Органы исполнительной "асти

курсовая работа: Государство и право

Документы: [1]   Word-154416.doc Страницы: Назад 1 Вперед


Введение

    Тема "Органы исполнительной "асти» является важнейшей частью современного административного права. Она представВнляет ту его часть, которую можно назвать Влправом организации управления» (организационным административным правом), и включает такие понятия, как признаки органов исполнительВнной "асти, система и структура, виды, полномочия и правовые основы образования, а также их деятельность, реорганизация и упразднение (ликвидация).

Законодатель не устанавливает понятие органа исполнительной "асти                      ограничиваясь лишь указанием на существование  единой системы государственных органов исполнительной "асти и определением в Конституции РФ (например, ст. 77, 78, 85, 110, ,112, 125), федеральных конституционных законах, федеральных  законах, законах субъектов РФ и иных нормативных   правовых актах их полномочий. В ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной "асти субъектов Российской Федерации» речь идет о системе органов исполнительной "асти субъекта РФ. В российВнском законодательстве встречаются несколько терминов, обозначающих, по сути, органы исполнительной "асти: "государственные органы управления», "исполнительные органы»,  "исполнительные органы государственной "асти (ч. 3 преамбулы  вышеназванного Закона определяет, что термины "исполнительные органы государственной "асти субъекта РФ» и органы исполнительной "асти субъекта РФ» используются в законе   в одном значении).                  

    

I.   Понятие и правовой статус органов   исполнительной "асти          

Орган исполнительной "асти тАФ это государственная организация, часть системы органов государственной "асти в Российской Федерации, учрежденная самим государством для исполнения и обеспечения исполнения законов и иных нормативных правовых актов, реализации функций государственного управления во всех сферах жизни государства и общества посредством Пользования специальных форм и методов осуществления управленческих действий, обладающая соответствующей структурой, компетенцией, государственно-властными полномочиями и штатом государственных служащих.

Определяя основные и наиболее существенные признаки органа исполнительной "асти характеризующие его административную правосубъектность, необходимо подчеркнуть следующее.               

1. Государственно-правовая природа органов исполнительной "асти обусловлена конституционным разделением государВнственной "асти на законодательную, исполнительную и судебВнную. Наличие в системе государственной "асти исполниВнтельных органов тАФ следствие нормативного закрепления принВнципа разделения "астей.

2. Органы исполнительной "асти тАФ это внешняя форма выВнражения исполнительной "асти. Они образуются для практиВнческой реализации функций и задач самой исполнительной "асти, посредством которой, как известно, осуществляется гоВнсударственное управление в экономической, социально-кульВнтурной и административно-политической сферах жизни общества.    

3. Работа органов исполнительной "асти строится в соответствии  с такими принципами их деятельности, как:

а) государственная и территориальная целостность Российской Федерации;                              

б) распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;              

в) верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ;                              

г) единство системы государственной "асти;     

д) разделение государственной "асти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансироВнванности полномочий и исключения сосредоточения всех полВнномочий или большей их части в ведении одного органа госуВндарственной "асти либо должностного лица;

е) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной "асти Российской Федерации и органами государственной "асти субъектов РФ;

ж) самостоятельное осуществление органами исполнительВнной "асти субъектов РФ принадлежащих им полномочий;

з) обеспечение самостоятельного осуществления своих полВнномочий органами местного самоуправления, расположенными на территории, где образованы и действуют соответствующие органы исполнительной "асти.         

4.Главная задача, органа, исполнительной "асти - правоисполнительная деятельность т.е. исполнение действующих законов и, иных нормативных правовых актов, а также обеспечение их выполнение всеми субъектами права.

5. Деятельность органов исполнительной "асти по своему содержанию имеет управленческий, организующий, исполняющий, контрольный и распорядительный характер; в результате этой деятельности решаются и реализуются государственные задачи и функции.         

6. Существует организационная структура органа исполнительной "асти, т.е. наличие в нем государственных должностей функциональных структурных подразделений (департаментов, отделов, управлении, главных управлений и т.д.), способствующих наиболее эффективному осуществлению задач, функций и полномочий данного органа. Каждая государственная должность замещается государственным служащим, который      имеет специальный административно-правовой статус (права,        обязанности, ограничения, полномочия, ответственность и т.д.). Совокупность должностей составляет штат органа исполнительной "асти.                   

  7. Органы исполнительной "асти наделены государством осбыми государственно-властными полномочиями, которые реализуются в специальных правовых формах, отличающихся от правовых форм деятельности органов других ветвей "асти; обладают компетенцией, установленной в различных нормативных правовых актах (конституциях, законах, положениях, уставах;  приказах и т.д.). В компетенцию, как правило, включаются в качестве основных компонентов задачи, права, обязанности, полномочия и ответственность органа исполнительной "асти. В пределах своей компетенции органы издают правовые акты управления и обеспечивают их выполнение. В содержание полномочий органов исполнительной "асти входят:

а) исполнительно-распорядительная деятельность;

б) контрольно-надзорные функции;

в) действия юридического характера и принятие решений, взывающих важные правовые последствия;

г) нормотворческая деятельность;                     

д) правоохранительная (юрисдикционная) деятельность.

8. Орган исполнительной "асти постоянно и непрерывно действует на определенной территории РФ.     

9. Органы исполнительной "асти наделены правом нормо - творческой деятельности, т. е. правом издания: актов управления (административных актов). Для решения поставленных задач осуществления функций государственного управления каждый орган исполнительной "асти имеет право издавать правовые акты управления. В законах и специальных нормативных праВнвовых актах определяются виды, порядок принятия, государВнственной регистрации, действия, опубликования, оспаривания правовых актов управления. Правовые акты органов исполниВнтельной "асти тАФ это, с одной стороны, важнейшая правовая форма управленческих действий, а с другой тАФ результат адмиВннистративного нормотворчества в системе государственного упВнравления. Акты управления являются подзаконными правовыВнми актами, т. е. они издаются в обязательном соответствии с требованиями и положениями законов и развивают их, а также

обеспечивают решение возникающих в сфере управления споВнров и административных дел.

10. Определен нормативно установленный порядок образоваВнния, формирования  реорганизации и ликвидации органа исполнительной "асти.      

11. Каждый орган исполнительной "асти имеет свое наимеВннование. 

12. Федеральными законами и законами субъектов РФ преВндусмотрена ответственность органов исполнительной "асти и их должностных лиц.

13. Орган исполнительной "аститАФ юридическое лицо тАФ имеет гербовую печать, может вступать в гражданско-правовые отношения.

14. Финансирование органа исполнительной "асти осуществВнляется за счет средств федерального бюджета или средств бюдВнжета субъекта РФ, предусмотренных отдельной статьей.

Правовой статус органов исполнительной "асти характериВнзуется тем, что эти органы являются самостоятельными и незаВнвисимыми именно в осуществлении предоставленных им полномоВнчий. Независимость органов законодательной "асти устанавВнливается Конституцией РФ, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, а также другими нормаВнтивными правовыми актами. Превышение пределов установленВнных компетенции означает незаконное присвоение "астных полномочий.

Организационная структура органов государственного правления обеспечивается разработкой и утверждением их штатного расписания, представляющего собой перечень структурных подразделений органа (с их наименованиями), должностей и их количества (в целом по органу управления и в структурных подразделениях в особенности), должностных окладов. Денежное содержание выплачивается государственному служащему согласно установленному в штатном расписании размеру должностного оклада. Таким образом, штатное расписание устанавливает организационную структуру органа исполнительной "асти объем денежных средств, необходимых на содержание этого органа. Порядок составления и утверждения штатных расписаний органов управления контролируется вышестоящими органами исполнительной "асти. Штатные расписания подлежат государственной регистрации в финансовых органах.


II. Президент Российской Федерации  и исполнительная "асть.          

Конституция РФ определяет статус Президента РФ как главы  государства. Президент РФ осуществляет государственную "асть, "возвышаясь» над всеми тремя ветвями государственной "асти: законодательной, исполнительной и судебной. Президент, выполняя важнейшие государственные функции, не входит в систему какой - либо ветви государственной "асти. Президент РФ имеет законодательно установленные полномочия, взаВнимодействует со всеми ветвями "асти, принимает участие в организации деятельности федеральных органов государственной "асти, но не является главой ни одной из трех ветвей государственной "асти.

  Президент РФ, не будучи главой исполнительной "асти, играет тем не менее весьма значительную роль в сфере ее организации (т. е. формирования системы органов исполнительной "асти) и функционирования (т. е. практического осуществлеВнния функций компетенции, полномочий).

Президент РФ как глава государства имеет множество важнейших полномочий, которые связаны с организацией и деятельностью государственных органов исполнительной "асти:

1) гарантирует права и свободы человека и гражданина, которые реализуются чаще; всего в области организации и функВнционирования государственного управления;

2) формирует Правительство РФ;

3) предлагает для одобрения Государственной Думе ФедеВнрального Собрания кандидатуру Председателя Правительства РФ. (В конечном счете Президент РФ может назначить на эту должность свою кандидатуру.);    

4) обеспечивает согласованное функционирование и взаимоВндействие органов государственной "асти РФ;

5) вправе принимать или отклонять отставку ПравительВнства РФ;

6) определяет внутреннюю и внешнюю политику Российской Федерации (тем самым он оказывает огромное "ияние на соВндержание деятельности высшего органа исполнительной "аВнсти в стране);                                

7) вправе приостанавливать дёйствие актов органов исполВннительной "асти субъектов РФ в случае; противоречия этих актов Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина, но только до решения данного вопроса соответВнствующим судом. Поэтому такое право ограничивается во вреВнмени и контролируется по содержанию;

8) вправе использовать согласительные процедуры для разВнрешения разногласии между органами исполнительной "асти Российской Федерации и органами исполнительной "асти субъектов РФ как по своей инициативе, так и по инициативе органа исполнительной "асти. В случае не достижения согласоВнванного решения Президент РФ может передавать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда: так, ряд споров о компетенции разрешается Конституционным Судом РФ. Предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ может стать отказ одной из сторон вести переговоры по заключению соглашения, в то время как другая сторона выступила с инициВнативой несогласия с отдельными пунктами соглашения; отказ в подписании соглашения в целом и т. п.

9) представляет Государственной Думе Федерального СобраВнния кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении его от должности;

10) по предложению Председателя Правительства РФ назначает: на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров

11) представляет  Совету Федерации Федерального Собрания кандидатуры для назначения на высшие судебные должности, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ;

12) формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ;

13) формирует и осуществляет руководство Администрацией Президента РФ;                           

14) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

15) назначает и освобождает от должности полномочных представителей Президента РФ в российских регионах;

16) назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях. По представлению Председателя Правительства РФ Президент РФ утверждает систему и структуру федеральных органов исполнительной "асти, вносит в них изменения и дополнения. Он имеет право вносить изменения в состав Правительств РФ, упразднять, объединять или преобразовывать федеральные органы исполнительной "асти.

Президент РФ может вводить на территории РФ или в ее отдельных местностях военное положение в случае агрессии против России или непосредственной угрозы такой агрессии. При обстоятельствах я в порядке, предусмотренных федеральВнным конституционным законом. Президент РФ вводит повсеместно либо в отдельных местностях России чрезвычайное поВнложение:                                          

   Реализуя свои полномочия. Президент РФ издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ. Акты Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам. В сфере организации и функционирования государственных органов исполнительной "асти действует множество указов я распоряжений Президента РФ.

Высшие должностные лица субъектов РФ тАФ краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов тАФ подчиняются Президенту РФ по предметам ведения Российской Федерации и осуществления полномочий российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

Важные функции исполнительной "асти и государственного управления выполняет Администрация Президента РФ, коВнторая является государственным органом, координирующим деятельность всех органов и структурных образований, подчиВнненных Президенту РФ.       

Начиная административную реформу, Президент РФ своим Указом от 13 мая 2000 г. № 849 утвердил Положение о полномочВнном представителе Президента Российской Федерации в федеВнральном округе. В России образовано семь федеральных округов:

Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, ПриволжВнский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный. Образование округов даст возможность более эффективно осуществлять федеВнральный контроль на уровне нескольких субъектов РФ, позволит своевременно разрешать возникающие споры и конфликты межВнду органами региональной государственной "асти и территориВнальными органами федеральной исполнительной "асти.

Указом Президента РФ от 1 сентября 2000 г. №1602 было утверждено Положение о Государственном совете Российской Федерации, который является совещательным органом, содейВнствующим реализации полномочий главы государства по вопроВнсам обеспечения согласованного функционирования не взаимоВндействия органов государственной "асти. Одними из основных задач Государственного совета РФ, возглавляемого ПрезиденВнтом РФ, являются: обсуждение имеющих особое государственВнное значение проблем, касающихся взаимоотношении РоссийВнской Федерации и субъектов РФ, важнейших вопросов государВнственного строительства и укрепления основ федерализма, внесение необходимых предложений Президенту РФ; ОбсуждеВнние вопросов, касающихся исполнения (соблюдения) органами государственной "асти и местного самоуправления, их должВнностными лицами Конституции РФ, федеральных законов, укаВнзов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряВнжений Правительства РФ; обсуждение основных вопросов кадВнровой политики в стране.


III. Виды органов исполнительной "асти

Конституция РФ, закрепляя единую систему органов исполВннительной "асти в Российской Федерации, не дает их полного перечня; неясны конституционные термины "система» и "структура» федеральных органов исполнительной "асти» отсутствует четкая научная классификация субъектов, нет законов о федеральных органах исполнительной "асти. Ликвидация этих пробелов позволила бы на уровне субъектов Федерации разработать и внедрить различные модели их управленческих органов. При этом законы и положения о всех звеньях управлеВнния обязательно должны включать все элементы их правового статуса: цели, функции, связи, полномочия, ответственность, организацию работы.              

В Российской Федерации создано множество органов исполВннительной "асти, различающихся по уровню их нахождения в структуре исполнительной "асти, роли и масштабу деятельносВнти, сферам и отраслям управления, порядку принятия решений, способу образования, характеру компетенции, в связи с чем представляется важным вопрос классификации этих органов. В зависимости от критерия, который лежит в основе классиВнфикации, можно выделить следующие виды органов исполниВнтельной "асти.      

1. По уровню нахождения органа в системе исполнительной уластив Российской Федерации (в зависимости от федеративного государственного устройства страны):

а) федеральные органы исполнительной "асти (Правительство РФ, федеральные министерства, федеральные службы, феВндеральные агентства);

б) органы исполнительной "асти субъектов РФ: республик, краев, областей, городов республиканского значения (Москва и Санкт- Петербург), автономной области и автономных округов. Для данного раздела классификации важнейшее значение имеет установление территориальных границ, в рамках которых тот или иной орган исполнительной "асти может осуществлять государственно - "астные полномочия. Традиционно в этом слуВнчае говорят о территориальном масштабе деятельности соответствующих органов исполнительной "асти. Федеральные органы исполнительной "асти, осуществляя государственное упВнравление на территории всей Российской Федерации, могут создавать свои территориальные органы, которые не входят в систему органов исполнительной "асти субъектов РФ (хотя их деятельность осуществляется в соответствующих субъектах РФ), также территориально-региональные органы исполнительной "асти, компетенция которых распространяется на территорию нескольких субъектов РФ (экономический район, военный округ; соответственно можно говорить об органах управления в определенном экономическом районе, органах военного управВнления).

Принцип федерализма способствует формированию единой системы органов исполнительной "асти, предполагающей как непосредственную подчиненность нижестоящих органов вышеВнстоящим, так и известную самостоятельность, которая обеспеВнчивается действующим законодательством. Именно с учетом принципа федерализма следует разрабатывать основные критеВнрии распределения полномочий федеральных, региональных органов исполнительной "асти и органов местного самоуправВнления, а также определять основы взаимодействия и порядок разрешения споров и коллизий между федеральными органами исполнительной "асти и органами исполнительной "асти субъектов РФ.                   

2. По субъекту, в ведении которого находится право формироВнвать (учреждать) органы: 

а) органы исполнительной "асти, которые формируются (учреждаются) самой Российской Федерацией в соответствии с конституционными положениями, отнесшими процедуру обраВнзования этих органов к ведению Федерации. Следовательно, к этой группе принадлежат лишь федеральные органы исполниВнтельной "асти и их территориальные органы;

б) органы исполнительной "асти, которые формируются (учреждаются) самими субъектами РФ на основании положеВнний Конституции РФ, конституций (уставов) и законов субъекВнтов РФ. Право образования этих органов отнесено к ведению субъектов РФ.

Органы исполнительной "асти, формируемые в субъектах РФ, могут находиться в так называемом двойном подчинении, т. е. подчиняться не только президентам, главам администраций, но и соответствующим федеральным органам исполнительной "аВнсти. Например, управление внутренних дел МВД России, дейВнствующее в субъекте РФ, подчиняется и главе администрации, и министру (министерству) внутренних дел РФ.

3. По способу и процедуре формирования (учреждения) органов:

а) органы» руководители, которых (главы исполнительной "асти) избираются населением соответствующей территории (например, президенты и председатели правительств республик, главы администрации краев и областей, городов федерального значения);

б) органы, формируемые в установленном порядке высшими должностными лицами "(глава Государства, президент) или глаВнвами исполнительной "асти (президент, глава администрации, - высшее должностное лицо).        

4. По организационно-правовым формам.

а) правительства (советы министров, которые имеют статус правительств), например Правительство РФ, Правительство республики, города федерального значения, краев, областей;

б) министерства (федеральные, республиканские, некоторых областей субъектов РФ);

в) государственные комитеты (республиканские);

г) федеральные службы и федеральные агентства (они могут иметь свои территориальные органы государственного управлеВнния);

д) администрации;              

е) мэрии;  

ж) департаменты, управления, главные управления, комитеты, отделы (они образуются в качестве структурных подразделений, как на уровне федеральных органов исполнительной "асти, так и в субъектах РФ).

5. По характеру компетенции (или содержанию деятельности):

а) органы исполнительной "асти общей компетенции осуществляют управление на подведомственной территории всеми  или большинством отраслей и сфер деятельности (управления)  по всем основным вопросам их деятельности. Этим органам принадлежит так называемая общая компетенция, т. е. они могут решать общие вопросы социального, экономического, культурного, административно-политического строительства на соответствующей территории;

б) органы отраслевой компетенции осуществляют управление; подчиненными им отраслями в различных сферах государственной деятельности. Ими являются, как правило, федеральные и республиканские министерства и образуемые ими иные отраслевые органы государственного управления. В субъектах РФ также создаются органы отраслевого управления, выступающие структурными образованиями (например, администраций краев, областей) и осуществляющие деятельность в рамках конкВнретной отрасли управления;

в) органы межотраслевой компетенции выполняют специальВнные функции для всех или, для большинства отраслей и сфер деятельности (управления). Орган исполнительной "асти меВнжотраслевой компетенции учреждается в целях обеспечения координации в управлении делами в конкретной отрасли и сфеВнре деятельности.

6. По порядку принятия управленческих решений (правовых акВнтов управления):

а) коллегиальные органы;       

б) единоначальные органы.


IV. Правительство Российской Федерации

Правовую основу организации и деятельности Правительства РФ составляют Конституция РФ, федеральные конституционВнные законы, в том числе Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации»; федеральные закоВнны, нормативные правовые акты Президента РФ.

Правительство РФ возглавляет единую систему исполнительВнной "асти в Российской Федерации. Данная система образуется федеральными органами исполнительной "асти и органами исполнительной "асти субъектов Федерации в пределах ее веВндения, а также полномочий по предметам совместного ведения Федерации и субъектов Федерации.  

Правительство РФ осуществляет государственную "асть в Российской Федерации наряду с Президентом РФ, ФедеральВнным Собранием и судами. При этом Правительство РФ осущеВнствляет исполнительную "асть Российской Федерации. ПравиВнтельство РФ тАФ это высший орган исполнительной "асти, хотя слово "высший» применительно к этому федеральному органу в Конституции РФ не употребляется. Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исВнполнительной "асти в Российской Федерации.

От других федеральных органов Правительство РФ отличаВнется предметом и сферой деятельности. В пределах своих полВнномочий Правительство РФ:

а) организует исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов ПреВнзидента РФ, международных договоров РФ;

б) осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной "асти и органами исполнительной "асти субъектов РФ;       

в) принимает меры по устранению нарушений законодательства РФ. Правительство РФ на основании и во исполнение КонституВнции РФ, федеральных законов, нормативных указов ПрезиденВнта РФ издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в Российской Федерации, а также принимает акты,  не имеющие правового характера, и дает поручения федеральным органам исполнительной "асти соответствующим должностным лицам.

Состав Правительства РФ зависит от структуры федеральных органов исполнительной "асти, т. е. системы этих органов, предопределяемой целями и задачами деятельности исполнительной "асти в соответствующий период времени.   Правительство РФ состоит из членов Правительства РФ:

Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. 

Председатель Правительства РФ назначается Президентом  РФ с согласия Государственной Думы, а освобождается от должности также Президентом РФ по заявлению Председателя Правительства РФ об отставке либо в случае невозможности исполнения им своих полномочий. Президент РФ уведомляет Совет Федерации и Государственную Думу об освобождении от должности Председателя Правительства РФ в день принятия решения. Освобождение от должности Председателя Правительства РФ одновременно "ечет за собой отставку всего Правительства РФ. Президент РФ вправе до назначения нового Председателя Правительства РФ поручить исполнение его обязанности исполняет один из его заместителей Председателя Правительства РФ на срок до двух месяцев. В случае временного отсутствия Председателя Правительства РФ его обязанности исполняет один из его замеВнстителей в соответствии с письменно оформленным распредеВнлением обязанностей.                         

Заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя. Правительства РФ они имеют право подавать заявления отставке.

Для членов Правительства РФ устанавливаются определенВнные обязанности и ограничения. Например, они обязаны в усВнтановленном порядке представлять в налоговые органы сведеВнния о полученных и являющихся объектами налогообложения доходах, ценных бумагах, а также об имуществе, принадлежаВнщем им на праве собственности. Члены Правительства РФ не вправе, например: занимать другие должности в органах госуВндарственной "асти, органах местного самоуправления и общеВнственных объединениях; получать гонорары за публикации и выступления в качестве члена Правительства РФ; заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой.

Для обеспечения деятельности Правительства РФ и органиВнзации контроля за выполнением органами исполнительной "аВнсти решений, принятых Правительством РФ, образуется АппаВнрат Правительства РФ, который взаимодействует с АдминистВнрацией Президента РФ и аппаратами палат Федерального Собрания. Организационная структура Аппарата Правительства РФ включает руководство Аппарата и его подразделения тАФ деВнпартаменты, управления, секретариаты Председателя ПравиВнтельства РФ, его заместителей и Руководителя Аппарата ПравиВнтельства РФ.               

Правительство РФ руководит работой федеральных миниВнстерств и иных федеральных органов исполнительной "асти и контролирует их деятельность. Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной "асти подчиняютВнся Правительству РФ и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.

Правительство РФ решает следующие общие вопросы рукоВнводства федеральными министерствами и иными федеральныВнми органами исполнительной "асти:

а) утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной "асти, устанавлиВнвает предельную численность работников их аппаратов и разВнмер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете;

б) устанавливает порядок создания и деятельности территоВнриальных органов федеральных органов исполнительной "асВнти, размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете;

в) назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной "асти, не являющихся министрами, и их заместителей, руководителей органов и организаций при ПраВнвительстве РФ, утверждает членов коллегий федеральных миниВнстерств и иных федеральных органов исполнительной "асти;

г) в случае необходимости отменяет акты федеральных оргаВннов исполнительной "асти или приостанавливает действие этих актов;

д) учреждает организации, образовывает координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве РФ.

К общим полномочиям Правительства РФ относятся:

а) организация реализации внутренней и внешней политики РФ;               б)осуществление регулирования в социально экономической сфере;                       

в) обеспечение единства системы исполнительной "асти в Российской Федерации, направление и контроль деятельности ее органов;

г) формирование федеральных целевых программ и обеспеВнчение их реализации;

д) реализация права законодательной инициативы.

Законодатель нормативно устанавливает полномочия ПравиВнтельства РФ в следующих сферах: экономики; бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики; социальной; наВнуки, культуры, образования; природопользования и охраны окВнружающей среды; законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью; обороны и государственной безопасности РосВнсийской Федерации; внешней политики и международных отВнношений.

Для того чтобы исполнять установленные за Правительством РФ полномочия оно определяет порядок принятия своих решений: постановлений и распоряжений Правительства РФ. Акты имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ, а акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, тАФ в форме распоряжении Правительства РФ. Постановления распоряжения Правительства РФ подписываются Председателем.

Правительства РФ, публикуются в установленном порядке в официальных изданиях и обязательны к исполнению Российской Федерации. Датой официального; опубликования постановления или распоряжения Правительства РФ считается дата первой публикации его текста; в одном из официальных изданий Российской Федерации.

Постановления Правительства РФ за исключением постаВнновлений, содержащих сведения, составляющие государственВнную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлеВнжат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного их обнародоВнвания доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно.           

Постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановВнления Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства-РФ не предусВнмотрен иной порядок вступления их в силу распоряжения ПраВнвительства РФ вступают в силу со дня их подписания.

Акты Правительства РФ могут быть оспорены в суде. ПравиВнтельство РФ вправе принимать также обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера.

Основные решения и акты Правительства РФ обсуждаются и принимаются на его заседаниях. Заседания Правительства РФ проводятся не реже одного раза в месяц. Заместители ПредседаВнтеля Правительства РФ и федеральные министры должны учаВнствовать в заседаниях лично. В случае невозможности их учасВнтия в заседании они информируют об этом Председателя ПраВнвительства РФ.

В заседаниях Правительства РФ вправе принимать участие представители палат Федерального Собрания, КонституционВнного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генеральной прокуратуры РФ, Счетной палаты РФ, Центрального Банка РФ и иные лица, если это предусмотрено российским законодательством. Правительство РФ может расВнсматривать отдельные вопросы на своих закрытых заседаниях.

Президиум Правительства РФ образуется по предложению Председателя Правительства РФ для решения оперативных вопВнросов. Заседания Президиума Правительства РФ проводятся по мере необходимости, а его решения принимаются большинством голосов от общего числа членов этого Президиума.

Его решения не должны противоречить решениям, принятым на заседаниях Правительства РФ, которое вправе отменить любое решение Президиума Правительства РФ.

Координационные органы, образуемые Правительством РФ для обеспечение согласованных действий заинтересованных органов исполнительной "асти в решении определенного круга задач, называются комиссиями. Консультативные органы, образуемые Правительством РФ для предварительного рассмотрения вопросов и подготовки соответствующих предложений, носящих рекомендательный характер, называются советами и являются  постоянно действующими совещательными органами.

В соответствии с конституционными положениями Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие Правительства РФ и других органов государственной  "асти.  Президент РФ имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ и на заседаниях Президиума РФ.

Правительство РФ осуществляет необходимую координацию деятельности федеральных органов исполнительной "асти, ведающих  вопросами обороны безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Президент РФ может отменить постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указом Президента РФ. В предусмотренных Конституцией РФ,  случаях Председатель Правительства РФ может временно исполнять обязанности Президента РФ.

Правительство РФ слагает свои полномочия  перед вновь избранным Президентом РФ. Решение о сложении Правительством РФ своих полномочий и оформляется распоряжением Правительства РФ в день вступления в должность Президента РФ. Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется  Президентом РФ. Президент РФ вправе принять решение об отставке Правительства РФ, в том числе и предусмотренных Конституцией РФ случаях выражения Государственной Думой недоверия Правительству РФ либо отказа в доверии ему Государственной Думы.  

Правительство РФ имеет право законодательной инициативы в Федеральном Собрании, которое осуществляется посредВнством внесения законопроектов в Государственную Думу.

Правительство РФ в пределах своих полномочий;

а) производит финансирование судов только из федеральноВнго бюджета и обеспечивает возможность-полного и независимоВнго осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом;

б) обеспечивает исполнение судебных решений. В пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ федеральные органы исполнительной "асти и органы исполнительной "асти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной "асти в Российской Федерации. ПраВнвительство РФ в пределах своих полномочий в целях обеспечеВнния сочетания интересов Российской Федерации и субъектов РФ по предметам их совместного ведения в сфере осуществлеВнния исполнительной "асти координирует деятельность оргаВннов исполнительной "асти субъектов РФ.

Между Правительством РФ и органами исполнительной "аВнсти субъектов РФ устанавливаются вертикальные связи и отноВншения. Они проявляются в прямом организационном подчиВннении органов исполнительной "асти субъектов РФ федеральВнному Правительству по отдельным вопросам, а также в координации совместных действий и принятии совместных реВншений. Особенно важно взаимодействие этих органов исполВннительной "асти при осуществлении ими полномочий по предВнметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъекВнтов, а также полномочий, передаваемых в порядке делегирования федеральным органом исполнительной "асти органам исполниВнтельной "асти субъектов РФ либо в порядке делегирования органом исполнительной "асти субъекта РФ федеральным органам исполнительной "асти.


V. Федеральные органы исполнительной "асти

Конституция РФ устанавливает систему органов исполниВнтельной "асти в Российской Федерации. Основным критерием систематизации этих органов является разграничение в КонстиВнтуции РФ полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. К ведений Российской Федерации относятся  установление системы федеральных органов исполнительной "асти порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов исполнительной "асти. В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится установление общих принципов организаций системы органов государственной "асти. На уровне Российской Федерации по данному вопросу должны приниматься федеральные законы. До настоящего времени федеральный закон о системе федеральных законов исполнительной "асти не принят, поэтому не устанавливает своими указами Президент РФ. Система органов государственной "асти субъектов РФ определяется этими субъектами самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и  принципами организации представительных и исполнительных органов государственной "асти, которые установлены федеральными законами.

Система федеральных органов исполнительной, "асти представляет  собой совокупность органов государственного управления, установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными моральными нормативными правовыми актами и имеющие специальное назначение, организационную структуру и нормативно определенную компетенцию для решения задач и осуществления функций управления.                 

К числу федеральных органов исполнительной "асти относятся следующие:

1.  Правительство РФ.                      

2. Федеральные министерства, которые являются федеральными органами исполнительной "асти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно - правовому регулированию в  установленной  сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет  входящий в состав Правительства  РФ министр РФ (федеральный министр). Федеральное  министерство самостоятельно осуществляет правовое  регулирование в установленной сфере деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств. 

Федеральное министерство вправе осуществлять функции по контролю и надзору, правоприменительные функции, а также функции по управлению государственным имущеВнством (кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ).        

3. Федеральные службы являются федеральными органами исполнительной "асти, осуществляющими функции по контВнролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной беВнзопасности, защиты и охраны Государственной границы РосВнсийской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзоВнру в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа. Федеральная служба в пределах своей комВнпетенции издает индивидуальные правовые акты и не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование (кроме слуВнчаев, устанавливаемых указами Президента РФ), а федеральная служба по надзору тАФ также управление государственным имуВнществом и оказание платных услуг. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту РФ или находиться в ведеВннии Правительства РФ.                             

4. Федеральные агентства являются федеральными органами исполнительной "асти, осуществляющими в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных усВнлуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (диВнректор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа. Федеральное агентство в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты и не вправе осуществлять нормативно-правовое регулироВнвание в установленной сфере деятельности, а также функции по контролю и надзору (кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ). Федеральное агентство ведет реестры, регистВнры и кадастры.

Конкретный перечень существующих в настоящее время федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств определен Указом Президента РФ "О системе и струкВнтуре федеральных органов исполнительной "асти».


VI. Органы исполнительной "асти субъектов Российской Федерации.

Деятельность органов исполнительной "асти осуществляется  в 89 субъектах РФ Конституция РФ определила основные начала в образовании региональных исполнительных органов самым общим образом. Отсутствие конкретизированного законодательства в данной сфере породило множество проблем в административной организации субъектов РФ. Органы исполнительной "асти в настоящее время создаются и действуют:

1) в республиках, имеющих свои конституции, которые определяют основные начала создания Системы республиканских исполнительных органов;

2) в краях и областях (т. е. администравно территориальных единицах), устанавливающих системы органов исполнительной "асти в своих уставах; 3) в автономных образованиях (одна область и округа;

4) в городах федерального значения (Москве и Санкт - Петербурге);

В целях преодоления противоречий регионального законодательства 90-х гг., регламентирующего порядок формирования системы органов исполнительной "асти в субъектах РФ, федеральным законодателем были установлены рамочные условия и принципы, на которых должно происходить формированием региональной системы органов исполнительной "асти. В связи с этим был принят Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной "асти субъектов Российской Федерации». Субъекты РФ формируют свои системы органов исполнительной "асти в соответствии с законами, которые устанавливают общие принципы организации законодательных представительных) и исполнительных органов государственной "асти субъектов РФ. Установление таких принципов относится совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

  В соответствии с вышеназванным Законом система исполнительных органов государственной "асти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно. Перечень исполнительных органов субъекта РФ определяется высшим должностным лицами субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной "асти субъекта РФ) в соответствии с Конституцией (уставом) субъекта РФ.

Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего волнительного органа государственной "асти субъекта РФ).

В субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной "асти  во главе с высшим исполнительным органом  государственной субъекта РФ, который возглавляет руководитель  ( президент республики, губернатор, глава администрации).  Конституцией (уставом) субъекта РФ вводится должность высшего должностного лица субъекта РФ, которое возглавляет в данном случае высший исполнительный орган государственВнной "асти субъекта РФ.

Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшеВнго исполнительного органа государственной "асти субъекта РФ) избирается на срок не более пяти лет (и не может избираться на указанную должность более двух сроков подряд) гражданами РФ, проживающими на территории субъекта РФ и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Им может быть избран гражданин РФ, обладающий в соответствии с федеральным законом, констиВнтуцией (уставом) и (или) законом субъекта РФ пассивным избираВнтельным правом. Наименование должности высшего должностноВнго лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной "асти субъекта РФ) устанавливается конВнституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, нациоВннальных и иных традиций данного субъекта РФ.

Высшее должностное лицо субъекта РФ не может быть одноВнвременно депутатом Государственной Думы Федерального СоВнбрания РФ, членом Совета Федерации Федерального Собрания РФ, судьей, замещать иные государственные должности РФ, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности субъекта РФ или гоВнсударственные должности государственной службы субъекта РФ, а также выборные муниципальные должности и мунициВнпальные должности муниципальной службы, не может заниВнматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподаваВнтельской, научной и иной творческой, если иное не предусмотВнрено законодательством РФ.

Высшее должностное лицо субъекта РФ имеет важные полВнномочия:                     

а) представляет субъект РФ в отношениях с федеральными органами государственной "асти, органами государственной "аВнсти субъектов РФ, органами местного самоуправления и при осуществлении Внешнеэкономических связей, при этом оно вправе подписывать договоры и соглашения от имени, субъекта РФ;

б) обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным (представительным органом государственной "асти субъекта РФ;

в) формирует высший исполнительный орган государственной "асти субъекта РФ в соответствии с законодательством  субъекта РФ;

г) вправе требовать созыва внеочередного заседания законоВндательного (представительного) органа государственной "асти субъекта РФ, а также созывать вновь избранный законодательВнный (представительный) орган государственной "асти субъекта РФ на первое заседание ранее срока, установленного для этого законодательному (представительному) органу государственной _власти субъекта РФ конституцией (уставом) субъекта РФ;

д) вправе участвовать в работе законодательного (представительного) органа государственной "асти субъекта РФ с правом совещательного голоса.               

Руководитель высшего исполнительного органа государственной "асти субъекта РФ может осуществлять и иные полномочия. При этом он обязан соблюдать. Конституцию РФ, федеральные законы, конституцию (устав) и законы субъекта РФ, а также исполнять указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.

Высшее должностное лицо субъекта РФ издает на основе федеральных и региональных законов, нормативных актов ПреВнзидента РФ и Правительства РФ указы (постановления) и расВнпоряжения, которые обязательны к исполнению на территории  соответствующего субъекта РФ.

Законодательством предусмотрены случаи досрочного преВнкращения полномочий высшего должностного лица субъекта РФ: его смерть; его отставка в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной "асти субъекта РФ; его отставка по собственному желанию; признание его судом недееспособным или ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или объявление умершим; вступление в отношении его в законную силу обвинительного  -  приговора суда; его выезда на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации утрата им гражданства РФ; его отзыв избирателями субъекта РФ, если такой отзыв предусмотрен конституцией (уставом) субъекта РФ.

Субъект РФ вправе вводить институт отрешения от должности высшего должностного лица, что может иметь различные основания.

Законодательный (представительный) орган государственной "асти субъекта РФ может выразить недоверие высшему должВнностному лицу субъекта РФ в случае:

а) издания им актов, противоречащих Конституции РФ, феВндеральным законам, конституции (уставу) законам субъекта РФ, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а высшее должностное лицо субъекта РФ не устранит их в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения;

б) установления соответствующим судом иного грубого наВнрушения Конституции РФ, федеральных законов, указов ПреВнзидента РФ, постановлений Правительства РФ, конституции (устава) и законов субъекта РФ, если это повлекло, за собой массовое нарушение прав и свобод граждан.      

Решение законодательного (представительного) органа госуВндарственной "асти субъекта РФ о недоверии высшему должностному лицу субъекта РФ "ечет за собой немедленную отставку этого должностного лица и возглавляемого им высшего исполнительного органа государственной "асти субъекта РФ.

Конституция (устав) и законы субъекта РФ могут регулироВнвать отношения в случаях, когда высшее должностное лицо субъекта РФ не в состоянии исполнять свои обязанности. Тогда их временно исполняет должностное лицо, определенное закоВннодательством субъекта РФ.

Полномочия высшего должностного лица субъекта РФ могут прекратиться досрочно и в случае отрешения его от должности Президентом РФ. Президент РФ может вынести предупреждеВнние высшему должностному лицу субъекта РФ в случае:

а) издания высшим должностным лицом субъекта РФ норВнмативного правового акта, противоречащего Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным закоВннам, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а высшее должностное лицо субъекта РФ в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не приняло в пределах своих полномочии мер по исполнению решения суда;

б) уклонение  высшего должностного лица субъекта РФ в течение двух месяцев со дня издания указа Президента РФ о приостановлении действия нормативного правового акта высшего должностного лица субъекта РФ либо нормативного правового акта органа исполнительной "асти субъекта РФ от издания нормативного правового акта, предусматривающего отмену   приостановленного нормативного правового акта, или от внесения в указанный акт изменений. Если в течение этого срока  высшее должностное лицо субъекта РФ не обратилось в соотВнветствующий суд для разрешения спора.

Срок, в течение которого Президент РФ выносит предупреждение высшему должностному лицу субъекта РФ, не может превышать шести месяцев со дня вступления в силу решения  суда или со дня официального опубликования указа Президента  РФ о приостановлении действия нормативного правового акта у высшего должностного лица субъекта РФ либо нормативного правового акта органа исполнительной "асти субъекта РФ, если высшее должностное лицо субъекта РФ не обратилось в соответствующий суд для разрешения спора.

Если в течение месяца со дня вынесения Президентом РФ предупреждения высшему Должностному лицу субъекта РФ указанное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по устранению причин, послуживших основанием для вынесения ему предупреждения. Президент РФ отрешает высшее должностное лицо субъекта РФ от должности. Президент РФ в порядке, установленном уголовно - процессуальным законодательством РФ, вправе по мотивированному представлению генерального прокурора РФ временно отстранить высшее  должностное лицо субъекта РФ от исполнения обязанностей в случае предъявления указанному лицу обвинения в совершении  тяжкого или особо тяжкого преступления. Высший исполнительный орган государственной "асти субъекта РФ. Высший исполнительный орган государственной "асти  субъекта РФ является постоянно действующим органом исполнительной "асти субъекта РФ и обеспечивает исполнение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, конституции (устава), законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ на территории субъекта РФ. Наименование этого органа, его структура, порядок его (формирования устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ.  Данный орган обладает правами юридического лица, имеете гербовую печать.            

Финансирование высшего исполнительного органа государВнственной "асти субъекта РФ и возглавляемых им органов исполВннительной "асти субъекта РФ осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ, предусмотренных отдельной статьей.

Высший исполнительный орган государственной "асти субъекта РФ разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта РФ, участвует в проведении единой государственной политики в облаВнсти финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии и имеет следующие основные полномочия:

а) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реаВнлизации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражВнданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

б) разрабатывает для представления высшим должностным лицом субъекта РФ в законодательный (представительный);

орган государственной "асти субъекта РФ проект бюджета субъекта РФ, а также проекты программ социально-экономиВнческого развития субъекта РФ;

в) обеспечивает исполнение бюджета субъекта РФ и готовит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнеВннии программ социально-экономического развития субъекта РФ для представления их высшим должностным лицом субъекВнта РФ в законодательный (представительный) орган государВнственной "асти субъекта РФ;

г) формирует иные органы исполнительной "асти субъекта РФ;

д) управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ в соответствии с законами субъекта РФ, а также федеральной собственностью, переданной в управление субъекту РФ в соотВнветствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

е) вправе предложить органу местного самоуправления, выВнборному или иному должностному лицу местного самоуправлеВнния привести в соответствие с законодательством РФ изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта РФ, а также вправе обратиться в суд;

ж) заключает в соответствии с федеральным законом договоры с федеративными органами исполнительной "асти о разграВнничении предметов ведения и полномочий, а также соглашения в взаимной передаче осуществления части своих полномочий;

з) осуществляет полномочия, установленные федеральВнными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ, а также соглашениями с федеральными органами исполниВнтельной "асти, предусмотренными ст. 78 Конституции РФ.

Законодательный (представительный) орган государственной "асти субъекта РФ может выразить недоверие руководителям органов исполнительной "асти субъекта РФ, в назначении коВнторых на должность он принимал участие, если иные положения не предусмотрены конституцией (уставом) субъекта РФ. 'Принятие решения о недоверии указанным руководителям "ечет немедленное освобождение их от должности или иные последствия, установленные конституцией (уставом) или законом  субъекта РФ.

Правовые акты как высшего исполнительного органа, так и иных органов государственной "асти субъекта РФ, а также правовые акты должностных лиц указанных органов, противоречащие Конституции РФ федеральным и региональным икоВннам, подлежат опротестованию прокурором или его заместителем в установленном законом порядке и могут быть оспорены в  соответствующем суде.

        Правовые акты как высшего исполнительного органа, так и иных органов государственной "асти субъекта РФ, а также правовые акты должностных лиц указанных органов, противоречащие Конституции РФ федеральным и региональным икоВннам, подлежат опротестованию прокурором или его заместителем в установленном законом порядке и могут быть оспорены в  соответствующем суде.

В краях и областях тАФ субъектах РФ тАФ органом исполнительВнной "асти является администрация края, области, города федерального значения, автономной области или автономного округа. В краях и областях исполнительную "асть осуществляют губернатор и возглавляемое им правительство или администрация. В некоторых случаях губернаторы могут быть главой исполниВнтельной "асти, возглавляя систему ее органов. В автономных округах исполнительная "асть осуществляется главами адмиВннистраций, губернаторами или правительствами. Уставы краев и областей определяют традиционные для лиц, возглавляющих исполнительную "асть в крае или области, полномочия, например: разработка и представление на утверждение законодательного органа края или области бюджета и обеспечение его исполнения; утверждение структуры и штатов органов исполнительной "асти; формирование, отраслевых и терВнриториальных органов исполнительной "асти, назначение на должность и освобождение от должности их руководителей; утверждение положений об отраслевых территориальных органах исполнительной "асти; издание постановлений и распоряВнжений, которые действуют на территории соответствующего субъекта РФ и обязательны здесь к исполнению; отмена актов подведомственных органов исполнительной "асти субъектов РФ; представление органа исполнительной "асти в Совете Федерации Федерального Собрания лично либо через назнаВнченного представителя; осуществление функций распорядителя кредитов при исполнении бюджета; утверждение положений о структурных подразделениях администрации.

Субъекты РФ создают такую систему органов исполнительВнной "асти, которая включает органы общей, отраслевой и меВнжотраслевой компетенции. По организационно-правовой форВнме органы исполнительной "асти в субъектах РФ могут быть различными. Они не установлены нормативным актами и форВнмируются исходя из исторических, национальных  традиций.


VII. Территориальные органы исполнительной "асти

федеральные органы исполнительной "асти создают соотВнветствующие органы исполнительной "асти в субъектах РФ, которые получили наименование территориальных органов исВнполнительной "асти. Создание таких органов определено поВнстановлением Правительства РФ "О порядке создания и деяВнтельности территориальных органов министерств и ведомств Российской Федерации».

Территориальные органы федеральных министерств и веВндомств РФ входят в единую систему органов исполнительной "асти РФ и осуществляют свою деятельность под руководством соответствующих федеральных органов федеральной исполниВнтельной "асти, а по вопросам,, входящим в компетенцию краВнев, областей, автономной области, автономных округов, гороВндов Москвы и Санкт - Петербурга во, взаимодействии с соотВнветствующими органами исполнительной "асти субъектов РФ. Таким образом, территориальные органы федеральной исполВннительной "асти не входят в систему органов исполнительной "асти соответствующих субъектов РФ, так как они являются подразделениями федеральных органов государственной "асти и непосредственно подчиняются последним. Территориальные органы исполнительной "асти взаимодействуют с администрациями соответствующих субъектов РФ.            

Основные задачи и функции территориальных органов опреВнделяются исходя из задач и функций соответствующих министерствах ведомств российской Федерации с  учетом конкретных. Особенностей; регионов, в которых они осуществляют свою деятельность. Территориальные органы исполнительной "асти:

1) принимают участие в соответствии с профилем их деяВнтельности в выработке мер и способов государственного регулиВнрования социально-экономического развития субъектов ФедеВнрации в условиях проведения экономической реформы, анализе межрегиональных программ; разработке вариантов межрегиональной кооперации и в подготовке других вопросов, входящих компетенцию соответствующих министерств и ведомств;

2) участвуют в совместной работе с органами исполнительной "асти субъектов РФ по разработке и реализации мероприятий, которые предусмотрены планом преобразований в экономической сфере;  

3) систематически информируют министерства и ведомства органы исполнительной "асти субъектов РФ о проводимой ими работе в регионах в условиях экономической реформы. С Министерство внутренних дел РФ создает в федеральных округах свои окружные подразделения тАФ комитеты федеральной криминальной милиции МВД России по федеральным округам, которые формируются, реорганизуются и ликвидируются МВД  России, а также реализуют в пределах своей компетенции функции МВД России в области борьбы с организованной преступностью, координации и анализа деятельности подразделений федеральной криминальной милиции по борьбе с преступлениВнями в сфере высоких технологий, оперативно-поисковых, оперативно-технических мероприятий и по обеспечению собственВнной безопасности. Министерство юстиции РФ создает в субъекВнтах РФ территориальные управления Министерства юстиции РФ а в федеральных округах тАФ федеральные управления Минюста России по округам (по согласованию с полномочными ^Представителями Президента РФ в федеральных округах в них были назначены руководители федеральных управлений Минюста России по федеральным округам).



VIII. Органы местного самоуправления в системе публичной "асти

Публичная "асть имеет двухуровневую структуру: государВнственный уровень (органы государственной "асти, в том числе органы исполнительной "асти) и местный муниципальный) уровень (органы местного Самоуправления, в том числе местная администрация). На уровне местного самоуправления создаютВнся исполнительные органы негосударственного характера, так как органы местного самоуправления не входят в систему оргаВннов исполнительной "асти. Однако для того, чтобы увидеть систему организации публичной "асти и ее исполнительных органов в комплексе, целесообразно коротко рассмотреть вопВнрос о назначении, задачах, функциях, компетенции и видах органов местного самоуправления, а также об истории их стаВнновления и формирования в России.            

Законодатель устанавливает виды организаций, которые отВнносятся; к органам местного самоуправления, в самой общей форме. В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РоссийВнской Федерации» органами местного самоуправления считаютВнся избираемые непосредственно населением (выборные) и (или) образуемые представительным органом муниципального обраВнзования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной "асти.

Местное самоуправление осуществляется на всей территоВнрии РФ в городских, сельских поселениях, муниципальных райВнонах, городских округах и на внутригородских территориях гоВнродов федерального значения. Границы территорий мунициВнпальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов РФ в соответствии с требованиями, предусмотренныВнми указанным Законом.

Органы местного самоуправления тАФ это органы муниципальВнного образования, создаваемые им для осуществления функций публичного управления на своей территории в целях обеспечеВнния публичных интересов, развития экономики и социально-культурной сферы и решения местных вопросов жизнедеятельВнности населения. Органы местного самоуправления для выполВннения задач и функций публичного местного управления получают соответствующие полномочия, компетенцию.

К органам местного самоуправления относятся:

1) представительный орган муниципального образования;

2) глава муниципального образования;          

3) местная администрация (исполнительно - распорядительный орган муниципального образования);   

4) контрольный орган муниципального образования;

5) иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственВнными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Обязательным является наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований и местной адмиВннистрации (исполнительно-распорядительного органа мунициВнпального образования). Порядок формирования, полномочия, cрок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования. Наименования представительного органа муниципального образования. Главы муниципального образования, местной администраций устанавливаются законом субъекта РФ с учетом исторических и иных местных традиций. Представительным органом муниципального образования является выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Этот орган состоит из депутатов, которые избиВнраются населением путем всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на основе соотВнветствующих законодательных актов РФ и ее субъектов. ПредВнставительный орган муниципального образования может осуВнществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Устав мунициВнпального образования определяет численный состав представиВнтельного органа местного самоуправления и его полномочия.  Представительный орган муниципального образования приВннимает решения в коллегиальном порядке. В исключительной компетенции этого выборного органа находятся:

принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений;

утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;

принятие планов и программ  развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

определение порядка управления и распоряжения имущеВнством, находящимся в муниципальной собственности;

определение порядка принятия решений о создании, реоргаВннизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальВнных предприятий и учреждений;

определение порядка участия муниципального образования к организациях межмуниципального сотрудничества;

определение порядка материально-технического и организаВнционного обеспечения деятельности органов местного самоупВнравления;

контроль за исполнением органами местного самоуправлеВнния и должностными лицами местного самоуправления полноВнмочий по решению вопросов местного значения.

Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и приниВнмаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), заВнконами субъектов РФ, уставами муниципальных образований.

Органы местного самоуправления имеют установленную разВнличными законами и иными нормативными правовыми актами (уставами муниципальных образований) компетенцию, под коВнторой понимаются полномочия этих органов публичной "асти, осуществляемые ими в рамках предметов ведения местного самоуправления и для решения местных вопросов муниципальноВнго образования.

Глава муниципального образования является высшим должВнностным лицом муниципального образования и наделяется устаВнвом муниципального образования собственными полномочияВнми по решению вопросов местного значения. Глава мунициВнпального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования. УкаВнзанный Закон устанавливает случаи досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования (например, смерть, отставка по собственному желанию, отрешение от должВнности, отзыв избирателями).

Местная администрация как исполнительно-распорядительВнный орган муниципального образования наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и. полномочиями для осуществлений отдельных, государственных полномочий, переданных, органам Местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. Местной администрацией руководит глава местВнной администрации на принципах единоначалия. Главой местной администрации может быть глава муниципального образоваВнния либо лицо, назначаемое на должность главы местной адмиВннистрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, котоВнрый определяется в уставе муниципального образования. ПредВнставительный орган муниципального образования устанавливает порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации. Из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, представительВнный орган муниципального образования назначает соответствующее лицо на должность главы местной администрации.

Представительный орган муниципального образования утВнверждает структуру местной администрации по представлению ее главы. В структуру местной администраций могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации; Законодатель устанавливает запреты, ограничения и полномочия главы местной администрации, случаях их прекращения, порядок расторжения с ним контракта.  В соответствии с уставом муниципального образования на муниципальных выборах или представительным органом муниВнципального образования формируется контрольный орган муниВнципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др.) Он образуется в целях контроля за исВнполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдеВннием установленного порядка управления и распоряжения имуВнществом, находящимся в муниципальной собственности.

Выборные должностные лица местного самоуправления моВнгут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах оргаВннизации местного самоуправления в Российской Федерации» и ставом муниципального образования.

Необходимым элементом компетенции органов местного Самоуправления и деятельности должностных лиц местного саВнмоуправления являются подготовка и издание правовых актов по вопросам их ведения. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборный и других должноВнстных лиц местного самоуправления полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и  вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответВнствии с законами субъектов РФ. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Органы местного самоуправления и должностные лица месВнтного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законаВнми. Ответственность органов местного самоуправления и должВнностных лиц местного самоуправления перед государством наВнступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции РФ, федеральных конституционВнных законов, федеральных законов, конституции (устава), закоВннов субъекта РФ, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственВнных полномочий.

Высшее должностное лицо субъекта РФ может издать правоВнвой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации в случаях:

издания должностным лицом местного самоуправления норВнмативного правового акта, противоречащего российскому закоВннодательству, если такие противоречия установлены соответВнствующим судом, а данное должностное лицо в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда;

совершения должностным лицом местного самоуправления действий, в том числе издания им правового акта, не носящего нормативного характера, "екущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной цеВнлостности Российской Федерации, национальной безопасности России и ее обороноспособности, единству правового и эконоВнмического пространства Российской Федерации, нецелевое расВнходование субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ если эта установлено соответствующим судом, а должностное; лицо не приняло в пределах; своих полномочий ;р.по исполнению решения суда.  

Срок, в течение которого высшее должностное лицо субъекта РФ издает правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации, не может, быть менее одного месяца со дня вступления в силу последнего решения суда необходимого для издания указанного акта, и не может превышать шесть месяцев со дня вступления в силу этого решения суда. Акт об отрешении от должности может быть обжалован в судебном порядке в течение  10 дней со дня его официального опубликования. Суд рассматВнривает жалобу и принимает решение по делу не позднее чем через 10 дней со дня ее подачи.

Органы прокуратуры РФ и другие уполномоченные федеральным законом органы осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов РФ, уставов муниципальных образоВнваний, муниципальных правовых актов; Уполномоченные органы государственной "асти осуществляют контроль за реализацией органами местного самоуправления и должностВней лицами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.


Заключение

Субъекты исполнительной "асти осуществляют государВнственное управление в рамках установленной компетенции. Исполнительная "асть не может быть вне системы органов государственного управления, реализующих ее функции и наВнзначение. Организация и деятельность исполнительной "асВнти тАФ это организация и функционирование системы ее органов, т. е. органов государственного управления, имеющих нормативВнно установленные цели, задачи, компетенцию, структуру и необходимые для работы, государственные должности государственной службы (управленческий персонал).

Исполнительные органы являются составной частью всякого публичного управления, например местного самоуправления. Они также осуществляют управленческую деятельность, решают задачи управления, реализуют его функции. При этом исполнительные органы государственных учреждений, предприятий, не государственных образований, общественных объединений по своему правовому содержанию, полномочиям, юридическим последствиям управленческой деятельности существенно отличаются от органов государственного управления.                    




Страницы: Назад 1 Вперед