Иностранные инвестиции в России


Закон >> Банковское дело

Оглавление:

  1. Введение 3

  2. Инвестиции; краткий обзор. 5

  1. Федеральный закон РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» 5

  2. Виды инвестиций 6

  1. Иностранные инвестиции 9

  1. из Федерального Законодательства РФ: Иностранные инвестиции регулируются Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в РФ» 9

  2. История привлечения иностранных инвестиций в Россию 10

  3. Виды иностранных инвестиций 12

  4. Создание благоприятного инвестиционного климата 17

  5. Снижение трансанкционных издержек инвесторов 21

  6. Иностранные инвестиции за 2009 год 23

  1. Выводы 25

Введение:

Иностранными инвестициями являются все виды вложений иностранных инвесторов в объекты предпринимательской и иной деятельности в целях получения прибыли. Особое значение иностранное инвестирование имеет для стран, вставших на путь рыночных преобразований.

Иностранные инвестиции способствуют ускорению экономического и технического прогресса, внедрению новых форм управления, обновлению и модернизации производственного аппарата, активизации конкуренции, развитию малого и среднего бизнеса, подготовке кадров, отвечающих требованиям рыночной экономики, расширению экспортного потенциала страны, созданию новых рабочих мест, повышению уровня занятости населения, снятию социальной напряженности, повышению конкурентоспособности отечественного производства, решению проблем реформирования экономики.

Доля иностранных инвестиций составляет лишь несколько процентов от ВВП России. Однако их значение гораздо выше, чем значение внутренних инвестиций. Вместе с иностранными инвестициями привлекаются также современные технологии, новые методы управления компаниями, высококвалифицированные менеджеры. Вырастает квалификация рабочей силы.
    Иностранные инвестиции в большинстве случаев дополняют, реже замещают внутренние инвестиции. При совместном инвестировании возникает достаточно сложная задача координации прямых внутренних и прямых иностранных инвестиций. Решить эту задачу призвана государственная политика, направленная на привлечение прямых иностранных инвестиций, создание благоприятного налогового климата и принятие мер по снижению коррупции при административных процедурах сопровождения коммерческой деятельности.
    Высокие мировые цены на нефть уменьшают зависимость России от объема иностранных инвестиций, но не от их качества. Для успешной реализации современных проектов часто требуется наличие инновационного потенциала, имеющегося у зарубежных компаний.

Таким образом, вопрос об иностранных инвестициях в российской экономике весьма актуален и имеет большое значение в настоящее время, поэтому данная тема была выбрана мною для написания курсовой работы.

Инвестиции; краткий обзор.

1. Федеральный закон РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» №39-Ф3

Данный закон устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений для всех форм собственности.

Рассмотрим основные понятия, изложенные в данном законе, которые далее будут использоваться в моей курсовой работе.

Инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Инвестиционная деятельность – вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Инвестиционный проект – обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством РФ и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а так описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).

Капитальные вложения – инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

Объектами капитальных вложений в РФ являются находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами.

Субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, являются: инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений, другие лица.

2.Виды инвестиций.

Термин инвестиции происходит от латинского слова investire – облагать. С финансовой и экономической точек зрения инвестирование может быть определено как долгосрочное вложение экономических ресурсов с целью создать и получить чистую прибыль в будущем, превышающую общий начальный объем инвестиций.

Существуют различные признаки классификации инвестиций, которые представлены ниже в таблице.

Признаки классификации инвестиций

По объектам вложения средств

По характеру участия в инвестировании

По периоду инвестирования

По формам собственности инвестиционных ресурсов

По региональному признаку

Финансовые инвестиции

Реальные инвестиции

Прямые инвестиции

Непрямые инвестиции

Долгосрочные инвестиции

Краткосрочные инвестиции

Иностранные инвестиции

Государственные инвестиции

Частные инвестиции

Инвестиции внутри страны

Рис.1. Классификация инвестиций.

Классификационные признаки инвестиций

Типы инвестиций

По организационным формам

Инвестиционный проект: предполагает, во-первых, определенный, законченный объект инвестиционной деятельности, и, во-вторых, реализацию, как правило, одной формы инвестиций

Инвестиционный портфель хозяйствующего субъекта: включает различные формы инвестиций одного инвестора

По объектам инвестиционной деятельности

Долгосрочные реальные инвестиции (капитальные вложения) в создание и воспроизводство основных фондов, в материальные и нематериальные активы

Краткосрочные инвестиции в оборотные средства (товарно-материальные запасы, ценные бумаги и т.п.)

Финансовые инвестиции в государственные и корпоративные ценные бумаги, банковские депозиты и пр.

По формам собственности на инвестируемые ресурсы

Частные

Государственные

Иностранные

Совместные

По характеру участия в инвестировании

Прямые инвестиции непосредственно в материальный объект. Инвестор при этом учавствует в выборе объекта инвестиций и вложении средств. К таким инвестициям могут относиться реальные инвестиции.

Непрямые инвестиции, характеризуются наличием посредника, инвестиционного фонда или финансового посредника. К таким инвестициям относятся портфельные инвестиции

Рис. 2. Классификационные признаки инвестиций

В свою очередь, в странах с развитой экономикой предпочтение отдается финансовым и портфельным инвестициям (инвестиции портфельные – вложение средств в долгосрочные ценные бумаги или контракты, записанные на бумаге, такие как акции, облигации и д.р.), так как развитие институтов финансового и портфельного инвестирования оказывает благотворное влияние на рост реальных инвестиций.

Инвестиции в физические активы, финансовые и портфельные тесно связаны между собой и не являются конкурирующими друг с другом. Напротив, они дополняют друг друга и способствуют подъему экономики.

Поскольку Россия является государством со слаборазвитой экономикой ,то более подробно рассматриваются инвестиции в физические (реальные и прямые) активы.

К ним относятся следующие инвестиции:

  • В новое производство;

  • В расширение производства;

  • В модернизацию и совершенствование технологий;

  • В повышение эффективности;

  • Удовлетворяющие потребности (нужды) государственных органов управления.

На сегодняшний день инвестирование происходит стихийно и зависит в большей степени от деловых качеств собеседника, его интересов, а так же менеджмента и финансового менеджмента. Такой подход неперспективен, так как производители, не имеющие разработанной инвестиционной политики, теряя конкурентные преимущества, вынуждены закрывать свое дело. Они несут при этом дополнительные затраты, которые могли бы быть направлены на диверсификацию производства (Диверсификация - изменение ассортимента выпускаемой продукции и переориентация рынков сбыта.) или его совершенствование.

  1. Иностранные инвестиции.

1. из Федерального Законодательства РФ:

Иностранные инвестиции регулируются Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в РФ» №160-ФЗ от 9 июля 1999г.

Настоящий федеральный закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории РФ. Кроме того он направлен на привлечение и эффективное использование в экономике Российской Федерации иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества.

Иностранная инвестиция – вложения иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограниченны в обороте в РФ в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг, иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а так же услуг и информации.

Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории РФ осуществляется законом «Об иностранных инвестициях в РФ», другими федеральными законами, международными договорами и т.д. Имущественную ответственность за деятельность филиалов иностранных лиц несет головная организация.

Иностранный инвестор, ведущий коммерческую деятельность на территории Российской Федерации и владеющий не менее чем 10% доли, долей (вклада) в уставном капитале, пользуется в полном объеме правовой защитой, гарантиями и льготами.

Следует заметить, что российская коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора и теряет статус со дня выхода.

2. История привлечения иностранных инвестиций в Россию:

Активная деятельность по привлечению иностранных инвестиций в советскую экономику началась в СССР в годы перестройки. В 1987 г. были приняты первые документы о создании и функционировании совместных предприятий российских организаций с зарубежными партнерами, которые положили начало регулированию прямых иностранных инвестиций в российскую экономику. Доля иностранных капиталовложений не могла превышать 49 % уставного фонда совместных предприятий. Самыми крупными инвесторами в Российскую экономику были США, Япония, Германия и Великобритания. Главным местом целевого использования капиталовложений до сих пор является Москва и Московская область, а наименьший объем средств инвестируется в Кавказский регион. К сожалению, из-за несовершенства законодательной власти, падения производства, растущей инфляции и разгула преступности начала 90-х годов размер иностранных инвестиций был намного ниже, чем мог бы быть и не соответствовал потенциальным возможностям российской экономики. Прямые инвестиции имели наибольший удельный вес среди суммарных иностранных капиталовложений с 1991 по 1996 годы.

В настоящее время, как никогда, многие страны мира поставлены перед объективной необходимостью активизации инвестиционной деятельности на создание конкурентоспособных хозяйственных систем, модернизацию и реконструкцию действующих структур, обеспечение диверсификации капитала в направлении социально ориентированных структурных преобразований.

Иностранные инвестиции становятся одним из решающих факторов всей экономической политики многих государств. Без них не удается быстро преодолевать экономические кризисы и выходить на рубежи экономического роста, обеспечивать прирост социального эффекта, сбалансированность макроструктуры, повышение оплаты труда до уровня стимулирования его высокой производительности и рыночной платежеспособности, выступающей могучим катализатором общеэкономического подъема и прогрессивных сдвигов.

В стратегии инвестиционной деятельности важную роль играет обоснованный выбор направлений инвестирования - насколько оно будет отвечать будущим национальным интересам определенного государства. Реализация долгосрочных инвестиционных проектов, как известно, формирует перспективную макроэкономическую структуру страны, изменения во внутреннем и внешнем разделении труда, определение соответствующей ниши страны в мировой рыночной структуре.

Иностранные инвестиции на территории РФ могут вкладываться в любые объекты, не запрещенные законодательством. Они могут включать в себя:

а) вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства;

б) ценные бумаги;

в) целевые денежные вклады;

г) научно-техническую продукцию;

д) права на интеллектуальные ценности;

е) имущественные права.

Несмотря на то, что все страны стремятся увеличить приток иностранных инвестиций для того, чтобы обеспечить внутренний экономический рост, такой приток может иметь не только положительные, но и негативные последствия.

3. Виды иностранных инвестиций.

Становясь участником мирового рынка капиталов и привлекая инвестиционные ресурсы, страна становится зависимой от их качества, а то или иное качество присуще тому или иному виду инвестиций.

Наша страна привлекает капитал, в основном, в форме прямых и портфельных инвестиций, в виде ссудных капиталовложений и путем размещения облигационных займов на международном рынке капиталов.

По своим характеру и формам заграничные капиталовложения могут быть различными.

Говоря об иностранных инвестициях, необходимо прежде всего проводить различия между государственными и частными инвестициями.

  • Государственные инвестиции (в международной практике называют еще официальными)- это средства из госбюджета, которые направляются за рубеж или принимаются оттуда по решению либо непосредственно правительств, либо межправительственных организаций. Это государственные займы, ссуды, гранты (дары), помощь, международное перемещение которых определяется межправительственными соглашениями. Сюда же относятся кредиты и иные средства международных организаций (к примеру, кредиты МВФ). В этом случае речь идет об отношениях между государствами, которые регулируются международными договорами и к которым применяются нормы международного права. Возможны и диагональные отношения, когда консорциум (группа) частных банков предоставляет инвестиции государству как таковому.

  • Под частными инвестициями понимаются инвестиции, которые предоставляют частные фирмы, компании или граждане одной страны соответствующим субъектам другой страны. Инвестиционные отношения настолько сложны и многообразны, что нередко отношения между государствами тесно связаны с отношениями между частными лицами.
    Возможна и более сложная конструкция отношений, когда материальные обязательства государства-должника по полученным им кредитам (например, выплата процентов) удовлетворяются за счет полной или частичной стоимости имущественных прав частного инвестора в стране должника (например, представление прав на разработку собственных ресурсов).
    Даваемый в законодательных актах и в международных договорах перечень видов иностранных инвестиций обычно является примерным, а не исчерпывающим, поскольку понятие инвестиций охватывает все виды имущественных ценностей, которые иностранный инвестор вкладывает на территории принимающей страны.
    В этот перечень входят: недвижимое и движимое имущество (здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности) и соответствующие имущественные права, включая право залога; денежные средства; акции, вклады, облигации или любые другие формы участия в товариществах, предприятиях, в том числе и в совместных; право требования по денежным средствам, которые вкладываются для создания экономических ценностей, или услугам, имеющим экономическую ценность; права на результаты интеллектуальной деятельности, часто определяемые как права на интеллектуальную (в том числе и промышленную) собственность; права на осуществление хозяйственной деятельности, предоставляемые на основе закона или договора, включая, в частности, права на разведку и эксплуатацию природных ресурсов.

По срокам размещения заграничные капиталовложения делятся на:

  • Краткосрочные;

  • Среднесрочные;

  • Долгосрочные;
    К последним относят вложения более чем на 15 лет. В данную группу входят наиболее значимые капиталовложения, так как к долгосрочным относятся все вложения предпринимательского капитала в форме прямых и портфельных инвестиций (преимущественно частные), а также ссудный капитал (государственные и частные кредиты).

По характеру использования зарубежные капиталовложения бывают ссудными и предпринимательскими.

  • Ссудные инвестиции означают предоставление средств взаймы ради получения прибыли в форме процента. В этой сфере довольно активно выступают капиталы из государственных и вложения из частных источников.

  • Предпринимательскими инвестиции прямо или косвенно вкладываются в производство и связаны с получением того или иного объема прав на получение прибыли в форме дивиденда. Чаще всего речь идет здесь о вложениях частного капитала.

По целям предпринимательские капиталовложения делятся на прямые и портфельные.
Прямые инвестиции- основная форма экспорта частного предпринимательского капитала, обеспечивающая установление эффективного контроля и дающая право непосредственного распоряжения над заграничной компанией. Являются вложением капитала во имя получения долгосрочного интереса. По определению МВФ, прямыми иностранные инвестиции являются в том случае, когда иностранный собственник владеет не менее 25% уставного капитала акционерного общества. По американскому законодательству- не менее 10%, в станах Европейского Сообщества- 20-25%, а в Канаде, Австралии и Новой Зеландии- 50%.
Прямые инвестиции делятся на две группы:
- трансконтинентальные капитальные вложения, обусловленные возможными лучшими условиями рынка, то есть тогда, когда существует возможность поставлять товары с нового производственного комплекса непосредственно на рынок данной страны (континента). Издержки играют здесь небольшую роль, главное- нахождение на рынке. Разница в издержках производства по сравнению с материнской компанией является меньшим фактором влияния на размещение производства на данном континенте. Издержки производства являются решающим для определения страны данного континента, в которой необходимо создать новые производственные мощности;
- транснациональные вложения- прямые вложения, часто в соседней стране. Цель- минимизация издержек по сравнению с материнской компанией.
Черты, характерные для прямых инвестиций:
- при прямых зарубежных инвестициях инвесторы, как правило, лишаются возможности быстрого ухода с рынка;
- большая степень риска и большая сумма, чем при портфельных инвестициях;
- более высокий срок капиталовложений, они более предпочтительны для стран-импортеров иностранного капитала.
Прямые зарубежные инвестиции направляются в принимающие страны двумя путями:
- организация новых предприятий;
- скупка или поглощение уже существующих компаний.
«Портфельные» инвестиции- такие капитальные вложения, доля участия которых в капитале фирм ниже предела, обозначенного для прямых инвестиций. Портфельные инвестиции не обеспечивают контроля за заграничными компаниями, ограничивая прерогативы инвестора получением доли прибыли (дивидендов).
В ряде случаев международные корпорации реально контролируют иностранные предприятия, обладая портфельными инвестициями, из-за двух причин:
- из-за значительной распыленности акций среди инвесторов;
- по причине наличия дополнительных договорных обязательств, ограничивающих оперативную самостоятельность иностранной фирмы. Имеются в виду лицензионные и соглашения, контракты на маркетинговые услуги и техническое обслуживание.
Повышение роли портфельных инвестиций в последнее десятилетие связано с возможностью проведения спекулятивных операций, наращиванию масштабов которых способствовал ряд факторов: интернационализация деятельности фондовых бирж, снятие ограничений на допуск иностранных компаний на многих крупнейших фондовых биржах, расширение международных операций банков с ценными бумагами пенсионных фондов и других сберегательных учреждений.
Прочие инвестиции- группа инвестиций, в которую в основном входят международные займы и банковские депозиты.
Формы заграничных капиталовложений в изложенной схеме все равнозначны. Между тем не до конца ясно, какие формы инвестиций важнее с точки зрения управления реальным производством. В основе этих разночтений, которые выходят на уровень законодательных актов и правительственных постановлений, лежит, как правило, личный или групповой интерес соответствующих финансово-промышленных кругов. Но все более признается приоритетное значение прямых инвестиций как наиболее удачно объединяющих национальные (или государственные) интересы различных слоев общества. К тому же они преимущественно связаны с конкретными международно-оперирующими факторами, финансово-промышленными группами, поэтому они более управляемы, их «правила игры» более определенны, что особенно важно с позиций обеспечения реальных конкурентных стандартов для национальной экономики.
Таким образом существуют различные формы иностранных инвестиций. Прежде, чем выбрать ту или иную форму вложения капитала, иностранные инвесторы должны быть уверены в том, что страна реципиент имеет благоприятный инвестиционный климат, который определяется уровнем политической и экономической стабильности, инвестиционной политикой, устойчивостью денежной единицы и прочими факторами.
Как уже было сказано выше, наибольший интерес вызывают развивающиеся страны. Так как экономика большинства этих стран находится в состоянии продолжающегося быстрого роста, а многие рынки, например, фондовые, не являются высокоразвитыми, то инвестиции будут иметь высокую доходность.

Основные меры, принимаемые с целью привлечения иностранного капитала в экономику Российской Федерации

3. Создание благоприятного инвестиционного климата

Обязательным условием роста капитальных вложений является наличие в

российской экономике благоприятного инвестиционного климата.

В 1994 — 1995 годах Правительством Российской Федерации были предприняты важные меры, направленные на улучшение инвестиционного климата для отечественных и иностранных инвесторов. В их числе снижение темпов инфляции, льготы при налогообложении прибыли коммерческих организаций с иностранными инвестициями; освобождение от налога на добавленную стоимость и спецналога на импортируемое технологическое оборудование и запасные части к нему, а также предоставление льготных кредитов в иностранной валюте, полученных от иностранных банков и кредитных учреждений. Отменено ограничение количества расчетных (текущих) и бюджетных счетов предприятий, учреждений, организаций в банках или иных кредитных учреждениях. Решен вопрос учета суммы курсовых разниц, возникающих в связи с изменением курса рубля к иностранным валютам, при определении предприятием налогооблагаемой прибыли. В 1995 — 1997 годах решающее значение приобретает улучшение макроэкономической конъюнктуры в результате подавления инфляции и, как следствие, снижение процентной ставки долгосрочного кредита для инвестиционных целей.

Действующие законодательные акты в области налоговой политики предоставляют ряд льгот по налогообложению прибыли для предприятий и организаций в части финансирования капитального строительства. В ближайшие годы необходимо сформировать оптимальный уровень налогов, тарифов и льгот, сопоставимый с условиями инвестирования, сложившимися в странах-конкурентах России на рынке инвестиционных капиталов. Решение проблемы стимулирования инвестиций в российскую экономику во многом зависит от становления российского рынка ценных бумаг, развитие которого будет осуществляться по мере преодоления инфляционных процессов в и стабилизации производства. На инвестиционную активность в значительной мере влияет спрос на акции приватизированных предприятий. Рост курса этих акций в последнее характерен для акционерных обществ-монополистов, функционирующих в таких отраслях как нефтяная промышленность, энергетика, связь. Процесс привлечения иностранного капитала в условиях, когда значительная часть российских предприятий приватизирована, неизбежно будет идти преимущественно путем продажи иностранному инвестору акций российских акционерных обществ, владеющих предприятиями. В обеспечение благоприятного инвестиционного климата существенное значение имеет деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ по привлечению отечественных и иностранных инвестиций. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации формируют благоприятный инвестиционный климат регионов по средствам организации выставок и участия в федеральных и международных выставках инвестиционных проектов, осуществления рекламно-информационной кампании в печатных изданиях. Так, Министерство экономики Российской Федерации уже разработало совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и заинтересованными органами государственной власти план мероприятий по вопросам привлечения иностранных инвестиций в экономику регионов РФ. Данный документ охватывает все направления региональной инвестиционной политики и предусматривает конкретные меры, направленные на привлечение иностранных инвестиций в экономику субъектов Российской Федерации. Инвестиционное сотрудничество России со странами ближнего зарубежья служит одним из основных средств стабилизации дальнейшего развития экономики каждой страны. Последнее не может осуществляться успешно без согласованной экономической политики, учитывающей специализацию, кооперацию и производство тех видов продукции, которые необходимы этим странам. Привлечение капитала из государств-участников Содружества Независимых Государств должно осуществляться путем совместного государственно- коммерческого финансирования инвестиционных проектов, международного финансового лизинга, создания договорных совместных организаций типа консорциумов для осуществления инвестиционной деятельности. Необходимо также создать условия для привлечения частных российских инвесторов в производственные объекты государств-участников СНГ в продукции которых заинтересована Россия. В этой связи целесообразно разработать совместно со странами Содружества Независимых государств механизм инвестиционного сотрудничества и перехода на совместное финансовое обеспечение. В целях активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику России, обеспечения проведения последовательной работы и скоординированной государственной политики в этой области Правительство РФ приняло постановление “Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации” от 29 сентября 1994 г. Обеспечению благоприятного инвестиционного климата служит применение национального режима к иностранным инвесторам. До последнего времени основной формой участия иностранного капитала в виде прямых инвестиций было создание совместных предприятий. Несмотря на значительное число зарегистрированных предприятий такого типа, размеры привлеченных им зарубежных инвестиций невелики, а их роль в экономике незначительна. Необходимо совершенствовать способы определения доли российских инвесторов в уставных капиталах совместных предприятий, разработать методики оценки зданий, сооружений, оборудования, земли, вкладываемых в качестве российской части уставных фондов коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Следует активнее стремиться к привлечению иностранных финансовых ресурсов в форме кредитов, которые требуют погашения, но не устанавливают прямой зависимости кредитуемых предприятий от иностранных компаний. Одной из форм иностранных кредитов являются целевые банковские вклады для кредитования развития российских предприятий с условием возврата кредита поставками продукции (компенсационные соглашения). Целесообразно стимулировать сделки, в которых зарубежный партнер поставляет машины, оборудование, технологии, комплектные заводы в обмен на встречные поставки сырья, полуфабрикатов, производимых на поставленном оборудовании. Важным фактором притока инвестиций в российскую экономику является стимулирование возврата российского капитала, находящегося в зарубежных банках, и формирования условий для предотвращения дальнейшей утечки капиталов из России. Для привлечения иностранных инвесторов к деятельности на конкретных территориях следует использовать механизм создания свободных экономических зон.

4. Снижение трансанкционных издержек инвесторов

Наряду с созданием организационно-правовых условий и государственной

поддержкой комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций должна включать меры по снижению издержек инвестора, не относящихся к прямым затратам на реализацию конкретных проектов. В этой связи развивается информационная инфраструктура инвестиционного рынка, осуществляется регулирование тарифов на услуги монополий, обеспечивается защита собственности и личности инвестора от криминальной сферы. Интересы инвесторов предполагается учитывать при подготовке законодательных и нормативных актов, а также ведомственных инструкций по ценообразованию в электроэнергетике, связи, железнодорожном транспорте. Для мелких инвесторов важнейшее значение имеет ограничение платы за аренду производственных помещений. В отношении защиты собственности инвесторов желательно разработать единый порядок определения размеров ущерба, причиняемого, в частности, растратами и хищениями, а также недобросовестной конкуренцией. Необходимо совершенствовать работу международного коммерческого арбитражного суда, третейского суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Для обеспечения личной и имущественной безопасности инвесторов следует разработать специальные государственные программы предупреждения преступности в криминогенных сферах экономики, а также в регионах России с повышенным уровнем правонарушений. Под эти цели необходимо предусмотреть материально-техническое, информационное и организационное укрепление соответствующих оперативных служб, следственных органов и судов. В части информационного обеспечения инвестиционной деятельности представляется необходимым содействие государства действующим и создаваемым коммерческим консалтинговым организациям, фирмам по разработке бизнес- планов, проектным институтам. Конкретными задачами информационного обеспечения инвестиционной деятельности являются: сбор, обработка и актуализация информации о законодательстве, состоянии рынка, перспективах развития экономики и отдельных отраслей, о планах предприятий, продаже акций, конверсии производства. С целью обеспечения эффективного информационно- консультативного взаимодействия потенциальных иностранных инвесторов с российскими организациями и создания привлекательного образа России на мировых рынках капитала принято постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 1995 г. “О Российском центре содействия иностранным инвестициям при Министерстве экономике Российской Федерации”. По инициативе Правительства Российской Федерации создана качественно новая структура — Консультативный совет по иностранным инвестициям в России, в состав которого входят представители зарубежных фирм, осуществляющих прямые инвестиции в российскую экономику в крупных размерах. Его основная задача — обеспечение постоянного диалог между Правительством Российской Федерации и крупными иностранными инвесторами с целью выработки конкретных рекомендаций по совершенствованию инвестиционного климата в России, налогового и таможенного законодательства Российской Федерации, созданию привлекательного образа России как страны, принимающей инвестиции. Для развития экономики России и продвижения частных иностранных прямых инвестиций важное значение имеет сотрудничество России с ведущими международными финансовыми организациями, прежде всего с Международным валютным фондом, Международным банком реконструкции и развития, Европейским банком реконструкции и развития и другими. При реализации широкой программы стимулирования отечественных и иностранных инвестиций необходима также организация мониторинга программы и оперативной корректировки состава мероприятий.

5.Иностранныйе инвестиции за 2009 год.

Объем иностранных инвестиций в российскую экономику в первом квартале 2009 года составил 12 миллиардов долларов, что на 30,3% меньше, чем год назад, передает агентство "Финмаркет" со ссылкой на заявление премьер-министра Владимира Путина.

"В первом квартале 2009 года объем иностранных инвестиций в российскую экономику несколько снизился в связи с международным финансово-экономическим кризисом. Это понятно. Но все-таки в первом квартале текущего года в виде иностранных инвестиций в российскую экономику поступило 12 миллиардов долларов", - сказал Владимир Путин на заседании комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций.

Как отметил премьер, "это, конечно, меньше, чем в первом квартале прошлого года, но, тем не менее, это означает, что наши зарубежные партнеры сохраняют уверенность в долгосрочных перспективах российского рынка, в его посткризисном восстановлении и росте".

По данным Росстата, иностранные инвестиции в Россию в январе-марте текущего года снизились на 30,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Основные страны-инвесторы в первом квартале 2009 года - Нидерланды, Люксембург, Германия, Кипр, Соединенное Королевство (Великобритания), США, Франция. На долю этих стран приходилось 76,2% общего объема накопленных иностранных инвестиций.

Интересно, что в том же первом квартале 2009 года из России за рубеж было направлено 19,7 миллиардов долларов в качестве иностранных инвестиций - в 2,7 раза больше, чем в первом квартале прошлого года.

Львиную долю из этих денег - 17 миллиардов долларов - россияне инвестировали в экономику 10 стран, которые традиционно являются крупнейшими получателями российских инвестиций.

На первом месте в первом квартале этого года оказалась Швейцария, получившая около 4,6 миллиарда долларов. За ней следуют Нидерланды и Кипр с 3,5 и 3,2 миллиарда долларов соответственно. Около 2 миллиардов получила Великобритания, почти 1,3 миллиарда - Белоруссия, ровно 1 миллиард - Гибралтар.

Помимо названных стран в списке получателей российских инвестиций США, Германия, Украина и Британские Виргинские острова.

По накопленным инвестициям из России, которые на конец марта 2009 года составили 55,1 миллиарда долларов, лидируют Кипр с 16,2 миллиардами и Нидерланды с 11,8 миллиарда долларов. А Швейцария лишь на пятом месте с 3,1 миллиарда.

Выводы:

Подобно многим странам мира, Россия рассматривает иностранные инвестиции как фактор ускорения технического и экономического прогресса, модернизации производственного аппарата, овладения новыми технологиями и передовыми методами организации производства, а также более глубокого включения своей экономики в мировое хозяйство. И все-таки пока Россия выглядит на этом фоне бесперспективной страной.

Во-первых, приток капитала сдерживается медленным становлением рыночных отношений, отсутствием разветвленных мощных частных структур, аналогичных тем, которые имеются в других промышленно-развитых странах. Во-вторых, хотя в стране и есть законы о защите иностранных инвесторов, но до сих пор нет механизма их осуществления в полной мере. В частности, отсутствуют гарантии исполнения арбитражных и судейских решений. В-третьих, предприятия с иностранными инвестициями испытывают на себе тя желые последствия переходного периода в России. И, в-четвертых, пожалуй, самой главной причиной, заставляющей зарубежных граждан остерегаться вкладывать деньги в нашу страну, является политическая нестабильность в России и других государствах СНГ. По мнению экспертов Мирового банка реконструкции и развития, западные компании чрезвычайно обеспокоены политической нестабильностью в этих странах, в условиях которой инвесторы не могут не выражать скепсиса по поводу того, как долго продержится текущая законодательная и экономическая политика, какой бы привлекательной она ни казалась.

В России не определена стратегия развития, не создан благоприятный инвестиционный климат. В последние годы Россия приобрела репутацию ненадежного заемщика, что подтвердил дефолт по ГКО в 1998 году. В России множество внутренних экономических проблем: низкая платежная и финансовая дисциплина, неплатежи, рост государственного лолга, бюджетный дефицит, неотрегулированная система налогообложения. Технологический прогресс в России имел место только в узкоспециализированных отраслях, близких к военно-промышленному комплексу, следовательно, страна не имеет преимуществ массового производства современной продукции, с которой все страны выходят на рынки. Экспортная ориентация России, на протяжении многих лет, это сырьевые отрасли, а цены на мировых рынках сырья постоянно снижаются. Инвесторов привлекает в основном сырьевая база России, как источник дешевого сырья для производств развитых стран, другие же отрасли для них малопривлекательны.

При всем этом рентабельность некоторых российских предприятий исключительно высока, что делает их потенциально привлекательными.

Российский бизнес использует все способы выживания. Как эхо мирового бума слияний и поглощений, в 1998г. в России прошла первая волна сделок такого рода. Большинство из них были неудачными, что впрочем является обычной практикой, но это ценный опыт для российского бизнеса.

Таким образом, усилия только бизнеса могут дать определенный результат. Но чтобы быть конкурентоспособной на мировых рынках, Россия должна объединить усилия бизнеса и государства, как это делалось и делается во многих странах.

Список литературы:

    1. Постановление Правительства РФ «О парядке размещения ценрализованных инвестиционных ресурсов на конкурсной основе» от 22 июня 1994г. № 744.

    2. Федральный закон «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 19999г. № 39-ФЗ

    3. Янковский К. П., Мухарь И. Ф. Организация инвестиционной и инновационной деятельности: Учебник. СПб.: Питер, 2001.

    4. Бузова И. А., Миховикова Г. А., Терехова В. В. Коммерческая оценка инвестиций. СПб.: Питер, 2003

    5. Янковский К.П. Инвестиции. СПб.: Питер, 2006

    6. Колтынюк Б.А. Инвестиционное проектирование социальнокультурной сферы. СПб.: Издательство Михайлова, 2001

    7. Абрамов С. И., Шеремет А. Д. Управление инвестициями в основной капитал. М.: Экзамен, 2002

    8. различные источники в интернете.

26