СИСТЕМА ДИАЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В КУРСЕ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

чая его эмоциональное начало, находит отражение в полном спектре субъективных личных переживаний, связанных с его профессиональной карьерой, н заключает в себе те чувства, впечатления н личные переживания. которые формируют волевой психологический импульс. А он. в свою очередь, ориентируясь на достижение поставленных целей, задается ходом осуществления замысла. Исследования показали, что студенты с осмысленной перспективой своего будущего (рассматривающие учебу как инструмент для будущей карьеры) имеют более высокую учебную мотивацию, чем студенты, не видящие этой инструментальной связи.
Литература
1. Беидюков М.А., Соломин И.Л. Ступени карьеры: азбука профориентации. - СПб., 2006.
2. Великие мысли великих людей. - М., 1998.
3. Джанерян С.Т. Профессиональная Я-концепцня: системный анализ. - Ростов н/Д, 2004.
4. Лискина О.А. Формирование межкулыурной коммуникативной компетентности будущего инжене-
ра в рамках дополнительного образования: Дне... канд. пед. наук. - Самара. 2006.
5. Литвак М.Е. Если хочешь быть счастливым. -Ростов н/Д, 2000.
6. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Под ред. Д.А. Леонтьева. - М.. 2004.
7. Сазонова З.С. Инженерное образование в третьем тысячелетии (европейские тенденции и российские реалии) // Высшее образование в России. 2006. № 1.
8. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. -М., 1999.
9. Якубовская Т.С. Соцноника: как разобраться в себе н других: от общения к пониманию. - М., 2003.
10. Титова Е.В. Влияние карьерной успешности супругов на отношения в семье: Дне... канд. психол. наук. - Ставрополь. 2001.
11. Ткаченко ЕЛ. Психологическая помощь старшекласснику в прогнозировании основных этапов жизненного пути: Дне... канд. психол. наук. - Ставрополь, 2002.
СИСТЕМА ДИАЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В КУРСЕ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Несколько последних десятилетий проблемы дналогизации учебно-воспитательного процесса являются приоритетными в отечественной педагогической науке {М.М. Бахтин. Е.С. Белова, В С. Био-лер, А.Б. Доорович. М. С. Каган. И.А. Колесникова, Г.М. Кучинский, А.М. Лооок, В.В. Сериков и др.). В научных исследованиях диалог рассматривают как форму общения, как способ бытия человека и познания нм мира, как эффективное средство изучения конкретных предметов. Эти идеи положены в основу построения системы диалогической подготовки будущих учителей и позволяют определить диалогическую культуру педагога как комплексную характеристику специалиста, стремящегося к межличностному. межсубъектному взаимодействию с миром культуры, людьми, самим собой, что свидетельствует об уровне его интеллекта, духовной и нравственной зрелости в целом. Она - итог становления личности в культуре, персонификации в процессе познания, смыслотворчества и профессиональной деятельности, саморазвития личностных качеств.
В структуре диалогической культуры мы выделяем следующие компоненты:
• мотивационно-ценностный (смысловой) компонент. характеризующий духовный стержень личности, ее ценностно-смысловые ориентиры:
• процессушъно-деятельностный компонент, который проявляет себя через развертывание
И.Н. Чаюя, преподаватель Мещовского педагогического колледжа
диалогических ситуаций, предполагающих открытие новых смыслов, восприятие чужих текстов и их осознание на личностном уровне, привлечение для своего развития ценностносмыслового потенциала культуры;
• когнитивно-творческий компонеюп. раскрывающийся посредством деятельности и познания. формы межсубьектного взаимодействия.
В ряде исследований обоснованы культурологические и диалогические возможности таких учебных предметов, как литература, природоведение, история, МХК. В своей работе мы исследуем возможности для формирования диатогнческой культуры студентов вводимого в практику преподавания многих средних профессиональных учебных заведений курса «Основы православной культуры».
Процесс формирования диалогической культуры студентов на занятиях по основам православной культуры проходит по трем образовательным блокам. сопряженным с учебной, внеучебной. профессиональной деятельностью студентов, и включает три этапа.
Первый этап, индивидуально-познавательный. начинается с осознания собственного поведения н общения. он связан с учебной деятельностью студентов. Цель - приобретение опыта межличностного диалога. Задачи: освоение диалога как формы самовосприятия и межличностного взаимодействия: формирование
умения предъявлять контекст своего мышления н поведения в процессе диалогического взаимодействия.
Учебная деятельность по освоению курса «Основы православной культуры» предполагает:
• учебные занятия в соответствии с учебным планом и учебными программами:
• практические занятия, развивающие навыки диалогического общения: уроки - диалоги культур, уроки - комментарии, дискуссии, круглые столы, уроки - исследования, заседания художественных советов н др.;
• интегрированные по содержанию учебные занятия. способствующие введению студентов в диалогическое пространство православной культуры по направлениям: «Традиции православия н отечественная живопись». «Православные традиции русской культуры». «Влияние православия на русскую философскую мысль» и др.
Результатом такой деятельности должно стать принятие «другого» (образной ситуации, себя, собеседника). способность к смыслотворчеству. накоплению личности о значимых новообразований.
Основными показателями на познавательном этапе выступают способность к мотивационному осознанию процессов диалогического взаимодействия, потребность в накоплении опыта диалогического взаимодействия с другими, эмпатнческое восприятие эмоций и реакций собеседника, интерес и потребность в общении.
Второй этап, коллективно-творческий, совпадает с внеучебной деятельностью студентов. Цель - актуализация диатогического отношения к разным культурным смыслам, субъективным языкам самовыражения. На данном этапе ставятся задачи: установление диалогических творческих отношений в процессе внеучебной деятельности, интерпретация и понимание субъективных смыслов, выстраивание ценностносмысловых. вопросно-ответных отношений между субъектами образовательного процесса, предъявление своего контекста мышления, развитие способности к внутреннему диалогу.
В процессе планирования внеучебного материала по предмету «Основы православной культуры» мы учитываем региональные этнокультурные, духовнонравственные н историко-культурные традиции и особенности субъектов Российской Федерации. Е.В. Бон-дарееская считает разработку программ духовнонравственного воспитания детей и молодежи на муниципальном. региональном и федеральном уровнях исходным моментом в организации процесса меж-культурного взаимодействия [1]. Для Калужской области. например, эти особенности связаны с расположенным на территории г. Мещовска мужским Свято-Георгневскнм монастырем, одним из немногих в России монастырей в честь памяти Святого Георгия Победоносца. В действующем при монастыре Центре творческого развития и гуманитарного образования «Воспитание» для студентов проводятся внеучебные мероприятия, интегрированные занятия, недели пра-
вославной культуры. Здесь же студенты проходят внеклассную практику и практику клубных часов.
Занятия по курсу «Основы православной культуры» ставят перед студентами вопросы обращения к самому сокровенному в себе, своему внутреннему состоянию. к своей душе, где формируется «необходимый уровень внутренней жизни, отсутствие которой делает неизбежным совлечение и пошлость» [2]. Те ценностно-смысловые плоскости православия, о которых идет речь на уровне внешнего диатога. переходят на уровень внутреннего диалога, который и является способом осознания ценностей и перевода их в личностные смыслы, создающие духовные новообразования личности.
Результатом деятельности на втором этапе должно стать собственное адекватное восприятие культуры на ценностно-смысловом уровне, умение интерпретировать н изучать разные контексты мышления и предъявлять собственный контекст мышления. Показателем является способность к взаимодействию с культурой, к созданию собственных текстов, стремление к изучению своего внутреннего мира.
Третий этап, личностно-рефлексивный, осуществляется в ходе внеклассной педагогической практики и предполагает «ревизию» будущим педагогом смыслов своего образования н оценки дальнейшей педагогической деятельности, выход на уровень создания индивидуальных форм профессиональной культуры. Цель третьего этапа - формирование диалогического отношения к себе как к личности и профессионалу.
На личностно-рефлексивном этапе ставятся задачи: формирование способности к рефлексии и самосовершенствованию студентов в диатогнческом общении. а также привлечение их к активному творчеству. носящему образовательный и профессиональный характер; развитие умений создавать пространство диалогического взаимодействия в собственной педагогической деятельности. Практиканты исследуют и реализуют методические возможности, способствующие организации пространства диалогического взаимодействия и ведущие к раскрытию культурологической составляющей занятий в творческих объединениях центра «Воспитание», например. «Библейские мотивы в литературе Серебряного века», «Мир человеческой души в произведениях
Н.В. Гоголя». «Созидательные возможности языка» (литературно-творческая студия); «История русского костюма» (студия «Умелые руки»); «Мир деревянных вещей. Русская изба». «Праздничное народное гулянье». «Икона и ее отличия от картины» (изостудия); «Летопись Мещовского Свято-Георгневского монастыря» (студня «Краеведение») и др. Предметом педагогического общения является пространство межсубъектных днатогнческнх отношений, в том числе и в школьной среде, на внеклассной практике н практике клубных занятий. Этот этап предусматривает формирование опыта самосовершенствования студентов в диалогическом общении путем их привлечения к активному творчеству, носящему образовательный и профессиональный характер. Показате-
Ж
лями сформированное™ диалогической культуры является способность студентов к овладению методическими знаниями, способностью к взаимодействию в школьной среде. Результатом выступает способность к проектированию собственной образовательной и профессиональной деятельности, к диалогу с собой как с профессионалом.
Опытно-экспериментальная работа подтвердила гипотетическое утверждение о том, что процесс формирования диалогической культуры будущих учителей в процессе преподавания курса «Основы православной культуры» способствует накоплению диало-
гического опыта и обеспечивает формирование духовно богатой, свободной, творчески мыслящей, социально активной личности, обладающей прочными знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в социальном и духовном развитии общества.
Литература
1. Бондаревская Е.В. Антикризисная направленность современного воспитания // Педагогика. 2007. № 2.
2. Ильин И А. Собр. соч. - М., 1994. Т. 3.