Конкуренция в банковской сфере


Реферат >> Банковское дело

Содержание

Введение………………………………………………………………………...........3

Глава 1 Современные особенности и закономерности конкуренции в

банковской сфере…………………………………………………………………….6

1.1 Понятие банковской конкуренции и сфера её деятельности…………............6

1.2 Особенности банковской конкуренции………………………………………..8

Глава 2 Современные тенденции развития банковской системы………………12

2.1 Современная эффективная банковская система……………………………...12

2.2 Позитивные и негативные тенденции в банковской сфере……...………….19

Глава 3 Анализ конкурентных особенностей российских банков……………..22

3.1 Оценки конкуренции в сфере основной деятельности банков……..……….22

3.2 Конкуренция на рынках кредитования и депозитов…………………………25

Заключение………………………………………………………….………………28

Список используемой литературы……………………………………...…………29

Введение

Современный коммерческий банк является сложным социально-экономическим объектом, поэтому его следует рассматривать в качестве системы. Как система коммерческий банк имеет следующие черты:

- открытость, т.е. система, осуществляющая двусторонний обмен с внешней средой информацией, финансовыми и трудовыми ресурсами;

- самоуправляемость;

- организованность, т.е. внутренняя упорядоченность и структуризация (распределение функций между отдельными подразделениями);

- социальность, т.е. система, состоящая из людей, являющаяся элементом существующего общества. Для банковской сферы характерна высокая степень развития отношений конкуренции (от латинского «concure» «бежать к цели»).

Конкуренция как экономическое явление представляет сбой экономический процесс соперничества, борьбы продавцов и поставщиков при реализации продукции, соперничества между отдельными производителями или поставщиками товара или услуги за наиболее выгодные условия производства и реализации. Поскольку субъектами конкуренции являются продавцы и покупатели, различают конкуренцию среди продавцов и среди покупателей. Конкуренцию также принято разделять на ценовую, основанную, главным образом, на снижении цен, и неценовую конкуренцию, основанную на совершенствовании качества продукции и условий ее продажи.

Конкуренция является весьма действенным механизмом стихийного регулирования пропорций общественного производства. Текущее кризисное состояние как мировой, так и отечественной экономики весьма активно сказывается на конкуренции во всех сферах деятельности, в том числе и банковской. Это и определяет повышенный интерес к проведению исследования состояния конкуренции в банковской сфере Российской Федерации.

Итак, целью данного исследования является разработка комплексного и теоретически обоснованного подхода к конкуренции в банковской сфере Российской Федерации.

Данной цели достигнем путем последовательного решения следующих задач:

- дадим общую характеристику банковской конкуренции;

- проанализируем специфику деятельности коммерческих банков;

- определим систему целей и функций деятельности коммерческого банка в условиях конкуренции;

- определим понятие и отличительные черты банковской конкуренции;

- охарактеризуем современные тенденции и формы развития банковской конкуренции;

- проведем анализ специфики банковского рынка;

- охарактеризуем текущее состояние банковского сектора;

- определим основные аспекты развития системы обеспечения конкуренции в банковской сфере;

- охарактеризуем современное состояние банковской конкурентной среды.

Объектом данного исследования является конкуренция, которую можно наблюдать в банковском секторе Российской Федерации.

Цель курсовой работы: проанализировать специфику банковской конкуренций, а также выявить основные тенденции конкуренции в банковском секторе экономики России.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

- выявить значимость конкуренции в банковском секторе экономики, определить ее формы и функции;

- показать роль конкуренции в развитии банковского сектора экономики;

- раскрыть сущность, направления и методологические основы мониторинга конкуренции в банковском секторе экономики;

- обосновать текущее состояние на рынке банковских услуг в аспекте развития конкуренции в банковском секторе экономики.

Предметом исследования являются экономические отношения, складывающиеся в процессе конкуренции в банковской сфере.

Объектом исследования выступают институты банковского сектора экономики России. Конкуренция в банковском секторе экономики рассматривается через взаимосвязь теории и практики, на основе сочетания микро- и макроэкономического подходов.

Теоретическую базу работы составили фундаментальные работы ведущих экономистов, научные статьи в экономических журналах и статистические данные, а также законодательные и нормативные акты. Научная новизна работы определяется тем, что в настоящей работе осуществлено комплексное исследование проблем конкуренции в банковской сфере. Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что выполненное исследование развивает мало разработанное в отечественной экономической науке направление, расширяет его методологический и методический аппарат. Оно направлено на решение крупной практической проблемы развития конкуренции в банковском секторе экономики и вносит определенный вклад в обеспечение стабильного функционирования банковской системы страны и национальной экономики.

Курсовая работа включает введение, три главы, заключение и список литературы. Первая и вторая глава работы освещают теоретическую базу формирования банковской конкуренции, в третьей главе проведен анализ текущего состояния и представлены основные тенденции развития.

Глава 1. Современные особенности и закономерности

конкуренции в банковской сфере

1.1 Понятие банковской конкуренции и сфера её деятельности

В общем виде конкуренцию можно определить как соперничество рыночных субъектов, заинтересованных в достижении одной и той же цели. Такими рыночными субъектами являются либо продавцы, либо покупатели. Характерные признаки конкуренции следующие:

- Существование рынков с альтернативными возможностями выбора для покупателей (продавцов).

- наличие большего или меньшего количества покупателей (продавцов), соревнующихся между собой и использующих различные инструменты рыночной политики.

- чередование применения этих инструментов одними конкурентами и ответных мер других конкурентов.

Аналогично банковская конкуренция – это совершающийся в динамике процесс соперничества коммерческих банков и прочих кредитных институтов, в ходе, которого они стремятся обеспечить себе прочное положение на рынке кредитов и банковских услуг.

Сферой банковской конкуренции является банковский рынок. Его специфика заключается в том, что это - очень сложное образование, имеющее весьма широкие границы и состоящее из множества элементов. Правильнее говорить не об одном, а о многих банковских рынках.

Современные коммерческие банки функционируют в роли продавцов или покупателей практически во всех рыночных секторах. Если рассматривать рыночную систему с точки зрения объектов купли-продажи, можно сказать, что в неё входят следующие сектора:

1. Рынок средств производства и производственных услуг. На него коммерческие банки выходят в роли продавцов банковских услуг для предприятий (расчётное обслуживание, ведение счетов, управление финансами корпораций), финансовых посредников (кредитование производственных объектов), а также в роли покупателей производственных ресурсов (приобретение офисного оборудования).

2. Рынок предметов потребления и потребительских услуг. Здесь банки выступают как финансовые посредники (выдача ссуд на потребительские цели), но иногда и как покупатели (организация приёмов в рамках работы с общественностью).

3. Рынок труда. Он является целевой областью кадровой политики банков, которым неизбежно приходится время от времени обновлять или пополнять свой персонал, выходя на этот рынок в качестве покупателей.

4. Рынок интеллектуально-информационного продукта. На нём банки могут действовать и как продавцы банковских услуг (финансовое консультирование), и как покупатели производственных ресурсов (программное обеспечение для ЭВМ).

5. Рынок недвижимости. Здесь банки выступают чаще всего как финансовые посредники (ипотечное кредитование) и лишь относительно редко как покупатели (приобретение земельных участков и помещений для офиса) или продавцы (реализация залога по невозвращённому ипотечному кредиту).

6. Финансовые рынки. В этой сфере банки являются одними из главных действующих лиц.

Среди финансовых рынков можно выделить:

- рынок ссудных капиталов. С одной стороны, банки покупают временные права на денежные ресурсы у своих вкладчиков, с другой - выступают как продавцы при выдаче ссуд;

- рынок ценных бумаг. Выполняя поручения клиентов, а также по собственной инициативе банки осуществляют куплю-продажу ценных бумаг и играют попеременно то роль продавцов, то роль покупателей;

- рынок валют и драгоценных металлов. Роль банков на этом рынке аналогична их роли на рынке ценных бумаг.

Таким образом, мы видим, что сфера банковской конкуренции очень обширна, а конкурентная среда многообразна и разнородна.

1.2 Особенности банковской конкуренции

Банковская конкуренция обладает целым рядом специфических черт, отличающих её от конкуренции в промышленности или в других отраслях национальной экономики и заслуживающих отдельного обобщения. К выявленным особенностям относятся:

1. Первая из особенностей конкуренции на рынке банковских услуг, обусловлена таким специфическим свойством товара, которым оперируют финансовые организации, как всеобщая эквивалентность денег.

Денежные средства являются даже не высоко ликвидным, а абсолютно ликвидным товаром, в связи с чем довольно трудно поддаются замещению другими товарами. В этом смысле деньги не являются товаром эластичного спроса.

Как справедливо указывал М.И. Пискотин, деньги обладают ничем не заменимой способностью, поддерживая жизнедеятельность многих миллионов клеточек экономического организма, обеспечивая их взаимодействие, превращая их в единое целое, автоматически реагировать на любые изменения, как в самом организме, так и во внешней среде. Это важнейшая саморегулирующаяся система, жизненно необходимая обществу. На нее можно воздействовать, в ней можно заменить искусственными или соединить отдельные артерии, встроить необходимые корригирующие механизмы, но заменить ее целиком невозможно. Эта незаменимость придает конкуренции, осуществляемой в сфере предоставления банковских услуг, более острый характер, что обусловливает известную приверженность кредитных организаций к высокорисковым операциям.

2. Второе существенное отличие рынка банковских услуг от товарных рынков тоже обусловлено тем, что "товаром", который обращается, являются деньги и связанные с ними финансовые инструменты.

В подавляющем большинстве случаев этот "товар" эфемерен. Его нельзя пощупать руками или ощутить на вкус. Электронные деньги для оператора являются не более чем цифрами, мелькающими на экране дисплея. Поэтому мир (действительность) финансового рынка в известном смысле виртуален. Реальность здесь зачастую не дана участнику рынка в ощущения. Она формируется в том же процессе, что и мышление участника рынка, а иногда и посредством этого мышления.

3. Рынки финансовых услуг все чаще имеют дело с финансовыми инструментами, среди которых все большее место занимают совершенно новые, ранее неизвестные инструменты. Банковские рынки привлекают к себе лучшие умы. Сочетание интеллектуальных способностей с компьютерными технологиями предполагает широкое поле для фантазий, которые, как показывает практика, не имеют границ. Здесь можно найти производные инструменты на любой базовый актив, можно увидеть производные инструменты там, где базовым активом является другой производный инструмент либо такого актива вообще нет, а есть, например, какой-либо произвольно меняющийся индекс-коэффициент.

4. Четвертая особенность конкуренции на рынке банковских услуг, отличающая ее от конкуренции на товарных рынках, связана с мобильностью (подвижностью) финансового капитала.

Финансовый капитал является еще более мобильным, чем физические инвестиции, он занимает привилегированное положение - он может избегать страны, в которых подвергается высоким налогам и строгому регулированию. Кредитные организации как субъекты, обеспечивающие соответствующую направленность движения финансового капитала (канализацию финансовых потоков), играют в этом процессе ключевую роль.

5. Пятое отличие конкуренции на рынке банковских услуг от конкуренции на товарных рынках состоит в том, что приближенность к экономическому центру кредитной организации создает ей более весомые конкурентные преимущества по сравнению с аналогичным местоположением предприятия, конкурирующего на товарном рынке. В связи с этим М. Портер утверждает, что конкурентная "стратегия должна быть основана на понимании того, как местоположение влияет на конкурентное преимущество".

6. Рынок банковских услуг более глубоко вовлечен в процесс глобализации экономики по сравнению с товарными рынками. Глобализация экономики характеризуется изменениями мировой экономической структуры, произошедшими за последние два десятилетия. В рамках этих изменений наметились четыре главные структурные тенденции:

- изменения в отношениях между сырьевыми и промышленно развитыми странами;

- переход промышленно развитых стран от трудоемкого к наукоемкому производству;

- повышение значения международного движения капитала в мировой торговле;

- возрастание степени диверсификации деятельности многонациональных корпораций, в том числе международного инвестирования в современные предприятия и соглашения о партнерстве.

7. Особенностью рынка банковских услуг, влияющей на формы и способы конкурентной борьбы, является активное нежелание конкурирующих субъектов испытывать на себе какое-либо регулирующее воздействие уполномоченных государственных органов. Чаще всего это делается "не по соображениям производственной необходимости, а из желания укрыть прибыли от риска или кредиторов, избежать налогообложения либо ограничительного действия законодательства в странах, где оперирует компания. Имеют здесь место и такие психологические" причины, как стремление отвести угрозу национализации, скрыть истинные размеры предприятия.

8. Специфический характер на рынке банковских услуг приобретает такая форма ведения конкурентной борьбы, как создание объединений юридических лиц - объединений, предполагающих отношения власти и подчинения, а также разнообразные формы зависимости между участниками финансового рынка. Специфика рынка банковских услуг состоит в том, что:

- во-первых, используются опять-таки привлеченные, т. е. по сути дела чужие, а не собственные средства;

- во-вторых, отношения власти и подчинения (контроля и зависимости) в данном случае приобретают исключительно денежный характер;

- в-третьих, ответственность и иные обременительные обязанности, связанные с осуществлением права собственности, остаются на подконтрольном (зависимом) юридическом лице, в то время как хозяйственная власть и господство осуществляются в условиях отсутствия хозяйственных рисков.

В качестве основных закономерностей банковской конкуренции на современном этапе можно назвать следующие:

- универсализация банковской деятельности.

- либерализация государственного регулирования банковской деятельности.

- расширение региональной и национальной сферы деятельности кредитных институтов.

Глава 2. Современные тенденции развития банковской

системы

2.1 Современная эффективная банковская система

Современная эффективная банковская система – это банковская система, которой, во-первых, свойственны качественное выполнение основных функций банковской системы в экономике: сохранность вкладов; финансовое посредничество, то есть перераспределение капитала, рисков и доходов в экономике; агрегирование и сохранение банками экономической информации. Во-вторых, что не менее важно, это наличие спроса на банковские услуги и способность банковской системы предоставлять такие услуги вовремя и качественно. Банковская система должна уметь делать то, что необходимо экономике.

Возникновение глобального финансового кризиса представляет собой не случайное, а закономерное явление, связанное с долгосрочными тенденциями мирового политического и экономического развития. В то же время нынешний кризис имеет свои особенности и отличительные черты, связанные с далеко зашедшими процессами глобализации, региональной политической и экономической интеграции, глобальной миграции и т.д. Во многом порожденный этими специфическими процессами, он является важным рубежом в мировом развитии.

Его природа сложна и многогранна. Это не просто финансовый («банковский») или экономический («ипотечный», «продовольственный», «энергетический» и т.д.) кризис. Это кризис прежнего мироустройства, прежнего мирового порядка, и прежде всего – неолиберальной модели глобализации в том виде, как она сформировалась к концу XX в. К числу наиболее важных черт этой модели относятся доминирующая роль США как мирового экономического, политического и военного лидера, полное отделение в экономике финансовой сферы от производственной и связанное с этим наличие огромного количества ничем не обеспеченных финансовых активов. Глобальный экономический кризис выявил проблематичность в существующих моделях банковских систем. В то же время большинство государств оказались не готовыми к пересмотру прежней модели банковской системы и в настоящее время не имеют эффективной стратегии преодоления кризиса.

Нынешний кризис, как и все прошлые в Западной региональной цивилизации, непосредственно порождён принципами построения и функционирования кредитно-финансовой системы, принятыми в ней и во второй половине ХХ века распространившимися из неё в процессе глобализации вместе с её культурой в другие регионы планеты (включая и Россию).

Наиболее характерными чертами в развитии зарубежных банковских систем, на сегодняшний день, являются:

- дерегулирование финансовых рынков и либерализация банковского законодательства;

- вторжение крупных нефинансовых корпораций в банковское дело;

- повышение конкуренции банков и небанковских кредитных учреждений;

- дезинтеграция – утрата банками традиционных функций посредничества;

- появление виртуальных банков;

- интернационализация и глобализация в банковском деле – появление и быстрое закрепление на финансовом рынке господства транснациональных банковских гигантов;

- финансовые инновации;

- универсализация и диверсификация в банковской деятельности;

- миниатюризация банков;

- использование повсеместно электронных денег.

Дерегулирование финансовых рынков и либерализация банковского законодательства заключается в содержании законодательных реформ, имевших место в большинстве стран с развитой рыночной экономикой. Реформы были направлены на смягчение или полную отмену таких ограничений и запретов в области финансовой деятельности, как:

- территориальная экспансия банков (открытие новых учреждений, расширение филиальной сети, создание холдингов и т.п.);

- регулирование процентных ставок и тарифов на финансовые услуги (отмена предельных ставок по активным и пассивным операциям);

- введение в практику новых финансовых инструментов и новых видов обслуживания (например, открытие так называемых «гибридных» счетов, сочетающих характеристики текущего счета (счета до востребования) и срочного счета, предполагающего получение процентов владельцем счета);

- запрет на выполнение операций с корпоративными ценными бумагами для коммерческих банков, который был отменен, в частности, в США.

Принятие этих законодательных ограничений на разных исторических этапах имело целью оградить банковское дело от чрезмерного риска, разрушительной конкуренции, опасности лавинообразного развития банкротств, чреватых серьезными потерями для клиентов банков и для экономики в целом. Однако специфическое сочетание многих причин: резкое усиление конкуренции со стороны небанковских финансовых посредников и, как результат, падение прибыльности банков по сравнению с их соперниками; инфляция, сделавшая нетерпимой дальнейшую фиксацию цены банковских услуг, и, наконец, бурный рост финансовых инноваций в виде производных финансовых инструментов и услуг – диктовало необходимость отмены запретов и ослабления административного контроля над деятельностью банковских учреждений.

Вторжение крупных нефинансовых корпораций в банковское дело также имело свои особенности. Крупные финансовые компании, такие как General Electric, Ford Motors Company и другие создали «небанковские банки» - финансовые учреждения, выполняющие некоторые банковские функции. Сделано это для того, чтобы обойти строгое банковское законодательство, регламентирующее банковские операции, и иметь возможность страховать, работать с корпоративными ценными бумагами, лизингом и недвижимостью, осуществлять консалтинг, то есть выполнять те функции, которые официально банкам были запрещены. Это позволило финансовым конгломератам захватить банковский бизнес, что привело к повышению конкуренции банков и небанковских кредитных учреждений.

Вследствие прямого выхода крупных промышленных фирм на рынки капитала, минуя финансовых посредников, через продажу на рынке своих коммерческих бумаг (краткосрочных необеспеченных обязательств), банки потеряли значительную долю рынка депозитов и кредитов, что заставило их искать иные источники доходов, следствием чего явилась дезинтеграция – утрата банками традиционной функции посредничества и поиск новых функций и форм работы, способных компенсировать утраченные позиции. Выходом явилось стремительное вовлечение банков в торговлю ценными бумагами, в частности, секьюритизация – продажа активов. Оформленных в виде ценных бумаг, банкострахование – слияние секторов страхования жизни и розничного банковского бизнеса, а также появление виртуальных банков.

Виртуальные, или кибербанки (также встречаются понятия «прямые» банки, домашний банкинг) позволили приблизить банковские услуги клиентам, сделать работу более комфортной для обеих сторон. Благодаря такой форме функционирования банки снизили издержки, сэкономив на обслуживающем персонале, с точки зрения маркетинга – сегментировали рынки и банковские продукты, повысили качество предоставляемых услуг, ускорив расчеты, пополнили информационные базы банков данными о финансовом поведении клиентов.

Интернационализация и глобализация в банковском деле – появление и быстрое закрепление на финансовом рынке господства транснациональных банковских гигантов – процесс стремительного расширения сферы деятельности крупных банков за пределы национальных границ, сопровождающийся созданием сети зарубежных филиалов и повышением доли операций с иностранными клиентами. Сегодня не новость объединение немецких и японских финансовых супергигантов, слияние американских и японских банковских институтов.

Одним из парадоксов современного развития мировой банковской системы является то, что, несмотря на все меры регулирования и контроля (осуществляемые как на национальном уровне, так и в глобальном масштабе), банковская система никогда еще не была столь нестабильна, как в последние годы. Существующие методы регулирования банковской деятельности нередко считаются неадекватными, слишком грубыми, что требует дополнительных усилий по разработке новых приемов и методов оценки банковских рисков. А настоящий банковский кризис в мире и в России в том числе прямое тому подтверждение.

Причинами этого явления, по нашему мнению, являются как внутренние - повышенная рискованность банковского бизнеса по сравнению с другими отраслями экономики, так и внешние. Среда (Средой, в которой функционируют банки, мы называем их экономическое, политическое окружение, законодательные основы их деятельности, социально-экономический, психологический климат, географическую среду, информационную среду и т.д.), в которой функционируют банки развивается, изменяется очень быстро. Прежде всего, имеется в виду развитие финансовых инноваций и рост объемов новых финансовых продуктов и услуг, что приводит к возрастанию рисков практически на всех финансовых рынках (денежных и рынках капиталов).

В целом финансовые инновации стали одним из мощных факторов, повлиявших на развитие современного банковского дела. Их можно проклассифицировать на организационные инновации (транснациональные и виртуальные банки), инновации продуктов (фьючерсы, опционы, свопы, секьюритизация) и инновации процессов (мультипродукт – предоставление одной и той же услуги разными способами: получение кредита классическим способом, через пластиковую карту, векселем в виде овердрафта, с использованием домашнего банкинга и т.д.)

Универсализация и диверсификация в банковской деятельности характеризуется предоставлением кредитными учреждениями максимального спектра услуг максимально возможному спектру клиентов. Это необходимо для компенсации убытков одного филиала или одного вида деятельности за счет другого, то есть для минимизации рисков в банковской деятельности, которые были, есть и будут особенностями работы кредитного учреждения во все времена.

Статистические данные свидетельствуют о том, что банки США и Великобритании в последние годы имели излишек капитала (превышение требований Базельского соглашения). В результате в настоящее время банки избирают различную тактику:

- одни банки приобретают другие банки и расширяют собственную филиальную сеть;

- другие банки увеличивают активы и, соответственно, испытывают на себе возросший уровень риска;

- третьи стремятся возвращать средства своим акционерам, а не увеличивать активы.

Подобный подход позволяет снизить банковские риски и, соответственно, повысить доходы и ликвидность банка.

Одновременно наблюдается существенное возрастание рисков, связанных с банковской деятельностью, что ставит проблему "риск - ликвидность" в центр управления банковскими операциями.

Важной мировой тенденцией современности можно назвать миниатюризацию банков.

Для справки: Среди крупнейших компаний мира в первой десятке банков нет, а во второй - HSBG и Bank of Tokyo. Среди 25-ти крупнейших компаний Европы - лишь 5 банков.

Уже сегодня создаются банки, которые будут иметь наибольшее влияние в ближайшем будущем. По сравнению с современными мегабанками банки будущего будут значительно меньше по своим размерам, что дает нам право называть их микробанками. На мой взгляд, именно эти банки станут массовым явлением и впишут свою страницу в историю успешного банковского бизнеса XXI века. Это будут мелкие кредитные институты, имеющие значительно меньше сотрудников, чем только персонал существующих сегодня Департаментов информационных технологий (IT - департаментов) мегабанков. Тем не менее, микробанки будут глобальными игроками на рынке, имея лишь небольшие офисы и подчиняясь в своей деятельности законодательствам сразу нескольких стран. Они смогут выполнять широкий спектр банковских операций и услуг практически из любой точки земного шара, существуя практически полностью в киберпространстве - это так называемые виртуальные банки для обслуживания виртуального мира.

По моему мнению, основной вопрос надежности, стабильности банков - это не только вопрос размеров его собственного капитала, а в большей степени - проблема качества управления им.

Электронные наличные станут деньгами будущего. В этой связи правительства считают, что чем больше операций будет совершаться в электронной форме, тем больше возможностей они получат для контроля за операциями своих граждан по переводам денежных средств и смогут восполнить пробелы своих систем, используемых в глобальном масштабе для предотвращения ухода от налогов.

Но уже сейчас очевидно, что этим надеждам не суждено сбыться не только из-за огромного числа осуществляемых банками операций, что не даст возможности проводить их реальный мониторинг, но еще и потому, что банки в большинстве своем будут все в большей степени оперировать в оффшорных зонах. Они смогут даже проводить свои операции параллельно из разных точек земного шара, с тем, чтобы уйти от национального банковского контроля и надзора.

В современных условиях, чтобы избежать дестабилизации национальных кредитно-банковских систем проводятся следующие антикризисные меры, которые практически полностью совпадают во всех странах, которые так или иначе затронул кризис:

- рекапитализация банков;

- предоставление стабилизационных кредитов;

- меры по реструктуризации банковской системы, включая содействие объединению банков и их национализацию;

- снижение процентной ставки практически до нуля;

- резкое расширение вплоть до 100% гарантий по вкладам физических лиц в банках;

- меры по расчистки балансов банков, включая предоставление гарантий по проблемным активам и др.

Эти антикризисные меры можно также отнести к современным тенденциям, присущим банковским системам различных стран.

На мой взгляд, причины мирового банковского кризиса обусловлены самой современной экономической моделью. Как бы долго аналитики не искали основную причину экономического и финансового кризиса, очевидно одно – крах мировой экономики происходит в результате ее несовершенства. Причина кризиса, по моему мнению. Должна быть достаточно весомой, это серьезный изъян, делающий всю экономическую систему, в том числе и банковский сектор, несовершенной, подверженной кризисам.

2.2 Позитивные и негативные тенденции в банковской сфере

Аналитики утверждают, что небольшое развитие банковской сферы все-таки заметен. Конечно, пока российские банки заметно отстают от зарубежных, но в сравнении с предшествующими годами прогресс, хоть и не великий, но есть. На банковском форуме, организованном газетой «Ведомости» компания Standard & Poor’s обозначила некоторые позитивные и негативные тенденции.

Среди позитивных рейтинговых факторов и тенденций в банковской сфере компания S&P отметила:

• позитивная макроэкономическая ситуация;

• хороший потенциал роста бизнеса и прибыли;

• растущая диверсификация бизнеса и укрепление рыночных позиций банков;

• положительная динамика показателей благосостояния в среднесрочной перспективе;

• повышающиеся транспарентность и качество управления в корпоративном секторе;

• укрепление систем управления рисками и бизнес-процессами;

• высокая процентная маржа, но расходы на развитие и поддержание бизнеса растут;

• качество активов на приемлемом уровне, но уязвимо к росту долговой нагрузки и негативным изменениям конъюнктуры и цикла.

Но также были оглашены и негативные тенденции и факторы:

• концентрированная структура экономики;

• быстрый рост деятельности при том, что возвратность ссуд не проверена в условиях экономического спада;

• доминирование государственных банков, высокая фрагментированность и конкуренция (впрочем, наличие высокого неосвоенного спроса банковские услуги несколько смягчает негативный эффект этих факторов);

• все еще слабая прозрачность и корпоративное управление;

• сохраняющиеся недостатки в системе регулирования и надзора;

• высокая концентрация на отдельных заемщиках и вкладчиках;

• растущий разрыв в сроках погашения активов и пассивов;

• понижательный тренд уровней капитализации и резервирования;

• высокая, хотя и снижающаяся зависимость доходов от операций с ценными бумагами.

Условия положительного развития российских банков:

• необходимость повышения уровня доверия к банковской системе, ее устойчивости и предсказуемости развития;

• дальнейшая консолидация и укрупнения бизнеса – залог долгосрочной эффективности и рентабельности;

• усложнение и удлинение сделок, неустойчивая операционная среда требуют значительного усовершенствования систем управления рисками, ликвидностью и активами и пассивами;

• рост капитала и ресурсной базы – необходимое условие успешной долгосрочной работы банков.

Глава 3. Анализ конкурентных особенностей российских банков

3.1 Оценки конкуренции в сфере основной деятельности банков

Для оценки конкуренции в сфере основной деятельности банков следует рассмотреть тенденции и процессы, происходившие в банковской системе как в начале кризиса, так и нынешние.

В докризисной модели финансирования российской банковской системы основное внимание было сконцентрировано на привлечении иностранного капитала, который обеспечивал ликвидность рынка. Деньги привлекались с помощью межбанковских кредитов, выпуска еврооблигаций и других методов. С началом кризиса приток иностранного капитала остановился. Банки вынуждены были прибегнуть к привлечению вкладов, причем резко увеличив ставки по депозитам в связи с возросшей конкуренцией в данной сфере деятельности. Максимальные ставки достигали уровня 20-22%. Соответственно увеличились ставки по кредитам - вплоть до 50%, что вызвало рост депозитов и сокращение кредитного портфеля. Хотя кредитование было снижено, значительно возросла конкурентная борьба за надежных заемщиков. Основной же доход банков в этой ситуации стал формироваться за счет операций на финансовых рынках (валютном, фондовом).

Сейчас ситуация на рынках стабилизировалась, постепенно возобновляется приток в банковский сектор иностранного капитала, исчезла острая необходимость в привлечении средств за счет вкладов населения. В итоге существенно снизилась конкуренция в этой сфере. Ставки по депозитам начали падать. Многие банки, имеющие достаточно большие пассивы, даже ставки по депозитам выставляют ниже официального уровня инфляции и ниже ставки рефинансирования ЦБ РФ. Вместе с тем приток новых депозитов не остановился и продолжает нарастать.

Восстановив ликвидность, банки все больше стали обращаться к расширению кредитования. Конкурентная борьба здесь набирает темпы - причем не только за надежных заемщиков, но и за розничных клиентов. Совокупный кредитный портфель несколько месяцев подряд показывает стабильный рост. За январь - сентябрь 2010 г. он увеличился на 6,6%, хотя вплоть до середины 2010 г. стагнировал.

Оценка конкуренции. Существует множество методов оценки конкуренции в банковской сфере. Большинство из них предполагает построение сложных математических моделей (точность которых вызывает ожесточенные споры в научных кругах), а также расчет огромного количества показателей. Для простоты и наглядности можно воспользоваться методикой оценки рыночной концентрации, позволяющей определить структуру рынка. Это, в свою очередь, даст возможность оценить сложившиеся условия конкуренции в банковском секторе.

На основе выборки из десяти крупнейших (по активам) банков были проанализированы их доли рынка по пяти показателям: активы, кредиты физическим и юридическим лицам, депозиты физических и юридических лиц. Кроме того, проанализированы в совокупности рыночные доли трех, пяти и десяти ведущих банков России

Структура банковского рынка по активам. Анализ активов российской банковской системы показывает, что на три крупнейшие кредитные организации приходится 39, 8% общих активов российской банковской системы, на пять - 45,8%, на десять - более половины (55, 7%).

Известно, что на рынке лидируют государственные банки. Шесть из десяти крупнейших банков являются государственными или квазигосударственными, т. е. 48, 4% рынка контролируется государством(1), причем только Сбербанку принадлежат 26% совокупных активов банковской системы.

Оценить концентрацию и степень монополизации рынка можно также с помощью индекса Херфиндаля - Хиршмана (HHI), который широко используется в США и играет существенную роль в антимонопольном законодательстве. Например, слияние двух банков в этой стране получает одобрение, если HHI увеличится не более чем на 200 пунктов и в итоге не превысит 1800. Чем выше значение индекса, тем ниже интенсивность конкуренции, и наоборот. Значение его возрастает по мере роста концентрации в отрасли и при чистой монополии составляет 10 000 пунктов.

Учитывая структуру российского рынка, для более точной оценки произведем расчет индекса Херфиндаля - Хиршмана не только по банковской системе в целом, но и для выборки из 30, 100 и 250 крупнейших банков. Исходные данные были взяты по 957 банкам. Индекс HHI для банковской системы в целом составил 907, для ТОП-30 банков - 1649, для ТОП-100 - 1158, а для ТОП-250 - 999 пунктов.

Выводы, сделанные при анализе долей банковских активов: несмотря на большое количество банков (по данным ЦБ РФ, на 01. 10. 2010 - 1036), весь рынок распределен между крупнейшими 200-300, причем более 60% принадлежит первой десятке банков, из которой свыше половины контролируется государством. Более 700 российских кредитных организаций не оказывают существенного влияния на рынок.

Согласно динамике индекса Херфиндаля - Хиршмана, на начало 2009 г. уровень конкуренции в банковском секторе России был несколько выше. В то время число банков также было больше (1109 по состоянию на 01. 03. 2009). Но уже тогда многие эксперты считали значимыми для экономики лишь 300 банков, т. е. влияние на рынок более 800 кредитных организаций признавалось незначительным. По некоторым прогнозам, к 2012 г. число банков должно сократиться до 500-600.

3.2 Конкуренция на рынках кредитования и депозитов

Конкуренция на рынках кредитования и депозитов не сильно отличается от ситуации с активами. Расчет показателей производился по аналогичной методике. Результат показал: больше половины рынка контролируют те же десять ведущих банков. Причем Сбербанк является лидером по всем показателям: ему принадлежат 30% общего кредитного портфеля и 75% всех депозитов.

Рассчитать индекс Херфиндаля - Хиршмана в данном случае не представляется возможным: отсутствует подробная статистика по необходимым показателям. Но полученной информации достаточно, чтобы сделать выводы о высокой концентрации рынка.

Таким образом, на банковском рынке наблюдается постепенное усиление концентрации конкуренции. При этом роль банков с государственным участием непрестанно растет. Аналогичная ситуация складывается и в реальном секторе экономики, но в банковской системе эти процессы носят куда менее динамичный характер.

Интенсивность банковского рынка слияний и поглощений (М&А) в 2010 г. демонстрирует пока существенно менее взрывную динамику, чем ожидали аналитики, участники рынка и регуляторы. По данным ISI Emerging Markets, с января по август 2009 г. было совершено 45 сделок М&А общей стоимостью 1,2 млрд. долл., столько же - за аналогичный период в этом году (их стоимость 1,42 млрд. долл.). Количество сделок слияний и поглощений с участием российских банков за рубежом в этом году примерно равно прошлогоднему (60 и 58). Общая стоимость сделок составляет 2,29 и 3,6 млрд. долл. соответственно.

Прогноз развития конкуренции. Со стабилизацией ситуации в экономике начал расти и спрос на услуги банков. В результате усиливается конкуренция. Банкам сегодня интереснее наращивать кредитный портфель, поскольку доходность на фондовых рынках упала, а спекуляции на валютном рынке с прекращением девальвации рубля потеряли актуальность.

Эксперты отмечают перераспределение долей рынка в пользу банков с частным капиталом. На наш взгляд, эта тенденция является временной: идет перераспределение рынка кредитования в пользу банков, проводящих крайне агрессивную политику. Они вынуждены закладывать в свои финансовые модели существенные потери от невозвратов (по некоторым данным, до 40%), а это лишь увеличивает риски потери самостоятельности при малейшем ухудшении конъюнктуры и повышает стоимость кредитов.

Несмотря на нарастание экономической активности, потенциал спроса на кредитные продукты достаточно низкий - рост портфеля обеспечивается за счет рефинансирования ранее выданных займов. Повысить динамику кредитования можно только путем выхода банков на относительно новые рынки с высокой емкостью, но слабо освоенные в предыдущие периоды.

Основные надежды банковского сообщества связаны с ипотечным кредитованием. Большинство ведущих кредитных организаций либо уже запустило ипотеку нового поколения, либо разрабатывает свои программы. В скором времени они предложат их рынку. Возросшая активность связана не только с объективными параметрами и потенциалом этого сектора, но и существенным участием государства в его формировании и поддержке.

Есть также сектор малого и среднего бизнеса, в банковских портфелях он представлен в основном торговыми компаниями и сферой услуг. Для того чтобы этот рынок стал действительно привлекательным для банков, необходима целенаправленная политика государства по формированию точек роста в секторе МСБ. Но до выхода на новые рынки банки должны провести большую работу с кредитными портфелями, с тем чтобы обеспечить конкурентные преимущества и повысить эффективность своей деятельности. Речь идет, в первую очередь, о токсичных активах.

Крупнейшие банки для решения проблемы с задолженностью создают профильные дочерние структуры (Сбербанк-Капитал, ВТБ "Долговой центр" и т. п.). Остальным участникам рынка для повышения конкурентоспособности можно рассматривать аутсорсинг этих функций, вместо того чтобы "упаковывать" такие активы в закрытые паевые инвестиционные фонды. Иначе выход на новые рынки будет сопряжен с необходимостью финансировать потери по существующим активам с одновременным инвестированием в новые направления.

Таким образом, сегодня тренд в банковской системе страны определяют усиление концентрации и рост активности кредитных организаций с государственным участием. Об этом свидетельствуют и данные по инвестиционному банковскому рынку - появление монстров инвестбанкинга на основе дочерних структур госбанков, постепенное выдавливание ими с рынка частных инвестбанков (Тройка Диалог, Ренессанс и т. п.). Причем назвать государственную политику в этом сегменте целесообразной и эффективной довольно сложно.

В структуре рынка в ближайшем будущем не предвидится серьезных изменений. Мелким и средним банкам сложно конкурировать с крупными, тем более что ЦБ РФ постоянно принимает меры, заставляющие их думать о консолидации. Еще один фактор, подтверждающий эту точку зрения, - нестабильность многих крупных банков, проявившаяся в кризис.

Усиление концентрации можно ожидать в течение следующих 6-8 лет, затем последует снижение. Данный прогноз подкрепляется и нашими ожиданиями по формированию локальных центров роста среди российских регионов.

Заключение

Создание условий для развития конкуренции на рынке банковских услуг является одним из ключевых факторов эффективной реализации конституционного принципа единства экономического пространства и свободного перемещения финансовых услуг. Конкуренция побуждает к эффективным действиям на рынке, заставляя предлагать клиентам более широкий ассортимент продуктов и услуг по более привлекательным ценам и лучшего качества, что, в свою очередь, способствует повышению эффективности производства и перераспределения экономических ресурсов.

В целом, основными целями дальнейшего развития банковского сектора можно назвать:

1. Укрепление устойчивости банковского сектора, исключающее возможность возникновения системных банковских кризисов;

2. Повышение качества осуществления банковским сектором функций по аккумулированию денежных средств населения, предприятий и их трансформации в кредиты и инвестиции;

3. Укрепления доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков, в первую очередь населения;

4. Усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков;

5. Предотвращение использования кредитных организаций в недобросовестной коммерческой деятельности.

Список используемой литературы

1. Баталов А.Г., Самойлов Г.О. Банковская конкуренция // М.: Экзамен, 2007.

2. Братко А.Г. Кто должен развивать банки? // Банковское дело. – 2006.

3. Воеводская Н. Проблемы эволюции финансового рынка // Экономист. – 2008.

4. Доронин И.Г. Новые явления и тенденции в экономике и на финансовом рынке западных стран // Деньги и кредит. – 2006.

5. Жуков Е.Ф. Деньги, кредит, банки, М: ЮНИТИ, 2007.

6. Климанов В.В., Лавров А.М. Проблемы экономико-георафического изучения банковской системы России // Вестник. – 2009.

7. Конкурентное право. Пособие для работников антимонопольных органов // Под общей ред. Фонаревой. – М., 2009.

8. Красавина Л.Н., Валенцева Н.И. Роль банков на финансовом рынке: мировой опыт и российская практика // Финансы и кредит. – 2008.

9. Мехряков В.Д. История кредитных учреждений и современное состояние банковской системы России. – Ростов-на-Дону: Изд.: Феникс, 2008.

10. Миронов В., Яковлев А., Зимогляд А. Российский монополизм и приватизация // Экономист. – 2007.

11. Миляков Н.В., Финансы // Курс лекций. – М.: ИНФРА М, 2009.

12. Нешитой А.С., Финансы: Учебник. – 5 е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.

13. Нуреев Р.М. Деньги, банки и денежно-кредитная политика. – М., 2008.

14. Шафиев М.М. Проблемы развития и совершенствования банковской системы России // Банковское право. – 2009. - №3.

15. Ширинская Е.Б. Операции коммерческих банков: российский и зарубежный опыт. – М., 2008.

16. Финансовые рынки в России // Экономическое развитие России. Т.13. – 2007. – №12.

17. Энциклопедия банковского дела. – М., 2005.