Анализ стихотворения "О доблестях, о подвигах, о славе" А.А. Блока

контрольная работа: Литература: зарубежная

Документы: [1]   Word-105948.doc Страницы: Назад 1 Вперед









Контрольная работа

По диiиплине "Литература с основами литературоведения»

Анализ стихотворения "О доблестях, о подвигах, о славе" А.А. Блока


студентки 4-го курса Факультета Филологии

СГПИ, группы сурдопедагогики

Анализ стихотворения А. А. Блока

ВлО доблестях, о подвигах, о славе»


Выполнила: Швидченко А. Н.

Проверила: Сартаева Л.И.









Белая Глина 2010


План


1. Тема стихотворения.

2. Жанр.

3. Сюжет.

4. Художественные средства.

5. Образ лирического героя, авторское "Я».

Список литературы.



1. Тема стихотворения


В творчестве Александра Блока всегда преобладала тема любви. Радость и печаль соединились в его любовной лирике, видимо, потому, что идеал утонченной и возвышенной, гордой и доверчивой, прекрасной и нежной женщины не находил своего земного воплощения.

Блок сначала был сильно увлечен своей будущей женой Любовью Дмитриевной Менделеевой, которой посвятил цикл "Стихи о Прекрасной Даме». По словам К.И. Чуковского, если внимательно вчитаться в эту книгу, то увидишь, что "это подлинная повесть о том, как один подросток столь восторженно "юбился в соседку, что создал из нее Лучезарную Деву и весь ее окружающий пейзаж преобразил в неземные селения. Это было то самое, что сделал Данте с дочерью соседа Партинари». Все стихи сборника проникнуты жаждой "в земном увидеть неземное» (В. Брюсов). Сугубо личное переживание переплавляется здесь во вселенское, в мистерию с грядущим схождением на землю Вечной Женственности.

Шесть лет Блок писал об одной женщине, посвятил ей 687 стихотворных произведений. В 1903 году поэт обвенчался с Любовью Дмитриевной. На этом и прекратился лирический дневник, обращенный к Прекрасной Даме. В поэтический мир Блока входят новые темы, новые образы. В цикле "Возмездие», в котором поэт пророчит скорый суд и расплату обществу, сковавшему, поработившему и "заморозившему» человека, публикуется ставшее знаменитым "О доблестях, о подвигах, о славетАж» (1908 г.). Стихотворение написано в особой манере и заметно отличается по стилю и тематике от других стихотворений цикла "Возмездие».


2. Жанр


Это стихотворение по жанру представляет собой любовное послание. Это разговор с портретом далекой возлюбленной, некогда покинувшей лирического героя. Однако герой воспринимает его как живой, одухотворенный образ. Именно поэтому он называет его не портретом, а лицом и, обращаясь к портрету, он говорит так, как будто покинувшая его возлюбленная способна услышать его слова, осознать всю глубину своей ошибки и, может быть, вернуться к герою. Все стихотворение построено на оппозиции двух образов (лирического героя и его любимой женщины), что лишь подчеркивает непреодолимое расстояние между ними.


3. Сюжет


Сюжет стихотворения и его развитие неразрывно связаны с личностью лирического героя. В первой строфе мы видим, что весь мир героя сосредоточен на образе возлюбленной. "О доблестях, о подвигах, о славе


4. Художественные средства


"Я забывал на горестной земле" - эти первые строки подтверждают, что "юбленным свойственно испытывать чувство полного удовлетворения и гармонии с миром и самим собой лишь тогда, когда объект любви находится рядом.

Но вот "час настал», во второй строфе любимая покидает героя. И смысл жизни исчезает вместе с ней. Потеря внутренних ориентиров полностью выбивает героя из колеи, и он остается наедине со страстями, которые "терзают» его жизнь.

На протяжении отрезка времени, заключенного в следующих трех строфах, жизнь лирического героя наполнена лишь воспоминаниями и болью от осознания потери. Однако в последней строфе мы видим, что ему наконец удается принять зрелое решение отпустить утраченную любовь, и в этом несомненно видно взросление героя и его становление как самодостаточной личности.

    1. Композиция: размер, рифма, ритм.

Размер стихотворения:

_ _' / _ _' / _ _' /_ _'/ _ _' /_ пятистопный ямб. Этот стихотворный размер использовался многими поэтами от Шекспира до современников "Серебряного века». Он воссоздает человеческую речь в рамках эпического или драматического рассказа, напряженность воли, ему присущи ясность, твердость. Очевидно то, что Блок использует имен этот размер, чтобы подчеркнуть трагизм, выраженный в произведении.

Рифма перекрестная.

Первая строка последней строфы "Уж не мечтать о нежности, о славетАж», с одной стороны, завершает стихотворение, образуя кольцевую композицию. С другой стороны, она содержит глубокую мысль о том, что личное счастье человека и его социальная роль тесно связаны между собой.

    1. Тропы. Для придания языку литературного произведения большей выразительности используются специальные средства: Эпитеты, сравнение, метафоры.

Первая строка произведения "О доблестях, о подвигах, о славетАж» как бы обманывает ожидание читателя. Кажется, что речь пойдет о теме гражданского долга. Однако любовные переживания оказываются для героя на определенном этапе жизни важнее всего, так велика и безгранична горечь его утраты. Поэт с первых строк намекает читателю на настроение всего произведения, употребив эпитет "На горестной земле». Во второй строфе центральным образом является заветное кольцо тАФ символ любовной верности. Беспредельное отчаяние лирического героя, вызванное уходом возлюбленной, выражается в эпизоде, когда он выбрасывает "заветное кольцо». Ночь в данном случае символизирует тьму и неизвестность. Однако, согласно эстетическим взглядам поэтов-символистов, к которым принадлежал и А.А.Блок, значение символа никогда не может быть исчерпано до конца. В этом случае оно может быть воспринято и шире: ночь тАФ это время, когда восстают бесовские силы. Отчаяние и потеря смысла жизни для рассказчика описываются эпитетами "проклятым роем», "в сырую ночь».

Чтобы донести до читателя то, как много значила для героя его избранница, используется сравнение: "И звал тебя, как молодость свою». Автор указывает на то, что с уходом любви уходят и лучшие дни жизни нашего героя. Безмятежная юность позади, настало время сурового взросления.

Метафоры "когда твоё лицо в простой оправе", "передо мной сияло на столе", указывающие нам на героиню, отражают то, что лирический герой склонен обожествлять и идеализировать ее даже после предательства. "Я бросил в ночь заветное кольцо", "ты отдала свою судьбу другому" - эти метафоры как бы указывают на выбор обоих персонажей и на то, что пути их расходятся. Олицетворения "летели дни", "вино и страсть терзали жизнь мою" Блок использует, чтобы показать, будто над жизнью и судьбой героя довлеют потусторонние темные силы, с которыми он не желает бороться. Силу любовного чувства лирического героя актуализирует и мотив сна:

ВлЯ крепко сплю, мне спится плащ твой синий,

В котором ты в сырую ночь ушла».

    1. Стилистические фигуры:

Повторы/рефрен: "лицо в простой оправе». Повторение демонстрирует важность для автора описываемого объекта, процесса, действия и т.д. При употреблении этой фигуры автор многократно упоминает о чем-либо особенно его взволновавшем, концентрируя также и внимание читателя на этом.

Антитеза: Противопоставление тАФ выразительное средство, позволяющее произвести особо сильное впечатление на читателя, передать ему сильное волнение автора за счет быстрой смены противоположных по смыслу понятий, употребляемых в тексте стихотворения. Так же в качестве объекта противопоставления могут использоваться противоположные эмоции, чувства и переживания автора или его героя.

ВлКогда твоё лицо в простой оправе

Передо мной сияло на столетАж

Твоё лицо в его простой оправе

Своей рукой убрал я со стола»;

Инверсия: "Терзали жизнь мою», "плащ твой синий», "в сырую ночь ушла», "убрал я со стола». Инверсия в поэтических текстах выполняет акцентную или смысловую функцию, ритмообразующую функцию для выстраивания поэтического текста, а также функцию создания словесно-образной картины.

    1. Поэтическая фонетика:

Ассонанс: "Не знаю, где приют твоей гордыне / Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий», "Все миновалось, молодость прошла! / Своей рукой убрал я со стола».

Анафора придает тексту дополнительную эмоциональность.

ВлИ вспомнил я тебя пред аналоем,

И звал тебя, как молодость своютАж»

Даже по прошествии лет лирический герой все вспоминает тот роковой день прощания:

ВлЯ звал тебя, но ты не оглянулась,

Я слёзы лил, но ты не снизошла».

    1. Синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы.

Синонимы: доблести, подвиги, слава; милая, нежная.

Архаизмы: час настал, аналой, гордыня.


5. Образ лирического героя, авторское "Я»


В стихотворении "О доблестях, о подвигах, о славе" появляется образ опустошенного жизнью человека с нелегкой судьбой. Стихотворение автобиографично, ведь в этот период от него уходит его первая любовь тАФ Любовь Дмитриевна, внучка знаменитого химика Менделеева, и уходит к близкому другу Блока тАФ поэту Андрею Белому.

Расставшись с любимой, герой потерял смысл жизни, он потерял самого себя. Не встречает он больше и настоящей любви, на жизненном пути он сталкивается лишь со страстью. Мы видим, что, лишившись возлюбленной, герой разуверился в жизни, потерял нравственную опору. Утрата превратила беспечную жизнь героя в существование. Его терзают вино и страсть, но это не духовная жизнь, а лишь греховная пародия на нее, сжигающая и опустошающая душу. Символично, что герой вспоминает возлюбленную перед аналоем (аналой тАФ высокий столик с покатым верхом, на который в Церкви кладут иконы и священные книги). Очевидно, в любви он ищет спасения для своей заблудшей души. Также именно перед аналоем в Храме проводится обряд венчания. Этот образ использован, чтобы показать, как дороги герою уже забытые клятвы вечной любви и верности.

Строка "Все миновалось, молодость прошла!» подчеркивает, что время нельзя повернуть вспять. Человек, погрузившись в свои страдания, а потом, стремясь утешиться, проводя дни в поисках истины в вине, потерял не только любовь. Он потерял все. Честолюбивые мечты юности безвозвратно ушли в прошлое. Жизненные планы остались нереализованными. Только осознав это, лирический герой нашел в себе силы убрать портрет возлюбленной со стола. Однако, потеряв возлюбленную, лирический герой не озлобился против нее. Спустя годы он все еще называет ее милой и нежной. Разрыв воспринимается им как роковая случайность, в которой виновата гордыня.

Всю жизнь он лелеял надежду на ее возвращение. Портрет, убранный со стола в финале стихотворения, свидетельствует об окончательной утрате этой надежды, но одновременно это и определенный мужественный шаг человека, в котором разум, наконец, победил болезненное, разросшееся до вселенских масштабов чувство. Однако в этот прощальный жест героя А.А.Блок сумел "ожить столько горя и тоски, что читатель, даже понимая правильность совершенного поступка, все равно продолжает сочувствовать несчастному человеку.

В стихотворении ярко выражено драматургическое начало, что характерно для лирики А.А.Блока в целом. Типичный любовный треугольник превратился в безутешную драму разбитого сердца. Некоторые образы в стихотворении также напоминают детали театрального реквизита.

В этот непростой период поэт порывает со своими друзьями-символистами. Казалось, что Блок топит отчаяние в вине. Но, несмотря на это, главной темой стихов периода "Страшного миратАЭ все же остается любовь. Но та, о ком поэт пишет свои великолепные стихи, уже не прежняя Прекрасная Дама, а роковая страсть, искусительница, разрушительница. Она мучит и сжигает поэта, а он не может вырваться из-под ее "асти.

Даже о пошлости и грубости страшного мира Блок пишет одухотворенно и красиво. Хотя он уже и не верит в любовь, не верит ни во что, но образ незнакомки в стихах этого периода все же остается прекрасным. Поэт ненавидел цинизм и пошлость, их никогда не было в его стихах.



Список литературы


  1. Александров А.А. Блок в Петербурге-Петрограде, Лениздат, 1987; серия "Выдающиеся деятели науки и культуры в Петербурге-Петрограде-ЛенинградетАЭ.
  2. Блок А. Стихотворения и поэмы.- М.: Правда, 1978.
  3. Блок А. Лирика. Театр.- М.: Правда, 1981.
  4. Липатов В.С. Краски времени.- М.: Мол. Гвардия, 1983.
Страницы: Назад 1 Вперед