Всадники (Hippes)

изложение: Краткое содержание произведений

Документы: [1]   4508-1.doc Страницы: Назад 1 Вперед

Всадники (Hippes)

Аристофан (Aristophanes) ок. 445-386 до н. э.

Комедия (424 до н. э.). Античная литература. Греция.

М. Л. Гаспаров

Всадники тАФ это не просто конники: так называлось в Афинах целое сословие тАФ те, у кого хватало денег, чтобы держать боевого коня. Это были люди состоятельные, имели за городом небольшие поместья, жили доходом с них и хотели, чтобы Афины были мирным замкнутым сельскохозяйственным государством.

Поэт Аристофан хотел мира; поэтому-то он и сделал всадников хором своей комедии. Они выступали двумя полухориями и, чтобы было смешнее, скакали на игрушечных деревянных лошадках. А перед ними актеры разыгрывали шутовскую пародию на афинскую политическую жизнь. Хозяин государства тАФ старик Народ, дряхлый, ленивый и выживший из ума, а его обхаживают и улещают хитрые политиканы-демагоги: кто угодливее, тот и сильнее. На iене их четверо: двух зовут настоящими именами, Никий и Демосфен, третьего зовут Кожевник (настоящее имя ему Клеон), а четвертого зовут Колбасник (этого главного героя Аристофан выдумал сам).

Для мирной агитации время было трудное. Никий и Демосфен (не комедийные, а настоящие афинские полководцы; не путайте этого Демосфена с одноименным знаменитым оратором, который жил на сто лет позже) только что возле города Пилоса взяли в окружение большое спартанское войско, но разбить и захватить в плен его не могли. Они предлагали воспользоваться этим для заключения выгодного мира. А противник их Клеон (он и вправду был ремесленником-кожевником) требовал добить врага и продолжать войну до победы. Тогда враги Клеона предложили ему самому принять командование тАФ в надежде, что он, никогда не воевавший, потерпит поражение и сойдет со iены. Но случилась неожиданность: Клеон одержал при Пилосе победу, привел спартанских пленников в Афины, и после этого от него в политике уже совсем не стало проходу: кто бы ни пытался спорить с Клеоном и обличать его, тому сразу напоминали: "А Пилос? а Пилос?» тАФ и приходилось умолкать. И вот Аристофан взял на себя немыслимую задачу: пересмеять этот "Пилос», чтобы при любом упоминании этого слова афиняне вспоминали не Клеонову победу, а Аристофановы шутки и не гордились бы, а хохотали.

Итак, на iене тАФ дом хозяина Народа, а перед домом сидят и горюют два его раба-прислужника, Никий и Демосфен: были они у хозяина в милости, а теперь их оттер новый раб, негодяй кожевник, Они двое заварили славную кашу в Пилосе, а он выхватил ее у них из-под носа и поднес Народу. Тот хлебает, а кожевнику бросает все лакомые кусочки. Что делать? Посмотрим в древних предсказаниях! Война тАФ время тревожное, суеверное, люди во множестве вспоминали (или выдумывали) старинные темные пророчества и толковали их применительно к нынешним обстоятельствам. Пока кожевник спит, украдем у него из-под подушки самое главное пророчество! Украли; там написано: "Худшее побеждается только худшим: будет в Афинах канатчик, а хуже его скотовод, а хуже его кожевник, а хуже его колбасник». Политик-канатчик и политик-скотовод уже побывали у "асти; теперь стоит кожевник; надо искать колбасника.

Вот и колбасник с мясным лотком. "Ты ученый?» тАФ "Только колотушками». тАФ "Чему учился?» тАФ "Красть и отпираться». тАФ "Чем живешь?» тАФ "И передом, и задом, и колбасами». тАФ "О, спаситель наш! Видишь вот этот народ в театре? Хочешь над ними всеми быть правителем? Вертеть Советом, орать в собрании, пить и блудить на казенный счет? Одной ногой стоять на Азии, другой на Африке?» тАФ "Да я низкого рода!» тАФ "Тем лучше!» тАФ "Да я почти неграмотен!» тАФ "То-то и хорошо!» тАФ "А что надо делать?» тАФ "То же, что и с колбасами: покруче замешивай, покрепче подсаливай, польстивей подслащивай, погромче выкликивай». тАФ "А кто поможет?» тАФ "Всадники!» На деревянных лошадках на iену въезжают всадники, преследуя Клеона-кожевника. "Вот твой враг: превзойди его бахвальством, и отечество тАФ твое!»

Начинается состязание в бахвальстве, перемежаемое драками. "Ты кожевник, ты мошенник, все твои подметки тАФ гниль!» тАФ "А зато я целый Пилос проглотил одним глотком!» тАФ "Но сперва набил утробу всей афинскою казной!» тАФ "Сам колбасник, сам кишочник, сам объедки воровал!» тАФ "Как ни силься, как ни дуйся, все равно перекричу!» Хор комментирует, подзуживает, поминает добрые нравы отцов и нахваливает гражданам лучшие намерения поэта Аристофана: были и раньше хорошие сочинители комедий, но один стар, другой пьян, а вот этого стоит послушать. Так полагалось во всех старинных комедиях.

Но это тАФ присказка, главное впереди. На шум из дома заплетающейся походкой выходит старый Народ: кто из соперников больше его любит? "Если я тебя не люблю, пусть меня раскроят на ремни!» тАФ кричит кожевник. "А меня пусть нарубят на фарш!» тАФ кричит колбасник. "Я хочу твоим Афинам "асти над всей Грецией!» тАФ "Чтобы ты, Народ, страдал в походах, а он наживался от каждой добычи!» тАФ "Вспомни, Народ, от скольких заговоров я тебя спас!» тАФ "Не верь ему, это сам он мутил воду, чтобы рыбку половить!» тАФ "Вот тебе моя овчина греть старые кости!» тАФ "А вот тебе подушечка под зад, который ты натер, гребя при Саламине!» тАФ "У меня для тебя целый сундук благих пророчеств!» тАФ "А у меня целый сарай!» Один за другим читают эти пророчества тАФ высокопарный набор бессмысленных слов - и один за другим их толкуют самым фантастическим образом: каждый на пользу себе и во зло противнику. Конечно, у колбасника это получается гораздо интересней. Когда кончаются пророчества, в ход идут общеизвестные поговорки тАФ и тоже с самыми неожиданными толкованиями на злобу дня. Наконец дело доходит до присловья: "Есть, кроме Пилоса, Пилос, но есть еще Пилос и третий!» (в Греции действительно было три города под таким названием), следует куча непереводимых каламбуров на слово "Пилос». И готово тАФ цель Аристофана достигнута, уже ни один из зрителей не вспомнит этот Клеонов "Пилос» без веселого хохота. "Вот тебе, Народ, от меня похлебка!» тАФ "А от меня каша!» тАФ "А от меня пирог!» тАФ "А от меня вино!» тАФ "А от меня жаркое!» тАФ "Ой, кожевник, погляди-ка, вон деньги несут, поживиться можно!» тАФ "Где? где?» Кожевник бросается искать деньги, колбасник подхватывает его жаркое и подносит от себя. "Ах ты, негодяй, чужое от себя подносишь!» тАФ "А не так ли ты и Пилос себе присвоил после Никия и Демосфена?» тАФ "Не важно, кто зажарил, тАФ честь поднесшему!» тАФ провозглашает Народ. Кожевника гонят в шею, колбасника провозглашают главным советником Народа. Хор подпевает всему этому куплетами во славу Народа и в поношение такого-то развратника, и такого-то труса, и такого-то казнокрада, всех тАФ под собственными именами.

Развязка тАФ сказочная. Был миф о колдунье Медее, которая бросала старика в котел с зельями, и старик выходил оттуда молодым человеком. Вот так за iеною и колбасник бросает старый Народ в кипящий котел, и тот выходит оттуда молодым и цветущим. Они шествуют по iене, и Народ величественно объявляет, как теперь хорошо будет житься хорошим людям и как поделом поплатятся дурные (и такой-то, и такой-то, и такой-то), а хор радуется, что возвращаются старые добрые времена, когда все жили привольно, мирно и сытно.

Список литературы

Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература древних эпох, средневековья и Возрождения: Энциклопедическое издание. / Ред. и сост. В.И.Новиков - М.: "Олимп» ; ООО "Издательство ACT» , 1997. - 848 с.




Страницы: Назад 1 Вперед