Мониторинг среды обитания


Контрольная работа >> Безопасность жизнедеятельности

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Контрольная работа

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности»

На тему: «Мониторинг среды обитания»

Выполнила Арефина С.В.

Студентка 3 курса (периферия)

Специальность Бух.учет, анализ и аудит.

№ зачетной книжки 06 убд 11334

Преподаватель Хаврель А.И.

Брянск

2008

План

Введение...............................................................................................................................3 1.Организация системы мониторинга в России….……………………………………..4

2. Методы и средства контроля сред обитания: контактные, дистанционные, биологические методы оценки качества воздуха, воды, почвы…………………..…..12

3. Методы контроля энергетических загрязнений…………………………………….20

4. Обработка результатов и оценка экологической ситуации………………………..24

Список литературы……………………...……………………………………...…35

Введение

Информация о состоянии окружающей природной среды, об изменениях этого состояния давно используется человеком для планирования своей деятельности. Уже более 100 лет наблюдения за изменением погоды, климатом ведутся регулярно в цивилизованном мире. Это всем нам знакомые метеорологические, фенологические, сейсмологические и некоторые другие виды наблюдений и измерений состояния окружающей среды. Теперь уже никого не надо убеждать, что за состоянием природной среды надо постоянно наблюдать. Все шире становится круг наблюдений, число измеряемых параметров, все гуще сеть наблюдательных станций. Все большей сложностью обладают проблемы, связанные с мониторингом окружающей среды.

Сам термин «мониторинг» впервые появился в рекомендациях специальной комиссии СКОПЕ (научный комитет по проблемам окружающей среды) при ЮНЕСКО в 1971 году, а в 1972 году уже появились первые предложения по Глобальной системе мониторинга окружающей среды (Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде).

Мониторинг – это система наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей среды под влиянием антропогенного воздействия. Включает в себя слежение за уровнем загрязнения окружающей среды, оценку антропогенного воздействия на состояние биоты, экосистем, здоровья самого человека, оценку эффективности природоохранных мероприятий, а также моделирование, прогноз и рекомендации по управлению состоянием окружающей среды.

Основная цель – обеспечение системы управления природоохранной деятельностью и экологической безопасности достоверной информацией, позволяющей оценить основные показатели состояния и функциональной целостности экосистем и среды обитания человека; выявить причины изменения этих показателей и оценить последствия таких изменений.

Настоящая работа раскрывает сущность мониторинга. Уделено внимание методам и средствам контроля среды обитания, подробно рассмотрен вопрос контроль за энергетическими загрязнениями, дана оценка экологической ситуации.

1. Организация системы мониторинга в России.

Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания. В процессе жизнедеятельности человек и среда постоянно взаимодействуют друг с другом, образуя систему «человек – среда обитания».

Среда обитания – окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.

Основная мотивация человека в его взаимодействии со средой обитания направлена на решение, как минимум, двух основных задач:

- обеспечение своих потребностей в пище, воде и воздухе;

- создание и использование защиты от негативных воздействий среды обитания.

В системе «человек – среда обитания» происходит непрерывный обмен потоками вещества, энергии и информации. Это происходит в соответствии с законом сохранения жизни Ю.Н. Куражковского: «Жизнь может существовать только в процессе движения через живое тело потоков вещества, энергии и информации». Обмен потоками вещества и энергии характерен и для процессов, происходящих без участия человека (поступление на Землю солнечной энергии, перенос воздушных масс, водные потоки и т.д.).

Потоки веществ, энергии и информации имеют естественную, техногенную и антропогенную природу, они во многом зависят от масштабов преобразующей деятельности человека и от состояния среды обитания.

Человек и окружающая его среда гармонично взаимодействуют и развиваются лишь в комфортных условиях.

Воздействие опасностей в условиях производства, города, жилища обычно происходит длительно (в течение суток, рабочего дня и т.п.), поэтому необходим постоянный контроль за параметрами состояния среды обитания по вредным факторам. Его реализуют системы мониторинга. Однако такая система не создана по сей день из-за разногласий в объемах, формах и объектах мониторинга, распределении обязанностей между уже существующими системами наблюдений. Такие же проблемы и у нас в стране, поэтому, когда возникает острая необходимость режимных наблюдений за окружающей средой, каждая отрасль должна создавать свою локальную систему мониторинга.

Мониторингом окружающей среды называют регулярные, выполняемые по заданной программе наблюдения природных сред, природных ресурсов, растительного и животного мира, позволяющие выделить их состояния и происходящие в них процессы под влиянием антропогенной деятельности.

Под экологическим мониторингом следует понимать организованный мониторинг окружающей природной среды, при котором, во-первых, обеспечивается постоянная оценка экологических условий среды обитания человека и биологических объектов (растений, животных, микроорганизмов и т. д.), а также оценка состояния и функциональной ценности экосистем, во-вторых, создаются условия для определения корректирующих воздействий в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий не достигаются.

В настоящее время употребляют два основных терми­на, касающихся оценки качества окружающей природной среды: мониторинг и контроль. Мониторинг - система наблюдения, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под влиянием антропогенного воздей­ствия. Мониторинг не исключает задачи управления каче­ством окружающей среды, тогда как контроль подразумевает не только наблюдение и получение информации, но и управление состоянием среды.

В систему мониторинга должны входить следующие основные процедуры:

  • выделение (определение) объекта наблюдения;

  • обследование выделенного объекта наблюдения;

  • составление информационной модели для объекта наблюдения;

  • планирование измерений;

  • оценка состояния объекта наблюдения и идентификации его информационной модели;

  • прогнозирование изменения состояния объекта наблюдения;

  • представление информации в удобной для пользователя форме и доведение ее до потребителя.

Основные цели экологического мониторинга состоят в обеспечении системы управления природоохранной деятельности и экологической безопасности своевременной и достоверной информацией, позволяющей:

  • оценить показатели состояния и функциональной целостности экосистем и среды обитания человека;

  • выявить причины изменения этих показателей и оценить последствия таких изменений, а также определить корректирующие меры в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий не достигаются;

  • создать предпосылки для определения мер по исправлению возникающих негативных ситуаций до того, как будет нанесен ущерб.

Исходя из этих трех основных целей экологический мониторинг должен быть ориентирован на ряд показателей трех общих видов: соблюдения, диагностики и раннего предупреждения.

Кроме приведенных выше основных целей экологический мониторинг может быть ориентирован на достижение специальных программных целей, связанных с обеспечением необходимой информацией организационных и других мер по выполнению конкретных природоохранительных мероприятий, проектов, международных соглашений и обязательств государств в соответствующих областях.

Основные задачи экологического мониторинга:

  • наблюдение за источниками антропогенного воздействия;

  • наблюдение за факторами антропогенного воздействия;

  • наблюдение за состоянием природной среды и происходящими в ней процессами под влиянием факторов антропогенного воздействия;

  • оценка фактического состояния природной среды;

  • прогноз изменения состояния природной среды под влиянием факторов антропогенного воздействия и оценка прогнозируемого состояния природной среды.

Виды мониторинга различают как по характеру, так и по методам или целям наблюдения. В соответствии с тремя типами загрязнений различают мониторинг глобальный, региональный­, импактный, базовый; по способам - авиационный, космич­еский, дистанционный, по задачам - прогностический.

По территории на которой осуществляется мониторинг выделяютлокальный (санитарно-гигиенический, биоэкологический), региональный (оценка состояния крупных экосистем) и глобальный (биосферный).

Локальный мониторинг включает в себя наблюдения за изменением в различных сферах загрязняющих веществ, наиболее опасных для живых организмов. В атмосферном воздухе обязательному контролю подлежат окислы углерода, азота, диоксид серы, озон, пыль, аэрозоли, тяжелые металлы, радионуклиды, пестициды, фосфор, углеводороды. В поверхностных водах – радионуклиды, тяжелые металлы, пестициды, рН, нитраты, нитриты, аммонийные соединения, фосфаты, хлориды, фенолы, нефтепродукты. В почве – тяжелые металлы, радионуклиды, пестициды, фосфаты, нитраты. В биоте – тяжелые металлы, радионуклиды, пестициды, бензпирен, азот, фосфор. Проводят также слежение за физическими параметрами среды: ионизирующие воздействия, шум, вибрация, электромагнитное излучение. Станции слежения располагаются в местах повышенного экологического риска (города, промышленные центры, нефтепромыслы, атомные электростанции, крупные сельхозпредприятия и другие объекты).

В рамках локального мониторинга проводится также слежение за состоянием здоровья населения и анализом влияния экологических факторов на демографические процессы. Параметры слежения в данном случае: рождаемость, смертность, общая заболеваемость, количество наследственных патологий, врожденных аномалий, младенческая смертность.

Объектом локального мониторинга являются приземный слой воздуха (ПДК веществ), поверхностные и грунтовые воды, промышленные, бытовые стоки (ПДК, температура, биологические загрязнители), радиоактивные излучения (уровень излучения.

Объектом регионального являются крупные природно-территориальные комплексы (природные, агроэкосистемы), популяции редких и исчезающих видов.

Изучается структура, видовое разнообразие, трофические связи в экосистемах, наличие возможности использования природных ресурсов на этих территориях, продуктивность экосистем, оценивается антропогенное воздействие на экосистемы.

Объектом глобального мониторинга является атмосфера, гидросфера растительный, почвенный покровы, животный мир. Разработка и координация глобального мониторинга окружающей природной среды осуществляется в рамках ЮНЕП и Всемирной метеорологической организации (ВМО). Целями, которой являются организация расширенной системы предупреждения об угрозе здоровью человека, оценка влияния глобального загрязнения атмосферы на климат, оценка количества и распределения загрязнений в биологических системах, оценка сельскохозяйственных проблем, обеспечение продуктами питания, сохранения плодородия почв, оценка загрязнения океана и морских экосистем, создание системы предупреждения о стихийных бедствиях. Во многом эти задачи решаются благодаря космическому мониторингу, особенно важен в решение вопросов прогноза и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Импактный мониторинг обеспечивает наблюдения в особо опас­ных зонах и местах, непосредственно примыкающих к источникам загрязняющих веществ.

Базовый мониторинг ­слежение за состоянием природных систем, на кото­рые практически не накладываются региональные антропогенные воздействия. Для осуществления базового мони­торинга используют удаленные от промышленных регионов территории, в том числе биосферные заповедники.

Управление безопасностью жизнедеятельности включает законодательную, нормативную и организационную основу, которые осуществляют свои функции на различных уровнях.

В государственной системе управления природоохранной деятельностью в Российской Федерации важную роль играет формирование единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ).

ЕГСЭМ включает в себя следующие основные компоненты:

1. мониторинг источников антропогенного воздействия на окружающую среду;

2. мониторинг загрязнения абиотического компонента окружающей природной среды;

3. мониторинг биотической компоненты окружающей природной среды;

4. социально-гигиенический мониторинг;

5. обеспечение создания и функционирования экологических информационных систем.

При этом распределение функций между центральными органами федеральной исполнительной власти осуществляется следующим образом.

Госкомэкологии (бывшее Минприроды России): координация деятельности министерств и ведомств, предприятий и организаций в области мониторинга окружающей природной среды; организация мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую среду и зон их прямого воздействия; организация мониторинга животного и растительного мира, мониторинг наземной фауны и флоры (кроме лесов); обеспечение создания и функционирования экологических информационных систем; ведение с заинтересованными министерствами и ведомствами банков данных об окружающей природной среде, природных ресурсах и их использовании.

Росгидромет: организация мониторинга состояния атмосферы, поверхностных вод суши, морской среды, почв, околоземного космического пространства, в том числе комплексного фонового и космического мониторинга состояния окружающей природной среды; координация развития и функционирования ведомственных подсистем фонового мониторинга загрязнения окружающей природной среды; ведение государственного фонда данных о загрязнении окружающей природной среды.

Роскомзем: мониторинг земель.

Министерство природных ресурсов (включая бывший Роскомнедра и Роскомвоз): мониторинг недр (геологической среды), включая мониторинг подземных вод и опасных экзогенных и эндогенных геологических процессов; мониторинг водной среды водохозяйственных систем и сооружений в местах водосбора и сброса сточных вод.

Роскомрыболовство: мониторинг рыб, других животных и растений.

Рослесхоз: мониторинг лесов.

Роскартография: осуществление топографо-геодезического и картографического обеспечения ЕГСЭМ, включая создание цифровых, электронных карт и геоинформационных систем.

Госгортехнадзор России: координация развития и функционирования подсистем мониторинга геологической среды, связанных с использованием ресурсов недр на предприятиях добывающих отраслей промышленности; мониторинг обеспечения промышленной безопасности (за исключением объектов Минобороны России и Минатома России).

Госкомэпиднадзор России: мониторинг воздействия факторов среды обитания на состоянием здоровья населения.

Минобороны России: мониторинг окружающей природной среды и источников воздействия на нее на военных объектах; обеспечение ЕГСЭМ средствами и системами военной техники двойного применения.

Госкомсевер России: участие в развитии и функционировании ЕГСЭМ в районах Арктики и Крайнего Севера.

Комитеты, организации, союзы осуществляют контроль за выполнением принятых договоренностей, координацию совместных усилий по охране природы, по обеспечению безопасности человечества. Технологии единого экологического мониторинга (ЕЭМ) охватывают разработку и использование средств, систем и методов наблюдений, оценки и выработки рекомендаций и управляющего воздействия в природно-техногенной сфере, прогнозы ее эволюции, энергоэкологические и технологические характеристики производственной сферы, медико-биологические и санитарно-гигиенические условия существования человека и биоты. Комплексность экологических проблем, их многоаспектность, теснейшая связь с ключевыми отраслями экономики, обороны и обеспечением защиты здоровья и благополучия населения требует единого системного подхода к решению проблемы.

В настоящее время заключено свыше 200 различных международных соглашений. Международное сотрудничество может осуществляться на двусторонней и многосторонней основе. Объектами международной охраны окружающей среды являются: Космос, атмосферный воздух, Мировой океан, Антарктида, мигрирующие виды животных, а также объекты, которые охраняются и управляются отдельными государствами, но взяты под международный контроль (заповедники).

Международное сотрудничество в области охраны окружающей природной среды регулируется международным экологическим правом. Значимый вклад в становление этой сферы международной деятельности внесли: Стокгольмская конференция ООН по окружающей среде (1972 год), Всемирная партия природы и Международная конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992).

В заключение следует отметить, что в отдельных регионах разрабатывают мониторинг экологического состояния геологической среды, мониторинг экологического состояния поверхностных вод и связанных с ним экосистем.

На территории Российской Федерации функционирует ряд систем мониторинга загрязнения природной среды и состояния природных ресурсов.

В этой вопросе дано четкое определение мониторинга и способы его организации в России.

2. Методы и средства контроля среды обитания: контактные, дистанционные, биологические методы оценки качества воздуха, воды, почвы.

При мониторинге качественно и количественно характе­ризуется состояние воздуха, поверхностных вод, клима­тические изменения, свойства почвенного покрова, состояние растительного и животного мира. К каждому из пере­численных компонентов биосферы предъявляются особые требования и разрабатываются специфические методы анали­за.

Методы химического и физико-химического анализа позволяют определить качественный и количественный состав загрязняющих веществ в окружающей среде (в воздухе, почве, воде). Оценка устойчивости природных экосис­тем к различным видам загрязнений проводится методом биоиндикации.

Биоиндикация - это обнаружение и определение антропогенных нагрузок по реакциям на них жи­вых организмов и их сообществ.

Объектами биоиндикационных исследований могут быть отдельные виды флоры или фауны, а также экосистемы. Например, хвойные породы деревьев чувствительны к радиоактивному загрязнению, а многие представители поч­венной фауны - к промышленному загрязнению. Хвойные леса используются для наблюдений в качестве критических экосистем.

Анализ наблюдений за такими объектами позволяет выявить экологические нарушения еще при таких уровнях загрязнения, которые не представляют опасности для на­селения, проживающего на окружающей территории.

По методам исследования различают:

1. химико-аналитический;

2. физический;

3. биомониторинг (слежение за состоянием окружающей среды по реакции живых организмов).

В систему мониторинга должны входить следующие основные процедуры:

1.выделение (определение) объекта наблюдения;

2. обследование объекта наблюдений;

3. составление информационной модели для объекта наблюдения;

4. планирование измерений;

5. оценка состояния объекта наблюдения;

6. прогнозирование изменения состояния объекта наблюдения.

В зоне влияния источников организуется систематическое наблюдение за следующими объектами и параметрами окружающей природной среды:

1. Атмосфера: химический и радионуклидный состав газовой и аэрозольной фазы воздушной сферы; твердые и жидкие осадки (снег, дождь) и их химический и радионуклидный состав; тепловое и влажностное загрязнение атмосферы.

2. Гидросфера: химический и радионуклидный состав среды поверхностных вод (реки, озера, водохранилища и т. д.), грунтовых вод, взвесей и данных отложений в природных водостоках и водоемах; тепловое загрязнение поверхностных и грунтовых вод.

3. Почва: химический и радионуклидный состав деятельного слоя почвы.

4. Биота: химическое и радиоактивное загрязнение сельскохозяйственных угодий, растительного покрова, почвенных зооценозов, наземных сообществ, домашних и диких животных, птиц, насекомых, водных растений, планктона, рыб.

5. Урбанизованная среда: химический и радиационный фон воздушной среды населенных пунктов; химический и радионуклидный состав продуктов питания, питьевой воды и т. д.

6. Население: характерные демографические параметры (численность и плотность населения, рождаемость и смертность, возрастной состав, заболеваемость, уровень врожденных уродств и аномалий); социально-экономические факторы.

Системы мониторинга природных сред и экосистем включают в себя средства наблюдения: экологического качества воздушной среды, экологического состояния поверхностных вод и водных экосистем, экологического состояния геологической среды и наземных экосистем.

Построение измерительного комплекса систем ЕЭМ основывается на использовании точечного и интегрального методов измерений с помощью стационарных (стационарные посты наблюдения) и мобильных (автомобили-лаборатории и аэрокосмические средства) систем. Следует отметить, что аэрокосмические средства привлекаются лишь при необходимости получения крупномасштабных интегральных показателей о состоянии окружающей среды.

Получение информации обеспечивается тремя группами приборов, измеряющими: метеорологические характеристики (скорость и направление ветра, температуру, давление, влажность атмосферного воздуха и пр.), фоновые концентрации вредных веществ и концентрации загрязняющих веществ вблизи источников загрязнения окружающей среды.

Использование в измерительном комплексе современных контроллеров, решающих вопросы сбора информации с датчиков, первичной обработки и передачи информации потребителю с помощью модемной телефонной и радиосвязи или по компьютерным сетям, значительно повышает оперативность системы.

ЕЭМ предполагает работу с большими массивами разнообразной информации, включающими данные: по структуре энергопроизводства и энергопотребления региона, гидрометеорологических измерений, о концентрациях вредных веществ в окружающей среде; по итогам картографирования и аэрокосмического зондирования, о результатах медико-биологических и социальных исследований.

Одной из основных задач в этом направлении является создание единого информационного пространства, которое может быть сформировано на основе использования современных геоинформационных технологий. Интеграционный характер геоинформационных систем (ГИС) позволяет создать на их основе мощный инструмент для сбора, хранения, систематизации, анализа и представления информации.

ГИС имеют такие характеристики, которые с полным правом позволяют считать эту технологию основной для целей обработки и управления мониторинговой информацией. Средства ГИС намного превосходят возможности обычных картографических систем, хотя, естественно, включают и все основные функции получения высококачественных карт и планов. В самой концепции ГИС заложены всесторонние возможности сбора, интеграции и анализа любых распределенных в пространстве или привязанных к конкретному месту данных. Только с появлением ГИС в полной мере реализуется возможность целостного, обобщенного взгляда на комплексные проблемы окружающей среды и экологии.

ГИС становится основным элементом систем мониторинга.

Система единого экологического мониторинга предусматривает не только контроль состояния окружающей среды и здоровья населения, но и возможность активного воздействия на ситуацию.

Моделирование текущей ситуации позволяет с достаточной точностью выявить очаги загрязнения и выработать адекватное управляющее воздействие на технологическом и экономическом уровнях.

При практической реализации концепции единого экологического мониторинга не следует забывать: о показателях точности оценки ситуации; об информативности сетей (систем) измерений; о необходимости разделения (фильтрации) на отдельные составляющие (фоновые и от различных источников) загрязнения с количественной оценкой; о возможности учета объективных и субъективных показателей. Данные задачи решает система восстановления и прогноза полей экологических и метеорологических факторов.

Существуют 3 группы метода контроля качества воздушной среды:

1. Лабораторный метод – забираются пробы воздуха в любом месте, затем на стационарном лабораторном оборудовании проводится анализ проб. Это достаточно точный метод.

2. Экспресс-метод – оценка происходит сразу на месте, используется для необходимого быстрого решения о степени загрязнения среды. Для этого используются УГ (универсальные газолизаторы). Их действие основано на цветных реакциях, в небольших объемах высокочувствительной жидкости или же твердого вещества, чаще используется силикагель пропитанного чувствительными жидкими индикаторами. Воздух через насос забирается, через трубочку просасывается, и по цвету судят о присутствии того или иного загрязнителя, а о качестве судят по длине окрашенного столбика, сравнивая с градуированной шкалой. Для каждого вредного вещества свой цвет.

3. Индикаторный метод – разновидность экспресс-метода, но здесь нельзя судить о количестве вещества. Это быстрый, качественный анализ присутствия вредных веществ.

Для анализа запыленности воздуха применяется метод определения массы пыли в сочетании с определенным размером частиц с учетом дисперсности пыли. Берется тканевый фильтр и взвешивается до пропускания пыли и после и разница – это сколько пыли в воздухе.

Биологические методы оценки качества воды. В настоящее время методы контроля подразделяются на физико-химические, гидробиологические и бактериологические.     Методы физико-химического контроля обеспечивают качественное и количественное определение основных элементов загрязнения сточных вод – органики, биогенов, солей тяжелых металлов, нефтепродуктов и др. Их преимущество –  прочная нормативная (документы стандартизации) и организационная (сети химико-аналитических лабораторий) базы. Их недостаток – высокая трудоемкость, низкая оперативность, целевая предопределенность.

Поэтому,  наряду с физико-химическим  применяется  гидробиологический   контроль, позволяющий, в ряде ситуаций, быстро оценивать качество вод и наличие некоторых загрязнений, не обнаруживаемых химическими методами. Компьютеризация процессов гидробиологического тестирования качества вод и принятия решений по его результатам будет способствовать расширению его привлекательности и доступности. При рассмотрении гидробиологических методов контроля качества вод могут быть выделены несколько не второстепенных проблем.

    Первая: наиболее полная оценка качества воды может быть дана при их совместном применении.

    Вторая: физико – химические методы, при которых оценка основных показателей контроля процессов очистки длится  десятки суток, в то время когда приток вод имеет несколько пиков в сутки начисто отрезают возможность оперативного управления качеством очистки.

    Третья: трудоемкость физико–химических методов, требующая наличия оснащенных лабораторий делает их немалой роскошью для малых и средних станций биологической очистки.

    Четвертая:  большая половина населения – клиенты нецентрализованных систем водоснабжения. Им нужны экспресс – методы контроля, с помощью которых можно хотя бы оценить степень необходимости обратиться к дорогостоящей помощи специализированных лабораторий . Они десятками лет пьют неизвестно что.

Биологические и микробиологические методы анализа  вод  учитывают реакцию водных ценозов  на загрязнения среды обитания на организменном, популяционном биоценотическом уровнях. Каждая из этих реакций при определенных условиях  может быть основой объективного метода оценки качества вод. По степени разработанности, унификации, стандартизации и интерпретации  результатов эти методы уступают гидрохимическим, и предъявляет повышенные требования к уровню квалификации оператора. В отличие от химических биологические методы позволяют решать задачи обнаружения ответной реакции биоты на комплекс воздействий окружающей среды. В совокупности с малыми масштабами затрат времени и ресурсов на их выполнение, эти методы весьма перспективны при управлении качеством очистки в малых и средних сооружениях аэрации.

Жидкие пробы - берутся из сточных вод, активного ила, а также очищенной воды. Устройства для взятия жидких проб в зависимости от целей и особенностей тестирования могут быть различными - от батометра  или стеклянного сосуда с закрывающейся пробкой, открываемой на нужной глубине, обычно 30 - 40 см. или на разных глубинах, до обезжиренного предметного стекла, закрепленного в прорези резиновой пробки. Места отбора проб могут быть постоянными (при контроле за ходом технологического процесса) и переменными при выявлении  отклонений от  технологического процесса.

    Перифтон - обрастания, состоящие из организмов на поверхности подводных предметов и опущенных предметных стекол, дающие возможность оценивать средний за некоторый период уровень загрязнений. Анализ отобранных проб должен быть выполнен в течение 0,5 - 1 часа с момента отбора.

 Приведенные методы широко применяется при оценке качество природных вод, и при перенесении их в условия очистки сточных вод могут быть допущены существенные методические ошибки, поэтому применяют морфологический экспресс-контроль качества очистки вод.

Почвенный покров накапливает информацию о происходя­щих процессах и изменениях, т. е. почва является своеобраз­ным индикатором не только сиюминутного состояния сре­ды, но и отражает прошлые процессы. Поэтому почвенный (агроэкологический) мониторинг имеет более общий ха­рактер и открывает большие возможности для решения про­гностических задач. Основными показателями, которые оцени­ваются в процессе агроэкологического мониторинга, являются следующие: кислотность, потеря гумуса, засоление, загрязнение нефтепродуктами.

Кислотность почв оценивается по значению водородно­го показателя (рН) в водных вытяжках почвы. Значение рН измеряют с помощью рН-метра, иономера или потенциометра. Оптимальные диапазоны рН для растений от 5,0 до 7,5. Если кислотность, — т. е. рН меньше 5, то прибегают к известкова­нию почв, при рН более 7,5-8 используют химические средства для снижения рН.

В настоящее время контроль за содержанием гумуса вхо­дит в число первоочередных задач. Изменение количества ор­ганического вещества в почве не только связано с изменением почвенных свойств и их плодородия, но и отражает влияние внешних негативных процессов, вызывающих деградацию почв.

Содержание гумуса определяют по окисляемости органиче­ского вещества. К навеске почвы добавляют окислитель (чаще всего хромлик) и кипятят. При этом органическое вещество, вхо­дящее в состав гумуса, окисляется до CO2 и Н2О. Количество из­расходованного окислителя определяют либо титрометрическим методом, либо спектрофотометрическим. Зная количество оки­слителя, определяют количество органического вещества.

В последнее время применяют анализаторы углерода, в кото­рых происходит сухое сжигание органического вещества в токе кислорода с последующим определением выделившегося СО2.

Антропогенное засоление почв проявляется при недоста­точно научно обоснованном орошении, строительстве каналов и водохранилищ. Химически оно проявляется в увеличении со­держания в почвах и почвенных растворах легкорастворимых солей — это NaCI, Na24, MgCI2, MgS04. Наиболее простой метод обнаружения засоления основан на измерении электриче­ской проводимости.

Применяют определение электрической про­водимости почвенных суспензий, водных вытяжек, почвенных растворов и непосредственно почв. Этот процесс контролиру­ется путём определения удельной электрической проводимости водных суспензий с помощью специальных солемеров. При кон­троле за загрязнением почв нефтепродуктами решаются обычно три основные задачи: определяются масштабы (площа­ди) загрязнения, оценивается степень загрязнения, выявляется наличие токсичных и канцерогенных загрязнений.

Первые две задачи решаются дистанционными методами, к которым относится аэрокосмическое измерение спектральной отражательной способности почв. По изменению окраски или плотности почернения на аэрофотоснимках можно определить размеры загрязнённой территории, конфигурацию площади за­грязнения, а по снижению коэффициента отражения оценить степень загрязнения. Степень загрязнённости почв можно опре­делить по количеству содержащихся в почве углеводородов, ко­торое определяется методами хроматографии.

Почвенный покров Земли играет решающую роль в обеспечении человечества продуктами питания и сырьем для жизненно важных  отраслей промышленности. Поэтому непрерывный контроль за состоянием почв и почвенного покрова – обязательное условие получения планируемой продукции сельского и лесного хозяйства. Вместе с тем почвенный покров является естественной базой для поселения людей, служит основой для создания рекреационных зон. Он позволяет создать оптимальную экологическую обстановку для жизни, труда и отдыха людей. От характера почвенного покрова, свойств почвы, протекающих в почвах химических и биохимических процессов, зависят чистота и состав атмосферы, наземных и подземных вод. Почвенный покров – один из наиболее мощных регуляторов химического состава атмосферы и гидросферы. Почва была и остается главным условием жизнеобеспечения наций и человечества в целом.

Все в более широких масштабах проявляется загрязнение почвы тяжелыми металлами, нефтепродуктами,  усиливается влияние азотной и серной кислот техногенного происхождения, ведущие к формированию техногенных пустынь в окрестностях некоторых промышленных предприятий.

Восстановление нарушенного почвенного покрова требует длительного времени и больших капиталовложений.

Во второй главе дана полная характеристика методам и средствам контроля среды обитания, рассматривается вопрос о оценке качества воздуха, воды и почвы.

3. Методы контроля энергетических загрязнений.

Промышленные предприятия, объекты энергетики, связи и транспорта являются основными источниками энергетического загрязнения промышленных регионов, городской среды, жилищ и природных зон. К энергетическим загрязнениям относят вибрационное и акустическое воздействия, электромагнитные поля и излучения, воздействие радионуклидов и ионизирующих излучений.

Вибрации в городской среде и жилых зданиях, источником которых является технологическое оборудование ударного действия, рельсовый транспорт, строительные машины и тяжелый автотранспорт, распространяются по грунту и конструкциям зданий.

Основными источниками электромагнитных полей (ЭМП) радиочастот являются радиотехнические объекты (РТО), телевизионные и радиолокационные станции (РЛС), термические цехи и участки (в зонах, примыкающих к предприятиям). Воздействие ЭМП промышленной частоты чаще всего связано с высоковольтными линиями (ВЛ) электропередач и с источниками магнитных полей, применяемыми на промышленных предприятиях.

Значительную опасность представляют магнитные поля, возникающие в зонах, прилегающих к электрифицированным железным дорогам. Магнитные поля высокой интенсивности обнаруживаются и в зданиях, расположенных в непосредственной близости от этих зон.

В быту источниками ЭМП и излучений являются телевизоры, дисплеи, печи СВЧ и другие устройства.

Тепловые загрязнения среды обитания возникают в местах использования различных энергоносителей. Наиболее значительными источниками теплового загрязнения среды являются ТЭС и АЭС.

Основные источники ионизирующего облучения человека в окружающей среде являются: 1. Естественный фон: космическое облучение, облучение от природных источников, внешнее и внутреннее облучение. 2. антропогенные источники: медицинское обслуживание, ТЭС в радиусе 20 км., АЭС в радиусе 10 км., радиоактивные осадки, телевизоры, дисплеи, керамика, стекло, авиационный транспорт на высоте 12 км.

Для человека, проживающего в промышленно развитых регионах РФ, годовая суммарная эквивалентная доза облучения из-за высокой частоты рентгенодиагностических обследований достигает 3000…3500 мкЗв/год (средняя на Земле доза облучения равна 2400 мкзв/год).

Миграция радионуклидов в водоемах и грунте значительно сложнее, чем в атмосфере. Это обусловлено параметрами процесса рассеивания и склонностью радионуклидов к концентрации в водных организмах, к накоплению в почве. Миграция радиоактивных веществ в почве определяется в основном ее гидрологическим режимом, химическим составом почвы и радионуклидов.

Уровень радиоактивности в жилом помещении зависит от строительных материалов: в кирпичном, железобетонном, шлакоблочном доме он всегда несколько выше, чем в деревянном.

Определенную опасность представляют радионуклиды, поступающие в окружающую среду от объектов ядерного топливного цикла (ЯТЦ). По сообщению Центра общественной информации по атомной энергии (1993, № 5) годовая коллективная эквивалентная доза облучения, получаемая населением вблизи АЭС, составляет 2,5 чел.Зв/(ГВт. Год). Для сравнения, около ТЭС на мазуте – 0,5; на газе – 0,003; на угле – 4.

95 % от всех ионизирующих загрязнений ЯТЦ приходится на операции по переработке облученного ядерного топлива. Значительные проблемы существуют в переработке и захоронении высокоактивных ядерных отходов, количество которых в мире составляет ежегодно около 10 тыс. т.

Из рассмотренных энергетических загрязнений в современных условиях наиболее негативное воздействие на человека оказывают радиоактивное и акустическое загрязнения.

Ускорение темпов роста экономики и народонаселения неизбежно сопровождается ростом мирового производства и потребления энергии. По существующей статистике происходит удвоение добычи электроэнергии каждые 30 лет. Есть прогноз, что к 2350 году она сравнится с солнечной энергией достигающей земли. При этом 70% потребляемой человечеством энергии рассеивается в виде тепла в окружающую среду.

Законодательно установлено, что эффективным использованием энергетических ресурсов является такое их использование, которое достижимо и экономически оправданно при существующем уровне развития технологий и соблюдении требований к охране окружающей природной среды.

С целью установления показателей, которые характеризуют эффективность использования ТЭР, и выработки экономически обоснованных мер по их повышению, закон предписывает проведение энергетических обследований (энергоаудита). Для энергоаудитора из законодательных норм следует, что показатели энергоэффективности должны быть неразрывно обусловлены соблюдением природоохранных требований.

Система долгосрочных наблюдений, оценки, контроля и прогноза состояния и изменения объектов (энергетический и экологический мониторинг) не может быть построена без детальной классификации объектов по признакам антропогенной (техногенной) нагрузки. Без упомянутой классификации невозможна биологическая или химическая оценка и контроль потенциально вредных эффектов, которые могут быть вызваны промышленными (особенно энергетическими) отходами.

Однако активно развивающаяся в настоящее время программно-методическая база энергоаудита достаточно подробно и детально ориентирована на инспектирование ресурсопотоков и энергопотоков генерирующего оборудования и систем, энергопотребляющего оборудования. Контроль над возможными протечками топлива и выделением вредных продуктов сгорания.

Программно-методическая база экоаудита, экологического контроля и мониторинга также ограничена в отношении контроля над тепловым загрязнением, как и инструментарий энергоаудиторов. Экологи, в отличие от энергоаудиторов, имеют очень детальную проработку методов, способов и инструментария контроля над выделением вредных продуктов сгорания.

Предельные нормы вредного воздействия или неблагоприятных свойств бесконтрольно утекающей тепловой энергии, не проработаны. Тогда как она фактически является термальным загрязнением - формой физического загрязнения среды, характеризующейся периодическим или длительным повышением ее температуры против естественного уровня.

Термальное загрязнение представляет особую и мало изученную опасность для экосистемы в местах размещения энергетического оборудования и систем транспортировки тепла (тепловых сетей). Зональные, высотные и глубинные факторы распределения тепла, с градиентами и закономерностями циркуляции (абиотические факторы в экосистемах) вызывают уже наблюдаемые перемены в средообразующих компонентах или их сочетаниях, которые, вполне вероятно, не могут быть компенсированы в ходе природных восстановительных процессов (необратимое изменение среды).

Однако наблюдаемые изменения уже могут свидетельствовать о том, что энергетика нарушает гомеостазис (способность экологических систем противостоять влиянию факторов внешней среды, сохраняя общую систему функционирования). Вокруг объектов с большими теплопотерями и теплотрасс вполне вероятно ухудшение состояния (состава, производительности и т.п.) биологического сообщества по внешним причинам (дигрессия), которая может идти вплоть до окончательно разрушается.

По всей вероятности тепловое загрязнение не только является источником ситуации в природной среде, представляющей угрозу для сохранения экологического равновесия и экологических ресурсов территории, а также для дальнейшего существования эволюционно сформировавшихся биогеоценозов, тем более, что длительность естественных природовосстановительных процессов больше обозначенного выше периода наблюдения (масштаба столетия и более).

В каждом таком случае необходима экологическая экспертиза проекта. Понадобится комплексная оценка статического и долговременного воздействия предприятия на природные ресурсы, природные условия, факторы дальнейшего развития хозяйства и условия жизни людей на локальном участке местности.

Для повышения энергоэффективности хозяйственных комплексов, наряду с органами госэнергонадзора и энергоаудиторскими организациями обязаны стать органы экологического контроля и мониторинга.

Третья глава посвящена вопросу методам контроля энергетического загрязнения.

4. Обработка результатов и оценка экологической ситуации.

В настоящее время используются разные нормативы качества окружающей природной среды, и функции их различны. Одни дают оценку среды обитания человека, другие - лимитируют вредные воздействия на природу. Однако их объединяет общность целей, так как они определяют качество не социальной, а природной среды.

Под качеством природной среды понимают такое состо­яние ее экологических систем, при котором постоянно обеспечиваются обменные процессы энергии и веществ меж­ду природой и человеком на уровне, обеспечивающем вос­производство жизни на Земле. Качество среды до активного вмешательства человека поддерживалось самой приро­дой путем саморегуляции, самоочищения от загрязнений нетехногенного происхождения. В основе такого самоочищения и саморегуляции лежит безотходность процессов, происходящих в природных циклах. Это значит, что конечный продукт одного служит сырьем для следующего природного цикла.

Человеческое производство (сельскохозяйственное, промышленное, техногенное), в отличие от природного, построено на отходной технологии. Конечный продукт, получаемый человеком, в результате технологического процесса пользуется им нерационально. Из 100% основного продукта около 90%, а иногда и более выбрасывается челове­ком в отходы, которые не могут затем быть сырьем для природных процессов (циклов). Это приводит к накоплению на поверхности Земли инертных (неусвояемых) или вред­ных материалов.

Воздействие человека на природную среду и негатив­ные последствия его деятельности создали в цивилизован­ном обществе проблему регулирования качества среды, в которой живет и проявляет себя человек.

Нормирование качества окружающей природной среды - это процесс разработки и придания юридической нормы научно обоснованным нормативам в виде показателей пре­дельно допустимого воздействия человека на природу или среду обитания.

Норма - это мера воздействия. Предельно допусти­мой нормой является законодательно устанавливаемые до­пустимые размеры воздействия человека на окружающую среду.

Под воздействием следует понимать антропоген­ную деятельность, т. е. ту, которая связана с реализацией экономических, культурных, рекреационных интересов человека. В результате этой деятельности человек вносит биологические, химические и физические изменения в при­родную среду. Эти изменения чаще всего являются вред­ными для всего живого на Земле. Наиболее распростра­ненное отрицательное воздействие на природную сре­ду - ее загрязнение.

В соответствии с Законом РФ "Об охране окружающей среды" под загрязнением понимается поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают нега­тивное воздействие на окружающую среду.

Нормативы качества - предельно допустимы нормы воздействия на окружающую природную среду ант­ропогенной деятельности человека (хозяйственной, рекреационной и т. п.).

В соответствии с Законом к содержанию нормативов предъявляют следующие требования:

  • экологическая безопасность населения;

  • сохранение генетического фонда;

  • обеспечение рационального использования и воспроизв­одства природных условий, устойчивого развития хозяй­ственной деятельности.

Цель этих требований - обеспечить научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов как основы общественного прогресса.

Предельно допустимые нормы - это своего рода вы­нужденный компромисс, который позволяет и развивать хозяйство, и охранять жизнь и благополучие человека.

Нормативы качества оценивают по трем показателям: медицинским, технологическим и научно-техническим. Медицинские показатели устанавливают пороговый уровень угрозы здоровью человека, его генетической про­грамме; технологические показатели оценивают уровень установленных пределов техногенного воздействия на че­ловека и среду обитания; научно-технические показатели оценивают возможность научных и технических средств контролировать соблюдение пределов воздействия по всем его характеристикам.

Вопрос о пороговой величине нормативов качества, т.е. предельно допустимого загрязнения или иного воздействия на окружающую природную среду, является дискусси­онным. Одни считают, что нормативы должны быть ориенти­рованы на возможности промышленности и сельского хозяй­ства и не создавать препятствий для широкой экономи­кой деятельности в условиях перехода к рынку. Другие настаивают на ужесточении экологических показателей на международном уровне. В Законе отражена средняя позиция. Нельзя идти на поводу у экономики, приспосабливаться под ее нынешние возможности, так как это может усу­губить экологический кризис и привести к дальнейшей дегра­дации природной среды. Однако экономика России еще не готова для ускоренного введения нормативов, существу­ющих в экологически развитых странах. Следовательно, ос­тается придерживаться компромиссных решений, которые смогут создавать экономические и административно-право­вые стимулы у хозяйствующих субъектов в обеспечении экологической безопасности и улучшении охраны окружа­ющей среды.

Эти стимулы призваны обеспечивать экономический механизм охраны природной среды и нормативы качества окружающей природной среды.

Нормативы качества не относятся к числу правовых норм. Это нормы технического или технико-экономическо­го характера, и сами по себе они не обладают юридичес­кой силой. Такие нормы в виде научных рекомендаций, ме­тодических разработок есть в министерствах, ведомствах, научных и проектных учреждениях. Они помогают в реше­нии тех или иных вопросов, но не являются обязательны­ми для соблюдения.

Норматив становится обязательным и имеет юридичес­кую силу с момента утверждения его компетентным орга­ном. Для нормативов качества окружающей природной сре­ды такими органами являются Министерство здравоохра­нения и Министерство природных ресурсов Российской Фе­дерации.

Закон юридически закрепляет основные требования к нормативам качества, виды нормативов качества, органы, их утверждающие, обязанности их выполнения и соблюде­ния, последствия за их невыполнение. Что касается самих нормативов как технических норм, то они не входят в со­держание закона, а публикуются в специальных норматив­ных справочниках и изданиях.

Все нормативы качества окружающей природной сре­ды делятся на три вида (группы): санитарно-гигиенические, производственно-хозяйственные, комплексные.

Санитарно-гигиенические нормативы - это нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ (химических, биологических); физических воздействий; сани­тарных защитных зон; предельно допустимых уровней радиационного воздействия. Цель нормативов - определить показатели качества окружающей среды применительно к здоровью человека. В настоящее время эта часть нормати­вов наиболее разработана.

В соответствии с Законом РФ "Об охране окружающей среды" к данной группе нормативов можно отнести норматив­ы предельно допустимых концентраций вредных веществ ДК); предельно допустимых уровней (ПДУ) воздействия радиации, шума, вибрации, магнитных полей; нормативы предельна допустимых остаточных количеств вредных веществ в продуктах питания (нитратов в овощах, солей в питьевой воде).

Нормативы ПДК вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ устанавл­ивают для оценки состояния окружающей природной среды.

Согласно Положению о порядке действия на террито­рии РФ санитарных правил, утвержденных постановлени­ем Совета Министров РСФСР от 1 июня 1991 г. № 375, санитарно-гигиеническое нормирование является составной ча­стью основ обеспечения санитарно-эпидемиологического бла­гополучия населения. Оно направлено на разработку научно обоснованных показателей безопасности и безвредности для здоровья человека факторов среды его обитания и условий его жизнедеятельности.

Санитарно-гигиеническое нормирование имеет самостоятельное значение в том смысле, что оно охватывает не только экологическую, но и производственную, жилищно-бытовую сферу жизни человека. Главная задача состоит в том, чтобы установить санитарные нормы и правила, обязательные для выполнения на всей территории РФ государственными и общественными структурами, пред­приятиями, организациями независимо от форм собствен­ности и подчиненности, должностными лицами и гражда­нами.

Минздрав России утверждает санитарные нормы и предельно допустимые уровни влияния на организм человека различных факторов среды его обитания.

Нормативы ПДК и ПДУ едины и обязательны для всех предприятий независимо от формы собственности и подчи­ненности на территории России.

Производственно-хозяйственные нормативы качества устанавливают требования к источнику вредного воздействия, ограничивая его деятельность определенной пороговой величиной. Возглавляют эту группу нормативы выбросов вредных веществ (ПДВ). С помощью этой группы нормативов качества осуществляется контроль за промышленными и другими выбросами и сбросами в окружающую среду вредных веществ, микроорганизмов, биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды и почвы.

Используя нормативы ПДК, оценивают экологическое и санитарно-гигиеническое состояние окружающей природной среды. Контроль за источником вредного действия, регулирования его поведения выполняют путем применения нормативов предельно допустимых выбросов 9сбросов) вредных веществ (ПДВ).

Постановление о введении ПДВ было принято в 1978 г. Принципы формирования нормативов ПДВ были отражены в Законе СССР и Законе РСФСР "Об охране атмосферного ,окружающего воздуха" (1980 г.). Ныне действующий Закон РФ "Об охране окружающей среды", восприняв эти прин­ципы, распространяет их на нормирование качества всей окружающей среды.

Разработку указанных экологи­ческих нормативов организует МПР России совместно с дру­гими уполномоченными органами в области охраны окру­жающей природной среды, с участием исполнительной власти республик, краев, областей и районов.

Согласно ГОСТ 17.2.3.02-78 (Охрана природы. Атмосфе­ра. Правила допустимых выбросов вредных веществ про­мышленными предприятиями) ПДВ устанавливают для каждого источника загрязнения при условии, что выбросы вред­ных веществ от данного источника и от группы источников населенного пункта даже с учетом перспектив развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта не созда­дут приземную концентрацию, превышающую ПДК для населения, растительного и животного мира.

Установлению ВСВ предшествует работа по снижению выбросов (сбросов) вредных веществ и оздоровлению окружающей природной среды, выполняемая органами охраны окружающей природной среды в регионах местной администр­ацией и органами Госкомсанэпиднадзора. Головными органами ­в этой работе являются местные органы исполнитель­ной власти МПР России.

Социально-общественный и юридический смысл ПДВ заключается в том, что вред, причиненный здоровью человека и природной среде, является следствием превышения допустимых норм концентрации вредных веществ в атмос­фере, в водоемах или почве. Превышение ПДК есть следствие превышения ПДВ источниками выбросов, сбросов вредных веществ. Поэтому задача органов экологического контроля и надзора состоит в выявлении предприятий -­ загрязнителей окружающей природной среды и привлечение их руководителей к эколого-правовой ответственности.

К сожалению, практика не всегда следует здравому смыслу. Статистика носит противоречивый характер. В нор­мативы ПДВ укладывается сейчас 15-20% загрязняющих производств. Значительная доля предприятий работает на 40-50% ВСВ, а остальные, а их немало, загрязняют среду на основе лимитных выбросов и сбросов, которые определяются по фактическому выбросу и сбросу на определенном временном отрезке.

Проблема не решается из-за того, что ни одно пред­приятие-загрязнитель нельзя привлечь ни к уголовной, ни административной ответственности, так как они действуют на основе разрешений на выброс (сброс), выдаваемых органами охраны окружающей природной среды. Единствен­ный формой ответственности является возмещение вреда, возлагаемое на предприятие-загрязнитель. Причем такое возмещение осуществляется независимо от степени вины, следовательно, принимает форму платежей за загрязне­ние.

Наиболее разработанными являются предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую природную среду (ПДН) и нормативы санитарных и защитных зон. При строительстве промышленных и сельскохозяйственных предприятий, развитии населенных пунктов, формировании территориально-производственных комплексов проектировщики и местная администрация руководствуются ПДН на окружающую природную среду с учетом потенциальных ее возможностей, рационального ис­пользования природных ресурсов, обеспечения благопри­ятных условий жизни населения, недопущения необрати­мых изменений в окружающей природе.

ПДН - это допустимые размеры антропогенного воз­действия на природные ресурсы или природные комплек­сы, не приводящие к нарушению экологических функций природной среды. Для определения таких нагрузок важным является такое понятие, как емкость природной среды. Ее показатели свидетельствуют о потенциальных возможностях природной среды.

Цель разработки и применения норм ПДН - обеспече­ние рационального сочетания хозяйственной и рекреационной деятельности с охраной среды.

Нормативы ПДН утверждают и разрабатывают, как правило, отраслевые и местные экологические организа­ции. Так, ПДН по лесам устанавливают органы лесного хозяйства; по заповедникам, национальным паркам - адми­нистрация этих организаций. Чаще всего такие нормы оп­ределяются с учетом научных рекомендаций. Они могут ме­няться в ту или иную сторону в зависимости от состояния окружающей природной среды и ее отдельных ресурсов.

Актуальность разработки и применения показателей ПДН очевидна. Пренебрежение подобными требованиями, чревато серьезными последствиями. Нерациональное раз­мещение химических и нефтеперегонных предприятий в родах Уфа, Стерлитамак привело к тяжким экологическим ­последствиям, отравлению населения этих регионов. Нежелание считаться с объективными нормами нагрузки та на единицу пастбищных угодий в Калмыкии явилось причиной опустынивания земель.

Закон не предусматривает какой-либо особой ответ­ственности. Виновные в несоблюдении ПДН предприятия, должностные лица должны нести ответственность в виде возмещения причиненного ущерба, если они не докажут, что вред наступил в результате стихийного бедствия, или и если причинитель вреда не мог знать о вредных послед­ствиях своих действий по объективным обстоятельствам. Нормативы санитарных и защитных зон устанавливают с целью охраны водоемов, источников водосна­бжения, курортных и лечебно-оздоровительных зон, насел­енных пунктов и других территорий от загрязнений и вредных воздействий.

Нормативы санитарных и защитных зон определяются характером их целей и задач. Эти зоны выполняют основные взаимосвязанные функции – охранительные и оздоровительные. К числу санитарных и оздоровительных зон относятся зоны вокруг заповедников, памятников природы, национальных парков, защитные зоны вокруг рек и водоемов, зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных экологических ситуаций и катастроф. В рамках охранно-оздоровительных функций каждая из существующих зон имеет свои задачи.

Так, в соответствии с ГОСТ 17.1.01-77 (Охрана природы. Гидросфера. Использование и охрана вод. Основные терми­ны и определения) санитарная и защитная зона определя­ется как территория или акватория, на которой устанавли­вается особый санитарно-эпидемиологический режим для предотвращения ухудшения качества воды в источниках центрального хозяйственного и питьевого водоснабжения и охрана водопроводных сооружений.

Для улучшения гидрологического режима, благоуст­ройства рек, озер, водохранилищ, их прибрежных терри­торий создается водоохранная зона, в рамках которой ус­танавливается специальный режим охраны от загрязнения, истощения, засорения, заиления вод. Ее длина зависит от протяженности русла реки и ее ширина колеблется от 100 до 500 м (Положение о водоохранных зонах рек, озер, водохранилищ в РСФСР. СП РСФСР. 1989. NQ 9. Ст. 46).

Мероприятия по улучшению окружающей среды:

Основные принципы защиты атмосферы:

1. Совершенствование технологических процессов: создание непрерывных технологических процессов производства, предварительное очищение топлива и сырья от вредных выбросов, внедрение рециркуляции (повторное использование исходящих газов), более широкое использование природного газа вместо угля и мазута;

2. Совершенствование очистных сооружений (более широкое использование электрофильтров, обеспечивающих до 99% очистки воздуха), а также использование комбинированных методов и многоступенчатой очистки;

3. Рассеивание газовых выбросов в атмосфере (осуществляется с помощью дымовых труб). Чем выше труба, тем больше рассеивающий эффект. На большинстве предприятий высота составляет 300м. Этот способ снижает локальное загрязнение у источника выброса, но является временным мероприятием так как увеличивает площадь, на которой производятся выбросы;

4. Организация санитарно-защитных зон предприятий. Санитарно–защитная зона - это территория отделяющая источник промышленного загрязнения от жилых и общественных зданий. Ширина этой зоны может варьировать от 50 до 1000 м. Это площадь зависит от количества, степени вредности выбросов, что также определяет класс производства. К первому классу относятся предприятия черной, цветной металлургии, цементные заводы с производительностью выше 150 тысяч тонн цемента в год. Например, Мальцовский портланд цемент (500м, не соответствует уровню выбросов), Брянский силикатный завод (500 м). Эта зона должна быть обустроена, в частности включать озеленение газоустойчивыми, пылеустойчивыми породами деревьев и кустарников (тополь, акация);

5. Мероприятия по снижению выхлопных газов автомобилей - использование высокооктанового бензина, переход на природных газ, «чистое экологическое топливо»: водород, метиловый спирт. Использование фильтров, совершенствование двигателей автомобилей, создание и использование электромобилей;

6. Архитектурно-планировочные решения городов – контроль интенсивности движения автотранспорта, удаление автомагистралей и промышленных предприятий от жилых массивов, комбинированный тип застройки, озеленение улиц;

7. Контроль ПДК в выбросах промышленных предприятий и в воздухе населенных пунктов.

Основные мероприятия по защите гидросферы:

1. Развитие безотходных и безводных технологий;

2. Внедрение системы водооборотного водоснабжения;

3. Совершенствование очистки сточных вод (озонирование, магнитная обработка воды, электрохимические методы очистки);

4. совершенствование очистки поверхностных вод, повышение качества питьевой воды; (закачка сточных вод в глубокие водоносные горизонты, использование активированных углей для сорбционных процессов, озонирование);

5. Проведение агролесомелиорации, с целью предотвращения береговой эрозии, оползней и гидротехнических мероприятий (очистка водоемов, предотвращение заиления, зарастание, эвтрофикация);

6. Создание водоохранных зон. Их ширина варьирует от 100 до 2 км. Это могут быть как природные поверхностные воды, основные источники откачки подземных вод, родники. Создаются с целью предотвращения загрязнения и истощения водного объекта. В пределах водоохранных зон запрещается распашка земель, производство строительных работ, выпас скота, использование удобрений, организация свалок.

7. Создание зон санитарной охраны – это территории вокруг водозаборов с целью предотвращения загрязнения. Состоят из 3 поясов: 1 – зона строгого режима (30-50м), не допускается присутствие посторонних лиц и проведение всех видов работ не связанных с водозабором, 2-я защищает от биологического загрязнения, 3–я от химического загрязнения. На этих территориях запрещены сельхозработы, выпас скота, размещение животноводческих хозяйств, использование удобрений, пестицидов, расположение автомобильных дорог, промышленных предприятий, строительство, складирование мусора, промышленная рубка леса и т.д.;

8. Контроль ПДВ вод промышленных предприятий, вплоть до закрытия загрязняющих производств.

Основные мероприятия по защите литосферы

1. Защита почв от водной и ветровой эрозии (почвозащитные севообороты, поле и водозащитное лесонасаждения, лесные насаждения в оврагах и балках);

2. Рекультивация нарушенных территорий (техническая – засыпание карьеров, разбор отвалов, выравнивание поверхности почв), биологическая – высаживание растений и др.;

3. Мелиоративные мероприятия – борьба с заболачиванием и засолением почв;

4. Защита от загрязнения, например, использование биологических средств защиты растений;

5. Предотвращение необоснованного изъятия пахотных земель под строительство;

6. Повышение плодородия почв;

7. Обеспечение наиболее полного извлечения и комплексного использование природных ресурсов.

Основные мероприятия по защите биотических сообществ:

1. Борьба с лесными пожарами;

2. Защита растений от вредителей;

3. Полезащитное разведение;

4. Повышение использования лесных ресурсов;

5. Создание особо охраняемых природных территорий (заповедники, заказники, памятники природы, национальные и природные парки);

6. Борьба с браконьерством.

Рост негативного влияния на человека и среду обитания с каждым годом только нарастает, поэтому обеспечение безопасности жизнедеятельности человека – путь к решению многих проблем защиты природной среды от негативного влияния вредных факторов. Решение задач, связанных с обеспечением безопасности жизнедеятельности человека – фундамент для решения проблем безопасности на более высоких уровнях: техносферном, региональном, биосферном, глобальном.

Список используемой литературы

1. Безопасность жизнедеятельности.: Учебное пособие. – М.: ВЗФЭИ, 2003.

2. Безопасность жизнедеятельности.: Учебник. – М.: «Дашков и К», 2004.

3. Безопасность жизнедеятельности.: Учебник / Под ред. С.В. Белова. М.: «Высшая школа» - 2003.

4. Основы экологии. Учебник / Под ред. В.Д. Валова. М.: «Дашков и К» – 2001.

5. Природопользование. Учебник / Под ред. Э.А. Арустамова. М.: «Дашков и К» - 2000.