Сражения русско-японской войны

доклад: История

Документы: [1]   3314-1.doc Страницы: Назад 1 Вперед

Сражения русско-японской войны

Волков В. А.

Готовясь к войне с Россией, Япония должна была прежде всего и любой ценой завоевать господство на море. Без этого вся дальнейшая борьба ее с могучим северным соседом становилась абсолютно бессмысленной. Маленькая островная империя, лишенная запасов минерального сырья, не только не смогла бы в таком случае перебросить войска и подкрепления к местам боевых действий в Маньчжурии, но не сумела бы и защитить свои собственные военно-морские базы и порты от бомбардировок их русскими кораблями. Невозможно было бы и обеспечить нормальное судоходство, а ведь от регулярной и бесперебойной доставки грузов зависела работа всей японской промышленности. Обезопасить себя от вполне реальной угрозы со стороны русского флота японцы могли лишь нанеся упреждающий, неожиданный удар по местам сосредоточения кораблей противника. Такими ударами, еще до официального объявления войны, и начались военные действия на Японском море. 

Подвиг "ВарягатАЭ

27 января (9 февраля) 1904 г.

В ночь на 27 января 1904 г. 10 японских миноноiев внезапно атаковали русскую эскадру вице-адмирала Старка, стоявшую на внешнем рейде Порт-Артура, и торпедировали броненоiы "РетвизантАЭ и "ЦесаревичтАЭ, а также крейсер "ПалладатАЭ. Поврежденные корабли надолго выбыли из строя, обеспечив Японии ощутимое превосходство в силах.

Второй удар противника был нанесен по находящимся в корейском порту Чемульпо бронепалубному крейсеру "ВарягтАЭ (им командовал капитан 1 ранга Всеволод Федорович Руднев) и канонерской лодке "КореецтАЭ (командир тАФ капитан 2 ранга Григорий Павлович Беляев). Против двух русских кораблей японцы бросили целую эскадру контр-адмирала Сотокити Уриу, в состав которой входили тяжелый броненосный крейсер "АсаматАЭ, 5 бронепалубных крейсеров ("ТиедатАЭ, "НаниватАЭ, "НиитакатАЭ, "ТакатихотАЭ и "АкаситАЭ), авизо "ЧихайятАЭ и 7 миноноiев.

Утром 27 января японцы предъявили командирам русских кораблей ультиматум с требованием до 12 часов покинуть нейтральный порт, угрожая в случае отказа атаковать "ВарягтАЭ и "КореецтАЭ прямо на рейде. Командиры находившихся в Чемульпо французского крейсера "ПаскальтАЭ, английского "ТэлботтАЭ, итальянского "ЭльбатАЭ и американской канонерской лодки "ВиксбургтАЭ еще накануне получили уведомление японского адмирала о предстоящем нападении его эскадры на русские корабли. Их протест против нарушения нейтрального статуса порта Чемульпо командующим японской эскадрой не был принят во внимание. Защищать русских силой оружия командиры кораблей международной эскадры не собирались, о чем и сообщили В.Ф. Рудневу, который с горечью ответил: "Значит, мой корабль тАФ кусок мяса, брошенный собакам? Ну что ж, мне навяжут бой тАФ приму его. Сдаваться я не собираюсь, как бы ни была велика японская эскадратАЭ. Вернувшись на "ВарягтАЭ, он объявил команде: "Вызов более чем дерзок, но я принимаю его. Я не уклоняюсь от боя, хотя не имею от своего правительства официального сообщения о войне. Уверен в одном: команды "ВарягатАЭ и "КорейцатАЭ будут сражаться до последней капли крови, показывая всем пример бесстрашия в бою и презрение к смертитАЭ.

В 11 час. 20 мин. крейсер "ВарягтАЭ и канонерская лодка "КореецтАЭ подняли якоря и направились к выходу с рейда. Японская эскадра караулила русских у южной оконечности острова Филипп. Ближе всех к выходу с рейда стояла "АсаматАЭ, и именно с нее обнаружили шедшие навстречу "ВарягтАЭ и "КореецтАЭ. Адмирал Уриу приказал расклепать якорные цепи, так как времени на подъем и уборку якорей уже не было. Корабли начали спешно вытягиваться на плес, по ходу перестраиваясь в боевые колонны, согласно полученной накануне диспозиции.

При обнаружении русских кораблей на мачтах "НанивытАЭ были подняты сигнальные флаги с предложением сдаться без боя. Но Руднев решил на сигнал не отвечать и пошел на сближение с неприятельской эскадрой. "КореецтАЭ шел несколько левее "ВарягатАЭ.

На расстоянии 10 миль от Чемульпо у острова Йодолми произошел бой, продолжавшийся около одного часа. Японские крейсера двигались сходящимся курсом, прижимая русские корабли к отмели. В 11 час. 44 мин. на мачтах флагманской "НанивытАЭ был поднят сигнал об открытии огня. Спустя минуту броненосный крейсер "АсаматАЭ начал пристрелку из орудий носовой башни.

Первый залп лег впереди "ВарягатАЭ с небольшим перелетом. К удивлению русских, японские снаряды взрывались даже при ударе о воду, поднимая громадные столбы воды и клубы черного дыма.

"ВарягтАЭ и "КореецтАЭ открыли ответный огонь. Правда, первые же залпы с канонерской лодки дали большой недолет, и в дальнейшем артиллерийскую дуэль с неприятелем русский крейсер вел практически в одиночку. Тем временем плотность огня со стороны противника увеличилась: в бой вступили корабли второй группы. Русский крейсер полностью скрывался за громадными водяными столбами, которые с грохотом то и дело взлетали до уровня боевых марсов. Надстройки и палубу обдавало градом осколков. Несмотря на людские потери, "ВарягтАЭ энергично отвечал врагу частым огнем. Главной целью его комендоров стала "АсаматАЭ, которую вскоре удалось вывести из строя. Тогда в атаку на крейсер пошел вражеский миноносец, но первый же залп с "ВарягатАЭ пустил его на дно.

Однако японские снаряды продолжали терзать русский корабль. В 12 час. 12 мин. на уцелевших фалах фок-мачты крейсера был поднят сигнал "ПтАЭ ("ПокойтАЭ), что означало "Поворачиваю вправотАЭ. Затем последовало несколько событий, ускоривших трагическую развязку боя. Сначала вражеский снаряд перебил трубу, в которой были проложены все рулевые приводы. В результате неуправляемый корабль двинулся на камни острова Йодолми. Почти одновременно еще один снаряд взорвался между десантным орудием и фок-мачтой. При этом погиб весь расчет орудия №35. Осколки "етели в проход боевой рубки, смертельно ранив горниста и барабанщика; командир крейсера отделался легким ранением и контузией. Дальнейшее управление кораблем пришлось перевести в кормовое рулевое отделение.

Внезапно раздался скрежет, и корабль, вздрогнув, остановился. В боевой рубке, мгновенно оценив положение, дали машине "самый полный назадтАЭ, но было поздно. Теперь "ВарягтАЭ, развернувшийся к противнику левым бортом, представлял собой неподвижную мишень. Японский командующий, заметив бедственное положение русских, поднял сигнал "Всем повернуть на сближение с противникомтАЭ. Корабли всех групп легли на новый курс, одновременно ведя огонь из носовых орудий.

Положение "ВарягатАЭ казалось безнадежным. Противник быстро приближался, а сидевший на камнях крейсер ничего не мог предпринять. Именно в это время он получил наиболее тяжелые повреждения. Снаряд большого калибра, пробив борт под водой, взорвался в угольной яме №10, в 12.30 восьмидюймовый снаряд взорвался в угольной яме №12. Вода начала подступать к топкам, экипаж немедленно приступил к ее откачиванию всеми наличными средствами. Аварийные партии под огнем врага стали подводить пластыри под эти пробоины. И здесь произошло чудо: крейсер сам, как бы нехотя, сполз с мели и задним ходом отошел от опасного места. Не искушая более судьбу, Руднев приказал лечь на обратный курс.

Впрочем, ситуация по-прежнему оставалась очень тяжелой. Хотя воду откачивали всеми средствами, "ВарягтАЭ продолжал крениться на левый борт, а его осыпал град вражеских снарядов. Но, к удивлению японцев, "ВарягтАЭ, увеличив ход, уверенно уходил в сторону рейда. Из-за узости фарватера преследовать русских могли лишь крейсера "АсаматАЭ и "ЧиодатАЭ. Вскоре японцам пришлось прекратить огонь, так как их снаряды начали падать вблизи кораблей международной эскадры. Итальянскому крейсеру "ЭльбатАЭ даже пришлось из-за этого перейти в глубь рейда. В 12.45 прекратили огонь и русские корабли. Бой закончился.

Всего за время сражения "ВарягтАЭ выпустил 1105 снарядов: 425 тАФ 152-мм, 470 тАФ 75-мм и 210 тАФ 47-мм. В сохранившемся вахтенном журнале "ВарягатАЭ отмечено, что его комендорам удалось потопить вражеский миноносец и нанести серьезные повреждения двум японским крейсерам. По данным иностранных наблюдателей, после боя японцы похоронили в бухте Асан 30 убитых и имели на кораблях более 200 раненых. Согласно официальному документу (санитарному отчету за войну), потери экипажа "ВарягатАЭ составили 130 человек тАФ 33 убитых и 97 раненых. Всего в крейсер попало 12тАФ14 крупных фугасных снарядов.

Руднев на французском катере отправился на английский крейсер "ТэлботтАЭ, чтобы договориться о перевозке экипажа "ВарягатАЭ на иностранные корабли и сообщить о предполагаемом уничтожении крейсера прямо на рейде. Против взрыва "ВарягатАЭ возражал командир "ТэлботатАЭ Бэйли, мотивируя свое мнение большой скученностью кораблей на рейде. В 13 час. 50 мин. Руднев вернулся на "ВарягтАЭ. Спешно собрав находящихся поблизости офицеров, он сообщил им о своем намерении и получил их поддержку. Сразу же приступили к перевозке раненых, а затем и всего экипажа на иностранные корабли. В 15 час. 15 мин. командир "ВарягатАЭ направил на "КореецтАЭ мичмана В. Балка. Командир "КорейцатАЭ Г.П. Беляев тут же собрал военный совет, на котором офицеры решили: "Предстоящий через полчаса бой тАФ не равен, вызовет напрасное кровопролитие... без нанесения вреда неприятелю, а потому необходимо... взорвать лодку...тАЭ. Экипаж "КорейцатАЭ перешел на французский крейсер "ПаскальтАЭ. В 15 час. 50 мин. Руднев со старшим боцманом, обойдя корабль и убедившись, что на нем никого не осталось, сошел с него вместе с матросами трюмных отсеков, которые открыли кингстоны и клапаны затопления. В 16 час. 05 мин. взорвался "КореецтАЭ, в 18 час. 10 мин. лег на левый борт и скрылся под водой "ВарягтАЭ, в 20 час. был взорван пароход "СунгаритАЭ.

"ВарягтАЭ был затоплен на небольшой глубине тАФ во время отлива корабль обнажался почти до диаметральной плоскости на 4 м. Японцы решили им завладеть и приступили к подъемным работам. В 1905 году "ВарягтАЭ был поднят и отправлен в Сасебо. Там крейсер был отремонтирован и затем введен в строй эскадры вице-адмирала Уриу под названием "СойятАЭ, но на корме, под японскими иероглифами, решением императора Муцухито, в знак признания воинского подвига, была оставлена надпись золотой славянской вязью тАФ "ВарягтАЭ. 22 марта 1916 году Россия выкупила свой прославленный крейсер, которому было возвращено прежнее название. В 1917 г. корабль находился на ремонте в Великобритании и после Октябрьской революции был продан на металлолом. Однако судьба и море были против такого конца "ВарягатАЭ тАФ в 1922 г. во время своего последнего похода он затонул у берегов Шотландии в 60 милях к югу от Глазго.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта ссылка на сайт удалена


Страницы: Назад 1 Вперед