Страховой рынок России


Реферат >> Банковское дело

Тема 11: Страховой рынок России

11.1 Понятие и структура страхового рынка

Страхование возникло и развивалось как осознанная объектив­ная потребность человека и общества в защите от случайных опаснос­тей. Потребность в страховой защите носит всеобщий характер, она охватывает все фазы общественного воспроизводства, все звенья соци­ально-экономической системы общества, всех хозяйствующих субъек­тов и все население. Страховой рынок не только способствует разви­тию общественного воспроизводства, но и активно воздействует через страховой фонд на финансовые потоки в народном хозяйстве.

Место страхового рынка в финансовой системе обусловлено двумя обстоятельствами. С одной стороны, существует объективная потребность в страхо­вой защите, что и приводит к образованию страхового рынка в социаль­но-экономической системе общества, с другой — денежная форма обеспечения страховой защиты связывает этот рынок с общим финан­совым рынком.

Объективная потребность в страховании предопределяет непосредственную связь страхового рынка с финансами предприятий, населения, банковской системой, государственным бюджетом и дру­гими финансовыми институтами, в рамках которых реализуются стра­ховые отношения.

Страховой рынок целесообразно рассматривать в широком и узком смысле данного понятия.

В широком смысле страховой рынок — это сфера денежных отношений, где объектом купли-продажи выступает стра­ховая защита, формируются спрос и предложение на нее.

В узком смысле страховой рынок можно представить как эконо­мическое пространство, или систему, управляемую соотношением спро­са покупателей на страховые услуги и предложением продавцов стра­ховой защиты.

Страховой рынок представляет собой сложную развивающуюся интегрированную систему, к звеньям которой относятся страховые орга­низации, страхователи, страховые продукты, страховые посредники, профессиональные оценщики страховых рисков и убытков, объедине­ния страховщиков, объединения страхователей и система его государ­ственного регулирования.

Страховые организации — институциональная основа страхово­го рынка, экономически обособленное звено страхового рынка, что выражается в полной обособленности ее ресурсов и самостоятельности в осуществлении страховой и других видов деятельности. Страховые организации структурируются по принадлежности, характеру выпол­няемых страховых операций, зоне обслуживания.

По принадлежности страховые организации делят на акционер­ные, частные, государственные, общества взаимного страхования.

По характеру выполняемых страховых операций различают спе­циализированные и универсальные страховые организации.

По зоне обслуживания различают местные, региональные, наци­ональные и международные (транснациональные) страховые органи­зации.

Спрос на страховые продукты предъявляет страхователь (он выступает «покупателем» на страховом рынке) - юри­дическое или дееспособное физическое лицо, страхующее имущество или заключающее со страховщиком договор личного страхования или страхования ответственности. Страхователь уплачивает страховые взносы и имеет право на получение страховки при наступлении стра­хового случая.

Товар страхового рынка — страховой продукт. Потребительная стоимость страхового продукта состоит в обеспечении страховой защиты. Цена страхового продукта определяется затратами на страхо­вое возмещение или страховое обеспечение, а также расходами на ведение дела и размером прибыли страховщика. Как и всякая цена, она зависит от спроса и предложения.

Продвижение страховых продуктов и их реализацию преимуще­ственно осуществляют посредники: страховые агенты и страховые бро­керы. Страховые агенты — физические или юридические лица, действу­ющие от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями. Страховыми брокерами могут быть независимые юридические или физические лица, имеющие лицен­зию на проведение посреднических операций по страхованию от сво­его имени на основании поручений страхователя либо страховщика.

Функционирование страхового рынка предполагает наличие про­фессиональных оценщиков рисков и убытков, в качестве которых выступают сюрвейеры и аджастеры. Сюрвейеры — инспекторы или агенты страховой организации, осуществляющие осмотр имущества, принимаемого на страхование. В качестве сюрвейера выступают также специализированные фирмы по противопожарной безопасности, охране труда и т.д., взаимодействующие со страховщиком на договорной основе. По заключению сюрвейера страховая организация принимает решение о заключении договора страхования. Аджастеры — это упол­номоченные физические или юридические лица страховщика, занимающиеся установлением причин, характера и размера убытков. По результатам проведенной работы аджастер составляет страховой акт (аварийный сертификат).

Для защиты своих интересов, разработки законодательных актов, подготовки стандартных правил страхования, сбора и публикации стра­ховой статистики и других совместных целей страховые организации создают объединения (ассоциации) страховщиков на региональном и национальном уровнях.

Защищают свои интересы и страхователи, создавая объединения страхователей. Они выражают интересы пострадавших страхователей от недобросовестных страховых организаций, оказывают потерпевшим юридическую помощь, участвуют в совершенствовании и развитии страхового законодательства и др.

Важным звеном страхового рынка выступает система государ­ственного регулирования, необходимость которого связана в первую очередь с защитой прав и интересов страхователей, предотвращением их финансовых потерь вследствие неплатежеспособности страховой организации.

Таким образом, структуру страхового рынка можно охарактери­зовать в институциональном, территориальном и отраслевом аспектах.

В институциональном аспекте структура страхового рынка опре­деляется системой права в отношении организационно-правовых форм страховщиков и регулирования их деятельности.

По масштабам и охвату территорий (зон деятельности) выделяют мировой, международные, национальные, региональные и локальные страховые рынки.

В отраслевом аспекте страховой рынок делится по отраслям и отдельным видам страхования (например, рынок личного, имущест­венного и страхования ответственности), каждый из которых в свою очередь можно разделить на обособленные сегменты (рынок страхова­ния жизни, рынок страхования имущества физических лиц и т.д.).

11.2 Современное состояние страхового рынка России

Определяющим для развития страхового рынка России явился Закон РФ «О страховании», принятый в 1992 г. (Закон "Об организации страхового дела в Российской Федерации" в редакции от 31 декабря 1997 г.), установивший, что страховщиками могут быть юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством, созданные для осуществления страховой деятельности и получившие соответствующую лицензию.

Особенностью формирования российского страхового рынка на начальном этапе явилось массовое появление новых компаний, учредители и служащие которых зачастую не имели опыта проведения страховых операций. Это объяснялось весьма либеральными условиями учреждения страховых компаний и заниженными требованиями к их финансовым ресурсам.

Формирование страхового рынка России с точки зрения количества представленных на нем страховщиков характеризуется неравномерностью развития.

В первой половине девяностых годов наблюдается бурный рост количества страховых компаний (1992 г. - 900, 1995 г. - 2800). Это было обусловлено, как отмечалось выше, отсутствием серьезных барьеров для вступления в отрасль и заинтересованностью государства в наращивании численности страховщиков. Максимальной численности страховых организаций российский страховой рынок достиг в 1995 г. Но по мере формирования страхового законодательства, ужесточения требований, предъявляемых к страховщикам, развития конкуренции их численность стала снижаться. На начало 2007 г. в государственном реестре было официально зарегистрировано 1230 страховых организаций, на начало 2009 г. – 786, а начало 2010 г. - 702. Несомненно на такую динамику численности страховых компаний в значительной степени повлиял мировой финансовый кризис.

Несмотря на значительное количество страховых компаний, уровень конкуренции на страховом рынке России нельзя признать высоким. Фактические показатели свидетельствуют о высоком уровне монополизации этого рынка. По данным Министерства по антимонопольной политике РФ, страхование является самой монополизированной отраслью российской экономики. На долю 10 крупнейших страховых компаний приходится 58% рынка по добровольным видам страхования, а 50 крупнейших страховщиков собирают 80% всего объема страховых премий.

Следует отметить, что значительная часть лидеров страхового рынка - это «кэптивные» страховщики, учрежденные промышленными и банковскими структурами. Так, Газпром является соучредителем страховых компаний «СОГАЗ» и «Газпроммедстрах». РАО «ЕЭС России» владеет контрольными пакетами акций страховых компаний, обслуживающих электроэнергетику, в числе которых «Лидер», «Энергогарант», «Энергополис», «Росэнерго», «МАКС». В нефтяной промышленности почти каждая крупная компания создала свою страховую организацию; в оборонно-промышленном комплексе работают страховые компании, учрежденные Рособоронэкспортом. Финансово-промышленные группы также имеют в своем составе собственные страховые компании, такие как «Альфа-Страхование», «Спасские ворота», «Промышленно-страховая компания» и другие.

Монополизация страхового рынка логически завершается процессами объединения страховых компаний в страховые группы, формирование которых существенно ускорилось в связи с активным внедрением в страхование промышленно-финансового капитала. Крупными страховыми группами являются Росгосстрах, имеющий 80 дочерних обществ в субъектах РФ, и Ингосстрах, имеющий 10 дочерних и зависимых страховых компаний в России и ряд дочерних организаций за рубежом.

В институциональном аспекте страховой рынок РФ представлен достаточно полно. Начиная с 2000 г. наметилась тенденция ухода государства со страхового рынка, выражающаяся в продаже принадлежащих ему пакетов акций.

Более интенсивный процесс развития страхового рынка в России сдерживается низким уровнем капитализации, другими словами - недостаточными размерами уставных капиталов большинства отечественных страховых организаций.

В Концепции развития страхования в Российской Федерации отмечается: "Размер уставного капитала должен соответствовать не только возрастающим объемам обязательств, но и уровню, позволяющему российским страховым организациям конкурировать на международном рынке страховых услуг". В соответствии со ст. 25 Федерального закона "Об организации страхового дела в РФ" страховые организации должны располагать минимальным уставным капиталом в размере не менее 30 млн. рублей. Наряду с этим в зависимости от вида страховой и перестраховочной деятельности при расчете минимального размера уставного капитала применяются повышающие коэффициенты.

Важнейшими показателями, характеризующими современное состояние и динамику развития рынка страховых услуг, являются страховая премия (страховой взнос) и страховые выплаты.

Общая сумма страховых премий и выплат по всем видам страхования за 2009 год составила соответственно 977,53 и 734,45 млрд. руб. или 102,4 и 117,0 % по сравнению с 2008 годом.

Совокупный объем страховых премий (взносов) по добровольному страхованию за отчетный период достиг 420,42 млрд. руб., что составило 89,5% к соответствующему периоду предыдущего года. Совокупные выплаты по добровольному страхованию – 229,34 млрд. руб. (на 16,2% больше, чем в 2008г.).

Общий объем страховых премий (взносов) по обязательному страхованию за 2009г. составил 557,11 млрд. руб. (на 14,8% больше чем за 2008г.). Общий объем выплат по обязательному страхованию за отчетный период достиг 505,11 млрд. руб., что на 17,4% превысило аналогичный показатель за 2008г.

Среди видов добровольного страхования наибольший удельный вес имеет страхование имущества, на долю которого приходится 64,06% общего объема страховых премий (взносов) по добровольному страхованию и 65,59% совокупных выплат. На втором месте по распространенности – личное страхование (кроме страхования жизни) – 24,18% премий и 29,89% выплат.

Среди видов обязательного страхования наибольшая доля приходится на обязательное медицинское страхование: 83,35% от общего объема страховых премий по обязательному страхованию и 88,95% выплат. На втором месте по распространенности – ОСАГО, удельный вес которого составляет 15,39% совокупного объема премий по обязательному страхованию и 9,87% выплат.

Таким образом, в последние годы состояние и развитие отечественного страхового рынка обусловлено влиянием двух факторов. Во-первых, значительным сокращением сборов страховой премии по добровольным видам страхования (за счет снижения объемов страховых взносов по страхованию жизни), связанным с изменениями налогового законодательства, что привело к сокращению размеров "псевдострахования". Во-вторых, принятием и реализацией Закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", что привело к росту доли обязательного страхования. При этом произошли существенные изменения в структуре страховой премии по обязательному страхованию. Наблюдается перераспределение между добровольным и обязательным страхованием ответственности автовладельцев в пользу последнего.

В настоящее время имеет место процесс формирования в экономической системе России полноценного рынка страховых услуг, тесно связанного с интеграцией этого рынка в мировую финансовую систему. В Концепции развития страхования в Российской Федерации предусмотрено, что "главной задачей либерализации рынка страховых услуг должно стать нахождение оптимального соотношения интеграции российской страховой системы с мировой системой. Решения о характере и условиях доступа иностранных страховых компаний на российский страховой рынок, принимаемые в ходе переговоров о присоединении России к Всемирной торговой организации, будут иметь стратегическое значение, а также учитывать темпы роста российской экономики и развития страхования".

Что касается перспективы развития страхового рынка, то недавно был обнародован стратегический прогноз Всероссийского Союза Страховщиков, согласно которому к 2012 г. годовой объем совокупной страховой премии может составить от 1,3 трлн. до 1,6 трлн. руб. (или 2,8 – 3% ВВП) при выплатах 0,8–0,9 трлн. руб. На практике для достижения таких показателей необходимо выполнение нескольких условий, среди которых макроэкономическая стабилизация и совершенствование законодательства в области страхования.