Становление и развитие АО Нурбанк


Реферат >> Банковское дело


Введение

В Республике Казахстан существует двухуровневая банковская система:

  • первый уровень – Национальный Банк Республики Казахстан;

  • второй уровень – все коммерческие банки, за исключением АО «Банк Развития Казахстана», имеющего особый правовой статус, определяемый законодательным актом Республики Казахстан.

С 2004 года все финансовые институты страны регулируются Агентством Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, выделенным из структуры Национального Банка Республики Казахстан.

По состоянию на 1 января 2010 года в республике функционируют 38 банков второго уровня, 14 банков с иностранным участием (включая 9 дочерних банков банков-нерезидентов Республики Казахстан), и АО «Банк Развития Казахстана», не являющийся банком второго уровня.

Банковскому сектору Республики Казахстан присуща высокая концентрация активов, а также депозитов физических и юридических лиц. Последние несколько лет лидерство удерживается тремя крупнейшими банками республики, как АО «Народный Банк», АО «Казкоммерцбанк», АО «Банк ТуранАлем», которые превосходят остальные банки по размеру активов.

АО «Народный Банк»– крупнейший универсальный коммерческий банк Республики Казахстан, одна из самых надежных и диверсифицированных финансовых структур Казахстана. Общее количество розничных клиентов Банка составляет около 6 миллионов человек, клиентов малого и среднего бизнеса более 63 тысяч, крупных корпоративных клиентов более 300. Сегодня Банк предоставляет своим клиентам полный перечень традиционных банковских услуг. Работая с большим количеством предприятий в самых разных отраслях экономики, Банк готов предложить клиентам продукты, разработанные с учетом их реальных потребностей. На сегодняшний день Банк предлагает юридическим и физическим лицам широкий спектр традиционных банковских услуг, таких как обслуживание текущих счетов, размещение срочных вкладов, предоставление потребительских кредитов и кредитов предприятиям малого и среднего бизнеса, ипотека, обменные операции с иностранной валютой, финансирование экспортно-импортных операций, оказание брокерских и других услуг.

Скорость и качество проведения операций – основа основ ведения бизнеса по обслуживанию клиентов. Профессионализм сотрудников и индивидуальный подход к каждому клиенту обеспечивают Банку конкурентные преимущества на рынке банковских услуг и создают репутацию оперативного и надежного банка.

1 Общая характеристика банка

В этом году Народному банку Казахстана исполняется 87 лет.
История Народного банка Казахстана - это история становления и развития сберегательной системы Казахстана.
Акционерное общество «Народный банк Казахстана» было основано на базе реорганизованного Сберегательного банка Республики Казахстан. В послереволюционное время, в период новых экономических отношений, в 1923 году в г.Актюбинске была открыта первая сберегательная касса, а позже, в период коллективизации и индустриализации, в 1936 году в г. Алматы был открыт филиал Сберегательного Банка СССР. Фактически с 1923 года начинается новый виток развития и популяризации сберегательной системы, рассчитанной на широкие массы населения.

После открытия сберкассы в Актюбинске, в течение последующих 4-х лет в республике было сформировано 335 сберегательных касс. В 1929 году была организована Республиканская сберегательная касса, которая осуществляла руководство деятельностью всех сберегательных касс в Казахстане. В последующие годы количество их быстро увеличивалось. Чтобы вовлечь в число вкладчиков большее количество рабочих, служащих и колхозников, особое внимание уделялось открытию сберегательных касс непосредственно при заводах и фабриках, колхозах и совхозах, при учреждениях связи и других предприятиях и организациях. Сама природа социально-экономических и финансовых отношений в социалистическом обществе способствовала тому, что практически каждый советский гражданин являлся вкладчиком Сберегательного Банка. Глобальная система массового обслуживания населения способствовала накоплению огромного исторического опыта системы сбережений и закреплению устоявшихся традиций банковского дела на территории Казахстана. Сберегательным кассам была также разрешена выдача срочных ссуд под залог облигаций государственных займов и под другие ценные бумаги. Они могли выполнять фондовые и другие финансовые и банковские операции. В этот период сберегательное дело характеризовалось становлением и постепенным развитием государственного кредита. За эти годы было выпущено восемь государственных займов, в том числе три в натуральном и два в золотом исчислении. Натуральные займы (два хлебных и сахарный) и займы в золотом исчислении были выпущены в дореформенный период.

К концу 1960 года число вкладчиков в сберегательных кассах достигло 1770 тысяч, сумма вкладов составила 322,7 млн.рублей, а средний размер вклада вырос до 182 рублей. Число сберегательных касс с 1950 года по 1960 год увеличилось в 1,8 раза и на конец 1960 года составило 2805. Развитие сберегательного дела и расширение сети сберегательных касс в Казахстане обусловлено главным образом развитием народного хозяйства, значительным ростом материального благосостояния трудящихся в результате массового освоения целинных и залежных земель. На долю сберегательных касс целинных областей: Кокчетавской, Кустанайской, Павлодарской, Северо-Казахстанской и Целиноградской только в 1955 году приходилось 44,1 процента всех лицевых счетов вкладчиков и 44 процента остатка вкладов, имеющихся в республике (Незаменимые услуги, М.Д. Джолдасбеков и др., Алма-Ата, 1986 г.).

В начале 60-х годов сберегательные кассы были привлечены к операциям по приему платежей населения за квартиру, коммунальные и другие услуги. Сберегательным кассам было также передано большое хозяйство текущих счетов фабрично-заводских и местных комитетов профсоюзов, касс взаимопомощи, а также общественных организаций, не занимающихся хозяйственной деятельностью. Заметное развитие получили операции сберегательных касс по безналичным перечислениям на счета во вклады сумм из заработной платы рабочих и служащих, а также денежных заработков колхозников при соблюдении принципов строгой добровольности.

Для развития сберегательной системы немалое значение имело укрепление денежной единицы. Однако реформа 1961 года, задуманная как мера контроля над массой и ограничением эмиссии, не получила подкрепления в преобразовании всего хозяйственного строя и свелась к замене денежных знаков и установлению нового курса рубля. С 1963 года, после передачи сберегательных касс из ведения Министерства финансов в ведение Госбанка, средства населения с вкладов стали направляться на пополнение его кредитных ресурсов. В конце 60-х годов произошел бурный расцвет сберегательного дела, обеспечивший направление крупных средств на кредитование народного хозяйства, источником которых являлись денежные сбережения населения.

Банковская реформа 1988 года наметила переход к двухуровневой банковской системе: центральный банк - специализированные банки. Государственные трудовые сберегательные кассы были преобразованы в Сбербанк СССР как государственный специализированный банк по обслуживанию населения и юридических лиц.

Государственная независимость Республики Казахстан и обретение суверенитета ознаменовала начало третьего, реорганизационного этапа - трансформирование и переориентация структуры и функций банкинга и начало хронологии непосредственного развития Народного Банка Казахстана.

После получения суверенитета, в декабре 1990 года, Казахстан сразу же приступил к созданию собственной банковской системы, отвечающей требованиям рыночной экономики. Уже в январе 1991 года был принят Закон "О банках и банковской деятельности в Казахской ССР", что ознаменовало начало банковской реформы в независимом Казахстане.

Спустя год после официального провозглашения независимости, в 1992 году, был создан Сберегательный Банк Республики Казахстан, официальным юридическим преемником которого является Народный Банк Казахстана.

В 1993 году Сберегательный Банк реорганизуется в самостоятельную юридическую структуру «Народный Банк Казахстана», принадлежащую Правительству Республики Казахстан.

И в 1995 году Банк преобразуется в Акционерное общество закрытого типа. Процесс преобразования сопровождался кардинальной сменой руководства банка и стиля работы. Новое руководство в основу деятельности банка положило принцип универсализма, который последовательно отстаивает и воплощает в последовательном расширении спектра банковских услуг и использовании в банкинге новейших информационно-коммуникативных технологий.

Уже к концу 1995 года Народный банк Казахстана стал крупнейшим операционным банком республики и продолжает успешно сохранять достигнутые позиции на финансовом рынке.
В июле 1998 г. решением Общего собрания акционеров Банк был преобразован из акционерного общества закрытого типа со 100%-ным участием Правительства в Открытое Акционерное Общество «Народный Сберегательный Банк Казахстана».

В этом же году, согласно Постановлениям Правительства Республики Казахстан, в том числе постановлению Правительства Республики Казахстан N 644 от 6 июля 1998 года "Об основных направлениях поэтапной приватизации Акционерного Народного Сберегательного Банка Казахстана на 1998-2001 годы", была проведена работа по увеличению акционерного капитала.

На сегодня Народный банк Казахстана – это крупнейший универсальный коммерческий банк Республики Казахстан, успешно работающий на благо своих клиентов уже 87 лет, одна из самых надежных и диверсифицированных финансовых институтов страны. Народный банк имеет наиболее разветвленную филиальную сеть ( более 600 отделений) , обслуживает около 6 миллионов физических лиц, более 72,8 тысяч субъектов МСБ и свыше 1700 крупных корпоративных клиентов.

Народный банк Казахстана объединяет 665 структурных подразделений в Казахстане, три зарубежных представительства в Великобритании (Лондон), Китае (Пекин), России (Москва), дочерние банки в Киргизии и России.

Банк эмитирует карточки платежных систем VISA International, MasterCard International, VISA Virtuon и остается неизменным лидером на казахстанском рынке пластиковых карточек. Общее количество выпущенных карточек Банка превысило 3 млн. единиц, а доля Банка в совокупных показателях банков второго уровня на сегодняшний день составила более 50 %.Банк занимает значительные доли рынка в различных сферах деятельности: 25% розничных депозитов, 21% ипотечных кредитов, 14% розничных кредитов, 11% корпоративных кредитов (включая малый и средний бизнес), 10% потребительских кредитов.

Сегодня Банк активно кредитует российские компании, работающие в различных сферах экономики, в различных регионах Российской Федерации. В настоящий момент Банком уже одобрены лимиты на российских клиентов в размере свыше 800 млн. долларов США.

На 1 января 2010 года активы АО «Народный банк» достигли 1 988 880 350 тыс. тенге, чистый доход Банка превысил 2 млрд.591 млн. тенге. Таким образом, по величине чистого дохода Народный банк поднялся на первую позицию среди казахстанских коммерческих банков, а по величине активов – на вторую позицию в целом по всей банковской системе Республики.

Активы Народного банка выросли за 2009 год на 23 %, депозиты – на 46 %, значительно опередив рост аналогичных показателей по всей банковской сфере. Такое достижение в кризисный период подтверждает высокую степень доверия к Банку со стороны населения и корпоративных клиентов, а также правильность выбранной Банком стратегии развития, ориентированной на долгосрочный и сбалансированный рост. 22 января 2010г. международное рейтинговое агентство «Fitch Ratings» изменило прогноз по рейтингам Народного Банка с «Негативного» на «Стабильный». В 2009 году в рамках программы поддержки реального сектора экономики за счет средств АО «ФНБ «Самрук – Казына» и АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» Народным Банком было рефинансировано крупных проектов реального сектора на сумму 60 млрд. тенге, ипотечных займов на сумму 20,5 млрд. тенге, займов сектору МСБ и субъектам частного предпринимательства, занятых в сфере обрабатывающей промышленности, на сумму 14,6 млрд. тенге. В течение года Банком презентованы три совершенно новые программы кредитования субъектов МСБ. Это программы: «Халык-Оборотка», которая позволяет получить кредит на срок до 5 лет на приобретение движимого имущества, ремонт либо реконструкцию зданий коммерческого назначения; и третья программа «Халык-Инвестиции»- позволяет получить кредит на приобретение коммерческой недвижимости, со сроком кредитования до 10 лет.

В стратегически приоритетных для Банка российских регионах (Москва, Санкт-Петербург, Калининградская область, южные и прилегающие к границе между РФ и РК области) НБК стремится действовать в рамках локальных программ социально-экономического развития. С целью обеспечения высокой эффективности его деятельности организуются встречи высшего руководства региона и Банка, на которых, как правило, обсуждаются наиболее актуальные проблемы реальных и потенциальных клиентов НБК, локализованных в регионе.

Народный Банк Казахстана имеет наилучший набор кредитных рейтингов от международных рейтинговых агентств среди казахстанских коммерческих банков. Рейтинг финансовой надежности находится на уровне D, тогда как максимальный рейтинг у других банков на один уровень ниже (D-). Рейтинг необеспеченных обязательств в иностранной валюте (Baa3) также находится на 1 пункт выше, чем у других коммерческих банков Казахстана, и на сегодняшний день является единственным инвестиционным рейтингом среди коммерческих банков Казахстана. Международное агентство Fitch Ratings подтвердило рейтинги банка на уровне BB+ со стабильным прогнозом, рейтинг Standard and Poor`s также на уровне BB+ со стабильным прогнозом. В 2006 году журнал Euromoney присудил Банку награду «The Best Bank in Kazakhstan in 2006» («Лучший банк Казахстана в 2006 году»).  

За период своей деятельности Банк зарекомендовал себя как надежный финансовый институт. Банк одним из первых разработал качественно – новый интегрированный подход к обслуживанию клиентов, позволяющий оказывать комплексное обслуживание крупных и средних компаний, а также и частных клиентов.

АО «Народный банк» продолжает расширять перечень предоставляемых услуг, наращивать собственный капитал, осваивать новые инструменты и секторы денежно-кредитного и фондового рынков, расширять меры по совершенствованию обслуживанию клиентов и по совершенствованию системы оценки рисков и организации внутреннего контроля. Прошедший год стал еще одним шагом на пути поступательного развития банка.

Банк не только доказал, но и укрепил свои позиции надежного банка, обладающего достаточным ресурсным потенциалом, отлаженной технологией выполнения широкого спектра банковских услуг и операций.

Практически по всем финансовым показателям Банк занимает стабильно высокие позиции.

Эффективное размещение активов и профессиональный подход в управлении банковскими рисками позволили достичь положительных итогов деятельности, с большим запасом выполнять нормативы достаточности капитала, ликвидности и обеспечить высокий уровень надежности Банка.

2 Организационная структура филиала

Головной и филиальные банки функционируют на основании Закона РК «О банках и банковской деятельности». Внутрибанковская нормативная база включает в себя самый главный и важный документ – это учетная политика Банка, а также различные правила «о платежах и переводах наличных и безналичных денег», и т.д.

По состоянию на 1 января 2010 года общее количество работников Банка составляет 829 человек, в том числе работников филиалов составляет 468 человек.

По состоянию на 1 января 2010 года среднесписочная численность работников Банка составляет:

  • по головному Банку – 310 человек;

  • по филиалам – 390 человек.

Северо-Казахстанский Областной филиал АО "Народный Банк" имеет следующие отделы: отдел учета и контроля операций, отдел операционного обслуживания, кредитный, операционная касса, расчетно-кассовый отдел, юридический, отдел администрирования операций, отдел информационных технологий, административно-хозяйственный отдел, отдел кадров.

2.1 Отдел учета и контроля операций

Отдел учета и контроля операций является структурным подразделением Областного филиала АО «Народный Банк» и возглавляется Главным бухгалтером – начальником Отдела учета и контроля операций, назначенным Председателем Правления АО «Народный Банк» с согласия Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций.

В своей деятельности Отдел руководствуется действующим законодательством РК, нормативными правовыми актами Национального Банка РК, Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, Положением о филиале, решениями органов банка, и внутренними документами банка и Положением «Об Отделе учета и контроля операций».

Отдел направляет свою деятельность на создание адекватной системы бухгалтерского учета в филиале, соответствующей требованиям МСФО. Основными задачами Отдела учета и контроля операций являются:

  • соблюдение единой политики бухгалтерского учета (БУ) АО «Народный Банк»;

  • обеспечение достоверности и полноты БУ в соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами Национального Банка РК, Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, регулирующими порядок организации и ведения БУ в РК, а также Учетной политикой АО «Народный Банк»;

  • составление полной и достоверной статистической, финансовой, налоговой отчетности Филиала и представление ее в Головной Банк, заинтересованным лицам;

  • своевременное и корректное отражение в БУ сделок, совершаемых подразделениями Филиала;

  • разработка проектов внутренних документов Филиала.

Основные функции отдела учета и контроля операций являются:

    1. организация системы БУ и налогового учета Филиала в соответствии с требованиями МСФО;

    2. разработка предложений к положениям, методикам, процедурам проведения и учета банковских операций и других внутренних документов;

    3. оформление заявок на открытие и закрытие банковских счетов клиентов и внутрибанковских счетов;

    4. контроль за осуществлением платежей, проводимых клиентами Филиала;

    5. контроль за соблюдением налогового законодательства РК, правильностью и своевременностью начисления и уплаты налогов;

    6. координация работы по автоматизации БУ и составления отчетности, совершенствование организации БУ;

    7. сопровождение сделок и внутрибанковских операций Филиала;

    8. составление и свод управленческой, финансовой и статистической отчетности;

    9. изучение факторов возникновения операционных и иных видов рисков, связанных с деятельностью Отдела, разработка и внедрение мероприятий по их контролю и минимизации.

    10. рассмотрение поступающей корреспонденции, касающейся вопросов учета, внутреннего контроля, документооборота, подготовка предложений и ответов на запросы филиалов Банка, министерств, ведомств и других организаций.

    11. ведение учета дебиторской и кредиторской задолженностей по административно-хозяйственной деятельности Филиала, в том числе осуществление расчетов с поставщиками товаров и услуг, приобретаемых Филиалом. Ведение расчетов с подотчетными лицами, работниками и др. дебиторами и кредиторами.

    12. ведение учета административно-управленческих расходов Филиала.

Бухгалтерский учет в Банке ведется в соответствии со структурой Типового плана счетов с детализацией счетов для составления Главной бухгалтерской книги, утвержденного Постановлением Правления Национального Банка.

Бухгалтерские записи ведутся соответствующими подразделениями в Автоматизированной Банковской Системе (АБС) RS-BANK фирмы «R-Style Software Lab» (г. Москва). Итоги сумм по всем совершенным Банком операциям, обрабатываемым в АБС, переносятся в Главную бухгалтерскую книгу Банка. Главная бухгалтерская книга является основой для получения и представления отчетов руководству Банка (управленческая отчетность), регулирующим органам (финансовая, статистическая отчетности, представляемые Банком в уполномоченные органы), акционерам Банка.

2.2 Учет основных средств

Основные средства – материальные активы, которые используются Банком для поставки услуг, или административных целей, и предполагаются к использованию в течение более чем одного периода. Учет операций с основными средствами (ОС) регламентируется МСФО № 16 «Основные средства» и внутренними документами Банка. Основные средства отражаются в бухгалтерском учете в момент оприходования по первоначальной стоимости. Если основное средство приобретается в кредит, то себестоимость ОС равна сумме, которую необходимо было бы выплатить при немедленной оплате. Аналитический учет ведется в электронных карточках и в Книге учета основных средств. В АБС имеется программа для автоматического учета ОС. В Банке используют равномерный (прямолинейный) метод списания стоимости. Износ основных средств рассчитывает головной офис АО «Евразийский Банк», который находится в г. Алматы. Нормы амортизации утверждаются Правлением Банка. Износ начисляется в отчете о доходах и расходах на основе прямолинейного метода в течение срока полезной службы отдельных активов. Износ начисляется со дня приобретения актива или (в отношении собственного строительства) с момента завершения строительства актива и его готовности к эксплуатации. Амортизация не начисляется по следующим ОС: земля, строящиеся (устанавливаемые) ОС, библиотечный фонд. Ниже представлены сроки полезной службы:

  • здания 25-50 лет;

  • компьютерное оборудование 5-8 лет;

  • транспорт 7 лет;

  • прочие 4-20 лет.

Инвентаризация основных средств производится не реже 1 раза в год. Если балансовая стоимость и справедливая стоимость существенно различаются, то может производиться переоценка ОС. Справедливая стоимость определяется профессиональными квалифицированными оценщиками. В случае принятия Банком решения о проведении переоценки объектов ОС, кроме зданий и сооружений, их стоимость может быть определена специальной комиссией, сформированной для этих целей, согласно внутренним нормативным документам Банка. Списание ОС с баланса Банка, в соответствии с МСФО № 16 происходит при их выбытии, в случае принятия решения о прекращении использования актива, либо в том случае, когда от актива не ожидается больше никаких экономических выгод. Списание производится на основании акта, составленного Комиссией по списанию ОС и утвержденного Правлением Банка.

2.3 Учет материалов

Товарно-материальные ценности (запасы) – активы, в форме сырья или материалов, предназначенные для использования в производственном процессе или для предоставления услуг. Учет операций с ТМЗ регламентируется МСФО № 2 «Запасы». Банк учитывает ТМЗ по системе постоянного (непрерывного) учета запасов, который предусматривает подробное отражение поступлений и выбытий запасов на балансовых счетах в момент совершения операции. Учет и списание ТМЦ производится методом FIFO. Получение ТМЗ от поставщиков уполномоченными работниками Банка производится на основании соответствующим образом оформленных доверенностей.

Во время прохождения практики в Отделе учета и контроля операций я заполняла доверенности на получение от ТОО «АБС» ТМЗ (мешки полиэтиленовые) на сумму 25 тысяч тенге. На основании выданных доверенностей заполнила Книгу учета доверенностей, состоящую из следующих граф:

Дата выдачи

Действи-тельна до

Кому выдана

Наименование товара, услуги

Наименова-ние органи-зации

Основа-ние

201

09.02.10

17.02.10

Иванову И.И.

Мешки полиэтилено-вые

ТОО «АБС»

сч. № 117 от 09.02.10

Сверка фактического наличия ТМЗ на складах с данными БУ производится в момент проведения инвентаризации. Недостача ТМЦ в результате утраты при установлении виновных лиц относится на дебиторскую задолженность и взыскивается с них в соответствии с нормами действующего законодательства по цене не ниже балансовой стоимости. В случае, если виновные лица не установлены, суммы недостачи относятся на счета расходов Банка, в порядке, установленном для списания безнадежной дебиторской задолженности.

2.4 Учет труда и заработной платы

Оплата труда работников Банка производится централизованно по повременно-премиальной системе, согласно индивидуальному трудовому договору. Согласно стандарту МСФО № 19 Банком определены несколько категорий вознаграждений работникам:

  1. краткосрочные вознаграждения;

  2. выходные пособия.

Краткосрочные вознаграждения включают в себя такие статьи как:

  1. заработная плата рабочим и служащим;

  2. краткосрочные оплачиваемые отпуска (такие как ежегодный оплачиваемый отпуск) в случаях, когда отпуск предполагается в течение 12-ти месяцев после окончания периода, в котором работники предоставляли соответствующие услуги;

  3. премии, подлежащие выплате в течение части периода, в котором работники оказали соответствующие услуги.

Заработная плата и премия Банком учитывается отдельно по категориям работников:

  1. аппарат управления;

  2. служащие;

  3. рабочие.

Заработная плата начисляется согласно окладу по индивидуальному трудовому договору, на основании табеля учета рабочего времени.

Пособия по временной нетрудоспособности (больничные листы) оплачиваются согласно нормативных правовых актов и внутренних нормативных документов Банка. Банком также выплачиваются разовые выплаты (материальная помощь) работникам согласно приказам, подписанным руководством.

2.5 Учет денежных, расчетных и кредитных операций

Наличные деньги Банка – деньги, находящиеся в кассе Банка. Кассовые операции осуществляются Банком в соответствии с нормативными правовыми актами Национального Банка и внутренними нормативными документами Банка. Порядок организации и учета обменных операций с наличной иностранной валютой в Банке установлен нормативными правовыми актами Национального Банка. Авансы, выданные обменным пунктам, учитываются на счете активов как наличность в обменных пунктах. На аналитическом уровне учет выданных авансов обменным пунктам ведется в разрезе обменных пунктов по видам валют. Ревизия наличных денег и проверка порядка их хранения производится в соответствии со следующими требованиями:

  • с периодичностью не реже 1 раза в квартал, а также ежегодно по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным;

  • при смене должностных лиц, ответственных за сохранность ценностей;

  • при выявлении недостачи или хищений.

Прием и выдача наличных денег осуществляется в соответствии с утвержденными уполномоченными органами документами. Выдача наличных денег клиентам Банка производится с соблюдением действующих нормативных правовых актов, определяющих кассовые операции. Выдача денег клиентам производится в пределах денег на их счетах. С целью предотвращения ошибок ответственными лицами Банка производится ежедневная сверка оборотов по расходным и приходным кассовым документам.

Учет операций с платежными карточками в Банке ведется в соответствии с рекомендациями Национального Банка. Учет денег, размещенных клиентами на дебетных карточках, ведется на счетах обязательств Банка. Деньги, предоставленные клиентам в виде займов, учитываются на счетах активов Банка. Для учета денег на платежных карточках клиенту открывается карт-счет на основании Договора о выдаче и обслуживании Международной платежной карточки системы VISA International для осуществления таких операций, как зачисление денег в пользу клиента, проведение клиентом платежей в пользу третьих лиц с использованием платежной карточки, выдача наличных денег клиенту с использованием платежной карточки и др.

Дебиторская задолженность определяется как сумма к получению, являющаяся результатом оказания услуг и предварительной оплаты Банком за товары и услуги для поддержания хозяйственной деятельности Банка. Дебиторскую задолженность классифицируют в зависимости от операций, проводимых Банком: финансирование капитальных вложений; административно-хозяйственная деятельность Банка; проведение банковских операций.

Учет дебиторской задолженности по капитальным вложениям отражается на счете активов, на котором учитываются суммы выданных авансов ремонтно-строительным организациям; расчеты с поставщиками за строительные материалы; оборудование и инвентарь; авансы подотчетным лицам на закупки и расходы по капитальным вложениям и капитальному ремонту.

Учет дебиторской задолженности по расчетам, связанным с банковской деятельностью, имеющим временный характер, а также расчетов по хозяйственной деятельности Банка осуществляется на отдельных счетах прочих дебиторов по банковской деятельности.

Учет затрат по текущему, капитальному ремонту, а также приобретению вычислительной техники, зданий, автомобилей и др. сроком службы свыше одного года, ведется на специальном счете дебиторов по капитальным вложениям.

На счете расчетов с работниками Банка производится учет сумм выданных авансовых платежей работникам Банка по командировочным и другим расходам. Документы на списание ДЗ предоставляются не позднее 3-х операционных дней с момента завершения командировки. Работник, получивший деньги в подотчет, обязан представить отчет израсходованного аванса с приложением оправдательных документов. Списание безнадежной ДЗ с баланса за счет созданных провизий производится на 180-й день со дня вынесения суммы основного долга на счет просроченной ДЗ.

Кредиторская задолженность определяется как задолженность Банка за полученные товары, услуги, а также как полученная от клиентов предварительная оплата за услуги.

Учет кредиторской задолженности по хозяйствующим договорам осуществляется на счетах прочих кредиторов по небанковской деятельности. Ежемесячно по методу начисления начисляются расходы на счета пятого класса в корреспонденции со счетами обязательств. Сумма предоплаты за предоставляемые Банком услуги отражается как прочие предоплаты и относится на доходы в процессе предоставления этих услуг.

3.2 Учет финансовых результатов. Отчетность Банка

Финансовая отчетность является структурированным представлением финансового положения и финансовых результатов деятельности Банка.

Финансовая группа Народного банка Казахстана Halyk Group является универсальной региональной финансовой группой. Она предоставляет широкий спектр услуг (банковские услуги, услуги пенсионного фонда, страхование, лизинг, брокерские услуги и управление активами) в розничном, корпоративном секторах и секторе малого и среднего бизнеса. Halyk Group, работая на всех сегментах финансового рынка, ориентирована на сбалансированный рост во всех секторах.

Дочерние компании Народного банка Казахстана – участницы Halyk Group:

  • АО «Накопительный Пенсионный Фонд Народного Банка Казахстана» (услуги пенсионного фонда);

  • АО «Компания по иностранному страхованию «Казахинстрах» (страховая деятельность);

  • АО «Halyk Finance» (Деятельность на рынке ценных бумаг);

  • АО «Halyk Leasing» (Лизинговая деятельность);

  • ТОО «Halyk Инкассация» (Предоставление инкассаторских услуг);

  • АО «Halyk Life» (Страхование жизни);

  • АО «Казтелепорт» (Оказание телекоммуникационных услуг);

  • ОАО «НБК-Банк» (Банковская деятельность);

  • ОАО «Халык Банк Кыргызстан» (Банковская деятельность);

  • АО «Halyk Capital» (Брокерско-дилерская, участник Регионального финансового центра г. Алматы);

  • OOО «НБК-Финанс» (Инвестиционная деятельность);

  • HSBK (Europe) BV (Выпуск и размещение на международных финансовых рынках еврооблигаций).

Целью финансовой отчетности является представление такой информации о финансовом положении Банка, результатах его финансовой деятельности и движении денег, которая полезна широкому кругу пользователей при принятии ими экономических решений. Финансовая отчетность также показывает результаты управления ресурсами, доверенными руководству Банка.

Финансовая отчетность Банка включает в себя:

  • бухгалтерский баланс;

  • отчет о доходах и расходах;

  • отчет о движении денег;

  • отчет об изменениях в собственном капитале.

Бухгалтерский баланс является одной из основных форм бухгалтерской отчетности. В этой форме отражаются активы, обязательства и капитал. Активы и обязательства в бухгалтерском балансе группируются по их сущности и перечисляются в порядке уменьшения их ликвидности.

Активы – средства или ресурсы, контролируемые Банком, являющиеся результатом прошлых событий и источником будущих экономических выгод.

Будущие экономические выгоды актива могут быть получены при следующих условиях:

  • актив обменивается на другие активы;

  • актив используется для погашения обязательства;

  • актив распределяется среди акционеров (собственников).

Обязательства – это текущая задолженность Банка, возникающая из событий прошлых периодов, погашение которой приведет к оттоку из Банка ресурсов, содержащих экономические выгоды.

Собственный капитал (СК) Банка – оставшаяся доля активов после вычета всех обязательств. Собственный капитал Банка представляет собой вложения собственников и накопленную прибыль. СК подразделяется на уставный капитал, дополнительный оплаченный капитал, дополнительный неоплаченный капитал, резервный капитал, нераспределенный доход (убыток).

Уставный капитал формируется посредством оплаты акций учредителями по их номинальной стоимости и продажи акций инвесторам (инвестору) по цене размещения, установленной в соответствии с требованиями Закона Республики Казахстан «Об акционерных обществах».

Дополнительный оплаченный капитал формируется за счет разницы, полученной между номинальной ценой акций и фактически полученной суммой за выпущенные акции.

Резервный капитал – часть СК, образуемая за счет отчислений от прибыли. Резервный капитал создается для покрытия потерь по операционной деятельности, пополнения СК и выплат дивидендов в случаях, когда текущей прибыли оказывается недостаточно.

Нераспределенный доход (убыток) – представляет собой накопленную прибыль, которая еще не распределена между акционерами.

Отчет о доходах и расходах.

Доходы – увеличение экономических выгод за отчетный период, что приводит к расширению активов и уменьшению обязательств, результатом чего является рост собственного капитала (исключая вклады собственников в уставный капитал). Доход включает выручку, полученную в результате основной (уставной, лицензионной) и неосновной деятельности.

Расходы – сокращение экономических выгод, которое выражается в потере стоимости активов или увеличении обязательств, приводящих к уменьшению собственного капитала (исключая изъятия собственников из уставного капитала). При отражении расходов действует правило соответствия – расходы признаются в отчетном периоде, только если они привели к доходам данного периода.

В отчете о доходах и расходах банк раскрывает основные виды доходов и расходов, по требованию пользователей даются дополнительные развернутые формы отчета, составленные с соблюдением требований МСФО. Каждый вид дохода и расхода раскрывается отдельно, для того, чтобы пользователи могли оценить степень эффективности работы Банка.

Доходы и расходы в виде вознаграждения раскрываются отдельно для того, чтобы пользователь имел более полное понимание о составах и причинах изменений, произошедших в процентных ставках, по отношению к суммам заемных и кредитных средств.

Доходы или расходы, возникающие в результате событий или сделок, явно отличных от обычной деятельности Банка, появление которых не ожидается частым и постоянным, относятся к доходам и расходам, связанным с чрезвычайным обстоятельствами.

Отчет о движении денег.

Отчет о движении денег раскрывает информацию об изменении денег за отчетный период, классифицируя их по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности.

Отчет о движении денег содержит информацию о поступлениях и выбытиях денег Банка за отчетный период. Данный отчет необходим внешним пользователям для оценки платежеспособности Банка в краткосрочной и долгосрочной перспективе, внутренним пользователям – для управления деньгами.

Операционная деятельность – основная, приносящая доход деятельность Банка и прочая деятельность, кроме инвестиционной и финансовой деятельности. Операционная деятельность состоит из полученного дохода от выполненных работ и услуг; авансовых поступлений от покупателей и заказчиков; поступления денег в форме вознаграждений; дивидендов, полученных от участия в уставных капиталах других организаций, вклады в которые учитываются по методу стоимости реализации; поступления денег от продажи ценных бумаг. В то же время операционная деятельность характеризуется выплатами денег поставщикам товаров и услуг; работникам Банка; денежными выплатами или компенсациями налога на прибыль.

Инвестиционная деятельность – приобретение и реализация долгосрочных активов и других инвестиций, не относящихся к денежным эквивалентам. Инвестиционная деятельность Банка состоит из приобретения акций других юридических лиц; инвестиционных вложений в основные средства и нематериальные активы; предоставления займов другим организациям; дивидендов, полученных от участия в уставных капиталах других организаций, вклады в которые учитываются по методу участия; поступлений денег от продажи акций других юридических лиц; поступлений денег от продажи основных средств и нематериальных активов.

Финансовая деятельность – деятельность, которая приводит к изменениям в размере и составе собственного капитала и заемных средств Банка. Финансовая деятельность состоит из поступлений денег от эмиссии акций, поступлений денег от привлечения заемных средств, выкупа (приобретения) собственных акций; выплаты денег, направленных на погашение заемных средств; выплаты вознаграждений по полученным заемным средствам; выплаты дивидендов.

Отчет о движении денег составляется и представляется пользователям согласно методике и форме, установленной Национальным Банком, с соблюдением основных требований МСФО.

Отчет об изменениях в собственном капитале.

Отчет об изменениях в собственном капитале Банка раскрывает постатейно сущность и сумму изменений капитала, образовавшихся в результате получения чистого дохода, распределения полученного чистого дохода, выпуска выкупа акций Банка, переоценки активов и обязательств, и других изменений собственного капитала.

Банк раскрывает существенные изменения в собственном капитале за отчетный период.

Отчет об изменениях в собственном капитале должен отражать следующие основные статьи, являющиеся результатом основных операций деятельности Банка:

1) доходы и убытки, не признаваемые в отчете о доходах и расходах;

2) чистый доход (убыток) за период;

3) выплаченные дивиденды;

4) изменения в дополнительном капитале;

5) результаты сделок с акционерами Банка.

Изменения в собственном капитале Банка между двумя отчетными датами отражают увеличение или уменьшение ее чистых активов за отчетный период. За исключением тех изменений, которые произошли вследствие операций с владельцами собственного капитала (взносы в капитал, выкуп собственных долевых инструментов и дивидендов Банка), и непосредственно связанных с такими операциями затрат по сделкам, суммарное изменение в собственном капитале за период представляет общую сумму доходов и расходов, включая прочие прибыли и убытки, возникшие в результате деятельности Банка в течение периода.

2.7 Банковский аудит

В соответствии с требованиями уполномоченного органа Республики Казахстан к организации внутреннего аудита в банках II уровня, рекомендаций по организации службы внутреннего аудита в банковских организациях, подготовленным Базельским Комитетом по банковскому надзору («Внутренний аудит в банковских организациях и взаимоотношения надзорных органов с внутренними и внешними аудиторами», июль 2000 года), а также требованиями внутренних нормативных документов АО «Народный Банк» стремится к созданию эффективной системы внутреннего контроля (СВК).

Задачей СВК является достижение целей и условий, способствующих минимизации потерь, убытков, исключающих возможность несанкционированного использования собственных, заемных и привлеченных средств, а также совершения иных злоупотреблений. Внутренний контроль делится на превентивный, осуществляемый с целью недопущения возникновения нарушений или ошибок, текущий и последующий.

Оценка действующей СВК возлагается на подразделение внутреннего контроля, которое проводит тестирование ее эффективности в процессе проведения аудиторских проверок деятельности Банка. Свою деятельность подразделение внутреннего контроля осуществляет на основании годового плана работы. Периодичность, масштаб и график проведения аудиторских проверок зависят от риска, с которым сопряжены банковские операции. Проводятся как тематические (в разрезе отдельных областей деятельности Банка), так и комплексные проверки (в разрезе структурных подразделений по основным направлениям их деятельности). Итоги аудита, оформленные в виде справки, содержащей информацию о выявленных нарушениях, проблемах и недостатках, а также рекомендации по их устранению, представляются руководству Банка для принятия управленческих решений. Завершающим этапом является проведение подразделением внутреннего контроля мониторинга по результатам аудита (процесс, посредством которого устанавливается эффективность и своевременность мер, принятых руководством объекта аудита по решению изложенных в справке проблем). В целях проведения мониторинга объекты аудита в установленном порядке представляют в подразделение внутреннего контроля отчеты о мероприятиях, проведенных по результатам проверок.

3 Отдел операционного обслуживания

Данный отдел обслуживает юридических и физических лиц. В операционном отделе работают начальник, который контролирует все операции и через которого проходят все входящие и исходящие операционные документы. Также работают главный специалист, два ведущих специалиста, специалист и менеджер по продажам.

Основные задачи отдела операционного обслуживания:

  • организация деятельности, направленной на всестороннее, качественное и профессиональное обслуживание клиентов филиала;

  • обеспечение эффективной работы филиала в области осуществления международных операций;

  • осуществление деловых контактов с другими структурными подразделениями филиала.

Отдел операционного обслуживания в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:

  • продажа банковских продуктов и услуг и дальнейшее сопровождение банковских операций клиентов;

  • проведение мероприятий, направленных на качественное улучшение обслуживания клиентов;

  • контроль над исполнением и соблюдением соответствия проводимых операций клиентов действующему законодательству;

  • участие в разработке и внедрении внутренних банковских положений и процедур осуществления проводимых отделом операций;

  • осуществление валютного контроля над внешнеэкономической деятельностью клиентов и филиала;

  • осуществление международных расчетов и переводов денег в соответствии с существующей мировой практикой расчетов;

  • своевременное и корректное представление отчетности отдела;

  • оказание консультационных услуг по проводимым отделом операциям;

Основные направления работы отдела:

  • продажа банковских продуктов и услуг и их дальнейшее сопровождение;

  • проведение мероприятий, направленных на качественное улучшение предоставляемых услуг;

  • организация и своевременное осуществление функций агента валютного контроля по внешнеэкономическим операциям клиентов и филиала;

  • осуществление консультационных услуг клиентам филиала;

  • осуществление операций по счетам юридических и физических лиц;

  • оказание сейфовых услуг;

  • ведение переписки с клиентами филиала;

  • финансовый и количественный анализы счетов клиентов;

  • реализация мероприятий по расширению клиентской базы;

  • мониторинг тарифов;

  • реализация мероприятий по привлечению свободных денег физических лиц;

  • подготовка и своевременное представление отчетности по внешнеэкономическим операциям органам и агентам валютного контроля;

  • ведение переписки с клиентами филиала, таможенными органами и банками агентами по вопросам проведения внешнеэкономической деятельности.

АО "Народный Банк" осуществляет следующие операции по счету и оказывает банковские услуги, связанные с его обслуживанием:

  • зачисляет деньги на счет в тенге и/или в иностранной валюте, поступающие наличными либо безналичным путем на счет клиента с его иных счетов, а также счетов резидентов и нерезидентов РК;

  • осуществляет платежи и переводы денег со счета клиента в тенге и/или иностранной валюте по указанию клиента на его иные счета, либо на иные счета резидентов или нерезидентов РК. Платежи и переводы денег со счета клиента производятся только по его поручению, либо по поручению третьего лица, имеющего соответствующую доверенность клиента, заверенную нотариально;

  • выдает клиенту со счета наличные в тенге и/или иностранной валюте. Третьим лицам – резидентам и нерезидентам РК, деньги в тенге и/или иностранной валюте со счета могут быть выданы наличными только на основании соответствующей доверенности клиента, заверенной нотариально;

  • все расходные операции по счету клиента банк осуществляет в пределах суммы, имеющейся на счете;

  • выдача выписок по счету по требованию клиента;

  • осуществление операций покупки/продажи наличной и безналичной валюты согласно заявлению клиента в пределах суммы, имеющейся на его счету.

4 Кредитный отдел

В его состав входят:

  • Сектор коммерческого кредитования;

  • Сектор розничного кредитования;

  • Специалист по залоговому обеспечению;

Деятельность отдела направлена на обеспечение качества оказываемых банковских услуг по предоставлению кредитов, расширению клиентской базы филиала за счет заинтересованных в этих продуктах юридических и физических лиц и, соответственно, увеличение доходов филиала от кредитных вложений.

Основные задачи кредитного отдела:

  • проведение работы по отбору стабильных и платежеспособных заемщиков из сектора малого бизнеса и среднего бизнеса;

  • формирование прочных финансово-кредитных связей и базы постоянной клиентуры филиала;

Структура ссудного портфеля по физическим и юридическим лицам в соотношении примерно 50% на 50% в денежном эквиваленте, а в количественном соотношении 1 к 100, то есть на 1 юридическое лицо приходит 100 физических лиц. Для каждого сегмента клиентов разработана специальная программа кредитования, которая больше всего отвечает потребностям потенциального клиента. Для физических лиц существуют следующие виды кредитов:

1.Ипотека light

2. на приобретение строящейся недвижимости

3. на индивидуальное строительство

4. Ипотека от Народного банка

5. Улучшение жилищных условий

6. Новая ипотека

7. Автокредитование

8. Кредитование «программа народная»

Также имеются программы для юридических лиц, которые отвечают основным требованиям кредитной политики: срок, сумма, ставка, залог. К юридическим лицам в АО "Народный Банк" индивидуальный подход, и любой клиент, который планирует использовать кредитные ресурсы Банка, может подготовить и представить на рассмотрение свой проект, анализ проекта длится порядка 10 банковских дней, в зависимости от сложности проекта и структуры финансирования.

Теперь хотелось бы рассмотреть схему взаимодействия участников кредитного процесса по группе кредитных продуктов. В филиале АО "Народный Банк" схема следующая: в банк обращается клиент к менеджеру по связям с целью получения кредита. На начальном этапе клиент обосновывает потребность в кредите, а также возможность своевременно платить по обязательствам, в момент первого собеседования кредитный офицер может узнать максимум полезной и необходимой информации о клиенте, потому что в этот момент клиент не настроен скрывать информацию или предоставлять недостоверные данные. Затем идет процесс ознакомления и заполнения анкеты. Кредитную заявку необходимо заполнять в самом начале рассмотрения кредита, потому что она регистрируется в канцелярии и только после визы Директора филиала АО "Народный Банк" и начальника кредитного отдела данную заявку официально принимает к рассмотрению кредитный офицер. Менеджер по связям проводит собеседование и объясняет, какие документы клиент должен предоставить для получения кредита. После сбора документов менеджер по связям подает кредитную заявку и документы для регистрации. По окончанию регистрации формируется пакет документов, который передается на экспертизу по направлениям, то есть юристу, который проводит юридическую экспертизу. Далее работнику службы безопасности, он делает оценку гражданской состоятельности. И, наконец, оценщику, который оценивает предлагаемое залоговое имущество и выезжает на месторасположение предмета залога. После экспертизы, кредитный офицер делает кредитный анализ, а также оформляет результаты экспертизы кредитной заявки и передает кредитный пакет риск - менеджеру, который оценивает риски и возвращает кредитный пакет кредитному офицеру с одобрением проекта или его запретом. В случае согласия, кредитный офицер направляет кредитный пакет (на рассмотрение Кредитной Комиссии филиала, где сам его и защищает) заместителю Председателя Правления. Следующим этапом является подготовка проекта решения Кредитного Комитета, после чего кредитный пакет передается Председателю Кредитного Комитета. Секретарь Кредитного Комитета рассылает кредитный пакет членам Кредитного Комитета, которые рассматривают этот пакет и принимают решение о кредитовании. Секретарь Кредитного Комитета оформляет протокол заседания Кредитного Комитета и передает выписки из решения Кредитного Комитета. Менеджер по связям уведомляет клиента о принятом решении. После принятия решения о выдаче кредита с клиентом заключаются договора по предоставлению банковского займа и предоставлению залогового имущества, после выдачи займа ведется текущий мониторинг клиента. В случае, если кредит не гасится согласно договору, то применятся меры по досрочному гашению кредита.

5 Депозитный отдел

АО "Народный Банк" на протяжении многих лет является одним из лидеров на рынке депозитов для физических лиц.
Большой выбор сроков размещения денежных средств, позволяет вам планировать движение денежных средств на конкретный выбранный срок. Сохранить заработанные деньги и обеспечить их гарантированный рост достаточно сложно. Именно поэтому вот уже несколько столетий люди доверяют свои сбережения специализированным финансовым институтам, а именно банкам. АО "Народный Банк" занимается депозитами (открытием счетов) юридических и физических лиц, а также переводом денег двумя способами. Для юридических лиц для перевода денег существуют бланки заявлений. А для физических лиц АО "Народный Банк" предлагает перевод денег по заявлению и через систему Western Union. По системе Western Union адресат может получить перевод денег в любой точке мира, где имеется офис или пункт обслуживания Western Union в минимально короткий срок.

В АО "Народный Банк" для физических лиц существуют следующие виды депозитов:

1. Народный пенсионный – евро

2. Народный пенсионный – тенге

3. Halyk – детский

4. Halyk – универсальный

5. Интернет вклад

6. Интернет накопительный

7. Карточный депозит

8. Народный накопительный

9. Народный с выплатами

10. Народный – стандартный

11. Народный – пенсионный

Для всех депозитов юридических лиц имеются договора банковского вклада.

6 Другие отделы

Расчетно-кассовый отдел. АО «Народный Банк» осуществляет комплексное расчетно-кассовое обслуживание юридических и физических лиц и предлагает своим клиентам самый широкий спектр банковских услуг. Качество комплексного расчетно-кассового обслуживания обеспечивается высокой квалификацией персонала и применением передовых банковских технологий. Существует перечень предоставляемых услуг расчетно-кассовым отделом:

  • открытие, ведение и закрытие счетов (возможность открытия текущих или срочных счетов как в тенге, так и в иностранной валюте). В постановлении Правления Национального Банка Республики Казахстан от 2 июня 2000 года имеются инструкции о порядке открытия, ведения и закрытия банковских счетов;

  • переводные операции в национальной валюте (различные виды денежных переводов как внутри Банка, и в другие банки, а также наиболее выгодные тарифы);

  • переводные операции в иностранной валюте (полный пакет банковских услуг по переводным операциям в иностранной валюте);

  • кассовые операции (оперативный прием и выдача наличных денег, услуги по пересчету, размену, обмену, сортировке и упаковке банкнот и монет);

  • услуги конвертации (различные виды конвертации валют и выгодные тарифы).

Основные задачи и функции расчетно-кассового отдела:

    • прием депозитов, открытие и ведение банковских счетов юридических и физических лиц;

    • кассовые операции: прием, выдача, пересчет, размен, обмен, сортировка, упаковка, хранение банкнот и монет;

    • переводные операции: выполнение поручений юридических и физических лиц по переводу денег;

    • организация обменных операций с иностранной валютой с учетом требований валютного законодательства РК;

    • осуществление заемных операций: предоставление кредитов в денежной форме на условиях платности, срочности, возвратности;

    • реализация специальной литературы по вопросам банковской деятельности на любых видах носителей информации;

    • реализация страховых полисов (заключение договоров страхования) от имени страховых организаций-резидентов РК;

Предоставление консультационных услуг по вопросам, связанным с финансовой деятельностью.

Операционная касса. Основные функции:

  • прием денежной наличности в национальной и иностранной валюте у клиентов филиала;

  • выдача денежной наличности;

  • подготовка денежной наличности к инкассации в Центр кассовых операций и хранения ценностей (филиала) государственного учреждения «Национальный Банк».

Основные задачи юридического отдела:

  • обеспечение соблюдения законности в деятельности филиала;

  • защита правовыми средствами законных прав и интересов филиала;

  • активное использование правовых средств для укрепления финансового положения филиала и улучшения экономических показателей его деятельности;

  • пропаганда и разъяснение действующего законодательства РК.

Отдел:

  • представляет в установленном порядке интересы филиала в суде, а также в других органах при рассмотрении правовых вопросов;

  • проверяет соответствие требованиям действующего законодательства представляемых на подпись Директору филиала проектов, указаний, приказов, распоряжений и других документов правового характера;

  • дает консультации, заключения, справки по правовым вопросам, возникающим в деятельности филиала.

Отдел администрирования операций:

  • соблюдение стандартов и инструкций, регламентирующих процедуры кредитования;

  • контроль за обеспечением правового документооборота;

  • оформление документов по займам и другим кредитным продуктам, предоставленным филиалом юридическим и физическим лицам.

Основные задачи отдела информационных технологий:

  • установка и поддержка подсистемы «Банк - Клиент» у клиентов филиала;

  • осуществляет контроль над работой пользователей компьютерной грамотности и навыкам эффективной работы с АБС;

  • организует распределение оборудования между подразделениями филиала;

  • отвечает за техническое обслуживание вычислительной, организационной техники и банкоматов.

Заключение

В ходе прохождения производственной практики в Областном Филиале СКО АО «Народный Банк» я ознакомилась с принципами организации и деятельности банка, определила форму собственности предприятия как акционерное общество. Рассмотрела существующую модель управления, структуру, функции и технологический уровень банка. Успешная деятельность АО «Народный Банк» свидетельствует о высоком уровне организации деятельности Банка.

За период своей деятельности Банк заслужил репутацию надежного и стабильного финансового института, прочно занимающего свое место в первой десятке лидеров банковского бизнеса Республики Казахстан.
Укреплению позиций и росту авторитета Банка способствовали деловая репутация его акционеров, доверие партнеров и клиентов, высокий профессионализм персонала. Закономерным результатом возросшего профессионализма персонала АО «Народный Банк» стала слаженная работа всей команды, смелое воплощение творческого потенциала сотрудников. Команда Банка ежедневно работает над укреплением имени и деловой репутации «Народного Банка», как в Казахстане, так и на международной арене.

Являясь одним из динамично развивающихся финансовых институтов СНГ, АО «Народный Банк» активно расширяет свою розничную сеть. Уже сейчас Банк представлен во всех крупнейших городах Казахстана, и количество филиалов Банка непрерывно растет. В ближайшее время планируется увеличить количество точек продаж до 70. Расширяется спектр оказываемых услуг, как для юридических, так и для физических лиц. Банк планирует значительное расширение своего присутствия на международных рынках капитала, увеличение количества зарубежных партнеров. Это позволит внедрить гибкую структуру финансирования бизнеса клиентов Банка с более длительными сроками кредитования и под более привлекательные процентные ставки.

Нововведения, внедряемые АО «Народный Банк», позволят существенно улучшить качество обслуживания, послужат реализации главной задачи Банка – способствовать успеху и процветанию клиентов.

Вся история динамичного развития АО «Народный Банк» позволила накопить значительный опыт и неоценимый багаж знаний, которые вместе с умением находить пути сотрудничества позволили создать настоящую команду профессионалов, воплощающих в жизнь идеи успешного ведения бизнеса.

Итоги деятельности за прошедшие годы подтвердили ведение Банком взвешенной политики и упрочили позиции одного из ведущих казахстанских банков, отвечающего международным стандартам.

Список использованной литературы:

  1. Правила проведения валютных операций Р.К. № 206 от 23.05.1997 года; Изменения в Правила проведения валютных операций в Республике Казахстан, утверждены Постановлением Правления Национального банка N 16 от 19.02.1999 г.

  2. Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан № 295 « Об организации обменных операций с наличной иностранной валютой в Р.К.»;

  3. Инструкция « О порядке открытия, ведения и закрытия банковских счетов клиентов в банках второго уровня республики Казахстан» утверждена Постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан № 266 от 02 июня 2000 года.

  4. Устав Открытого Акционерного Общества “Народный банк Казахстана”, утвержденный решением Общего Собрания акционеров 19 марта 2009 протокол 3 .

  5. Положение о валютном отделе, отделе по работе с юридическими лицами, отделе по работе с физическими лицами, денежном отделе, кредитном отделе Северо-Казахстанского областного филиала АО “Народный банк Казахстана”

  6. “Закон о банках и банковской деятельности”, введенный в действие Указом Президента N 2444 от 31.08.1995

7.“Статистический бюллетень”, издаваемый Северо-Казахстанским филиалом Национального банка Казахстана период январь 2008 – 2009 года.

8.Журнал"БанкиКазахстана"-2006,2007,2008,2009г.г.
9. www.halykbank.kz

28