Банковская система и тенденции ее развития в современных условиях

реферат: Банковское дело

Документы: [1]   ref-19901.doc Страницы: Назад 1 Вперед

СОДЕРЖАНИЕ:


  1. Введение тАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж тАж.


  1. Банки и банковская система РФ

2.1. Центральный Банк:

2.1.1.  Понятие и рольЦентрального Банка в экономикетАжтАжтАж

2.1.2.  Задачи и функции  тАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж

2.1.3. Признаки независимости Банка РоссиитАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж

      1. Политика тАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж.тАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж

    

     2.2. Коммерческие банки тАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж

2.2.1.  Сущность  тАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж

2.2.2.  Функции тАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж..

2.2.3.  Ликвидность и платежеспособностьтАжтАж... тАжтАжтАжтАжтАж

      1. Анализ ликвидноститАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж

2.2.5.  Типы коммерческих банковтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж.

    

      2.3. Специализированные банкитАжтАжтАжтАжтАж


     3. Становление банковской системы РФ

     3.1. Кризис банковской системы до 1987 г.


     3.2. Банковское регулирование. тАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж.


     3.3. Реструктуризация тАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж..

3.3.1. АРКО тАФ рычаг реструктуризациитАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж.тАж

   

     3.4. Банковский сектор на современном этапе:

3.4.1.  Актуальные вопросытАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж.

3.4.2. Стратегия развития..тАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж


4. Заключение. тАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж


  1. Глоссарий тАжтАжтАжтАж.тАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАжтАж


  1. Список использованной литературы тАж.тАж




1. ВВЕДЕНИЕ.

Банк тАУ это автономное, независимое, коммерческое предприятие.1 Деятельность банка носит производительный характер. Продуктом банка является формирование платежных средств (денежной массы), а также разнообразные услуги в виде предоставления кредитов, гарантий, поручительств, консультаций, управления имуществом.

В условиях рынка банки являются ключевым звеном, питающим народное хозяйство дополнительными денежными ресурсами. По своему местоположению банки оказываются ближе всего к бизнесу, его потребностям, меняющейся конъюнктуре. Таким образом, рынок неизбежно выдвигает банк в число основополагающих, ключевых элементов экономического регулирования.

Деятельность банковских учреждений так многообразна, что их действительная сущность оказывается неопределенной. В современном обществе банки занимаются самыми разнообразными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения. Через них осуществляется финансирование народного хозяйства, страховые операции, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднические сделки и управление имуществом. Кредитные учреждения осуществляют консультирование, участвуют в обсуждении народнохозяйственных программ, ведут статистику, имеют свои подсобные предприятия. Словом, создается впечатление не о специфике, а о многоликой сути банка. В разряд его деятельности подключаются такие ее виды, которые могут выполнять и другие учреждения.

Кризис на финансовых рынках непосредственно отражается на банковской деятельности. Банковская система одной из первой принимает на себя негативные последствия кризиса, что проявляется в следующем:

тАФ кризис неплатежей тАФ несвоевременное исполнение обязательств перед клиентами;

тАФ неплатежеспособность клиентов банка;

тАФ невозможность заимствования денежных средств на рынке

межбанковского кредита;

тАФ ухудшение качества кредитного портфеля.

Стратегия преодоления кризиса должна базироваться на учете принципиальных ошибок и недостатков в управлении экономикой, отчетливо проявившихся в ходе предыдущих кризисов. Более простых путей нет.

Предстоит реформирование национальной банковской системы, с учетом современных потребностей экономики на основе наращивания капиталов, создание надежной инфраструктуры, эффективного участия банков в развитии реального сектора экономики и реализации социальных программ.2

 

Банковская система является "нервной системой» экономики, важнейшим инструментом инвестиций и роста.
























2. БАНКИ И БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РОССИИ


В настоящее время в России сформирована двухуровневая банковская система:

1-й уровень тАФ Центральный банк России;

2-й уровень тАФ коммерческие банки и другие специализированные финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции.3


2.1. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК.

2.1.1. ПОНЯТИЕ И РОЛЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА В ЭКОНОМИКЕ.


Возникновение центральных банков связано с необходимостью централизации банковской эмиссии и организации денежного обращения в стране, проведения кредитной политики в рамках всего народного хозяйства и функционирования системы денежных расчетов, а также с необходимостью защиты и обеспечения устойчивости национальных валют.

Центральный (эмиссионный) банк в большинстве стран принадлежит государству, выполняет функции государственного органа, обладает монопольным правом на выпуск в обращение (эмиссию) банкнот тАУ основной составляющей налично-денежной массы. Он хранит официальные золотовалютные резервы, проводит государственную политику, регулируя кредитно-денежную сферу и валютные отношения. Центральный банк участвует в управлении государственным долгом и осуществляет расчетно-кассовое обслуживание бюджета государства.

По своему положению в кредитной системе центральный банк играет роль "банка банковтАЭ, т. е. хранит обязательные резервы и свободные средства коммерческих банков и других учреждений, предоставляет им ссуды, выступает в качестве "кредитора последней инстанциитАЭ, организует национальную систему взаимозачетов денежных обязательств либо непосредственно через свои отделения, либо через специальные расчетные палаты.

Это основной проводник денежно-кредитной политики, направленной на стабилизацию денежного обращения. Первичная обязанность его в рыночной экономике тАФ защищать стоимость и покупную способность денег и создавать нормальные условия функционирования финансовых рынков.

Развивая и укрепляя банковскую систему России, ЦБ эффективно воздействует на хозяйственную активность и деятельность банковских институтов, в первую очередь коммерческих банков. Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной системой управления.

Главный банк России организует экономическую жизнь общества, создавая необходимые условия для функционирования созданной им денежной системы страны. Наиболее полно роль Центрального банка проявляется при выполнении тех функции по обеспечению работы каждого составного элемента национальной денежной системы, которые он реализует через национальную единицу валюты тАФ рубль.

2.1.2. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ

Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе, поэтому их деятельность связана с укреплением денежного обращения, защитой и обеспечением устойчивости национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам; развитием и укреплением банковской системы страны; обеспечением эффективного и бесперебойного осуществления расчетов.4

Традиционно перед центральным банком ставится пять основных задач.

Центральный банк призван быть:

тАФ эмиссионным центром страны тАФ пользование монопольным правом на выпуск банкнот;

тАФ банком банков тАФ совершение операций с банками данной страны; хранение их кассовых резервов; осуществление надзора, поддерживая необходимый уровень стандартизации  и профессионализма в национальной кредитной системе;

тАФ банкиром правительства тАФ поддерживание государственных экономических программ и размещение ценных бумаг; предоставление кредитов; хранение золотовалютных резервов;

тАФ главным расчетным центром страны тАФ посредничество между банками страны при выполнении безналичных расчетов (клиринг);

тАФ органом регулирования экономики тАФ денежно-кредитными методами.

Все эти задачи Банк России решает с помощью созданного при нем Национального банковского Совета, который состоит из представителей палат Федерального Собрания, Президента, Правительства, кредитных организации, а также экспертов.5

При решении этих задач центральный банк выполняет три основные функции:

тАФ регулирующую тАФ регулирование денежной массы в обращение, которая достигается путем сокращения или расширения наличной или безналичной эмиссии и проведения дисконтной политики;

тАФ контролирующую тАФ процедура допуска кредитных институтов на национальный банковский рынок;

тАФ информационно-исследовательская функция тАФ оперативное реагирование на глобальные и локальные экономические процессы.

Функции центрального банка переплетаются, из одной вытекает другая, если этого требует достижение поставленной цели или решения какой-либо определенной задачи.

В соответствии с Федеральным законом Центральному банку предписано выполнение следующих функций:

1) денежно-кредитное регулирование экономики;

2) эмиссия кредитных денег;

3) контроль за деятельностью кредитных учреждений;

4) аккумуляция и хранение кассовых резервов других кредитных учреждений;

5) кредитование коммерческих банков (рефинансирование);

6) кредитно-расчетное обслуживание правительства;

7) хранение официальных золотовалютных резервов;


2.1.3. ПРИЗНАКИ НЕЗАВИСИМОСТИ.

БАНКА РОССИИ.

Независимость Банка России проявляется прежде всего в том, что он не входит в структуру федеральных органов государственной "асти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения.

Центральный банк России, являясь государственным с точки зрения собственности на капитал, обладает юридической самостоятельностью в вопросах тактики и стратегии проведения денежно-кредитной политики, направленной на поддержание стабильности обращения денег и сбалансированности платежного баланса.

Вопросы независимости Центрального банка  имеют принципиальное значение в связи с необходимостью разграничения государственных финансов и банковских ресурсов. Правительству, как правило, не хватает государственных финансов, что подтверждается наличием дефицита Федерального бюджета.

В результате образуется внутренний и внешний долг. Как Центральный банк должен участвовать в его покрытии, в каких размерах должна проводиться эмиссия под прямое кредитование Правительства, какой тип денежной реформы тАФ девальвация или же деноминация тАФ может помочь Правительству в решении его задач, определяется Центральным банком. В этом и проявляется принцип независимости Центрального банка.6


В процессе обслуживания государственного долга Банк должен не только поддерживать Правительство, но, проявляя независимость, заботиться и о сохранении ликвидности банковской системы. Банк России исходит из того, что реструктуризация региональных банков является на сегодня центральным звеном процесса реструктуризации банковской системы.

Следующий принцип независимости ЦБ проявляется в передаче функций по кассовому исполнению бюджета из ЦБ в Федеральное казначейство.

Банк России не входит в структуру федеральных органов государственной "асти   и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения (Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»). Также принцип финансовой независимости Банка РФ выражается также в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, которые не регистрируются в налоговых  органах.


2.1.4. ПОЛИТИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА

Политика Центрального банка в реализации своих функции сочетает интересы политики Правительства, нацеленной, прежде всего на подъем экономики, интересы промышленных предпринимателей, направленные на стимулирование инвестиционных возможностей, интересы профсоюзов, обусловленные стремлением сократить безработицу и расширить занятость, а также и в первую очередь собственные интересы тАФ повышение устойчивости финансовых систем. 7

Банк России обеспечивает стабильное и безопасное функционирование  банков, которое предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском  секторе, путем контроля их деятельности.

Центральный банк сегодня является ключевым элементом финансово-кредитной системы любого развитого государства. Он выступает проводником официальной денежно-кредитной политики. В свою очередь, денежно-кредитная политика наряду с бюджетной составляет основу всего государственного регулирования экономики.8


Банк России в полном соответствии с новой редакцией Закона РФ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" считает своей главной текущей целью борьбу с инфляцией, вместе с тем он будет  защищать интересы банковской сферы там, где это будет необходимо.







2.2. КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ:

2.2.1. СУЩНОСТЬ


Коммерческие банки тАУ основное звено кредитной системы. Они выполняют практически все виды банковских операций. Исторически сложившимися функциями коммерческих банков являются прием вкладов на текущие счета, краткосрочное кредитование промышленных и торговых предприятий, осуществление расчетов между ними. В современных условиях коммерческим банкам удалось существенно расширить прием срочных и сберегательных вкладов, средне- и долгосрочное кредитование, создать систему кредитования населения (потребительского кредита).

Коммерческие банки создаются на паевых или акционерных началах и могут различаться: по способу формирования уставного капитала (с участием государства, иностранного капитала и др.), по специализации, по территории деятельности, видам совершаемых операций и т.д.

Средства коммерческих банков делятся на:

тАФ собственные (уставный фонд, резервный фонд и другие фонды, образованные за счет прибыли);

тАФ привлеченные (средства на счетах предприятий, их вклады и депозиты, вклады граждан и т.д.).

Инвестиционные операции коммерческих банков связанны в основном с куплей-продажей ценных бумаг правительства и местных органов "асти. Коммерческие банки выполняют расчетно-комиссионные и торгово-комиссионные операции, занимаются факторингом, лизингом, активно расширяют зарубежную филиальную сеть и участвуют в многонациональных консорциумах (банковских синдикатах).


       Современные коммерческие банки тАФ банки, непосредственно обслуживающие предприятия и организации, а также население тАФ своих клиентов. Коммерческие банки выступают основным звеном двухуровневой банковской системы. Независимо от формы  собственности коммерческие  банки являются самостоятельными субъектами экономики. 9



2.2.2. ФУНКЦИИ.

       Функции коммерческого банка тАФ это посредничество в кредите, стимулирование накоплений в хозяйстве, посредничество в платежах между самостоятельными субъектами и в операциях с ценными бумагами.10


Основными функциями коммерческих банков являются:

1) привлечение временно свободных денежных средств;

2) предоставление ссуд;

3) осуществление денежных расчетов и платежей в хозяйстве;

4) выпуск кредитных средств обращения;

5) консультирование и предоставление экономической и финансовой информации;

Особенность посреднической функции коммерческих банков состоит в том, что главным критерием перераспределения ресурсов выступает прибыльность их использования заемщиком. Перераспределение ресурсов осуществляется по горизонтали хозяйственных связей от кредитора к заемщику, при посредстве банков без участия промежуточных звеньев в лице вышестоящих банковских структур, на условиях платности и возвратности. Плата за отданные  и полученные взаймы средства формируется под "иянием спроса и предложения заемных средств. В результате достигается свободное перемещение финансовых ресурсов в хозяйстве. Значение посреднической функции коммерческих банков для успешного развития и функционирования рыночной экономики состоит в том, что они своей деятельностью уменьшают степень риска и неопределенности в экономической системе.

Коммерческие банки, выступая на финансовом рынке со спросом на кредитные ресурсы, не только мобилизируют имеющиеся в хозяйстве сбережения, но и формируют достаточно эффективные стимулы к накоплению средств. Стимулы к накоплению и сбережению денежных средств формируются на основе гибкой депозитной политики коммерческих банков.

Во всех странах с рыночной экономикой коммерческие банки занимают ведущее место в платежном механизме экономики.

При оценке экономической роли коммерческих банков следует иметь в виду, что:

  • кредитные операции способствуют увеличению объема,

бесперебойности производства и реализации продукции потребителям;

  • расчетные операции опосредуют осуществление процессов

оплаты продукции потребителями, а также взаимного контроля участников расчетных операций;

  • операции с ценными бумагами увеличивают приток

средств для развития производственной и торговой деятельности;

  • кассовые операции и их регулирование позволяют

улучшать снабжение оборота наличными деньгами.


2.2.3. ЛИКВИДНОСТЬ И ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ

Ликвидность является одной из важнейших качественных характеристик деятельности банка, которая свидетельствует о его надежности и стабильности.11


Ликвидность коммерческого банка тАФ  возможность банка своевременно, в полном объеме и без потерь обеспечивать выполнение своих долговых и финансовых обязательств перед всеми контрагентами, а также предоставлять им средства в рамках взятых на себя обязательств, в том числе и в будущем. Она  определяется сбалансированностью активов и пассивов баланса банка, степенью соответствия сроков размещенных активов и привлеченных банком пассивов.

Ликвидность банка нередко определяют, как способность банка приобретать наличные средства в Центральном банке РФ или банках-корреспондентах по разумной цене. Она является залогом устойчивости и работоспособности банка, и позволяет с минимальными потерями для себя выполнять следующие функции:

тАФ проводить платежи по поручению клиентов;

тАФ возвращать кредиторам (вкладчикам) средства вовремя и досрочно;

тАФ удовлетворять спрос клиентов на денежные средства;

тАФ погашать выпущенные банком ценные бумаги;

тАФ отвечать по обязательствам.

Таким образом, для коммерческого банка ликвидность является необходимым условием его финансового состояния. Также она имеет немаловажное значение и для клиентов банка. Высокая ликвидность это показатель того, что клиент в любой момент сможет вернуть "оженные средства или получит кредит в банке. Акционеров банка она защищает от принудительной продажи активов в случае наступления форс-мажорных обстоятельств.

Низкая ликвидность является источником внутренней нестабильности банковской системы, ограничивая возможности расширения объема финансовых операций банков и делая банковскую систему неустойчивой к внешним негативным воздействиям.

Одной из ключевых задач для вывода экономики страны из кризиса является поддержание ликвидности коммерческих банков на должном уровне.

В России многие коммерческие банки не уделяют должного внимания проблеме поддержания ликвидности. Пример тому тАФ последствия кризисов ликвидности 1995 и 1998 г.г., которые привели к банкротству нескольких сотен банков и отзыву у них лицензий.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что ликвидность тАФ это динамический показатель, который отражает способность банка отвечать по обязательствам, как в настоящем, так и в будущем тАФ краткосрочная, среднесрочная, долгосрочная ликвидность.

Платежеспособность банка тАФ способность проводить расчеты и отвечать по обязательствам клиентов в полном объеме в установленные сроки на конкретный момент, определенную дату.12

Это статический показатель деятельности банка.

Основным методом управления ликвидностью и платежеспособностью российских коммерческих банков является соблюдение ими экономических нормативов Банка России.

Для поддержания ликвидности банк должен стремиться к максимальному снижению издержек в ходе реализации активов и привлечения пассивов, что является неотъемлемым условием поддержания устойчивости его финансового состояния.


2.2.4. АНАЛИЗ ЛИКВИДНОСТИ


Для того, чтобы в постоянно меняющихся условиях коммерческий банк мог стабильно и эффективно функционировать, руководство банка должно уделять большое внимание анализу показателей деятельности банка и проводимых операций. На основании полученных результатов руководство оценивает существующую и разрабатывает перспективную политику банка, определяет эффективность отдельных видов операций, планирует развитие их новых видов, и разрабатывает меры по укреплению финансового состояния банка.

Анализ ликвидности выявляет потенциальные и реальные тенденции, проводит анализ факторов, вызвавших развитие отрицательных тенденций, и принять соответствующие меры по корректировке ситуации.

Основные цели анализа банковской деятельности:

тАФ определение факторов, вызывающих отрицательные тенденции в ликвидности банка, и сведение их воздействия к минимуму;

тАФ уточнение системы оценочных коэффициентов, выявление возможных недочетов и устранение данных проблем;

тАФ формирование аналитических материалов о состоянии ликвидности банка;

тАФ определение стратегии развития банка с учетом результатов анализа.

К настоящему моменту в России еще не выработано  единого подхода к анализу ликвидности банка. Однако постоянно происходит разработка новых и совершенствование уже существующих методик ее анализа.


2.2.5. ТИПЫ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ.

Сегодня к группе коммерческих банков в разных странах относится целый ряд институтов с различной структурой и разным отношением собственности. Главным их отличием от центральных банков является отсутствие права эмиссии банкнот. Среди коммерческих банков различаются два типа тАУ универсальные и специализированные банки.

тАФ Универсальный банк осуществляет все или почти все виды банковских операций: предоставление как краткосрочных, так и долгосрочных кредитов; операции с ценными бумагами, прием вкладов всех видов, оказание всевозможных услуг и т.п.

тАФ Специализированный банк, напротив, специализируется на одном или немногих видах банковской деятельности. В отдельных странах банковское законодательство препятствует или просто запрещает банкам осуществлять широкий круг операций. Тем не менее, прибыли банков от отдельных специальных операций могут быть настолько велики, что деятельность в других сферах становится необязательной. К специализированным банкам относятся: инвестиционные банки, ипотечные банки, сберегательные банки, банки потребительского кредита, отраслевые банки, внутрипроизводственные банки.

Преобладание одного типа банков в кредитной системе той или иной страны следует понимать как тенденцию. В отдельных странах, где господствуют универсальные банки, существуют многочисленные специальные банки. И наоборот, в странах с доминированием специальных банков особенно в последние годы все больше проявляется тенденция к универсализации. Это происходит как в результате либерализации банковского законодательства в отдельных странах, так и в результате обхода банками существующих законов. Примером может служить практика создания самостоятельных специальных банков, которые практически принадлежат крупным банкам и расширяют диапазон банковских операций последних.












2.3. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ БАНКИ

тАФ Инвестиционные банки специализируются на эмиссионно-учредительных операциях. Учреждения этого типа гарантируют покупку выпущенных ценных бумаг, приобретая и продавая их за свой счет или организуя для этого банковские синдикаты, предоставляют покупателям акции, облигации, ссуды. Они благодаря своей информированности и учредительским связям играют в экономике важнейшую роль.

тАФ Сберегательные банки тАФ небольшие кредитные учреждения местного значения, которые объединяются в национальные ассоциации и обычно контролируются государством, а нередко и принадлежат ему. Пассивные операции сберегательных банков включают прием вкладов от населения на текущие и другие счета. Активные операции представлены потребительским и ипотечным кредитом, банковскими ссудами, покупкой частных и ценных государственных бумаг. Сберегательные банки выпускают кредитные карточки.

тАФ Ипотечные банки  тАФ учреждения, предоставляющие долгосрочный кредит под залог недвижимости (земли, зданий, сооружений). Пассивные операции этих банков состоят в выпуске ипотечных облигаций.

тАФ Банки потребительского кредита тАФ тип банков, которые функционируют в основном, за счет кредитов, полученных в коммерческих банках, и выдачи краткосрочных и среднесрочных ссуд на приобретение дорогостоящих товаров длительного пользования и т.д.

тАФ Банковский холдинг тАФ держательская (холдинговая) компания, "адеющая пакетами акций и иных ценных бумаг других компаний и осуществляющая операции с этими ценными бумагами. Различают смешанные холдинги, которые, кроме того, ведут предпринимательскую деятельность в различных сферах экономики. Холдинг, обычно, выступает в качестве собственника контрольного пакета акций, что позволяет ему оказывать решающее "ияние на функционирование подконтрольных компаний.

тАФБанковский филиал выступает как юридическое лицо,

регистрируется в местных органах "асти и считается резидентом страны требования, имеет самостоятельный баланс. Он может выполнять все те же операции, что и банк-учредитель, но может быть и специализированным. Крупные банки часто основывают филиалы, занимающиеся факторингом, лизингом, консультациями. Пользуясь юридической независимостью филиалов, коммерческие банки осуществляют через них запрещенные сделки с ценными бумагами компаний небанковского сектора.

тАФ Представительство занимается сбором информации,

поиском клиентов и рекламой. Коммерческая деятельность представительствам запрещена.

тАФ Агентство осуществляеть активные банковские операции

(кредитные и инвестиционные), расчетное обслуживание.

        тАФ Отделение проводит как активные, так и пассивные операции. Перечень их может совпадать с перечнем операций банка-учредителя или ограничиваться какой-то его частью.

В отличие от филиала представительство, агентство и отделение юридическими лицами не являются и не имеют самостоятельного баланса.


Централизация банковского капитала проявляется в слиянии крупных банков в крупнейшие банковские объединения, в росте филиальной сети крупных банков.     

тАФБанковские объединения тАУ это банки-гиганты, играющие господствующую роль в банковском деле.


Формы банковских объединений:

тАФ картели тАФ соглашения, ограничивающие самостоятельность отдельных банков и свободную конкуренцию между ними путем согласования и установления единообразных процентных ставок, проведения одинаковой дивидендной политики и т.п.

тАФ синдикаты, или консорциумы тАФ соглашения между несколькими банками для совместного проведения крупных финансовых операций.

тАФ тресты тАФ это объединения, возникающие путем полного слияния нескольких банков, причем происходит объединение капиталов этих банков и осуществляется единое управление ими.

тАФ концерны тАФ объединение многих банков, формально сохраняющих самостоятельность, но находящихся под финансовым контролем одного крупного банка, скупившего контрольные пакеты их акций.

3. СТАНОВЛЕНИЕ  БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РФ


3.1.  КРИЗИС БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ

В 1987 г.

Главная причина неудачи на первом этапе банковской реформы состояла в том, что она проводилась сверху, методом принуждения и не была должным образом подготовлена. Коренная перестройка управления экономикой была начата лишь в 1987 году.

Основными недостатками банковской системы, существовавшей до реформы 1987 г., были:

тАФ отсутствие вексельного обращения;

тАФ выполнение банками по существу роли второго госбюджета;

тАФ списание долгов предприятий, особенно в сельском хозяйстве;

тАФ операции по перекредитованию всех сфер хозяйства;

тАФ потеря банковской специализации;

тАФ монополизм, обусловленный отсутствием у предприятий альтернативных источников кредита;

тАФ низкий уровень процентных ставок;

тАФслабый контроль банков (на базе кредита) за деятельностью различных сфер экономики;

тАФ неконтролируемая эмиссия кредитных и банковских денег.


Реорганизация банковской системы в 1987 г. носила прежний административный характер. Монополию трех банков сменила монополия (точнее олигополия) нескольких. В новую банковскую систему вошли: Госбанк, Агропромбанк, Промстройбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк, Внешэкономбанк. Из них были вновь созданы только Агропромбанк и Жилсоцбанк, остальные оказались лишь реорганизованными и переименованными прежними банками.

Реорганизация 1987 г. породила больше негативных, чем позитивных моментов:

тАФ банки продолжали базироваться на прежней единой форме собственности тАУ государственной;

тАФ сохранился их монополизм, увеличилось лишь число монополистов;

тАФ реформа проводилась в отсутствии новых экономических механизмов;

тАФ не существовало выбора кредитного источника, поскольку сохранялось закрепление предприятий за банками;

тАФ продолжалось распределение кредитных ресурсов между клиентами по вертикали;

тАФ банки по-прежнему субсидировали предприятия и отрасли, скрывая низкую ликвидность;

тАФ не был создан денежный рынок и торговля кредитными ресурсами;

тАФ произошло увеличение издержек на содержание банковского аппарата;

тАФ возникла "банковская войнатАЭ за разделение текущих и ссудных счетов;

тАФ реорганизация не затронула деятельность страховых учреждений тАУ важных кредитных источников.

Представляется, что единственными позитивными моментами реформы стали упорядочение безналичных расчетов и сужение специализации банковской деятельности.

Мировая банковская история не знает аналога тому, что произошло в России. За кратчайший срок в стране возникло более 2500 самостоятельных банков, немало кредитных организаций, осуществляющих отдельные банковские функции.

Таким образом, реорганизация 1987 г. не приблизила структуру кредитной системы к потребностям нарождавшихся рыночных отношений, сохранив неэффективную одноуровневую систему. Возникла необходимость дальнейшей реформы кредитной системы и ее приближения к структуре западных стран.

За минувшие двадцать лет банковская система России прошла этапы активного развития и периоды кризисов.

Спасение банковской системы тАФ первостепенная задача руководства страны.



3.2. БАНКОВСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Под банковским регулированием понимают систему мер, с помощью которых государство через ЦБ занимается обеспечением стабильного, безопасного функционирования банков, предотвращением дестабилизирующих тенденций. В современных условиях банковское регулирование сводится прежде всего к надзору за операциями банков в интересах стабильности всей экономики. В основе банковского регулирования и надзора лежит принцип так называемого "верблюда». Английский акроним "CAMELтАЭ (верблюд) составлен по заглавным буквам основных критериев банковского надзора:

тАФ достаточность капитала (отношение собственных средств к суммарным активам);

тАФ качество активов с точки зрения риска, ликвидности и т.д.;

тАФ качество менеджмента (квалификация управляющих);

тАФ ликвидность: способность быстро и безболезненно выполнять обязательства (соотношение ликвидных и прочих активов);

тАФ доходность;

ЦБ или другое государственное учреждение (в некоторых странах действуют специальные банковские комиссии) следит, прежде всего за указанными показателями деятельности банков, даже если официально установленные нормативы не существуют. Регулирующие органы требуют от банков представления значительной по объему статистической информации для того, чтобы быть в состоянии защитить общественные интересы, вовремя отреагировать на негативные тенденции.

Регулирование может заключаться в требовании соблюдения правила "четырех глазтАЭ, т.е. руководство банком должно осуществляться как минимум двумя людьми. Важным считается также принцип "китайских стентАЭ, т.е. различные подразделения банка во избежание конфликта интересов и злоупотреблений должны действовать как абсолютно независимые компании. В ряде стран в случае необходимости ЦБ может потребовать увольнения управляющего коммерческого банка и даже назначить временно своего комиссара.

Государство может официально требовать от банков поддержания определенного уровня наличности, ликвидности активов, соотношения акционерного капитала с заемным.

Принципиальное значение имеет определение капитала банков, используемое в регулировании, так как стремительное расширение круга новых финансовых инструментов затрудняет регулирование. Важным элементом регулирования во многих странах является система обязательного страхования депозитов, обеспечивающая возмещение убытков вкладчиков банков до определенного уровня.

Перед системой регулирования равны все банки, независимо от того, чем они занимаются или кому принадлежат, т.е. государственные банки не имеют каких-либо преимуществ. Вместе с тем во всех странах есть банки разных типов тАУ коммерческие, инвестиционные, сберегательные, кооперативные и акционерные, публичные и частные, и это требует внесения в систему регулирования определенных поправок.

Законодательное регулирование банковской деятельности и денежно-кредитной политики в развитых странах обычно основывается на большом числе специальных законодательных актов, среди которых выделяются закон о ЦБ (обоснование его функций и полномочий) и общий банковский закон.

Закон о ЦБ, как правило, первичен по отношению к другому банковскому законодательству и имеет принципиальное значение, так как закладывает юридическую базу под государственную денежно-кредитную политику

Банковский закон чаще всего дает определение банковскому учреждению, устанавливает порядок создания и закрытия банков, защиту  клиентов и т.д. Такой закон носит в основном общий характер, а денежно-кредитная политика основывается, как правило, на законе о ЦБ или каком-либо специальном законе.

В конечном итоге вся деятельность ЦБ, система контроля за денежной эмиссией, инструментарий денежно-кредитной политики, банковское регулирование и законодательство предназначены для создания нормальных условий для функционирования экономики через нейтрализацию дестабилизирующих тенденций, различного рода злоупотреблений. Значительная часть деятельности государства в данной области имеет технический характер, не зависящий от типа экономики. Вместе с тем денежно-кредитное регулирование объективно направлено на максимализацию эффективности рынка в интересах отдельных экономических агентов и всего государства. Опыт развитых капиталистических государств в условиях перестройки российской финансово-кредитной системы и всего народного хозяйства имеет огромное значение.





































3.3. РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ


На современном этапе банковская система Российской Федерации находится в процессе реструктуризации.    

Реструктуризация тАУ это структурная перестройка банковской системы, и она не является кампанией, которая завершится уже в ближайшее время.

Это проявляется в целом ряде самостоятельных, но и взаимосвязанных направлений: значительное сокращение числа вновь возникающих банков, ликвидация мелких неконкурентоспособных кредитных организаций, процессы специализации и реорганизации банков, концентрации банковского капитала, появление структур, являющихся элементами транснациональных банковских и финансово-промышленных образований.

В настоящее время в стране продолжает оставаться в сложном положении реальный сектор экономики, и банковская система не может рассчитывать на прямую финансовую поддержку Федерального правительства, региональной и исполнительной местной "асти.

С учетом указанных выше обстоятельств Банк России принимает решения, стимулирующие банки к укреплению своей капитальной базы и направленные на дальнейшее развитие банковской системы. Уже можно отметить определенную реакцию банковского сектора на данные решения. В частности, увеличивается удельный вес кредитных организаций, не имеющих признаков проблемности: основу банковской системы составляют банки с капиталом, эквивалентным сумме более 1 млн. ЭКЮ (58,1%). Их активы превышают 97% от совокупного размера активов действующих кредитных организаций.

В свою очередь, территориальным учреждениям Банка России следует постоянно анализировать ситуацию с уровнем капитала как в банковской системе региона в целом, так и в каждом конкретном банке с тем, чтобы ориентировать банки на своевременное принятие соответствующих решений.

Структурная перестройка должна продолжаться и дальше, чтобы банковская система России смогла обеспечить удовлетворение экономических потребностей общества. Банк России видит свою задачу в том, чтобы принимаемые решения способствовали этому.

При реструктуризации в первую очередь должны соблюдаться интересы кредиторов и частных вкладчиков Хотя цель для всех очевидна тАФ создать систему платежеспособных банков, бесперебойно проводящих расчеты, выполняющих функцию кредитования реального сектора экономики, но идти к ней можно разными путями, исходя из того чьи интересы принимаются в качестве доминирующих В этом плане защита интересов всех кредиторов, как отечественных, так и иностранных, должна получить явный приоритет, как наиболее соответствующая стратегическим национальным интересам России.

Одним из наиболее эффективных направлений реструктурирования банковской системы является реорганизация кредитных организаций, при которой может быть в максимальной степени обеспечена защита интересов кредиторов. Кроме того, за счет концентрации капитала возрастает устойчивость и конкурентоспособность кредитной организации, а значит, и стабильность банковской системы.

3.3.1. АРКО тАУ рычаг реструктуризации.

       Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) учреждено Правительством и Банком России в качестве небанковской кредитной организации.13

       Его задачами является:

тАФ оперативная работа по взаимодействию с восстанавливаемыми банками из числа проблемных;

тАФ ликвидный контроль;

       в реализации этих задач АРКО осуществляет следующие виды деятельности:

тАФ приобретает контрольные пакеты или долги в уставном капитале банков, утративших значительную часть капитала;

тАФ осуществляет управление этими пакетами;

тАФ вступает в уставные капиталы реструктурируемых банков;

тАФ учавствует в реализации активов ликвидируемых банков;

тАФ привлекает инвестиции для реализации мероприятий по реструктуризации;

тАФ привлекает финансовые ресурсы для организации своей деятельности.

Рассчитывать на то, что банковская система Российской Федерации сама по себе реструктурируется под действием рыночных механизмов и в нужную для национальных интересов России сторону, не приходится. Банку России придется создавать соответствующие механизмы и запускать их в действие, в нужном нам направлении.

При реструктуризации в первую очередь должны соблюдаться интересы кредиторов и частных вкладчиков.  Хотя цель для всех очевидна тАФ создать систему платежеспособных банков, бесперебойно проводящих расчеты, выполняющих функцию кредитования реального сектора экономики, но идти к ней можно разными путями, исходя из того чьи интересы принимаются в качестве доминирующих. В этом плане защита интересов всех кредиторов, как отечественных, так и иностранных, должна получить явный приоритет, как наиболее соответствующая стратегическим национальным интересам России

Если это принять, то можно говорить о необходимости выработки наиболее эффективной стратегии поведения АРКО в процессе реструктуризации. При разработке такой стратегии целесообразно учитывать, на наш взгляд, следующие положения.

  1. С помощью полученных средств (10 млрд. руб. или даже больше) поднять большое количество упавших банков не удастся. Их количество должно быть ограниченным.
  2. Передавать всем без исключения крупным банкам капитал для оздоровления практически бесполезно.
  3. АРКО будет испытывать сильное давление со всех сторон, ибо есть достаточно "иятельные силы. Заинтересованные получить от него средства как можно быстрее и без анализа финансового положения.
  4. При подготовке и принятии решении по конкретным банкам нельзя исходить из представляемой банками информации о своем финансовом положении.

Решения должны приниматься лишь в результате тщательно проведенных обследовании банков специальными комиссиями.

  1. Методики и процедура обследования должны быть четко закреплены специальной инструкцией, утвержденной руководством Банка России.
  2. При обследовании банков необходимо особое внимание уделять анализу возможностей возвращения потерянных активов, используя для этого нормы как Гражданского, так и Уголовного кодексов РФ. Особенно это относится к выданным банками кредитам.
  3. В процессе реструктуризации не менее важной целью, чем воссоздание новой системы нормально работающих банков, должно быть восстановление потерянных банками активов и максимального удовлетворения требовании кредиторов.
  4. Руководству АРКО необходимо создать сильную систему принятия решений, защищающую его от "пробивания» со стороны "астных и других структур (например, специальный экспертный общественный совет для принятия принципиальных решений).
  5. АРКО должно организовать проведение соответствующих исследований и методических разработок с привлечением квалифицированных специалистов.


Необходимо отметить, что невозможно добиться стабильной работы второго уровня банковской системы России при дестабилизации ее первого уровня тАУ Банка России, в адрес которого сейчас идут достаточно серьезные обвинения. Цель их тАУ добиться изменения статуса Банка России подчинив его кому-то или радикально реорганизовав.

   Однако любые изменения должны быть лишь в национальных интересах, учитывающих интересы не только политиков, банкиров, бизнес-элиты, но и российских предприятий и граждан. Это значит, что реорганизация данной структуры должна проводиться исключительно как результат серьезных научных исследований, разработок и обсуждений.

Сегодня же надо дать возможность Банку России работать, не растрачивая силы на оправдания.












3.4. БАНКОВСКИЙ СЕКТОР НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ


3.4.1. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ  БАНКОВСКОГО СЕКТОРА  РОССИИ.


Стратегические направления, задачи развития банковского сектора России и меры государственной политики по их решению были определены Правительством Российской Федерации и Банком России в принятой в декабре 2001 г. "Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации».        

Был принят ряд важных законов тАФ в сфере развития финансовых рынков, валютного регулирования, противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, защиты интересов вкладчиков; укреплены правовые основы банковского регулирования и надзора.

Вместе с тем банковский сектор России остается относительно небольшим и пока не играет той роли в экономическом развитии, которая характерна для стран с развитой рыночной экономикой. 14


В целях повышения функциональной роли банковской системы и дальнейшего уточнения выработанных в первом документе по банковской стратегии концептуальных подходов Минэкономразвития, Минфином и Банком России подготовлена новая редакция Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на 2004 г. и на период до 2008 г. Стратегией определено в качестве основной задачи на ближайшие пять лет существенное повышение значения банковского сектора и денежно кредитной системы как фактора экономического роста и реализации программных задач социально-экономического развития.

В новой Стратегии особое внимание уделяется развитию таких относительно новых для российского финансового рынка сегментов, как кредитование малого бизнеса, ипотечное и потребительское кредитование, вопросам повышения эффективности банковского надзора, формирование системы страхования банковских вкладов.

В сфере банковского надзора Банк России будет развивать содержательные подходы с учетом передового международного опыта, фактически затронут весь "надзорный цикл»: лицензирование кредитных организаций, текущий надзор за их деятельностью, инспектирование, финансовое оздоровление, а также мероприятия по их ликвидации. При этом нет намерения слепо копировать зарубежный опыт: Банком России всегда учитываются реалии функционирования российского рынка банковских услуг и особенности национального банковского бизнеса.

Масштабной задачей, в рамках которой новые подходы в надзорной деятельности Банка России должны проявить свою эффективность, является отбор банков в систему страхования вкладов. Ее решение потребует от Банка России комплексных усилий как в методологическом, так и в практическом планах. Окончательные выводы о признании финансовой устойчивости банка достаточной для участия в системе страхования вкладов должны быть сделаны по результатам специальной инспекционной проверки банков.


3.4.2. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ.


В последние годы основным, магистральным направлением  совершенствования банковской системы в России считалось наращивание капитала, укрупнение банков. 15


В ходе финансово-банковского кризиса 1998 г. в России были признаны банкротами в том числе крупнейшие, так называемые систематизирующие.  В рейтингах наиболее надежных банков из 30 крупнейших после кризиса осталось лишь 10!

Таким образом, важно не только удовлетворять международным требованиям по достаточности капитала, но уметь эффективно управлять имеющимся капиталом банка, используя для этого высококвалифицированный персонал и новейшие технологии.

Для России в условиях глобализации особенно важно не отстать от мира, занять достойное место в мировой экономике, построить банковскую систему на новой, более эффективной основе.

Важно уделить больше внимание разработке международных стандартов банковского бизнеса с учетом современных тенденций.    Стратегическим направлением развития национальной банковской системы России является геополитическая направленность ее движения в мировое банковское сообщество.16


Для России решение о вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО), сближение  с ЕС предопределили следующее:

тАФ необходимость дальнейшей либерализации национальных

финансовых рынков; тАФ перехода российских банков на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО);

тАФ активного взаимодействия с международными финансово

кредитными организациями по широкому кругу вопросов;

тАФ  решение проблемы урегулирования внешнего долга, утечки

капиталов;

тАФ  предотвращение несанкционированного вывоза капитала за рубеж;

тАФ легализацию денежных средств, полученных незаконным путем и т.д.

Важная роль в решении важных вопросов принадлежит банкам, имеющим функции финансовых посредников и социально-экономических институтов.

Реализация поставленной задачи тАФ постепенное вхождение в мировое банковское сообщество тАФ возможна лишь с учетом современного состояния мировой и российской банковских систем, выяснения их общности и различий, тенденций и предпочтений в развитии.

В данном контексте следует сказать и о характере обсуждения новой Стратегии развития банковского сектора на заседании Правительства 11 февраля 2004 г.: рассмотрение проблематики банковского сектора было высоко профессиональным, доброжелательным и небюрократическим. Вопрос обсуждался по существу, глубоко и конкретно. По итогам обсуждения было принято решение доработать документ в течении месяца.17




4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Банковская система как один из необходимых и важных секторов развития любой рыночной экономики в России показала свою жизнеспособность. Следует отметить, что банковский сектор России развивался в соответствии с требованиями реформирования экономической системы, и только жестокий кризис объявленной неплатежеспособности государства выбил его в значительной степени из колеи.

Сокращение количества банков  вполне нормальное развитие как функции банковского надзора, так и проявление нежизнеспособности целого ряда банков.

Банк России с его территориальными управлениями накопил за это время положительный опыт надзора и анализа деятельности коммерческих банков. Наилучшим решением будет принятие такого законодательного акта о компенсациях, который в какой-то степени мог бы способствовать восстановлению доверия у значительной части населения к политике реформ.

В банковском секторе есть проблемы и дефицит капитала, и низкое качество активов, и многое другое. Проблема реструктуризации банковской системы, а тем более ее рекапитализации тАУ одна из важнейших проблем сегодняшнего времени, и она не может решаться только административными мерами Центрального банка, и тем более за счет его эмиссионных возможностей.

Банк России считает, что система регулирования банковской сферы должна строиться на гармоничном сочетании прямого регулирования со его стороны, а также самоорганизации и самоограничений участников банковского сообщества.

Банк России старается сделать банковское регулирование устойчивым и предсказуемым. Для этого он готов принимать во внимание мнение как банковских союзов, объединений и ассоциаций, так и мнение отдельных банков.

Банк России будет "иять на процесс развития банковской сферы так, чтобы поощрять как конкуренцию, так и кооперацию между банками. По его мнению, единственным способом обеспечения высокого качества и низкой стоимости банковских услуг является здоровая конкуренция. Вместе с тем специфика банковской сферы требует кооперации банков для уменьшения системных рисков.

Банк России глубоко озабочен тем, что не все банки сегодня выполняют принятые на себя финансовые обязательства друг перед другом, перед клиентами и вкладчиками. В связи с этим он видит следующие возможные пути взаимодействия банков между собой:

тАФ создание межбанковских институтов по управлению кризисными банками;

тАФ создание общенациональной системы проверки платежеспособности заемщиков;

тАФ разработка принципов для использования банками при установлении взаимных корреспондентских отношений;

тАФ создание фондов добровольного страхования вкладов.

Банк России не может стать гарантом прибыльности и стабильности каждого отдельного банка. Поэтому любой коммерческий банк должен самостоятельно стремиться улучшить свою деятельность в следующих направлениях:

тАФ внедрение стратегического планирования и подготовка стратегических бизнес-планов;

тАФ укрепление структуры капитала, в том числе путем его рекапитализации;

тАФ усиление контроля за текущей ликвидностью, кредитными и другими рисками;

тАФ внедрение комплексных программ подготовки кадров.





















5. ГЛОССАРИЙ


Банк тАФ денежно-кредитный институт,т осуществляющий регулирование платежного оборота в наличной и безналичной форме.


Банковская система тАФ группа финансовых институтов, объединенная соглашением в целях регулирования кредитных и денежных потоков, для содействия экономическому росту.


Банковский счет тАФ способ учета поступлений и выбытий денежных средств для каждого клиента банка, а также хранения остатков принадлежащих ему средств.


Депозит тАФ экономические отношения по поводу передачи средств клиента во временное пользование банка.


Инвестиция  тАФ долгосрочное "ожение капитала в какое-либо предприятие с целью получения прибыли.


Капитал тАФ сумма источников собственных средств банка.


Кредит или ссудный капитал тАФ совокупность денежных средств, передаваемых на возвратной основе юридическому или физическому лицу во временное пользование за плату в виде процента.


Кредитоспособность  тАФ совокупность материальных и финансовых возможность ссудополучателя, определяющих его способность возвратить ссуду в срок и в полном объеме.


Клиринг тАФ форма безналичных расчетов, при которой задолженность погашается путем взаимозачета.


Лизинг тАУ форма долгосрочного договора аренды.


Ликвидность банка  тАФ  способность своевременно, в полном объеме и без потерь обеспечивать выполнение своих долговых обязательств перед всеми контрагентами, а также предоставлять им средства в рамках взятых на себя обязательств, в том числе и в будущем.


Платежеспособность банка тАФ способность проводить расчеты и отвечать по обязательствам клиентов в полном объеме в установленные сроки на определенную дату.

Факторинг тАФ переуступка клиентом фактор-отделу (факторинговой компании) долговых обязательств его партнеров по деятельности.


Функции ЦБ тАФ это законодательно закрепленные задачи эмиссионного центра страны, банка банков и банкира правительств, органа регулирования экономики через проведение денежно-кредитной политики.


Центральный банк тАФ орган по проведению денежно-кредитной политики тАФ эмиссионный центр, определячющий количество денег в обращении, регулирующий их; обеспечивающий  и защищающий покупательную способность денег, а также создающий  нормальные условия функционирования финансовых рынков.


Эмиссия тАФ выпуск в обращение ценных бумаг, денежных знаков во всех формах.






























5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ:



  1. Основы банковской деятельности (Банковское дело): Под редакцией К.Р. Тагирбекова. тАФ М.: Инфра -М, тАФ (Высшее образование).2003.тАФ720с.


  1. Жарковская Е.П. Банковское дело: Учеб для вузов. тАФ  М.: Омега-Л, 2003.тАФ 440 с.


  1. Деньги. Кредит. Банки: Учеб. для вузов. / Под редакцией О.И. Лаврушина.тАФ 2-е изд. перераб. и доп.тАФ М.: Финансы и статистика, 1999.тАФ 462 с.


  1. Солнцев О.Г. Особенности Российской банковской системы и среднесрочные iенарии ее развития / О.Г. Солнцев, М.Ю. Хромов // Проблемы прогнозирования. тАФ2004.тАФ №1тАФс. 55-78.


  1. Козлов А.А. Некоторые актуальные вопросы развития банковского сектора России // Деньги и кредит. 2004тАФ №2тАФс. 3-6.


  1. Ключников М.В. Российские банки как отражение мировой банковской системы / М.В. Ключников // Финансы и кредит.тАФ 2004тАФ №13тАФс.6-9.


  1. Гамза В. Банковская система России: оснровные проблемы развития //МэиМО.тАФ2003. тАФ№10.тАФ с. 7-14.


  1. Ведерников А.В. К вопросу о банковской системе в России // деньги и кредит.тАФ 2003. тАФ №10 тАФс.19-23


  1. Российские банки: (Тема номера) // Эксперт. тАФ2004тАФ№11тАФс.112-149

























1 Жарковская Е.П. Банковское дело: Учеб для вузов. тАФ  М.: Омега-Л, 2003.тАФ 47с.

2 Основы банковской деятельности (Банковское дело): Под редакцией К.Р. Тагирбекова. тАФ М.: Инфра -М, 2003тАФ (Высшее образование)..тАФ75 с

3 Жарковская Е.П. Банковское дело: Учеб для вузов. тАФ  М.: Омега-Л, 2003.тАФ 13 с.

4 Деньги. Кредит. Банки: Учеб. для вузов. / Под редакцией О.И. Лаврушина.тАФ 2-е изд. перераб. и доп.тАФ М.: Финансы и статистика, 1999.тАФ 400 с.

5 Основы банковской деятельности (Банковское дело): Под редакцией К.Р. Тагирбекова. тАФ М.: Инфра -М, 2003тАФ (Высшее образование).тАФ42 с

6  Основы банковской деятельности (Банковское дело): Под редакцией К.Р. Тагирбекова. тАФ М.: Инфра -М, 2003тАФ (Высшее образование)..тАФ39 с

7  Основы банковской деятельности (Банковское дело): Под редакцией К.Р. Тагирбекова. тАФ М.: Инфра -М, 2003тАФ (Высшее образование)..тАФ44 с

8 Жарковская Е.П. Банковское дело: Учеб для вузов. тАФ  М.: Омега-Л, 2003.тАФ 108 с.

9 Деньги. Кредит. Банки: Учеб. для вузов. / Под редакцией О.И. Лаврушина.тАФ 2-е изд. перераб. и доп.тАФ М.: Финансы и статистика, 1999.тАФ 418 с.

10  Жарковская Е.П. Банковское дело: Учеб для вузов. тАФ  М.: Омега-Л, 2003.тАФ 116 с.

11 Основы банковской деятельности (Банковское дело): Под редакцией К.Р. Тагирбекова. тАФ М.: Инфра -М, 2003тАФ (Высшее образование)..тАФ138 с


12 Основы банковской деятельности (Банковское дело): Под редакцией К.Р. Тагирбекова. тАФ М.: Инфра -М, 2003тАФ (Высшее образование)..тАФ139 с


13  Основы банковской деятельности (Банковское дело): Под редакцией К.Р. Тагирбекова. тАФ М.: Инфра -М, 2003тАФ (Высшее образование)..тАФ30 с

14 Козлов А.А. Некоторые актуальные вопросы развития банковского сектора России // Деньги и кредит. 2004тАФ №2тАФс. 3-6.

15 Ключников М.В. Российские банки как отражение мировой банковской системы / М.В. Ключников // Финансы и кредит.тАФ 2004тАФ №13тАФс.6-9.

16 Ключников М.В. Российские банки как отражение мировой банковской системы / М.В. Ключников // Финансы и кредит.тАФ 2004тАФ №13тАФс.6-9.

17 Козлов А.А. Некоторые актуальные вопросы развития банковского сектора России // Деньги и кредит. 2004тАФ №2тАФс. 3-6.


Страницы: Назад 1 Вперед