СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ КАК ОСНОВА КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Вербицкий А.А. активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. пособие. - М.: Высш. шк., 1991. - 207 с.
2. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 576 с.
3. Горина Л.Н. Проектирование интерактивной педагогической технологии подготовки специалистов по безопасности жизнедеятельности: Монография. - Тольятти: ТолПИ, 1999. - 165 с.
4. Чернова Ю.К. Квалитативные технологии обучения: Монография. - Тольятти: Изд-во Фонда «Развитие через образование», 1998. - 149 с.
5. Андреев В.И. Конкурентология. Учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. - Казань: Центр инновационных технологий, 2004. - 468 с.
Статья публикуется в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы на 2009-2011 гг.» по госбюджетной теме № 6986 «Проектирование системы комплексного мониторинга экологических, эргономических, санитарно-гигиенических и техногенных критериев безопасности образовательного процесса»
FORMATION OF PROFESSIONAL ACTIVITIES SPECIALIST FOR PRODUCTION FACILITIES POWER COMPLEX
© 2011
A.L. Panishev, chief of Togliatti interdistrict department on supervision of industrial and power safety Middle-Volga region management of Rostehnadzora of Management of Federal Agency of ecological,
technological and nuclear supervision N.E. Danilina, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair «Management of industrial and ecological safety»
Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Keywords: safety; the formation maintenance; the plan-card, activity the module; a laboratory practical work. Annotation: in article the basic development cycles almost focused maintenances of preparation of experts in safety for industrial objects of an electropower complex on the basis of system of laboratory practical works are defined
УДК 355.58
СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ КАК ОСНОВА КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
© 2011
В.В. Сафронов, исполняющий обязанности руководителя Средне-Поволжское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Л.Н. Горина, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой «Управление промышленной и экологической безопасностью» Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Ключевые слова: окружающая среда; образовательный процесс; экологическая безопасность; критерии оценки; комплексный мониторинг.
Аннотация: учитывая разноаспектный подход к вопросам обеспечения экологической безопасности образовательных учреждений, с одной стороны, в качестве природопользователей, а значит эксплуатирующих природные ресурсы, с другой стороны, имеющих воздействие со стороны антропогенных источников: акустическая нагрузка, загрязнение воздуха, нарушение границ санитарно-защитной зоны и т.д., назрела необходимость системного рассмотрения указанных проблем и осуществления комплекса мероприятий, направленных на улучшение состояния окружающей среды и сохранение жизни и здоровья человека.
I I & :
8 60% -
60/0 64%
60% —
49% 52% 49%





с?
^ лб1 лб1 лО'
ч4> ч4Г ЧОХ >'
V V V г
^
Р1 л(У л(У
100% -90% -80% -70% -60% -50% 40% -30% -20% -10%
0%
А

Муниципальные образовательны1е учреждения дополнительного образования детей
Муниципальные дошкольные образовательные учреждения
Рис. 1. Результаты оценки соответствия критериев экологической безопасностинормативнымдокументам вмунициппьныхдошколь-ных образовательных учреждениях.
ТИологтескаякферанидамоцнонаходатся в чиеле приоритетных объектов государственно-правового регулиро-вашм.^^1^]:^о^^ж^1к^еч^^(^^1^сюкр^кфоал^,от^;^еркивает-ся в Концепции внешней политики Российской Федерации,
- существенно расширило возможности сотрудничества на мировой арене. В отношениях между государствами все большую роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические и информационные факторы) >.
Экологическая безопасность является значимым элементом национальной безопасности и занимает в ее систе -ме одно из ключевых мест. Однако, как справедливо подчеркивает Ф.Г. Мышко, «системной концепции государственного управления сферой обеспечения экологической безо пасно-сти до сих пор не существует».
Согласно Конституции Российской Федерации [1] земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории .
Приведенное конституционное положение в единстве ь провозглашенными в преамбуле Конституции Российской
100%
90%.
80%
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
Рис. 2. Результаты оценки соответствия критериев экологической безопасностинормативнымдокументамвмуниципальныхобразо-вательных учреждениях дополнительного образования детей.
Федерации целью обеспечения благополучия нынешнего и аудущии почоленип И ответствхнноитын пеидд ннми определяют взаимообусловленность закрепленных Конституцией Российской Федерации ава аждого на благоприятную окружающую среду и обязанности сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, выражая тем самым один из основных принципов правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности -принцип приоритета публичных интересов.
Фeдеpавьный —он"0б охране окружающей среды" [2], рeаyвирующий отношения в -фере взаимодействияобще-ства и природы, в числе -^^инг^ов, на которых дол%на осу-щecзвлятьcя деяpвльность органов гocyeаpcтвенной власти Ро0%ийской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая вл^^%йствие на окружающую среду, называет соблюдение пс0та человека на благоприятную окружающую среду, научно обоснованное сочетание экологических, экономических и 0^циальн^1х интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной
Р 1
р а
д ПУ
&
100% -| 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
&
Государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования
Рис.3. Результатыоценкисоответствиякритериевэковогичесиой безопасности нормативным документам в муниципальных образо-вательныхучрежденияхсреднегообразовании.
Государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования
Рис. 4. Результаты оценки соответствия критериев экологической безопасностинормативнымдокументамвгосударственныхобразо-вательных учреждениях высшего профессионального образования.
68%
П 64%
60%
54%
0%
6
Таблица 1. Критерии оценки экологической безопасности
№ Наименование фактора Нормативный правовой документ
1. Регистрация образовательного учреждения в качестве природопользователя «Об охране окружающей среды» ФЗ № 7 от 10.01.2002 г. (с изм. от 26.06.2007 года)
2. Наличие в бюджете организации средств на экологические платежи «Об охране окружающей среды» ФЗ № 7 от 10.01.2002 г. (с изм. от 26.06.2007 года) «Об отходах производства и потребления» , №89 - ФЗ от 24.06.1998 г.
3. Наличие Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) «Об отходах производства и потребления» , №89 - ФЗ от 24.06.1998 г. «Об охране окружающей среды» (№7- ФЗ от 10.01.2002 г.) «О внесении изменений в ст.16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные акты Российской Федерации» (№309- ФЗ от 30.12.2008 г.)
4. Наличие проекта ПДВ и разрешения на выбросы «Об охране окружающей среды» ФЗ № 7 от 10.01.2002 г. (с изм. от 26.06.2007 года) «Об охране атмосферного воздуха» ФЗ №96 от 04.05.1999 (в ред. На 31 декабря 2005 года)
5. Наличие документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение «Об охране атмосферного воздуха» ФЗ №96 от 04.05.1999 (в ред. На 31 декабря 2005 года)
6. Наличие паспортов на опасные отходы «Об отходах производства и потребления» , №89 - ФЗ от 24.06.1998 г. «О внесении изменений в ст.16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные акты Российской Федерации» (№309- ФЗ от 30.12.2008 г.)
7. Осуществление платежей за негативное воздействие на окружающую среду «Об отходах производства и потребления» , №89 - ФЗ от 24.06.1998 г. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 .06.2003 года №344 «О нормативах за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления»
8. Ежеквартальное представление сведений о выбросах, сбросах загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов производства и потребления в форме отчета Постановление правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года №632 «Об утверждении порядка определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.12.1994 № 1428, от 14.06.2001 № 463, с изм, внесенными решением Верховного Суда РФ от 12.02.2003 № ГКПИ 03-49, Постановлением Конституционного Суда РФ от 14.05.2009 № 8-П)
9. Годовой отчет об образовании и обращении с отходами (форма 2 ТП - отходы) «Об отходах производства и потребления» , №89 - ФЗ от 24.06.1998 г. Приказ Федеральной службы государственной статистики от 18 августа 2008 года №194 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей средой на 2009 год»
10. Годовой отчет о выбросах в окружающую среду (форма 2-ТП воздух) «Об отходах производства и потребления» , №89 - ФЗ от 24.06.1998 г. Постановление Федеральной службы государственной статистики от 14.07.2004 №28 «Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за окружающей средой»
11. Подтверждение в форме отчета о неизменности технологического процесса образования отходов Приказ от 19 октября 2007 года №703 Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Российской Федерации «Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»
12. Наличие свидетельств о классе опасности отходов Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 августа №570 «Об организации работы по паспортизации опасных
Продолжение таблицы 1
отходов»
13. Нылычыр пиютюшюлюв ынылызы ЮТХЮДЮВ (поы ютсфтствыы ГОСТы ны отходы) Поышыз Федеиылбной нлужбы по эшологыченшомф, технологаченеомф ы ытомному ныдооиф от 15 ывгунты №570 «Об оигыныоыцыы рыботы по пынпоршоыцыы опынных отходов»
14. Нылычые поышызы о нызнычрныы ответнтвенного оы охоынф ошифжыющей норды ы обиыщеныы н отходымы «Об охиыне ошифжыющей норды» ФЗ № 7 от 10.01.2002 г. (н ыом. от 26.06.2007 годы) «Об отходых пиоызводнтвы ы потиебленыя» , №89 - ФЗ от 24.06.1998 г.
15. Нылычые дошфмшнты, подтвеиждыющего обфченые ифшоводытеля фчоежденыя по охиыне ошрфжыющей ноеды Федерылбный оышон №89 от 24 ыюня 1998 г. «Об отходых потребленыя» (н ыом. ны 08 дешыбия 2008 годы)
16. Нылычые жуонылы учеты отходов «Об отходых пиоызводнтвы ы потиебленыя» , №89 - ФЗ от 24.06.1998 г.
17. Нылычые договоиы н лыценоыиовынной оигынызыцыей ны тиыннпоитыиовшф отходов (шопыя лыцензыы тиыннпоитыифющей оигыныоыцыы обязытельны) «Об отходых пиоызводнтвы ы по,фебленыя» , №89 - ФЗ от 24.06.1998 г. «О внененыы ызмененый в нт.16 Федеиылбного зышоны «Об охиыне ошифжыющей ноед^і» ы отдельные ышры Ронныйншой Федеиыцыы» (№309- ФЗ от 30.12.2008 г.)
18. Нылычые договоиы ны пеиеиыботшф ы оыхоионеные отходов «Об отходых пиоызводнтвы ы потребленыя» , №89 - ФЗ от 24.06.1998 г. «О внененыы ызмененый в нт.16 Федеиылбного зышоны «Об охиыне ошифжыющей ноед^і» ы отдельные ышры Ронныйншой Федеиыцыы» (№309- ФЗ от 30.12.2008 г.)
19. Нылычые эшологычшншого пынпоиты ГОСТ 17.0.06-2002 «Охоыны прыроды. Эшологыченшый пынпоит пиыиодополбоовытеля. Онновные положеныя. Тыповые фоом^!»
окружающей среды, а также платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде.
Учитьшая разноаспектаый подаодквопросам обеспечения экологической безопасности образовательных учреж-докшдсадаюоббороны, акыыесые прирооепыльзовета-лей, а значит эксплуатирующих природные ресурсы, с другой стороны, имеющих воздействие со стороны антропогенных источников: акустическая нагрузка, загрязнение воздуха, нарушение границ санитарно-защитной зоны и т.д., назрела необходимосоы снсеомногоррсскотреым укизрішеїх проОлем и осуществления комплекса мероприятий, направленных на улдтаїешннсстоядркннркждажой креды п кооршмнте жфы ни и здоровья человека. Решение этих проблем возможно в рамках ре«шзхці программю-целевыхпроектов.
Одним из таких проектов является «Системная оценка экологическейТенрпескостя о бразоватсввдыхачвсждеш™».
Целью данного проекта является повышение качества и безопасности образовательной среды путем проектирования и реализации системы комплексного мониторинга экологических критериев безопасности образовательного процесса.
Основш>шд зоыарыып »кодкто оылвюгсы:
- анализ условий и факторов обеспечения образовательного процесса, разрсОоыкарееюфефактыров эеологнчееккб безопасности;
-0^^]эш^р^1^^нйс^с^Ыттивной правовой базы по оценке экологической среды образовательных учреждений;
- разработка системы объективных критериев оценки экологической безопасности образовательных учреждений;
- разработка методик оценки условий и факторов экологической безопесросеи образовательного процесса;
- оценка внутренней и внешней среды образовательного процесса наесйзвеыззнабатешнгсыетодик;
- разработка комплексного мониторинга экологической безопасноcтдаЗвюккaтзJн>дoгаирoоеcыa;
- формулирование выводов и рекомендаций по улучше-шы эронзпшеслиы і^о^і^і^тел^іі ебоазовытзрьеаго процесса.
На первом этапе исследования в рамках реализации про-
екта была сформирована нормативно-правовая база. В этих документах регламентируются требования к обеспечению экологической безопасности образовательного процесса.
На втором этапе исследования была разработана система объективных критериев (Таблица 1) для оценки экологической безопасности образовательных учреждений.
На основании разработанных критериев и нормативных документов были разработаны методики оценки экологиче-скихфакторовобразовательного процесса.
Пример методики оценки экологических факторов образовательного процесса представлен для одного из факторов.
Наименование фактора
Регистрация образовательного учреждения в качестве природопользователя.
Нормативная правовая база
«Об охране окружающей среды» ФЗ № 7 от 10.01.2002 г. (с изм. от 26.06.2007 года)
Приборная база
Не требуется
Алгоритм оценки
Проводится оценка наличия регистрации образователь-ногоучреждения вкачествеприродопользователя.
Периодичность оценки
Не реже одного раза в год при проведении комплексного мониторинга.
Система оценки экологических факторов (Таблица 2).»
Опытно-экспериментальная апробация системы оценки состояния внешней и внутренней экологической среды проходила на базе муниципальных дошкольных образовательных учреждений (МДОУ), муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования, муниципальных образовательных учреждений и государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования.
Результаты апробации методик оценки экологических факторов образовательного процесса представлены на рисунках 1, 2, 3, 4.
Таблица 2
№ п/п Критерий оценки Варианты ответа Заключение о классе экологических условий образовательного процесса Количеств о баллов
1. Регистрация образовательного учреждения в качестве природопользователя имеется Допустимый 5
отсутствует Вредный 0
Основные несоответствия выявлены по организационным критериям: Регистрация образовательного учреждения в качестве природопользователя; наличие в бюджете организации средств на экологические платежи; наличие проекта нормативовобразовашм отходов и лиэштовна гкразмещеже (ПНООЛР); наличие проекта ПДВ и разрешения на выбросы; нажгагетовумонта о б утверждено нормативов обр азованря отходов и лимитов на их размещение; наличие паспортов на тпрсоынттнеда>з;всущосталенир оматежвй за летапжное воздействие на окружающую среду; ежеквартальное представ-терио снедверйовыРносах, сРоовтх наврязнжзщктещенто в окружающую среду, размещение отходов производства и потребления в форме отчета; годовой отчет об образовании и обращении с отходами (форма 2 ТП - отходы); годовой отчет о выбросах в окружающую среду (форма 2-ТП воздух); подттврждешгее форме отчотеенаизменновтртнх-нологического процесса образования отходов; наличие сви-тетeлеоне о рвсту ореcнеcш отхнмом;еашщ1внмРтенотвв анализа отходов (при отсутствии ГОСТа на отходы); наличие приказа о назначении ответственного за охрану окружающей среды и обращении с отходами; наличие документа, подтверждающего обучение руководителя учреждения по охране окружающей среды; наличие договора с лицензированной организацией на транспортировку отходов (копия лицензии транспортирующей организации обязательна).
Таким образом, сформированная система факторов оценки экологической безопасности образовательного процесса
позволяет на основе нормативной правовой базы составить полный перечень факторов, описывающих экологическое состояние образовательного процесса, разработать методики оценки факторов экологической безопасности, а также провести опытно-экспериментальную апробацию оценки экологической безопасности образовательного процесса.
По результатам опытно-экспериментальных данных возможно формирование профилактических (превентивных) мер, направленных на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков.
Статья публикуется в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы на 2009-2011 гг.» по госбюджетной теме № 6986 «Проектирование системы комплексного мониторинга экологических, эргономических, санитарно-гигиенических и техногенных критериев безопасности образовательного процесса»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).
2. ФЗ № 7 «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. (с изм. от 26.06.2007 года).
SYSTEM OF ENVIRONMENTAL FACTORS AS A BASIS FOR A COMPREHENSIVE SAFETY ASSESSMENT OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS
© 2011
V.V. Safronov, acting head
Middle-Volga Federal Service for Ecological, Technological and Nuclear Supervision L.N. Gorina, doctor of pedagogical sciences, professor, head of the chair «Managing industrial and environmental safety»
Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Keywords: environment; education process;environmentalsafety,evaluationcriteria; a comprehensive monitoring. Annotation: given raznoaspektny approach to ensuring the environmental security of educational institutions, on the one hand, as a natural resource, and thus exploiting the natural resources, on the other hand, with effect from anthropogenic sources: acoustic pressure, air pollution, violation of the boundaries of sanitary protection zone etc., there is need for a systemic review of these issues and the implementation of complex measures aimed at improving the environment and the preservation of human life and health