СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА: ОПЫТ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Ишков А.Д.
СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА: ОПЫТ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА
Мировой опыт свидетельствует о том, что определяющим фактором формирования инновационной экономики является развитие национальной науки и образования, в первую очередь, с помощью научно-образовательных центров мирового уровня, являющихся источником создания и трансфера знаний. Эта деятельность приобретает все большее значение, так как скорость прироста знаний постоянно возрастает, а накопленные знания интенсивно устаревают.
В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» отмечается, что «необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны» [4]. Реализация стратегической цели государственной политики в области образования предполагает решение четырех приоритетных задач, две из которых следует выделить особо:
- обеспечение инновационного характера базового образования, включая обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития, в том числе формирование федеральных университетов, национальных исследовательских университетов (далее - НИУ);
- создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.
Концепцией установлены целевые ориентиры развития системы образования, среди которых: формирование сети научно-образовательных
центров мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающих кадровые и исследовательские задачи общенациональных инновационных проектов и создание условий для
обеспечения участия в непрерывном образовании не менее 50 процентов граждан трудоспособного возраста ежегодно.
Таким образом, важнейшей задачей политики государства в современных условиях является формирование национальной инновационной системы, основными элементами которой являются университетские комплексы.
В мировой научно-образовательной сфере университетские комплексы играют ведущую роль, интегрируя научную, образовательную и инновационную деятельность, а также обеспечивая активное взаимодействие с производственными предприятиями. Аналогичные процессы происходят и в России - полным ходом идет формирования учебно-научно-инновационных университетских комплексов (федеральных и национальных исследовательских университетов), которые призваны обеспечить интеграцию вузов с реальным сектором экономики для решения социально-экономических проблем и реализации федеральных, целевых и отраслевых инновационных программ, связанных, прежде всего, с технологическим развитием отраслей экономики.
Категория «национальный исследовательский университет» устанавливается Правительством РФ на 10 лет по результатам конкурсного отбора программ развития университетов, направленных на кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, развитие и внедрение в производство высоких технологий, для университетов, в равной степени эффективно реализующих образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования и выполняющих фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук.
Учитывая насущную необходимость создания «современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров», особое значение приобретает развитие системы дополнительного профессионального образования (далее - ДПО). Существующая в настоящее время в вузах система ДПО ориентирована по большей части лишь на разработку и реализацию соответствующих программ, т.е. на методическое обеспечение и административное сопровождение процесса обучения. Таким образом, функционал действующих в вузах систем ДПО неоправданно заужен, не учитывает специфику создаваемых университетских комплексов и не в
состоянии обеспечить требуемое качество и интенсивность профессионального образования в рамках университетских комплексов.
Так, в существующих системах дополнительного профессионального образования в явном виде отсутствуют:
- социально-маркетинговая служба, изучающая потребности конкретных целевых групп в программах ДПО, проводящая мониторинг спроса на различные образовательные программы и исследующая удовлетворенность потребителей предоставленными образовательными услугами;
- служба рекрутинга, ориентированная на поиск и приглашение в качестве преподавателей системы ДПО лучших отечественных и зарубежных специалистов по тематике реализуемых программ, поиск для переподготовки специалистов невостребованных профессий, трудоустройство выпускников программ ДПО;
- служба повышения квалификации преподавателей ДПО: педагогической квалификации - для преподавателей-практиков и специальной квалификации -для профессорско-преподавательского состава вуза;
- психологическая служба, обеспечивающая психологическую поддержку преподавателей и слушателей программ ДПО;
- служба информационно-коммуникативных дистанционных технологий, обеспечивающая технико-технологическое сопровождение образовательного процесса.
В связи с вышеизложенным, по мнению автора, необходимо интенсифицировать работу по выявлению базисных функций и разработке организационной модели системы ДПО университетских комплексов (в первую очередь, национальных исследовательских университетов) в условиях
модернизации системы высшего образования России и становления
инновационной экономики, основанной на знаниях.
В современной научно-педагогической литературе исследованы различные аспекты интеграции образования, науки и производства (М.Н. Вражнова, Г.Е. Зборовский, Е.А. Корчагин, В.Б. Миронов, В.Г. Осипов, З.С. Сазонова, В.Н. Турченко и др.); теоретико-методологические и методические основы подготовки инженера в условиях непрерывного технического
профессионального образования (В.Н. Бобриков, Л.Н. Журбенко и др.).
Российские педагоги и психологи внесли серьезный вклад в исследование проблем разработки и внедрения современных технологий обучения (В .П. Беспалько, Н.В. Борисова, С.Г. Вершловский, Л.В. Загрекова, Т.А. Ильина, М.В. Кларин, И.Я. Лернер, Т.Ю. Ломакина, В.Л. Матросов, Н.А. Морева, Н.Д. Никандров, Г.К. Селевко, В. А. Сластенин, С. А. Смирнов, Н.Ф. Талызина, Ю.Г. Татур, В. А. Трайнев и др.). Из зарубежных ученых можно выделить Б. Блума, Дж. Брунера, Т. Гилберта, С. Сполдинга и др.
Различные аспекты теории и практики ДПО специалистов были разработаны отечественными исследователями (Е.М. Дорожкин, Н.И. Мицкевич, Э.М. Никитин, А.А. Орлов, Н.Г. Хорольская, Т.И. Черноусенко и др.). Специфика образования лиц в зрелом возрасте нашла свое отражение в результатах исследований психологов и педагогов (Б.Г. Ананьев, Т.Г. Браже, С.И. Змеев, А.М. Новиков, Т.В. Шадрина и др.).
Однако в этих работах проблемы развития системы ДПО национальных исследовательских университетов не нашли своего отражения, поскольку первые национальные исследовательские университеты были созданы только в 2008 г.
Анализ научно-педагогической литературы и соответствующего опыта практической деятельности позволяют констатировать, что недостаточно исследованы базисные функции и отсутствует организационная модель системы дополнительного профессионального образования национального
исследовательского университета, а также практические механизмы реализации системы ДПО НИУ.
Современное состояние разработанности проблемы и анализ практики позволили выявить противоречие между необходимостью развития системы дополнительного профессионального образования национального
исследовательского университета, соответствующей современным требованиям, и неразработанностью теоретических основ и практических механизмов реализации данного процесса.
Данное противоречие конкретизируется в частных противоречиях и имеет несколько аспектов. К ним следует относить:
- методологический: недостаточная разработанность теоретико-
методологических подходов развития системы дополнительного профессионального образования национального исследовательского университета;
- теоретический: отсутствие концептуальных и теоретических основ развития системы дополнительного профессионального образования национального исследовательского университета;
- технологический: неразработанность технологий и механизмов развития
системы дополнительного профессионального образования национального исследовательского университета на организационно-структурном,
содержательном и технологическом уровнях;
- методический: отсутствие специального комплекса учебно-методических средств, обеспечивающих переподготовку и повышение квалификации преподавателей системы ДПО с целью развития системы дополнительного профессионального образования национального исследовательского университета.
Выявленные противоречия позволяют сделать вывод о том, что существующая в вузах модель дополнительного профессионального образования не соответствует требованиям и задачам, решаемым в рамках национального исследовательского университета.
Опыт построения современной системы ДПО имеет Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный строительный университет (далее - МГСУ), которому в соответствии с решением конкурсной комиссии по отбору победителей программ развития университетов 26 апреля 2010 г. была установлена категория «Национальный исследовательский университет».
Деятельность университета показывает, что базисные функции системы ДПО НИУ должны быть расширены за счет включения в их число (кроме существующей - разработки и реализации программ допобразования) следующих функций:
- социально-маркетинговых исследований;
- рекрутинга преподавателей системы ДПО, поиска для переподготовки специалистов невостребованных профессий, трудоустройства выпускников программ ДПО;
- повышения квалификации преподавателей ДПО;
- психологической поддержки преподавателей и слушателей программ
ДПО;
- технико-технологического сопровождения образовательного процесса.
В МГСУ дополнительным профессиональным образованием занимается Комплекс развития системы ДПО, объединяющий целый ряд структурных подразделений, функционал которых охватывает весь спектр вышеперечисленных базисных функций.
Центр развития программ системы ДПО занимается разработкой и реализацией соответствующих образовательных программ. На Межвузовский отраслевой центр «Открытая сеть образования в строительстве», оснащенный инновационными телекоммуникационными технологиями, возложено техникотехнологическое обеспечение программ ДПО и деятельности подразделений комплекса. Кадровое агентство «КАСКА» изучает тенденции развития кадрового потенциала, занимается подбором специалистов-преподавателей и трудоустройство выпускников, освоивших программы ДПО. Факультет повышения квалификации преподавателей обеспечивает психологопедагогическую и специальную (по направлениям обучения) подготовку преподавателей МГСУ и других вузов, и в том числе подготовку преподавателей для системы ДПО. Психолого-педагогический центр обеспечивает психологическую поддержку преподавателей университета и слушателей программ ДПО. Лаборатория инновационных исследований проблем экономики и менеджмента в строительстве изучает потребности конкретных целевых групп в программах ДПО, ведет мониторинг спроса на образовательные программы и исследует удовлетворенность потребителей предоставленными
образовательными услугами.
Опыт практической деятельности убеждает, что для национального исследовательского университета вышеперечисленные базисные функции системы ДПО являются жизненно необходимыми. Эффективное функционирование системы ДПО университетских комплексов в современных условиях способны обеспечить только структуры, обладающие данным набором функций.
Поскольку МГСУ был одним из победителей национального проекта «Образование», а сейчас ему присвоена категория «Национальный исследовательский университет», то, естественно, что все подразделения, входящие в Комплекс развития системы ДПО оснащены самым современным оборудованием и передовыми технологиями.
Например, Межвузовский отраслевой центр «Открытая сеть образования в строительстве», обладающий уникальными информационными и
коммуникационными технологиями [2, с. 120-123], представляет собой
интеграционную территориально-распределенную сетевую структуру,
объединяющую МГСУ и связанные с ним договорными отношениями региональные вузы, которые, в свою очередь, имеют прямые выходы на предприятия. Центр был создан в апреле 2008 г. и является одним из наиболее значимых результатов реализации инновационной образовательной программы университета «Подготовка нового поколения специалистов в области строительства, создающих безопасную и комфортную среду
жизнедеятельности», осуществленной в рамках национального проекта «Образование».
Основное назначение «Открытой сети образования в строительстве» -создание единого образовательного пространства в сочетании с повышением качества высшего строительного образования за счет генерации актуальных для отрасли инновационных знаний и их распространения на базе новейших дистанционных образовательных технологий [1, с. 142-145]. Основной сферой «Открытой сети образования в строительстве» является дополнительное профессиональное образование [3, с. 43-44; 5, с. 145-147].
В открытой сети реализуются все типы программ ДПО:
- профессиональная переподготовка (не менее 1000 аудиторных часов), завершающаяся выдачей диплома о дополнительном (к высшему) образовании государственного образца;
- профессиональная переподготовка (от 500 аудиторных часов), завершающаяся выдачей диплома о профессиональной переподготовке государственного образца;
- повышение квалификации (среднесрочное, от 100 до 500 аудиторных часов), завершающееся выдачей свидетельства о повышении квалификации государственного образца;
- повышение квалификации (краткосрочное, от 72 до 100 аудиторных часов), завершающееся выдачей удостоверения о повышении квалификации государственного образца;
- семинары, тренинги, курсы (менее 72 аудиторных часов), завершающиеся выдачей сертификата МГСУ.
Программы проводятся по следующим направлениям обучения: промышленное и гражданское строительство; инженерная безопасность; инженерные системы; специальные здания и сооружения; эксплуатация зданий и сооружений; экономика строительства; информационные технологии в строительстве.
Учебный процесс в «Открытой сети образования в строительстве» осуществляется на базе on-line видеотрансляций по спутниковым Интернет-каналам, обеспечивающим высокое качество передаваемого сигнала.
Г оловной центр «Открытой сети образования в строительстве» размещен в МГСУ, а 22 региональных организованы в вузах, входящих в Ассоциацию строительных вузов и расположенных в крупных центрах инвестиционностроительной деятельности России.
Для успешного решения поставленных задач головной центр «Открытой сети образования в строительстве» оснащен современным оборудованием и имеет в своем распоряжении две аудитории-студии для записи мультимедийного образовательного контента и технологическую линию для его обработки; трансляционную аудиторию для проведения дистанционного on-line обучения в режиме реального времени, а также приема on-line трансляций из региональных центров; мобильную студию для организации трансляций из любой точки университета (лабораторий, учебных классов, залов заседаний и т.п.) в приемные студии головного вуза и региональных центров.
В каждом региональном центре «Открытой сети образования в строительстве» имеется компьютерный класс-аудитория приема спутниковых потоковых Интернет-трансляций, рассчитанный на 25-30 чел. Оборудование региональных центров позволяет не только принимать on-line трансляции из Москвы, но и вести их из своего центра.
Благодаря применению инновационных технологий учебный процесс в «Открытой сети образования в строительстве» строится как комбинация следующих универсальных модулей: образовательные мероприятия в режиме online (видеотрансляции); мультимедийные учебные материалы на DVD; учебный веб-портал; интерактивные консультации; тестирование.
Эти модули, позволяя «конструировать» программы любой сложности и конфигурации, обеспечивают возможность оперативного реагирования на изменение запросов рынка образовательных услуг.
Не отстают по оснащенности от «Открытой сети образования в строительстве» и другие подразделения Комплекса развития системы ДПО, вносящие свой вклад в повышение качества и интенсификацию дополнительного профессионального образования МГСУ.
Теоретические наработки автора, реализованные в практической деятельности системы ДПО МГСУ, позволили сформулировать концепцию ДПО НИУ, которая в кратком изложении выглядит следующим образом: «Система дополнительного профессионального образования национального исследовательского университета является ключевым элементом непрерывного многоуровневого образования, построенным на слиянии образовательной и профессиональной сред, интегрирующим педагогические (образовательнометодические), организационно-административные, технико-технологические, кадрово-рекрутинговые, социально-маркетинговые и психологоподдерживающие базисные функции и обеспечивающим освоение обучающимися специалистами востребованных в соответствующих областях деятельности компетенций».
* * *
1. Ишков А.Д. «Открытая сеть образования в строительстве»: внедрение современных информационных и коммуникационных технологий в систему дистанционного образования // Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения: материалы XI Международной науч.-практ. конф. (Москва,4 декабря 2009 г.). М.: МГИУ, 2009. 382 с.
2. Ишков А.Д. «Открытая сеть образования в строительстве»: опыт создания и эксплуатации // Третья международная конференция по вопросам обучения с применением технологий elearning «MOSCOW Education Online 2009»: сборник тезисов докладов конференции (Москва, Президент-Отель, 27 - 29 сентября 2009 г.). М.: ООО «Global Conferences», 2009. 380 c.
3. Ишков А.Д. Дополнительное профессиональное образование на базе Открытой сети образования в строительстве // Тезисы докладов 6-ой конференции «Дополнительное профессиональное образование: от спроса до признания» (Москва, 3-4 июня 2009 г.). М.: Межгосударственная ассоциация последипломного образования, 2009. 108 с.
4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р [электронный ресурс]. URL: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf
5. Милорадова Н.Г., Ишков А.Д. Проблемы адаптации преподавателей высшей технической школы к дистанционным образовательным технологиям // Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения: материалы XI Международной науч.-практ. конференции (Москва, 4 декабря 2009 г.). М.: МГИУ, 2009. 382 с.