Страхование вкладов населения


Реферат >> Банковское дело

Содержание

Введение 2

1. Понятие системы страхования вкладов 4

1.1.Понятие и виды систем страхования вкладов 4

1.2.Необходимость обязательного страхования вкладов 7

2. Анализ зарубежного опыта организации системы страхования вкладов 10

2.1.Мировой опыт формирования системы страхования вкладов 10

2.2.Управление рисками и повышение эффективности банковского надзора для участников системы страхования вкладов 12

3.Система страхования вкладов в России, анализ рынка вкладов физических лиц на I полугодие 2009 года 16

3.1.Российская система страхования вкладов 16

3.2.Обще экономические тенденции, определяющие развитие рынка вкладов населения 19

3.3.Участие банков в системе страхования вкладов 20

3.4.Основные тенденции на рынке вкладов в I полугодии 2009 г. 21

3.5.Развитие системы страхования вкладов в России 24

Заключение 26

Список литературы 28

Приложение 1 30

Приложение 2 31

Введение

Несмотря на текущий мировой экономический кризис, который больно ударил по экономике не только развитых, но и развивающихся стран, основными задачами современной Российской экономики остаются: повышение капитализации банковской сферы, увеличение объемов инвестиций и долгосрочного кредитования реального сектора экономики, развитие ипотечного кредитования. В решении этих задач важнейшее значение имеет привлечение в банковскую сферу свободных денежных средств граждан. Поэтому задача увеличения мобилизации финансовых ресурсов физических лиц во вклады имеет для нашей страны макроэкономическую значимость.

Не привлеченные в хозяйственный оборот накопления населения теряют свою покупательную способность в результате инфляции и лишают предприятия необходимых кредитных и инвестиционных ресурсов. По мнению большинства отечественных экспертов, занимающихся данной проблемой, главным фактором, препятствующим решению этой задачи, является низкий уровень доверия граждан к коммерческим банкам, который связан с последствиями финансовых кризисов 1998 и 2008 года.

Таким образом, чтобы повысить доверие населения к банковской системе страны, развивать рынок банковских услуг, необходимо введение различных способов обеспечения исполнения банками обязательств перед гражданами – вкладчиками.

Для этого Банк России и Правительство РФ реализуют различные мероприятия. Одним из основных можно назвать принятие в 2003 году Федерального Закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», который в целом положительно повлиял на развитие сберегательного дела в современной России. Этот закон устанавливает организационные основы системы страхования вкладов и обеспечивает необходимую правовую базу для защиты интересов вкладчиков.

По данным Международного Валютного Фонда, страхование банковских вкладов принято более чем в 70-ти странах: США и Канаде, всех европейских, 10 африканских, 12 латиноамериканских и 8 азиатских государствах1, на Украине, в Казахстане и Армении. По мнению экспертов Всемирного банка, страхование вкладов направлено на защиту интересов мелких вкладчиков и укрепление стабильности банковской системы: гарантируя сохранение сбережений вкладчиков, механизм страхования вкладов поощряет их доверять свои сбережения банкам и предотвращает массовое изъятие вкладов в случае кризиса1.

Однако ряд вопросов страхования вкладов физических лиц до сих пор являются нерешенными. В первую очередь это касается особенностей организации и функционирования системы страхования вкладов в условиях переходной экономики.

Главной целью исследования в моей работе является анализ зарубежного опыта организации и функционирования системы страхования вкладов и ее развития в России на современном этапе.

В своей курсовой работе я поставила ряд задач, которые необходимо рассмотреть:

  • Рассмотреть основные понятия и виды системы страхования вкладов;

  • Проанализировать зарубежный опыт, выявив его элементы, пригодные для использования в условиях переходной экономики в нашей стране;

  • Особенности и развитие системы страхования вкладов в России;

  • Анализ рынка вкладов физических лиц за I полугодие 2009г.

    1. Понятие системы страхования вкладов

    1. Понятие и виды систем страхования вкладов

Система страхования вкладов - это комплекс мер, направленных на защиту вкладов и обеспечивающих их гарантированный возврат в полном объеме (или частично) в случае банкротства финансового учреждения1.

Система страхования базируется на следующих принципах:

  • обязательность участия в системе страхования вкладов;

  • снижение рисков наступления неблагоприятных последствий для вкладчиков в случае, когда банки не выполняют своих обязательств;

  • прозрачность деятельности системы страхования вкладов;

  • накопительный характер формирования фонда обязательного страхования вкладов за счет регулярных взносов банков-участников системы страхования вкладов.

Создание системы обязательного страхования банковских вкладов населения является специальной государственной программой, реализуемой в соответствии с Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» № 177-ФЗ от 23 декабря 2003 года.

Основная задача системы обязательного страхования банковских вкладов - защита сбережений населения, размещаемых во вкладах и на счетах в банках2.

Все существующие системы страхования вкладов в мире можно классифицировать по ряду признаков.

  1. По способам организации систем страхования существуют два основных вида, которые выделяются согласно методологии Международного валютного фонда:

    • система положительно выраженных гарантий;

    • система не выраженных прямо гарантий.

Для первого типа систем характерно наличие законодательно установленной процедуры возмещения потерь вкладчикам при банкротстве банка, который входит в систему страхования вкладов. Клиенты банка заранее знают, какова страховая сумма, на которую они могут рассчитывать. Такая система создает уверенность вкладчиков в сохранности своих средств благодаря ее предсказуемости, а также способствует аккумулированию свободных денежных ресурсов в банках.

Второй вид систем характеризуется отсутствием четкого законодательства, определяющего способы защиты вкладов, но при этом предполагается, что государство гарантирует вложенные в банки денежные средства. Возможность получить возмещение и его сумма будут зависеть от сложившейся ситуации, от принятого государственными органами решения, которое определяет сроки, суммы и другие условия выплат. В основу этого вида систем положено доверие граждан к государству, что характерно для стран с жестким централизованным управлением и с сильной зависимостью банков от государственных структур.

Вопрос об использовании систем гарантирования вкладов решается в каждой стране по-своему. Например, в Новой Зеландии и Австралии вообще отказались от каких-либо страховых систем, но при этом были установлены жесткие требования к раскрытию информации, что усилило экономический контроль1.

  1. По организации участия банков в страховой системе выделяют:

    • системы обязательного участия банков;

    • системы добровольного участия.

Систему обязательного страхования вкладов отличает участие в ней практически всех банков, что позволяет всем кредитным организациям стать членами системы страхования и дает равные гарантии клиентам разных банков. Но в этом случае ослабевает мотивация и желание клиентов искать и выбирать надежный банк, а рост банковских издержек за счет выплат в страховой фонд увеличивает цену банковских услуг. Подобные системы существуют в США, Канаде, Финляндии, Японии и ряде других стран2.

Добровольная система позволяет банкам самостоятельно принимать решение об участии в ней. Банки, не участвующие в системе страхования вкладов, обладают меньшей конкурентоспособностью на рынке банковских продуктов, так как клиенты начинают с настороженностью относиться к таким банкам и идут на риск внесения депозита, рассчитывая на получение более высокого дохода.

  1. По размерам гарантий системы страхования вкладов можно разделить на три разновидности:

    • полные;

    • ограниченные;

    • дискреционные.

Полные системы гарантируют выплаты по всем депозитам. Это повышает доверие со стороны клиентов.

Ограниченные системы обеспечивают только частичное покрытие вкладов клиентов. В основном гарантии предоставляются мелким вкладчикам, плохо ориентирующимся в обстановке на рынке, а для крупных сохраняется мотивация верного выбора банка. Для коммерческих банков такая система позволяет облегчить работу с мелкими клиентами, а благодаря снижению объемов взносов— сократить банковские издержки и не завышать цены на свои услуги. Небольшая трудность использования этого вида системы состоит в определении размера страхуемой суммы депозита.

Дискреционная система представляет собой разновидность ограниченной системы, предусматривающей расширение объекта страхования в периоды кризиса банковской системы. По сравнению с другими видами она является более гибкой.

  1. По степени государственного участия, системы страхования депозитов могут быть:

  • государственными;

  • частными;

  • смешанными.

Государственные системы чаще всего формируются при введении обязательного страхования вкладов. В этом случае страховая организация создается как государственная, которая действует на некоммерческой основе. Ресурсы этой организации образуются из государственных средств и взносов банков. В такой форме организованы страховые системы в США (Федеральная корпорация страхования депозитов), в Великобритании (Фонд защиты депозитов).

В частных системах страхование вкладов осуществляется специальными организациями, финансирование деятельности которых осуществляется за счет взносов банков-участников, а государство не вмешивается в эти процессы. Такие системы созданы в ФРГ — Фонд страхования депозитов частных банков, во Франции - Фонд депозитного страхования «Механизм солидарности», в Люксембурге – Ассоциация страхования депозитов.

В смешанных системах страхования вкладов государство и банки в равной степени участвуют в формировании ресурсов страховой организации. Примером является страховая система Японии, где уставный капитал «Корпорации по страхованию депозитов», действующей с 1971 года, сформирован правительством, Банком Японии и частными банками равными долями.

  1. По организации финансирования выплат или способу аккумулирования средств страхового фонда системы разделяются:

  • с финансированием;

  • без финансирования.

Система страхования вкладов с финансированием предполагает, что для выплат страховых возмещений формируется специальный фонд за счет регулярных взносов банков-участников. Это способствует укреплению доверия к системе, а при наступлении страхового случая ускоряет процесс выплаты возмещения вкладчикам.

В системе страхования без предварительного финансирования необходимые для компенсации средства изыскиваются только при возникшей необходимости, к примеру, при банкротстве банка.

В настоящее время в 38 странах применяются системы страхования депозитов с предварительным финансированием. Например в Нидерландах средства страхового фонда формируются в случае банкротства какого-либо банка и установлен верхний предел общего количества собираемых средств1.

    1. Необходимость обязательного страхования вкладов

На современном этапе развития отечественной экономики возникает необходимость в изменении банковской системы Российской Федерации и, как следствие, ее модернизации.

Потребность в кардинальных реформах банковской системы является давно осознанной объективной необходимостью. Также существует мнение, что реформа банковской системы запоздала на несколько лет и необходимо принимать срочные меры по ее модернизации и развитию.

Несмотря на все принимаемые меры по улучшению банковской системы нашей страны, Банк России не всегда в состоянии адекватно оценивать ситуацию в банках и прогнозировать развитие банковской системы в целом. Необходимость коренных изменений банковской системы России вызвана целым рядом объективных проблем, среди которых можно выделить наиболее существенные:

  • недостаточная капитализация банковской системы;

  • отсутствие у банков с российским капиталом долгосрочных финансовых ресурсов для кредитования субъектов экономики;

  • доверие населения к банковской системе России невелико.

Самым тяжелым последствием банковских кризисов различных стран стал тотальный кризис недоверия населения к банковской системе. Никакими административными мерами невозможно заставить население хранить свои свободные денежные средства в банках. Необходимо проведение серьезных экономических мер и создание объективного нормативно – правового обеспечения функционирования системы защиты банковских вкладов.

В последнее время государство нашей страны стало все больше обращать внимание на практически не задействованный ранее в России ресурс и потенциал сбережений населения. Поскольку именно банки играют роль основного посредника между инвестором и производственным сектором, то объем финансовых ресурсов, направляемых банками в реальную экономику, сильно ограничен. Именно поэтому для российского государства, перед которым стоит проблема экономического роста, очень важно вернуть доверие населения к банкам, чтобы аккумулировать сбережения физических лиц в банковской системе и впоследствии инвестировать привлеченные средства в производство.

Таким образом, экономическая задача - привлечение инвестиций, неразрывно связана с социальной проблемой - защитой интересов вкладчиков.

Для решения поставленной задачи важнейшим актом в этой сфере является принятие ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» в 2003 году и создание системы страхования вкладов.

Страхование вкладов осуществляется в силу Закона о страховании вкладов и не требует заключения договора страхования (п. 3 ст. 5 Закона). Участие в системе страхования вкладов обязательно для всех банков, имеющих разрешение Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц. Поэтому рассматриваемые отношения отнесены к такой форме страхования как обязательное страхование (ст. 3 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации"1, ст. 935 ГК, ст. 1 Закона о страховании вкладов).

Кредитная организация несет обязанность обеспечивать сохранность вкладов и своевременность исполнения своих обязательств перед вкладчиками, обеспечивать возврат вкладов граждан путем обязательного страхования. Важнейшим способом законодательного обеспечения защиты прав и интересов граждан, заключивших договор банковского вклада или банковского счета является введение системы обязательного страхования вкладов физических лиц. Правовые, финансовые и организационные основы функционирования указанной системы установлены Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»1. Закон регулирует отношения по созданию и функционированию системы страхования вкладов, формированию и использованию ее денежного фонда, выплатам возмещения по вкладам при наступлении страховых случаев, а также отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного контроля за функционированием системы страхования вкладов, и иные отношения, возникающие в данной сфере.

С 2006 года в России была введена многоступенчатая шкала страховки. Помимо стопроцентной гарантии для суммы в 100 тысяч рублей каждые дополнительные 100 тысяч, прибавляемые к размеру выплат, гарантируются на 90%.

С момента начала работы системы страхования вкладов максимальный размер страхового возмещения в России вырос в 7 раз. Вначале он составлял 100 000 руб., с 9 августа 2006 года был увеличен до 190 000 руб., с 26 марта 2007 года — до 400 000 руб., а с 1 октября 2008 года — до 700 000 руб.

За историю работы системы страхования вкладов в России было зафиксировано 80 страховых случаев (на 1 декабря 2009 года)

Участие в системе страхования вкладов и уплата страховых взносов в фонд страхования вкладов обязательны для всех кредитных организаций, имеющих лицензию Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц.

  1. Анализ зарубежного опыта организации системы страхования вкладов

    1. Мировой опыт формирования системы страхования вкладов

В современном мире роль систем страхования вкладов усиливается, они действуют уже в 95 странах. В течение последних 20 лет системы страхования вкладов были введены в большинстве развитых стран, в том числе в качестве реакции на банковские кризисы 80-х и 90-х годов1.

За последнее десятилетие обязательные системы страхования вкладов введены в большинстве бывших социалистических государств, в том числе в странах СНГ и Балтии.

Банковская система сильно подвержена кризисным явлениям, которые могут затрагивать не только финансово-устойчивые банки, но и их клиентов.

Существенный урон стабильному функционированию кредитных организаций может нанести изъятие вкладов физическими лицами, причем этот процесс может приобрести стихийный характер и охватить большое число банков, вызвать остановку проведения ими расчетных операций, привести к спаду экономической активности.

Последствия таких потрясений наносят огромный вред экономике страны, причем затраты на восстановление платежеспособности не столь велики, как потеря доверия к банкам со стороны вкладчиков.

Поэтому правительства многих стран были вынуждены создать условия и выработать способы борьбы, связанные с массовым изъятием вкладов и кризисных ситуаций в банковской системе и экономике.

Решения о создании систем страхования депозитов многие страны принимали в периоды кризисов банковских систем: в США во время «Великой Депрессии», в Великобритании - во времена банковского кризиса 70-х годов прошлого столетия2.

За последнее время большинство стран мира часто сталкивалось с кризисом банковской системы, что заставило их ввести страхование вкладов для стабилизации финансовой системы и предотвращения потенциальных банкротств отдельных банков в будущем.

Обязательным условием нормальной работы банков является наличие систем поддержки их функционирования. Такие системы имеются практически во всех зарубежных странах с исторически сложившейся рыночной экономикой и выполняют две взаимосвязанные функции:

  1. обеспечивают финансовую поддержку банков, оказывающихся в трудных финансовых ситуациях, на грани неплатежеспособности;

  2. защищают вкладчиков от полной потери их сбережений путем выплаты страхового возмещения по вкладам.

Таким образом, удается избежать массового изъятия вкладов населением.

В настоящее время практически все развитые и многие развивающиеся страны имеют системы гарантирования страхования банковских вкладов (см. Приложение 1).

В целом системы страхования банковских вкладов сводятся к двум типам: американская и германская.

В 1933 г. была создана Федеральная корпорация страхования депозитов (ФКСД). Американская система страхования депозитов является старейшей и наиболее авторитетной в современном мире. Ведущую роль в этой модели играет государство, а не банки. ФКСД ориентирована на защиту интересов вкладчиков коммерческих банков. Страховой фонд, которым управляет ФКСД, образуется из взносов банков. Страховой случай наступает при банкротстве банка или его закрытии государственными контролирующими органами. Тогда вкладчикам выплачивается страховое возмещение.

Опыт ФКСД используется в системах страхования вкладов в банках Канады, Великобритании и Японии.

Второй тип распространен в Западной Европе и основывается на германском опыте.

В Германии существуют государственная и частная системы гарантий вкладов, которые отличаются как списком банков-участников, так и объемом компенсации.

В отличие от Германии в большинстве других стран «недострахованные» суммы можно получить только после банкротства банка. Такие доплаты предусмотрены, например, в Америке, Великобритании, Японии, Франции.

Изучив модели защиты банковских вкладов в зарубежных странах можно выделить следующие принципы ее эффективной организации:

  • защита мелких вкладчиков;

  • система защиты банковских вкладов не должна создавать необоснованных преимуществ для отдельных субъектов банковской системы, то есть должна сохраняться конкурентная среда;

  • важным фактором является организация финансирования путем выплат компенсации при наступлении неблагоприятных последствий для вкладчиков и неисполнения банками своих обязательств;

  • возможность значительного сокращения количества банков, не вступивших в систему страхования банковских вкладов и преобладание значительного количества иностранных банков на российском рынке банковских услуг.

    1. Управление рисками и повышение эффективности банковского надзора для участников системы страхования вкладов

В современной экономике существует множество рисков, которые могут привести к наступлению страхового случая для банков и их вкладчиков. Из них особо следует выделить один - моральный риск, имеющий непосредственное отношение к системе страхования вкладов.

Под моральным риском понимается риск того, что действия по сокращению последствий рискованных или опасных действий повысят вероятность совершения таких действий. В данном случае под моральным риском подразумевается стимулирование рисковой деятельности банков или лиц, получающих возмещение в результате наступления страхового случая1. Такое поведение может быть, когда у вкладчиков существует уверенность в полной защищенности их интересов и возврате вложенных ими средств даже в случае банкротства банка. В подобных ситуациях владельцы вкладов фактически не заинтересованы в получении и анализе информации о финансовом состоянии банка, они не считают необходимым оценивать риски, связанные с вложением финансовых средств в банк.

Вкладчики могут выбирать банки без учета их финансового положения, а это означает, что главным критерием выбора банка будет являться только уровень процентных ставок по вкладам. В результате средства вкладчиков могут оказаться в распоряжении банков, осуществляющих высокорисковые операции.

Чтобы избежать подобных случаев в некоторых странах системы страхования вкладов специально не обеспечивают стопроцентную компенсацию вклада любому вкладчику, тем самым перекладывая часть риска даже на самого мелкого вкладчика.

Гарантированное возмещение вкладов в случае банкротства банка позволяет лицам, контролирующим его деятельность, реализовывать более рискованную стратегию по сравнению с той, которую они проводили бы в случае отсутствия системы страхования вкладов1.

Уменьшению морального риска системы страхования вкладов может способствовать наличие четкой, законодательно оформленной базы, позволяющей вкладчику банка иметь представление о механизме ее функционирования. При этом органы банковского надзора должны иметь определенный набор предупредительных и принудительных мер по решению возникших у банков финансовых проблем. Также, если указанные меры не принесли должного результата, то органы банковского надзора должны быть наделены полномочиями, чтобы закрыть или санировать обанкротившиеся банки.

Моральный риск может быть уменьшен при помощи установления жестких требований к банкам. Прежде всего, стандартов корпоративного управления, управления рисками отдельными банками. Эти требования будут наиболее эффективны, если они применяются согласованно.

К мерам по ограничению морального риска можно отнести также публикацию информации о финансовом состоянии отдельных банков; о видах вкладов, подлежащих страхованию, об уровне покрытия; приоритетности предъявлений требований вкладчиков и кредиторов на активы обанкротившегося банка.

Роль системы страхования вкладов нельзя оценить однозначно, так как она может создавать стимулы как обеспечивающие стабильность кредитной системы страны, так и ослабляющие, потому что обусловливает возможности покрытия банками убытков, возникающих при проведении ими высокорисковых операций.

Можно сказать, что система страхования вкладов должна быть построена таким образом, чтобы обеспечивать условия и заинтересованность всех участвующих сторон в укреплении кредитной системы страны.

Моральные риски присущи и Российской системе страхования вкладов. Роль и значение морального риска в Российской системе страхования вкладов пока еще несопоставимы с его ролью и значением в зарубежных странах. Это связано, прежде всего, с тем, что при разработке системы страхования вкладов в России проблеме морального риска не уделялось должного внимания, что может впоследствии сказаться на эффективности дальнейшего функционирования системы страхования вкладов2.

В целях повышения эффективности системы страхования вкладов все банки - участники должны находиться в сфере постоянного и действенного надзора со стороны государственных органов. Страхование вкладов не может быть результативным без тщательного банковского надзора.

Надзор за деятельностью банков осуществляется в целях обеспечения их надежности и устойчивости. Он заключается в контроле за выполнением банками требований, предусмотренных банковским законодательством. Указанные требования формируют рамки поведения банков, способствующие поддержанию стабильности банковской системы.

Основными целями банковского надзора в комплексе мер по защите интересов вкладчиков являются:

  • защита вкладчиков от высокорисковой банковской политики;

  • поддержание стабильности банковского сектора при помощи предотвращения системных банковских кризисов;

  • защита фонда страхования вкладов от неэффективного управления его средствами1.

Банковский надзор включает в себя дистанционный, или документарный, надзор за банками, осуществляемый на основе банковской отчетности, и инспектирование, представляющее собой проверки банков на местах.

В некоторых странах, например в Великобритании, акцент делается на документарный надзор, в других, например в США, - на регулярное и всестороннее изучение состояния конкретного банка по результатам инспекционных проверок2.

Как правило, банковский надзор осуществляют центральные банки (Бразилия, Греция, Индия, Испания, Португалия, Россия). Но имеются и отклонения от этой практики. В отдельных странах (Германия, Финляндия, Япония) существует смешанная система банковского надзора, в рамках которой центральный банк делит полномочия по надзору с другими государственными органами, например, министерством финансов.

Довольно часто надзор за банками относится к компетенции только министерства финансов (Австрия, Канада, Норвегия) или специально созданных надзорных органов (Бельгия, Швеция).

Иногда наряду с традиционными государственными органами надзора (центральным банком или министерством финансов) он также осуществляется органом страхования вкладов (США).

В большинстве стран органы страхования вкладов не выполняют функций надзора, но они тесно сотрудничают с центральными банками или другими специально созданными надзорными структурами.

Во Франции функции надзора за банковской деятельностью возложены на Банковскую комиссию – государственный административный орган, независимый от Банка Франции, но тесно взаимодействующий с ним.

Государственные органы банковского надзора осуществляют свою деятельность в сотрудничестве с внешним и внутренним аудитом (Великобритания, Нидерланды, Франция), что значительно облегчает и ускоряет процедуру надзора.

Часто вкладчики и кредиторы банка не располагают информацией относительно финансового положения банка и, в результате его банкротства, теряют вложенные средства. Только полное раскрытие информации о рисках банков дает возможность иметь представление о реальном финансовом состоянии банка.

Раскрытие информации должно сделать операции банков не только прозрачными, но и повысить эффективность банковского надзора.

Орган банковского надзора должен обладать полномочиями по применению к проблемному банку принудительных мер воздействия. Они могут предусматривать и реструктуризацию банка.

Таким образом, можно сказать, что для обеспечения надежной защиты интересов вкладчиков недостаточно наличия лишь системы страхования вкладов. Она должна быть дополнена эффективным надзором за банками со стороны государства. Различные формы риска, которым подвержены банки, в случае отсутствия надлежащего надзора, могут привести к системным банковским кризисам и ситуации, при которой средств фонда страхования будет недостаточно для осуществления выплат вкладчикам в размере, предусмотренном законодательством.

  1. Система страхования вкладов в России, анализ рынка вкладов физических лиц на I полугодие 2009 года

    1. Российская система страхования вкладов

Создание системы обязательного страхования банковских вкладов населения (ССВ) является специальной государственной программой, реализуемой в соответствии с Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

Ее основная задача - защита сбережений населения, размещаемых во вкладах и на счетах в российских банках на территории РФ. В настоящее время участниками ССВ является 931 банк (данные на 15 декабря 2009 г.).

Система страхования вкладов работает следующим образом. Если в отношении банка наступает страховой случай (у него отзывается лицензия на осуществление банковских операций или вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов банка), его вкладчику в короткие сроки выплачивается денежная компенсация: возмещение по вкладам в установленном размере. В случае ликвидации банка его расчеты с вкладчиком в части, превышающей указанную выплату, проводятся позднее – в ходе ликвидационных процедур в банке.

Для страхования вкладов вкладчику не требуется заключения отдельного договора страхования: оно осуществляется в силу закона. Специально созданная государством организация - Агентство по страхованию вкладов, возвращая за банк вкладчику сумму его накоплений, занимает его место в очереди кредиторов и в дальнейшем сама выясняет отношения с банком по возврату задолженности.

В соответствии с принятыми изменениями в закон о страховании вкладов возмещение по вкладам выплачивается вкладчику в размере 100 процентов суммы вкладов в банке, но не более 700 тысяч рублей. При расчете суммы возмещения валютные вклады пересчитываются по курсу ЦБ РФ на дату наступления страхового случая, а суммы денежных требований банка к вкладчику вычитаются из суммы вкладов.

Сумма компенсации в одном банке не может превышать 700 тысяч рублей, даже если вкладчик хранит деньги на нескольких счетах. Однако, если он имеет вклады в разных банках, в каждом из них максимальная сумма возмещения будет составлять 700 тысяч рублей.

По вкладам в банке, в котором страховой случай наступил:

до 9 августа 2006 г. - максимальная сумма страхового возмещения составляет 100 тысяч рублей;

с 9 августа 2006 г. по 25 марта 2007 г. - максимальная сумма страхового возмещения составляет 190 тысяч рублей;

с 26 марта 2007 г по 1 октября 2008 г. – максимальная сумма страхового возмещения составляет 400 тысяч рублей;

после 1 октября 2008 г. – максимальная сумма страхового возмещения составляет 700 тысяч рублей.

Страхованию подлежат все денежные средства физических лиц в банках за исключением:

  • средств на счетах физических лиц-предпринимателей без образования юридического лица, если они открыты в связи с указанной деятельностью;

  • вкладов на предъявителя;

  • средств, переданных банкам в доверительное управление;

  • вкладов в зарубежных филиалах российских банков.

Для получения возмещения по вкладам вкладчик должен представить в Агентство по страхованию вкладов (его уполномоченному банку-агенту) заявление и документы, удостоверяющие его личность. Сделать это можно в любое время со дня наступления страхового случая до завершения ликвидации банка, которая длится, как правило, до 2 лет. Страховое возмещение для «опоздавших» будет выплачиваться в исключительных случаях, например, при тяжелой болезни, длительной заграничной командировке.

Выплата возмещения по вкладам производится Агентством (как правило, через уполномоченный банк-агент) в соответствии с реестром обязательств банка перед вкладчиками, формируемым банком, в отношении которого наступил страховой случай. Выплата производится в течение трех дней со дня представления вкладчиком в Агентство (банк-агент) документов, но не ранее 14 дней со дня наступления страхового случая (этот период необходим для получения от банка информации о вкладах и организации расчетов). Выплата возмещения по вкладам может осуществляться по заявлению вкладчика как наличными денежными средствами, так и путем перечисления денежных средств на счет в банке, указанный вкладчиком.

Сводные данные о страховых случаях, страховой ответственности Агентства по страхованию вкладов и произведенных страховых выплатах (нарастающим итогом) за 2009г. представлены в Приложении 2.

Участие в системе страхования обязательно для всех банков, имеющих право на работу с частными вкладами. Вклады считаются застрахованными со дня включения банка в реестр банков - участников системы обязательного страхования вкладов.

Финансовой основой системы является фонд обязательного страхования вкладов. В настоящее время его размер составляет 92,8 млрд. руб. (данные на 15 декабря 2009 г.).

Отношение размера фонда к страховой ответственности Агентства (показатель достаточности фонда) составляет 1,8%. Показатель достаточности фонда без учета банков, имеющих рейтинг международных рейтинговых агентств на уровне не ниже суверенного, составляет 6,5%. Согласно оценкам минимальный уровень достаточности фонда с учетом текущей экономической ситуации должен составлять 6-7% размера страховой ответственности (без учета банков, имеющих рейтинг международных рейтинговых агентств на уровне не ниже суверенного).

Cтраховые взносы едины для всех банков и уплачиваются ими ежеквартально. Ставка страховых взносов банков устанавливается Советом директоров Агентства, она не может превышать 0,15 процента средней величины вкладов за квартал. В случае дефицита фонда ставка страховых взносов может быть увеличена до 0,3 процента, но не более чем на два расчетных периода в течение 18 месяцев.

Решением Совета директоров Агентства от 23 сентября 2008 года (протокол № 3, раздел 1) установлена ставка страховых взносов в фонд обязательного страхования вкладов в размере 0,1 процента расчетной базы за расчетный период (календарный квартал года). Первым расчетным периодом по уплате страховых взносов по ставке 0,1 процента является IV квартал 2008 года.

Средства фонда страхования вкладов могут быть инвестированы:

  • в государственные ценные бумаги Российской Федерации;

  • в депозиты и ценные бумаги Банка России;

  • в государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации, в облигации и акции российских эмитентов, а также в российские ипотечные ценные бумаги;

  • в паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов, размещающих денежные средства в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов;

  • в ценные бумаги экономически развитых иностранных государств.

С целью обеспечения финансовой устойчивости системы страхования вкладов Правительству России предоставлено право выделять Агентству средства федерального бюджета в случае дефицита средств фонда страхования вкладов.

    1. Обще экономические тенденции, определяющие развитие рынка вкладов населения

В I полугодии 2009 г. в связи с отрицательным влиянием мирового финансового кризиса российская экономика показала отрицательные темпы прироста. Объем ВВП снизился на 10,1%, а промышленное производство на 14,8%. Финансово-экономическая ситуация в целом оставалась стабильной. Основными факторами развития экономики, несмотря на их ослабление, были экспорт ресурсов и потребительский спрос.

По данным Банка России, за I полугодие 2009 г. курс рубля снизился на 5,3% относительно доллара США и на 5,5% относительно евро.

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики России, цены на потребительском рынке в I полугодии 2009 г. выросли на 7,4% (в I полугодии 2008 г. прирост – на 8,7%).

Номинальная среднемесячная начисленная заработная плата за I полугодие 2009 г. выросла до 18 907 руб., при этом в реальном выражении произошло ее снижение по сравнению с I полугодием 2008 г. на 2,8% (в I полугодии 2008 г. – прирост на 12,9%). Реальные располагаемые денежные доходы населения в I полугодии 2009 г. по сравнению с I полугодием 2008 г., не изменились (в I полугодии 2008 г. – прирост на 7,1% относительно соответствующего периода прошлого года).

В соответствии с данными Росстата доля организованных сбережений в структуре использования доходов населения в I полугодии 2009 г. составила 13,3%, увеличившись по сравнению I полугодием 2008 г. на 5,3 процентных пункта (п.п.). Сократилась доля наличных денег (с –0,1 до –1,9% соответственно). Также увеличились расходы на покупку наличной иностранной валюты (с 5,6 до 6,6%, в первую очередь за счет января 2009 г.). Заметно снизились расходы на потребление (с 73,9 до 70,1%).

Общая сумма банковских вкладов физических лиц на 1 января 2009 г. составляла 14,2% ВВП, снизившись за прошлый год на 1,4 п.п1.

    1. Участие банков в системе страхования вкладов

За период с 1 июля 2008 г. по 1 июля 2009 г. число банков, имеющих право на привлечение во вклады денежных средств физических лиц, снизилось на 34 банка до 865 кредитных организаций.

С 1 октября 2008 г. максимальный размер страхового возмещения по вкладам составляет 700 тыс. руб. По состоянию на 1 июля 2009 г. 99,8% вкладов и счетов имели размер до 700 тыс. руб. (по оценкам Агентства по страхованию вкладов (АСВ), около половины этих счетов имеют остатки менее 100 руб.). На депозиты и счета до 700 тыс. руб. приходится 62,4% всей суммы застрахованных вкладов.

Размер страховой ответственности на 1 июля 2009 г. практически не изменился и составил 71,2% всех застрахованных вкладов, без учета Сбербанка – 55%. На 1 января 2009 г. уровень страховой ответственности оценивался в 71,4% всех вкладов (без учета Сбербанка – 54,1%).

Сбербанк, занимающий 50,3% рынка вкладов, стоит «особняком». У него вклады до 700 тыс. руб. имеют наибольшее значение – 79,8% общего объема, что объясняется значительным количеством средних и малых вкладов в его пассивах.

В остальных крупнейших игроках розничного рынка – банках с объемом вкладов более 10 млрд. руб. – преобладают крупные вклады (доля данной группы на рынке вкладов – 35,2%). В таких банках на вклады до 700 тыс. руб. приходится 41,9% суммы депозитов, что является минимальным уровнем в сравнении с другими группами банков.

На 1 июля 2009 г. вклады на сумму более 10 млрд. руб. имели 56 банков (6,3% численности). При этом в них сосредоточено 85,5% общей суммы депозитов. Указанное свидетельствует о том, что рынок вкладов населения характеризуется достаточно высокой концентрацией.

Средствами населения в размере от 1 до 10 млрд. руб. обладают 249 банков (28,4%), в сумме они аккумулировали 12% средств.

369 банков (42,1% по количеству) привлекли от 100 млн. до 1 млрд. руб. – в совокупности это соответствует 2,4% суммы вкладов. Остальные банки (202 организации или 23,1% общего количества), в которых вклады физических лиц составляют менее 100 млн. руб., сумели аккумулировать лишь 0,1% средств населения.

В целом можно отметить, что вслед за ростом рынка происходит рост численности групп банков с большим объемом вкладов. В то же время за прошедший год данные изменения были не очень значительны. С 1 июля 2008 г. по 1 июля 2009 г. число банков, привлекших свыше 10 млрд. руб. средств населения, не изменилось, составив 55, а количество банков с объемом вкладов от 1 до 10 млрд. руб. увеличилось с 244 до 249.  Более заметно снизилось число банков с объемом вкладов до 1 млрд. руб. – с 409 до 369 кредитных организаций1.

    1. Основные тенденции на рынке вкладов в I полугодии 2009 г.

Ниже приводятся основные данные и наиболее значимые тенденции, из обзора рынка вкладов физических лиц за I полугодие 2009 г.

  • Вклады физических лиц в банках – участниках системы страхования вкладов в I полугодии 2009 г. увеличились на 9,9% до 6 467,6 млрд. руб., в том числе во II квартале — на 4,7%.

Следует отметить, что если прирост вкладов в I квартале 2009 г. в основном определялся переоценкой их валютной составляющей в результате повышения курса основных иностранных валют к рублю, то во II квартале, напротив, наблюдался чистый приток средств населения в банковскую систему в условиях укрепления рубля

Помимо сезонного ускорения притока средств физических лиц в банки II квартал 2009 г. характеризуется повышенной склонностью населения к накоплению. Так, доля денежных доходов населения, направляемых на сбережения, выросла с 8,7% в I квартале 2009 г. до 17,1% во II квартале 2009 г.

Причинами такого поведения являются финансовая стабилизация после осенне-зимней кризисной волны и, как следствие, реализация отложенного спроса потенциальных вкладчиков на финансовые услуги, а также рост процентных ставок по вкладам и желание части населения накопить дополнительные сбережения на случай непредвиденных обстоятельств.

  • Согласно прогнозу в 2009 г. темпы прироста рынка вкладов будут составлять от 14 до 18%, что соответствует объему депозитов по итогам 2009 г.- около 6 700–6 950 млрд. руб.

  • В I полугодии 2009 г. в результате ослабления курса рубля и роста привлекательности вкладов в иностранной валюте произошло увеличение доли валютных депозитов в общем объеме вкладов физических лиц с 26,7 до 29,4%. Однако в последнее время на фоне укрепления курса рубля доля валютных вкладов начала снижаться после достигнутого на 1 апреля 2009 г. пика в 32,9%.

Можно сделать вывод, что в дальнейшем при достаточно стабильном поведении курса рубля доля валютной составляющей в структуре вкладов продолжит свое снижение.

  • По данным мониторинга, проводимого агенством по страхованию вкладов в 100 крупнейших розничных банках, в I полугодии 2009 г. произошло повышение предлагаемых процентных ставок. Более 92 из рассматриваемых банков изменили процентные ставки – при чем большая часть (около 85 банков) в сторону увеличения.

Общий уровень процентных ставок (взвешенных по объему вкладов) на 1 июля 2009 г. по рублевым годовым вкладам на сумму до 100 тыс. руб. составил 11,6% годовых (прирост за полугодие на 0,7 п.п.), а на сумму до 700 тыс. руб. – 11,7% (прирост за полугодие на 0,6 п.п.). При этом средние (невзвешенные) процентные ставки для вкладов до 100 тыс. руб. составили 14,3% годовых и 14,4% для вкладов до 700 тыс. руб. – прирост за I полугодие 2009 г. на 1,4 п.п.

Следует отметить, что большая часть увеличения процентных ставок по вкладам произошла уже в I квартале 2009 г., тогда как во II квартале рост был уже незначительным, а к середине августа некоторые банки даже снизили ставки.

Произошедшие изменения соответствует новым экономическим условиям. Рост ставок способствовал удержанию и привлечению вкладчиков в банках, но с другой стороны вел к заметному удорожанию ресурсной базы для кредитных организаций тем самым, ослабляя их финансовое положение.

Некоторое снижение ставок по вкладам наблюдавшееся летом как по инициативе самих банков, так вследствие рекомендаций Банка России, будет способствовать более устойчивому долгосрочному росту банковского сектора.

  • В I полугодии увеличилась доля рынка 30 крупнейших по объему вкладов населения банков – с 79,1 до 79,4%. В первую очередь такое увеличение произошло за счет ВТБ-24, Альфа-банка, Промсвязьбанка и Райффайзенбанка.

На этом фоне доля, занимаемая Сбербанком, снизилась с 51,8 до 50,3%. Причем снижение произошло в I квартале, когда из-за относительно невысокого объема валютных вкладов их положительная переоценка дала меньший прирост.

  • В исследуемый период наиболее высокие темпы прироста вкладов показали «иностранные» банки (со 100% участием нерезидентов в капитале) - 21,8%, сетевые многофилиальные банки - 15,4%, банки московского региона - 12,4%. Наименьшие темпы прироста наблюдались в региональных банках - 8,8%.

Такой разброс, вероятно, во многом связан с различной валютной структурой вкладов в указанных группах банков, что особенно проявилось в I квартале 2009 г. В то же время во II квартале 2009 г. темпы прироста вкладов по всем группам заметно сблизились.

  • В I полугодии 2009 г. впервые за последние годы произошло небольшое снижение доли долгосрочных вкладов сроком свыше 1 года – с 65,2 до 64,9%. Одновременно наблюдался ощутимый рост вкладов со сроком размещения от 1 месяца до 1 года – с 17,8 до 19,2%. По всей видимости, часть вкладчиков в условиях волатильности курса рубля и неопределенности в экономической ситуации заняла выжидательную позицию.

  • Изменение структуры вкладов показывает продолжающуюся тенденцию к их укрупнению. Так, в I полугодии 2009 г. активнее всего рос объем средних и крупных вкладов, находящихся в интервалах от 400 до 700 тыс. руб. и от 700 тыс. руб. до 1 млн. руб. Темпы их прироста составили 23,6% и 21,1% соответственно. В результате доля вкладов в диапазоне от 400 до 700 тыс. руб. выросла с 10,5 до 11,9%, а сектор вкладов от 700 тыс. руб. до 1 млн. руб. вырос с 4 до 4,4% общей суммы депозитов1.

    1. Развитие системы страхования вкладов в России

Цели создания системы страхования в России, ее основные принципы, подходы к допуску банков, порядок и условия выплаты возмещения по вкладам, статус и основные направления деятельности Агентства по страхованию вкладов нашли отражение в законодательных документах и нормативных актах Банка России.

Основой российской законодательной базы системы страхования вкладов является закон, утвержденный Федеральным Собранием осенью 2003 года Федеральный закон №177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», определяющий основные механизмы создания, финансирования и управления системой страхования вкладов.

В последние годы зависимость банковского сектора от вкладов населения заметно возросла. Главным источником роста ресурсной базы банковской системы являются вклады населения.

Для того, чтобы система страхования вкладов в полной мере отражала ситуацию в банковской сфере, она должна обладать достаточными ресурсами, позволяющими производить возмещения и покрывать свои расходы. При создании системы страхования вкладов ключевыми параметрами, влияющими на возможность своевременного возмещения вкладов, являются размер резерва и величина взносов в систему.

Основой для принятия решения о размере страхового возмещения служат два основных показателя: отношение лимита страхового покрытия к доле ВВП на душу населения и процент вкладчиков, получающих полное возмещение.

В соответствии со сложившейся международной практикой для эффективной работы систем защиты вкладов размер страхового возмещения рекомендуется устанавливать в пределах 1-2 долей ВВП на душу населения2. В России при принятии Закона «О страховании вкладов» размер страховой выплаты составлял 1,34 доли ВВП на душу населения. В связи с этим можно сказать, что национальная система защиты вкладов соответствовала наилучшей мировой практике.

Таким образом, можно сказать, что создаваемая в России система страхования вкладов – это своеобразный синтез американской и европейских систем страхования вкладов, трансформированных с учетом особенностей российской кредитной системы и национального менталитета.

В ее основу легли три основных принципа, позаимствованных у американской и европейских систем: обязательность участия банков, накопительный порядок формирования резервов за счет взносов банков и ограничительный характер выплат возмещения.

В то же время отдельные аспекты систем страхования вкладов, широко используемые зарубежными странами, не получили распространения в России, что обусловлено спецификой задач, стоящих перед российской системой страхования вкладов в настоящий момент.

Например, при создании системы страхования вкладов в России во внимание принимались особенности структуры российской кредитной системы, наличие кредитной организации, лидирующей на рынке сбережений физических лиц – Сбербанка России.

С учетом этого момента был адаптирован опыт США, то есть, исключен этап создания специального органа страхования вкладов сберегательных банков, который имел место в этой стране.

Отдельные элементы немецкого опыта, например, наличие независимых фондов страхования вкладов, для российских условий также явились неприемлемыми из-за таких обстоятельств, как преобладание конкуренции взаимопомощью.

При создании системы страхования вкладов в России также в нее не были включены вклады юридических лиц, потому что главной целью являлась защита интересов частных вкладчиков, а не юридических лиц.

В итоге можно сказать, что отечественные экономисты делают правильный шаг при создании системы страхования вкладов, ориентируясь на опыт зарубежных стран.

Заключение

Анализ зарубежного опыта функционирования и отечественной практики формирования систем страхования вкладов позволяет сделать ряд выводов и по дальнейшему совершенствованию и развитию системы страхования вкладов в Российской Федерации.

  1. Разнообразие применяемых в мировой практике систем страхования депозитов, с одной стороны, дает возможность для выбора наиболее оптимального из вариантов, но с другой, - осложняет такой выбор.

Необходимость совершенствования системы страхования вкладов в России является необходимостью, которая:

    • будет способствовать дальнейшему оздоровлению банковской системы за счет усиления контроля за банковской деятельностью и проведения отбора банков в страховую систему;

    • повысит доверие клиентов за счет их уверенности в возврате своих средств;

    • расширит ресурсную базу коммерческих банков и улучшит её структуру, что обеспечит и соответствующий рост банковских активов, и расширение банковской деятельности в целом;

    • через систему страхования депозитов можно решать ряд проблем регулирования банковской деятельности.

  1. Любая страховая система может успешно функционировать при правильно выбранной структуре, выполняющей функции страхового фонда.

Для условий России при создании системы страхования вкладов необходимо:

    • обеспечить ведущую роль государства в этой системе;

    • выделить структуру на роль страхового фонда в форме государственной организации;

    • использовать более жесткую модель страховой системы в части участия в ней коммерческих банков и контроля за их деятельностью.

  1. Необходимость страхования вкладов обусловлена факторами, связанными с поддержанием стабильности кредитной системы, доверия к ней со стороны вкладчиков, снижением социальной напряженности в обществе. Только эффективная, организационно структурированная система страхования вкладов может обеспечить регулирование потоков денежных средств населения в виде вкладов в банках и в виде выплат при наступлении страхового случая из фонда страхования вкладов, что делает ее действенным инструментом государственной экономической политики.

  2. Изучив опыт построения систем страхования вкладов за рубежом показал, что с учетом национальных приоритетов и экономического потенциала в Российской Федерации была создана система страхования вкладов, при разработке которой учтен положительный опыт функционирования систем страхования вкладов в США и европейских странах.

  3. Особенности современного периода экономического развития России были приняты во внимание отечественными экономистами при разработке основных принципов системы страхования вкладов. Так, важнейшими из них являются: обязательное участие в ней банков, осуществляющих свою деятельность на территории страны и привлекающих во вклады средства физических лиц; снижение рисков наступления неблагоприятных для вкладчиков последствий в случае неисполнения банками своих обязательств в результате банкротств; прозрачность деятельности системы страхования вкладов; накопительный характер формирования фонда обязательного страхования вкладов.

  4. Основной целью создания систем страхования вкладов является защита интересов вкладчиков-физических лиц. В дальнейшем система страхования вкладов может быть распространена и на вклады юридических лиц.

  5. Наиболее развитыми и продуманными на сегодняшний день являются системы страхования вкладов в Европе, в частности, Германии, и в США. Данные виды систем страхования депозитов прошли длительный этап развития, поэтому их опыт следует учесть при дальнейшем развитии отечественной системы страхования вкладов.

  6. Важным моментом при построении системы страхования вкладов является управление рисками, наиболее распространенным среди которых является моральный риск, а также совершенствование надзора за деятельностью банков со стороны как государства, так и самих банков.

Список литературы

  1. Официальные источники

  1. Федеральный закон от 29.07.2004 №96-ФЗ «О выплатах Банка России но вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

  2. Федеральный закон от 23.12.2003 №177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (в редакции Федеральных законов от 20.08.2004 №106-ФЗ, от 29.12.2004 №197-ФЗ, от 20.10.2005 №132-Ф3).

2. Монографии, коллективные работы, сборники научных трудов

  1. Аникин A.B. Защита банковских вкладчиков. Российские проблемы в свете мирового опыта. - М.: Дело. 2004 г.

  2. Аникин А.В. Защита банковских вкладчиков. Российские проблемы в свете мирового опыта. - М.: Дело, 2007 г.

  3. Банковское дело. Справочное пособие. Под ред. Бабичевой Ю.А. — М.: Экономика, 2004 г.

  4. Бор М.З., Пятенко В.В. Менеджмент банков: организация, стратегия планирование. - М.: ИКЦ «ДИС», 2007 г.

  5. Гамза В.А., Ткачук И.Б. Безопасность коммерческого банка: Учебно- практическое пособие. — М.: Изд-ль Шумилова И.И., 2005 г.

  6. Гражданско-правовое регулирование банковской деятельности. Учебное пособие. Под ред. Е.А. Суханова. - М.: Учебно- консультационный центр ЮрИнфоР, 2004 г.

  7. Гражданско-правовое регулирование банковской деятельности. Учебник для ВУЗов. Под ред. О.А. Паршиной. - М.: Учебно- консультационный центр ЮрИнфоР, 2005 г.

  8. Деньги, кредит, банки.: Под ред. Е.Ф. Жукова. - М.: ЮНИТИ, 2003г.

  9. Ларичев В.Д. Злоупотребления в сфере банковского кредитования. Методика их предупреждения. - М.: Учебно-консультационный цент «ЮрИнфоР», 2005 г.

  10. Мирошников В.А. Формирование системы страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации: актуальные вопросы., М., «Агентство по страхованию вкладов», Банковский конгресс, 2004 г.

  11. Мурзина А. Система страхования вкладов глазами банкиров // Эксперт РА. 2006.

  12. Тихонова О.А. «Системы страхования вкладов: перспективы совершенствования в Российской Федерации», М., Дело, 2005 г.

  13. Панова Г.С. Анализ финансового состояния коммерческого банка. - М.: Финансы и статистика, 2006 г.

  14. Синки Джозеф Ф. Управление финансами в коммерческом банке.- М.: Catallaxy, 2004 г.

  15. Чернов В.А. Анализ коммерческого риска / Под ред. М.И. Баканова.-М.: Финансы и статистика, 2004 г.э

3. Статьи из периодических изданий

  1. Актуальные проблемы банковской системы в 1999 году (на вопросы журнала «Деньги и кредит» отвечает Председатель Банка России В.В. Геращенко). - М., Деньги и кредит, 2006 г. № 1.

  2. 3ахаров B.C. России необходима стабилизация банковской системы. — М., Экономика и жизнь, 2004 г.

  3. Канаматов К.М. Страхование банковских депозитов и АРКО. - М., Деньги и кредит, 2005 г, № 4.

  4. Клевалина Е., Гришин А. Страховка от кризиса// «Московский комсомолец». - 28.03.2009.

  5. Котина О.И. Системы страхования вкладов: обзор зарубежной практики // Деньги. 2005. №3.

  6. Ларионова И.В. Гарантирование (страхование) вкладов граждан.//Бизнес и банки, - 2004, №42.

  7. Ларионова И.В. Гарантирование (страхование) вкладов граждан// «Бизнес и банки», 05.11.2004.

  8. Медведев П.А. Банковское законодательство в условиях кризиса. — М., Деньги и кредит, 2006, № 1.

  9. Пенкин. А.Ф. Партнерство государства и бизнеса в банковской сфере/ Деньги и кредит - 2009, №10.

  10. Турбанов А.В. Система страхования вкладов: текущее состояние и перспективы развития// Деньги и кредит , 2009, №9.

  11. Турбанов А.В., «Цели и ближайшие задачи формирования системы страхования банковских вкладов», «Деньги и кредит», 2008 г., №2.

4. Интернет-ресурсы

  1. www.asv.org.ru - Официальный сайт агентства по страхованию вкладов.

Приложение 1

Модели страхования (гарантирования) вкладов в различных странах

Страна

Год создания

Форма собственности

Взносы банков

Взносы гос-ва

Максимальные выплаты

Австрия

1979

частная

В зависимости от
фактических страховых
выплат

нет

100%, но не более 20 000
Евро

Англия

1982

государственная

Взносы пропорционально
вкладам, но не более 0,3%
от их суммы

нет

До 2 000 фунтов
стерлингов - 100%, от
2 000 до 33 000 - 90%

Бельгия

1985

смешанная

0,2% в год от
застрахованных пассивов

нет

100%, но не более 20 000
ЕВРО

Германия

1976

государственная и частная

0,03% в год от суммы
вкладов: возможен
дополнительный взнос в
таком же объеме

нет

Вклады в госбанках - 100%,
обязательное страхование -
90%, но не более 20 000 Евро,
дополнительное
гарантирование - до 30%
собственного капитала банка

Испания

1980

смешанная

0,12% в год от суммы
застрахованных вкладов
по состоянию на конец
года

В равной
сумме с
банками

1,5 млн. песет

Канада

1967

государственная

0,1% в год от
застрахованных пассивов

нет

100%, но не более $ 60 000

Норвегия

1961

смешанная

0,15% в год от суммы всех
активов

нет

100%, но не более 235 000
Евро

Россия

2003

государственная

0,15% от объема
депозитов ежеквартально

3 млрд.
рублей

100% суммы вкладов, но
не более 100 000 рублей.

США

1933

государственная

0,08% в год от средней
суммы вкладов за год

нет, но
возможен
кредит до $3
млрд.

100%, но не более $ 100
000

Франция

1980

частная

Особая шкала в
зависимости от
фактических страховых
выплат

нет

100%, но не более 70 000 Евро

Швейцария

1984

частная

Нет: принимается
соглашение банков о
взаимном страховании

нет

100%, но не более 30 000
швейцарских франков

Япония

1971

смешанная

1/3 оплаченного капитала
плюс 0,008% в год

2/3
оплаченного
капитала

100%, но не более 10 млн.
йен, по текущим счетам - 100%

Приложение 2

Сводные данные о страховых случаях, страховой ответственности Агентства по страхованию вкладов и произведенных страховых выплатах (нарастающим итогом)

Дата

Количество банков-участников системы страхования вкладов

Количество банков, в отношении которых наступил страховой случай

Страховая ответственность АСВ по банкам, в отношении которых наступил страховой случай (млрд.руб)

Количество вкладчиков, имеющих право на страховое возмещение в банках, в которых наступил страховой случай

Сумма выплач-го страхового возмещения (млрд.руб)

Количество вкладчиков, обратившихся за выплатой страхового возмещения (тыс.)

01.01.2009

937

52

16,5

372

10,9

72,4

01.04.2009

939

65

18,2

493

16,9

126,4

01.06.2009

938

70

20,6

558

19,5

149,4

01.07.2009

935

74

21,0

564

20,2

159,9

01.08.2009

935

75

21,0

564

20,6

165,3

01.09.2009

934

77

21,3

70

20,8

168,2

01.10.2009

933

78

21,5

571

21,0

169,5

01.11.2009

931

79

21,5

571

21,1

170,3

01.12.2009

931

80

21,9

597

21,4

171,7

1 Сокол П. Новое в страховании банковских вкладов граждан // Право и экономика. 2004. № 7. С. 22.

1 Россия: укрепление доверия: Развитие финансового сектора в России. М.: Весь мир, 2002. С. 173.

1 Поляков В.П., Московкина Л.А. Структура и функции центральных банков. Зарубежный опыт. М.: ИНФРА - М, 2003 г., 90 стр.

2 Аникин А.В. Защита банковских вкладчиков. Российские проблемы в свете мирового опыта. - М.: Дело, 2002 г., 44 стр.

1 Ходанчик Г.Э. Страхование депозитов: зарубежный опыт и возможности его применения в России // Финансы. 2001. №11.С.62.

2 Мурзина А. Система страхования вкладов глазами банкиров // Эксперт РА. 2006.

1 Лялин Д.Ю. «Фонд обязательного страхования вкладов: правовые и организационные проблемы формирования», М., Инфра-М, 2003 г, стр.57

1 Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 (в ред. от 20 июля 2004 г.) // Российская газета. 2003. 12 января; 2004. 24 июня.

1 Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2004 г.) // СЗ РФ, 2003, № 52, ст. 5029; РГ. 2004. 30 декабря 2004 г.

1 Парамонова Т.В. Проблемы развития банковской системы России. - М., Деньги и кредит, 2000, № 11, с. 3-9.

2 Ларионова И.В. Гарантирование (страхование) вкладов граждан.//Бизнес и банки, - 2004, №42, с. 12.

1 Екушов А. Система управления ресурсами банка// «Банковские технологии». – 2003 г., №9, с. 60 - 73.

1 Страхование депозитов//Справочник Банка Англии. Серия «Снравочники о деятельности

центральных банков». Прайс Л., Лэттер Т. - №9, 2004 г. - С. 16.

2 Страхование (гарантирование) вкладов и особенности надзора за деятельностью банков, являющихся

участниками системы страхования//НИИ ЦБ РФ. - М., 2003. - С. 73.

1 Аникин А.В. Защита банковских вкладчиков. Российские проблемы в свете мирового опыта. - М.: Дело, 2007 г., с. 58.

2 Тосунян Г.А. Интервью. Федотова И. Надо ли банкам раздеваться догола // Российская газета. 11.06.2004.

1 www.asv.org.ru - Официальный сайт Агентства по страхованию вкладов.

1 www.asv.org.ru - Официальный сайт Агентства по страхованию вкладов.

1 www.asv.org.ru - Официальный сайт Агентства по страхованию вкладов.

2 Турбанов А.В. Система страхования вкладов: текущее состояние и перспективы развития// Деньги и кредит, 2005 г, №9, с.5-6.