Центральный банк России, его функции и деятельность


Реферат >> Банковское дело

Вопрос1. Центральный банк России, его функции и деятельность

Содержание:

Введение

  1. История создания и деятельности Центрального Банка России

  1. Функции Центрального банка России

  1. Перспективы деятельности Центрального Банка России

Заключение

Список литературы

Ведение:

Центральный Банк Российской Федерации является мощнейшим центром кредитной системы нашей страны. Его роль очень велика и в условиях нынешней экономики оны продолжает возрастать.

Центральный Банк Российской Федерации создан на базе бывшего Государственного банка СССР, который располагал широкой сетью филиалов, состоящей из 4.5 тыс. учреждений; он обслуживал 4,8 млн. различных предприятий, учреждений и организаций. Здесь ежедневно проводилось более 9 млн. операций.

Достаточно сказать, что Банк Росси является регулирующим центром в вопросах налично-денежного оборота, список его функций и задач огромен, однако наиболее важными задачами среди всех прочих является обеспечение устойчивости национальной валюты, снижение темпов инфляции, а также разработка единой государственной денежно-кредитной политики.

В настоящее время деятельность Центрального банка России приобретает, огромное значение, поскольку от его эффективного функционирования и правильно выбранных методов, посредством которых он осуществляет свою деятельность, зависит стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны. Отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке.

1.История создания и деятельности Центрального Банка России.

Центральный банк Российской Федерации (Банк Росси) был учреждён 13 июля 1990 г. на база Российского республиканского банку Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР.

2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон о Центральном банке РСФСР (Банке России) , согласно которому Банк Росси является юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчётен Верховному Совету РСФСР. В законе были определены функции банка в области организации денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности акционерных и кооперативных банков.

В июне 1991 г. был утверждён Устав Центрального банка РСФСР (Банка России), подотчётного Верховному Совету РСФСР.

В ноябре 1991 г. в связи с образованием Содружества Независимых Государств и упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил Центральный банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него возлагались функции Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля. ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять в своё полное хозяйственное ведение и управление , материально- техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР , сеть его учреждений, предприятий и организаций.

20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднён и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы Центральному банку РСФСР (Банку России). Несколько месяцев спустя банк стал называться Центральным банком Российской Федерации (Банком России). В течение 1991-1992 гг. под руководством Банка России в стране на основе коммерциализации филиалов спецбанков была создана широкая сеть коммерческих банков. После упразднения Госбанка СССР была изменена система счетов, создана сеть расчётно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка и началась их компьютеризация. Банк России начал осуществлять куплю-продажу иностранной валюты на организованном им валютном рынке, устанавливать и публиковать официальные категории иностранных валют по отношению к рублю.

С декабря 1992г. начался процесс передачи Банком России функций кассового исполнения государственного бюджета вновь созданному Федеральному Казначейству.

В 1992-1995 гг. в порядке поддержания стабильности банковской системы Банк России создал систему надзора и инспектирования коммерческих банков, а также систему валютного регулирования и валютного контроля. В качестве агента Министерство финансов Банк России организовал рынок государственных ценных бумаг (ГКО) и стал принимать участие в функционировании.

С 1995 г. Банк России прекратил использование прямых кредитов для финансирования дефицита федерального бюджета и перестал предоставлять целевые централизованные кредиты отраслям экономики.

С целью преодоления последствий финансового кризиса 1998 г. Банк России проводил политику реструктуризации банковской системы, направленную на улучшение работы коммерческих банков и повышение их ликвидности. В установленных законодательством рамках с рынка банковских услуг были выведены не состоятельные банки. Большое значение для восстановления банковской деятельности в послекризисный период имело также создание Агенства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) и Межведомственного координационного комитета содействия развитию банковского дела в России (МКК). В результате эффективных действий Банка России, АРКО и МКК банковский сектор экономики в середине 2001 г. в основном преодолел последствия кризиса.

Денежно-кредитная политика Банка России бала ориентированна на поддержание финансовой стабильности и формирование предпосылок, обеспечивающих устойчивость экономического роста страны. Банк России гибко реагировал на изменение реального спроса на деньги, способствовал поддержанию растущей динамики экономики, снижению процентных ставок, инфляционных ожиданий и темпов инфляции. Это привело к некоторому укреплению реального валютного курса рубля и стабильности финансовых рынков.

В результате внешней денежно-кредитной политики и политики валютного курса, проводимой Банком России, увеличились золотовалютные резервы Р.Ф., нет резких колебаний обменного курса.

Деятельность Банка России в области развития платёжной системы была направлена на повышение её надёжности и эффективности для обеспечения стабильности финансового сектора и экономики страны. С целью повышения информационной прозрачности в функционировании платёжной системы Банком России была введена отчётность кредитных организаций и территориальных учреждений Банка по платежам, которая учитывала международный опыт, методологию и практику наблюдения за платежами системами.

В 2003 г. Банк России приступил к реализации проекта по усовершенствованию банковского надзора и пруденциальной отчётности за счёт внедрения системы международных стандартов (МСФО) .

Предусматривается реализация комплекса мер, включая обеспечение достоверного учёта и отчётности кредитных организаций, повышения требований к содержанию, объёму и периодичности публикуемой информации , реализации в учёте и отчётности подходов, признанных передовой международной практикой. Кроме того, будет раскрыта информации о реальных владельцах кредитных организаций, контроль за их финансовым Состоянием, а также повышение требований к должностным лицам кредитной организации и их деловой репутации.

Повышенное внимание Банк России уделяет ряду проблем. Одна из них связана с тем, что в последнее время всё более важную роль начинают играть специфические риски, связанные с динамикой цен на отдельные финансовые активы и конъюнктурой рынка недвижимости. К высокой концентрации рисков у ряда банков приводит практика кредитования связанных сторон. В связи с этим совершенствование Банком России методов банковского регулирования и надзора идёт в направлении развития содержательного ( риск-ориентированного) банковского надзора.

Ещё одна проблема, которой Банк России уделяет повышенное внимание, - это фиктивная капитализация банков.

С целью противодействия использованию банками разного рода схем для искусственного завышения или занижения значения обязательных нормативов в 2004 г. Банк России принял рад документов, в том числе Положение «О проведении единовременного обследования по ипотечному кредитованию», в котором был определён порядок составления и предоставления сведений о предоставленных кредитными организациями ипотечных жилищных кредитах.

С принятием Федерального закона «Об ипотечных ценных бумагах» кредитные организации, обеспечивающие соблюдения требований по защите интересов инвесторов, получили законодательно закреплённую возможность рефинансировать свой требования по ипотечным кредитам за счёт выпуска указанных ценных бумаг.

В 2004 г. на основе Федерального закона «О Центральном банке Р.Ф.

(Банке России)» и Федерального закона «Об ипотечных ценных бумагах» Банк России издал Инструкцию «Об обязательных нормативах кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием», в которой установил особенности расчёта и значений обязательных нормативов, величину и методику определения дополнительных обязательных нормативов кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием.

В декабре 2003 г. был принят Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Р.Ф.». В нём были определены правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Р.Ф., а также компетенция, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, порядок выплаты возмещения по вкладам.

В настоящее время в системе страхования вкладов участвует подавляющее число банков. В них сосредоточено почти 100 % всех вкладов физических лиц, размещённых в банковских учреждениях Р.Ф.

В октябре 2008 г. Правительством Р.Ф. и Центральным банком Р.Ф. были приняты «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 г. и период 2010 и 2011 годов» В них отражаются главные задачи, стоящие перед Банком России в указанный период в соответствии с проводимой Правительством РФ экономической политики, и определяются меры денежно-кредитной политики, ведущей к достижению поставленных целей. Временной горизонт совпадёт с горизонтом планирования федерального бюджета.

На данном этапе (2009-2015) Правительство РФ и Банк России считают приоритетной задачу эффективного позиционирования российского банковского сектора на международных финансовых рынках.

2. Функции Центрального Банка России

Свои функции, определённые Конституцией РФ

(ст 75) и Федеральным законом «О Центральном Банке РФ (Банке России)» (ст. 22), банк осуществляет независимо от федеральных органов власти, органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления.

Согласно статье 75 Конституции РФ , основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьёй 4 Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России )» , Банк России выполняет следующие функции:

- во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую денежно-кредитную политику;

- монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

- является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

- устанавливает правила расчётов в РФ;

- устанавливает правила проведения банковских операций;

- осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, если иное не установлено федеральными законами, посредствам проведения расчётов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

- осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

- принимает решение о гоударственной регистрации кредитных организаций, выдаёт кредитным организациям лицензии на осуществление банковской операции, приостанавливает их действие и отзывает их;

- осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

- регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральным законом;

- осущетвляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России ;

- организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством РФ;

- определяет порядок осуществления расчётов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юр. и физ. Лицами;

- устанавливает правила бухгалтерского учёта и отчётности для банковской системы РФ;

- устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

- принимает участие в разработке прогноза платёжного баланса РФ и организует составление платёжного баланса РФ;

- устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешённый валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты. (Функции по выдаче, приостановлению и отзыву разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты Банк России будет выполнять со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»);

- проводит анализ и прогнозирование состояния экономики РФ в целом и по регионам , прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

- осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Все перечисленные функции Центрального Банка РФ тесно взаимосвязаны. Их реализация позволяет создать необходимые предпосылки для выполнения ЦБ РФ функций регулирования всей денежно-кредитной системы страны и, следовательно, регулирование экономики. На современном этапе всё большее значение приобретает надзорная функция ЦБ РФ.

3.Перспективы деятельности Центрального Банка России

Банк России и Правительство РФ в вариантах развития российской экономики в 2009-2011 годах исходит из единых оценок внешних и внутренних условий её функционирования. В этот период основной задачей денежно-кредитной политики является последовательность снижения инфляции до 5-6,8% в 2011 году (из расчёта декабрь к декабрю).

Банк России намерен за эти три года в основном завершить переход к режиму таргетирования инфляции, предполагающему приоритет цели по сниженю инфляции. Однако в ближайшее время денежно-кредитная политика во многом будет сохранять черты, сформированные в последние годы: продолжится применение ражим управляемого плавающего валютного курса рубля, использование денежной программы для контроля за соответствием денежно-кредитных показателей целевому уровню инфляции, использование бивалютной корзины в качестве опирационного ориентира политики валютного курса. При этом решение по корректировке политики будут приниматься на основе учёта широкого спектра экономических индикаторов.

Ускорение инфляции, а также ожидание в предстоящий период внешние и внутренние макроэкономические условия подтверждают необходимость осуществления более гибкой курсовой политики и активного использования процентной политики. Динамика денежных агрегатов будет оставаться важным индикатором для оценки монетарных условий и среднесрочного тренда инфляции.

Банк России продолжит движение к режиму свободно плавающего валютного курса, последовательно ослабляя жёсткость привязки рубля к безвалютной корзине и допуская большую волатильность её стоимости.

Режим свободно плавающего валютного курса необходим для введения таргетирования инфляции в полном объёме. При этом одновременно с сокращением участия Банка России в курсообразовании потребуется реализация комплекса мер по превращению процентной ставки Банка России в главный инструмент денежно-кредитной политики, влияющий на инфляционные ожидания экономических агентов и формирующий монетарные условия функционирования экономики.

При разработке денежно-кредитной политики на период 2009-2011 годов Банк России принимает во внимание возможные изменения мировых цен на основные товары российского экспорта, прежде всего на энергоносители. В случае снижения этих цен при продолжения увеличения импорта высокими темпами, поддериваемого внутренним способом, может произойти существенное сокращение положительного сальдо торгового баланса и даже образование его дефицита.

Поскольку в этом случае ослабнет действие одного из факторов, определяющих укрепление рубля, Банк России может сократить покупки валюты на внутреннем рынке, осуществляемые в целях сдерживания темпов укрепления национальной валюты. Решение о характере и объёме интервенций Банка России на внутреннем валютном рынке в основном будут обусловлены целями денежно-кредитной и бюджетной политики.

Ожидаемое сокращение валютных интервенций может существенно уменьшить роль чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования как основного источника роста денежного предложения. С целью обеспечения соответствия денежного предложения спросу на деньги Банк России продолжит активно использовать операции по рефинансированию банков.

Для обеспечения соответствия динамики инфляции целевой траектории Банк России будет использовать все имеющиеся в его распоряжении инструменты денежно-кредитной политики. На успешность проведения денежно-кредитной политики будут влиять в определённой степени как бюджетные механизмы аккумулирования дополнительных доходов от экспорта нефти и газа при высоких ценах мирового рынка энергоносителей, так и проведение консервативной бюджетной политики.

Процентная политика Банка России будет осуществляться исходя из состояния экономики и динамики инфляции. Важной задачей процентной политики будет постепенное сужение коридора процентных ставок по собственным операциям Банка России и снижение волатильности ставок денежного рынка. При этом всё большее влияние на формирование процентных ставок денежного рынка будут оказывать ставки по рыночным инструментам рефинансирования банков, прежде всего по операциям прямого РЕПО (сделки продажи с обязательством обратной покупки).

В рамках системы управления ликвидностью банковского сектора Банк России продолжит улучшать условия доступа кредитных организаций к инструментам финансирования, что должно способствовать снижению трансакционных издержек и рыночных рисков. При дальнейшем развитии внутреннего финансового рынка, его инфраструктуры это будет способствовать более эффективному перераспределению денежных средств в экономике.

Решение по использованию инструментов предоставления и абсорбирования ликвидности будут приниматься в зависимости от динамики основных макроэкономических показателей и состояния финансового рынка. При необходимости Банк России может принять обязательные резервные требования в качестве прямого инструмента регулирования ликвидности банковского сектора.

Для перехода к режиму таргетирования инфляции в полном объёме Банк России будет участвовать в работе по созданию необходимых условий институционального характера, способствовать повышению глубины и ликвидности российского финансового рынка, добиваться роста эффективности своей процентной политики, совершенствовать управление ликвидностью банковского сектора, развивать систему анализа денежно-кредитной политики, макроэкономического маделирования и прогнозирования.

Особое значение Банк России предаёт формированию доверия общества к осуществляемой денежно-кредитной политике, повышению её открытости и прозрачности, разъяснению общественности своих целей, задач и принятых мер.

Прогнозируемые макроэкономические условия в 2009-2011 годах будут способствовать динамичному развитию банковской системы. Повысится её эффективность и вклад в развитие экономики в целом. Одновременно первостепенное значение будет, как и ранее, придаваться устойчивости банковской системы. Решению данных задач призваны способствовать мероприятия Банка России, направленные на улучшение правовой среды, инвестиционного и делового климата, повышение эффективности функционирования системы страхования вкладов, расширение доступа кредитных организаций к финансовым ресурсам, повышение их капитализации, укрепление конкурентно способности и устойчивости банковской системы, совершенствование регулирования и надзора в банковской сфере, которые найдут своё отражение в разрабатываемой Стратегии развития банковского сектора РФ до 2012 года.

В 2009-2011 годах деятельность Банка России в сфере банковского регулирования и надзора в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке РФ (Банке России)» будет направлена на поддержание стабильности банковской системы России и защиту интересов вкладчиков и кредиторов. Одновременно Банк России будет уделять повышенное внимание вопросам развития банковского сектора.

Кроме того, Банк России продолжит участвовать в деятельности , направленной на повышение эффективности функционирования инфраструктуры российского финансового рынка и на совершенствование национальной платёжной системы. Будет продолжена работа по участию в совершенствовании законодательства, устанавливающего организационные и правовые основы платёжной системы России.

Заключение

Подводя итог можно отметить следующее.

Центральный банк РФ является главным звеном банковской системы России. Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации деятельности Центрального банка РФ определяются Конституцией РФ и Федеральным законом «О Центральном банке РФ».

Основными целями деятельности банка России являются:

- защита и обеспечение устойчивости российского рубля;

- развитие и укрепление банковской системы РФ;

- обеспечение эффективного и бесперебойного функцианирования платёжной системы.

В ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке РФ» выделены следующие функции Банка России:

- разрабатывает и проводит еденную денежно-кредитную политику;

- монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

- является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

- устанавливает правила осуществления расчётов в РФ;

- устанавливает правила проведения банковских операций;

- осуществляет государственную регистрацию, выдаёт и отзывает лицензии кредитных организаций;

- осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

- регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральным законом;

-осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций, необходимых для выполнения своих функций;

- осуществляет валютное регулирование; определяет порядок осуществления расчётов с иностранными государствами;

- организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством РФ;

- принимает участие в разработке прогноза платёжного баланса РФ и организует составление плптёжного баланса РФ;

- проводит анализ и прогнозирование состояния экономики РФ в целом и по регионам , прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные , а также выполняет иные функции в соответствии с федеральным законом.

Все перечисленные функции Центрального Банка РФ тесно взаимосвязаны. Их реализация позволяет создать необходимые предпосылки для выполнения Центральным Банком РФ функций регулирования всей денежно-кредитной системы страны и , следовательно, регулирования экономики.