Рынок банковских продуктов и услуг в России


Реферат >> Банковское дело

CОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……..3

Глава 1: Рынок банковских продуктов и услуг………………………………5

1.1 Понятие и значение рынка банковских продуктов и услуг……………...5

1.2.Проблемы и преимущества рынка банковских услуг…………………...10

Глава 2: Регулирование рынка услуг……………………………………....…13

2.1 Регулирование на рынке ценных бумаг……………………………….…13

2.2.Регулирование на валютном рынке………………………………….…..17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….…25

ВВЕДЕНИЕ

В законе «О банках и банковской деятельности» банк характеризуется как кредитная организация, заинтересованная в получении прибыли от своей операционной деятельности. Сущность банка абстрактна, выражает совокупную характеристику своей реальной деятельности. Поэтому сущность банка, его отношения с клиентами целесообразно рассматривать с учётом его роли в развитии экономики в целом[2].

Для банка и его клиентам (юридическим и физическим лицам) очень важно знать значение понятий: банковские товары, продукты, услуги и операции.

Банковским товаром считается часть банковских продуктов и услуг, подлежащих реализации клиентам на различных сегментах банковского сектора экономики.

Банковские продукты – это деньги и денежное выражение посреднических и консультационных услуг, возникающих по мере выполнения банком своих функций.

Банковские услуги представляют собой разновидность банковских продуктов, возникающих по мере выполнения непосредственных и посреднических операций с различными категориями клиентов, заинтересованных в эффективном использовании банковского капитала, привлеченных и заёмных средств в интересах развития рыночной экономики и увеличении собственных доходов и доходов юридических и физических лиц (клиентов), участвующих в этом процессе.

Банковские операции представляют собой технологическую сторону деятельности банка, то есть это в основном технические, экономико-статистические, финансово-кредитные, бухгалтерские и другие приёмы, способы, используемые при создании банковских продуктов.

Целью данной курсовой работы является исследование рынка банковских продуктов и услуг в РФ. Исходя из этой цели, были поставлены задачи:

-раскрыть понятие банковских продуктов и услуг;

-исследовать виды банковских продуктов и услуг;

-оценить проблемы и тенденция развития рынка банковских продуктов и услуг в РФ.

Объектом курсовой работы является рынок банковских услуг России.

Предметом исследования выступают банковские услуги и продукты.

В качестве инструментария применялись методы анализа научной и информационной базы, синтеза полученных данных в теоретические выводы и практические рекомендации.

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют научные труды отечественных и зарубежных ученых по теории и практике банковского обслуживания.

ГЛАВА 1. РЫНОК БАНКОВСКИХ ПРОДУКТОВ И УСЛУГ

1.1 Понятие и значение рынка банковских продуктов и услуг

Рынок банковских услуг представляет собой сложную область формирования спроса и предложения на производные банковской деятельности, которые относятся к товарному типу денежно-кредитных и финансовых отношении, характеризующихся свободным выбором партнеров и наличием конкуренции. Развитие этих отношений способствует увеличению спроса и предложения на услуги банков, стимулирует операции по расширению структурных элементов ассортимента и качества услуг.

Особое значение при этом приобретает удовлетворение потребностей клиентов, что требует, по нашему мнению, изучения составных элементов рынка банковских услуг. К ним относятся:

-наличие законодательных актов правового регулирования денежно-кредитных отношений на рынке банковских услуг;

-разработка рыночного механизма формирования портфеля банковских услуг;

-определение себестоимости и рыночной цены на услуги банков;

-участие государства (Центрального банка) в регулировании рынка банковских услуг;

-наличие информации о состоянии и тенденциях развития рынка банковских услуг для клиентов и всех заинтересованных сторон;

-развитие рыночной конкуренции;

-неограниченность количество участников рынка банковских услуг.

Эти и некоторые другие элементы лежат в основе становления соответствующей инфраструктуры рынка сбыта банковских услуг. Она определяется как совокупность организационно-правовых форм, обслуживающих формирования спроса и предложения и операций по купле продаже банковских услуг на рынке.

Основополагающими участниками инфраструктуры рынка банковских услуг являются:

-коммерческие банки всех форм собственности;

-Центральный банк и его территориальные учреждения;

-небанковские кредитные организации;

-система налогов и сборов;

-информационные и технологические системы;

-аудиторские фирмы, консалтинговые компании и т.д.

Они формируют конъюнктуру рынка банковских услуг, которая в свою очередь зависит от большого количества факторов, определяющих структурные подразделения рынка, т.е. секторный характер его строения.

Однако следует отметить, что каждый банк, осуществляя деятельность в конкретных условиях места и времени, формирует собственную структуру создаваемых на рынке продуктов и услуг. При этом они исходят из сложившихся условий товарно-сырьевого, фондового, валютного и других рынков. Другими словами развитие рынка банковских услуг во многом определяется совокупностью факторов рыночной экономики, взаимно связанных с финансово-промышленным капиталом данного региона, с объёмом и структурой поступающих в отрасли экономики инвестиций и состоянием использования имеющихся здесь производственных и трудовых ресурсов.

Важным этапом создания и реализации банковской услуги является обеспечение эффективности. Банковская услуга должна быть построена таким образом, чтобы в процессе восприятия, общения и исполнения клиент получил экономический и моральный эффект.

Банковские услуги, эта часть банковского продукта, формирование, создание которой происходит на основе поэтапных маркетинговых исследований рынка, потребностей клиентов. Она состоит из комплекса банковских операций, необходимых для выполнения требований клиентов по реализации данной услуги на рынке удовлетворения взаимных интересов, направленных на получение прибыли.

Рынок банковских услуг представляет собой совокупность отношений, возникающих по поводу удовлетворения потребностей клиентов банков в соответствующих видах услуг на определенной территории.

На рынке банковских услуг интересы потребителей приоритетны над интересами создателей услуг, продавцов. Поэтому обеспечение нормальной конкурентной среды является необходимой составляющей рынка и служит условием соблюдения интересов потребителей, повышения количества и качества предоставляемых услуг.

Формирование рынка банковских услуг представляет собой сложный процесс, требующий мобилизации не только внутренних ресурсов, но и широкого использования опыта мировых банков.

Несмотря на это лишь отдельные коммерческие банки за последние годы стали уделять внимание изучению зарубежного опыта развития рынка банковских услуг. Даже Сбербанк России и его территориальные учреждения до сих пор ещё не стали инициаторами в использовании опыта иностранных банков в улучшении структуры и качества услуг, развитии банковского маркетинга во всех сферах его денежно-кредитной деятельности.

Тем не менее, можно выделить группу российских банков, активно работающих на мировых рынках банковских услуг. К ним относятся Внешторгбанк, Альфа-банк, Внешэкономбанк, Международный Московский Банк и другие. Они предоставляют широкий спектр услуг экспортёрам, занимаются представлением клиринговых услуг, они поддерживают международные кредитно-финансовые и расчётно-платёжные отношения с банками самых различных государств, в частности, Англии, Америки, Германии, Голландии, Индии и других стран. Такое сотрудничество даёт возможность использовать опыт иностранных банков в области:

-сбора, обобщения и анализа информации по предлагаемым банковским услугам иностранных банков и обеспечение информационной открытости перед ними;

-анализа возможных кредитных рисков и разработки предложений по их устранению;

-совершенствования деятельности международных подразделений банков с выбранной группой иностранных кредитных институтов;

-использования мирового опыта региональной специализации банковских менеджеров.

Использование опыта иностранных банков может быть полезно при формировании российского рынка производства и сбыта банковских услуг по таким направлениям как открытие и ведение банковских счетов, налаживание электронных расчётов и платежей, финансовое консультирование клиентов, страхование рисков, поиск и нахождение наиболее благоприятного рынка сбыта банковских продуктов и т.д.

Особое значение в условиях глобализации экономических отношений приобретает расширение пространства рынка сбыта банковских услуг, что достигается путём определения сегментов банковского рынка.

Сегментация банковского рынка предполагает выявление в общей массе потенциальных потребителей банковских услуг относительно обособленных клиентов–целевых групп клиентов, на которых должны быть сконцентрированы сбытовые условия банков.

Для решения этой задачи предприятия и организации должны искать и находить рынок сбыта своих товаров и услуг, конкретных покупателей, заинтересованных в налаживании и развитии деловых отношений. Хозяйствующие субъекты решают эту задачу путём организации товарных ярмарок, показа своей продукции на выставках, экскурсиях и т.д.

Несколько сложнее организация сбыта банковских продуктов и услуг, что связано с денежным или процентным характером их происхождения. Тем не менее, у банков существуют свои способы, обеспечивающие продажу специфических продуктов и услуг на рынке. Среди них наиболее доступными можно считать:

-отслеживание «критических точек» у потенциальных покупателей;

-поиск неудовлетворенных потребностей у клиентов;

-правильный выбор типа кредитной организации;

-разработка системы материальных и моральных стимулов работников банка в продаже наибольшего количества услуг;

-организация наиболее эффективных видов рекламы банковских продуктов;

-выбор отрасли и тактики работы банка на определенном сегменте рынка и т.п.

Среди перечисленных способов, благоприятствующих ускорению реализации банковских продуктов, особое значение имеет отслеживание «критических точек», то есть периодов времени, когда у клиента банка возникает особая потребность в услугах банка.

Важное значение развитию рынка банковских услуг придается маркетингу. Для развития рынка банковских услуг необходимо открывать маркетинговые отделы в банках, и они должны стать мозговыми центрами организации рынка банковских услуг. Маркетинговые отделы должны заниматься изучением рынка, проводить опрос и анкетные наблюдения, собирать и анализировать количественную и словесную информацию[3].

В целях обеспечения полноты информации, достоверности результатов анализа, маркетинговые наблюдения за операциями по сбыту банковских продуктов рекомендуются проводить на основе следующих принципов:

-рыночный принцип, когда наблюдения организуются по отдельным сегментам рынка;

-товарный принцип – информацию собирают по видам банковских услуг;

-функциональный принцип – обеспечивает поиск новых покупателей банковских услуг, разрабатывает и предоставляет на рынок новые виды услуг.

Эти и некоторые другие принципы (матричный, географический и т.п.), лежащие в основе организации сбыта банковских продуктов, должны быть реализованы не только маркетинговыми отделами банков, но и специалистами других подразделений[3]. Следовательно, каждое подразделение банка должно выполнять как обычные функциональные (стандартные), так и специфические маркетинговые услуги, ориентированные на всестороннее расширение пространства рынка.

1.2 Проблемы и преимущества рынков банковских услуг

Процедура расширения рынка банковских услуг на этапе реструктуризации банковской системы встретилась с проблемами:

-развития конкурентной борьбы с западными банками, работающими на российской рынке за привлечение и сохранение корпоративных клиентов;

-создания на основе возрождения национальной экономики надёжной и устойчивой в финансовом отношении базы корпоративных клиентов;

-снижения уровня годовой инфляции с тем, чтобы добиться повышения кредитной активности российских банков;

-улучшения качественных показателей кредитного портфеля и на этой основе снизить относительную долю просроченных ссуд;

-устранения возникающих по мере универсализации деятельности банков текущих трудностей, связанных с формированием ресурсной базы, филиальной сети, маркетинговых исследований и т.п.

Следует отметить доля уже решенных проблем рынка банковских услуг у Российских банков незначительна. Трудности ожидают банки, преждевременно следующие по пути универсализации своей денежно-кредитной деятельности, банки, ещё не ставшие на путь широкого привлечения в акционерный капитал зарубежных инвесторов.

Положение российских банков на рынке услуг несколько усложняется ещё тем, что иностранные банки и их филиалы, работающие на российском рынке банковских услуг, имеют ряд несомненных преимуществ:

-гарантируют возврат привлеченных средств;

-имеют высокую корпоративную культуру, соответствующую установленным внутри банка процедурам;

-добиваются систематического повышения деловой квалификации банковского персонала, более широко использует для этой цели методы материального и морального стимулирования;

-уделяют больше внимания повышению значимости банковского менеджмента в развитии отношений с клиентами, ориентируясь на увеличение абсолютной их численности в зоне действия рынка банковских услуг.

В этих условиях российские банки могут и должны использовать свои преимущества в обслуживании корпоративных клиентов и частных лиц.

Во-первых, российский банковский сектор располагает надёжной информацией и хорошо знает рыночное пространство деятельности своих корпоративных клиентов, объёмы и структуру выпускаемой ими продукции, экспортно-импортные возможности отечественных предприятий, их потребности в услугах кредитных организаций.

Во-вторых, российские банки уже адаптировались к работе в сложных условиях перехода к рыночной экономике и кризисных потрясений, а следовательно могут проявить максимальную осторожность к возможным рискам на различных сегментах рынка банковских услуг.

И, наконец, в-третьих, у российских банков наблюдается повышенная потребность в получении прибыли за счёт кредитования реального сектора экономики.

Постепенная реализация этих и других преимуществ даёт российским банкам возможность для дальнейшего расширения структуры услуг по всему комплексу операций, выполняемых на рынке, особенно в Евровалюте, поскольку доля стран ЕС в экспорте и в импорте товаров, в развитии совокупности торгово-экономических отношений постоянно увеличивается. Однако его использование в настоящее время несколько ограничено во времени, требует активизации единого западноевропейского рынка ссудных капиталов. Тем не менее, многие российские банки наладили и успешно развивают расчетно-платежные услуги, услуги по открытию и ведению счетов в европейской валюте:

В Евро предоставляется много услуг и корпоративным клиентам по всему комплексу вопросов, касающихся:

-валютного регулирования и валютного контроля;

-организации краткосрочного и среднесрочного кредитования коммерческих сделок;

-страхованию валютных рисков;

-привлечению краткосрочных кредитных ресурсов и др.

Характер банковских услуг в Евро на российском рынке во многом определяется экономическими факторами – оживлением деятельности всех производственных подразделений, занятых изготовлением конкурентоспособной продукции, повышением инвестиционной активности крупных предприятий и ростом международного влияния страны на всех сегментах финансового рынка.

ГЛАВА 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА УСЛУГ

2.1 Регулирование на рынке ценных бумаг

Рынок ценных бумаг является одним из наиболее регламентированных в рыночной экономике. Сложность отношений на рынке, его масштабность, присущие ему повышенные риски, интересы безопасности его участников (субъектов) обусловливают необходимость принятия детальных стандартов и правил работы на рынке, а также привлечения к вопросам регулирования различных государственных органов.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг - это регулирование со стороны общественных органов власти.

Система государственного регулирования рынка ценных бумаг включает государственные и иные нормативные акты; государственные органы регулирования и контроля.

Система регулирования рынка ценных бумаг включает следующие главные составные части:

-создание и совершенствование необходимой нормативно-правовой базы;

- создание органов регулирования рынка;

- организация отбора и допуска юридических и физических лиц в качестве участников рынка ценных бумаг;

- контроль за соблюдением и исполнением нормативно-правовой базы;

- разрешение споров между участниками рынка.

Государственное управление рынком ценных бумаг имеет следующие формы: прямое (административное) и косвенное (экономическое).

Прямое (административное) управление рынком ценных бумаг со стороны государства осуществляется путем:

- установления обязательных требований ко всем участникам рынка ценных бумаг;

- регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими;

- лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

- обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка;

- поддержания правопорядка на рынке.

Министерство финансов Российской Федерации:

- регулирует выпуск государственных ценных бумаг, включая ценные бумаги субъектов Федерации и органов местного самоуправления;

- устанавливает правила бухгалтерского учета операций с ценными бумагами;

- осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и т.п.

Центральный банк Российской Федерации - федеральный орган, который:

- действует на основании закона;

- регистрирует выпуски ценных бумаг кредитных организаций;

- регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом рынке ценных бумаг, ломбардного кредитования и переучета векселей;

- устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на рынке ценных бумаг кредитных организаций;

- регулирует деятельность на рынке ценных бумаг клиринговых организаций и организаций, производящих безналичные расчеты по сделкам с ценными бумагами (в том числе депозитариев);

- контролирует экспорт и импорт капитала[4].

Депозитарий - это эффективный инструмент учета и хранения Ваших активов, позволяющий обеспечить клиенту целый ряд дополнительных услуг, сохраняя при этом конфиденциальность сведений о клиентах, их счетах депо и производимых по ним операциях.

Услуги депозитария:

-учет и удостоверение прав на ценные бумаги

-учет и удостоверение передачи прав на ценные бумаги, включая случаи обременения ценных бумаг обязательствами

-учет и хранение сертификатов ценных бумаг

-регистрация в качестве номинального держателя ценных бумаг клиентов в реестре владельцев именных ценных бумаг или у другого депозитария

-ведение счетов депо различных категорий депонентов: владельцев, доверительных управляющих, залогодержателей

-расчетно-депозитарное обслуживание клиентов с предоставлением возможности участия в торговых сессиях на основных торговых площадках ММВБ и РТС (через расчетные депозитарии НДЦ и ДКК)

-управление счетом депо через распорядителя, попечителя или оператора счета

-организация гарантированной поставки ценных бумаг и своевременной оплаты по принципу «поставка против платежа»

-услуги, содействующие реализации владельцами ценных бумаг их прав по ценным бумагам: представление интересов клиента на общих собраниях акционеров (по доверенности), получение дивидендов, доходов и иных платежей по ценным бумагам

-оперативное предоставление информации от эмитентов, регистраторов, включая передачу бюллетеней для голосования и иных документов (информации), необходимых для участия в общих собраниях акционеров эмитента

-расчет рыночной стоимости хранимых активов депонента

Органы регулирования российского рынка ценных бумаг - это совокупность организаций, осуществляющих рыночное регулирование на основе обязательных (нормативных) и добровольных (этических) правил регулирования[4].

К органам, осуществляющим регулирование российского рынка ценных бумаг, относятся:

- государственные органы исполнительной власти;

- саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг;

- общественные организации, отстаивающие интересы владельцев ценных бумаг.

Правила регулирования рынка ценных бумаг включают:

- нормативно-правовые документы (законы, постановления, инструкции и другие правовые документы);

- обязательства осуществления предпринимательской деятельности профессиональными участниками рынка ценных бумаг, добровольно принимаемые ими;

- обычаи делового оборота и национальные традиции.

Федеральная антимонопольная служба РФ устанавливает антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением.

Рынок ценных бумаг может эффективно выполнять свои функции, если он защищен от финансовых махинаций и недобросовестной конкуренции. В связи с этим отечественное законодательство устанавливает ряд требований к осуществлению деятельности на рынке ценных бумаг (РЦБ)[1].

К органам регулирования рынка ценных бумаг относятся все органы государственной власти: президент, правительство, министерства и иные органы исполнительной власти.

Специализированным государственным органом, осуществляющим всестороннее регулирование рынка корпоративных ценных бумаг, является федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг, функции которого возложены на Федеральную службу по финансовым рынкам. Однако она осуществляет регулирование не только рынка ценных бумаг, но и других финансовых рынков.

Российский рынок ценных бумаг регулируется гражданским правом посредством совокупности общеобязательных правовых актов, издаваемых органами государственной власти в установленной форме с соблюдением определенной процедуры - законодательства РФ.

ФЗ «О рынке ценных бумаг» - комплексный законодательный акт, который регулирует рынок ценных бумаг, как в целом, так и его отдельные сегменты[1].

Основные достоинства закона:

- четкое определение порядка деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, который распространяется и на банки; установлены общие «правила игры»;

- информационное обслуживание рынка ценных бумаг:

- законодательно определены перечень информации и порядок ее раскрытия для различных участников фондового рынка;

- введены ограничения по рекламе;

- запрещены сделки с использованием служебной информации.

Регулирование рынка ценных бумаг заключается в следующем:

- установление обязательных требований к деятельности эмитентов и инвесторов;

- лицензирование деятельности профессиональных участников РЦБ;

- регистрация выпусков ценных бумаг;

- контроль за использованием служебной информации и рекламной деятельностью на РЦБ.

Регулирование РЦБ осуществляется на основании системы законодательства,

имеющая сложную иерархическую систему. Ведущая роль в области государственного регулирования РЦБ принадлежит Гражданскому кодексу, ФЗ «О рынке ценных бумаг», Федеральной службе по финансовым рынкам[5].

2.2 Регулирование на валютном рынке

Необходимость регулирования валютного курса обусловлена негативными последствиями его резких и непредсказуемых колебаний. Поддержание стабильности курса национальной валюты имеет большое значение для обеспечения стабильности цен и денежного обращения. Снижение курса национальной валюты ведет к повышению цен на внутреннем рынке, т. е. к уменьшению покупательной способности национальной денежной единицы. В условиях постоянного снижения курса национальной валюты цены на товары на внутреннем рыке ориентируются не столько на издержки производства, сколько на падение курса национальной валюты. Снижение курса становится фактором инфляции.

Традиционно Центральный банк осуществляет регулирование валютного курса посредством:

— проведения денежно-кредитной политики;

— валютных интервенций;

— использования государственных резервов международных платежных средств или иностранных займов.

На практике обычно используют две основные формы валютной политики: дисконтную и девизную.

Дисконтная (учетная) политика проводится не только с целью изменения условий рефинансирования отечественных коммерческих банков, но иногда направлена на регулирование валютного курса и платежного баланса.

Центральный банк, покупая или продавая иностранные валюты (девизы), воздействует в нужном направлении на изменение курса национальной денежной единицы — это и есть девизная политика. Подобные операции получили название «валютных интервенций». Приобретая за счет официальных золотовалютных резервов (или путем соглашений своп) национальную валюту, он увеличивает спрос, а, следовательно, и ее курс. Напротив, продажа Центральным банком крупных партий национальной валюты приводит к снижению ее курса. Влияние валютной политики Центрального банка в форме проведения операций на срочном валютном рынке проявляется в стимулировании либо экспорта, либо импорта капитала. Направление желаемого движения капиталов зависит от приоритетов политики Центрального банка в данной экономической ситуации, что может выражаться либо в стимулировании товарного экспорта (демпинговая политика), либо в поддержании курса национальной валюты по отношению к иностранной.

Наряду с прямыми мерами валютного регулирования — дисконтной и девизной политикой — и мерами непосредственного валютного регулирования на валютный курс значительное влияние оказывают многие другие законодательные нормы. Среди них можно выделить следующие три группы норм.

1. Нормы налогового законодательства:

-налогообложение курсовых разниц;

-форма платежей налогов по валютным операциям;

-налогообложение операций по купле и продаже иностранной валюты.

2. Нормы, регламентирующие экономические условия развития:

-законодательная регламентация расчетов в иностранной валюте на территории страны;

- требования к предприятиям, желающим использовать валютный счет и кассу;

- норма обязательной продажи валютной выручки.

3. Нормы банковского законодательства:

- нормы обязательных резервов и форма их перечисления в Центральный банк. Многие банки практикуют временную реструктуризацию счетов перед определением сумм, перечисляемых в качестве обязательных резервов в Центральный банк, если норма резервов по валютным депозитам ниже, чем по рублевым. Сегодня она единая.

- требования к банкам, желающим производить операции в иностранной валюте. Ужесточение перечисленных требований ведет, с одной стороны, к повышению профессионализма банков, ведущих валютные счета, а с другой

к изменению стоимости банковских услуг по обслуживанию валютных счетов. При этом проявляются две тенденции: снижение предложения и ограничение конкурентоспособности ведет к росту стоимости банковских услуг, а сосредоточение операций в крупных банках снижает расходы и соответственно стоимость услуг. Это в свою очередь влияет на количество предприятий, желающих иметь валютные счета. Как следствие, изменяется спрос на валютном рынке.

Из этого вытекает, что основными задачами Центрального банка в области регулирования внутреннего валютного рынка на современном этапе в кратко- и среднесрочном плане являются следующие:

1. Обеспечение ликвидности отечественного валютного рынка и, соответственно, эффективности расчетов по внешнеэкономическим операциям;

2. Обеспечение должного контроля за соблюдением законности при проведении коммерческими банками валютных операций; временное введение валютных ограничений по капитальным операциям, сокращающих вывоз капиталов за рубеж; принятие мер, направленных на возвращение средств, переведенных за рубеж в преддверии августовского кризиса;

3. Проведение сбалансированной (с точки зрения обеспечения рентабельности приоритетных экспортных отраслей и критического импорта) политики регулирования валютного курса рубля, отвечающей интересам большинства отечественных производителей и основным задачам развития экономики в целом;

4. Наращивание золотовалютных резервов путем повышения объемов обязательной продажи экспортной выручки, ужесточения контроля за целевым использованием валютных средств, приобретаемых импортерами, и постепенного снижения объемов валютных интервенций;

5. Повышение эффективности управления золотовалютными резервами Центрального банка, минимальное их использование для достижения своих целей на внутреннем валютном рынке.

Решение второй из упомянутых задач может дать наиболее быстрый эффект, поскольку находится в сфере административных методов валютного регулирования и валютного контроля. Оно зависит в большей степени от эффективного взаимодействия Центрального банка с Госналогслужбой (МНС), Государственным таможенным комитетом (ГТК) и Федеральной службой валютно-экспортного контроля. (ВЭК), а также от правильности и тщательности проведения банковского аудита, качества работы подразделений банковского надзора и инспектирования[7].

Успешное достижение всех остальных перечисленных целей зависит в основном от правильности выбранных ориентиров в проведении Центральным банком политики регулирования валютного рынка, которые во многом определяются политикой валютного курса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги курсовой работы, можем сделать следующие выводы:

банковскую услугу нужно рассматривать на трех уровнях. Первый уровень образуют основные банковские услуги, то, что в действительности покупает клиент. Это – базовый ассортимент банка: кредитование, услуги по инвестированию капитала, услуги по расчетно-кассовому обслуживанию, операции с валютой и прочие услуги. Второй уровень представляет собой банковскую услугу в реальном исполнении, то есть текущий ассортимент банка. Текущий ассортимент постоянно меняется и развивается, не затрагивая базовой направленности банка. Изменения текущего ассортимента направлены на то, чтобы превратить случайного клиента в постоянного, побудить клиента к приобретению как можно большего числа услуг. И, наконец, третий уровень составляют расширенные банковские услуги. Услуги этого уровня направлены на формирование дружеских отношений с клиентом, оказание ему всесторонней помощи.

Проблема совершенствования деятельности банков в условиях рыночной экономики стала одним из приоритетных направлений социально-экономического развития России. Если раньше эта тема практически не рассматривалась, так как директивный метод управления банковской системой страны зачастую не учитывал интересы клиентов и банков, то с переходом к рыночной экономике принципиально меняется содержание деятельности банков как предприятий особого рода. Актуальной становится проблема банковских услуг, повышения их конкурентоспособности, создания рынка банковских услуг, первостепенную значимость приобретает качество банковского обслуживания, набор предоставляемых банковских услуг, получила развитие концепция комплексного подхода к продаже банковских услуг корпоративным и частным клиентам.

Система безналичных расчетов в мире используется очень широко. Ценные бумаги являются одной из составляющих безналичного оборота. Возможно, именно меры по созданию цивилизованного безналичного оборота, снижению доли так называемого «черного нала» во взаиморасчетах субъектов рынка, более широкому использованию в обороте ценных бумаг (например, векселей) могли бы способствовать уменьшению проблемы взаимных неплатежей, в последние годы остро стоящей перед российскими предприятиями. Для создания условий, способствующих увеличению доли безналичных расчетов (в т.ч. с помощью использования ценных бумаг) необходимо активное участие государства. При этом имеются в виду законы, не только касающиеся непосредственно ценных бумаг, но и косвенно связанные с их обращением (например, налоговое законодательство).

Более того, рынок ценных бумаг способствует капитализации финансовых ресурсов.

Ценные бумаги – финансовый инструмент рынка ценных бумаг – выступают в роли товара особого рода. Обладая двойственной природой – имущественное право как титул собственности и как отношения займа – ценные бумаги являются отражением реального работающего капитала, принося их владельцу доход.

Таким образом, ценные бумаги и рынок, инструментом которого они являются, в совокупности представляют собой одно из жизненно необходимых звеньев всего экономического механизма страны.

За последнее десятилетие рынок ценных бумаг в России интенсивно развивался. Однако главенствующее место на нем, как это ни прискорбно звучит, до сих пор остаются государственные ценные бумаги: отчасти благодаря безграмотной политики правительства в отношении приватизации, отчасти - в вопросах формирования и расходования бюджета.

В условиях рыночных отношений большое значение имеет регулирование рынка. В работе были приведены цели регулирования рынка ценных бумаг, а также кратко описаны основные моменты процесса регулирования. В России фондовый рынок стал возрождаться относительно недавно, поэтому законодательная база, регулирующая отношения субъектов по операциям с ценными бумагами, недостаточно разработана. В этих условиях для субъектов рынка, производящих такие операции, особенно важно отслеживать изменения законодательной базы с целью повышения собственной надежности и улучшения репутации в глазах клиентов.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что банковские продукты и услуги являются традиционной сферой банковского предпринимательства, направленного на повышение доходов банков и удовлетворение потребностей частных и корпоративных клиентов в целях развития национальной экономики. Современный уровень развития производительных сил требует от банковского сектора предоставления все большего числа услуг своим клиентам. В последние десять - двадцать лет банковское дело в ряде развитых стран вышло на качественно новый уровень.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг". 2.Федеральный закон от 10.07.2002 №86-ФЗ «О банке и банковской деятельности».

3. С.А.Гурьянов. Маркетинг банковских услуг.– М.: Юрайт – Издат., 2007.

4. В.А.Галанов. Рынок ценных бумаг: Учебник / В.А.Галанов. - М.: ИНФРА-М., 2007.

5. А.И.Басов, В.А.Галанов. Рынок ценных бумаг: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2007.

6. В.М.Мандрица. Финансовое право. Серия «Учебники, учебные пособия». - 2-е изд., перераб. - Ростов н./Д: «Феникс», 2006.

7.А.Н.Бродунов. Рынок ценных бумаг. Учебный курс (учебно-методический комплекс). - М.: МИЭМП, 2008.