Местное самоуправление и федерация

доклад: Муниципальное право

Документы: [1]   Word-24010.doc Страницы: Назад 1 Вперед

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И ФЕДЕРАЦИЯ

Процесс становления местного самоуправления обретает сейчас нормальный характер, несмотря на то, что субъекты Федерации сдерживают его всеми мерами: с помощью законодаВнтельства, которое противоречит федеральному, чисто кадровыми назначениями, методами "астВнного неформального воздействия на деятелей меВнстного самоуправления - политических активисВнтов. Тем не менее, процесс оформления местного самоуправления все равно идет, потому что ему объективно и субъективно содействует федеВнральный уровень "асти. Это  положительВнная часть явления.

Пора кончать с правовым сепаратизмом, который разВнвивается на уровне субъектов федерации, раздиВнрая единое правовое пространство России на часВнти, в том числе и по вопросам местного самоуправления.

Остается психологическая проблема: мы не можем вытравить из сознания старую систему организации "асти - подчинение сверху донизу. Важно понять, что население само о себе может позаботиться. Надо отказаться от стереотипа, что чиновник может побеспокоиться, а сам человек о себе - не может.

Ранее в структуре исполнительной "асти не существовало никаких исполнительных подразВнделений, которые занимались бы вопросами меВнстного самоуправления. Департамент по вопросам местного самоуправления МинистерВнства по делам национальностей и федеративным отношениям являВнется первой такой структурой, и первая его задаВнча - каким образом организовать управление регионами на основе самоуправления.

Такой подход оказался правильным: часть соВнтрудников Департамента параллельно занималась разработкой федеральной программы государВнственной поддержки местного самоуправления. В законе принятие федеральной програмВнмы государственной поддержки местного самоуправления проставлено отдельным пунктом. Таким образом, существует документ, котоВнрый является первоначальной программой дейстВнвий исполнительной "асти в части поддержки местного самоуправления.

Эта программа состоит из пяти основных блоВнков:

Первая часть федеральной программы государственной поддержки местного самоуправления, ее первые три приложения посвящены разработке нормативных актов и методических рекомендаций, как для органов государственной "асти, так и для органов местного самоуправления.

Федерация не обязана  регулировать данные вопросы. Если вопросы находятся в совместном ведении Российской федерации и ее субъектов, и если Российская Федерация сама тот или иной вопрос своим законодательством не регламентирует, то субъект Федерации вправе регулировать подобВнные отношения своим Законом. Следовательно, препятствия для развития законодательства, обеспечивающего реализацию федерального заВнкона, на самом деле нет.

Необходимо также создание систеВнмы подготовки кадров для муниципальной служВнбы и системы информационного обеспечения орВнганов местного самоуправления, так как отВнсутствует необходимая информация и для ученых, и для управленцев, так же как для политиков и самого самоуправления. Отсутствие полноценВнной и достоверной информации тормозит работу.

Все проблемы можно поделить на несколько уровней:

     Уровень федеральный - это принятие законоВндательства в финансовой и налоговой сфере.

     Уровень субъектов Федерации - это в основном законодательные и организационные вопросы.

            Все в России очень беспокоятся о сохранении "асти, о ее единстве. И очень многие почему-то думают, что единство "асти и управляемость - это обязательно соподчиненность одного другому. На самом то деле, единство "асти не в иерархии, а в четком и понятном, логическом, ясном разделении функций по уровням "асти. Каждый уровень должен точно знать, чем он занимается, свои обязанности и свои возможности и работать действительно в едином правовом поле  -  в этом единство "асти.

            Если говорить о возможностях местного управления по укреплению Российского государства, то опыт самой России, многовековой опыт разных стран мира подтвердил, что развитая сисВнтема местной "асти объективно работает на инВнтеграцию государства, и это действительно являВнется объективным, сдерживающим фактором стремления любых регионов к излишней суверенизации.


ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ


            Сложность реформирования местного самоуправления в нашей стране в значительной степени обусловлена рядом особенностей:

Масштабность задачи - в настоящее время в Российской Федерации юридически оформлено 11090 различных муниципальных образований.

Отсутствие необходимой правовой базы - ее потребовалось создать в кратчайшие сроки. Отсутствие нормального законодательства о собственности на землю, о налогах, об основах местных  приводит к тому, что субъекты Федерации вынуждены сами разрабатывать основополагающие юридические документы, что, естественно, вызывает немало трудностей.

Многообразие форм территориальной организации местного самоуправления - в нашей стране данными формами признаются города, поселки (станицы), районы (уезды), сельские округа (сельсоветы), иные населенные пункты и территории. В этот пункт можно также включить многообразие способов избрания органов местного самоуправления и их должностных лиц. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно, а наименования данных органов отражают национальные, исторические и иные местные традиции: в городах это думы, советы; в районах, улусах, аймаках, волостях, сомонах, селах и иных муниципальных образованиях - собрания представителей, собрание депутатов, хуралы, комитеты самоуправления, муниципальные либо земские собрания и так далее.

Стала ясна необходимость принятия на федеральном уровне, как отдельных политических решений, так и жестких администВнративных мер в случаях откровенного противоВндействия реализации прав населения на местное самоуправление. В обеспечение этого процесса Государственная Дума 23 октября 1996 г. приняла Федеральный закон "Об обеспечении конституВнционных прав граждан Российской Федерации изВнбирать и быть избранными в органы местного саВнмоуправления" в едином пакете с рядом других федеральных законов ("О внесении дополнений в Федеральный закон "Об основных гарантиях изВнбирательных прав граждан Российской ФедераВнции"тАЭ, "О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР", "О внесении дополнения в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного саВнмоуправления в Российской Федерации"тАЭ, "О внеВнсении дополнений в Кодекс РСФСР об администВнративных правонарушениях"), разработанных Комитетом Государственной Думы по вопросам местного самоуправления и призванных создать правовую базу для завершения процесса формиВнрования выборных органов местного самоуправВнления в Российской федерации.

Необходимо расшиВнрить гласность процесса формирования местного самоуправления. Сегодня добыть сколько-нибудь обобщенную информацию, какую-то мунициВнпальную статистику просто невозможно. КомиВнтет по местному самоуправлению Государственной Думы мог бы взять на себя инициативу проработать этот вопрос и добиться того, чтобы у нас была какая-то более или менее последовательная, регулярВнная статистика процессов, связанных с формироВнванием местного самоуправления. Это очень важВнно для того, чтобы могла осуществляться сравниВнмость результатов этих процессов на различных территориях, можно было бы сделать научную оценку, представить весь этот процесс в более или менее полном объеме. Помимо систематических информационных статистических сборниВнков надо выпускать ежегодник местного самоВнуправления, где бы такая статистика обобщалась.

            Необходимо организовать юриВндические консультации по всем вопросам, в первую очередь по подготовке и написанию законов.

Один из главных вопросов - это несоответстВнвие законов субъектов Федерации федеральным законам.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта ссылка на сайт удаленаa>


Страницы:
Назад 1 Вперед