Политическое лидерство


Реферат >> Банковское дело

ГЛАВА XXXVI.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО

Среди основных и самых важных проблем общественного развития в современном мире, особенно в России, особое место занимает проблема политического лидерства – поиска и выдвижения на решающие посты новых людей, способных на преобразования в государстве и обществе и на проведение политики, удовлетворяющей потребности населения. [c.598]

1. Лидерство и его специфика в политическом аспекте

Субъектами и объектами политики всегда выступают люди со своими потребностями и интересами, идеалами, знаниями, опытом, ценностными ориентирами, эмоциями и культурой. Политика связана с отношениями между людьми, и забывать этот ее сущностный элемент нельзя.

Проблема политического лидерства возникает только при наличии определенных политических условий и политических свобод. Ее непременными предпосылками являются: политический плюрализм, многопартийность, а также внутрипартийная и внутрипарламентская (фракционная) деятельность. То есть, когда идет непрерывная политическая борьба людей, принадлежащих к тем или иным партиям и фракциям, отражающим те или иные интересы и устремления тех или иных групп людей.

Именно поэтому политическое лидерство как практический феномен оказалось в центре нашего внимания лишь в конце 80-х годов. Соответственно с этого времени проблема оказалась в центре внимания отечественной политологии. Свидетельством тому является появление значительного числа публикаций по проблемам политического лидерства (1).

В современных условиях становится очевидным, что политическое лидерство есть существенный элемент общественной жизни и его значение возрастает, а значит, возрастает и потребность в изучении, исследовании, анализе, связанных с ним проблем. Свидетельством этого является и пробуждение интереса к лидерству с середины 70-х годов среди политологов Запада. [c.598]

Заметим, что проблемы лидерства изучаются различными науками. Психология исследует особенности личности лидера. Социология рассматривает лидерство с точки зрения социальной системы. Социальная психология изучает лидерство как процесс взаимодействия социальных и психологических факторов.

Политология рассматривает политическое лидерство как феномен власти, исследует его природу, механизмы функционирования, влияние на общество, а также разрабатывает методы и практические рекомендации по их отбору и эффективному руководству. Кроме того, следует обратить внимание на то, что проблема лидерства рассматривается на двух уровнях. На первом делаются попытки общетеоретического решения этой проблемы с помощью различных философско-исторических и политологических концепций лидерства, – тут нет недостатка в повторении традиционных концепций культа героев. Решение проблемы на втором – преимущественно утилитарном уровне, сводится к эмпирическим исследованиям, к выработке практических рекомендаций.

Везде, где возникают те или иные группы людей, существует лидерство. То есть, это один из существенных признаков любой организации.

Лидер – (англ. – ведущий) – авторитетный член организации или малой группы, личностное влияние которого позволяет ему играть существенную роль в социальных политических процессах, ситуациях.

Лидерство – один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид, или часть социальной группы, выполняет роль лидера, т.е. объединяет, направляет действия всей группы, которая ожидает, принимает и поддерживает его действия.

Отсюда и интерес к лидерству. Попытки осмыслить важнейший феномен общественной жизни, раскрыть диалектику общественной жизни, раскрыть диалектику объективного и субъективного факторов в истории, место и роль руководителя, лидера в социальном процессе – предпринимаются давно.

В реальной жизни действуют люди, обладающие сознанием и волей; они ставят перед собой цели и борются за их осуществление. Это обстоятельство в определенных условиях может порождать иллюзию, что сознание [c.599] является главной силой исторического процесса, а история – реализацией идей, носителями которых выступают великие личности.

Уже у древних авторов мы находим описание героев – полководцев, монархов, которые и являются подлинными творцами истории. Одним из первых развернутое описание образа лидера-государя и практические советы для правителей дал Н.Макиавелли (1469-1527 гг.). Он считал, что государь для сплочения общества и поддержания порядка может использовать любые средства, в том числе – хитрость и силу. Французский историк Т.Карнейль (1795-1881 гг.) считал, что история – это результат деятельности героических личностей, а основная масса людей “убога”, не способна существовать без направляющего воздействия лидеров. На последующее развитие представлений о лидерстве заметное влияние оказала концепция Ф.Ницше (1844-1890 гг.). Он доказывал, что только великие личности, сверхчеловеки, как высшие представители человечества, творят историю. Сверхчеловек – это сильная, красивая личность и стремление к лидерству. Воля к власти есть проявление его “творческого инстинкта”. Такая личность стоит по ту сторону добра и зла. И может быть жестокой и снисходительной к обычным людям, вправе игнорировать нормы существующей морали, т.к. мораль – оружие слабых.

Иначе подходили к этой проблеме основоположники марксизма. Раскрывая диалектику объективных и субъективных факторов в истории, они показали, что историю творят люди, но побудительные мотивы их действий, стремлений имеют свои причины, лежащие в материальной, прежде всего экономической жизни общества. Осознавая реальные экономические интересы, отдельные личности, социальные группы, классы направляют свою практическую деятельность на их осуществление. То есть роль личности рассматривается в обязательной связи с деятельностью классов, социальных групп. Кроме того, вопрос о роли личностей должен рассматриваться по-разному, в различных исторических эпохах, в тех или иных конкретных социально-политических условиях.

И все же до настоящего времени сохранилась традиция исследования биографий отдельных, как правило, исключительных лидеров, которые наложили на политику [c.600] особый отпечаток. Биографии политических лидеров – один из распространенных жанров исторической литературы. Это правомерно, так как помогает понять исторические события в их жизненной полноте и конкретности, дает нам редкий материал о личностях лидеров. Но носят такие биографии скорее описательный, чем аналитический характер. Они мало чем могут помочь в исследовании проблемы лидерства, в создании типологии лидеров. Да и совсем неправомерно сводить историю к сумме биографий.

Видный американский философ, теоретик прагматизма Дж. Дьюи утверждал, что развитие общества происходит случайно, “от ситуации к ситуации” на основе импульсов, получаемых от великих лидеров. “Небольшое число людей, которые знают, чего они хотят, ведут за собой толпу”.

Другой американский философ Сидни Хук, назвавший свой вариант прагматизма “экспериментальным натурализмом”, посвятил проблеме лидерства монографию “Герой в истории”: “История есть творение великих людей, и только лидеры могут влиять на развитие человечества. Если капитализм сумеет выдвинуть сильных и умелых лидеров, то будет снят вопрос о замене его социализмом”. Хук фетишизировал роль политического лидера, считая его независимым от народа, от классов. “Вторая мировая война явилась не результатом общего кризиса капитализма, а следствием злой воли Гитлера”, – утверждал он. “Культ героя вырабатывается с детства”, – повторял он тезис Фрейда. Люди в массе “никогда не освобождаются от зависимости: сначала они зависят от родителей, затем от учителей или кого-либо еще, кто играет определяющую роль…, кто дает ответ на их вопросы”. Поэтому “толпа ищет вождя, который играл бы в обществе роль, аналогичную роли отца в семействе”.

Из вышеприведенного видно, что роль личности лидеров является неоспоримой практически для всех концепций. Но этот фактор лидерства, называемый “личностью”, не всегда ясен и трудно измеряется. Почему та или другая личность становится лидером?

Утверждается, что в основе общественной жизни лежит человеческая психика. Она первична, определяющая по отношению к явлениям социальной жизни. Уже из этого [c.601] видно игнорирование объективной основы деятельности людей. Утверждается также, что человек по природе индивидуалист и собственник, одержим волей к власти.

Есть традиция, идущая от Фрейда, считать лидерство определенным видом помешательства, как следствие невроза, маниакальной паранойи. Действительно, по свидетельствам историков и биографов, ряд политических лидеров были невротиками (Наполеон и Линкольн, Робеспьер и Рузвельт, Пуанкаре, Гитлер, Сталин...).

Последователи Фрейда делят общество на психически нормальных людей, неспособных к творчеству и на… лидеров, являющихся, по их мнению, маньяками, психопатами.

По мнению одного из пионеров психологического подхода Г.Лассуэлла, “вождями – агитаторами” движет чувство вины, они “ищут облегчения посредством таких механизмов, как облечение других”, они “пережили в детстве крушение многих надежд”. Ему вторит австрийский психолог, ученик Фрейда – А.Адлер: – “ориентированные на лидерство люди, компенсируют комплекс неполноценности, возникающий в детстве, тем, что ведут ожесточенную борьбу за власть, за самоутверждение”.

Другой способ обоснования лидерства – институциональный. Лидерство – элемент структурализации группы. Его существование и функционирование определяется объективными потребностями организации социальной жизни. В возрастающей потребности людей в коллективных действиях и осознании этих потребностей в форме коллективных целей, в особенностях политической организации общества – следует искать объяснение лидерства.

Поскольку политика имеет дело с большими массами людей, коллективные действия которых требуют функционально-ролевой дифференциации, оперативного управления и подчинения, то необходима институциализация и формализация (официальное закрепление) лидеров, наделение их определенными властными полномочиями. Приведем здесь высказывание Де Голля: – “Люди не могут обходится без лидерства, как без пищи и воды. Эти политические животные нуждаются в организации, то есть в порядке и лидерах”.

В современном обществе выполнение потребностей социальной системы в самоорганизации и упорядочении деятельности масс людей зависит не столько от [c.602] индивидуальных качеств лидеров (хотя это очень важно), сколько от силы и влияния институтов власти.

Уже эти два подхода к обоснованию лидерства показывают трудности, с которыми приходится сталкиваться при попытке дать определение лидерства. Видимо поэтому, нет общепринятого определения этого понятия. Действительно, акцентируя внимание на личности, нельзя забывать о роли среды; изучая поведение или характерные черты лидеров, нельзя выпускать из виду проблемы, связанные с их целями и результатами деятельности.

Тем не менее, последователи этой проблемы пытаются прояснить центральный аспект, суть лидерства и его второстепенные, зависимые аспекты. Приведем некоторые определения.

Лидерство – это влияние на других людей. Но это влияние имеет три особенности: во-первых, чтобы оно было постоянным; во-вторых, воздействие лидера должно осуществляться на всю группу, организацию, общество; в-третьих, политического лидера отличает явный приоритет во влиянии.

Другие определения исходят из рассмотрения общества как сложной, иерархически организованной системы социальных позиций и ролей. Лидерство – это руководящая должность. Это положение в обществе, которое дает занимающему его лицу возможность направлять и организовывать коллективные действия части общества или всех его членов.

Представляется любопытной и такая интерпретация: политическое лидерство – это особого рода предпринимательство, осуществляемое на политическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения общественных задач и предполагаемые способы их реализации на руководящие должности (Дж. Опенгеймер, Н. Фролих и др.). При этом осуществляется персонализация “политического товара” и рекламирование этого товара как “общего блага”.

Отсюда, довольно большую популярность во всем мире приобрел политический маркетинг. Но это не столько реклама, предполагающая приукрашивание качеств претендентов, а то и наделение их несуществующими добродетелями. Это прежде всего, грамотное, корректное [c.603] и целенаправленное выявление и подчеркивание различным социальным и национальным группам именно тех реальных качеств и достоинств претендента на лидерство, к которым эти группы проявляют особый интерес.

Убедительное, на наш взгляд, определение дал Ж. Блондель – политическое лидерство есть “феномен власти”. И далее он рассуждает: “Лидерство – это власть, потому что оно состоит в способности одного лица (или нескольких лиц), … заставлять других делать то позитивное или негативное, что они не делали бы, или, в конечном счете, могли бы не делать вообще... Лидер – это тот, кто в силу тех или иных обстоятельств оказывается “над” нацией ( в случае общенационального политического лидерства) и может отдавать приказы остальным гражданам”.

Исходя из этого, представляется возможным определить политическое лидерство, и особенно общенациональное политическое лидерство, как власть, осуществляемую одним или несколькими индивидами с тем, чтобы побудить членов нации к действиям (2).

Итак, из вышесказанного видно, что понятие политического лидерства имеет два аспекта: формально-должностной статус, связанный с обладанием властью, и субъективную деятельность по выполнению возложенной социальной роли. Этот второй аспект, т.е. личностные качества и реальное поведение, определяют лишь получение властной должности и служит для оценки лидера как “хорошего” или “плохого”. Поэтому неправомерно отделение политического лидерства от его институционального статуса, наделенного властными полномочиями.

И все же остается неясным вопрос: почему, при каких условиях та или иная личность становится лидером?

Рядом западных исследователей выдвинута так называемая “теория черт лидера”. В ней основное внимание уделяется личностным качествам лидера. Ее авторы считают, что необходимо изучить лидеров в различных (случайных) ситуациях, социальных группах, выявить присущие им психологические характеристики, составить соответствующие таблицы. В итоге лидерство объясняется как социально-психологический феномен.

Американский социолог Богардус перечисляет десятки качеств, которыми должен обладать лидер – чувство юмора, такт, умение предвидеть, способность привлекать [c.604] к себе внимание, умение нравиться людям, готовность брать на себя ответственность и т.д.

Он же считает, что лидером делают человека прежде всего такие качества, как ум, энергия, характер. Но, заметим здесь, ведь любая личность превратится в Дон Кихота, если будет действовать на основании своей фантазии, не сообразуясь с объективным ходом вещей.

В 30-х годах появилось большое количество исследований, основанных на “теории черт”. И в последующем многими делались попытки составлять списки, в которых указывались десятки, а то и более сотни черт, необходимых для лидера. Так, например, американский социолог Стогдилл в 1948 году, обобщив данные многих исследований, перечислил 124 черты лидерства. Но уже тогда был замечен разнобой, неразбериха, иногда взаимоисключающие черты.

Тот же Стогдилл пытался доказать, что лидер должен обладать большим интеллектом, чем члены его группы. Однако, ему возражает Ю.Дженнингс, который пишет: “исследования не доказывают, что превосходящий ум желателен или необходим для лидерства в бизнесе, а также в бюрократических организациях, где карьеру делают не самые умные, а самые изворотливые, беспринципные, умеющие приспосабливаться к вкусам...”

“Теория черт” метафизична в своей основе. Она рассматривает лидерство как изолированный феномен. Однако различные социальные эпохи, различные социальные классы и социальные группы требуют лидеров, обладающих различными качествами. Одни качества требуются для капитана футбольной команды, другие для руководителя научного коллектива и третьи для руководителя политической организации. В действительности черты лидера необходимо рассматривать не изолировано от социальных условий, а в связи с ними.

Но было бы неоправданным и полное отрицание “теории черт”. Чтобы стать лидером в условиях политической борьбы, действительно нужны определяющие и социальные качества. Наблюдения свидетельствуют о том воздействии, которое может оказывать лидер благодаря своему обаянию, внешности, ораторскому мастерству и популярности, а также интеллекту, хитрости, решительности. [c.605]

Ситуационная концепция. Лидерство рассматривается как функция ситуации. Сущность лидера не в индивиде, а в роли, которую он должен выполнять в конкретных обстоятельствах, и это определяет выбор лидера и его поведение, принимаемые им решения.

Отдавая приоритет требованиям объективных обстоятельств, многие считают, что нельзя снимать момент активности лидера по отношению к ситуации. Уже упоминавшийся Ю. Дженнингс пишет: – “Нет сомнения, что если ситуация созрела для Наполеона, то Наполеон созрел для ситуации. Великие события всегда есть свадьба между человеком и временем. Великий лидер “чувствует” ситуацию и знает,... когда он ее может использовать..., обратить в свой актив”.

Теория определяющей роли последователей. Лидер – это человек, который имеет последователей. Группа сама выбирает лидера, который удовлетворяет ее интересы; лидер, в сущности, не более, чем инструмент группы. Т.е. “тайна лидера” не в нем самом, а в психологии и запросах его последователей. Прежде всего для становления лидера имеют значение ожидания группы. Социологи, принимающие эту теорию, считают влияние ведомых на лидера негативным. Они превращают лидеров в марионеток, действующих на потребу толпы, живущих по ее критериям. Лидер стремится удовлетворить низменные страсти толпы, чтобы удержаться у власти, идет на поводу массовых предрассудков.

“Синтетический” подход к лидерству. Вроде бы освобождается от односторонности предыдущих подходов, но здесь характерен эклектизм. [c.606]

2. Влияние политического лидерства на развитие общества

Само определение политического лидерства как власти, осуществляемой с тем, чтобы побудить членов нации к действиям, показывает, что власть лидеров способна, по самой своей природе, сплотить граждан для совместных усилий по улучшению состояния дел в обществе.

В то же время очевидно, что результаты деятельности лидеров могут быть хорошими или плохими. Поэтому необходим анализ того, в какой мере и при каких условиях лидерство приносит те или иные результаты. [c.606]

Вопрос о результатах деятельности лидеров непосредственно связан с проблемами данного общества, с его характеристиками, или, иначе говоря, с состоянием среды. Они не могут ставить любые, пришедшие им в голову проблемы и рассчитывать на успешное их решение. Как отмечает Ж.Блондель, “лидеры – это пленники той среды, в которой они могут сделать то, что среда “позволяет” им сделать”.

И все же мы в состоянии наблюдать в реальной жизни, что лидеры оказывают влияние на среду, и она во многом зависит от характера и методов их действий. Это требует классификации и разбивки по категориям типов политических лидеров.

Многие исследования лидерства опираются на типологию, разработанную немецким философом и социологом Максом Вебером. Он выделяет три типа лидерства:

1. Традиционное лидерство определяет принадлежность к элите, вера в святость традиций (характерно для “доиндустриального общества”);

2. Харизматическое лидерство основано на вере в способности вождя, его исключительность, культ личности;

3. Рационально-легальное лидерство основано на вере в законность существующего порядка (бюрократическое лидерство, агент определенной государственной функции).

Наибольший интерес вызывает “харизматическое лидерство” исходное для понимания вообще феномена и всей динамики социального процесса. Для него характерна фанатичная преданность последователей лидеру, лидерство в этом случае носит сугубо личностный характер. Но Вебер не определяет, какими качествами должен обладать харизматический лидер, хотя указывает, что харизматическая власть появляется тогда, когда общество переживает серьезный кризис, поражающий всю его структуру, когда граждане перестают выражать согласие и признавать существующие институты. В дальнейшем последователи Вебера расширили толкование харизматического лидера и показали, что он может возникать не только в кризисные периоды, популярность лидера может “делаться” политиками.

В наше время харизматическая теория лидерства активно используется для объяснения политических [c.607] процессов в развивающихся странах. Здесь часто происходило обожествление лидеров, превращение их в диктаторов, т.к. и их собственная вера в незыблемость связи “вождь-массы” создает впечатление, что авангардная организационная сила им уже не нужна (Г.А.Насер, К.Сианук, Сукарно и др.).

По стилю различают авторитарное лидерство, предполагающее единоличное направляющее воздействие, основанное на угрозе применения силы и демократическое лидерство, позволяющее членам группы участвовать в установлении целей и управлении ее деятельностью.

По видам различают (в организациях) “формальное” и “неформальное” лидерство. Первое связано с установленными правилами назначения руководителя и подразумевает функциональные отношения. “Неформальный” лидер возникает на основе личных отношений участников. Эти виды лидеров либо дополняют друг друга и сочетаются в лице авторитетного руководителя, либо вступают в конфликт, и тогда эффективность организации падает.

В политике по характеру и масштабу деятельности различают лидеров трех уровней: 1) лидер малой группы лиц, обладающий наибольшей властью в данном сообществе, имеющих общие интересы; 2) лидер общественного движения (организации, партии) лицо, с которым конкретные социальные слои (группы) ассоциируют возможность удовлетворения своих интересов; 3) лидер – политик, действующий в системе властных отношений, где политическое лидерство представлено в виде социального института. Это лидер национального масштаба.

Чем отличается лидерство в национальном масштабе? Прежде всего это “дистанционное лидерство”. Лидер и его последователи не имеют прямых контактов, их отношения опосредуются массовыми коммуникациями, организациями, людьми, обслуживающими политическую машину. Далее – это многоролевое лидерство. Лидер ориентируется на ожидание своего непосредственного окружения, политической партии, бюрократической исполнительской машины, наконец, широкой публики, и его задача поддерживать эти противоречивые роли в определенном равновесии. [c.608]

Отметим еще, что в одних и тех же социальных условиях, из одних и тех же социальных и политических групп могут выдвигаться различные лидеры. Это конформисты – “плывут по течению” и нонконформисты – те, кто идет “против течения”, преодолевая инерцию и сопротивление (может быть, как пример М.С.Горбачев?). То есть лидеров различают по их отношению к существующей социальной структуре – “функциональный”, стабилизирующий, способствующий ее развитию и “ “дисфункциональный”, стремящийся ее разрушить; “ритуальный” и “кризисный”.

Безусловно, политические лидеры, выражая интересы больших групп людей, могут оказывать значительное воздействие на ход событий. Участвуя в политической деятельности, они выражают и свои личностные черты, делающие их субъектами социального процесса. Т.е. их поведение не фатально, существует относительная самостоятельность, проявляется личная активность, а то и субъективность решений.

Политическое поведение лидеров мотивируют несколько основных потребностей:

1) потребность во власти;

2) потребность в контроле; над событиями и людьми;

3) потребность в достижении цели;

4) потребность в принадлежности к какой-то группе и получении одобрения.

Можно выделить три типа причин, по которым власть для политического лидера желанна:

1) чтобы ограничивать действия других;

2) чтобы другие люди не вмешивались в его дела;

3) чтобы осуществлять политические цели.

Но все же, по мнению многих политологов, лидер в современном индустриальном бюрократическом обществе (президент, премьер и т.д.) есть продукт “организованной активности”, чисто символическая фигура – его роли выполняют другие люди, его штаб – “исполнительная элита”. Современный государственный лидер действует в рамках определенных предписаний, установленных норм. А вся бюрократическая машина “работает” независимо от смены лидеров. Это положение отметил еще В.И.Ленин в работе “Государство и революция”, где писал, что капитал, овладев [c.609] этой машиной, “обосновывает свою власть настолько надежно, настолько верно, что никакая смена ни лиц, ни учреждений, ни партий в буржуазно-демократической республике не колеблет этой власти” (3).

Уже в 60-е годы Гелбрэйт заметил, что лидеры лишь подписывают решения, выработанные коллективами людей, обладающих профессиональными знаниями. Отсюда наблюдается и безликость лидеров. Лидер не может по своему произволу творить историю. Политические лидеры выдвигаются определенными социальными группами и их роль зависит от положения и роли выдвинувшей их группы. В современном обществе политической жизнью руководит его наиболее активная, организованная часть – партия. Лидеры опираются на партию.

Роль лидера возрастает, особенно в переломные периоды развития, когда требуется быстрое принятие решений, способность правильно понять конкретные задачи. При этом, отметим, бытует мнение, что “сильный лидер” может решить все проблемы. И в нашей печати периодически разворачиваются дискуссии о необходимости “железной руки”. Даже многие подвижники демократии считают, что к демократии мы должны прийти через усиление авторитарности в верхнем эшелоне власти. Или вспомним высказывание президента Л.Валенсы о необходимости установления авторитарной, или даже диктаторской власти в Польше, для того, чтобы добиться намеченных целей преобразования общества.

Действительно, на определенном этапе может возрасти эффективность деятельности при жестком, требовательном лидере. Но основная задача лидера – индуцировать активность, устранять пассивность, вовлекать всех членов группы в управление ею. Отсюда – один из аспектов политологического и социально-психологического анализа – личные качества лидера. Нас интересуют, в первую очередь, социальные характеристики.

Какими же качествами, характеристиками должен обладать политический лидер? Не претендуя на полноту, назовем некоторые:

– интересы общества для него должны быть выше личных, именно это создает ему авторитет в значительной мере;

– способность организовать действия; [c.610]

– учитывать, выражать и отстаивать взгляды той или иной группы;

– коммуникабельность и ораторские способности;

– обладать высокой политической культурой.

Кроме всех прочих качеств, лидер – это личность эрудированная, корректная, достойная в моральном отношении.

Заметим еще: лидер должен быть подобным членам своей группы, своим последователям, людям, которыми он руководит. Он должен быть “один из нас” (вспомним здесь личность Р. Рейгана, Б. Ельцина...), должен иметь одинаковые или близкие цели и интересы, убеждения и принципы. Говоря другими словами, каждый избиратель должен найти в кандидате частичку самого себя.

Реальными условиями, подтверждающими право на лидерство, способствующими становлению лидера, являются:

– наличие собственной политической программы (т.е. лидер должен вносить что-то свое, новое),

– умение бороться за осуществление этой программы (поэтому важны личные качества: воля, целеустремленность, настойчивость),

– популярность (уметь завоевывать массы),

– иметь время и возможности, чтобы показать свое лидерство.

Личность, становящаяся лидером (в соответствии с потребностями группы), должна обладать определенными социально-значимыми чертами, которые формируются в процессе ее взаимодействия с другими людьми. Но при этом нельзя рассматривать личность в статике. Уже то, что она становится лидером, принимает на себя ответственность, само по себе приводит к определенным изменениям в ее поведении, индивидуальных характеристиках. Хотя детерминизм поведения лидера общественными отношениями отнюдь не лишает его индивидуальности и активности.

* * *

В заключение заметим, что настоящие политические лидеры формируются в политической борьбе. Но как уже было сказано, в нашем недавнем прошлом не было настоящей политической борьбы и не было спроса на политических лидеров. Наши дни подтверждают, что не исчезают собственно политические проблемы, связанные с представительством различных классов и социальных [c.611] групп в политической власти и с реализацией их интересов. Что и привело к резкому росту спроса на политических лидеров. И в силу тех же прошлых условий, в роли лидеров сегодня оказываются нередко “политкустари”, часто с невысоким уровнем политической и социальной зрелости. Все это тем более требует внимательного анализа реальной действительности и изучения имеющегося опыта. [c.612]

Глава XXXVI.

Основные понятия: лидер, вождь, политическое лидерство, руководство.

Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:

1. Какова сущность и истоки политического лидерства? Что побуждает людей к активной профессиональной деятельности, к лидерству? Почему общество, классы, нации, слои выдвигают из своей среды лидеров?

2. Прочитав главу в учебнике и литературу, рекомендуемую для самостоятельного изучения, попробуйте проследить изменение взглядов на место и роль руководителя, лидера в социальном процессе.

3. Почему и при каких условиях та или другая личность становится лидером? Когда возрастает роль лидера?

4. Сколько типов лидерства Вам известно? По каким критериям они определяются?

5. Какими качествами должен обладать политический лидер, какие выполнять функции? Достаточно ли наличия этих качеств, чтобы стать лидером? Создайте свою модель политического лидера.

6. Влияют ли исторические условия на формирование идейной потребности в определенном типе политического лидера? Какой политический лидер нужен сегодня в России?

7. Что Вы знаете о концепции вождизма?

8. Каковы особенности выдвижения политического лидера в условиях однопартийной системы?

9. Чем определяется культ личности политического лидера? (Режимом власти или личными чертами?)

10. В чем специфика политологического изучения лидерства? [c.612]

Литература:

1. Ашин Г.К. Критика современных буржуазных концепций лидерства. М.: Мысль, 1978; Шестопал Е.Б. Личность и политика. М.: Мысль, 1988; Гроджилов М.И. Политическое лидерство. // Соц.-полит. журн. №12. 1991.

2. Блондель Ж. Политическое лидерство. М., 1992. С.10.

3. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.33. С.14.

4. Имидж лидера. Психологическое пособие для политиков. М., 1994.

5. Поппер К.Р. Открытое общество и его враги. В 2-х тт. М., 1992. Т. 2. С. 88-90.

6. Ламброзо Ц. Гениальность и помешательство. М., 1991.

7. Бек А. Новое назначение. М., 1988. [c.613]

Введение. 3

Характеристика уровней лидеров. 6

Механизм политического лидерства и его связь с политической культурой. 7

Институциализация функций лидера. 8

Основные концепции политического лидерства. 9

Психологические аспекты политического лидерства. 13

Характеристика политического лидерства в работах мыслителей античности и мыслителей XIX - XX веков. 15

Типология политических лидеров. 16

Роль культа личности в системе конституенты - последователи - активисты - лидер. 18

Заключение. 20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 22

Введение.

Лидерство, его природа волновали человечество во все времена. С государями, полководцами и учеными в памяти человечества связано большинство завоеваний, открытий. Лидеры во многом олицетворяют эпохи и цивилизации, по праву персонифицируют основные вехи социальной истории, ее достижения и потрясения.

Лидерство - универсальный по своей природе феномен общественной жизни. Оно существует везде - в больших и малых организациях, в бизнесе и в религии, в компаниях и университетах, в неформальных организациях, в уличных шайках и массовых демонстрациях. Лидерство присуще любой сфере человеческой деятельности, для существования и прогресса которой требуется выделение руководителей и ведомых лидеров и последователей.

Важность проблемы лидерства многократно возрастает в политической сфере. Здесь концентрируются властные интересы граждан, механизмы противоборства или сотрудничества политических лидеров, их последователей и противников. Во многих странах политическое лидерство есть существенный, хотя отнюдь не всесильный элемент в панораме общественной жизни. Лидеры наиболее значимых государств, политических партий и движений обладают таким влиянием, что о них знают во всех уголках Земли.

Заложено ли лидерство в природе человека или оно приобретается под воздействием среды? Является ли лидерство уделом избранных или присуще каждой личности и может быть развито при благоприятных условиях? Каков механизм складывания лидерских качеств, факторы и пути их развития, типологические характеристики лидеров? Эти и другие вопросы предстоит рассмотреть в данной работе. Подходы к политическому лидерству.

Лидерство - явление многогранное и многозначное. Формирование сложноорганизованной системы приводит к появлению лидера.

В словаре Ожегова дается следующая интерпретация лидера: “Глава, руководитель политической партии, общественно-политической партии, общественно-политической организации или вообще какой-нибудь группы людей; человек, пользующийся авторитетом и влиянием в каком-нибудь коллективе”. В других словарях русского языка даются следующие определения: лидер - “тот, кто способен вести за собой других, вожак”.

Лидерство представляет собой исторически сложившуюся потребность людей в организации своей деятельности. Оно один из механизмов групповой деятельности, когда индивид или часть

Лидер (от англ. Leader - ведущий) - лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества.

В общественной жизни, лидера, как центральную, наиболее авторитетную фигуру в конкретной группе лиц, можно выделить практически в каждом виде деятельности, и в любой исторический период.

Термин “лидер” имеет два значения:

индивид, обладающий наиболее ярко выраженными, полезными (с точки зрения внутригруппового интереса) качествами, благодаря которым его деятельность оказывается наиболее продуктивной. Такой лидер служит образцом для подражания, своеобразным “эталоном”, к которому должны, с точки зрения групповых ценностей, примыкать другие члены группы. Влияние такого лидера основано на психологическом феномене отраженной субъективности (т.е. идеальном представлении других членов группы).

лицо, за которым данное сообщество признает право на принятие решений, наиболее значимых с точки зрения группового интереса. Авторитет этого лидера основан на способности сплачивать, объединять других для достижения групповой цели. Такое лицо, независимо от стиля лидерства (авторитарного или демократического), регулирует взаимоотношения в группе, отстаивает ее ценности в межгрупповом общении, влияет на формирование внутригрупповых ценностей, и в некоторых случаях символизирует их.

Понятие лидерства широко распространено в социологии, политологии, психологии и ряде других наук о человеке и обществе. Этому феномену посвящены обширные теоретические и эмпирические исследования. Изучение лидерства имеет непосредственную прагматическую направленность. В первую очередь, оно служит разработке методов эффективного руководства, а также отбора лидеров. В странах Запада созданы разнообразные психометрические и социометрические тесты и методики, которые успешно используются на практике.

Очевидно, что лидерство как явление, основывается на определенных объективных потребностях сложно организованных систем. К ним относятся, прежде всего, потребность в самоорганизации, упорядочении поведения отдельных элементов системы в целях обеспечения ее жизненной и функциональной способности. Такая упорядоченность осуществляется через вертикальное (управление-подчинение) и горизонтальное (одноуровневые связи) распределение функций и ролей и, прежде всего, через выделение управленческой функции и осуществляющих ее структур, которые для своей эффективной работы требуют иерархической, пирамидальной организации. Вершиной такой управленческой пирамиды выступает ни кто иной, как лидер.

Четкость выделения лидирующих позиций зависит от типа общности, составляющей систему, ее взаимоотношений с окружающей действительностью. В системах с низкой групповой интеграцией, высокой степенью автономии различных уровней организации и свободы отдельных элементов, функции лидера развиты слабо. По мере усиления потребности системы и самих людей в сложно организованных коллективных действиях и осознания этих потребностей в форме коллективных целей, потребность в лидере и спецификация его функций повышаются.

В современном обществоведении существует несколько подходов к определению политического лидерства. Можно выделить следующие из них:

Определение лидерства как влияния на других людей. Лидерство - это влияние, авторитет, власть и контроль над другими. Однако не любое влияние обеспечивает лидерство. Для него характерны по меньшей мере три особенности:

во-первых, чтобы влияние было постоянным. К политическим лидерам нельзя причислить людей, оказавших разовое воздействие на политический процессы;

во-вторых, руководящее воздействие лидера должно осуществляться на всю группу, организацию, общество;

в-третьих, влияние политического лидера опирается на авторитет, доверие его сторонников, признание правомерности руководства.

2. Лидерство - это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием властных решений, это руководящая должность. Такая интерпретация лидерства вытекает из структурно-функционального подхода, предполагающего рассмотрение общества как сложной, иерархически организованной системы социальных позиций и ролей. Занятие в этой системе позиций, связанных с выполнением управленческих функций (ролей) и дает человеку статус лидера. Иными словами, лидерство - это положение в обществе, которое характеризуется способностью занимающего его лица направлять и организовывать коллективное поведение некоторых или всех его членов.

3. Политическое лидерство - это особого рода предпринимательство, осуществляемое на политическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения общественных задач и предполагаемые способы их реализации, на руководящие должности. Политология: Учебник для вузов / М., 2002. С. 342

4. Политический лидер - это символ общности и образец политического поведения группы, способный реализовать ее интересы с помощью власти. Причем данное определение особо подчеркивает первостепенную значимость субъективных качеств политического лидера и утверждает, что лидерство создается стихийно, самим народом.

Понятие политического лидерства имеет два аспекта: формально-должностной статус, связанный с обладанием властью, и субъективную деятельность по выполнению возложенной социальной роли. Причем первый аспект имеет ключевое значение для оценки личности как политического лидера. Второй же аспект, являющий собой личностные качества и реальное поведение на занимаемом посту, определяет главным образом лишь получение и сохранение властной должности, а также служит для оценки лидера как результативного и нерезультативного, “хорошего” или “плохого” руководителя.

Данное различие имеет наибольшее значение для политической сферы, потому как некоторые лидеры вовсе не занимают позиций “на вершине”, а некоторые из тех, кто занимает высшие должности, не являются лидерами. В качестве примера можно привести королеву Великобритании, которая не является политическим лидером, также как и президент ФРГ. Примером реального лидерства может служить Генеральный секретарь ЦК КПСС Советского Союза. Он был политическим лидером не только в партии, но и в стране, в силу того, что начиная со Сталина он постепенно признавался как главное лицо, принимающее решения.

Эти два понятия частично перекрывают друг друга, но не совпадают полностью, почти всегда оказывают влияние друг на друга, поскольку лидером становятся, достигнув определенного положения.

Характеристика уровней лидеров.

Политика, ее задачи, цели различаются на разных уровнях политической деятельности, поэтому существуют и разные лидеры. По характеру и масштабу деятельности различают лидеров трех уровней:

Лидер малой группы лиц (это может быть элита верхних уровней власти и ядро любого иного руководства), обладающих наибольшей властью в данном сообществе, имеющих общие интересы. Лидер приобретает власть наиболее авторитетного в группе лица, которая формируется на основе его личных качеств, оцениваемых группой непосредственно в процессе совместной деятельности. От него требуется тесное личное общение с ближайшим окружением. При этом выявляются и играют организующую роль его личные качества:

умение владеть ситуацией, принимать решения,

брать на себя ответственность,

делать верный политический выбор (людей, проблем, первоочередных задач).

Одновременно лидер должен уметь удовлетворять интересы группы, не выходя за пределы права и гражданских норм и не ставя свое окружение в зависимость от своих благодеяний. В этом случае он должен обладать функциями делового, интеллектуального лидера и лидера общения.

Для первого характерны организаторские способности, предприимчивость, прагматизм. Авторитет интеллектуального лидера основан на умении решать сложные задачи, находить нестандартные решения, выполнять функции “мозгового центра” группы.

Лидеру общения присущи психологическая комфортность, коммуникабельность, умение снимать напряженность внутри группы. На отношения с группой и авторитет лидера оказывают значительное влияние личный стиль его поведения (авторитарный, жесткий или демократический).

Лидер общественного движения (организации, партии) - лицо, с которым конкретные социальные слои (группы) ассоциируют возможность удовлетворения своих интересов (необязательно адекватно осознаваемых). Лидер этого уровня воздействует на общественное мнение как в силу личных качеств, так и благодаря тому, что поддерживающая его часть группы находится в состоянии ожидания - особом явлении массового сознания - потребности в лидере; она авансирует лидера определенной степенью доверия и политической поддержки. Чем менее определены цели и задачи общественного движения, тем более значима деятельность такого лидера.

Лидер третьего уровня - политик, действующий в системе властных отношений, в которой политическое лидерство представлено в виде социального института (управления страной, политическими движениями). Личностные характеристики, имеющие принципиальное значение в первом случае, существенные во втором, на третьем уровне, как правило, не оказывают на политическое поведение лидера и отношение к нему решающего влияния. От лидера такого масштаба требуется сплочение интересов широкой общественной базы власти. Здесь имеют значение не столько личные качества лидера, сколько его умение формулировать общие политические требования, обнаруживать высокие критические и конструктивные, творческие качества, общаться с гораздо более широким кругом людей и убеждать их. Деятельность политика в данном случае определяется конкретной политической культурой.

Механизм политического лидерства и его связь с политической культурой.

Исторически возникшее политическое лидерство связано не только с формированием интересов, но и с появлением личности, как одного из потенциальных субъектов политического действия. Так, “архаичным” обществам политическое лидерство не свойственно не только в силу отсутствия дифференцированных властных интересов, но и в силу невыделенности индивидуального “Я” из родового, коллективного сознания.

В античности, политическое лидерство носило личностный характер, представляя собой влияние, основанное на авторитете конкретного индивида, его достоинствах. Взаимоотношения лидера и его сторонников (“ведомых”) были близки к отношениям “учитель - ученик”, поскольку политическая жизнь непосредственно связывалась с решением мировоззренческих вопросов, прокламацией определенных моральных ценностей.

В средневековой Европе, политическое лидерство постоянно теряет нравственно-этическое содержание. Влияние лидера основывается не столько на личных достоинствах, сколько на способностях к руководству конкретной политической общностью. От лидера требуется не столько быть нравственным образцом, сколько умение сплотить группу для достижения поставленных целей, умение сформировать групповой интерес. Такая тенденция к прагматизации политического лидерства наиболее отчетливо обнаружила себя в эпоху Возрождения и в период буржуазных революций.

В современном обществе, политическое лидерство представляет собой способ построения власти, основанный на интеграции различных социальных слоев (групп), посредством специфических механизмов вокруг выдвигаемой лидером программы (концепции) решения социальных проблем и задач общественного развития.

Политическое лидерство служит институтом, который включает большую часть населения в решение социальных проблем в масштабе общества в целом. Как механизм интеграции общества, политическое лидерство создается посредством не только правовой регламентации деятельности политика, но и моральными регулятивами. Судьба политика зависит от поступка, за который он необязательно несет юридическую ответственность, но может стоить ему карьеры.

В механизме политического лидерства, правовая регламентация деятельности политика связана с инструментами юридического контроля за принятием решений, их использованием, осуществлением обратной связи “политик - общество”. Чем более развита легальная сфера не юридического воздействия (речь не идет о мафиозно-корпоративных способах) на лидера, его сторонников, тем более развит механизм политического лидерства, тем в большей степени последнее становится специфическим социальным институтом.

Социальная значимость политического лидера прямо зависит от уровня политической культуры и активности масс. Преобладание активистской политической культуры, существование устойчивых демократических традиций, наличие неконтролируемого государством гражданского общества и политической оппозиции, сужают возможности для некомпетентного лидерства, различного рода волюнтаризма, злоупотреблений властью и, вместе с тем, создают благоприятную почву для проявления в политике индивидуальных способностей и дарований. Поэтому совершенствование системы отбора лидеров и повышение демократической политической активности масс - это два важнейших условия эффективного политического руководства обществом.

Институциализация функций лидера.

Процесс зарождения политического лидерства можно наблюдать на примере стихийно возникшего митинга. Он может начаться на базе спонтанно собравшейся толпы без участия политических лидеров. Однако в ходе такого митинга обычно появляются инициаторы, пытающиеся перевести эмоциональный порыв в коллективные действия. Если это удается, то инициаторы становятся зачинщиками, которые могут повести людей, скажем, на штурм правительственных учреждений. В том случае, если лежащие в основе преимущественно стихийных действий людей, потребности и мотивы имеют для них достаточно высокую личностную значимость и требуют систематических коллективных усилий, то в процессе их осуществления происходит устойчивое распределение функций, появляются лидирующие позиции и сами политические лидеры, т.е. возникают элементы политической организации. Примерно таким способом возникло после августовского путча 1991 г. в СССР, движение защитников “Белого Дома” и конституировались его лидеры.

Институциализация лидирующих позиций отражается в понятии формального лидерства. Оно представляет собой приоритетное влияние определенного лица на членов организации, закрепленное в ее нормах и правилах, и основывающееся на положении в общественной иерархии, месте в ролевых структурах.

Субъективная способность и готовность человека к выполнению роли лидера, а также признание за ним права на руководство со стороны членов группы (организации, общества), характеризуется категорией неформального лидерства. В малых группах, основанных на непосредственных контактах их членов, институализация лидирующих позиций может не происходить, здесь на первый план выдвигаются индивидуальные качества лидеров, их способность объединить группу, повести ее за собой.

В крупных объединениях, эффективность коллективных действий которых требует четкой функционально-ролевой дифференциации и специализации, а также оперативности управления и жесткости подчинения (например, в армии), институализация и формализация (официальное закрепление) лидирующих позиций, наделение их сравнительно большими властными полномочиями обязательны. Именно к такому типу объединений и деятельности относится политика. В ней действуют огромные массы людей, ставящие перед собой вполне определенные, ясно осознанные цели и испытывающие непрерывное противодействие со стороны политических оппонентов. В силу таких особенностей политики, институциализация и формализация лидирующих позиций, проявляются в ней особенно отчетливо. Это придает формальным аспектам политического лидерства особое, приоритетное значение. В политике, выполнение потребностей социальной системы и ее подсистем в самоорганизации и упорядочении деятельности масс людей, зависит не столько от индивидуальных качеств лидеров (хотя это тоже очень важно), сколько от силы и влияния институтов власти.

Основные концепции политического лидерства.

Лидерство присуще различным формам социально-политической организации. Что же непосредственно лежит в его основе? Какова природа этого феномена? Почему одни люди становятся лидерами, а другие довольствуются ролью исполнителей воли лидера?

На этот счет в современной политологии несколько теорий. Прежде всего, это теория черт. Она создавалась на основе выявления качеств, присущих идеальным лидерам - героям. Суть этой теории состоит в объяснении феномена лидерства выдающимися качествами личности - превосходящие интеллектуальные дарования доставляют личности выдающееся положение, рано или поздно приводящее к лидерству. Среди черт, присущих политическому лидеру, обычно называют острый ум, твердую волю, кипучую энергию, незаурядные организаторские способности, умение нравиться людям, компетентность и, особенно, готовность брать на себя ответственность. К обязательным качествам современных политических лидеров в демократических странах все чаще добавляют фотогеничность, внешнюю привлекательность и ораторские способности.

Для проверки теории черт были проведены конкретные исследования. Они в значительной мере опровергли эту теорию. Так Ю. Джиннингс заметил, что “теория черт” в большей мере отражала черты экспериментатора, но не черты лидера. Он писал: “Исследования не доказывают, что превосходящий ум желателен или необходим для лидерства в бизнесе, а также в бюрократических организациях, где карьеру делают не самые умные, а самые изворотливые, беспринципные, умеющие приспосабливаться к вкусам…”11 Цит. по: Политология: Учебное пособие. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. С. 251. Кроме того, оказалось, что при детальном анализе, индивидуальные качества лидера почти полностью совпадают с полным набором психологических и социальных признаков личности вообще. Кроме того, в некоторых сферах деятельности, прежде всего в области предпринимательства, высокие интеллектуальные и моральные качества являются скорее препятствием для занятия лидирующих позиций, чем условием успеха. На протяжении многих лет, а часто и всей жизни, многие выдающиеся способности людей оказываются невостребованными, не находят применения.

Все это вовсе не означает полного отрицания теории черт. Очевидно, что для занятия лидирующих позиций в условиях политической конкуренции действительно нужны определенные психологические и социальные качества. Однако их набор значительно варьирует в зависимости от исторической эпохи и особенностей конкретного государства. Даже в наши дни, личностные качества, дающие шансы на политический успех, существенно отличаются, например, в Европе и на Ближнем Востоке (в США, Китае, Эфиопии и т.д.)22 Политология: Учебное пособие. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. С. 251. К тому же, во многих, главным образом недемократических государствах, политическими лидерами часто становятся заурядные, серые личности, не обладающие яркой индивидуальностью.

Учет всего этого породил вторую волну теории черт, или ее факторно-аналитическую концепцию. Она различает индивидуальные качества лидера и характерные для него черты поведения, связанные с достижением определенных политических целей. Между этими двумя группами свойств лидера могут быть существенные различия. Их можно проиллюстрировать на примере Ленина. Его индивидуальные черты, проявляющиеся в отношениях с близким окружением, никак не выказывали в нем жестокого деспота, жаждущего насилия и равнодушного к страданиям людей. Однако его упорство и даже одержимость в стремлении к достижению утопической по своей сути цели коренного переустройства общества на коммунистических началах, сделали из него диктатора, отрицающего общечеловеческие нормы морали и не останавливающегося ни перед какими преступлениями (приказы о массовых расстрелах ни в чем не повинных людей - заложников) ради удержания большевиками власти.

Факторно-аналитическая концепция вводит в теорию лидерства понятие целей и задач, связанных с определенной ситуацией. В результате взаимодействия индивидуальных качеств лидера и стоящих перед ним целей, вырабатывается стиль его поведения (стиль лидерства), составляющий его “вторую природу”. Стиль и целевая ориентация лидера несут на себе отпечаток конкретных социальных обстоятельств.

Идею зависимости лидерства от определенных социальных условий развивает и обосновывает его ситуационная концепция. Она исходит из относительности, флюидности и множественности феномена лидерства. Лидер, по этой теории - функция определенной ситуации. Именно сложившиеся конкретные обстоятельства определяют политического лидера, детерминируют его поведение и принимаемые им решения. Так, например, ситуация в исламском Иране неизбежно отвергнет политиков европейского или американского склада. Точно так же и религиозный лидер-пророк не сумеет проявить себя на политической арене Запада. Таким же образом, требования к лидеру значительно различаются и в зависимости от того, находится ли данное государство в состоянии кризиса или развивается стабильно.

С точки зрения ситуационного подхода, лидерские качества относительны. Один человек может проявить черты лидера на митинге, другой - в повседневной политико-организационной работе, третий - в межличностном общении и т.п. В целом же, лидеров отличают главным образом, готовность взять на себя ответственность за решение той или иной задачи и компетентность.

Ситуационная теория не отрицает важную роль индивидуальных качеств личности, однако не абсолютизирует их, а отдает приоритет в объяснении природы политического лидерства требованиями объективных обстоятельств. На основе этой концепции, подтверждаемой эмпирическими исследованиями, был получен вывод, что в современном западном обществе большие шансы на успех имеет беспринципный человек, ориентирующийся на политическую конъюнктуру. Однако такие выводы, как и ситуационная теория в целом, подтверждаются, далеко не полностью, поскольку ограниченность этой теории состоит в том, что она недостаточно отражает активность лидера, его способность переломить ситуацию, раньше других заметить новые прогрессивные тенденции и возможности их использования и заблаговременно решить острые социально-политические проблемы.

Уточнением, развитием и качественным обогащением ситуационной теории, явилась теория, объясняющая феномен лидера через его последователей и конституентов (избирателей)** Марксистская теория. По этой теории, именно последователь воспринимает лидера, воспринимает ситуацию и, в конечном счете, принимает или отвергает лидерство.

Достоинством такого подхода к лидерству является рассмотрение его как особого рода отношений между руководителем и его конституентами, выступающих в виде цепочки взаимосвязанных звеньев: конституенты - последователи - активисты - лидер. Лидер и его конституенты составляют единую систему. В современной политологии круг конституентов лидера понимается достаточно широко. В него включаются не только политические активисты и все достаточно четко определившиеся приверженцы (последователи) лидера, но и его избиратели, а также все те, кто взаимодействует с ним, оказывает на него влияние. Анализ конституентов во многом позволяет понять и предсказать политическое поведение лидера, предвидеть принимаемые им решения.

В формировании и функционировании отношений “лидер - конституенты”, особенно велика роль политических активистов. Именно они достаточно компетентно оценивают его личные качества и возможности, организуют кампании в его поддержку, выступают “приводным ремнем”, связывающим его с массами, т.е. “делают” лидера. Именно через конституентов проявляется воздействие на политику господствующей политической культуры.

В демократическом государстве претенденты на лидирующие должности могут рассчитывать на успех лишь в случае совпадения их имиджа с ожиданиями большинства народа. Это наглядно проявилось на выборах на первый срок президента РФ Б.Н.Ельцина. В условиях глубокого разочарования российского населения различного рода привлекательными обещаниями, столь изобилующими в коммунистическую эпоху, большинство людей строило свой политический выбор не на программах кандидатов, а на оценке их личных, и прежде всего нравственных качеств, а также их отношения к достаточно непопулярной номенклатурной элите. Смелой критикой партийного руководства, решительным отказом от номенклатурных привилегий, активными действиями против коррумпированных партийно-государственных бюрократов, вниманием к простым людям, Ельцин сумел создать у многих людей образ смелого, честного, справедливого и решительного человека, что в конечном счете и предопределило его победу на выборах.

Имея немалые достоинства, трактовка лидера как выразителя интересов конституентов (последователей), как и его ситуационная интерпретация, плохо работает при объяснении инноваций, самостоятельности и активности лидера. История свидетельствует, что некоторые весьма важные свойства руководителей идут в разрез с интересами и ожиданиями приведших их к власти социальных слоев и сторонников.

Так было, например, в России, когда в октябре 1917 г. большевики, используя популярные, общедемократические лозунги: “Мир - народам”, “Земля - крестьянам”, “Фабрики - рабочим”, “Власть - Советам”, добились политического лидерства, а затем, быстро забыв о своих обещаниях, превратили собственных конституентов в объект огромного и чудовищного социального эксперимента.

Об этом свидетельствует и деятельность Сталина, который примерно за полтора десятилетия своего господства почти полностью уничтожил большевиков, ранее приведших его к власти, а заодно и свыше половины членов собственной партии.

Эти и многие другие факторы свидетельствуют, что взаимодействие лидера и его конституентов следует рассматривать как обоюдонаправленное, с двусторонним движением. Причем лидеры могут в значительной мере менять свою социальную опору. Самостоятельность лидера по отношению к конституентам прямо зависит от характера политического строя, от степени концентрации власти в руках руководителя и от политической культуры общества в целом. Наибольшие возможности для субъективистской и волюнтаристской политики, имеют лидеры в авторитарных и тоталитарных политических системах, где они могут порою поставить под угрозу существование всей нации. такжействовали и А. Гитлер и С. Хусейн, а в определенной мере и Ф.Кастро

Своего рода универсальной теорией является синтетическая теория личности. Эта теория - попытка объединить вышеназванные теории, преодолеть их ограниченность через универсализацию не отдельных компонентов, а их связи.

Согласно синтетической теории, при исследовании лидерства необходимо учитывать комплекс вопросов, а именно:

черты субъекта;

характер и особенности объекта;

специфические условия в которых они действуют.

Однако, в силу сохранения качественной разносторонности компоненты лидерства в действительности не соединяются в системное целое. Ситуационная теория во многом оставляет в тени внутренний механизм увязывания лидеров и последователей, тех и других с ситуационными, общественными, детерминантами лидерского процесса.

Существует также другая теория лидерства - мотивационная. Согласно этой теории эффективность лидерских действий зависит от воздействия его на мотивацию последователей, на их способность к эффективному выполнению работы и на их чувство удовлетворения от деятельности. Некоторые социологи и политологи критикуют мотивационные теории, считая их примитивными, противопоставляя им ценностные теории лидерства.

Психологические аспекты политического лидерства.

Природа политического лидерства достаточно сложна и не поддается однозначной интерпретации. Пояснить его субъективные механизмы помогают психологические концепции, и в частности, психоаналитическое объяснение лидерства. Как считает основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд, в основе лидерства лежит подавленное либидо - преимущественно бессознательное влечение сексуального характера. В процессе сублимации оно проявляется в стремлении к творчеству, и в том числе к лидерству. У многих людей обладание руководящими позициями выполняет своего рода компенсаторные функции, позволяет подавлять или преодолевать различного рода комплексы, чувство неполноценности и т.п.

Определенные психологические потребности отражает и подчинение лидеру. Субъективное принятие лидерства закладывается еще в детстве, когда ребенок нуждается в покровительстве и авторитете родителей. И в этом смысле авторитет руководителя государства подобен авторитету отца семейства.

Некоторые ученые выделяют тип личности, предрасположенный к авторитаризму и стремящийся к власти. Такая личность формируется в нездоровых общественных условиях, порождающих массовые неврозы и стремление человека убежать от всего этого в сферу господства или подчинения. Для авторитарной личности власть является психологической потребностью, позволяющей избавиться от собственных комплексов, посредством навязывания своей воли другим. Обладание безграничной властью над другими, их полное подчинение, доставляют такому человеку особое наслаждение. Оно является формой своеобразного садизма. Одновременно авторитарная личность имеет и мазохистские черты, поскольку при столкновении с превосходящей силой, она восхищается и поклоняется ей. Слабость же других вызывает у нее презрение и желание унизить их.

Такой тип поведения в психологическом смысле является проявлением не силы, а слабости. Авторитарная личность, не имея подлинной силы, пытается убедить себя в обладании ею с помощью господства над другими. Такая личность иррациональна, руководствуется в первую очередь эмоциями и не терпит равенства и демократии. Она воспринимает всех других людей, мир в целом, сквозь призму отношений “силы - слабости”.

Эмпирические исследования, подтвердили реальное существование авторитарного типа личности, выявили ее некоторые новые черты. В целом же это направление психоанализа значительно расширило представления о психологических мотивациях стремления к лидерству, хотя оно, конечно же, не исчерпывает все типы таких мотиваций.

Совокупность различных интерпретаций политического лидерства позволяет увидеть его разнообразные стороны, аспекты, однако еще не дает целостной картины этого феномена. Попытку решить эту задачу, осуществив комплексное исследование лидерства, представляет его интерактивный анализ. Он учитывает четыре главных момента лидерства:

черты лидера;

задачи, которые он призван выполнять;

его последователей и конституентов; систему их взаимодействия;

механизм взаимоотношения лидера и его конституентов.

И все же, создать единую универсальную концепцию лидерства, по всей вероятности, невозможно, поскольку само это явление чрезвычайно многообразно по своему проявлению и функциям, зависит от исторических эпох, типов политических систем, особенностей лидеров и их конституентов и других факторов.

Характеристика политического лидерства в работах мыслителей античности и мыслителей XIX - XX веков.

Особого внимания заслуживают работы Н. Макиавелли “Государь”, Ф. Ницше, Г. Гарда. Определенный вклад в изучение понятия лидерства и его психологических аспектов внесли Т. Карлейль и Р.У. Эмерсон.

Итак, Н. Макиавелли одним из первых дал развернутое описание образа лидера-государя, разработал технологию политической деятельности, лидерской активности. В его трактовке политический лидер-это государь, сплачивающий и представляющий все общество и использующий для сохранения своего господства и поддержания общественного порядка любые средства, в том числе хитрость и силу. Он считал, что политик должен соединять в себе черты льва и лисицы: лисицы, чтобы избежать расставленных капканов, льва, чтобы сокрушить противника в открытом бою. Макиавелли славит сильную личность властителя, непреклонно утверждающие высокие государственные цели и интересы.

Что же касается Т. Карлейля и Р. У. Эмерсона, то первый из них считает основную массу населения “убогой во всех отношениях”, неспособной нормально существовать без направляющей роли лидеров. История - это результат деятельности героических личностей. Подобные взгляды на политическое лидерство выражал и Эмерсон: “Все глубокие прозрения, - писал он, - удел выдающихся индивидов”.

На последующее развитие представлений о лидерстве большое влияние оказала концепция Ф. Ницше. Он пытался обосновать, что только великие личности, сверхчеловеки, как высшие представители человечества творят историю. Сверхчеловек не ограничен нормами существующей морали, стоит по ту сторону добра и зла. По его мнению, за устаревшую мораль цепляются слабые. Мораль по Ницше - это “орудие слабых”. Сверхчеловек может быть жестоким к обычным людям, это сильная волевая личность, возвышающаяся над человеком. Его отличают высокие жизненные силы и воля к власти.

Для французского социолога, основоположника социальной психологии Г. Тарда основной закон социальной жизни - подражание последователей лидеру. Большинство населения не способно к самостоятельному социальному творчеству. Без лидера не может быть прогресса, а без последователей не может быть лидерства как явления.

Нельзя также не сказать несколько слов о марксистской трактовке лидерства. Марксизм ограничивает возможности активности политических лидеров исторической необходимостью и классовыми интересами. Политический лидер выступает здесь наиболее способным, сознательным и умелым выразителем воли класса, т.е. роль лидера рассматривается в обязательной связи с деятельностью классов, социальных групп.

Лидерство представляет собой исторически сложившуюся потребность людей в организации своей деятельности. Как уже упоминалось выше, сущность феномена лидерства, его интеграционный потенциал возникает из объективной необходимости, зависимости сторон друг в друге.

Основой феномена политического лидерства служит способность руководителя, а в этом качестве могут выступать как личности, так и организации, отражать и удовлетворять интересы своих последователей. Важнейшая функция лидерства - осуществление целенаправленного и успешного руководства. Оно предполагает способность правильной оценки и соотнесения целей, наличных возможностей и ресурсов политического действия.

Типология политических лидеров.

Богатство понятия лидерства отражается в его типологии. Существуют разнообразные классификации лидерства. Прежде всего, в зависимости от отношения руководителя к подчиненным оно делится на авторитарное и демократическое. Авторитарное лидерство предполагает единоличное направляющее воздействие, основанное на угрозе санкций, применения силы. Демократическое лидерство выражается в учете руководителем интересов и мнений всех членов группы или организации, в их участии в управлении.

Одна из наиболее распространенных типологий лидерства восходит к учению М.Вебера о способах легитимизации власти. В соответствии с этими способами лидеров подразделяют на:

традиционных (вожди племен, монархи и т.д.) - их авторитет основан на обычае, традиции;

рационально-легальных или рутинных - это лидеры, избранные демократическим путем;

харизматических, наделенных, по мнению масс, особой благодатью, выдающимися качествами, способностями к руководству. Харизма складывается из реальных способностей лидера и тех качеств, которыми его наделяют последователи. При этом индивидуальные качества лидера нередко играют второстепенную роль в формировании его харизмы.

Данная классификация лидерства достаточно проста и удобна, хотя, как и любая другая классификация, ограничена по своему применению. В основе первого типа лидерства лежит привычка, второго - разум, третьего - вера и эмоции. Основоположник этой классификации М. Вебер особое внимание уделял анализу харизматического лидерства. Он оценивал лидера этого типа как важнейшего двигателя, генератора революционного обновления общества в кризисные периоды, поскольку харизматический вождь и его авторитет не связаны с прошлым, способны мобилизовать массы на реализацию задач социального обновления. В относительно же спокойные периоды развития, для общества предпочтительнее рационально-легальное лидерство, оберегающее исторические традиции и осуществляющее необходимые реформы. В целом же, в истории многих государств наблюдается определенная последовательность в смене типов политического лидерства. Вождь-основатель (харизматик) сменяется традиционным лидером-охранителем, который в свою очередь, уступает место реформатору-законодателю.

В современной политологии нередко используются четыре собирательных образа лидера:

знаменосца, или великого человека;

служителя;

торговца;

пожарного.

Лидера-знаменосца отличает собственное видение действительности, привлекательный идеал, “мечта”, способная увлечь массы. Яркими представителями были - Ленин, Мартин Лютер и др. Лидер-служитель всегда стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и избирателей в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени. Для лидера-торговца характерна способность привлекательно преподнести свои идеи и планы, убедить граждан в их преимуществе, заставить “купить” эти идеи, а также привлечь массы к их осуществлению. И, наконец, лидер-пожарный, ориентируется на самые актуальные общественные проблемы, насущные требования момента. Его действия определяются конкретной ситуацией. В реальной жизни эти четыре образа лидерства обычно не встречаются в чистом виде, а сочетаются у политических деятелей в различных пропорциях.

Имеются и другие классификации лидерства. Так, политические деятели делятся на:

правящих и оппозиционных;

крупных и мелких;

кризисных и рутинных;

пролетарских, буржуазных, мелкобуржуазных и т.д.

Разнообразие типов лидеров во многом объясняется богатством направлений их деятельности, широким кругом решаемых задач. Эти задачи прямо зависят от конкретной ситуации, в которой осуществляется лидерство. Они возникают на базе определенных потребностей общества, социальных групп и организаций. Осознание таких потребностей проявляется в форме задачи. В этом аспекте функции лидера обычно сводятся к своевременному учету всех потребностей, четкой формулировке целей, взятию на себя ответственности за их реализацию, организации масс на ее осуществление. Это достаточно формальные функции, характеризующие основные этапы (стадии) осуществления социальной роли лидера. Что же касается характеристики функций лидера с точки зрения их содержания, то к ним можно отнести следующие:

1. Интеграция общества, объединение масс. Лидер призван воплощать в себе и представлять во взаимоотношениях с другими государствами национальное единство, объединять граждан вокруг общих целей и ценностей, подавать пример служения народу, государству, отечеству.

2. Нахождение и принятие оптимальных политических решений. И хотя лидеры не застрахованы от ошибок, часто действуют не лучшим образом, все же именно способностью найти наиболее приемлемые пути решения общественных задач обычно оправдывается их пребывание на руководящих постах.

3. Социальный арбитраж и патронаж, защита масс от беззакония, самоуправства бюрократии, дворянства и т.п., поддержание порядка и законности с помощью контроля, поощрения и наказания. Эта функция достаточно детально обоснована в концепции плебисцитарной вождистской демократии М.Вебера. Хотя социальный патронаж на деле реализуется далеко не всегда, вера в “хорошего царя”, “отца народов”, покровителя слабых и т.д. до сих пор широко распространена не только в массовом сознании государств с патриархальной политической культурой, но и в странах с вековыми демократическими традициями.

4. Коммуникация власти и масс, упрочения каналов политической и эмоциональной связи и тем самым предотвращения отчуждения граждан от политического руководства. В условиях сложной многоступенчатой иерархии власти, ее бюрократизации, эта функция особенно значима. С помощью средств массовой информации, и прежде всего телевидения, а также в ходе встреч с избирателями и других мероприятий, президент и иные политические руководители имеют достаточно широкие возможности непосредственного общения с народом.

5. Инициирование обновления, генерирование оптимиза и социальной энергии, мобилизация масс на реализацию политических целей. В этой группе объединены несколько близких по своей направленности функций. Лидер призван охранять народные традиции, своевременно замечать ростки нового, обеспечивать прогресс общества, вселять в массы веру в общественные идеалы и ценности. В большей мере выполнение этих функций присуще харизматическим лидерам, однако не только им. Так, например, достаточно успешно справился с задачей преодоления вьетнамского синдрома, национального пессимизма и апатии, американский президент Р. Рейган.

6. Легитимация строя. Эта функция присуща главным образом лидерам в тоталитарных обществах. Когда политический режим не может найти своего оправдания в исторических традициях и демократических процедурах, то он вынужден искать его в особых качествах харизматических лидеров, которые наделяются необыкновенными, пророческими способностями, и в большей или меньшей степени обожествляются. Так было и в нашей стране, когда большевистская власть, безжалостно разрушая многовековые традиции, узаконивала свои действия гипертрофированным авторитетом Маркса, Ленина и Сталина, наделяя их чертами земных божеств.

Роль культа личности в системе конституенты - последователи - активисты - лидер.

Культ личности - крайняя, максимально завышенная оценка функций и роли политического лидера в истории. Он выступает закономерным следствием и одной из предпосылок тоталитарного строя, хотя встречается и в авторитарных, а частично и в демократических государствах. Представители - корейские лидеры Ким Ир Сен и Ким Чен Ир, Фидель Кастро на Кубе.

Культ политических руководителей закономерно вытекает из тоталитарной сакрализации власти. По своей сути он - воскрешение языческого идолопоклонничества и в частности, таких его атрибутов, как памятники, мавзолеи, мемориальные комплексы, сложные религиозно-политические ритуалы. Идейные истоки культа лежат в тоталитарной идеологии, ее претензии на монопольное обладание истиной, универсальную, всеобщую значимость. “Отцы” такой единственно верной идеологии наделяются качествами пророков и ясновидцев.

Благоприятной субъективной питательной средой культа личности, является патриархальная и подданическая политическая культуры, которые исходят из веры в хорошего царя или руководителя, из принятия жесткой иерархической организации общества. Однако важнейшей огромная концентрация политической, экономической и социальной власти в руках политического лидера, а также тотальная личная зависимость всех нижестоящих не от результатов своего труда, а от благосклонности начальства. В тоталитарном обществе сфера такой зависимости, по существу, ничем не ограничена. Это и поступление на работу, и служебно-должностной рост, и повышение заработной платы, и получение жилья, премий и других социальных благ, непосредственной причиной культа, является и различного рода санкций к непослушным. Отражаясь в массовом сознании, все это, сочетаемое с систематической идеологической обработкой, порождает у населения веру во всемогущество руководителя, страх перед ним, рабскую покорность и угодничество.

Заключение.

В данной работе освещены основные концепции политического лидерства, наиболее значимые определения и типологии.

Подводя итог вышесказанного можно отметить, что политическое лидерство следует рассматривать не только как процесс взаимоотношений между людьми, при которых одни выражают и знают интересы и потребности своих последователей и в силу этого обладают престижем и влиянием, а другие отдают им добровольно часть своих политических властных полномочий и прав для осуществления их целенаправленного представительства и реализации, но и как власть. Как власть потому что оно состоит из способности одного лица, находящегося “на вершине”, заставлять других делать то позитивное или негативное, что они не делали бы и могли бы не делать вообще.

Также можно отметить некоторые другие требования, которые надо предъявлять к политическому лидеру:

лидер должен выступать носителем новых идей;

лидер и его окружение должны соответствовать требованиям времени;

возраст не должен быть преградой для реального лидера;

лидер должен точно отражать настроение народа.

Все это обусловлено тем, что лидерство - это не новый стиль руководства, а способ организации власти в, гражданском обществе с развитым политическим сознанием всех или большинства его социальных слоев. Такое общество возникло сравнительно недавно либо еще только складывается, и то пока не везде. Но это перспектива и необходимость истории и политики. Члены гражданского общества - мыслящие участники политической жизни, поэтому они имеют возможность сознательно выбирать себе лидера. Поведение же лидера должно убеждать их в том, что его действия правильны и выгодны, а не продиктованы своекорыстием или властолюбием. Общество со своей стороны не может манипулировать лидером. Социальное и политическое партнерство, взаимопонимание лидера и его приверженцев - основа новой современной политики.

Опираясь на то, что общество не может самостоятельно регулировать свою деятельность, т.е. не может обойтись без лидера, оно должно создать все условия для подготовки лидера, а также создать систему контроля за лидером со стороны средств массовой информации, разделения властей, законодательства. Цель такого контроля - не вызвать интерес к личной жизни лидера, а уберечь от соблазнов, которых у него гораздо больше, чем у рядовых граждан и даже у его ближайшего окружения. Открытое для наблюдения общества правление лидера и его приверженцев оздоравливает и власть, и народ.

В тоже время очевидно, что политический лидер должен опираться на ту или иную организацию, будь то партия, союз, ассоциация и т.д. Лидер должен опираться на решающие звенья политической системы, иначе невозможно его продвижение по политической лестнице до самых ее высот. Но в тоже время сама политическая система не должна зависеть от личных качеств политического лидера, его слабостей и достоинств. Иначе эта система не будет демократичной, а скорее всего будет прообразом будущей диктатуры. Все политические формирования, институты, и прежде всего государственные, призваны во время пресекать негативные устремления тех или иных деятелей, а в случае необходимости - заменять их новыми руководителями, отвечающим потребностям общества, требованиям законов и нравственности.

21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Основная литература

Политология. Энциклопедический словарь.

Советский энциклопедический словарь. - Москва, 1987.

“Основы политологии”. - Знание, 1992.

Философский словарь. - Москва, 1986.

Политология: Учебное пособие. - М. ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 416 с.

Политология: Учебник. - М. РАГС, 2002. - 520 с.

Политология: Курс лекций. Под ред. доктора юридических наук, профессора

М. Н. Марченко. Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: издательство ЗЕРЦАЛО, 1999.

  • 608 с.