СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В.С. БАЖЕНОВА, профессор, директор Межотраслевого регионального института подготовки кадров
Система дополнительного
профессионального
образования
В статье рассматриваются вопросы функционирования системы дополнительного профессионального образования в университете, этапы ее формирования, современное состояние и перспективы.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, программы профессиональной переподготовки, курсы повышения квалификации.
Подготовка профессиональных кадров предполагает не только наличие базового высшего образования, но и возможность их постоянного профессионального самосовершенствования, осуществляемого в форме повышения квалификации или профессиональной переподготовки.
Существовавшие в нашей стране многие десятилетия отраслевые и внутрипроизводственные системы повышения квалификации работников в силу известных экономических и политических причин были разрушены, и только вузы, сохранившие свой научно-педагогический потенциал, смогли взять на себя решение этих задач.
В Восточно-Сибирском государственном университете технологий и управления функции системы дополнительного профессионального образования успешно выполняет специально созданное подразделение вуза (на правах факультета) - Межотраслевой региональный институт подготовки кадров (МРИПК). Уже свыше 15 лет институт работает на рынке образовательных услуг не только Бурятии, но и Восточной Сибири и Дальнего Востока. С учетом многопрофильности подготовки в университете, здесь предлагаются программы дополнительного образования, включающие в себя многоотраслевые проблемы экономики, управления, права, техники и технологий.
За этот период пройден путь от небольшого структурного подразделения вуза, обучающего безработных граждан, до института, на базе которого ежегодно реализуются 19 программ профессиональной
переподготовки и дополнительной квалификации (500 часов и свыше) и более 80 курсов повышения квалификации, семинаров и тренингов по заказам предприятий и организаций.
Кроме того, МРИПК осуществляет обучение по различным специализированным программам, таким как Президентская программа подготовки управленческих кадров, российско-голландская программа «РИМА-маркетинг», Курсы единой программы подготовки арбитражных управляющих, Программа подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров.
Хотя дополнительное образование в вузе является самостоятельным направлением образовательной деятельности, оно не оторвано от целей и задач основного образовательного процесса. Учебно-методичес-
кое обеспечение программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки осуществляется на выпускающих кафедрах университета. К разработке программ, проведению занятий привлекаются наиболее квалифицированные преподаватели, имеющие опыт консалтинговой деятельности. При этом с самого начала реализации программ ДПО университету пришлось решать задачу обучения преподавателей, готовых работать со взрослой аудиторией. Этому способствовала реализация в 1997-1999 гг. программы ТАСИС «Укрепление потенциала в области подготовки кадров в сфере бизнеса и менеджмента». Основной целью проекта являлось создание структур и методов для подготовки менеджеров в высших учебных заведениях, обучение новых предпринимателей и бизнесменов, руководителей крупных госпредприятий. Свыше 40 преподавателей ВСГУТУ прошли стажировки (от одного до трех месяцев) в университетах Санкт-Петербурга, Финляндии и Ирландии. Они обучались современным методикам и приемам обучения взрослых, знакомились с содержанием зарубежных учебных программ, наладили контакты с преподавателями европейских университетов. В 1999 г. был выпущен сборник case study, в котором описаны конкретные деловые ситуации на различных предприятиях байкальского региона и методика проведения занятий с их использованием.
Все последующие годы в университете постоянно работали курсы по обучению преподавателей особенностям работы со взрослой аудиторией. В 2010 г. в структуре МРИПК начала свою работу Школа педагогического мастерства. Стратегической задачей реализации этого проекта стало развитие системы дополнительного образования в новых условиях и повышение мастерства преподавателей при обучении взрослых. Программа состоит из трех циклов курсов повышения квалификации для преподавателей: «Менеджмент образовательных услуг и современные технологии
обучения» (72 ч.), «Маркетинг образовательных услуг» (72 ч.), «Интерактивные технологии обучения» (40 ч.).
Цели и результаты курсов:
• совершенствование навыков в области менеджмента и маркетинга образовательных программ, управления качеством образования;
• развитие навыков создания новых образовательных программ обучения взрослых;
• овладение компетенциями в области исследования рынка образовательных услуг, ценообразования и продвижения услуг на рынок, формирования коммуникативной политики;
• овладение методами современного интерактивного обучения, в частности методиками проведения модерации, групповых упражнений, ролевых игр, решения конкретных ситуаций;
• развитие навыков управления групповой динамикой учебного коллектива и разработки дизайна занятий.
За прошедший период было обучено около 90 преподавателей со всех факультетов. Главным и весомым итогом проекта стало создание свыше 50 новых курсов повышения квалификации, которые сегодня реализуются во ВСГУТУ. Постоянная ориентация на развитие и качество, поиск новых подходов, внедрение новых технологий обучения позволяют системе дополнительного образования университета не стоять на месте, а постоянно двигаться вперед.
Также к занятиям на курсах повышения квалификации привлекаются специалисты и руководители предприятий г. Улан-Удэ, большую активность в этой сфере проявляют выпускники Президентской программы подготовки управленческих кадров для отраслей народного хозяйства.
Первые программы дополнительного образования реализовывались совместно с Департаментом занятости населения - это были программы обучения безработных граждан. Упомянем также внедрение в республике по инициативе Департамента заня-
тости совместного с Великобританией проекта по подготовке современного офисного персонала с выдачей дипломов Британского совета. На этих проектах нарабатывался опыт работы со взрослыми, строилась система сотрудничества как внутри университета - с кафедрами, так и с внешними потенциальными партнерами.
В настоящее время назрела необходимость не столько в подведении итогов, сколько в определении перспектив, имея в виду, что под эгидой МРИПК в университете создана работоспособная, активно развивающаяся система дополнительного профессионального образования.
Что представляет собой МРИПК сегодня? Это подразделение Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления, которое стало важным звеном в реализации и построении системы непрерывного образования в Республике Бурятия. Он предоставляет возможность персоналу организаций и отдельным потребителям дополнительных образовательных услуг освоить дополнительную специальность, повысить свою квалификацию и тем самым улучшить свою трудовую мобильность на рынке труда. За годы работы института около 2000 человек прошли профессиональную переподготовку, свыше 8000 человек повысили квалификацию.
Курсы повышения квалификации и краткосрочные семинары проводятся по самым разным темам, например: «Расчет пищевой ценности кулинарных изделий, вырабатываемых на предприятиях общественного питания», «Ценообразование и сметное нормирование»,
«Дизайн интерьера 3dsMax», «Микробиологические основы производства пищевых продуктов», «Обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами экологических служб и систем экологического конт-
роля», «Электрооборудование зданий и сооружений», «Энергосбережение», «Современные промышленные технологии в молочной промышленности» и многие другие. Необходимо отметить, что на курсах повышения квалификации обучаются специалисты не только из Бурятии, но и из всей Восточной Сибири и с Дальнего Востока. Большим спросом пользуются тренинги «Развитие управленческих компетенций руководителя» и «Управление проектами».
Повышение квалификации проходят следующие группы слушателей:
• специалисты отраслей народного хозяйства;
• государственные и муниципальные служащие;
• преподаватели высших учебных заведений;
• безработные граждане.
Многие организации и предприятия республики являются партнерами МРИПК в вопросах подготовки и развития персонала.
С 1998 г. в стенах института реализуется Президентская программа по подготовке управленческих кадров в Республике Бурятия. За этот период подготовку прошли свыше 500 специалистов, направленных на обучение от предприятий. Большинство слушателей являются руководителями среднего и высшего звена и представляют предприятия различных форм собствен-
ности и сфер деятельности - от крупных до сравнительно небольших частных фирм и компаний. В последнее время наметилась тенденция - «обучение командами », когда подготовку в университете проходят несколько специалистов от одного предприятия. Надо отметить, что около 25% выпускников Программы стажировались за рубежом в таких странах, как Германия, США, Япония, Италия, Франция. С 2002 г. часть слушателей начали проходить стажировку внутри страны на ведущих предприятиях России.
Президентская программа позволила выпускникам применить на практике новые знания и менеджерские навыки, что способствовало их карьерному росту и улучшению деятельности предприятий, направивших их на обучение. Как правило, выпускники Президентской программы - это депутаты Народного Хурала, руководители министерств и ведомств, директора различных предприятий, государственных и общественных организаций и учреждений г. Улан-Удэ, республики и других регионов.
В республике функционирует региональная общественная организация участников Президентской программы «Союз менеджеров Бурятии». Учитывая, что обучение по этой программе проводит только наш университет, фактически это ассоциация выпускников Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления. Миссией ассоциации является содружество и социальное продвижение выпускников программы всех выпусков. Успешные выпускники программы, являющиеся руководителями и ведущими специалистами практически всех хозяйствующих субъектов республики, совместно с преподавателями университета разрабатывают различные проекты и организуют мероприятия, содействующие поступательному развитию Alma Mater.
В рамках Института подготовки кадров в 1998 г. был образован Учебно-методический центр обучения, аттестации и повышения квалификации профессиональных
бухгалтеров. В зависимости от уровня образования и стажа работы на руководящих должностях, требующих знания бухгалтерского учета, а также оценок, полученных при сдаче квалификационных экзаменов, претенденты получают аттестаты различного уровня. Программу подготовки профессиональных бухгалтеров в университете прошли свыше 600 специалистов.
Реформирование бухгалтерского учета потребовало подготовки кадрового резерва руководящих работников бухгалтерских служб, обладающих новым экономическим мышлением. В связи с этим с 2003 г. введен такой вид членства, как «Член ИПБ России - Молодой бухгалтер». По этой программе могут обучаться студенты экономических специальностей начиная с 4-го курса. Квалификационный аттестат резерва профессионального бухгалтера получили около 30 студентов специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит ».
Деятельность МРИПК протекает в условиях постоянного изменения образовательной среды. Сейчас начался новый этап в развитии образования, связанный с переходом на уровневую систему. Последняя является важнейшим элементом системы непрерывного образования, позволяющим после первых лет обучения по широкому направлению более осознанно выбрать профиль подготовки, который реализуется на старших курсах бакалавриата. После окончания первого уровня, имея диплом о высшем профессиональном образовании, бакалавр имеет возможность скоординировать свои жизненные планы с возможными изменениями на рынке труда. Он может продолжить образование в магистратуре или воспользоваться широким спектром программ дополнительного профессионального образования. Такая система является весьма гибкой и соответствует современной структуре квалификаций и потребностям общества.
В университете также ведется обучение по программам профессиональной переподготовки, дающим право на ведение нового
вида профессиональной деятельности (свыше 500 часов). Это такие программы, как «Электроэнергетика», «Маркетинг и логистика», «Оценка стоимости предприятия», «Государственное и муниципальное управление», «Правовое регулирование налоговой деятельности», «Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности», «Управление персоналом», «Финансовый менеджмент», «Бухгалтерский учет» и другие.
Специфика системы дополнительного профессионального образования заключается не только в необходимости быстрого и гибкого реагирования на новые требования рынка, но и в прогнозировании рыночной динамики с целью скорейшего предложения инновационного продукта. В настоящее время в университете совершенствуются имеющиеся и разрабатываются новые программы профессиональной переподготовки, ориентированные на выпускников вуза - бакалавров. В основном это программы, предназначенные для бакалавров техники и технологий Института пищевой инженерии и биотехнологии, факультета сервиса, технологии и дизайна, машиностроительного факультета. Разрабатываемые программы профессиональной переподготовки предполагают углубленную специальную подготовку в более узкой сфере профессиональной деятельности.
Как известно, выпускнику высшего учебного заведения может быть присвоена, помимо основной, дополнительная квалификация ВПО. В университете аккредитована образовательная профессиональная программа «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации»; обучаются по ней студенты всех направлений и специальностей, желающие использовать в своей профессиональной деятельности иностранный язык.
По мере усложнения бизнес-среды и роста конкуренции возрастает уровень требований к профессиональной квалификации специалистов, в частности, к их знаниям в области маркетинга. С 2008 г. в университе-
те работает учебный центр по российско-голландской программе подготовки маркетологов. Обучение заканчивается проведением единого письменного экзамена во всех региональных учебных центраходновремен-но. Слушатели, успешно сдавшие экзамен, получают три выходных документа:
• государственный диплом о профессиональной переподготовке по программе РИМА;
• сертификат о прохождении базового курса или диплом бакалавра (в зависимости от уровня программы) Университета INHOLLAND (Нидерланды);
• международное ратифицированное приложение к диплому Нидерландской организации по международному сотрудничеству в сфере высшего образования
(N^1^.
При составлении программ профессиональной переподготовки реализован блочно-модульный подход. Особенностью его использования является возможность применения новых знаний и навыков уже на промежуточных этапах подготовки. Кроме того, он имеет еще одно преимущество -гибкое построение учебного процесса, так как освоение отдельных модулей может осуществляться слушателем в зависимости от избранной им траектории обучения. Содержание программ и методика обучения определяются с учетом важности результатов обучения (компетенций).
Система повышения квалификации на технических и технологических направлениях имеет свою специфику. Важнейшим принципом ее организации является интеграция образования и производства. Обучение осуществляется по заказам промышленных предприятий, других организаций реального сектора экономики. МРИПК заключает договоры на повышение квалификации специалистов таких предприятий республики, как Улан-Удэнский авиационный завод, Улан-Удэнский локомотивовагоноремонтный завод- филиал ОАО «Жел-дорреммаш, крупные строительные организации.
С 2005 г. в университете работают курсы повышения квалификации специалис-тов-строителей. Сначала это были курсы для получения лицензии на право ведения строительной деятельности, затем программы повышения квалификации лиц, допущенных к работам по организации строительства при вступлении строительной организации в саморегулируемую организацию. В связи с утверждением советом Национального объединения строителей Положения о единой системе аттестации руководителей и специалистов строительного комплекса, в 2011 г. университет прошел аккредитацию Национального объединения строителей в качестве центра по тестированию (свидетельство об аккредитации №152) и в настоящее время проводит соответствующую аттестацию специалистов.
С самого начала своей деятельности МРИПК много внимания уделял программам обучения безработных граждан. В 1997 г. был подготовлен проект дистанционного обучения безработных основам рыночной экономики и подготовки бизнес-планов. Для реализации проекта на конкурсной основе был получен грант фонда «Евразия ». Десятки безработных граждан Тар-багатайского, Иволгинского и Кабанского районов республики получили современные экономические знания и подготовили бизнес-планы; лучшие из них при финансовой поддержке Департамента занятости населения республики были реализованы. Работа по обучению безработных граждан продолжается, но уже в меньшем объеме. Обучение идет по таким специализированным программам, как инспектор по кадрам, менеджер по продажам. Университет ежегодно участвует в конкурсе образовательных учреждений за право реализации программ профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения по направлению службы занятости, участвует в ярмарках рабочих мест, организуемых центром занятости населения. На сегодняшний день обучение по различным программам прошли свыше 1500 безработных.
В настоящее время центры занятости населения, кроме работы с безработными гражданами, организуют опережающее профессиональное обучение высвобождаемого персонала и работников, находящихся под риском увольнения, в целях обеспечения их занятости. В частности, заключен договор с центром занятости г. Гусиноозер-ска на опережающее обучение работников Гусиноозерской ГРЭС по программам технического обслуживания, ремонта и модернизации теплотехнического, теплоэнергетического и электротехнического оборудования.
Согласно Федеральному закону от 27.06.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации», государственные служащие должны повышать квалификацию не реже одного раза в три года. Для заключения государственных контрактов на оказание образовательных услуг по обучению государственных гражданских служащих университет постоянно участвует в различных конкурсах. За последние годы были реализованы программы повышения квалификации по различным направлениям в зависимости от потребностей нанимателя. Так, было проведено повышение квалификации по следующим программам: «Управление персоналом государственной гражданской службы. Противодействие коррупции»; «Информационные технологии и информационная безопасность в государственной гражданской службе »; «Бюджетная система. Бюджетный процесс»; «Основы организации и прохождения государственной службы»; «Концепция, структура и технологии электронного правительства»; «Государственная конкурентная политика »; «Развитие управленческих компетенций руководителя»; «Управление проектами».
Всегда актуальной остается задача повышения квалификации профессорско-преподавательского состава университета. С 2009 г. у нас организовано повышение квалификации штатных преподавателей
подведомственных Рособразованию учреждений высшего профессионального образования за счет средств федерального бюджета. За этот период свыше 200 преподавателей нашего университета, а также других университетов и филиалов вузов г. Улан-Удэ прошли повышение квалификации по 15 программам, таким как «Формирование информационной компетентности специалиста», «Развитие аналитических аспектов компетентности экономиста на основе применения современных математико-статистических методов анализа и прогнозирования», «Авторское право как институт права интеллектуальной собственности», «Правовое регулирование труда преподавателя высшей школы».
Система дополнительного образования имеет ряд преимуществ перед базовыми образовательными структурами: она мобильна, приспособлена и приближена к рынку труда, ориентирована в большей степени на зрелых, имеющих профессиональный и жизненный опыт людей, работа которых требует постоянного повышения квалификации.
Проблемам развития непрерывного образования у нас в университете уделяется повышенное внимание. Тому есть ряд причин.
С одной стороны, современная экономика требует от человека по мере карьерного роста регулярно пополнять свой багаж знаний и навыков. Международная статистика свидетельствует о том, что для достижения социального успеха приходится в среднем четыре раза на протяжении жизни менять сферу профессиональной деятельности, а тем специалистам, которые остаются занятыми в одной области длительное время, обновлять свои знания и навыки не реже, чем раз в три года.
С другой стороны, и вузы более, чем когда-либо, оказались заинтересованными в создании системы непрерывного образования. В последние десятилетия имели место образовательный бум и демографический подъем. В настоящее время демографи-
ческий спад и удорожание стоимости образования привели к избытку предложений на рынке образовательных услуг и дефициту государственных ресурсов на образование. В условиях, когда вузы вынуждены бороться за студентов, привлечение все большего числа слушателей дополнительного профессионального образования открывает для нихвозможность сохранить финансовую стабильность.
Университет работает над совершенствованием системы ДПО, основываясь на известных принципах реализации непрерывного образования:
• ориентирование профессионального образования на потребности экономики и рынка труда;
• удовлетворение потребности как в профессиональном, так и в личностном развитии;
• интеграция практического опыта в рамках профессиональных образовательных программ;
• сотрудничество между государством и социальными партнерами в планировании и внедрении программ базового и дополнительного профессионального образования.
Задача дальнейшего совершенствования дополнительного профессионального образования не может быть решена только в рамках высшего учебного заведения - нужно сотрудничество всех заинтересованных сторон. В Республике Бурятия постепенно формируется понимание необходимости непрерывного образования для развития и эффективного использования человеческого потенциала. Представители работодателей осознают потребность в подготовке и переподготовке специалистов и учатся формулировать свои запросы; задача госу-дарственныхи муниципальныхорганов управления состоит в стимулировании постоянного профессионального совершенствования работников.
Университет включает в систему дополнительного образования и студентов. Для них организуется обучение в области информационных технологий, управления
персоналом, работают курсы, нацеленные на совершенствование личностных компетенций, на освоение эффективных методик трудоустройства, с выдачей документов установленного образца. Особой популярностью среди студентов пользуются следующие направления: компьютерные технологии в проектировании и рекламе (проектирование зданий и сооружений с применением компьютерных программ ArchiCAD, АutoCAD, компьютерный дизайн в рекламном деле); бухгалтерский учет с использованием информационных технологий (1 С-Бухгалтерия 7.7, 1 С-Торговля и склад 7.7, 1 С-Зарплата и кадры 7.7); управление финансово-хозяйственной деятельностью (бизнес-планирование, налогообложение, правовое регулирование хозяйственной деятельности, аудит); новые технологические приемы в строительстве.
По программам дополнительного образования обучаются студенты всех курсов университета, но большинство студентов выпускных курсов предпочитают програм-
мы профессиональной переподготовки, дающие право на ведение нового вида профессиональной деятельности. Все это повышает конкурентоспособность выпускников на рынке труда, их личностный и профессиональный потенциал.
Что касается разработки и внедрения инновационных методик преподавания и обучения людей старшего возраста, то нужно учитывать, что для этой категории учащихся требуется внедрение гибкого механизма софинансирования: общество должно взять на себя ответственность по инвестициям в образование малообеспеченных и социально не защищенных категорий населения.
Таким образом, функционирующая в Восточно-Сибирском государственном университете технологий и управления система дополнительного профессионального образования способствует удовлетворению потребности разных категорий слушателей в непрерывном образовании и, как следствие, содействует социально-экономическому развитию Республики Бурятия.
BAZHENOVA V. SYSTEM OF CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION The article considers the questions oncerning functioning of the system of continuing professional education at the university, stages of its formation, a current state and prospects.
Key words: continuing professional education, supplementary educational programs, skills raising courses.