СИСТЕМА ДОКУМЕНТОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

MIKHAYLOVA SVETLANA YURIEVNA - doctor of historical sciences, professor, Chuvash State Pedagogical University, Russia, Cheboksary.
НИКИТИН ВИКТОР ВАСИЛЬЕВИЧ - кандидат физико-математических наук, профессор кафедры актуарной и финансовой математики, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (wn22@yandex.ru).
NIKITIN VICTOR VASILYEVICH - candidate of physical and mathematical sciences, professor, Chuvash State Pedagogical University, Russia, Cheboksary.
УДК 330.341.1
И.П. ДАНИЛОВ, С.Ю. МИХАЙЛОВА
СИСТЕМА ДОКУМЕНТОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ*
Ключевые слова: государство, безопасность, стратегическое планирование, документ.
Рассмотрен информационный аспект обеспечения национальной безопасности, описана система документов стратегического планирования государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации через установление ее структуры.
IP. DANILOV, S.Yu. MIKHAYLOVA THE SYSTEM OF DOCUMENTS ON STRATEGIC PLANNING OF STATE POLICY IN THE SPHERE OF ENSURING NATIONAL SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION
Key words: state, security, strategic planning, document.
The informational aspect of providing national security has been considered; the system of documents on strategic planning of the state policy In the sphere of ensuring national security of the Russian Federation by means of developing Its structure has been described.
Глобализация значительно обостряет проблему обеспечения интересов национального государства и усиления его охранно-защитной функции национальных интересов. В настоящее время в Российской Федерации реализуется государственная политика в области национальной безопасности, которая обеспечивается согласованными действиями всех элементов системы обеспечения национальной безопасности за счет реализации комплекса мер организационного, нормативно-правового и информационного характера, в том числе -создания системы документов стратегического планирования государственной политики в сферах обеспечения национальной безопасности - во внутриполитической, экономической, социальной сферах, в сфере науки и образования, в международной, духовной, информационной, военной, оборонно-промышлен-ной и экологической сферах, а также в сфере общественной безопасности.
Система документов стратегического планирования государственной политики в сферах обеспечения национальной безопасности формируется Правительством Российской Федерации и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации на основании Конституции, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Разработка документов стратегического планирования осуществляется в соответствии с порядком подготовки документов в Администрации Президента Российской Федерации и согласно Регламенту Правительства Российской Федерации [2]. В главе IV «Порядок внесения в Правительство и рассмотрения проектов актов» Регламента установлены порядок внесения проектов актов; порядок подготовки и рассмотрения проектов актов в Правительстве.
Система документов стратегического планирования состоит из концепций, программ, стратегий, доктрин, основ и т.д. Базовым документом по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации является Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до
’ Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект №11-02-00568а).
2020 г. [3], основная задача которой состоит в формировании и поддержании силами обеспечения национальной безопасности внутренних и внешних условий, благоприятных для реализации стратегических национальных приоритетов. В ней изложен порядок действий и меры по обеспечению национальной безопасности. Стратегия является основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности личности, общества и государства. При этом концептуальные положения в области обеспечения национальной безопасности базируются на фундаментальной взаимосвязи и взаимозависимости Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., в которой сформулированы основные направления долгосрочного социально-экономического развития страны с учетом вызовов предстоящего периода; стратегия достижения поставленных целей, включая способы, направления и этапы; формы и механизмы стратегического партнерства государства, бизнеса и общества; цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи долгосрочной государственной политики в социальной сфере, в сфере науки и технологий, а также структурных преобразований в экономике; цели и приоритеты внешнеэкономической политики; параметры пространственного развития российской экономики, цели и задачи территориального развития [1].
Наряду с вышеназванными документами система документов стратегического планирования государственной политики в сферах обеспечения национальной безопасности включает в себя:
- программы социально-экономического развития Российской Федерации на краткосрочную перспективу;
-стратегии (программы) развития отдельных секторов экономики;
-стратегии (концепции) развития федеральных округов;
- стратегии и комплексные программы социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;
- межгосударственные программы, в выполнении которых принимает участие Российская Федерация;
-федеральные (ведомственные) целевые программы;
- государственный оборонный заказ;
- концепции, доктрины и основы (основные направления) государственной политики в сферах обеспечения национальной безопасности;
- концепции, доктрины и основы (основные направления) государственной политики по отдельным направлениям внутренней и внешней политики государства.
Сущность системы документов стратегического планирования обусловлена стратегическими целями государственной политики в той или иной сфере обеспечения национальной безопасности [3] в совокупности со стратегическими ориентирами долгосрочного социально-экономического развития России - высокие стандарты благосостояния человека; социальное благополучие и согласие; экономика лидерства и инноваций; сбалансированное пространственное развитие; экономика, конкурентоспособная на мировом уровне; институты экономической свободы и справедливости; безопасность граждан и общества [1].
Основными элементами рассматриваемой нами системы являются:
стратегия - документ, в котором изложены долговременные, наиболее принципиальные, важные планы правительства, администрации регионов;
концепция - документ, раскрывающий замысел, определяющий стратегию действий при осуществлении планов;
программа - документ, содержащий совокупность взаимоувязанных мер, план действий, направленных на достижение поставленной цели;
доктрина - документ, в котором представлена совокупность постулатов, служащих основой обеспечения национальной безопасности в той или иной сфере.
Система документов стратегического планирования включает несколько уровней: межгосударственный, федерации, федерального округа, субъекта федерации. В качестве подсистем могут быть выделены документы, относящиеся к государственной политике по отдельным направлениям внутренней и внешней политики государства, к отдельным секторам экономики, к государственному оборонному заказу.
Системе документов стратегического планирования придается большое значение. В области национальной обороны - одном из основных приоритетов национальной безопасности - реализация долгосрочной государственной политики увязывается с разработкой системы основополагающих концептуальных, программных документов, а также документов планирования. В области обеспечения экономической безопасности предусматривается совершенствование государственного регулирования экономического роста путем разработки концептуальных и программных документов межрегионального и территориального планирования.
Литература
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N° 1662-р.
2. Регламент Правительства Российской Федерации. Утвержден Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положения об Аппарате Правительства Российской Федерации» (с изменениями от 27 мая, 6 июля 2007 г.).
3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537.
ДАНИЛОВ ИВАН ПЕТРОВИЧ. См. с. 413.
МИХАЙЛОВА СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА. См. с. 413.
УДК 332.012.2
Р.А. ДЖУМАЕВА
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
Ключевые слова: модернизация экономики, кластер, регион, инновационный образовательнопроизводственный кластер, кадры, образование, Республика Татарстан.
Рассмотрена проблема подготовки кадров в условиях модернизации экономики на примере Республики Татарстан. Предложено создание инновационного образовательно-производственного кластера для решения проблемы кадрового обеспечения с учетом инновационных преобразований в экономике региона.
R.A. DZHUMAEVA
PERSONEL MAINTENANCE OF POCESS OF MODERNIZAION OF ECONOMY IN REPUBLIC TATARSTAN
Key words: economy modernization, cluster, region, innovative obrazovateino-industriai cluster, shots, formation, Republic Tatarstan.
The problem of a professional training In the conditions of economy modernization on example the Republic Tatarstan of Is considered. Creation innovative obrazovateino-industriai cluster fora solution of a problem of personnel maintenance taking into account Innovative transformations to region economy Is offered.
В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. отмечается, что формирование новой технологической базы экономической системы РФ должно осуществляться на принципиально новой основе с учетом новейших достижений науки и техники.
Среди первоочередных задач, стоящих перед правительством РФ, следует отметить модернизацию традиционных отраслей экономики на инновационной основе, формирование комплекса высокотехнологичных отраслей и расширение конкурентных позиций на мировом рынке.
Очевидным является тот факт, что достижение высокого уровня конкурентоспособности современной российской экономики невозможно без высококвалифицированных кадров как в экономической сфере, так и в сфере образования.