Анализ произведений Некрасова, Тургенева и Чехова

контрольная работа: Литература: зарубежная

Документы: [1]   Word-105926.doc Страницы: Назад 1 Вперед
  1. Анализ стихов Некрасова Понаевского цикла. Тематика - художественное своеобразие


Любовная лирика Н.А. Некрасова представлена стихотворениями, входящими в Понаевский цикл. В "Понаевском цикле» стихотворений Н.А. Некрасова нет характеров героя и героини. В нем отсутствует изображение истории, разворачивающихся в пространстве и времени событий, в которых или по отношению к которым проявляют себя участники.

В "Понаевском цикле» стихотворений Н.А. Некрасова внимание фокусируется, по сути, только на одном событии, которое в виде "прямой цитаты» заявлено уже в начальном стихотворении "Если, мучимый страстью мятежнойтАж». Эта реплика от третьего лица, стремящегося примирить героев, помочь им выйти из состоявшейся размолвки, сразу указывает на главный предмет лирического осмысления всего цикла - на противостояние между героями как характерную черту их взаимоотношений, на противостояние, не прекращающееся ни в момент тяжелого горя, ни в период разлуки, переходящей в окончательный разрыв отношений. В этот цикл стихотворений входят бытовые ситуации ссор, размолвок, взаимных пререканий, обвинений.

Н.А. Некрасов снова заговорил о реализации желаемого в жизненной практике, переместив любовную тему в сферу повседневных реалистических отношений между людьми. При этом поэт по-новому, на психолого-идеологическом уровне поставил проблему неравенства в любви.

Стихотворение "Если, мучимый страстью мятежнойтАж» вводит главную тему цикла - тему дисгармонии, конфликтности в отношениях между любящими - как некую проблемную ситуацию. Автор, являющийся субъектом речи только в двух стихотворениях "Если, мучимый страстью мятежнойтАж» и "Тяжелый крест достался ей на долютАж» выступает от третьего лица созерцателем со стороны, позиция которого фактически сливается с позицией героя - непосредственного участника "закадровых событий». Герой является единственным носителем речи в 19 из 21 стихотворений цикла.

В основе Панаевского цикла лежит абсолютизация идеи свободы личности, ее жизненного выбора. Вот почему важно для героя то, что героиня "свободно... решала выбор свой // И не как раб упал» он "на колени». "Злое чувство», "гнев правдивый» в этой системе выступают проявлениями свободы личности, ее стремления к равенству, что выдвигается как абсолютная приоритетная ценность.

Одно из ведущих мотивов всей поэзии Некрасова тАФ мотив обличающей, "карающей лиры» "злобивого поэта», который "питает ненавистью грудь» "проповедует любовь // Враждебным словом отрицанья» любит - ненавидя и глубоко, убежден в том, что то "сердце не научится любить, // Которое устало ненавидеть». В этой системе ценностей призыв к героине отвечать на "слово ревнивое» героя "Негодующим взором», осмеять "оправданья и слезы», поразить "жгучим укором», излить "все до капли досаду» означает проявление той ненависти, без которой невозможна "любовь».

Однако истинность этой системы ценностей подвергается сомнению уже во втором стихотворении-компоненте "Ты всегда хороша несравненно...» - единственном оптимистическом стихотворении цикла, в котором предметом "насмешливого ума» героини являются только внешние объекты (враги героя), а седьмое стихотворение-компонент прямо начинается словами "Я не люблю иронии твоей...». В стихотворении "Мы с тобой бестолковые люди...», которое может восприниматься сокращенным, вариативным "дублетом» стихотворения "Если, мучимый страстью мятежной...», Та же тема "гнева правдивого» претерпевает смену интонационного решения и на элегической основе, с резким по сравнению с "Если, мучимый... » сокращением (уменьшением) императивности, усиленным обращены м "друг мой» явно смягчается, превращаясь из безапелляционного призыва в дружеский совет. Здесь наблюдается также и смена '"мотивации "гнева правдивого», тоже замененного стихом "Говори же, когда ты сердита...». Если в начальном стихотворении "гнев правдивый» имеет некую самоценность и внимание акцентируется на полноте его выражения, то предложением "сердиться открыто» в соотнесенности со строкой "Легче мир тАФ и скорее наскучит» он явно снижается, смягчается, а возможно, и обытовляется.

С новой силой, возвращающей читателя к начальному стихотворению цикл», тема любви-ненависти возникает в стихотворении "Зачем насмешливо ревнуешь... », где снижение, вплоть до самопародирования этого мотива осуществляется иными способами, в частности посредством привлечения широкого поэтического контекста. В этом стихотворении герой ,снова защищает заявленную ранее систему ценностей со всем рвением ее приверженца, стремительно, вдохновенно. Но именно здесь и происходит ее некое саморазоблачение.

Стихотворение "Зачем насмешливо ревнуешь...» имеет диалогическую структуру и предстает как полемическое слово в защиту героини, обвиненной в том, что она свой "гордый смех» и "презренья страшное искусство» "купила» iеною чувства, // Ценой душевной теплоты...» (I, 108). Для опровержения такого мнения в конце стихотворения используется, по сути, кинематографический прием тАФ вводится крупный план изображения, чуть ли не зрительный и явно символический образ Музы.

Т.О. "Панаевский цикл» строится по лирическому принципу двупланового изображения, при котором смысл стихотворения как целого не сводится к прямому смыслу представленного в нем высказывания субъекта речи и, как правило, противоречит прямому значению этого высказывания.

Некрасову не удалось в цикле воспеть "новую» женщину и "новую» любовь. Зато поэту удалось на новом материале снова открыть. По-своему ценностно актуализировать проблему трагического одиночества в любви, проблемы духовного начала в отношениях между любящими и в целом заново акцентировать внимание на тех общечеловеческих началах межличностных отношений, значимость которых не подлежит "иянию времени. При этом тема одиночества в любви усиливает свою трагичность в контексте всей лирической темы Некрасова: ведь не только любимая женщина не поняла героя, но и другая его глубинная привязанность - "тот, о ком пою в вечерней тишине», //Кому посвящены мечтания поэта. Поэтому одиночество в любви престает как проявление некоего рокового, глобального одиночества некрасовского героя в мире.

Стихотворения, входящие в Понаевский цикл:

ВлТак это шутка? Милая моятАж»

ВлТяжелый крест достался ей на долю»

ВлМы с тобой бестолковые люди»

ВлГде твое личико смутноетАж»

ВлДавно - отвергнутый тобоютАж»

ВлЗачем насмешливо ревнуешьтАж»

ВлЯ посетил твое кладбище»

ВлПри Элегии»

ВлДа, наша жизнь текла мятежнотАж»

ВлО, письма женщины нам милойтАж»

ВлЯ не люблю иронии твоей»

ВлПрости»

ВлПоражена потерей невозвратнойтАж»

Как нам всем известно, Н.А. Некрасов - поэт сокровенных основ отечественной духовности. У него главные герои его лирики в основном народ, Родина, его переживания за их судьбу. А в стихотворениях Понаевского цикла мы видим любовную лирику Некрасова. Это стихи о неразделенной любви, которые пронизаны грустью, одиночеством.

2. Анализ стихотворений в прозе И.С. Тургенева


Начиная с 1877 года, Тургенев стал создавать "Стихотворения в прозе», которым суждено было остаться в русской литературе непревзойденным образцом этого трудного и своеобразного жанра. Самый выбор формы был подсказан Тургеневу желанием максимально сблизить прозаическую речь со стихотворной, создать особый жанр лирического дневника, в котором мелькали бы воспоминания о прошедшем, мимолетные впечатления, размышления о будущем.

В этих эскизах на самые разнообразные темытАФ философские, социальные, психологические тАФ говорилось о жизни вселенной, о природе, о любви, о смерти, о родине, о красоте, о подвиге, о дружбе.

Тургенев долгое время не помышлял вовсе о печатании их и не придавал им большого значения, рассматривая их лишь как предварительные наброски для будущих произведений.

Дав им общее заглавие "Senilia» (ВлСтарческое»), он говорил, что пишет их, собственно, не для печати, и только изредка читал то или иное стихотворение друзьям тАФ Я. П. Полонскому, П. Л. Лаврову, артистке М. Г. Савиной.

Однажды, уже незадолго до смерти, он познакомил с ними навестившего его в Буживале М. М. Стасюлевича, и тот уговорил Ивана Сергеевича отдать их ему для напечатания в журнале "Вестник Европы». Тургенев согласился, и пятьдесят одно стихотворение из этого цикла было опубликовано в декабрьской книжке журнала на 1882 год.

Вообще стихотворений в прозе Тургеневым было написано значительно больше, но в остальных слишком явственно звучали автобиографические мотивы, и поэтому он воздержался от публикации их. (Эта часть стихотворений тАФ числом тридцать одно тАФ была издана только в 1930 тАФ 1931 годах.)

Тургенев никак не ожидал, что появление его миниатюрных новелл будет встречено читателями с живейшим интересом и сочувствием. Вскоре они были переведены Полиной Виардо на французский язык, а затем были опубликованы переводы и на другие европейские языки.

Лучшие тургеневские стихотворения в прозе стали хрестоматийными, а многие выражения из них крылатыми.

Некоторые стихотворения проникнуты грустным, порою даже трагическим настроением, потому что писались в тот период, когда безнадежно больной и исстрадавшийся писатель, задумываясь о близости неотвратимой развязки, мысленно подводил итоги своего трудного и сложного жизненного пути.

Далеко не все "Стихотворения в прозе» окрашены в пессимистические тона. Личные мотивы в них часто подчинены широким общечеловеческим темам. Тут немало и жизнеутверждающих произведений, где писатель славит героизм, подвиг, моральное величие простых людей, их духовное превосходство над богачами.

В прославленном стихотворении ВлРусский язык» с исключительной силой прозвучала проникновенная любовь писателя к родине, к родному языку, к будущему русского народа. "Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,тАФ говорит Тургенев, тАФ ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»

Особое место во всем цикле занимает стихотворение ВлПорог», опубликованное только после смерти Тургенева вместе с прокламацией народовольцев, посвященной памяти писателя.

Стихотворение это было навеяно политическими процессами семидесятых годов, в частности процессом Веры Засулич.

В нем дан величественный образ русской девушки революционерки, которая готова к любым испытаниям и мукам. Она знает, что ее ждет "холод, голод, ненависть, насмешка, презрение, обида, тюрьма, болезнь и самая смерть». Ее не страшит "отчуждение, полное одиночество». Идя на смерть, она знает, что ее подвиг останется безыменным, но и это не может остановить ее, потому что ей не нужно ни благодарности, ни сожаления.

Стилистический анализ стихотворения в прозе И.С. Тургенева ВлСобака».

В данном произведении повествование ведется от первого лица, и образ автора максимально близок Тургеневу. Стихотворение представляет собой философские размышления о жизни и смерти. Тема произведения, находящая на поверхности, рассказ автора о нем самом и его собаке. Субтема произведения - одиночество, размышления о незначительности каждой отдельно взятой жизни перед лицом смерти. Об этом говорит выбор автором лексики: употребляются слова "смерть», "жизнь», "огонек» (в значении "жизнь»), "конец». В произведении можно выделить следующие микротемы: погода (Влна дворе воет страшная, неистовая буря»), собака.

Данный текст является примером художественной литературы. Показатель этого - особый отбор средств. В частности, использование тропов. Тургенев олицетворяет бурю: "воет страшная, неистовая буря». Описывая бурю, он применяет прилагательное-эпитет "неистовая». Также автор олицетворяет собаку и применяет по отношению к ней слова, обычно описывающие человека: "немая», "без слов». Другое олицетворение - чувство "живет». Тургенев сравнивает жизнь живого существа с огоньком, для описания которого использует прилагательное-эпитет "трепетный».

Выбор автором слов также служит основной идее произведения. Чтобы подчеркнуть различие и одновременно тождественность автора и его собаки, Тургенев ставит рядом слова "человек» и "животное».

Тургенев прибегает к приемам звукописи для передачи образов: "жизнь жмется». В данном случае усиливается впечатление беззащитности жизни перед смертью.

В 1881 году Тургенев в последний раз приехал на родину. Через несколько месяцев он тяжело заболел в Париже, из-за чего задуманный им тогда переезд в Россию стал несбыточной мечтой*.


3. Найти ответ на вопросы искусства в пьесе А.П. Чехова "Чайка»


Стремится ли Чехов в своей пьесе обсуждать проблемы искусства, его сущности, назначения, традиций и новаторства? Несомненно, стремиться. Но не отвлечено, а форму характеров людей, преданных искусству. Об искусстве, а точнее о литературе и театре, рассуждают в "ЧайкетАЭ не только двое мужчин - писателей и две женщины - актрисы, но и рассуждает, медик Дорн, вторгающийся в область духовного творчества со своими неуклюжими, но очень кстати звучащими парадоксами.

С самого начала пьеса Треплева встречается иронией. Аркадиной кажется, что пьеса претензиона, "это что-то декадентское". Играющая в ней главную роль Заречная упрекает автора в том, что играть пьесу трудно: " В ней нет живых лицтАЭ, "мало действия, одна только читка», а в пьесе непременно "должна быть любовь».

Конечно, есть что-то претенциозное в заявлении Треплева, что его спектакль освистали потому, что автор "нарушил монополиютАЭ, т.е. создал пьесу, не похожую на те, которые привыкли играть актёры и которые считаются всеми нормой драматургии. Своё новаторство Треплев еще не доказал. Его пьеса, действительно безжизненна. Однако Аркадина поняла далеко идущие претензии Треплева: "Ему хотелось поучить нас, как надо писать и что нужно играть».

Но неожиданно за похороненную, казалось бы, пьесу Треплева вступается далекий от искусства Дорн. Он подымается выше брани "декадентский бредтАЭ, "никаких тут новых форм нет, а просто дурной характер". По его мнению, Треплев выше и обывательски - мелочных советов учителя Медведенко: описать в пьесе и сыграть на iене, "как живет наш брат-учитель ", Выше и Тригорина, уклонившегося от оценок в искусстве:тАЭ Каждый пишет так, как хочет и как можеттАЭ. Дорн старается поддержать ТреплеватАЭ. "Не знаю, быть может, я ничего не понимаю или сошел сума, но пьеса мне понравилась. В ней что-то есть». Словами Дорна предполагается, что в обыденном искусстве Аркадиной и Тригорина больших идей нет, оно не затрагивает "важное и вечноетАЭ.

Треплев комплиментарно говорит Заречной: "Вы нашли свою дорогу, вы знаете, куда идете, а я все ещё ношусь в хаосе грез и образов, не зная, для чего и кому это нужнотАЭ Но что же такое нашла Нина? Завтра она едет в Елец в третьем классетАжс мужиками, а в Ельце услажденные её игрой купцы будут приставать с любезностямитАж. Это явное повторение пути Аркадиной.

Литература


  1. Бердников Г. Чехов.-М.: Молодая гвардия, 1974 .- 512 с.
  2. Богословский Н. Тургенев.-М.: Молодая гвардия, 1969
  3. Ильин И. Романизация стихов Н.А. Некрасова (ВлПонаевский цикл») // Русская литература.-1997.-№3.-С. 29-42
  4. Чехов А.П. Пьесы.-М.: Художественная литература, 1976
  5. Тургенев И.С. Стихотворения в прозе.-М, 1974
  6. Некрасов Н.А. Стихотворения.-М.: Художественная литература, 1985
Страницы: Назад 1 Вперед