Разработка бизнес- плана инвестиционного проекта


Закон >> Банковское дело

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

Санкт - Петербургский государственный инженерно- экономический

университет

Филиал в г. Кизляре

Факультет Информатики и финансов

Кафедра “Финансов бухгалтерского учёта и аудита”

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Инвестиции»

На тему:Разработка бизнес- плана инвестиционного проекта.

Выполнила: Гаджиева С.Р.

студентка 3 курса очного отделения

специальности “Финансы и кредит”

номер зачётной книжки К510509

Проверил: ст. преподаватель Харина Г.П.

Кизляр 2008г

Содержание

Введение

1. Сущность и определение бизнес планирования

1.1. Законы

1.2. Сущность и задачи бизнес планирования в инвестиционной

деятельности

1.3. Структура бизнес- плана

1.4. Особенности бизнес- плана в инвестиционном проектировании

2. Разработка и реализация бизнес- плана в инвестиционном

проектировании

2.1. Формирование группы и организация разработки бизнес- плана

инвестиционного проекта. Рекомендации по оформлению

бизнес- плана.

2.2. Презентация бизнес- плана. Экспертиза бизнес- плана (анализ

инвестиционных проектов). Реализация проекта и бизнес плана.

Заключение

Список использованной литературы

1. Сущность и определение бизнес планирования

1.1. Законы

Законы РФ, регламентирующие инвестиционную и инновационную деятельность в РФ

1. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 № 39-ФЗ (ред. от 02.01.2000)

Определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории РФ, устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.

2. Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» 26.06.91 № 1488-1 (ред. от 25.02.99)

Определяет правовые, экономические и социальные условия

инвестиционной деятельности на территории России, направлен на

обеспечение равной защиты прав, интересов и имущества субъектов

инвестиционной деятельности вне зависимости от форм

собственности.

Указы Президента РФ, регламентирующие инвестиционную и инновационную деятельность в РФ

1. «О мерах по обеспечению условий реализаций инвестиционных соглашений» от О введении льготных ставок ввозных таможенных пошлин, уменьшенных в два раза, для «Марс, инк.»

2. «О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики РФ» 26. 07. 1995. № 765 (ред. от 23. 02. 1998)

Об инвестировании денежных средств в паи паевых инвестиционных фондов, регламентирована деятельность паевых инвестиционных фондов.

3. «О частных инвестициях в РФ» 17. 09. 94. № 1928 (ред. от 16. 04. 96)

О порядке финансирования высокоэффективных инвестиционных проектов на конкурсной основе.

4. «О создании государственной инвестиционной корпорации» 02. 02. 93. № 184 (ред. от 16. 05. 97)

Обозначены сроки и условия создания инвестиционной корпорации

1.2. Сущность и задачи бизнес планирования в инвестиционной

деятельности

Каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представлять дальнейшие потребности в финансовых, материальных, трудовых и денежных ресурсах, источники их получения, а также чет­ко оценивать эффективность их использования в процессе работы.

В рыночной экономике предприниматели смогут добиться стабиль­ного успеха только при условии эффективного планирования бизнеса.

При всем многообразии форм предпринимательства существуют ти­повые положения, применимые во всех областях коммерческой деятель­ности, позволяющие своевременно подготовиться, избежать потен­циальных трудностей и уменьшить тем самым риск при достижении поставленных целей.

Важной задачей является проблема привлечения инвестиций, в том числе и зарубежных, в действующие и развивающиеся предприятия. Для этого необходимо представить фирму на рынке, а также оформить проект, требующий инвестиций. Для этих и некоторых других целей используется бизнес-план.

В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструмен­том и визитной карточкой фирмы. Хорошо разработанный бизнес-план помогает предприятию расти, завоевывать новые позиции на рынке, увеличивать доходы, а также доходы своих работников.

Бизнес-план является постоянно действующим документом; он си­стематически обновляется, в него вносят изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри фирмы, так и с изменениями на рынке, где действует фирма.

В инвестиционной деятельности бизнес-план опирается на:

• конкретный проект производства определенного товара (услуг) создание нового типа изделий или оказания новых услуг и т. д.;

• всесторонний анализ производственно-финансовой и коммерческой деятельности организации, целью которого является выделение ее сильных и слабых сторон, специфики и отличий от других аналогичных фирм;

• изучение конкретных финансовых, технико-экономических и организационных механизмов, используемых в экономике для решения конкретных задач.

Бизнес-план является одним из документов, определяющих стратегию развития фирмы. Вместе с тем он базируется на общей концепции развития фирмы, более подробно разрабатывая экономический и финансовый аспект стратегии, и дает технико-экономическое обоснование конкретным мероприятиям. Он охватывает одну из основных частей инвестиционной программы, срок реализации которой обычно ограничен одним или несколькими годами, позволяющую дать достаточно четкую экономическую оценку намеченным мероприятиям.

Бизнес-план позволяет также решить целый ряд задач. Основными из них являются следующие:

• обоснование экономической целесообразности направлений развития фирмы;

• расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности: объемов продаж, прибыли, доходов на капитал;

• определение источника финансирования реализации выбранной стратегии, т. е. способов концентрирования финансовых ресурсов;

• подбор работников, которые способны реализовать данный план.

Каждая задача может быть решена только во взаимосвязи с другими.

Основной центр бизнес- плана - концентрирование финансовых ресурсов. Именно бизнес-план - важное средство для увеличения капитала компании. Процесс составления бизнес-плана позволяет тщательно проанализировать начатое дело во всех деталях. Бизнес-план служит основой бизнес- предложения при переговорах с будущими партнерами; он играет важную роль при найме основного персонала фирмы.

Таким образом, бизнес-план является не только внутренним документом фирмы, но может быть использован и для привлечения инвесторов. Бизнес-план должен быть хорошо подготовлен и изложен в расчете на восприятие потенциальных инвесторов.

1.3. Структура бизнес-плана

Бизнес-план представляет собой типовое ( унифицированное) проектное (инвестиционное) решение, связанное с открытием собственного коммерческого или предпринимательского дела или развитием уже действующей рыночной структуры. В нем дается научно обоснованная оценка возможных конечных целевых экономических, финансовых, производственных, трудовых, социальных, экологических результатов, базирующихся на реальном производственном, финансовом, материально-техническом и организационном обеспечении.

Функции бизнес-плана

Составление бизнес-плана в любой отрасли промышленности преследует как внешние, так и внутренние цели. Основная внешняя цель состоит в том, чтобы максимально убедить возможных будущих партнеров и кредиторов в успехе дела. Главная внутренняя цель бизнес-плана — стать основой управления предпринимательской деятельностью.

По отношению к предприятию (фирме) можно выделить внутренние и внешние функции бизнес-плана (см. рис. 11.1).



Внутрифирменные функции Внешние функции

1. Разработка целей, стратегии и плана

3. Привлечение инвестиций (партнеров)



2. Контроль выполнения бизнес-плана (менеджерами и инвесторами)


Бизнес-план состоит из следующих разделов.

1. Возможности фирмы-(резюме).

2. Виды товаров (услуг).

3. Рынки сбыта товаров (услуг).

4. Конкуренция на рынках сбыта.

5. План маркетинга.

6. План производства.

7. Организационный план.

8. Правовое обеспечение деятельности фирмы.

9. Оценка риска и страхования.

10. Финансовый плац.

11. Стратегия финансирования.

Раздел 1. Возможности фирмы (резюме)

Объем данного раздела обычно не превышает нескольких страниц. Его текст должен быть понятен и неспециалисту — предельная простота и минимум специальных терминов.

Работа над этим разделом чрезвычайно важна, так как именно он должен произвести благоприятное впечатление на инвесторов и кредиторов.

В целом резюме должно дать ответы на два вопроса: «Что получат инвесторы при успешной реализации данного плана?» и «Каков риск потери денег?».

При работе над бизнес-планом резюме следует писать в последнюю очередь, когда достигнута полная ясность по всем остальным вопросам.

В данном разделе определяются в приоритетном порядке все правления деятельности фирмы, целевые рынки по каждому направлению и место фирмы на рынках. По каждому направлению формулируются цели, к которым фирма стремится, стратегии их достижения включающие перечень необходимых мероприятий. Назначаются ответственные за осуществление плана.

В резюме должны быть кратко описаны:

цели бизнеса;

стратегия реализации цели;

рынок сбыта и прогнозы;

конкурентные преимущества;

прогнозируемые финансовые результаты;

компетенция и профессионализм управленческой команды;

потребность в инвестициях;

возможные риски и их компенсации.

В этом же разделе помещается информация, дающая представление о фирме, а также все необходимые показатели, характеризующие ее коммерческую деятельность.

Раздел 2. Виды товаров (услуг)

В данном разделе описываются все, что производит фирма.

Этому предшествует значительная предварительная работа по выбору товаров или услуг, которые должны стать основой бизнеса фирмы.

В разделе необходимо поместить наглядное изображение товара (фотографию или рисунок) и ответить на следующие вопросы:

1. Какие товары (услуги) предлагаются фирмой?

2. Название товара?

3. Насколько изменчив спрос на данные товары (услуги)?

4. Дорогие ли это товары (услуги)?

5. На каких рынках и каким образом они продаются?

Ответ на данный вопрос целесообразно представить в форме таблицы по каждому товару и услуге (табл. 11.1).

Таблица 11.1. Анализ конкурентоспособности товаров

Преимущества по сравнению с аналогичными товарами конкурентов

Недостатки

Меры по преодолению недостатков

6. Каковы основные технико-экономические показатели товаров (услуг)?

7. Имеет ли данный товар фирменную марку?

Описание продукции должно содержать:

Наименование продукции или услуг;

Назначение, область применения;

Показатели качества (наличие сертификата качества);

Патентно-лицензионную защищенность.

Раздел 3. Рынки сбыта товаров (услуг)

Этот раздел нацелен на изучение рынков и позволяет предпринимателю четко представить кто будет покупать его товар и где его ниша на рынке.

В разделе необходимо дать ответы на следующие вопросы.

1. На каких рынках действует или будет действовать фирма? Какие типы рынков используются фирмой сейчас?

2. Каковы основные сегменты этих рынков по каждому виду товаров (услуги)?

3. Проранжированы ли рынки (сегменты рынка), на которых действует или будет действовать фирма, по коммерческой эффективности и другим рыночным показателям?

4. От чего зависит спрос на товары (услуги) фирмы в каждом из этих сегментов?

5. Каковы перспективы изменения потребностей покупателей в каждом из сегментов рынков?

6. Как предполагается реагировать на эти изменения?

7. Каким образом происходит изучение потребностей и спроса?

После ответа на эти вопросы необходимо также оценить:

потенциальную емкость рынка;

потенциальный объем продаж;

реальный объем продаж.

Анализ рынка сбыта содержит следующие характеристики:

потребителей продукции;

рынка;

конкурентов;

места предложения предприятия на рынке относительно конкурентов, формулировка стратегии конкуренции.

Раздел 4. Конкуренция на рынках сбыта

В этом разделе реалистично оцениваются сильные и слабые стороны конкурирующих товаров (услуг) и называются выпускающие их фирмы, определяются источники информации о конкурентоспособности товаров, сравниваются конкурирующие товары (услуги) по базисной цене, характеристикам, обслуживанию, гарантийным обязательствам и другим существенным признакам.

Здесь показываются достоинства и недостатки конкурирующих фирм, определить сферу каждого конкурента на рынке, дать информацию о максимальной и минимальной ценах конкурирующих товаров, оценить качество продукции. Желательно провести ранжирование конкурентных позиций фирмы, что позволит уточнить ее положение и выявить возможности потенциальных улучшений. Для каждого из целевых рынков надо сравнить позиции фирмы с позициями конкурентов по указанным в табл. 11.2 позициям.

Таблица 11.2. Анализ фирм, конкурирующих на рынке

Рынок А

Рынок Б

Область сравнения

Вы

Конкуренты

Вы

Конкуренты

1

2

3

1

2

3

Реклама

Размещение

Продукция

Услуги

Цены

Имидж

Ранг фирмы и главных конкурентов указывается по 5- или 10-бал­льной системе.

По каждому из целевых рынков надо провести сравнение своих транспортных затрат с затратами конкурентов, оценить качество про­дуктов и упаковки, сопоставить возможности снижения цен, а также дать представление о рекламной кампании и имидже фирм-конкурен­тов.

Раздел 5. План маркетинга

Раздел, посвященный маркетингу, является одной из важнейших час­тей бизнес-плана, поскольку в нем непосредственно говорится о харак­тере намечаемого бизнеса и способах, благодаря которым можно рас­считывать на успех.

Предприниматель должен не просто представить концепцию биз­неса, но и «продать» его как привлекательную возможность для инвес­тиций, как кредитный риск с заманчивыми перспективами.

Кроме того, раздел должен быть написан таким образом, чтобы его понял широкий круг людей - от менеджеров до членов совета директоров.

История бизнеса свидетельствует, что маркетинг является одним из важных условий успеха фирмы. Многие предприятия, имевшие соблазнительный, действительно нужный потребителю товар, потерпели неудачу из-за неправильного маркетинга или вообще из-за отсутствия такового. Поэтому при оценке бизнес-плана огромное внимание будет уделено этому разделу. Если не определена реальная потребность в товарах или услугах, то никакой талант, никакие капиталы не помогут фирме добиться успеха в данной области.

В зависимости от конкретной ситуации, складывающейся на рынке с точки зрения состояния спроса, различают несколько типов маркетинга.

Конверсионный маркетинг. Имеет место при негативном спросе, т. е. в ситуации, когда большинство потребителей отвергают данный товар или услугу. В этом случае задача состоит в разработке такого плана маркетинга, который способствовал бы зарождению спроса на соответствующие товары (услуги).

Стимулирующий маркетинг. Связан с наличием товаров, на которые нет спроса по причине полного безразличия иди незаинтересованности покупателей. План маркетинга должен определить причины безразличия и наметить пути его преодоления.

Развивающий маркетинг. Связан с формирующимся спросом на новые товары. Используется в ситуациях, когда потенциальный спрос есть. Задача маркетинга состоит в превращении потенциального спроса в реальный.

Поддерживающий маркетинг. Используется при соответствии уровня спроса уровню предложения, В этом случае необходимо проводить продуманную политику цен, целенаправленно осуществлять рекламную работу и т. п.

Демаркетинг. Применяется при чрезмерном превышении спроса над предложением. Чтобы у потребителей не создалось негативного представления о возможностях фирмы по удовлетворению запросов покупателей, проводится повышение цен, свертывание рекламной деятельности и т. п. Одновременно принимаются меры по увеличению выпуска продукции, пользующейся высоким спросом.

Противодействующий маркетинг. Используется для снижения спроса на товары, которые общество расценивает негативно (спиртные напитки, табачные изделия и т. п.)

Некоторые виды бизнеса требуют постоянного и убедительного маркетинга. Для других маркетинг менее важен и нет необходимости в столь тщательной проработке посвященного ему раздела.

Маркетинг, как правило, применяется при наличии следующих условий:

насыщение рынка товарами, т. е. превышение предложения над спросом;

острая конкуренция, усиление борьбы за покупателя;

полная самостоятельность предприятий в выборе целей фирмы, управленческих структур, окладов, в распределении средств по статьям бюджета и т. д.

Однако при любом бизнесе требуется поддержание объема продаж на уровне, способном обеспечить выживание фирмы. При этом маркетинговая программа играет важную роль и изучается весьма скрупулезно.

В плане маркетинга раскрываются следующие вопросы:

стратегия ценообразования. Расчет и обоснование цены, ценовая политика (Рriсе);

система реализации (Р1асе, Реор1е);

продвижение (Promotion);

реклама, затраты на рекламу;

стимулирование сбыта;

персональные продажи;

паблик рилейшнз (связи с общественностью);

прогноз продаж;

сервисное обслуживание:

Определение спроса и возможности рынка. В этой части раздела следует обосновать спрос на товар (услугу). Полезно начинать анализ рынка с представления общей картины, сложившейся в отрасли.

При составлении бизнес-плана, качество соответствующей информации зависит от затраченной на ее сбор энергии. К числу используемых источников относятся документы торговых ассоциаций, литература по торговле, материалы отраслевых исследований, мнения экспертов.

Степень детальности информации и приводимые доводы завис от доли рынка, которую требуется завоевать для достижения успеха.

После определения общих параметров рынка следует установить объекты рынка, их характеристики и значения. Можно описать рынок с точки зрения желательных атрибутов изделия, демографии, географии, особенностей психологии потребителя.

Аналогичным образом в плане следует последовательно рассмотреть и все остальные объекты рынка. В дополнение к их описанию следует дать оценку сравнительной привлекательности каждого из объектов. Какие рынки имеют первостепенное значение? Почему? Будет ли это значение меняться с течением времени?

Конкуренция и другие внешние факторы. На деятельность фирмы будут оказывать влияние внешние факторы. Основным из них является конкуренция. Она характеризуется следующими параметрами.

1. Степень конкуренции. В данном случае следует рассмотреть, что может составить подлинную конкуренцию и ответную реакцию на нее: конкретные фирмы, продукция или услуги. В таких случаях целесообразно указать профиль каждого конкурента, его сильные и слабые стороны и возможное воздействие, которое он может оказать на становление бизнеса.

2. Будущие источники конкуренции. В то время как некоторые производства пребывают в состоянии стабильности и развиваются постепенно, имеется множество динамичных рынков, которые находятся в состоянии быстрого и непрерывного изменения. Такие изменения в структуре рынка можно предсказать.

Стратегия маркетинга. Определив соответствующий рынок и его возможности, необходимо остановиться на том, как планируемый бизнес будет использовать эти возможности. Должна быть представлена стратегия маркетинга, объясняющая как достичь желаемого объема продаж. Необходимо уделить внимание каждому из важнейших инструментов маркетинга, имеющихся в распоряжении компании.

При описаний стратегии маркетинга раскрываются такие рыночные характеристики как:

объем продаж;

прибыль;

тип заказчиков;

конкуренция;

цели маркетинга.

Стратегия сбыта и распределения. Необходимо определить, как бизнес намерен довести свои товары и услуги до потребителя. Прибегнет ли фирма к собственной службе сбыта или же будут использованы дилеры, дистрибьюторы, посредники?

В некоторых случаях организация сети по продаже и распространению товара является сравнительно несложным делом и требуется осветить лишь основные моменты. В других же дать более подробное описание.

При наличии собственной службы сбыта следует указать, требуется ли ее работникам специальная подготовка. Например, для продажи технической продукции персонал должен обладать соответствующими знаниями.

Стратегия ценообразования. Одним из важнейших элементов плана маркетинга является ценообразование. Цена связана с такими факторами, как характеристика и образ товара и фирмы и др. Цена на товар должна иметь непосредственную связь с его качеством. Важно, чтобы цены должным образом отражали уровень качества и имидж фирмы.

При анализе используемых фирмой способов ценообразования следует учитывать, что возможная цена товара может определяться, исходя из:

себестоимости продукции;

цены конкурентов на аналогичный товар или товары-заменители;

уникальных достоинств товара;

цены, определяемой спросом на товар.

На основе себестоимости обычно оценивается минимально возможная цена товара (услуги), которая соответствует наименьшим издержкам.

На основе анализа цен конкурентов определяется средний уровень цен.

Максимально возможная цена устанавливается для товаров, отличающихся высоким качеством или уникальными достоинствами.

Следует также рассмотреть политику скидок и изменения цен, а также влияние ценовой стратегии в целом на валовую прибыль.

Если разработан детальный прейскурант, и он может помочь рецензенту разобраться в сути, следует привести его в сокращенном виде или поместить полностью в приложении.

Реклама, связи с общественностью, продвижение товара. Многие начинающие или находящиеся на ранней стадии развития фирмы не обладают значительными средствами для рекламы, если вообще их имеют. В таких случаях можно, например, установить контакты с местными средствами информации, которые часто пишут о новом бизнесе в округе, и получить таким образом бесплатную рекламу.

При наличии службы связей с общественностью ее задачами являются:

систематическое создание благоприятного отношения к фирме широких масс населения;

осуществление торговых презентаций;

проведение институциональной рекламы;

оказание консультационных услуг.

Раздел 6. План производства

Этот раздел разрабатывается только теми предпринимателями, которые заняты производством товаров. В нем следует ответить на ряд вопросов.

1. Где будут изготавливаться товары — на действующем или вновь создаваемом предприятии?

2. Насколько удачно выбрано месторасположение фирмы, учтены ли близость к рынку, поставщикам, доступность рабочей силы, транспорта и т. д.?

3. Какие производственные мощности потребуются, и как они будут вводиться (по годам)?

4. Какие основные средства потребуются для организации производства? Какова динамика их изменения на перспективу? Данную информацию целесообразно представить в виде таблицы(см. табл. 11.3).

5. Какие могут возникнуть затруднения при организации производства?

Раздел 10. Финансовый план

Этот раздел необходимо посвятить планированию финансового обеспечения деятельности фирмы с целью наиболее эффективного использования имеющихся денежных средств.

Таблица 11.3. Анализ производственных возможностей фирм

Физическое состояние

Существующие возможности

Недостатки или

Физическое состояние

Существующие возможности

Дополнительные

потребности и меры по их удовлетворению

Земля

Здания и сооружения

Оборудование

Здесь необходимо разработать совокупность следующих планово- отчётных документов:

оперативный план (отчет);

план (отчет) доходов и расходов;

план (отчет) движения денежных средств;

балансовый отчет (план).

Подобный перечень документов не совсем привычен для российских предпринимателей, но он соответствует требованиям мировой практики, которая опирается на отличную от нашей систему бухучета.

Оперативный план (отчет) отражает результаты взаимодействия, фирмы и ее целевых рынков по каждому товару и рынку за определенный период. Этот документ должен разрабатываться службой маркетинга.

План (отчет) о доходах и расходах по производству товаров показывает, получит ли фирма прибыль от продажи каждого из товаров. Этот документ разрабатывается экономической службой фирмы по каждом из товаров.

План (отчет) о движений денежных средств показывает процесс поступления и расходования денег при осуществлении деятельности фирмы. Он разрабатывается финансовой службой фирмы.

Балансовый отчет подводит итоги экономической и финансово! деятельности фирмы за отчетный период. Он обычно разрабатывается бухгалтерией.

В указанных планово-отчетных документах отражаются планируемые и фактические величины показателей за отчетный период. Продолжительность планово-отчетных периодов в зависимости от конкретных условий может изменяться в пределах: месяц, квартал, полгода, год.

Рассмотрим примерный состав показателей и форму их представления в оперативном плане (отчете). Эти показатели определяются по каждому товару или услуге, что позволяет сравнивать их между собой по экономической эффективности (см. табл. 11.4).

Таблица 11.4. Показатели оперативного финансового плана

Показатели

Месяц (квартал, год) и т. д.

Всего за период

План

Факт

План

Факт

Рыночный потенциал фирмы в единицах данного товара

Цена товара

Объем продаж в единицах товара

Доля фирмы в отраслевом рынке по данному товару

Количество товаров в единицах произведенных фирмой

Запасы данного товара на складах фирмы на конец отчетного периода

Эта совокупность показателей призвана дать представление руководству фирмы о той доле рынка, которая завоевана фирмой по каждому товару и которую предполагается завоевать в будущем периоде.

Вторым документом является план (отчет) доходов и расходов. Структура его довольно проста. В него обычно включают следующие показатели (см. табл. 11.5).

По данным этого плана (отчета) можно установить, приносит ли данный товар фирме прибыль, можно сравнить различные товары по прибыльности с тем, чтобы принять решение о целесообразности их дальнейшего производства.

Заключительным документом является балансовый отчет. В нем содержится, полный перечень активов фирмы и пассивов. Этот документ показывает чистую стоимость и ликвидность фирмы. Кредиторы, как правило, запрашивают балансовый отчет. Он также необходим при подаче налоговой декларации.

Таблица 11.5. План (отчет) о доходах и расходах

Показатели

Месяц (квартал, год) и т. д.

Всего за период

План

Факт

План

Факт

Показатели '

1. Выручка от продажи данного товара

2. Производственная себестоимость реализован­ной продукции (товаров) по статьям затрат

3. Общепроизводственные издержки по статьям затрат

4. Налоги и Отчисления 5. Чистая прибыль

6. Прибыль, остающаяся в распоряжении фирмы

С помощью приведенных планов (отчетов) рекомендуется произвести анализ безубыточности производства и самоокупаемости фирмы:

Объем товара, обеспечивающий, безубыточность = (Постоянные издержки) / (Продажная цена — (Переменные издержки / Объем реализованных товаров)).

Если спрос на данный товар меньше, чем объем товара, обеспечивающий безубыточность, то его производство не будет самоокупаемым.

1.4. Особенности бизнес-плана в инвестиционном проектировании

Во-первых, составляя бизнес-план, мы анализируем ситуацию на рынке продукции, выбираем стратегию бизнеса и составляем планы маркетинга, финансов и производственной деятельности, моделируем деятельность нашего предприятия. Рассматривая деятельность предприятия на модели с разных сторон, «проиграв» разные ситуации (особенно легко сделать это, если разработчик знаком с компьютером и применяет компьютерные программы), мы не только составляем оптимальный план, но и готовим себя к возможным незапланированным ситуациям.

Во-вторых, бизнес-план является инструментом, с помощью которого можно оценить тактические результаты деятельности предприятия за определенный период. По прошествии некоторого времени с , бизнес-планом следует сверяться, чтобы выявить по каким показателям компания отклонилась от него и можно ли считать эти отклонения благоприятными или нежелательными, а также определить, как (должен развиваться бизнес в будущем.

Порядок разработки бизнес-плана для получения инвестиций или диверсификации производства.

1. Принятие решения о разработке (концепции) проекта.

2. Принятие решения о разработке бизнес-плана.

3. Создание группы разработки бизнес-плана.

4. Подготовка данных для расчетов.

5. Выбор методики расчета и компьютерной программы.

6. Проведение необходимых технико-экономических расчетов.

7. Составление бизнес-плана.

8. Утверждение варианта бизнес-плана.

9. Проведение переговоров.

В-третьих, качественно (с соблюдением международных методик) подготовленный бизнес-план позволяет обсуждать наше предложение заинтересованными лицами (акционерами, партнерами) и, прежде всего, с потенциальными инвесторами. Такой бизнес-план позволит 1ить необходимые денежные средства для реализации наших идей. Большинство инвесторов не вложит деньги в бизнес, не познакомившись с бизнес-планом. Данное положение особенно актуально там, где находится большое количество банков и иностранных инвесторов.

В зависимости от задач, стоящих перед предприятием, различают следующие виды инвестиций в реальные активы (см. рис. 11.2).

Причиной, заставляющей вводить такого рода классификацию, является различный уровень риска, с которым сопряжены инвестиции.

Зависимость между типом инвестиции и уровнем риска отражена на рис. 11.2 стрелкой с правой стороны. Логика такой зависимости очевидна: она определяется степенью опасности неправильно определить возможную реакцию рынка на изменение результатов работы фирмы после завершения инвестиций. С этих позиций рассматривается организация нового производства, имеющего своей целью выпуск незнакомого рынку продукта.

Это особенно актуально для пищевой промышленности, конечный продукт которой предназначен для потребления широкими слоями населения, от реакции которых зависит успех продукта на рынке.

Таким образом, бизнес-план представляет собой документ, служащий для управления проектом.

Виды инвестиций и реальные задачи

В развитии инвестиционного проекта, а бизнес-план относится к этой категории, принято выделять несколько фаз: прединвестиционную, инвестиционную, эксплуатационную и ликвидационную (см. рис. 11.3).


4) инвестиции в создание новых производств




3) инвестиции в расширении проворства


2) инвестиции в повышение эффективности

1) инвестиции ради удовлетворения требований Государственных органов управления


Рис. 11.2. Виды инвестиций в реальные активы



Рис. 11.3. Фазы инвестиционного проекта

На протяжении прединвестиционной фазы проекта бизнес-план служит инструментом планирования, а в конце этой фазы — инструментом получения инвестиций. Во время инвестиционной и эксплуатационной фаз — это инструмент контроля над осуществлением проекта.

Бизнес-план составляется в прединвестиционной фазе проекта и имеет целью изучение конкретного направления деятельности фирмы (продукта или услуг) на конкретном рынке в сложившихся организационно-экономических условиях.

В течение инвестиционной и эксплуатационной фаз проекта в бизнес-план вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри фирмы, так и с изменениями на рынке, где действует фирма.

Бизнес-план широко используется практически во всех областях современной рыночной экономики независимо от масштабов и сферы деятельности предприятия, формы собственности. Естественно, что в зависимости от положения на рынке, предприятия будут уделять разное внимание различным разделам бизнес-плана, и степень их детализации тоже будет различна.

На рис. 11.4 представлены составные части бизнес-плана.

Фирмы, занятые предоставлением услуг, мало внимания уделяют производственному плану. Фирмы с прочным положением на рынке обращают больше внимания на продукционную и производственную стратегии. Начинающие фирмы вынуждены делать акцент на финансовой стратегии для получения инвестиций. Например, предприятия рыбной отрасли в бизнес-плане большое внимание уделяют маркетинговой стратегии, организационным, финансовым планам и планам производства.



Планы

Описание

Риск- менеджмент



Предприятия (субъект бизнеса)

Маркетинг

Возможные риски



Товары и услуги (объект бизнеса)

Производства

Предупреждение рисков



Рынка

(среда бизнеса)

Финансовый



Организационный



Рис. 11.4. Составные части бизнес-плана

2. Разработка и реализация бизнес- плана в инвестиционной деятельности

2.1. Формирование группы и организация разработки бизнес-плана инвестиционного проекта

Подготовку бизнес-плана могут осуществлять:

сам автор идеи при наличии определенных знаний, умений, техники, желания;

консалтинговая организация, имеющая в штате соответствующих специалистов;

рабочая группа (команда), состоящая из работников предприятия (см. рис. 11.5).



лицо, заинтересованное в реализации проекта

непосредственный руководитель разработки

и реализации проекта

Маркетолог

специалист по изучению рынка

Экономист


специалист по подготовке технико- экономического

Финансист


специалист, знающий особенности

кредитного рынка, наличие свободного

Программист


специалист по выполнению расчётов на компьютере


Рис. 11.5. Состав группы по разработке бизнес- плана

Структура бизнес-плана и содержание его разделов

Каждый проект в своем роде уникален, поэтому подготовка бизнес-плана — творческий процесс,

Существуют типовые методики, которые помогают подготовить бизнес-план. К сожалению, типовая методика разработки бизнес-плана для предприятий определенной отрасли не разработана. Кроме того, имеются утвержденные методики оценки бизнес-планов инвестиционных проектов. При подготовке бизнес-планов обычно знакомятся с различными методиками и выбирают из них оптимальную для данной отрасли и данного проекта.

В этих методиках обычно приведены сведения по маркетингу, производству, менеджменту, риск-менеджменту.

Общий макет бизнес-плана.

1. Титульный лист.

2. Оглавление.

3. Обзор (резюме).

4. Описание предприятия и отрасли.

5. Описание продукции.

6. Анализ рынка.

7. Маркетинговый план.

8. Производственный план.

На титульном листе должно быть указано, кто, кому, что и с какой целью представляет.

Оглавление (Содержание) соответствует структуре конкретного бизнес-плана.

Обзорный раздел (резюме). Цель (назначение) резюме — дать сжатый, короткий (1-2 страницы) обзор делового предложения, способный привлечь внимание инвестора и стимулировать его к дальнейшему рассмотрению плана.

Это наиболее важный раздел, так как потенциальные инвесторы начинают рассмотрение бизнес-плана именно с этого раздела. В резюме должны быть кратко описаны:

цели бизнеса;

стратегия реализации цели;

рынок сбыта и прогноз;

конкурентные преимущества;

прогнозируемые финансовые результаты;

компетенция и профессионализм управленческой команды;

потребность в инвестициях;

возможные риски и их компенсации.

Описание предприятия и отрасли. Задача этого раздела — охарактеризовать предприятие, уделив особое внимание его потенциалу и отличиям от существующих предприятий. Следует обратить особое внимание на его сильные и слабые стороны, но без акцентирования недостатков. Здесь обычно приводятся:

основные сведения о предприятии;

миссия и цели предприятия;

история предприятия;

месторасположение;

характеристика отрасли.

Выбор миссии предприятия — первый шаг на пути к процветанию или банкротству. Миссия предприятия имеет огромное значение для коммуникаций, как внутри предприятия (поскольку позволяет лучше понять цели бизнеса ее сотрудниками), так и вне (поскольку способствует доведению информации до акционеров, поставщиков и потребителей). Формулировка миссии должна:

быть выражена просто, в удобной для восприятия форме;

отражать задачи удовлетворения интересов и запросов потребителей;

пояснять, почему потребители будут покупать товары данного предприятия.

После выбора миссии предприятия, необходимо перейти к формулированию целей. Виды и классы целей представлены на рис. 11.6.

Цели должны обладать рядом характеристик:

конкретность (сформулировать результат);

обозримость (срок выполнения);

реальность, реализуемость (достижимость);

построение по иерархическому принципу.

Описание продукции (услуг). В этом разделе приводится подробная характеристика выпускаемой предприятием продукции или услуг с точки зрения потребителя и с точки зрения производителя, дается ее сравнение с продукцией конкурентов.

Описание продукции должно содержать:

наименование, сравнение с другими товарами, стадии жизненного цикла товара, стадия разработки продукта, возможности и особенности предприятия, позволяющие ему обеспечить успешный выпуск распространение продукта;

назначение, область применения;

показатели качества (наличие сертификата качества);

Рис. 11.6. Виды и классы целей предприятия



Цели развития

Цели стабилизации


Классы целей


Экономические

(достигнуть определённого уровня прибыли)

Количественные

(увеличить объём продаж)

Качественные

(внести коррективы в технологический процесс)

«Эгоистические»

(повышение престижа и улучшение имиджа предприятия)

Социальные

(улучшение социальных условий служащих,

сравнение рабочих мест)

Экологические

(устранение ущерба окружающей среды)

другие характеристики и параметры продукции (стоимость, технологичность, соответствие общепринятым стандартам, требования к контролю качества);

параметры внешнего оформления, упаковки и товарную марку;

данные о патентно-лицензионной защищенности.

Анализ рынка. В этом разделе следует показать, что наша продукция или услуги имеют рынок сбыта. При этом инвестор должен понять на чем основывается наша уверенность в успехе на рынке. Мы должны показать, что хорошо изучили как потребителей, так и конкурентов.

Анализ рынка содержит:

характеристику потребителей продукции;

характеристику рынка;

характеристику конкурентов;

определение места предложения предприятия на рынке относительно конкурентов, формулировку стратегии конкуренции.

План маркетинга. В этом разделе мы должны показать, что наша стратегия продвижения товара (услуг) на рынок обеспечивает успех, и при возникновении незапланированных обстоятельств у нас есть стратегия (и резерв) для достижения целей.

План маркетинга включает в себя:

стратегию ценообразования. Расчет и обоснование цены, ценовую политику;

систему реализации;

продвижение;

рекламу, затраты на рекламу;

персональные продажи;

прогноз продаж;

сервисное обслуживание.

Описывая стратегию маркетинга можно рассмотреть такие рыночные характеристики, как:

объем продаж;

расходы на потребителя;

прибыль;

тип заказчиков;

товар;

ценообразование;

реклама;

стимулирование сбыта.

С учетом этих характеристик анализируются позиции продукта на рынке и политика маркетинга, применяемая к нему на разных стадиях жизненного цикла (внедрение, рост, зрелость, падение).

На рис. 11.8 представлены этапы расчета цен на продукцию.



1. Определение целей ценообразования



2. Определение спроса



3. Оценка издержек



4. Анализ цен и товаров конкурентов



5. Выбор метода ценообразования



6. Установка окончательных размеров цен



7. Учёт мер государственного регулирования цен



Рис. 11.8. Этапы расчёта цен на производство

Производственная деятельность. Главная задача этого раздела — показать потенциальным инвесторам (или партнерам), что мы в состоянии реально обеспечить производство нужного количества товаров в нужные сроки и с требуемым качеством.

Производственная деятельность предприятия описывается в следующих подразделах:

схема производственных потоков;

план производства продукции;

расчет производственных затрат.

В этом же разделе рассчитываются страховой й динамический запасы, обеспечивающие стабильную работу предприятия. Расчеты проводятся по периодам времени с учетом индекса инфляции. Операционные торгово-административные издержки записываются отдельными строками и относятся к типу постоянных затрат предприятия:

подготовка производства;

стратегия в снабжении;

контроль качества продукции.

Рекомендации по оформлению бизнес-плана

Обычный объем бизнес-плана составляет 15-35 страниц. Оптимальным считается объем 20 страниц. Объем приложений недолжен быть больше объема основной части. Язык бизнес-плана должен быть простым и четким. Желательно наличие иллюстраций и диаграмм.

Деловая информация, представленная в бизнес-плане, должна быть надежно защищена.

    1. Презентация бизнес-плана

Презентация должна показать, почему необходимы запрашиваемые фонды и что мы:

правильно оцениваем ситуацию на рынке;

имеем четкую цель и план ее достижения;

способны найти выход из сложной ситуации;

умеем вести переговоры.

Содержание презентации в целом соответствует резюме и обязательно должно отразить, чем наш проект выгодно отличается от всех остальных проектов. Желательно также согласовать свои цели с целями инвестора.

Экспертиза бизнес-плана (анализ инвестиционных проектов)

Показатели эффективности бизнес-плана можно разделить на три категории:

коммерческие (финансовой эффективности) — учитывают интересы непосредственных участников; оценка обязательна для любого проекта;

бюджетной эффективности — учитывают интересы федерального, регионального или местного бюджета; оценка желательна для любого проекта;

экономической эффективности — учитывают интересы государства (экономики в целом), оценка обязательна для крупномасштабных проектов.

При сравнении инвестиционных проектов пользуются показателями:

чистый дисконтированный доход (ИРУ, ЧДД);

индекс доходности (И, ИД);

внутренняя норма доходности (ЩК, ВНД);

срок окупаемости (Т).

При оценке коммерческой эффективности проекта используется реальный поток денег. Если чистый дисконтированный доход проекта положителен, проект является эффективным (ЧДД > 0). Чем больше абсолютная величина ЧДД, тем эффективнее проект.

Индекс доходности связан с ЧДД. Если ИД больше 1, проект эффективен, если ИД меньше 1 — неэффективен.

ВНД проекта определяется в процессе расчёта и затем сравнивается с требуемой инвестором нормой дохода на вкладываемый капитал. Если ВНД равна или больше требуемой инвестором нормы дохода на капитал, инвестиции в данный проект оправданы, в противном случае они нецелесообразны.

Срок окупаемости - это период, в течение которого первоначальные вложения и другие затраты, связанные с проектом, покрываются суммарными результатами его осуществления.

С целью повышения надежности оценки эффективности проекта рекомендуется выполнять анализ чувствительности проекта, т.е. производить расчет при разных вариантах набора исходных данных.

Оценка финансового состояния предприятия, разрабатывающего бизнес-план, производится на основе анализа формы № 1 — «Баланс предприятия» и формы № 2 — «Отчет о прибылях и убытках».

При анализе финансового состояния предприятия рассчитываются показатели:

коэффициенты ликвидности;

коэффициенты деловой активности;

показатели структуры капитала;

коэффициенты рентабельности.

Проекты необходимо регулярно адаптировать к изменяющимся условиям реализации. При качественном анализе эксперту предлагается оценить возможности проекта по нескольким позициям.

1. Реальность концепции.

2. Качественные показатели.

3. Реклама и продвижение продукта.

4. Серийное производство.

5. Подготовка производства.

6. Оборудование.

7. Сервисное обслуживание.

8. Производственный персонал.

9. Патентная защита.

Некоторые показатели, рекомендуемые для аналитической работы

Наименование

показателя

Что

показывает

Как рассчитывается

Комментарий

Показатели ликвидности

Общий коэффициент

покрытия

Достаточность

оборотных средств у предприятия,

которые могут быть использованы им для погашения

своих краткосрочных обязательств

Отношение

текущих активов

( оборотных

средств) к текущим пассивам

(краткосрочным обязательствам)

От 1 до 2. Нижняя граница обусловлена

тем, что оборотных средств должно быть

достаточно, чтобы покрыть свои кратко-

срочные обязательства. Превышение

оборотных активов над краткосрочными

обязательствами более, чем в два раза

считается также нежелательным

поскольку свидетельствует о нерациональном вложении предприятием своих средств и неэффективном их использовании

Коэффициент

срочной

Ликвидности

Прогнозируемые

платежные

возможности

предприятия

при условии свое временного проведения расчетов с дебиторами

Отношение

денежных средств и краткосрочных

ценных бумаг

плюс суммы

мобилизованных средств в расчетах с дебиторами к краткосрочным обязательствам

1 и выше. Низкие значения указывают

на необходимость постоянной работы

с дебиторами, чтобы обеспечить возможность обращения наиболее ликвидной части оборотных средств в денежную форму для расчетов со своими поставщиками

Коэффициент

ликвидности

при

мобилизации

средств

Степень зависимости

платежеспособности

компании от

материально-

производственных запасов и затрат с

точки зрения

необходимости мобилизации денежных средств

для погашения своих краткосрочных обязательств

Отношение

Материально-производственных

запасов и

затрат

к сумме

краткосрочных обязательств

0,5-0,7

Показатели финансовой устойчивости

Соотношение

заемных и

собственных

средств

Сколько заемных

средств привлекло

предприятие на 1 рубль вложенных в

активы собственных

средств

Отношение всех обязательств

предприятия

(кредиты, займы и

кредиторская

задолженность) к

собственным

средствам

(собственному капиталу)

Значение соотношения должно быть

меньше 0,7. Превышение указанной границы означает зависимость предприятия от внешних источников средств, потерю финансовой устойчивости (автономности)

Коэффициент

обеспеченности

собственными

средствами

Наличие собственных

Оборотных средств у предприятия,

необходимых для его финансовой

устойчивости

Отношение

собственных

оборотных средств к общей

величине оборотных средств предприятия

Нижняя граница - 0,1. Чем выше

показатель (около 0,5), тем лучше

финансовое состояние предприятия, тем

больше у него возможностей в проведении независимой финансовой политики

Коэффициент

Маневренности собственных

оборотных

средств

Способность

предприятия

поддерживать уровень

собственного

оборотного капитала и пополнять оборотные средства

в случае необходимости за счет

собственных

источников

Отношение

собственных

оборотных

средств к общей

величине собственных

средств

(собственного

капитала

предприятия)

0,2-0,5. Чем ближе значение показателя

к верхней рекомендуемой границе, тем

больше возможностей финансового маневра у предприятия

Интенсивность использования ресурсов

Рентабельность

чистых активов

по чистой

прибыли

Эффективность

использования средств, при надлежащих собственникам

предприятия

Отношение

чистой прибыли

к средней за

период величине

чистых активов

Рентабельность чистых активов по

чистой прибыли должна обеспечивать

окупаемость вложенных в предприятие

средств акционеров

Рентабельность

реализованной

продукции

Служит основным

критерием при оценке уровня

котировки акций на

бирже

Отношение

прибыли от

реализованной продукции к объему затрат на производство

реализованной продукции

Динамика коэффициента может свидетельствовать о необходимости пересмотра цен или усиления контроля за

себестоимостью реализованной продукции

Другие

показатели рентабельности фондо-, энерго-,

материалоемкости и т. п.

Показатели деловой активности

Коэффициент

оборачиваемости

оборотного

материала

Скорость оборота

материальных и

денежных ресурсов

предприятия за анализируемый период или сколько

рублей оборота

(выручки) снимается с каждого

рубля данного вида

активов

Отношение

объема чистой

выручки от

реализации к средней за период

величине стоимости

материальных

оборотных

денежных средств и краткосрочных ценных бумаг

Нормативного значения нет, однако

усилия руководства предприятия во всех

случаях должны быть направлены на

ускорение оборачиваемости. Если

предприятие постоянно прибегает к дополнительному использованию заемных средств (кредиты, займы, кредиторская задолженность), значит, сложившаяся скорость оборота генерирует недостаточное количество денежных

средств для покрытия издержек и расширения деятельности

Коэффициент

Оборачиваемости собственного

капитала

Скорость оборота

вложенного

собственного

капитала или

активность денежных средств,

которыми рискуют

акционеры

Отношение

чистой выручки от реализации к среднему за период объему

собственного

капитала

Если показатель рентабельности собственного капитала не обеспечивает его

окупаемость, то данный коэффициент

оборачиваемости означает бездействие

части собственных средств, т. е. свидетельствует о нерациональности структуры. При снижении рентабельности

собственного капитала необходимо

адекватное увеличение оборачиваемости.

Рис. Примерная функциональная схема взаимосвязей по проведению финансово- экономического анализа предприятия

Выходные

аналитической

формы

и подробный

анализ

по разделам

Принятие решения

Б Директор по экономике

у И финансам

х.

о Бизнес- план

т

ч Производственно- Бизнес-

ё экономическое план

т обоснование

н

о

с

т

ь

Главный Группа анализа

бухгалтер и финансовых

Входные аналитические формы стратегий

Группа учёта Сектор анализа

основных средств финансово- экономической

и нематериальных деятельности

активов

Процесс формирования бюджетов по статьям затрат

Бюджет по

статьям

Подразд.,

ответств. за формирование

Согласующие

подразделения

Утверждение

бюджета

Срок

утверждения

Фонд оплаты

труда

Служба

управления

трудом и

заработной

платой

Производственная служба. Финансовая служба. Бухгалтерская служба

Директор по

экономике

За 10 дней до

начала периода

действия

бюджета

Материальные

затраты

Планово-

экономическая служба

Производственная служба. Финансовая служба. Бухгалтерская служба. Снабженческая служба

Директор по

экономике

За 10 дней до

начала периода

действия бюджета

Потребление

энергии

Планово-

экономическая служба

Производственная служба. Финансовая служба. Бухгалтерская служба. Служба главного энергетика

Директор по

экономике

За 10 дней до

начала периода

действия бюджета

Амортизация

Планово-

экономическая служба

Производственная служба. Финансовая служба. Бухгалтерская служба. Служба главного энергетика. Служба главного механика

Директор по

экономике

За 10 дней до

начала периода

действия

бюджета

Прочие расходы

Планово-

экономическая служба

Финансовая служба.

Бухгалтерская служба

Директор по

экономике

За 10 дней до

начала периода

действия

бюджета

Погашение

кредитов

Финансовая

служба

Финансовая служба.

Бухгалтерская служба

Директор по

экономике

За 10 дней до

начала периода

действия

бюджета

Налоги и

платежи во

внебюджетные

фонды

Финансовая

служба

Финансовая служба.

Бухгалтерская служба

Директор по

экономике

За 10 дней до

начала периода

действия

бюджета

Реализация проекта и бизнес-плана

Этап реализации бизнес-плана охватывает период от принятия решения об инвестировании до начала коммерческого производства, т. е. инвестиционную фазу. Это очень ответственная фаза, так как отклонения от первоначальных проектных данных могут подвергнуть опасности весь проект. Основные этапы реализации проекта (инвестиционной фазы проекта) представлены на рис. 11.9.


Запуск и начало производства

Обучение и назначение на должности

Предпроизводственный маркетинг

Закупка материалов и сырья

Установка оборудования

Приобретение и передача технологии

Строительные работы

Переговоры и заключение контрактов

Организационное создание

Финансовое планирование

Образование фирмы

Назначение команды внедрения

Заключение

Важной задачей является проблема привлечения инвестиций, в том числе и зарубежных, в действующие и развивающиеся предприятия. Для этого необходимо представить фирму на рынке, а также оформить проект, требующий инвестиций. Для этих и некоторых других целей используется бизнес-план.

В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструмен­том и визитной карточкой фирмы. Хорошо разработанный бизнес-план помогает предприятию расти, завоевывать новые позиции на рынке, увеличивать доходы, а также доходы своих работников.

Бизнес-план является постоянно действующим документом; он си­стематически обновляется, в него вносят изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри фирмы, так и с изменениями на рынке, где действует фирма.

В инвестиционной деятельности бизнес-план опирается на:

• конкретный проект производства определенного товара (услуг) создание нового типа изделий или оказания новых услуг и т. д.;

• всесторонний анализ производственно-финансовой и коммерческой деятельности организации, целью которого является выделение ее сильных и слабых сторон, специфики и отличий от других аналогичных фирм;

• изучение конкретных финансовых, технико-экономических и организационных механизмов, используемых в экономике для решения конкретных задач.

Бизнес-план является одним из документов, определяющих стратегию развития фирмы.

Бизнес-план состоит из нескольких разделов.

1. Возможности фирмы-(резюме).

2. Виды товаров (услуг).

3. Рынки сбыта товаров (услуг).

4. Конкуренция на рынках сбыта.

5. План маркетинга.

6. План производства.

7. Организационный план.

8. Правовое обеспечение деятельности фирмы.

9. Оценка риска и страхования.

10. Финансовый плац.

11. Стратегия финансирования.

Подготовку бизнес-плана могут осуществлять:

сам автор идеи при наличии определенных знаний, умений, техники, желания;

консалтинговая организация, имеющая в штате соответствующих специалистов;

рабочая группа (команда), состоящая из работников предприятия

Список использованной литературы

1. Янковский К.П., Мухарь И.Ф. Организация инвестиционной и инновационной деятельности. – СПб: Питер, 2001. – 448 с.

2. Слепнева Т.А., Яркин Е.В. Инвестиции: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 176 с.

3.