Инвестиционная политика государства


Реферат >> Банковское дело

Содержание

Введение 3

1. Экономическая сущность инвестиционной политики государства 5

2. Характеристика инвестиционной политики государства 13

3. Стратегия развития инвестиционной политики государства 17

Заключение 39

Список использованных источников 31

Приложения

Введение

За прошедший 20 век экономика претерпела существенные изменения, как в количественном, так и в качественном отношении. Механизм развития экономики претерпевает изменения структурного и объемного свойства. Необходимым условием функционирования этого механизма является вложение средств, адекватное требованиям развития и состояния экономики.

Поэтому в любой стране, будь она экономически развитой, развивающейся или с отстающим экономическим развитием государство играет важную роль в развитии экономики. В руках Правительства сосредоточены различные рычаги управления экономикой: законодательная власть, фискальные способы управления, таможенная политика и др. Правильная экономическая политика государства является залогом успешного развития страны в целом, немаловажной ее составляющей является инвестиционная политика. Важность инвестиционной политики государства заключена в создании «будущего» экономики: определению приоритетных отраслей, восстановлению и совершенствованию основных производственных фондов.

Актуальность темы обусловлена тем, что, являясь частью любой экономики с рыночными отношениями, инвестиционная политика государства обеспечивает формирование и поддержание благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности, привлечение частных отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции предприятий, а также государственная поддержка важнейших жизнеобеспечивающих производств и социальной сферы при повышении эффективности капитальных вложений, что является жизненно важным для государства в целом и его регионов.

Исходя из всего вышесказанного, целью данной работы является изучение экономической сущности инвестиционной политики государства, основных направлений ее развития на перспективу и анализ инвестиционной политики государства на примере Республики Татарстан.

Курсовая работа содержит три главы, в которых будут раскрыты основные задачи, а именно:

1) Экономическая сущность инвестиционной политики государства;

2) Особенности инвестиционной политики Республики Татарстан;

3) Стратегия развития инвестиционной политики государства.

Объектом исследования в данной курсовой работе выступает инвестиционная политика государства в современных условиях, предметом - экономические отношения, которые формируются в результате инвестиционной политики государства на основе практики российской экономики.

Теоретической и методической основой послужили Программы социально-экономического развития, учебные пособия, научные журналы, официальные сайты государственных ведомств и др.

Многие теоретические и практические аспекты указанных проблем в настоящее время находятся в стадии разработки и это еще раз обуславливает актуальность выбранной темы.

Структура работы была продиктована целью исследования и последовательностью решения промежуточных задач в процессе достижения этой цели. Таким образом, работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

1. Экономическая сущность инвестиционной политики государства

В настоящее время ни в одной стране мира не существуют чисто рыночные отношения. И даже если сформирована цивилизованная институционально-правовая среда, модернизация экономики, а также устойчивое экономическое и социальное развитие без активной государственной инвестиционной и инновационной политики невозможно. При этом роль государства рассматривается не с позиции противопоставления рынку, а в аспекте поиска оптимального взаимодействия рыночных и государственных институтов перед лицом глобальных тенденций экономического развития.

Инвестиционная политика государства является важным рычагом воздействия на деятельность субъектов хозяйствования и экономику страны в целом. С ее помощью государство непосредственно может воздействовать на темпы и объемы производства, уровень инфляции, ускорение НТП, изменение структуры общественного производства и решение многих социальных проблем.

В настоящее время существует множество определений понятия «инвестиционная политика государства». Для того чтобы обрисовать все составляющие инвестиционной политики целесообразно привести следующее определение:

Инвестиционная политика государства – это комплекс взаимосвязанных целей и мероприятий по обеспечению необходимого уровня и структуры капиталовложений в экономику страны и отдельные ее сферы и отрасли, повышению инвестиционной активности всех основных агентов воспроизводственной деятельности: населения, предпринимателей и государства. Проще говоря, инвестиционная политика – это деятельность государства, направленная на изыскание источников инвестиций и установление рациональных областей их использования [10, с.234].

Инвестиционная политика должна быть ориентирована на[10, с.234]:

а) определение целесообразных для каждого периода времени объемов инвестиций и их структуры:

1) отраслевой;

2) воспроизводственной;

3) технологической;

4) территориальной и по формам собственности;

б) выбор приоритетов;

в) повышение эффективности инвестиций.

Инвестиционная политика должна иметь цель, задачи, принципы и механизм их реализации [16, с.53].

Цель инвестиционной политики – реализация стратегического плана экономического и социального развития страны. Но в любом случае конечной целью инвестиционной политики является оживление инвестиционной деятельности, направленной на подъем экономики страны и повышение эффективности общественного производства.

Задачи инвестиционной политики зависят от поставленной цели и конкретно сложившейся экономической ситуации в стране. К ним могут относится:

– обеспечение структурной перестройки экономики;

– стимулирование предпринимательства и частных инвестиций;

– создание дополнительных рабочих мест;

– привлечение инвестиционных ресурсов из различных источников, включая иностранные инвестиции;

– совершенствование системы льгот и санкций при осуществлении инвестиционного процесса;

– выбор и поддержка развития отдельных отраслей хозяйства;

– обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции;

– поддержка развития малого и среднего бизнеса;

– поддержка развития экспортных производств;

– обеспечение сбалансированности в развитии всех отраслей экономики России и др.

К основным принципам инвестиционной политики государства на современном этапе, учитывая кризисные явления в российской экономике, а также влияние мирового экономического кризиса можно отнести[10, с.234]:

– снижение реальных процентных ставок кредитования до уровня, соответствующего эффективности инвестиций в реальный сектор экономики на основе обеспечения сбалансированного бюджета и дальнейшего снижения инфляции;

– проведение налоговой реформы, предполагающей рассмотрение инвестиционных возможностей субъектов рынка на основе упорядочения, упрощения и структурной перестройки существующей налоговой системы, а также совершенствования амортизационной политики;

– осуществления процесса реформирования предприятий с целью повышения их инвестиционной привлекательности;

– формирование организационно-правовых предпосылок снижения инвестиционных рисков с целью стимулирования сбережений населения, прямых инвестиций внутренних и внешних инвесторов;

–повышение эффективности использования бюджетных инвестиционных ресурсов на основе их конкурсного размещения, смешанного государственно-коммерческого финансирования приоритетных инвестиционных проектов, представления государственных гарантий по частным инвестициям и усиление государственного контроля за целевым использованием бюджетных средств.

В условиях глобализации экономики и интернационализации инвестиций еще одним важным принципом инвестиционной политики государства является создание условий для совершенствования корпоративных отношений, приведения уровня корпоративного управления в отечественных компаниях к международным стандартам.

Разработанная и принятая инвестиционная политика не может быть выполнена без наличия четкого механизма ее реализации. Он, как правило, должен включать в себя [16, с.56]:

– выбор надежных источников и методов финансирования инвестиций;

– определение сроков и выбор органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики;

– создание необходимой нормативно-правовой основы для функционирования рынка инвестиций;

– создание благоприятных условий для привлечения инвестиций.

В общем плане государство может влиять на инвестиционную активность при помощи самых различных рычагов: денежно-кредитной и налоговой политики; предоставления самых различных налоговых льгот предприятиям, вкладывающим инвестиции на реконструкцию и техническое перевооружение производства; амортизационной политики; путем создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций; научно-технической политики и других.

Амортизационная политика тесно связана с научно-технической и инвестиционной политикой государства. Устанавливая порядок начисления и использования амортизационных отчислений, государство тем самым регулирует темпы и характер воспроизводства и в первую очередь скорость обновления основных фондов.

Являясь одной из форм экономической политики, инвестиционная политика государства включает регулирование всех сторон инвестиционного процесса, а именно: размеры, структуру, источники, эффективность инвестиций и др. Следует отметить, что государственное регулирование инвестиций и инвестиционная политика – не однозначные термины. Во-первых, инвестиционная политика может иметь направленность невмешательства, тогда как понятие «государственное регулирование инвестиционной деятельности» говорит само за себя; во-вторых, государственное регулирование инвестиционной деятельности содержит инструменты, не относящиеся непосредственно к инвестиционной политике.

Государство регулирует инвестиционную активность посредством законодательства, через государственное планирование, программирование, через государственные инвестиции, субсидии, льготы, кредитование, осуществление социальных и экономических программ

Государственное управление инвестиционной сферой предполагает форму

некоего «принуждения», без которого оно лишено смысла, поскольку, если бы рынок сам регулировал перелив капитала исходя из государственных интересов, то любое вмешательство государства в инвестиционный процесс было бы излишним. Поэтому государство должно соединить интересы общества, понимаемые, прежде всего как сохранение его благополучия, с интересами предпринимательской деятельности, в том числе путем регулирования инвестиционных потоков.

Государственная инвестиционная политика должна быть нацелена на создание благоприятного инвестиционного климата в стране (факторы формирования которого приведены в приложении 1), на стимулирование привлечения частного капитала как национального, так и иностранного, а так же поиск новых форм совместного (частного и государственного) инвестирования в перспективные проекты.

В современной экономической литературе деятельность государства в рамках регулирования инвестиционного процесса определяется следующими функциями (которые на практике могут быть реализованы в различном сочетании и с разной степенью интенсивности) [17, с.4]:

– разработка макроэкономических (индикативных) планов и формирование приоритетов развития в сфере инвестиционного и инновационного процессов;

– содействие развитию сбалансированной структуры экономики (модернизация, изменение или поддержка существующей структуры);

– создание благоприятных условий для развития стабильного инвестиционного климата, в том числе посредством достижения макроэкономической стабильности, совершенствования денежно-кредитной, амортизационной, налоговой, антимонопольной и других видов экономической политики, предоставление гарантий соблюдения прав как отечественных, так и иностранных инвесторов;

– обеспечение социальной защиты и экологической безопасности;

– непосредственное участие государства в инвестиционной деятельности (государственное предпринимательство);

– обоснование экономических инструментов и механизмов государственного регулирования процессов, не входящих в сферу прямого контроля государства, т.е. поддержка и стимулирование инвестиционной деятельности частных компаний (налоги, кредитные льготы, таможенные правила и т.д.)

Кроме государственной инвестиционной политики различают отраслевую, региональную и инвестиционную политику отдельных субъектов хозяйствования. Все они находятся в тесной взаимосвязи между собой, но определяющей является государственная инвестиционная политика (рис. 1), так как она должна создавать цивилизованные правила игры в области инвестиций и способствовать активизации инвестиционной деятельности на всех уровнях.

Рис. 1. Взаимосвязь инвестиционной политики [16, с.58]

До недавнего времени политика в области инвестиций была прерогативой федерального центра, принимающего решения о «горизонтальном» и «вертикальном» перераспределении инвестиций. Инвестиционные кризисы доказали неэффективность такой системы, и регулирование инвестиционной деятельности постепенно смещается на региональный уровень, на котором лучше видны текущие задачи развития, возможные к применению методы стимулирования.

Под региональной инвестиционной политикой понимается система мер, проводимых на уровне региона, способствующих мобилизации инвестиционных ресурсов и определению направлений их наиболее эффективного и рационального использования в интересах населения региона и отдельных инвесторов.

Инвестиционная политика в каждом регионе России имеет свои особенности, которые обусловлены следующими факторами [11, с.96]:

– экономической и социальной политикой, проводимой в регионе;

– величиной имеющегося производственного потенциала;

– географическим местонахождением;

– природно-климатическими условиями;

–привлекательностью региона для иностранных инвестиций и др.

Основными задачами системы управления инвестиционной деятельностью в регионе являются:

– создание инфраструктуры инвестиционного рынка;

– определение приоритетных направлений вложения инвестиций;

– создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования инвестиций, в том числе свободных средств населения, иностранных и инвестиций из других регионов страны;

– обеспечение интеграции регионального инвестиционного рынка с международным рынком инвестиционных ресурсов.

Региональная инвестиционная политика направлена на подъем экономики и повышение эффективности производства в регионе, обеспечение самофинансирования и хорошего задела развития региона в будущем.

Важную роль в подъеме экономики и повышении эффективности производства играет отраслевая инвестиционная политика, которая является частью государственной инвестиционной политики. Она должна разрабатываться на уровне отдельных межотраслевых комплексов и отраслей экономики.

Под отраслевой инвестиционной политикой понимаются выбор и инвестиционная поддержка приоритетных отраслей хозяйства, развитие которых обеспечивает экономическую и оборонную безопасность страны, экспорт готовой продукции, ускорение НТП и динамизм развития экономики страны на ближайшую и дальнейшую перспективу.

С переходом на рыночные отношения все большую роль в инвестиционной деятельности стали играть отдельные субъекты Российской Федерации и коммерческие организации в связи с перераспределением финансовых потоков в пользу последних. Исходя из этого, существенно повышается роль инвестиционной политике на микроуровне. Под инвестиционной политикой коммерческой организации понимается комплекс мероприятий, обеспечивающих выгодное вложение собственных, заемных и других средств в инвестиции с целью обеспечения стабильной финансовой устойчивости работы предприятия в ближайшей и дальнейшей перспективе.

Инвестиции играют существенную роль в функционировании экономики. Изменения в количественных соотношениях инвестиций оказывают воздействие на объем общественного производства и занятости, структурные сдвиги в экономике, развитие отраслей и сфер хозяйства.

Таким образом, инвестиции в современной экономике являются основным элементом, воздействие на который со стороны государства позволяет формировать темпы, динамику и хозяйственную ориентацию национальной экономики. Инвестиционная политика государства должна создавать условия для развития производства, обосновать направления фундаментальных и поисковых исследований, определяющих развитие экономики на перспективу. Для непрерывности, научной обоснованности и эффективности инвестиций осуществляется инвестиционная экономика на государственном и региональном уровнях.

2.Характеристика инвестиционной политики государства.

Переходя к характеристике компонента инвестиционной политики - принципам взаимодействия государства с другими участниками, заметим, что попытка разработки их наиболее полной версии предпринята в Концепции государственной инвестиционной политики на период до 2010 года.

В совокупность предложенных в этом документе «принципов государственной инвестиционной политики» включены принципы:

А) усиления роли государства как гаранта нормативно-правового режима хозяйственной деятельности инвесторов;

Б) обеспечения публичности, открытости и предсказуемости проводимой политики;

В) обеспечение «прозрачности» инвестиционных потоков и программ;

Г) создания равных конкурентных условий хозяйственной деятельности всем инвесторам независимо от формы собственности;

Д) иммунитета внутренних инвесторов в отношении вступления в силу правовых норм, ухудшающих условия внутренних инвестиций;

Е) приоритета инвестиций в «человеческий капитал», в решение проблем развития социальной инфраструктуры;

Ж) приоритета государственной поддержки стратегически важных для страны инфраструктурных объектов, а также проектов, обеспечивающих экологическую безопасность;

З) нацеленности на решение приоритетных социально-экономических задач .

Применительно к региону Концепция вводит принципы: З) эффективного использования бюджетных инвестиций; К) активного содействия выравниванию инвестиционного потенциала; Л) сведения до минимума совместного финансирования инвестиционных проектов.  

Анализ предложенного состава принципов позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, полагаем, что принципы «обеспечения публичности, открытости и предсказуемости ...», «эффективного использования инвестиций», «обеспечение «прозрачности» инвестиционных потоков и программ», «нацеленности на решение приоритетных социально-экономических задач»  скорее относятся не к принципам взаимодействия участников этой политики, а к императивам, определяющим требования к процессам ее разработки и реализации.      

Во-вторых, приведенный перечень принципов инвестиционной политики не является достаточным. Полагаем, что он должен быть дополнен включением принципов: приоритета государственной поддержки инвесторов, обеспечивающих развитие и реализацию конкурентных преимуществ территорий; балансирования интересов государства и других участников инвестиционной политики.

В-третьих, содержательная характеристика отдельных принципов отличается неполнотой. Неясно, например, почему иммунитет в отношении вступления в силу правовых норм, ухудшающих условия инвестирования, гарантируется  только внутренним инвесторам. Хотя проблема привлечения зарубежных инвестиций по-прежнему остается нерешенной, в том числе, по причине непредсказуемости изменений в региональном правовом поле деятельности иностранных инвесторов. 

Непонятно также: почему действие императива эффективного использования инвестиций ограничивается сферой бюджетного финансирования. Между тем, государство  должно содействовать продуктивному применению и частных инвестиций.

Полагаем возможным предложить уточненный по составу и содержанию перечень принципов взаимодействия участников инвестиционной политики:

- балансирования интересов государства и других участников инвестиционной политики.

- активной роли государства в создании институциональной среды, стимулирующей инвестиционную деятельность субъектов хозяйствования;

- обеспечения равных конкурентных условий хозяйственной деятельности инвесторам независимо от формы собственности;

- приоритета государственной поддержки стратегически важных для страны инфраструктурных объектов, а также проектов, обеспечивающих экологическую безопасность;

- гарантии иммунитета любых инвесторов в отношении вступления в силу правовых норм, ухудшающих условия внутренних инвестиций;

- приоритета инвестиций в «человеческий капитал»;

- приоритета государственной поддержки инвесторов, обеспечивающих развитие и реализацию конкурентных преимуществ территорий. 

Продуктивность любой политики, в том числе, инвестиционной, в существенной мере определяется качеством процессов ее разработки и реализации. Его обеспечение сопряжено с реализацией определенных принципов.

В содержательной характеристике принципов обратим внимание на следующие компоненты.

1. Принцип системности. Его реализация предполагает взаимоувязанную проработку, обеспечение единства всех элементов региональной политики (целей, задач, эффектов, сфер, принципов взаимодействия участников, инструментария).   

2. Принцип комплексности. Следование этому принципу требует учета  условий и факторов разной природы (экономических, социальных, организационно-правовых), детерминирующих состав, приоритеты,  содержание целей и задач инвестиционной политики, объем и структуру ее ресурсного обеспечения.

3. Принцип единства инвестиционной, структурной, социальной политики. Названный принцип отражает объективно существующую последовательность в достижении целей социально-экономического развития региона: посредством расширения объема и повышения эффективности инвестиций, направляемых в ключевые сферы и точки роста экономики, обеспечивается развитие ее структуры и повышение конкурентоспособности, что в конечном итоге позволяет улучшить качество жизни населения. Отсюда, потребность в согласовании целей и эффектов инвестиционной политики и других, связанных с нею видов региональной политики.

4. Принцип единства действий разных уровней власти. Этим принципом устанавливаются правила: взаимосвязанной разработки и реализации инвестиционной политики на всех уровнях публичной власти: федеральном, региональном, муниципальном; дополнения (усиления) экономических и организационных возможностей в этой сфере местного самоуправления и территориального управления ресурсами более высокого уровня.

5. Принцип соответствия бюджетных обязательств и их ресурсного обеспечения. Важность этого принципа определяется существенной ролью бюджетных инвестиций в обеспечении модернизации организаций производственной и социальной инфраструктуры, предприятий, играющих ключевую роль в региональной экономике. 

6. Принцип необходимого и достаточного разнообразия форм и инструментов инвестиционной политики. Такой принцип означает, что состав средств, используемых органами государственной власти и управления при осуществлении инвестиционной политики, должен отражать многообразие ее целей и задач, специфику состояния отдельных сфер и объектов, существующее разделение предметов ведения и полномочий в инвестиционной сфере государственных органов разных уровней, а соответственно, особенности их экономико-организационного воздействия.

7. Принцип обеспечения мониторинга процессов и результатов реализации инвестиционной политики.  Его роль определена потребностью в отслеживании ключевых характеристик инвестиционных процессов. Мониторинг  призван содействовать решению следующих задач: оценки уровня достижения поставленных целей инвестиционной политики, оперативной корректировки (в случае необходимости) действий органов власти, анализа тенденций в инвестиционной сфере региона; прогнозирования и моделирования параметров инвестиционной сферы. 

3. Стратегия развития инвестиционной политики государства

Инвестиционные ресурсы занимают позиции ведущего источника развития национальной экономики, обеспечения темпов экономического роста. Интерес к проблеме регулирования инвестиционного процесса вызван учетом как этого обстоятельства, так и того, что негативные тенденции в инвестиционной политике стали представлять уже явную и серьезную угрозу экономической безопасности России. Разрушение системы инвестирования, существовавшей прежде в рамках централизованно управляемой экономики, произошло в относительно сжатые сроки. Период же установления элементов новой системы оказался длительным, причем процесс еще далек от стабильного состояния

Преодолеть сырьевую направленность структуры российской экономики сегодня возможно только за счет активизации внутренних факторов экономического роста, в первую очередь инвестиций и инновационного подхода к этому процессу [6, с.55].

Однако и сейчас на фоне сложившейся экономической конъюнктуры мы пока лишь фрагментарно занимаемся модернизацией экономики. И это неизбежно ведёт к росту зависимости России от импорта товаров и технологий, к закреплению за нами роли сырьевого придатка мировой экономики, а в дальнейшем может повлечь за собой отставание от ведущих экономик мира, окончательное вытеснение нашей страны из числа мировых лидеров. В общей стратегии экономического развития экономических систем на первое место выходит инвестиционная стратегия, которая должна быть сформирована с учетом разработанного инвестиционно-хозяйственного механизма. Вместе с тем инвестиционная стратегия оказывает существенное влияние на формирование экономической стратегии.

Единственной реальной альтернативой такому ходу событий, как уже отмечалось выше, является стратегия инновационного развития страны, опирающаяся на одно из наших главных конкурентных преимуществ – на реализацию человеческого потенциала, на наиболее эффективное применение знаний и умений людей для постоянного улучшения технологий, экономических результатов, жизни общества в целом. Однако отметим, что темпы инновационного развития должны быть кардинально выше тех, что мы имеем сегодня [1].

Итак, переход на инновационный путь развития связан, прежде всего, с масштабными инвестициями в человеческий капитал. Развитие человека – это и основная цель, и необходимое условие прогресса современного общества. Это и сегодня, и в долгосрочной перспективе наш абсолютный национальный приоритет, поскольку необходимо понимать – накопление знаний является кумулятивным процессом, т. е. знания дают отдачу только при их стабильности или росте в долгосрочной перспективе. Прекращение финансирования исследований на каком-то этапе не может быть компенсировано даже при его скачкообразном увеличении в будущем. А будущее России зависят от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов, от отдачи, которую приносит труд каждого человека – и это насущная необходимость развития страны. Поэтому развитие национальных систем образования становится ключевым и несмотря на кризис, все образовательные проекты в России будут продолжены, заверил Президент России Дмитрий Медведев на IX съезде Российского союза ректоров.

Следует отметить основные направления национального проекта «Образование» стимулирование инноваций в сфере образования, подключение школ к интернету, поддержка талантливой молодёжи, организация начального профессионального образования для военнослужащих, организация сети национальных университетов и бизнес-школ, дополнительные выплаты за классное руководство, поощрение лучших учителей (ежегодно 10 тысяч лучших учителей получают 100 тыс. рублей), поставка школьных автобусов в сельскую местность, укомплектование школ дотационных регионов учебным оборудованием.

Сегодня – при том, что мы занимаем третье место в мире по числу учёных и уже входим в число лидеров по государственным расходам на научную деятельность, по её результатам мы далеки от передовых позиций. Это прямое следствие слабого взаимодействия научных и образовательных организаций, государства, бизнеса, недостаточного привлечения частных инвестиций в науку.

Вложения в исследования и разработки со стороны бизнеса должны стимулироваться государством и нарастать. А увеличивающиеся государственные ресурсы, направляемые в науку, должны использоваться максимально эффективно и сосредотачиваться на фундаментальных и прорывных направлениях, прежде всего в тех сферах, от которых зависит безопасность страны и здоровье человека.

Правительством Российской Федерации определен комплекс неотложных мероприятий по активизации инвестиционного процесса. Прежде всего, это мероприятия, направленные на подготовку необходимой нормативно-правовой базы регулирования экономических и юридических отношений между субъектами инвестиционной деятельности, в том числе и органами государственной власти, как на федеральном, так и на региональном уровне. Предлагается рассмотреть вопрос о создании внебюджетного фонда поддержки инвестиционной деятельности, формирование которого, предполагается, будет осуществляться за счет 1,5%-ных отчислений от себестоимости продукции, производимой промышленными компаниями. Подготовлены предложения по созданию отраслевых и региональных фондов инвестиционной деятельности.

Поэтому стоящая в настоящее время перед российским Правительством приоритетная цель стимулировать диверсификацию, развивать конкурентные отрасли, не связанные с сырьевыми секторами, которые способны стать «катализатором» ускорения развития всех сфер экономики, и поощрять инновационную экономику, находит понимание и одобрение [4, с.42]. Действительно, перспективы поддержания высоких темпов роста ВВП и уровня жизни в России в большей степени зависят от достижения этой цели. Правительство разрабатывает ряд программ и мер экономической политики в этом направлении. В связи с этим стратегическими приоритетными направлениями государственного инвестирования являются:

– формирование национальной инновационной системы. Она должна базироваться на всей совокупности государственных и частных институтов, поддерживающих инновации. Развитие новых секторов глобальной конкурентоспособности, прежде всего в высокотехнологичных отраслях, которые являются лидерами в «экономике знаний» – это авиакосмическая отрасль, судостроение, в сфере энергетики. А также – развитие информационных, медицинских и других новейших технологий;

– инвестирование в объекты социальной инфраструктуры;

– модернизация и развитие стратегически важных для страны объектов производственной инфраструктуры (транспортной, трубопроводной, информационно-коммуникационной);

– модернизация коммунальной инфраструктуры на основе современных энергосберегающих технологий;

– адресная поддержка стратегически значимых, с позиций повышения конкурентоспособности экономики, инвестиционных программ и проектов в секторах с высокой долей участия государства, прежде всего проектов оборонно-промышленного комплекса и модернизации Вооруженных Сил РФ;

– формирование и развитие технологической базы секторов «новой экономики», в первую очередь науки;

– осуществление природоохранных мероприятий и создании условий безопасности жизнедеятельности

– государственные интервенций для стимулирования отдельных секторов экономики или отдельных географических территорий, в том числе особых экономических зон, научно-технологических парков, государственных венчурных фондов, государственного банка развития, налоговых льгот, программ обучения, стимулирования экспорта и прямого государственного участия в некоторых секторах экономики. Одну из ведущих ролей в стимулировании инвестиций в инновационный сектор экономики сыграет закон об особых экономических зонах двух типов – технико-внедренческих и промышленно-производственных.

– закрепление и расширение наших естественных преимуществ. Развитие базовых для нас секторов экономики включая глубокую переработку природных ресурсов, использование энергетических, транспортных и сельскохозяйственных возможностей России;

– масштабная модернизация существующих производств во всех сферах экономики. Для этого нам потребуется и принципиально иное качество управления предприятиями, и изменение практически всех используемых в России технологий, почти всего парка машин и оборудования. Причём лучшие технологии – это в большинстве случаев и самые энергоэффективные, энергосберегающие технологии, самые экономичные и экологически чистые;

– развитие финансовой инфраструктуры – до уровня, адекватного растущим потребностям экономики. В конечном счете, в России должен сложиться один из мировых финансовых центров;

– необходимо развитие рыночных институтов и конкурентоспособной среды, которая будет мотивировать предприятия снижать издержки, обновлять продукцию и гибко учитывать запросы потребителей.

– создание рабочих мест, требующих высокой квалификации и связанных с использованием интеллектуального потенциала людей.

И одновременно – государство должно активно содействовать людям в смене профессии, в трудоустройстве или начале собственного бизнеса. И это напрямую зависит от эффективности системы непрерывного обучения и переподготовки кадров, от того, насколько комфортными будут условия для занятия малым бизнесом.

Инвестиционная политика, которую поддерживает государство, имеет огромное влияние на развитие капиталовложений в стране, как частных, так и государственных. Именно она формирует так называемый инвестиционный климат страны, поэтому Правительство РФ оказывает ему огромное внимание.

Также необходимо отметить Федеральную адресную инвестиционную программу России, (далее – ФАИП) являющаяся составной часть федерального бюджета на очередной год и плановый период, определяющая объемы расходов на финансирование государственных капитальных вложений, которые предусмотрены на реализацию федеральных целевых проблем (программная часть), а также на решение отдельных важнейших социально-экономических вопросов, не включенных в эти программы, на основании решений одобренных Президентом РФ либо Правительством РФ (непрограммная часть).

Реализация инновационного сценария развития позволит добиться кардинального повышения производительности труда. В основных секторах российской экономики должен быть достигнут как минимум четырехкратный рост этого показателя до 2020 года.

Очевидно, что для реализации поставленных целей нужны и совершенно новые требования к государственному управлению. По мнению ряда отечественных и зарубежных экономистов, современные проблемы в инвестиционной сфере российской экономики, в том числе связаны с ослаблением системы государственного управления в условиях несформированности рыночных механизмов, занижением значимости экономической роли государства в развитии страны. Отсутствие эффективного рыночного управления внутренними и внешними инвестиционными потоками в контексте «смены модели экономического развития в сторону усиления факторов инновационного роста, активизация энергосбережения, значительного увеличения инвестиционной активности» определяет необходимость усиления на современном этапе государственного регулирования инвестиционной деятельности. [17, с.3]:Государство должно способствовать формулированию чётких целей развития и создать систему, ориентированную на их достижение. Между тем сегодняшний государственный аппарат является в значительной степени забюрократизированной, коррумпированной системой, не мотивированной на позитивные изменения, а тем более на динамичное развитие.

Одной из главных проблем сегодняшнего государственного управления остаётся его чрезмерная централизация. Любые, даже элементарные решения принимаются в Правительстве месяцами, а то и годами.

Правительство должно быть центром выработки идеологии и стратегических планов. И утверждать федеральные программы с чёткой постановкой задач, критериями оценки, объёмом необходимых ресурсов. Министерства должны управлять вверенными им ресурсами, самостоятельно издавать необходимые для этого нормативно-правовые акты. Чертами современной системы государственного управления должны стать самостоятельность и ответственность, динамичное движение вперёд, следование общей идеологии развития страны, эффективное использование ресурсов, смелые и неординарные решения, поддержка инициативы и инноваций, сменяемость кадров, и их компетенции, и кругозор.

Требуется также упростить налоговую систему, минимизировав возможности произвольного толкования законодательства, вводить налоговые стимулы для развития инновационной экономики. И в целом необходимо стремиться к дальнейшему снижению налогового бремени, в том числе к установлению единой и максимально низкой ставки НДС.

Государственная поддержка инвестиций осуществляется как на уровне центрального правительства через принятие законодательных актов, так и при принятии решений на региональном уровне, имеющих стратегический и практический характер, а также системы мер по реализации таких решений.

В последнее время акценты в правовом регулировании инвестиционной деятельности переместились на региональный уровень, чему способствовало усиление роли субъектов Федерации в экономической и правовой сферах, острой потребностью регионов в инвестиционных ресурсах и отсутствием внятной стратегии государства по привлечение частных инвестиций в отечественную экономику. С одной стороны, многие регионы России за короткий срок сформулировали более цельную и последовательную, чем на федеральном уровне, инвестиционную политику. С другой стороны, перелома не происходит: масштабного притока инвестиций нет, притом, что развивается довольно напряженная конкурентная борьба между регионами за инвестора путем предоставления все новых льгот, гарантий и т. п.

Для сегодняшнего дня характерна большая и всё усиливающаяся дифференциация между социально-экономическим развитием регионов – с преобладанием количества субъектов Российской Федерации, имеющих низкие показатели. Разница между субъектами Федерации практически по большинству основных параметров феноменальна и достигает десятки раз.

Уже в ближайшие годы мы должны перейти к новому этапу региональной политики, направленному на обеспечение не формального, а фактического равноправия субъектов Российской Федерации – равноправия, позволяющего каждому региону иметь необходимые ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития инвестиций и инноваций.

Необходимо понимать: без объединения усилий федеральных, региональных и местных органов власти, государственного и альтернативного секторов экономики трудно рассчитывать на переход экономики в стадию устойчивого экономического роста.

На чем основаны перспективы создания инновационной экономики России? Изложенное выше достаточно явно подтверждает, что достижение прочных конкурентных позиций на международном рынке потребует укрепления инвестиционного климата, основным компонентом которого должно стать больших возможностей для справедливой конкуренции и предпринимательства [3, с.75].

Каковы ключевые меры политики и реформы, которые могли бы стимулировать создание инновационной экономики России? Многие из них касаются незавершенных направлений программы структурных реформ, предусмотренных в рамках перехода к рыночной экономике и проводимых Правительством с 2000 г. Особую часть в программе структурных реформ занимает реформа самого государства. Россия слишком велика и разнородна, чтобы эффективно управлять ею только из Москвы. В политическом плане акцент регионов все более смещается в сторону удовлетворения Москвы, что не является истинной заботой об улучшении делового климата на местах. Развитие инновационной экономики в России в огромной степени зависит от активизации децентрализованных процессов экономической деятельности. Среда для предпринимательства и развития инновационной экономики ключевым образом зависит от деятельности государственных чиновников на региональном и местном уровнях [11, с.76].

Таким образом, решая задачу радикального повышения эффективности нашей экономики, государство должно создать стимулы и условия для продвижения целого ряда направлений. В настоящее время в российской экономике сложились предпосылки для инвестиционного и хозяйственного подъема. Однако главная опасность для будущего развития страны заключается в том, что рост инвестиций пока неустойчив и во многом базируется на благоприятной конъюнктуре мировых рынков. Подчеркнем, что главной стратегической угроза России - сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики. Учитывая кризисные явления в российской экономике, а также негативное влияние процесса мирового финансового кризиса на российскую экономику, возникает необходимость создания комплексных государственных программ инвестиционной и инновационной политики. Данные программы позволили бы реализовывать стратегии по созданию устойчивого повышения инвестиционной активности предприятий, их привлекательности, активизации инвестиционного процесса в стране. Результатом решения всех этих проблем должно стать вхождение России в число мировых технологических лидеров. Реальные результаты в построении инновационного общества должны стать главным критерием оценки работы всей государственной машины.

Заключение

Инвестиционной политике в нашем государстве до недавнего времени уделялось недостаточное внимание, однако государство начало понимать важность правильной инвестиционной политики, и что самое важное, начало предпринимать шаги в нужном направлении. Последние годы наблюдаются сдвиги в изменении инвестиционной политики государства, ликвидируются структурные перекосы в экономике, снижаются процентные ставки.

В данной курсовой работе мы выяснили, что инвестиции служат «архимедовым рычагом» поступательного развития и позитивного функционирования экономики. Однако стоит отметить, что только успешной инвестиционной политикой в настоящих экономических условиях трудно добиться существенного экономического роста. «Как только мы дойдем до определенного уровня эффективности, сопоставимого с развитыми странами, встанет вопрос развития за счет инноваций, и тогда в полный рост встанет вопрос создания инновационной системы в стране. Но тогда ее создавать уже будет несколько поздно, поэтому нужно ее формировать уже сейчас» - отметил Герман Греф. Очевидно, что при достижении определенного уровня эффективности экономики дальнейшее развитие будет возможно за счет инноваций, что предполагает создание инновационной региональной системы.

В России разработана и реализуется национальная программа перехода от сырьевой к инновационной модели экономического роста, которая начала давать первые результаты. Отечественная инновационная система стала более зрелой. Предприятия-новаторы научились зарабатывать на инновациях, развивают опытно-промышленное и серийное производство, активно используют инновационную инфраструктуру, современные формы кооперации и интеграции. Однако тревожит тот факт, что таких предприятий немного, а перевод национальной экономики на более эффективную модель диверсифицированного развития наталкивается на серьезные препятствия и ограничения. Неудивительно, что конкретные целевые индикаторы, планируемые направления и мероприятия государственного регулирования, позволяющие реализовать инновационный сценарий с наименьшими социальными потерями, до сих пор являются предметом дискуссий в органах управления, экспертном сообществе и СМИ.

Мы также выяснили, что безусловным приоритетом государственной инвестиционной политики является содействие выходу национального хозяйства на траекторию устойчивого экономического роста для решения острых социальных проблем на основе инвестиций в человеческий капитал, коренной модернизации производств и его структурной перестройки, повышения конкурентоспособности обрабатывающего сектора, ускоренное развитие секторов «новой экономики» и формирование нового технологического облика национального хозяйства 21 века.

В среднесрочной перспективе государственная инвестиционная политика должна быть нацелена на раскрепощение инициативы частнопредпринимательского сектора экономики, создание благоприятного инвестиционного климата и преодоление законодательных и институциональных ограничений инвестиций в производство, усиление их социальной направленности, противодействие возникшим угрозам дестабилизации хозяйственной жизни в связи с крайней изношенностью производственного аппарата. При этом масштабы государственного вмешательства должны находиться в таких пределах, в которых это не ведет к ослаблению стимулирующей роли рыночного механизма. Определение объемов инвестиционной деятельности Правительства и органов государственной власти в регионах является одной из важнейших задач, решаемых в ходе разработки инвестиционной политики и формирования механизма ее реализации.

Учитывая кризисные явления в российской экономике, а также негативное влияние процесса мирового финансового кризиса, возникает необходимость создания комплексной инвестиционной политики государства, внедрение и развитие которой в экономику позволит формировать и реализовывать инвестиционную стратегию государства на новом, качественно более высоком уровне.

Список использованных источников

  1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г., № 1162-р.- Официальный сайт Правительства РФ, 2009. - Режим доступа: http://www.government.ru/content/.

  2. Бекетов Н. В., Денисова А. С. Экономический рост и развитие инновационной экономики в России // Финансы и кредит. - 2008. - №15. - С. 72-76.

  3. Бескровная В. А. Основные направления инвестиционной политики в системе предоставления социальных услуг // Финансы и кредит. - 2008. - №16. - С. 39-46.

  4. Красавин А. В. Инвестиции в России – новые тенденции // Финансы и кредит. - 2008. - №15. - С. 17-23.

  5. Круглов В. Н. Инвестиционная и инновационная составляющая стратегии развития регионов в РФ // Финансы и кредит. - 2008. - №48. - С. 55-61.

  6. Кудрявцев А. А. Проблемы программно-целевого планирования и финансирование бюджетных инвестиций // Финансы и кредит. - 2009. - №9. - С. 29-35.

  7. Литвиненко В. А. Инвестиционная политика России: состояние и перспективы развития // Аудит и финансовый анализ. - 2008. - № 2. - С. 323-331.

  8. Литвиненко В. А. Роль государственного регулирования в развитии инвестиционных процессов в России // Аудит и финансовый анализ. - 2008. - № 4. - С. 311-319.

  9. Литвиненко В. А. Направления и механизмы государственной инвестиционной политики стабилизации и экономического роста // Аудит и финансовый анализ. - 2009. - № 2. - С. 234-243.

  10. Литвиненко В. А. Нормативно-законодательное обеспечение – основа активизации инвестиционных процессов в России // Право и экономика. - 2008. - №9. - С. 95-98.

  11. Макарова Е. О. Инвестиции в образование и формирование человеческого капитала // Регионология. - 2008. - №4. - С. 104-107.

  12. Мураткин С. Г. Роль региональных кластеров в обеспечении инвестиционного фона сбалансированного инновационного развития Татарстана // Вопросы социально-экономического развития региона. - 2008. - №4. - С. 65-67.

  13. Проскура Д. В. Современные направления инновационной политики в условиях изменения факторов региональной конкурентоспособности // Экономика и управление. - 2008. - №6. - С. 130-133.

  14. Ряховский Д. И. К вопросу государственной поддержки финансирования инвестиций // Финансы и кредит. - 2008. - №5. - С. 29-33.

  15. Сергеев И. В., Веретенникова И. И. Организация и финансирование инвестиций: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2000. 272 с.

  16. Шевченко И. В., Александрова Е. Н., Кофтун А. А., Орлова Н. В. Роль инструментов экономической политки государства в активизации инвестиционного процесса в России // Финансы и кредит. - 2008. - №13. - С. 3-8.

  17. Выступление на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» Путина В. В. 8.02.2008.

  18. Программа социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005 – 2010 годы.

  19. Тезисы доклада Первого заместителя Премьер-министра РТ – Министра экономики и промышленности Б.П.Павлова на Международная конференция «IPO Конгресс – Татарстан" 23.11.2006.

  20. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] : - Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики, 2009. - Режим доступа: ссылка на сайт удалена.

Приложение 1

Таблица 1

Факторы, формирующие благоприятный инвестиционный климат в стране [10, с.241]

Фактор

Описание фактора

Объективные

1.1 Природные условия

Богатые природные ресурсы. Состояние окружающей среды на благоприятном уровне

1.2 Географическое положение

Наличие границ с развитыми регионами РФ и иностранными государствами; наличие морского и речного сообщения с другими регионами РФ и иностранными государствами

Субъективные

2.1 Научный потенциал

Неперегруженность общего числа организаций региона научными организациями; высококфалифицированный научный потенциал

2.2 Экономическое положение

Высокая степень развитости рыночных отношений; диверсифицированность экономики, наличие экономически независимых финансового рынка и рынка инвестиционных услуг;

2.3 Законодательная и нормативная база

Стабильный правовой режим; жесткое регулирование отношений собственности; законодательное закрепление налоговых льгот для поддержания инвестиционной деятельности; наличие работы с городскими инвестиционными проектами

2.4 Строительная база

Наличие экономически независимого рынков строительной продукции, работ и услуг; наращенные мощности строительных организаций и предприятий

2.5 Фактор риска

Государственные гарантии защиты российских и иностранных инвесторов от некоммерческих рисков; невысокие риски инвестиционной деятельности

2.6 Трудовые ресурсы

Низкая доля населения пенсионного возраста; общерегиональные данные о наличии различных категорий трудовых ресурсов; кадровый потенциал

2.7 Социальная инфраструктура

Крупные российские и иностранные консалтинговые и аудиторские организации, институциональные инвесторы; наличие общедоступной информации; развитые виды инфраструктур

Приложение 3

Рис. 1

Динамика инвестиций в основной капитал (млрд. руб.) [7, с.30]

Рис. 2

Динамика инвестиций в основной капитал в % отношении к среднемесячному значению 2006 г. [23]

Приложение 4

Таблица 3

Финансирование и использование средств ФАИМ по комплексам в январе-сентябре 2007 г. (млн. руб.) [5, с.20]

Реципиенты инвестиций

Финансирование за счет государственных капитальных вложений

Использование средств за счет всех источников финансирования

Использовано в % от общего объема финансирования

Производственный комплекс

96483,6

128925,9

98,1

Социальный комплекс

70217,8

81673,3

97,3

Специальный комплекс

10336,8

8821,2

58,6

Приложение 5

Рис. 3

Пять основных инвестиционных преимуществ РФ [9, с.311]

Приложение 6

Рис. 4

Стратегические направления реализации инновационной компоненты инвестиционной политики [12, с.15]

Стратегические направления реализации инновационной компоненты промышленной политики


Создание условий перехода к наукоемкой экономике с определяющей ролью производства


Проведение структурной реформы научно-промышленной сферы


Создание институциональных основ и инфраструктуры экономики знаний, обеспечивающих практическое освоение научных достижений


Формирование стимулов для инвестирования в научно-исследовательскую деятельность (применения косвенного метода стимулирования инвестирования)


Направление, развитие и эффективное использование интеллектуального (человеческого и структурного) капитала новой экономики


Направление инвестиционных потоков в интеллектуальный капитал


Приоритетное развитие сферы образования, реформирование высшей школы


Перераспределение части доходов традиционных секторов экономики для решения задач научно-технического прогресса


Осуществление государственной поддержки конкурентоспособных компаний в микроэлектронике, приборостроении, авиационной, ракетно-космической промышленности