СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ВУЗА

УДК 004.03
СИСТЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ
ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ВУЗА
Пантелеева Т. В., Затонский А. В.
Березниковский филиал ПГТУ Подробная информация об авторах размещена на сайте «Учёные России» - http://www.famous-scientists.ru
Определено место функций дистанционного образования в информационно-управляющей системе ВУЗа. Разработана архитектура и проведен функциональный анализ информационной системы дистанционного образования.
В настоящее время проблема разработки и внедрения дистанционного обучения (ДО) в сферу вузовского образования является актуальной для отечественной системы образования в связи с все возрастающими требованиями к качеству, объему и темпам образовательного процесса и неудовлетворенностью существующей системой высшего образования. Выбор данной темы объясняется, прежде всего, интересом к современным образовательным технологиям и новым системным подходам в данной области, приоритетным из которых в настоящее время и является
ДО.
ДО - комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь т.п.). ДО является одной из форм непрерывного образования, которое призвано реализовать права человека на образование и получение информации.
ДО — новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студента. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации. Дистанционное обучение — совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление студентам возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала, а также в про-
цессе обучения. Дистанционное обучение — это новая ступень заочного обучения, на которой обеспечивается применение информационных технологий, основанных на использовании персональных компьютеров, видео и аудио техники, космической и оптоволоконной техники.
Березниковский филиал Пермского государственного технического университета -это современное подразделение крупного университета, хорошо технически оснащенное, имеющее более 100 компьютеров, объединенных в единую локальную сеть. Имеется ряд программных продуктов для отдельных подразделений, причем программы никак не взаимодействуют между собой, хотя данные, создаваемые одним из подразделений часто являются исходными для другого. Следовательно, необходим переход на новую ступень развития информационной системы - создание единой автоматизированной системы делопроизводства и управления учебным процессом.
На сегодняшний день разработана методика создания аппаратно-программного комплекса системы управления филиалом ВУЗа, основанная на использовании архитектуры «клиент - сервер баз данных - web-сервер - www-приложение» (рис. 1) и применении современных информационных технологий и баз данных. Разработка велась с учетом особенностей и специфики предметной области исследования. Так, например, БФ ПГТУ осуществляет работу в двух удаленных корпусах и взаимодействие между ними реализуется через интерфейс www-приложений («тонких клиентов»). Этот метод также позволяет обращаться к данными информационной системы большому числу пользователей, работающих с ней на удаленных рабочих местах, с учетом их полномочий.
Клиентские
приложения
Рнс. 1. Архитектура информационной системы
Методика обеспечивает повышение уровня автоматизации управления учебно-воспитательным процессом, позволяет оперативно и достоверно получать необходимую информацию, сокращает объем печатной документации и бумажного документооборота. Ин-
формационная система может использоваться для оперативного контроля за ходом учебного процесса, как по совокупности учебных заведений, так и по отдельному филиалу или по любым его подразделениям (рис. 2).
щупгв
осд грячы: 1гк
ТОД_ПОСТ^ПЛВНИЯ ЩГСПЭГ<4) *мя_Пупгаь1 WC'IWIT) фгрми varchsir^O) куратор: ігЯ староста ini (оп_вй_с^удвнто«: пі
под матотка' ІпЕ
!пмес_аа«ег*.и с “аг; тСгі
*ад_Г!ррппи( ігм шмцір_пнк»ідго_л»іт' ШГ
гад_ постує пения-
ВДД irt
название : charl 13^ |
crw-ІЄ) код_^исіулпгмн ы chaiflSj код валроеа а^дг-і 1B)
т#ю:.г_от&іятй- chritS) R-«peuй binary
і
*
Рґ*ґлґі
ийд чЬпйиВда' irt
фаииГНЛ lwi20l vut№\ chan l5h отчество di-ar(15!
ИНН; tfur(i2>
С*_ВО_ПФР dnurV 11) с*ри**_п-эспсфта: ini ийм«рипас«ортя: inrt датэ_вьи1а-*и_пв0портв; dateHm кда_вьщан char; 15) flarq_pc>4<A»vfl: d-altfirr* iTps»ia_1 char* 12)
P#wm_v chan;2Q)
M*iqfcc_T: irt-1
городу chafflS)
у mi -f*_i chart 15|
Chotdji k.b_M\ iffl
GipweJZ chart 12) р«ги9и_2 chan; 15)
2. in-i городchmrrlGj1 yfwt up_2 с ha i'15) дом_2: char(4;. ий_2! iffl
тйлефон_дом: irt Tfl№4J0H_c0F ohafp!1!1) chpt^Ci)
адйт0_^>а50*ы. CfWi| 15|i ч«с_отдsrc chan i5i дйлжнйть: chflit15) телвф№_рэ&ом^й: \e* евм«йи»_«лввмний: cnar(12j номер В- О mt д,атэ_пь4дачи_и_б- dfl!el me к дт*пория_^дНСХ--И1: xrcher(20) ксыисеармчаг ^Bittidrt20;i кагтегармя^м'твса. warchartZO-воине «тис; чгс.!чгкд* *од_ВУС1 i't
с ос та 1_прсч|ип ь: varcftan;2fih аоимстйлгчеп*. datobme чтс_элонч1Ал: ch*rf20) ксгда_5йисичил dtfldinvt
национя льностъ: chwjtS) гражданстве. char(l5) п«г !*Tt
дла_юмеи Oiitairrfi
кед :паіііп ml
уч*мйй_іо*ііи wardian2Qi 1
і t і
t код ennew ІПЕ
і і !І“Д#М45НЬ УИГ^ІИМ20|
i
тжподдаатам
ИВД_ЗИІИИЯ. Ill
Mft JGT*n»*r I г* ниотчфмка^ив иэг: (тапЗОї оОщи^С^аж. <ШСК№№ ивпрерьчадм^стіщ 4« «Him* Пйдвггг1*1«:тй_стда: ddtoUfEW яу 4«j_пидшгеу“г1,чяский_стих rJatertm
МДЄТ
I
гОДдиСцчппины Chatf 1 Bj уче*іьм_гОД: dariciim* код^челоаека: іґїі f
JW^iWVWM
і
ы таи
кся_дисц*уіииіг char(i8)
жсщ_эаданмА- char(l$) *:од^^ц*пг«иНы сі\Єґі№) Евд_аапрасі: chan|1&>
Тип_вопрос* hi T*KCT_Bt>npoc-B '-ргсЬзгі|2ГГ|
Ответы na wnwey
•:од_вопр»са: chart, 18) кцд_.ідйдмия‘ іг.-дп;іА;і ісои^исципґінмьі Qhfliet16) код чапеввва trt___________
Код_отивга cF-jnjMS)
Рваультат. ь шу
^аміїімв.лгописи
«од_!чідянна- ch^n;ift> кйд_|^ нСцлпгмьы Chflf< кад_і-:чпсячіса іпЄ ад вопроса: eharjia;
кйд_іайан™ (*аґ<1-в^ код_дис иитпиьвьі char; ЇЙj
ндодо*: chan;
Ktte_34flHHWH СІЙЦ1 Є) СОД^ДИСііІПЛіФЧїі Ch9r;i8) кор, чгілешека і пі
к4а_аор«а chwt19h Дні dilBti™
*«и_чи|™ nl
HOv3t5_r<K: tpdnHK)
нс!**ч1..сw eew: ln1
ЛЦ unc. I If
npi^TV4ifс-илM.
ча ;o5 воегіх ki1 КП; Ы KP- ы
^Kr tif зрзічЄм t-1 кдагп^чг ЧІС’ЧГІЙЇ) к^д_иим пичйит 'jd-^iw.SO?
ц,-аф*дри л*
Рис. 3. Информационная структура подсистемы ДО ИС
Произведено [2, 3] моделирование процессов управления филиалом высшего учебного заведения. С использованием СЛ8Е-технологий построена целостная информационная модель, отражающая специфику управ -ления филиалом высшего учебного заведения - все информационные потоки, сущности и отношения, необходимые для обеспечения управления, накопления и анализа данных. Результаты анализа необходимы для выработки управляющих воздействий, направленных на достижение заданного уровня качества образования для оперативного управления.
Учитывая размеры территории Верхне-камья и возрастающие потребности в получении качественного образования в районах Пермского края, а также жилищные проблемы для иногородних студентов, следует констатировать, что дистанционное обучение претендует на прочное место на рынке образовательных услуг.
Список литературы:
1. Затонский А.В., Калинина Н.С. Информационная система обеспечения качества образования в ВУЗе // Математические методы в технике и технологиях: Материалы 19-й меж-
дународной научной конференции, Т.4. Воронеж, 2006.- С.173-177.
2. Мясникова С.А., Суслина А.В. Информационная система для обеспечения учебного процесса // Молодежная наука Верхнекамья: Материалы 3-й региональной научной конференции.- Березники, 2006.- С.92-95.
3. Мясникова С.А., Суслина А.В., Затон-ский А. В. Моделирование информационной системы обеспечения учебного процесса // Математические методы в технике и технологиях: Материалы 19-й международной научной конференции, Т.4. Воронеж, 2006.- С.230-232.
4. Новиков С.А. Перспективы использования системы WIKI для организации документооборота // Молодежная наука Верхнекамья: Материалы 2-й региональной научной конференции.- Березники, 2006.- С.76-78.
5. Калинина Н.С. Использование информационных систем для обеспечения качества образования в ВУЗе // Молодежная наука Верхнекамья: Материалы 2-й региональной научной конференции.- Березники, 2006.-С.76-78.
THE REMOTE EDUCATION SYSTEM AS AN ELEMENT OF HIGH SCHOOL INFORMATION SYSTEM
Panteleeva T.V., Zatonsky A.V.
Bereznikovsky branch of Perm State Technical University
A position of remote education functionality in a high school information control system is detected. An architecture and functional analysis of remote education information system is given.