Культура древнего Рима

доклад: Культура и искусство

Документы: [1]   Word-171573.doc Страницы: Назад 1 Вперед





Реферат





Культура древнего Рима


























                                      Содержание:


  1. Введение.
  2. Ранний Рим.
  3. Ранняя Римская республика.
  4. Раiвет Римской культуры.
  • литература;
  • архитектура.
  1. Эпоха ранней Империи.
  • литература.
  • архитектура.
  1. Культура упадка Римской империи.
  2. Послесловие.



                                      Введение.


     Развитие античной культуры и цивилизации происходило в рамках тысячелетней истории  "вечного РиматАЭ- государства, которое прошло путь от маленькой крестьянской общины на р. Тибр до огромной, мировой державы. "адыки всего мира. Римская цивилизация была эпохой наивысшего раiвета античной культуры и, увы, последней ее страницей.

     Римская культура, просуществовавшая более двенадцати веков (VII в. до н.э.- V в. н.э.), была явлением значительно более сложным, чем греческая культура. Рим позже, чем Греция, вступил на арену мировой истории и был столицей необъятной империи, охватившей все территории, примыкавшие к Средиземноморью. "Все дороги ведут в РимтАЭ- гласит известная пословица, ибо со всего света устремлялись туда путешественники, купцытАж

     В формировании римской культуры приняли участие многие народы и племена, подчинившиеся римской "асти - население Италии, греческих областей, эллинских государств. Но греческие и восточные "ияния творчески перерабатывались в соответствии с римской системой ценностей. "Римская драматАж вообще подражательна и тесно связанна с греческой, но как и все цветы греческой культуры, пересаженные в почву другой страны, другого языка, другой эпохи, и этот ее цветок, приспособляясь к новой среде, изменил свою окраску, приобрел другой ароматтАЭ (Античная драма /Сост. С.Апт.-М., 1970.-С.30).

    В свою очередь Рим также оказал значительное "ияние на завоеванные им эллинистические территории. Так формировался синтез греческой и римской  культур, результатом которого позднеантичная греко-римская культура (I-V вв. н.э.),  лежавшая в основе цивилизации Византии, Западной Европы и многих славянских государств.

      Римскую идеологию и систему ценностей определял, прежде всего, патриотизм, выражавшийся не только в готовности пожертвовать жизнью за родину, но и в высоком уважении и любви к ее героическому прошлому, традициям предков. В Риме всегда господствовало представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначенных ему победах. Делами,  единственно достойными римлянина, особенно знатного, признавались политика, война, земледелие и правотворчество. Римляне имели наибольшие способности к практической деятельности. Это главная черта римского склада характера наложила отпечаток на римскую культуру. Римляне были хорошими диiиплинированными солдатами, прекрасными организаторами и администратами, законодателями и юристами. Больших успехов они достигли также в области градостроительства и городского благоустройства, они были прекрасными сельскими хозяевами. Римляне явились также создателями выдающихся памятников архитектуры, поражающих совершенством инженерной техники.


    История римской культуры делится на следующие периоды, соответствующие основным этапам истории Древнего Рима:

1.Ранний, или царский, Рим (VIII-VI вв. до н.э.).

2.Ранняя Римская республика (V-IV вв. до н.э.).

3.Римская республика (III-I вв. до н.э.).

4.Раiвет Римской империи (I-II вв. н.э.).

5.Упадок Римской империи (III-V вв. н.э.).


РАННИЙ РИМ (VIII-VI ВВ. ДО Н.Э.)


В первые века I тыс. до н.э. территоВнрию Апеннинского полуострова населяли италийские индоевропейские племена, разВнделявшиеся в этническом и языковом отВнношении на несколько групп. На формироВнвание раннеримской культуры наибольшее "ияние оказали племена латинов, обитавВншие в области Лаций (там и возник город Рим).

Кроме италиков, на Апеннинском поВнлуострове жили племена этрусков (в области Этрурия, современная Тоскана) и греки (в южной Италии и Сицилии). Последние пеВнредали латинам (римлянам) более соверВншенные методы земледелия, полисную сисВнтему государственного устройства и свой алфавит, на основе которого была создана латинская письменность.

Важная роль в становлении римской государственности и культуры принадлежаВнла этрускам.

     Из племен, населявших Италию в I тыс. до н.э., высококультурным народом были этруски. Их цивилизация красочно описана античными историками и представлена в многочисленных памятниках. Но в науке до сих пор существует "этрусская проблема", суть которой тАФ в загадке происхождения этрусков и интерпретации их языка.

Этруски были опытными земледельцаВнми и искусными ремесленниками. Они производили своеобразную керамику "буккеро''. Сосуды обжигались до черного цвета, затем полировались и украшались рельефными изображениями животных и птиц. Знаменитым было также этрусское художественное бронзовое литье. Этрусская керамика и разнообразные изделия из меВнталла находили широкий сбыт в самой ИтаВнлии, Греции, Карфагене и других местах.

    Раiвет этрусской культуры в Италии проходится на VIIтАФV1 в. до н.э. Уровень развития производительных сил у этрусков для того времени был очень высок. Их города имели регулярную планировку, мощеные улицы, хорошую систему канализации, множество храмов на каменных фундаментах. Почти все достижения этрусков в строительном деле впоследствии заимствоВнвали римляне.

   Особенно сильным было культурное "ияние на Рим в VI в. до н.э .- в период правления трех последних римских царей. Но в целом, несмотря на многочисленные "ияния и заимствования, ранняя римская культура выросла на местной, италийской почве и быВнла в достаточной степени самобытной.


Рим эпохи царей.


Центр будущей великой державы тАФ гоВнрод Рим - возник в Лации. в средней Италии, в нижнем течении р. Тибр. Ранняя история Рима окутана преданиями и туманом легенд. Известно, что первые поселения появились на одном из семи римских холВнмов - Палатине (еще, по-видимому, в Х в, до н.э.,), затем постепенно были заселены остальные тАФ Целий, Эсквилин, Квиринал, Виминал, Капитолий и Авентин. В обширной низине между ними возник Форум тАФ будущее ядро Рима. Археологи обнаружили там следы погребений, керамику, своеобразные погребальные урны в форме хижин, разнообразное оружие и украшения.

Античная традиция, переданная римскими историками (Тит Ливий, Дионисий Галикарнасский) и поэтами ("Энеида" Вергилия), приписывает основание г. Рима легендарному Ромулу и относит это событие к 754/3 г. до н.э. Согласно этой традиции, Ромул, потомок легендарного троянца Энея, задумал основать новый город. Он обозначил, по этрусскому обычаю, его границы бороздой, пропаханной плугом с бронзовым шнеком. После убийства своего брата Рема во время ссоры Ромул стал первым римским царем, а новый город получил его имя.

По преданию, в Риме в VIII-VI вв., до н.э. правили 7 царей: Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Древний, Сервий Туллий, Тарквиний Гордый.

Особое значение в истории раннего Рима и его культуре имеет время правления трех последних римских царей, которые, как полагают ученые, происходили из этрусков, но в отличие от остальных царей, были реальными историческими лицами. При этрусской династии Рим стал преображаться. Были произведены работы по осушению, некогда болотистого Форума, там были построены торговые ряды и портики. На Капитолийском холме был, воздвигнут мастерами из Этрурии храм Юпитера с  фронтоном, украшенным квадригой. Рим превратился в большой многолюдный город с мощными крепостными стенами, красивыми храмами и домами на каменном фундаменте. При последнем царе - Тарквинии Гордом тАФ в Риме была сооружена главная подземная канализационная труба - Великая клоака, которая служит "вечному городутАЭ и поныне.

Согласно античной традиции, в 510 г, до н.э. произошло изгнание из Рима Тарквиния  Гордого. Управление было объявлено "общенародным делом" (по-латыни - res publica).


РАННЯЯ РИМСКАЯ РЕСПУБЛИКА (V-IV ВВ. ДО Н.Э.)


Раннее Римское государство приобрело основные черты полиса. Римская респубВнлика была аристократической и патрицианВнской.

Римская культура V-IV вв. до н.э. формировалась и крепла, впитывая различные  "ияния, прежде всего этрусские и греческие. Шло развитие латинского языка и письменности, в Риме распростраВннялась грамотность, развивалась риторика, велось большие строительство. В IV в. до н.э. в Риме укоренился обычай трехсложного составного имени (Гаи Юлий Цезарь, Марк Лининий Красе, Публий Вергилий Марон). Римские имена состояли из личного (собственного), родового имен  и фамильного (прозвища). Начиная с IV в, до н.э. когномен стал передаваться по наследству и обозначать название семьи в роде, к которому принадлежало данное лицо.


РАiВЕТ РИМСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЭПОХИ РЕСПУБЛИКИ (III-I ВВ. ДО Н.Э.)


В III-II вв. до н.э. Рим вел войны уже за пределами Италии: сначала с Карфагеном, сильным государством в Северной АфВнрике. Одновременно Рим воевал с иллирийВнцами, Македонией и царством

Селевкидов. Результатом этих кровопролитных войн быВнли обширные римские завоевания в СеверВнной Африке, Испании, Малой Азии, на Балканском полуострове, островах Сицилия и Сардиния. Рим из маленького городка на р. Тибр превратился в господина ЗаВнпадного и Восточного Средиземноморья, столицу мировой державы. Все завоеВнванные территории превращались в проВнвинции - "поместья римского народа".

                     Одушевленную медь пусть куют другие нежнее.

               Так же из мрамора пусть живые лики выводят,

               Тяжбы лучше ведут, а так же неба движенья

                 Тростию лучше чертят и восход светил извещают.

               Ты же народами править, о Римлянин, "астию помни-

               Вот искусства твои- утверждать обычаи мира;

               Покоренных щадить и сражать непокорных.

                                       (Публий Вергилий Марон).

     Римское государство, превратившись в могущественную рабовладельческую держаВнву древности, изнутри раздиралось острыми социальными и классовыми противоречиями. В Риме шла жестокая борьба за "асть между представителями знатных фамилий, политическими деятелями и полководцами.

     На этом изобилующем событиями фоне происходило дальнейшее развитие римской культуры.  Общественно-политический и экономический строй Рима породил свою систему ценностей, где воинской доблести, военным подвигам и славе римского имени принадлежало главное место. У римлян миВнфы тАФ повествования о богах тАФ не получили такого развития, как у греков, уступив в каВнкой-то мере свое место историческим преВнданиям, особенно истории римских воин.

     Мощное культурное движение начинаВнется в Риме в конце III в. до н.э. Его главВнной особенностью было "ияние греческой культуры, греческого языка и образованности. Для молодых и знатных римлян обязаВнтельным считалось усвоение всего того, что преподавалось в Греции. Потребности в образованных людях удовлетворялись за счет импорта образованных рабов-греков. МноВнгочисленные деятели римский культуры тАФ прозаики, поэты, философы, ораторы, юриВнсты, учителя, врачи, художники, архитектоВнры в подавляющем большинстве были неримлянами. Для знакомства с греческой культурой не только знати. Но и простого народа большое значение имело скопление в Риме вывезенных из греческих городов картин и статуй, выставлявшихся на площадях и в храмах и служивших образцами для римских мастеров.


Литература.


    В конце III в. до н.э. в Риме формиВнруется латинский литературный язык и на его основе - эпическая поэзия.  ПоявляетВнся целая плеяда талантливых поэтов и драВнматургов, которые обычно брали за образцы греческие трагедии и комедии. Одним из первых римских трагиков был отпущенник Ливий Андроник, грек по происхождению, переведший на латынь "Одиссею" (III в. до н.э.). Участник I Пунической войны Гней Невий прославился созданием так называемых паллиат и тогат - комедий из римской жизни. На италийской почве возникли ателланы (от названия кампанского города Ателла) с персонажами тАФ масками: глупца, обжоры, плута, скряги и пр. Особенно знаВнменитым было творчество двух крупнейших римских комедиографов - Тита Макция Плафта и Публия Теренция (III-II вв. до н.э. ). Они брали за основу греческие комеВндии, наполняя их множеством подробностей уже из римского быта, фольклора, судебной практики. Классиком римской литературы III II вв. до н.э. был Квинт Энний, воспевший военные победы Рима эпическим гекзаметром.

      Первым римским прозаиком считается Марк Порций Катон Старший (II в. до н.э.). В отличие от многим своих современВнников, Катон крайне враждебно относился к греческой риторике, философии, поэзии и не считал их образцом для подражания. Он был известен как строгий цензор, ревниВнтель римской старины и "нравов предковтАЭ. Из многочисленных сочинений Катона

полностью сохранился лишь его труд "О сельском хозяйстветАЭ ("De agri culfvraтАЭ).

С середины II в. до н.э. важнейшим жанром в прозе становится историчеВнский. Римские исторические сочинения, как правило, имели ярко выраженный проВнпагандистский характер, точкой отсчета для них оставался Рим. Для пропаганды велиВнкой миссии Рима много сделал Полибий (II в, до н.э.), грек по происхождению, проживший много лет в Риме. Он написал "Всемирную историютАЭ.  Вернее, историю римских войн и побед, обусловленных не только римскими добродетелями, но и римВнским совершенным строем, совмещавшим преимущества монархии (магистраты), ариВнстократии (сенат) и демократии (народное собрание). Полибий был очевидцем великоВнго исторического факта, на его глазах весь мир подчинился римскому господству и сфере политической и греческому тАФ в сфере духовной. Исследование причин этого феномена было основным содержанием труда Полибия.

В последнее  столетие  Римской респубВнлики  (I в. до н.э.) прославились своими исВнторическими   сочинениями Гай Саллюстий Крисп и Гай Юлий Цезарь,  которые (в чисВнле других историков) лучше отразили остроВнту  политической борьбы в эпоху гражданВнских войн,  Саллюстий  дал великолепные портреты современных ему римских полиВнтических деятелей. Юлий Цезарь, выдающийВнся политический деятель и полководец, вождь партии популяров в своих книгах "Записки о Галльской войнетАЭ и "Записки о гражданской войнетАЭ описал собственные деяния и политическую карьеру - Сочинения Цезаря являются образцом классической латыни, точного и лаконичного языка древних римлян.

Наряду с историческими произведеВнниями, в римской литературе эпохи РеспубВнлики важное место занимали сочинения наВнучные, философские и риторические. КрупВнным римским ученым-энциклопедистом был Марк Теренций Варрон (I в. до н.э.). Ему принадлежало большое (в 41 кн.) сочиВннение, в котором изложена история римВнского народа, его культура, религия и обряВнды. Варрон был также автором трудов по юриспруденции, искусству, грамматике лаВнтинского языка, истории литературы, агрономии. Его трактат "О сельском хозяйстветАЭ содержит практические советы земледельцу.

Во IIтАФI вв. до н.э. в Риме стали известВнны различные течения эллинистической философии. Для ознакомления с ними древних римлян много сделал политический деятель, известный оратор и писатель Марк Туллий Цицерон (I в. до н.э.). В своих философских трактатах ("Об ораторетАЭ, "Об обязанностяхтАЭ, "О государстветАЭ и др.) он изложил основы учения Платона и стоиков.

Одним из крупнейших римских философов был Тит Лукреций Кар (I в. до н.э.), автор знаменитой поэмы "О природе вещейтАЭ, выдающийся мыслитель-материалист, Лукреций Кар писал о естественном, т.е. без вмешательства богов, происхождении Вселенной, Земли, и  всего живого.

В I в. до н.э. в Риме наивысшего развития достигла риторика, искусство политического и судебного красноречия, что было связано с бурной общественной жизнью переходной эпохи от Республики к Империи.

Наиболее оригинальным достижением римской художественной литературы являлась сатира,  литературный жанр чисто римского происхождения. Ярчайшим его представителем был Луцилий  (II в. до н.э.).

                                                    Архитектура.

От республиканского периода истории Древнего Рима сохранились лишь немногие архитектурные памятники. В строительстве римляне применяли в основном четыре архитектурных ордера: тосканский (заимствованный у этрусков), дорический, ионический и коринфский. Римские храмы напоминают греческие своей прямоугольной формой и использованием портиков, но в отличие от греческих, были грандиознее и. как правило, воздвигались на высоких подиумах (прямоугольные платформы с лестницей). В VтАФIV в. до н.э. в римском строительстве применялся главным образом мягкий вулканический туф. В позднереспубликанский период широко использовался обожженный кирпич и мрамор. Во II в. до н.э. римскими строителями был изобретен бетон, что вызвало повсеместное распространение apoчнo-сводчатых конструкций, преобразовавших всю античную архитектуру-

Кроме периптера, в римском храмовом зодчестве применялся также тип ротонды, т.е. круглого храма. Таким был один из древнейших римских храмов тАФ храм Весты (или Геркулеса, находившийся на Форуме, в III в. до н.э., он был обнесен колоннадой.

Разнообразные арки и арочные конструкции была характерным злементом римской архитектуры (так же как в греческой - колоннады). Но римляне не отказывались и от колон. Ими украшались общественные здания, например огромный (на 1700 мест) театр Помпея, первый каменный театр в Риме (55-52 г. до н.э.).

Театр был объявлен частью святилища Венеры и сооружен как составная деталь большого архитектурного ансамбля. Это было типично римское сооружение : создается двухэтажное полукружие на мощных сводчатых крнструкциях.

Весьма популярным в римской архитектуре были отдельно стоящие колонны, воздвигнутые, например, в честь военных побед.

Очень характерным типом римских сооружений являлись аркады тАФ ряд арок, опирающихся на столбы или колонны, Аркады применялись при устройстве открытых галерей, идущих вдоль стены здания, наВнпример театра, а также в акведуках тАФ многоярусных каменных мостах. внутри которых скрывались свинцовые и глиняные трубы, подающие воду в город .

Арочные и сводчатые конструкции использовались также при строительстве амфитеатров тАФ оригинальных римских театров, в которых зрительские места располагались не полукругом, как в греческих, а элипсом вокруг iены или арены.

Специфическим римским типом сооруВнжения была - триумфальная арка, получивВншая наиболее широкое распространение в эпоху Империи как памятник военной и императорской славы.

В середине I в. до н.э. в г. Риме появиВнлись первые величественные мраморные постройки. Юлий Цезарь приказал построВнить в Риме новый Форум достойный столицы великой державы. Так была сооружеВнна базилика Цезаря тАФтрехнефное здание прямоугольной формы, предназначавшееся для судебных заседаний, торговых операций и народных собраний (по типу римской базилики в средние века строились христианВнские церкви). На Форуме также был возвеВнден храм в честь Венеры (покровительницы Юлиев).

Главные улицы и площади города Рима в позднереспубликанский период украсились великолепными мраморными статуями, в основном копиями греческих мастеров. Благодаря этому до нас дошли произведеВнния знаменитых греческих скульпторов: Мирона, Поликлета, Праксителя, Лисиппа.

                                    Странички из хрестоматии.

1. Отрывок из поэмы Тита Лукреция Кара "О природе вещейтАЭ.

     Тит Лукреций Кар (oк.98 тАФ ок.54. г.г. до  н.э.) тАФ римский философ, поэт, наиболее выдающийся представитель теории атомов в древнеримской философии. В своей поэме Лукреций Кар изложил основные положения системы Эпикура и попытался дать материалистическое объяснение происхождения всего сущего в т.ч. человеческого общества и культуры.

Книга I (149-158; 262-264):

...За основанье тут мы берем положенье такое:

Из ничего не творится ничто по божественной воле.

И оттого только страх всех смертных объемлет, что много видят явлений они на земле и на небе нередко, ккоих причины никак усмотреть и понять не умеют.

И полагают, что все это Божьим веленьем творится.

Если же будем мы знать, что ничего

не способно возникнуть из ничего, то тогда мы гораздо яснее

увидим заданный предмет и откуда являются вещи,

и каким о6разом все происходит без помощи свыше.

Словом, не гибнет ничто, как будто совсем погибая,

так как, природа всегда возрождает один из другого.

И ничего не дает без смерти другого родиться.


ЭПОХА РАННЕЙ ИМПЕРИИ (27 г.  до н.э. - II в. н.э.)

Культура "века АвгустатАЭ.


В правление Октавиана Августа (27 г. до н.э. - 14 г. н.э.) римская культура переживает блестящий раiвет, свой "золотой вектАЭ. Принципат Августа, основными лозунгами которого были: восстановление республики и нравов предков, прекращение войн и смут, тАФ воспринимался современниками как долгожданное избавление от потрясающих римское общество гражданских распрей и войн. Поэтому римские ценности, полузабытые религиозные обряды, предания о "доблести предковтАЭ, "римский мифтАЭ (т.е. легенда о якобы предназначенной Риму богами и самой судьбой "асти над миром) теперь всячески подчеркивались и были одной из основной тем всех тогдашних деятелей культуры. "Римский  мифтАЭ  сливался  с  "мифом АвгустатАЭ тАФ миротворца, избавителя от страдания, тАФ оба мифа стали краеугольным камнем официальной идеологии Империй.

В "век АвгустатАЭ завершился синтез античной, греческой и римской культуры. Под "иянием окончательного освоения и переработки эллинского наследия высокого совершенства достигли литература и искусство, окончательно сформировалась античная культура, которая вошла в качестве существенного компонента в европейскую культуру.

         Развитие архитектуры (но только в столичном Риме) вело к появлению настенной живописи, лучше всего известной по раскопкам домов в г. Помпеи в Италии. Фрески изображали красочные картины на мифологические, исторические, бытовые сюжеты и напоминали греческие. Греческие образцы воспроизводились скульпторами . Пправда, римскую скульптуру отличал больший реализм в воспроизведении черт оригинала, поскольку для римского искусства был характерен интерес к психологии. Такова мраморная статуя Августа Примапорты, созданная в стиле Поликлета, но более величественная и приближенная к оригиналу. Культура "века АвгустатАЭ создала предпосылки для всестороннего раiвета римский культуры в I-II в.  н.э.

Культура Румской Империи в I-IIтАФвв.


Римская культура сохранила свой блеск и великолепие, а в некоторых отношениях и превзошла прежний  уровень.  Никогда раньше она не блистала таким созвездием имен: философы тАФ Сенка, Эпитет, Марк Аврелий, Секст Эмпирек, Дион Хризостом.

Именно Марк Аврелий в своем дневнике "Наедине с собойтАЭ писал : "Время человеческой жизни- миг, ее сущность- вечное течение, ощущение- смутно, строение всего тела- бренно, душа- неустойчива, судьба- загадочна, слава- недостовернатАЭ.

Поэты: Лукан, Марциал, Ювенал, писатели тАФ Плутарх,   Петроний,   Лукиан,   Апулей; риторы - Квинтилиан, Алий Аристид; историки - Тацит, Аппиан, Светоний; ученые тАФ Клавдий Гален, Клавдий Птолемей, Сальвий Юлиан, Плиний Старший и многие другие.

Характерной чертой культурной жизни Рима эпохи ранней Империи являлось то, Что в ее создании принимали активное учаВнстие уроженцы не только города Рима, но и всей Италии и особенно римских провинВнций.

Литература.

Уроженец греческого города Херонея "ПлутархтАЭ прославился как автор сравниВнтельных "ЖизнеописанийтАЭ греческих и римских деятелей, а также как философ-моралист, исследователь литературы, риторики, истории музыки, религиозных кульВнтов. Грек "Дион ХризостомтАЭ (Златоуст) был популярен как блестящий оратор. "Гай Светоний ТранквиллтАЭ составил биографии двенадцати римских Цезарей тАФ первых 12 императоров тАФ от Юлия Цезаря (которого он причислял к монархам) до Домициана. Светоний собрал множество подробностей частной жизни римских: цезарей, уделив особое внимание их порокам и низменным страстям. Выдающимся римским историком I-II вв. был "Корнелий ТациттАЭ- автор нескольких литературных произведений истоВнрического жанра, в которых с глубоким психологизмом описал трагедию римского общества. Вопреки собственному намереВннию писать беспристрастно, тацитовское повествование наполнено драматизмом. Умение автора передать душевные переживания, мысли и мотивы поступков его героев, меткие характеристиВнки персонажей делают Тацита едва ли не лучшим из римских историков.

Большой популярностью в ранней Римской Империй пользовался эпистолярный жанр. Таковы, например, письма сеВннатора Плиния Младшего к друзьям и имВнператору Траяну. Новым был жанр романа, но из римских романов до нас дошел только одинтАФ "МетаморфозытАЭ (или "Золотой оселтАЭ) Апулея (II в.).

Юмором и едкой сатирой, яркостью красок и проницательностью отличаются эпиграммы Марциалла и сатиры Ювенала. Ювенал гневно бичует пороки современноВнго ему римского общества, его сатиры не щадят никого, в т.ч. и императоров. ОстроВнумный и наблюдательный Марциал и до сих пор доставляет немало удовольствия своим читателям.


Архитектура и изобразительное искусство.


Преемники Августа продолжали украВншать Рим новыми зданиями и сооруженияВнми. На Палатинском холме "ТиберийтАЭ построил   новый императорский  дворец (строительство его завершилось при КалиВнгуле). Почти полностью перестроил центр Рима Нерон. После сильного пожара 64 г. н.э., в поджоге людская молва обвинила саВнмого Нерона,  император приказал снести все постройки центральной части города и на их месте построить императорский двоВнрец с окружающими его резиденциями.  НоВнвый дворец получил название "Золотой домтАЭ из-за массы золота и драгоценных камней в его отделке.  Центральные улицы Рима были расширены, была ограничена высота зданий, весь город украшен новыми портиками, защищавшими прохожих от палящего солнца. Город, созданный на пепелище при Нероне, был именно тем прекрасным и "вечным РимомтАЭ которым восторгались его современники.

После гражданской воины 63тАФ69 гг. пришедший к "асти Веспасиан построил амфитеатр, а завершил строительство амфиВнтеатра, известного всему миру как Колизей, его сын Тит (80 г.).

                      Ликует буйный РимтАж торжественно гремит

                      Рукоплесканьями широкая арена;

                      А он- пронзенный в грудь,- безмолвно он лежит,

                      Во прахе и крови скользят его коленатАж

                      И молит жалости напрасно мутный взор:

                 Надменный временщик и льстец его сенатор

                        Венчают похвалой победу и позортАж

                 Что знатным и толпе сраженный гладиатор?

                   Он презрен и забыттАж освистанный актер.

                                                       М.Ю. Лермонтов.

В честь открытия Колизея были даны стодневные гладиаторские игры, В плане Колизей представлял собой эллипс с окружностью 524 м. Это тАФ трехэтажное сооружение (позднее был добавлен и четвертый этаж) с арочно-сводчатыми перекрытиями.  Стена Колизея,  высотой около 50 м.,  состояла из трех ярусов арок тАФ входов (80 арок нижнего яруса поВнзволяли пятидесяти тысячам зрителей заВнполнить трибуны в считанные минуты),  а четвертый ярус имел глухую стену с кедроВнвыми мачтами, укрепленными на кронВнштейнах. В жаркие дни для защиты от солнВнца (или в случае непогоды) над триВнбунами натягивали тент. В нижнем ярусе Колизей находились полуколонны доричеВнского ордера, во втором тАФ ионического, а в третьем тАФ коринфского. В нишах второго и третьего ярусов стояли статуи. На арене Колизея могли сражаться одновременно до 3000 пар гладиаторов, а под ней находились подвальные помещения, коридоры, клетки для диких зверей и т.д.

В 400 г. гладиаторские игры как язычеВнские зрелища были официально запрещены, и Колизей опустел. Стали растаскиваться статуи, украшавшие его, а сам амфитеатр был превращен в каменоломню. Из огромВнных каменных квадров Колизея в средние века строились христианские церкви, дома, мосты.

К выдающимся достижениям римской архитектуры относятся и триумфальные арки, одно- трех- и пяти-пролетные, которые ставились в честь императора. Если греки объясняли военную победу доблестью всех воинов, то римляне приписывали ее личВнным заслугам полководца. Выражением высших почестей императору-полководцу и служила триумфальная арка. В Риме сохраВннились только арки Тата- монументальная и в то же время строгая однопролетная арка (80 г.) Септимия Севера (III в.) и КонстанВнтина (IV в.). Последняя, наиболее сложная и пышная из всех, кажется безвкусным нагромождением архитектурных и скульптурных  элементов.

Императоры ранней Римской империи продолжали украшать римский Форум, СаВнмым грандиозным и красивым был Форум Траяна, о котором говорили, что не только люди, но даже боги пришли от него в изумление. Форум Траяна был сооружен в начаВнле II в., под руководством греческого зодчеВнго Аполлодора. Он включал в себя собственВнно форум, окруженный колоннадой, с конной статуей императора, два полукруглых сооружения, так называемые "рынкитАЭ. Траян, служивший для хранения заморских тоВнваров, привозившихся в Рим. В глубине фоВнрума высилось еще одно грандиозное сооружение тАФ"базилика УльпиятАЭ тАФ здание для судебных заседаний. Любопытно, что базиВнлика Ульпия  была вытянута в длину и имела три нефа по типу греческого храма; она не имела сводчатых перекрытий, столь харакВнтерных для римской архитектуры. К базиВнлике примыкали две библиотеки - латинВнская и греческая. Достопримечательностью  форума Траяна была также массивная триВнумфальная колонна этого императора, самая большая из триумфальных колонн. Ее высоВнта почти 37 м, ствол ее сложен из 37 колосВнсальных блоков каррарского мрамора, всю колонну обвивает лента барельефов, запеВнчатлевших различные эпизоды войн Трояна с даками (длина рельефа тАФ 200 м).

При императоре Адриане, преемнике Траяна, был перестроен римский Пантеон на Марсовом поле. К зданию храма был пристроен портик с восемью колоннами из египетского красного гранита с беломраВнморными коринфскими капителями. СоВнединение греческого портика с римской купольной конструкцией было типично для римской архитектуры. Пантеон - один из прекраснейших памятников анВнтичности.

Во II в. в Риме появляются первые конные статуи. Такова конная статуя Марка Аврелия, которая до сих пор украшает Капитолийскую площадь.

Одним из наиболее замечательных римских сооружений являются термы (бани), которые играли большую роль в поВнвседневной жизни римлян. Римские термы прошли долгий путь от республиканской простоты к роскоши и излишествам импеВнраторской эпохи. Они принадлежали и чаВнстным лицам, и государству, последние предназначались для общественных нужд.

В I-II вв. бурное строительство шло не только в Риме, но и в других городах ИтаВнлии и в провинциях. По всей империи можно найти остатки монументальных соВноружений и памятников того времени: большой храм Зевса в Афинах, амфитеатр в Вероне, порты в Остии и Геркулануме, амВнфитеатр в  Помпеях. И в Месопотамии, и в Египте, и в Галии, и в Испании сохраниВнлись следы античной, греко-римской архиВнтектуры: амфитеатры и цирки, термы и акВнведуки, дороги и мосты, арки и колонны, храмы и пластические композиции.


КУЛЬТУРА ВРЕМЕНИ УПАДКА РИМСКОЙ           ИМПЕРИИ (III-V вв. н.э.)


События III века в Римской империи получили в науке название "кризис III веВнкатАЭ. Более всего кризисные явления затронули политическую жизнь Рима: новые  граВнжданские войны, "варваризациятАЭ Империи, растущий сепаратизм провинций, все усиВнливающийся натиск на империю племенных союзов германцев и прочих народов и т.п. В экономическом отношении к середине III в. империя пришла в состояние полной разрухи.

Кризисные явления затронули и кульВнтуру. Практически пропал интерес к филоВнсофии и науке. Вместо философии все чаще наблюдается обращение к религии, к разВнличным мистическим культам и суевериям.

Языческая историография III в. предВнставлена главным образом сочинениями авВнтора, писавшего по-гречески тАФ Диона Кассия. Он составил обширную "Римскую истоВнриютАЭ в 80-ти книгах тАФ исчерпывающий свод знаний о прошлом Рима.

В изобразительном искусстве практичеВнски единственным замечательным явлением был реалистический скульптурный портрет - одно из величайших достижений римскоВнго искусства в целом. Возникнув еще в республиканскую эпоху (мраморные бюсты Помпея, Цезаря, Цицерона и др.), он досВнтиг своего высшего раiвета в эпоху ИмпеВнрии. Очень выразительны портретные бюсВнты императоров: Филипп Аравитянин, Каракалла, Веспасиана, Домициан, Вителлий -целая галерея характеров, наклонностей, страстей предстает перед нами в римском портрете, если греческие статуи содержали, как правило, идеализированный образ, то римские бюсты поражают своей жизненностью и правдивостью, хотя некоторые из них и не лишены героизации и театральноВнсти.

В конце III в. вступивший не импераВнторский трон Диоклетиан, уроженец римВнской провинции Иллирия, и его преемник Константин провели ряд реформ, котоВнрые смогли ненадолго вывести империю из кризиса и продлить ее существование еще более чем на 100 лет.

Сильная императорская "асть позвоВнлила добиться некоторых успехов в сохраВннении единства империи. Союзницей госуВндарства теперь выступала христианская церВнковь, признавшая императора наместником Бога на земле. Медиоланский эдикт КонВнстантина (313 г.) признал равноправие хриВнстианства с другими религиями. В IVтАФV вв. жили виднейшие представители христианВнского богословия, отцы церкви - Василий Великий, Иоанн Златоуст, Амвросий Мелиоланский, Аврелий Августин (создатель христиВнанской философии истории). Христианство начало превращаться в господствующую религию: языческим храмам оставалось стоять в империи уже недолго. Часть их была превращена в христианские церкви, часть разВнрушена. При императоре Феодосии I (конец IV в.) христианство сделалось гоВнсударственной религией Рима.

Искусство.

Культ императорской "асти способстВнвовал созданию колоссальных по размерам, величественных  сооружений.  Огромные термы Диоклетиана превзошли своими разВнмерами термы Каракаллы, колоссальным был и дворец Диоклетиана в окрестностях нынешнего Сплита. Пластическое искусство домината сознательно следовало эстетике Плотина, согласно которой художник должен был отображать не реальное, а только нечто внутреннее, т.е. душу. Та же тенденция проявляется и в знаменитых фаюмских портретах из Египта тАФ она свидетельствует о скором приближении искусства византийВнских икон. Позднеримское искусство символично - статуи императоров воплощяют нечеловеческое величие, они как бы лишены тела, жизнь горит только в глазах, отражающим душу.

После смерти Константина (337 г.) в Риме вновь резко обострился кризис античВнных порядков. Усилились нападения варваВнров на границы империи, римляне потеряли почти все свои провинции. Раздираемая внутренними  противоречиями,  римская Империя, теснимая со всех сторон внешними врагами, неуклонно шла к своему концу. В 395 г. Римская держава была окончательВнно разделена на Западную и Восточную. Столицей западной половины остался г. Рим, а столицей Восточной римской импеВнрии (будущей Византии) стал г. КонстантиВннополь, основанный Константином на месВнте бывшей греческой колонии Византии.

В 410 г. и 455 г. Рим подвергся страшВнному разгрому тАФ сначала от готов, а затем тАФ от вандалов (отсюда понятие вандализм). В середине V в. под "астью императора остаВнлась лишь Италия. В 476 г. командир стоявших в Италии германских наемников Одоакр сместил малолетнего императора Ромула-Августула и отослал знаки импераВнторского достоинства в Константинополь. Это событие принято считать концом ЗаВнпадной Римской Империи.

Что карается Восточной Римской имВнперии, то она не погибла под ударами варваров, а просуществовала еще почти тысячу лет. С концом же Западной Римской ИмпеВнрии погибла и античная культура. Истории древних цивилизаций Азии, Африки и Европы позволяет проследить особенности и основные этапы развития мировой культуры того времени - от ранВннеклассовых и достаточно примитивных культур Востока- до поражающих своей гарВнмонией и совершенством культур античного мира,

Культура древних цивилизаций оказала огромное "ияние на последующее культурВнное развитие человечества. Многообразные культурные ценности, выработанные древВннеегипетской и древне месопотамской цивиВнлизациями, были восприняты, осмыслены и творчески переработаны более поздними обществами, прежде всего античными ГреВнцией и Римом. В свою очередь античный мир и его культура легли в основу европейВнской цивилизации, которая периодически обращалась к идеям и мотивам греко-римского культурного наследия. ВыдающиеВнся астрономы средневековья тАФ Галилео Галилей, Николай   Коперник,   Иоганн Кеплер тАФ опирались на труды Аристарха Самосского и его теорию обращения Земли и планет вокруг Солнца. Теорема Пифагора, геометрия Евклида, закон Архимеда стали основой школьного обучения в феодальной Европе.

Христианство, впитавшее в себя ценноВнсти античной культуры, стало ведущей миВнровой религией.

Римское право легло в основу всех сисВнтем права западноевропейских государств.

Современные виды и жанры литератуВнры также восходят к античности. К ней поВнстоянно обращались европейский театр, драматургия и литература.












Послесловие.


Римская цивилизация была эпохой наивысшего раiвета античной культуры и оказала огромное "ияние на последующее культурное развитие человечества.

Латынь, язык древних римлян и всех подвластных им народов, сделалось основой романских языков, а также языком науки и католической церкви. Латинский алфавит был усвоен в Западной Европе, а греческий лег в основу славянских языков.

Римская строительная техника и архиВнтектура оказали большое "ияние на западноевропейскую архитектуру, особенно ИсВнпании, Франции, Италии. В основе архитектуры христианских церквей лежала римВнская базилика.

Понятие "неумирающие культурные ценноститАЭ нуждаются в доказательстве на практических примерах. Каждая последующая эпоха либо воспринимает достижения предшественников, либо пренебрегает ими, иногда случается и то, и другое сразу. "ияние культурных традиций можно проследить именно на основании связей, существующих между предшественниками и потомками.

Античность, этот забытый мир, являлся последующим эпохам, как древняя сказочная птица феникс. Колоны начинают служить опорой, в скульптуре намечается рост пластического начала, в живописи возникает трехмерное пространство и светотень. Все это придает образам больше красочности и жизненности. Обретение этих качеств  наполняло во все века людей гордостью.

Восхищаясь своими современными писателями, скульпторами, полководцами мы и сейчас сравниваем их с великими античными героями.








                    

                                

Использованная литература:


  1. Мировая художественная культура: Учебное издание/ Под ред. Л.Ю. Василевская, О.В. Дивненко.-М.:  Центр АЗ, 1996 г.
  2. Уроки античной культуры: Учебное пособие/ Мирецкая Н.В., Мирецкая Е.В..-Обнинск.: Титул, 1996г.


  1. Древние цивилизации.- М.: Мысль, 1989 г.


  1. История культуры Древней Греции и Рима: Куманецкий К., М., 1990 г.

    

                        

Страницы: Назад 1 Вперед