятия комплексных мер по ее укреплению, поддержанию финансовой устойчивости банков.

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.

  2. Гражданский кодекс РФ. Часть 1 и 2. Издательство: Эксмо, 2005.

  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 № 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001).

  4. Федеральный закон РФ от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 12.06.2006) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (принят ГД ФС РФ 27.06.2002)

  5. Федеральный закон РФ от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (действующая редакция)

  6. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изменениями и дополнениями)

  7. Федеральный Закон РФ от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об Акционерных Обществах» (об АО) (принят ГД ФС РФ 24.11.1995) (действующая редакция)

  8. Инструкция ЦБР от 1 декабря 2003 г. N 108-И «Об организации инспекционной деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России)» (действующая редакция) .

  9. Инструкция от 25 августа 2003 г. N 105-И «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями ЦБ РФ» (действующая редакция)

  10. Братко А.Г. Центральный банк в банковской системе России. – М.: Спарк, 2007.

  11. Закиров Р.З. Организация деятельности Центрального банка: Учебное пособие для студентов. - Изд-во Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2007.

  12. Банковское дело: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2007

  13. Быков А.П., Гончаров А.И. Совершенствование нормативно-правового обеспечения деятельности российских банков в условиях глобализации экономики//«Национальные интересы: приоритеты и безопасность». – 2008. - № 7(28).

  14. Ерпылева Н.Ю. Пруденциальное регулирование банковской деятельности в России // Юридическая работа в кредитной организации", 2008, N 2 – С.8-9.

  15. Ершов М. Банковская система и развитие российской экономики // Мировая экономика и международные отношения. – 2007. - №3. – С. 2-3.

  16. Конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации: сб. статей / под ред. П.Д. Баренбойма. М.: Юстицинформ, 2000.

  17. Лаврушин О.И. От теории банка к современным проблемам его развития в экономике// Банковское дело. - 2008. - №7. - С.2-9.

  18. Макеев С.Р. Банковский надзор – Мне сверху видно все? // БДМ. Банки и деловой мир. 2007. № 135 – C. 15.

  19. Неретин М.С. Статус субъектов банковского надзора в РФ //Административное и муниципальное право. 2008, № 8 – С. 7.

  20. . В. Резник «Революционное правосознание России // Коммерсантъ. 2007, №47 – С. 9.

  21. А.Саркисянц Проблемы банковского надзора // "Бухгалтерия и банки", 2008, N 6 – С.12-13.

22 Д. Тулин. Следователь не должен быть судьей. Что нужно менять в банковском надзоре // Время новостей. 2007, № 44 - С. 21.

23 Е.Е.Смирнов Надзор в банковском секторе РФ: тенденции и перспективы // "Юридическая работа в кредитной организации", 2008, N 6

24 ссылка на сайт удаленаP>