СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

УДК 910.2(470.25)
И. Н. Красильникова, М. Г. Груздова
СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В статье дан анализ становления и развития системы дополнительного географического образования школьников в Псковской области. Характеризуются направления работы отделения географии Псковского областного центра развития одарённых детей и юношества по оказанию образовательных услуг в сфере дополнительного образования школьников: очно-заочное обучение, консультации, конкурсы, научно-исследовательская деятельность, полевые практикумы и детские экспедиции, подготовка к олимпиадам по географии. Представлены результаты деятельности отделения географии по различным направлениям за последние 10-12 лет, определены перспективы дальнейшего развития.
Ключевые слова: дополнительное географическое образование, очно-заочное обучение, олимпиады, конкурсы, Школа олимпиадников, полевые практикумы, дистанционное обучение.
Подготовка учителей географии для Псковской области началась с образования факультета естествознания в составе Псковского государственного педагогического института в 1932 г. В 1960 г. на факультете была открыта кафедра географии, которая стала выпускающей кафедрой для многих сотен специалистов-географов. С этого времени проводились специализированные консультации для учителей географии, работающих в г. Пскове и области. Преподаватели кафедры вели дополнительные занятия со школьниками в форме консультаций, факультативов, кружков в школах города и районов Псковской области, но основная работа по дополнительному географическому образованию детей велась учителями на местах. В основном школьные географические кружки имели краеведческую и туристическую направленность.
С 1991 г., когда стала проводиться Всероссийская олимпиада школьников по географии, подготовку участников от Псковской области к заключительному этапу осуществлял методист по географии Псковского областного института повышения квалификации учителей.
С 1994 г. в образовательной сфере Псковской области активно работает Псковский областной центр развития одарённых детей и юношества (ПОЦРОДиЮ). Целью его работы является создание оптимальных педагогических условий познавательной деятельности школьников. Основными задачами, стоящими перед Центром, являются: выявление и развитие интеллектуально одарённых детей, поддержка и оказание методической помощи талантливым детям для эффективной реализации их способностей. Познавательная деятельность обучающихся осуществляется посредством реализации дополнительных программ, разработанных на отделениях по двенадцати предметам, в том числе и географии.
Деятельность отделения географии осуществляется в нескольких направлениях: очно-заочное обучение учащихся 6-11 классов с системой консультаций в г. Пскове; организация областного конкурса «Юный знаток
географии» среди учащихся 6-8 классов; подготовка школьников 7-11 классов к олимпиадам и конкурсам в «Школе олимпиадников» по географии; обучение на полевых практикумах; исследовательская деятельность в историко-географической экспедиции.
Отделение географии в Центре начало работу с сентября 1998 г. (очно-заочное обучение для обучающихся 8-11 классов). В таблице 1 приведено число учащихся отделения в разные годы.
Таблица 1
Число учащихся на отделении географии
Учебный год Число учащихся
2000/2001 12
2001/2002 25
2002/2003 17
2003/2004 14
2004/2005 19
2005/2006 21
2006/2007 21
2007/2008 18
2008/2009 30
2009/2010 31
2010/2011 25
2011/2012 20
2012/2013 21
Учебно-методические материалы для школьников были представлены в форме традиционных контрольных работ, включающих вопросы, задания и тесты, а также краткие рекомендации по их выполнению. Поэтому на отделении географии ПОЦРОДиЮ возникла необходимость разработки методических материалов для самостоятельного (заочного) обучения географии с целью расширения и углубления знаний по географии и мотивации обучения на отделении.
С 2004 г. на отделении началась экспериментальная работа с целью создания современных условий для развития способностей учащихся путём совершенствования контрольных работ и методического обеспечения обучения [3]. Осуществление экспериментальной деятельности на отделении географии подразумевало разработку новой образовательной программы, в которой отражены основные проблемы организации образовательного процесса:
- создание и использование разноуровневых работ по географии;
- разработка пакета новых дидактических материалов и заданий по географии;
- редактирование имеющихся пособий таким образом, чтобы они были наиболее целесообразны по содержанию, форме, техническому исполнению;
- диагностика выполнения контрольных работ по географии с целью использования результатов при разработке пакета дидактических материалов [2].
В результате экспериментальной деятельности к настоящему времени по очно-заочной форме для углубленного обучения разработаны методические материалы, которые представлены в форме «Познавательных работ по географии» (6 класс),
«Познавательных маршрутов» (7-9 классы) и контрольных (практических) работ (10-11 классы).
Основу «Познавательных работ по географии» составляют задания областного конкурса «Юный знаток географии», которые направлены на формирование навыка чтения различных типов карт, наблюдение, анализ закономерностей географической оболочки и синтез полученных знаний.
«Познавательные маршруты» имеют свою структуру:
- теоретические материалы для самостоятельного углубленного изучения темы и дополнительные вопросы;
- задания (тесты) для самопроверки по теме;
- контрольные работы в 3 вариантах (по выбору учащегося), различающиеся по уровню сложности.
В пособиях представлен разнообразный иллюстративный и картографический материал. Задания «Познавательных маршрутов» различаются по типу познавательной деятельности, по уровню и степени познавательной самостоятельности учащихся при выполнении работы. В состав «Маршрутов» включены задания всероссийской олимпиады по географии различного уровня, что способствует подготовке обучающихся к различным конкурсам и олимпиадам по географии.
Учебно-методические материалы для обучающихся 10-11 классов включают тематические разделы, задания которых различаются по форме и уровню сложности. Задания имеют творческий и репродуктивный характер, направлены на подготовку учащихся к всероссийской олимпиаде по географии и к сдаче экзамена по предмету в дальнейшем. В приложения к работам входят списки географических объектов, формулы вычисления различных показателей, используемые в социально-экономической и физической географии.
Ежегодно Псковский областной центр развития одарённых детей и юношества проводит областной конкурс «Юные дарования». В его рамках проводится в три тура конкурс «Юный знаток географии» среди учащихся 6-8 классов. Первый тур — заочный, проводится в декабре-январе. По результатам выполнения заданий заочного тура учащиеся приглашаются в феврале на второй (очный) тур конкурса. В третьем, финальном туре конкурса участвуют по шесть-семь школьников от каждого класса, набравшие наибольшее количество баллов. Победители и призёры конкурса имеют льготы при поступлении на обучение в Центр. Победитель конкурса «Юный знаток географии» среди восьмиклассников имеет право участия в третьем (региональном) этапе всероссийской олимпиады по географии в следующем учебном году.
До 2004 г. к участию в конкурсе «Юный знаток географии» приглашались учащиеся 7 класса, с 2005 г. — 7 и 8 классов, с 2006 г. — 6-8 классов. Статистические данные по числу школьников, принявших участие в конкурсе «Юный знаток географии», приведены в таблице 2.
Ежегодно в трёх турах конкурса «Юный знаток географии» принимает участие более 250 школьников Псковской области.
В Псковском областном центре развития одарённых детей и юношества с 2009 г. открыта «Школа олимпиадников» по географии, целью которой является
подготовка детей к участию в олимпиадах разного ранга (от школьных до региональных) и успешное участие школьников Псковской области в заключительном этапе всероссийской олимпиады по географии [1].
Таблица 2
Число участников конкурса «Юный знаток географии»
Учебный год Заочный тур Очный тур Финал
1998/1999 128 49 5
1999/2000 46 28 4
2000/2001 79 42 5
2001/2002 36 14 3
2002/2003 59 34 7
2003/2004 83 48 4
2004/2005 114 82 11
2005/2006 148 103 13
2006/2007 185 116 13
2007/2008 146 112 14
2008/2009 219 149 13
2009/2010 157 96 20
2010/2011 201 113 16
2011/2012 236 141 22
2012/2013 169 128 29
Формами организации учебной деятельности являются лекции, практические работы и полевой практикум. В рамках областной «Школы олимпиадников» проводятся занятия, способствующие формированию навыка чтения разнообразных картографических изображений, ориентирования на местности различными способами, съёмки местности, использования инструментальных средств в полевых условиях, исследования почв и другие. Поэтому подготовка детей к олимпиаде носит комплексный характер, где теория сочетается с практикой.
Образовательный процесс в «Школе олимпиадников» состоит из трёх сессий. Занятия каждой сессии отличаются по целям и задачам проведения, содержанию, типологии занятий [1, 2].
I сессия «Школы олимпиадников» по географии проводится с октября по январь. Это период усиленной подготовки обучающихся к муниципальному и областному этапам всероссийской олимпиады по предмету. На данный период выбраны следующие пути достижения цели:
- знакомство с типологией олимпиадных заданий и оценочной системой каждого этапа, что даёт возможность показать перспективы дальнейшего самообразования детей по предмету;
- изучение картографического образа территории и акватории различных регионов мира, в т. ч. и России;
- изучение закономерностей компонентов природных комплексов, углубление знаний по темам с использованием учебников высшей школы;
- выполнение большого количества разнообразных географических заданий; приобретение детьми опыта выполнения нестандартных заданий;
- регулярное выполнение домашних заданий — комплекта обучающих географических задач из газеты «География» (приложение к газете «1 сентября») с использованием словарей, справочников и дополнительной литературы.
II сессия «Школы олимпиадников» проводится с февраля по апрель. Основная задача этого периода — подготовка к заключительному этапу Всероссийской олимпиады. Сложность подготовки детей определяется тем, что занятия посещают не только обучающиеся 2-3 года в «Школе олимпиадников», но и «новички» — победители и призёры областной олимпиады текущего года.
Основной задачей проводимых занятий с обучающимися во вторую сессию является разбор заданий заключительного этапа олимпиады предыдущих лет.
Для подготовки к практическому туру в рамках «Школы олимпиадников» занятия проводятся на местности. Они способствуют формированию навыков ориентирования в полевых весенних (зимних) условиях, выявления геоморфологических и гидрологических характеристик территории, определения высоты объектов и т. д. Полевые занятия проводятся в течение одного дня в Псковском районе.
III сессия занятий в «Школе олимпиадников» проводится в июне. Занятия направлены на глубокое выявление на местности взаимосвязей системы «природа-природа», «природа-человек». Формами организации учебной деятельности в эту сессию являются лекции, практические работы и полевой практикум. Тематика лекций и практических работ определяется несколькими факторами: недостаточным изучением темы в рамках школьной программы; необходимостью углубления знаний по разделам географии, заявленным в аналитическом раунде областного и заключительного этапов всероссийской олимпиады; актуальностью темы на современном этапе социально-экономического развития общества.
Теоретические знания дети применяют в полевых условиях при выполнении заданий, требующих развития различных умений: определение азимута на объект, используя поправку на магнитное склонение; вычисление поправки магнитного склонения; определение координат объекта с использованием GPS-навигатора; определение частей речной долины; определение абсолютной высоты объекта, используя измерения вертикального угла на искомую точку теодолитом; определение угла падения солнечных лучей в астрономический полдень в точке проведения соревнований; разработка и обоснование оптимального маршрута движения школьников; идентификация объектов местности на незаконченном варианте топографической карты с использованием маршрутных наблюдений и другие.
Обязательным этапом Всероссийской олимпиады по географии является практический тур. К сожалению, на областном этапе олимпиады нет возможности проведения полевого тура, так как он проводится в январе-феврале. Поэтому для подготовки школьников к заключительному этапу необходимы полевые занятия, которые возможно организовать только при «Школе олимпиадников» во время летнего практикума. На практические занятия летней сессии в полевых условиях отводится 3-4 дня, длительность таких занятий составляет 5-7 часов в день.
Полевые занятия проводятся в окрестностях д. Глоты (Псковский район), д. Лисьи Горки (Псковский район).
С 2011 г. для полевых занятий был дополнительно выбран Старый Изборск. Полевые занятия проводились в течение 7 часов с небольшим перерывом на обед. За это время учащиеся выполняли комплекс заданий, подобный полевому туру заключительного этапа Всероссийской олимпиады, где участники работают по определённому маршруту с набором контрольных точек, на которых за ограниченное время (10 минут) необходимо выполнить конкретные задачи [4, 5].
Маршрут полевого практикума в Изборске начинался с экскурсии в карьер, где школьники знакомились с геологическим прошлым этой территории, изучали горные породы, слагающие данную территорию, выполняли расчётные геологические задачи.
Следующим этапом было знакомство со Старым Изборском как населённым пунктом. Дети определяли статус населённого пункта, типы планировки, вспоминали виды населённых пунктов, традиционных для славянских поселений в прошлом и соотносили с настоящим временем.
На следующем этапе школьники выявляли исторические и физико-географические факторы размещения древних крепостей и рассматривали их применительно к Изборской крепости. Здесь же определяли высоту крепости, вала; вычисляли глубину рва различными способами, в том числе используя данные измерений давления воздуха в разных точках.
У Словенских ключей на основании материалов «информационных листков», размещённых на перилах ограждения, учащиеся давали общую характеристику объекта, а также с помощью несложных приборов и вычислений определяли расход воды, общий объём воды ключей в сутки, скорость течения общего потока ключей к Городищенскому озеру, выявляли физико-географические условия происхождения ключей.
В районе Мельничного ручья школьники занимались изучением растительного покрова, производили различные измерения и учились отображать некоторые характеристики растительности на топографических картах (состав растительности, особенности её размещения, показатели древесной растительности).
Далее участники полевого практикума переместились в туристско-рекреационный объект «Мальская долина», где знакомились с видами рекреационных ресурсов данной территории, проводили их оценку по различным показателям, планировали перспективы развития горнолыжного комплекса. Завершением работы стал этап по составлению социально-экономического портрета пос. Старый Изборск и его окрестностей. На основе анализа различных статистических показателей (экономических и демографических) и личных полевых наблюдений попытались составить прогноз дальнейшего развития этой территории.
Выбор Старого Изборска и Изборско-Мальской долины как места проведения полевого практикума для обучения школьников неслучаен — здесь на ограниченной территории учащиеся могут за непродолжительное время на основе огромного разнообразия типичных и уникальных для Псковской области природных и историко-культурных объектов практически подготовиться к
выполнению заданий заключительного этапа Всероссийской олимпиады, познакомиться с замечательным уголком своей малой Родины.
С 2011 г. осуществляется заочная дистанционная форма обучения в «Школе олимпиадников» по географии. Такая форма обучения предполагает общение методиста со школьником, регулярный обмен информацией по электронной почте. Обучающемуся высылаются задания или тесты, сопровождаемые некоторыми материалами, на выполнение отводится 5-10 дней. По мере выполнения заданий ребёнок высылает бланк с ответами и собственными замечаниями.
Каждая дистанционная работа включает следующие материалы: задания (тест) теоретического тура муниципальной (областной) олимпиады; бланк для ответов; дополнительные материалы (тексты) по рассматриваемой теме; номенклатура; рекомендации по подготовке к олимпиаде по географии.
Особенностью дистанционного обучения является самостоятельная проработка материалов обучающимся (географической номенклатуры по физической и экономической географии, географических терминов и др.), что требует от ребёнка настойчивости, терпения, высокой мотивации.
Таблица 3
Результаты участия обучающихся областной «Школы олимпиадников» в конкурсе
«Юные дарования» и Всероссийской олимпиаде по географии
Коли- Количество Количество Количество Количество
чество призёров и призёров и призёров и призёров и
обучаю- победителей победителей победителей победителей
щихся в финала муниципального регионального заключительного
«Школе «Юный знаток этапа этапа этапа
олимпи- географии» всероссийской всероссийской всероссийской
адников» среди 6-8 олимпиады по олимпиады по олимпиады по
(чел.) классов географии географии географии
2009- 9 6 кл.* 9 кл. — 2 чел. 9 кл. — 2 чел. 9 кл. — 1 чел.
2010 7 кл. — 2 чел. 10 кл. — 1 чел. 10 кл. — 1 чел.
8 кл. — 2 чел. 11 кл.* 11 кл.*
2010- 5 6 кл.* 9 кл.* 8 кл. — 1 чел. 10 кл. — 1 чел.
2011 7 кл.* 10 кл. — 2 чел. 9 кл.* 11 кл. — 0 чел.
8 кл. — 2 чел. 11 кл. — 1 чел. 10 кл. — 1 чел. (участие)
11 кл. — 1 чел
2011- 5 6 кл.* 9 кл. — 2 чел. 8 кл. — 1 чел. 9 кл. — 0 чел.
2012 7 кл.* 10 кл.* 9 кл. — 2 чел. (участие)
8 кл. — 1 чел. 11 кл. — 2 чел. 10 кл.* 11 кл. — 1 чел.
11 кл. — 2 чел.
2012- 5 6 кл. — 1 чел. 9 кл.* 9 кл.* -
2013 7 кл. — 1 чел. 10 кл. — 2 чел. 10 кл. — 2 чел.
8 кл. — 1 чел. 11 кл.* 11 кл.*
*Среди обучающихся в «Школе олимпиадников» по географии школьники указанных классов отсутствовали.
В настоящее время формирование системы обучения в областной «Школе олимпиадников» по географии не закончено. Выработаны основные направления очной и заочной (дистанционной) подготовки детей к олимпиадам различного уровня. Большое внимание уделяется как теоретической, так и практической
подготовке обучающихся, что соответствует современным требованиям к знаниям будущих участников олимпиады по географии.
Педагогические условия, созданные в Центре, позволяют реализовать способности интеллектуально одарённых детей Псковской области. По результатам обучения в «Школе олимпиадников» 50 % обучающихся отделения географии имеют положительные результаты участия в конкурсах и олимпиадах по географии различного уровня [2].
Дополнительное образование по географии с элементами исследовательской деятельности школьники могут получить, приняв участие в летней полевой экспедиции.
Историко-географическая краеведческая экспедиция школьников Псковской области «Росток» впервые была проведена в 2000 г. Псковским областным Центром развития одарённых детей и юношества на территории Гдовского района. В 2009 г. завершилась уже седьмая экспедиция. Она проводилась на территории села Велье Пушкиногорского района Псковской области [3, 6].
Целью организации детской историко-географической экспедиции является привлечение школьников Псковской области к исследовательской деятельности через изучение территорий родного края, имеющих научное, историческое, культурно-просветительское, рекреационное или иное значение. Именно поэтому для проведения экспедиционных исследований выбираются регионы, где на небольшой территории, доступной для изучения школьниками за непродолжительное время экспедиции (14-18 дней), сосредоточены наиболее интересные природные и историко-культурные объекты. Гдовский и Пушкиногорский районы отвечают этим требованиям. Кроме того, экспедиция проводится во время летних каникул, и оздоровление и отдых детей, помимо учебной и исследовательской работы, также являются одной из целей её организации. В Гдовском районе экспедиция размещалась на спортивно-оздоровительной базе «Дубно» на берегу озера Дубно, а в Пушкиногорском районе — на базе Велейской школы вблизи озёр Чёрное и Велье.
Основными задачами экспедиции за семь лет её проведения определены следующие:
- выявление объектов, имеющих историко-культурный, научный и эстетический интерес (по возможности — проведение мероприятий по их сохранению);
- исследование быта, культуры, народных промыслов местного населения;
- выполнение зарисовок архитектурных культовых сооружений или их элементов, жилых домов, предметов быта, пейзажей;
- изучение геоморфологических, гидрологических, микроклиматических и некоторых других объектов, процессов, явлений, а также взаимосвязей между физико-географическими и историко-культурными объектами;
- приобретение навыков исследовательской работы.
Желание изучать территорию родного края, знать её, объединяет работу как преподавателей, так и самих детей. В экспедицию приезжают школьники из разных районов области (ежегодно участников экспедиции 20-35, обычно представлены 7-8 районов области), и постепенно формируется коллектив руководителей из учителей школ области, преподавателей и студентов Псковского госуниверситета.
Каждая новая экспедиция вносит свой вклад в методику организации исследований, но неизменными остаются основные направления исследовательской деятельности учащихся: географическое краеведение, историческое краеведение, художественное краеведение. Для осуществления работы этих направлений разработаны программы, составляется расписание занятий. Главное, что ежегодно меняется, — объекты исследования. Не у всех руководителей имеется возможность выехать на место экспедиции до её проведения. Основная подготовительная работа ведётся в течение года по материалам печатных изданий, архивов, картографическим пособиям. И только приехав в экспедицию, и руководители, и дети изучают выбранные объекты на местности. Поэтому к руководству экспедиционными исследованиями приглашаются педагоги, наиболее подготовленные к работе в таких необычных условиях, имеющие большой опыт исследовательской деятельности, владеющие разнообразными методиками проведения полевых работ, умеющие объединить впервые встретившихся детей в единый исследовательский коллектив.
В конце работы экспедиции проводится конференция, на которой участники сообщают о результатах полевого этапа исследований. В дальнейшем школьники дополняют данные полевых исследований материалами из научной литературы, представляя работы на школьные и районные конференции, а затем и на областную научно-практическую конференцию учащихся Псковской области «Шаг в будущее». По результатам экспедиции издаётся сборник детских исследовательских работ.
Разнообразие познавательной деятельности школьников подтверждает тематика некоторых исследований:
- мониторинг в местах массового неорганизованного туризма на побережье Чудского озера в д. Спицыно и д. Залахтовье;
- составление комплексного описания малых гидрологических объектов;
- знакомство с памятниками природы и культуры (по «Кадастру достопримечательных природных и историко-культурных объектов Псковской области») и оказание посильной помощи в инвентаризации памятников природы, истории и культуры (зарисовки достопримечательных объектов с целью выявления памятников, предназначенных для фотографирования в последующем);
- составление туристических маршрутов различной направленности по достопримечательным природным и историко-культурным объектам;
- исследование архивных материалов, сбор данных об имениях в Черневской и Полновской волостях, а также о крестьянских и купеческих усадьбах конца XIX -начала XX вв. Гдовского уезда;
- изучение архивных материалов дворянских родов (Кутузовых, Салтыковых, Коновницыных, Корсаковых, Тишиных и др.), имена которых связаны с Гдовской землёй;
- изучение связи жителей Гдовского района с населением, проживающим на эстонском берегу Чудского озера;
- исследование псковской школы архитектуры церквей на побережье Чудского озера, выполнение зарисовок, рисунков;
- изучение музейных экспозиций (в клубах, Домах культуры, краеведческих музеях) для знакомства с объектами культуры и быта местного населения [6].
Обобщая опыт работы областной историко-географической краеведческой экспедиции школьников «Росток», необходимо отметить, что в полевых условиях школьников успешно приобщают к исследованиям территорий Псковской области, имеющим научное, историческое, культурно-просветительское значение. Происходит совершенствование процесса развития научного творчества и инициативы детей, привитие практических навыков поиска, изучения и анализа информации. Расширяется научный кругозор детей в различных областях, развивается логическое и аналитическое мышление.
Система дополнительного образования школьников по географии в Псковской области опирается на опыт прошлых лет, развивается в соответствии с современными образовательными тенденциями, использует технические возможности дистанционного обучения, но ставит во главу угла личное взаимодействие ученика и педагога.
Литература
1. Груздова М. Г. Система подготовки обучающихся в областной «Школе олимпиадников» по географии в ПОЦРОДиЮ // Проблемы социально-экономической и эколого-хозяйственной политики стран бассейна Балтийского моря. Материалы Международной общественно-научной конференции 24-25 ноября 2011 года. Псков: Изд-во ПсковГУ, ООО «ЛОГОС Плюс», 2011. С. 238-241.
2. Груздова М. Г. Условия реализации способностей детей в обучении географии в Псковском областном центре развития одаренных детей и юношества // География: наука, методика, практика. Географо-экологический факультет. Сб. Международной научно-методической конф. Моск. гос. обл. ун-т. М.: Изд-во МГОУ, 2011. С. 166-168.
3. Груздова М. Г., Гулина М. А. Учебно-исследовательская деятельность учащихся в областной историко-географической экспедиции «Росток» // Северо-Запад России: эколого-хозяйственные проблемы и перспективы трансграничного сотрудничества. Материалы региональной общественно-научной конференции. Псков: Изд-во ПГПУ, АНО «Логос», 2007. С. 144-146.
4. Красильникова И. Н., Груздова М. Г. Изборско-Мальская долина — природная лаборатория для
практических занятий со школьниками // Экологические, экономические и социально-культурные предпосылки трансграничного сотрудничества в Балтийском регионе. Материалы Международной научно-практической конференции 22-23 ноября 2012 года. Псков: Изд-во ПсковГУ, ООО «ЛОГОС Плюс», 2012. С. 298-301.
5. Красильникова И. Н. Организация полевого практикума для школьников при подготовке к олимпиадам по географии // Проблемы социально-экономической и эколого-хозяйственной политики стран бассейна Балтийского моря. Материалы Международной общественно-научной конференции 24-25 ноября 2011 года. Псков: Изд-во ПсковГУ, ООО «ЛОГОС Плюс», 2011. С. 235-237.
6. Красильникова И. Н. Организация исследовательской деятельности школьников в летних экспедициях
// География: наука, методика, практика. Географо-экологический факультет. Сб. Международной научно-методической конф. Моск. гос. обл. ун-т. М.: Изд-во МГОУ, 2011. С. 259-260.
I. Krasilnikova, M. Gruzdova
THE SYSTEM OF FURTHER GEOGRAPHICAL EDUCATION FOR SCHOOLCHILDREN IN THE PSKOV REGION
The article presents the analysis of establishment and development of the system of supplementary geographical education for schoolchildren in the Pskov region. The major trends in the functioning of Geography Department of Pskov Regional Centre for Gifted Children and Youth in the sphere of further education are defined. They are: resident instruction, correspondence courses, consultations, competitions, research, field studies and children expeditions, preparation for Geography Contests. The results of the Geography Department's work in different spheres for the last 10-12 years are shown and development prospects are defined.
Key words: supplementary geographical education; resident instruction, correspondence courses; Geography Contests, competitions, «School for Geography Contests' Winners», field studies, expeditions, e-learning.