СИСТЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА ДОВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ ПЕРСПЕКТИВ БУДУЩИХ АБИТУРИЕНТОВ ВУЗА

УДК / uDC 378 М. И. Губанова, Т. Ю. Рубцова
M. Gubanova, T. Rubtsova
СИСТЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ цЕНТРА ДОВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ ПЕРСПЕКТИВ БУДУЩИХ АБИТУРИЕНТОВ ВУЗА CENTER FOR PRE-INSTITuTE ACTIVITIES IN SuPPORTING THE PROCESS Of Formation Of Life PERSPECTIVES AMONG FuTuRE uNIVERSITY ENTRANTS
В статье представлен опыт моделирования и реализации системы деятельности Центра довузовского образования, одним из направлений которой определено информационнометодическое, организационно-педагогическое обеспечение формирования жизненных перспектив будущих абитуриентов вуза.
Ihe article presents the modelling and realization experience of the pre-university education Center system, one of the areas where information-methodical, organizational and pedagogical support form the future university entrants’ life prospects are defined.
Ключевые слова: жизненные перспективы, мотивация, абитуриенты, система деятельности, довузовское образование, моделирование.
Keywords: life prospects, motivation, future university students, the system of pre-university education, simulation.
Современное поколение живет во время больших перемен, которые затрагивают все социальные структуры, стили жизни, сферы производства, потребления и культуры, досуг Меняется система ценностей, представления о добре и зле, о том, что безнравственно, а что подлежит одобрению. Молодым людям необходимо собственное видение, осмысление и понимание главных жизненных ориентиров, которые давали бы ощущение ясности, способности оценивать окружающие явления, отделять главное от второстепенного, действительно полезное и нужное для человека и общества от ложного, вредного и опасного.
Нам импонируют идеи Н. Ф. Наумовой о том, что осуществление у человека в той или иной форме замысла, плана жизни, жизненного проекта происходит в результате:
— постоянного доминирования определенных мотивов, когда спонтанно складыва-
ется устойчивая целенаправленность человека (внутренняя направленность личности);
— постоянной внутренней работы, способствующей формированию некоторой жизненной цели (ведущий мотив), направленной на иерархизацию смыслообразующих мотивов;
— сознательных актов воли, при которых осуществляется свободный выбор самого себя, т. е. не между лучшими и худшими альтернативами, конкретными целями, а своего способа жизни [1, с. 171-178].
Вот почему мотивы, мотивация обоснованно рассматриваются в психолого-педаго-гических исследованиях и образовательной практике инструментом, механизмом, фактором успешности, способным помочь человеку самоопределяться, проектировать будущее жизни и труда, успешно реализовывать планы, двигаться к поставленной цели, конструктивно выстраивать и продуктивно реализовывать жизненные перспективы.
Для целостного представления процесса формирования мотивационно значимых жизненных перспектив будущих абитуриентов мы использовали метод моделирования, предусматривающий исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их модели. Как известно, в науке модель рассматривается как искусственно созданный образец в виде схем, знаковых конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту, отображает и воспроизводит в более огрубленном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта [2, с. 21].
В современных условиях, когда в обществе не определено, какие ценности и стандарты поведения будут адекватны завтрашнему дню, а родителям все труднее передать ребен-
ку те ценностно-нормативные модели, усиливается роль образовательных учреждений, педагогов-специалистов в социально-образовательной сфере, в том числе центров довузовской подготовки. Моделирование системы формирования мотивационно значимых жизненных перспектив будущих абитуриентов в контексте личностно ориентированной парадигмы образования подразумевало целый спектр направлений деятельности Центра довузовского образования и профессиональной ориентации (далее — центр).
Создавая условия для формирования мотивационно значимых жизненных перспектив будущих абитуриентов, выстраивая особым образом образовательное пространство и организуя среду интеллектуального общения старшеклассников, студентов, учителей школ и преподавателей Кемеровского института (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета», мы организовали в Центре определенную систему деятельности со старшеклассниками и реализовали своеобразный тип жизнедеятельности с определенными традициями. В результате изучения теории и осуществления практики формирования мотивационно значимых жизненных перспектив будущих абитуриентов вуза выделены три группы требований, необходимых для обеспечения успешной реализации этого процесса:
— научно-методические — моделирование условий, ситуаций, в которых выявляются и развиваются жизненные мотивационно значимые перспективы; разработка форм и методов формирования мотивационно значимых жизненных перспектив будущих абитуриентов;
— организационные — построение системы формирования мотивационно значимых жизненных перспектив будущих абитуриентов;
— воспитательно-образовательные — разработка программы формирования мотивационно значимых жизненных перспектив будущих абитуриентов, обеспечивающей развитие социально значимых личностных качеств; наличие оснащенной методической базы для проведения учебных занятий и самостоятельной работы в процессе подготовки к поступлению в вуз.
Предлагаемая нами модель обеспечения формирования мотивационно значимых жизненных перспектив будущих абитуриентов вуза основана на философском
представлении о том, что человек — двойственное, материально-духовное, бесконечноконечное, вневременно-временное существо (М. М. Бахтин, Н. А. Бердяев, С. Л. Рубинштейн, С. Л. Франк). Личность рассматривается нами как результат сложного взаимодействия внутренних и внешних факторов развития. Обретение человеком ценностно-смыслового единства и его реализация есть определение себя в мире — самоопределение. Существенной особенностью самоопределения является его ориентированность в будущее (смысловое и временное).
Построение модели предполагает в своей основе идею целостности и оптимизации деятельности нашего Центра. Мотивационно значимые жизненные перспективы в организации деятельности будущих абитуриентов обеспечивались наряду с другими направлениями деятельности Центра на основе установления связи между компонентами и уровнями мотивационно значимых жизненных перспектив будущих абитуриентов [3].
Мы выделили следующие особенности этой модели:
— увлекательность направлений деятельности Центра довузовского образования, способствующих удовлетворению индивидуальных интересов юношей и девушек, а также мотивирующих стремление к осуществлению намеченных планов;
— неразрывная связь деятельности будущих абитуриентов с жизнью и направленность их на серьезные социально полезные дела;
— завершенность реализации поставленной перспективы деятельности;
— комплексный подход к осуществлению профориентационной деятельности Центра, способствующий осознанному выбору будущей профессии, формированию жизненных перспектив.
Мы представляем концептуальную прак-тико-ориентированную модель Центра довузовского образования, основанную на информационной базе данных и программе действий, направленную на формирование мотивационно значимых жизненных перспектив будущих абитуриентов вуза (рис. 1).
В процессе экспериментально-исследовательской деятельности по формированию мотивационно значимых жизненных перспектив будущих абитуриентов вуза мы учитывали вышеуказанные проблемы и старались наравне со школами, находясь в постоянном
Структура системы
Компонентный состав: Элементы процесса:
- субъекты; - поиск;
- цели; - оценка;
- педагогические задачи; - выбор;
- функции; - апробация
- функциональные связи
Этапы
индивидуально-ознакомительный;
пробно-поисковый;
экспериментально-зондирующий;
созидательно-преобразующий
Принципы
V гуманистической ориентации;
V социокультурной адекватности;
V принцип субъект-субъектного взаимодействия;
V принцип преемственности, последовательности и систематичности;
V принцип выбора индивидуальной образовательной траектории;
V принцип образовательной рефлексии
I
е
и
н
е
3
ю
о
е
0
1 ш
к
у
р
т
с
н
о
Блоки реализации
V теоретический;
V ознакомительный;
V освоение;
V апробация;
V адаптация;
V модификация;
V обогащение опыта
Направления
деятельности
V практикоориентированное обучение;
V профориентационная деятельность;
V научноисследовательская деятельность;
V творческая деятельность;
V диагностика
е
и
т
т
с
е
13
О
СО
СП
т
е
о
к
с
е
Т
р
о
со
Особенности педагогического сопровождения
На организационном уровне: актуализация различных видов деятельности абитуриентов: учебной, творческой, игровой, конкурсной, профориентационной, научно-исследовательской деятельности с учетом их готовности к выбору МЗЖП
На содержательном уровне: индивидуальный подход, дифференциация в процессе организации деятельности абитуриентов вуза
А.
На технологическом уровне: отбор, выбор и разработка организационных форм деятельности абитуриентов: деловые игры, учебные занятия, дни открытых дверей, олимпиады и т.д.
Результат деятельности — осознанное самоопределение абитуриентов, наличие жизненных перспектив
Рис. 1. Концептуальная практико-ориентированная модель обеспечения мотивационно значимых жизненных перспектив будущих абитуриентов вуза
поиске, искать оптимальные пути их решения. На протяжении четырех лет наша модель усложнялась, укрупнялась, видоизменялась в зависимости от тех результатов, которые мы получали после каждого года работы со стар-
шеклассниками, будущими абитуриентами вуза.
Главная идея построения модели формирования мотивационно значимых жизненных перспектив будущих абитуриентов вуза состоит
в дифференцированно-индивидуальном подходе к организации деятельности старшеклассников как будущих абитуриентов вуза. Отсюда и многообразие аспектов деятельности Центра.
Мы рассматривали процесс формирования мотивационно значимых жизненных перспектив будущих абитуриентов вуза, с одной стороны, как самостоятельное восхождение личности к идеалу будущего, а с другой — как целенаправленное конструктивное взаимодействие преподавателей, психологов, других специалистов вуза со старшеклассниками и их родителями в ходе реализации специально разработанных педагогических подходов к исследуемому процессу. Необходимо подчеркнуть, что, учитывая современные требования российского образования, мы акцентировали внимание на том, чтобы не управлять личностью, а сопровождать процессы ее развития, обучения и воспитания.
Решение поставленных задач явилось основанием для определения ведущих направлений деятельности Центра довузовской подготовки по формированию мотивационно значимых жизненных перспектив будущих абитуриентов. Сегодня организационная деятельность Центра сложилась в определенную
Целью работы Центра в исследуемом направлении определена организация деятельности, разнообразной по содержанию, разноаспектной по направленности и многообразной по формам деятельности старшеклассников, обусловливающей результативное развитие личности, обладающей:
• устойчивостью целей и задач по самосовершенствованию, готовностью превращать их в доминанту жизнедеятельности, совокупностью умений самопознания и самосовершенствования;
• высоким уровнем вовлеченности в разнообразную, в том числе совместную творческую деятельность;
• способностью определять цели по выстраиванию своей жизненной перспективы.
Для содействия формированию такой личности необходимо решить ряд обучающих задач, обобщенно представленных в таблице 1.
Таблица 1
систему работы, объединенную единством цели, задач, содержания, технологией осуществления данного процесса. Педагогическая система по формированию мотивационно значимых жизненных перспектив будущих абитуриентов вуза разрабатывалась нами следующим образом:
Задачи центра довузовского образования по формированию мотивационно значимых жизненных перспектив будущих абитуриентов вуза
Задачи Содержание
Обучающие - Обеспечивать овладение будущими абитуриентами надпредметных компетенций; - содействовать формированию устойчивой мотивации к самостоятельной познавательной деятельности; - поддерживать и развивать творчество будущих абитуриентов в различных его проявлениях и формах
Воспитательные - Создавать надлежащие условия для максимальной самореализации; - способствовать формированию положительного опыта самовоспитания и саморазвития; - содействовать формированию ответственности и умению распределять свое время, планировать действия на ближайшее будущее и перспективу
Развивающие - Способствовать формированию и развитию положительной Я-концепции личности будущего абитуриента; - содействовать формированию уверенности в своих возможностях у будущих абитуриентов
Социализирующие - Готовить будущих абитуриентов к профессиональному и жизненному самоопределению; - обучать умениям самоутверждения и самореализации в коллективе; - способствовать формированию активной жизненной позиции; - содействовать подготовке будущих абитуриентов к социальной автономности и ответственности
1. Определение исходных идей, положенных в основу построения деятельности Центра довузовского образования.
2. Постановка цели и формулирование задач формирования мотивационно значимых жизненных перспектив будущих абитуриентов вуза.
3. Выявление закономерностей формирования мотивационно значимых жизненных перспектив будущих абитуриентов вуза.
4. Выделение и характеристика принципов формирования мотивационно значимых жизненных перспектив будущих абитуриентов вуза.
5. Определение содержания процесса формирования мотивационно значимых жизненных перспектив будущих абитуриентов вуза.
6. Разработка педагогических подходов, отбор технологий формирования мотивационно значимых жизненных перспектив будущих абитуриентов вуза.
В нашей деятельности мы выделили два приоритетных ориентира:
— реальность успешного перехода в постиндустриальное общество зависит от того, насколько образование сумеет качественно подготовить культурного, активного, самостоятельного человека, способного к постоянному самосовершенствованию, так как данная стратегия отражает основную цель модернизации образования;
— образ российского обществаXXI века как общества открытого, с развитой структурой общественного самоуправления, с образованными, высококультурными людьми, поскольку образование во всех его формах рассматривается как важнейший механизм обеспечения социальных процессов в целях устойчивого развития общества.
Вот почему организация целенаправленного взаимодействия преподавателей, психологов вуза с будущими абитуриентами вуза и их родителями определялась:
— современными социально-экономическими условиями;
— традициями в сфере довузовской подготовки;
— степенью значимости и развитости готовности выпускников общеобразовательных учреждений к самоопределению.
В ходе нашего практико-ориентированного исследования мы учитывали, что процесс формирования мотивационно значимых жизненных перспектив будущих абитуриентов субъ-
ективный по своим проявлениям в конкретных условиях, объективно подчинялся определенным принципам. Нами были выделены следующие принципы, определяющие содержание и методику формирования исследуемого феномена:
— принцип гуманистической ориентации характеризует построение всей системы работы в Центре на основе реальных проблем и потребностей старшеклассников, а не отвлеченных представлений о них, включенности самих школьников в проектирование, реализацию и анализ результатов деятельности Центра;
— принцип социокультурной адекватности определяет соответствие содержания и средств воспитания той социальной ситуации, в которой организуется учебно-образовательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у старшеклассников прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач. Реализация принципа возможна только на основе учета разнообразного влияния социальной среды;
— принцип субъект-субъектного взаимодействия подразумевает сотрудничество педагогов, старшеклассников и их родителей;
— принцип преемственности, последовательности и систематичности определяет закрепление усвоенных в школе знаний, умений, навыков, личностных качеств, их последовательное совершенствование, а также приобщение к студенческой жизни вуза. По сути, деятельность Центра довузовского образования является логическим продолжением школьной работы: профориентационная деятельность, закрепление знаниевого материала, прак-тико-ориентированный подход к подготовке к поступлению в вуз, проектная деятельность старшеклассников на занятиях спецкурсов в профильных классах. Преемственность наблюдается на уровне школа — довузовское образование — вуз, т. е. Центр довузовского образования является связующим переходным звеном, способствующим адаптации старшеклассника к требованиям студенческой жизни;
— принцип выбора индивидуальной образовательной траектории направлен на модульный принцип проектирования индивидуальных образовательных траекторий обучающихся. В условиях перехода к личностно ориентированным стандартам образования, в которых учитываются индивидуальные особенности и личностные качества обучающихся, деятель-
ность Центра по формированию мотивационно значимых перспектив будущих абитуриентов предполагает индивидуальный подход к каждому старшекласснику, предлагая многообразие направлений деятельности, учитывающих их интересы, способности, развитие. Однако по-прежнему основная цель, с которой приходит старшеклассник в Центр, — подготовиться к поступлению в вуз, хорошо сдать Единый государственный экзамен по предметам;
— принцип образовательной рефлексии предполагает осознание педагогом и учащимися процесса и результатов своей деятельности (преподавание, учение, обучение, воспитание, развитие), себя в образовательном процессе. Субъекты учебного процесса осознают смыслы, способы деятельности, оценивают свои результаты и образовательные приращения, обнаруживают трудности и проблемы.
Еще одним теоретическим основанием выбора направлений деятельности Центра стал сравнительный анализ различных подходов к возрастной периодизации человека и характеристике ведущей деятельности на каждом этапе взросления. На основании этого анализа и с учетом основных характеристик этапов познавательной деятельности обучающихся (Л. И. Божович, В. В. Давыдов, Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков, Д. Б. Эльконин и др.) в экспериментальном исследовании мы акцентировали внимание на том, что для юношей и девушек 15-17 лет выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределение являются тем мотивационным центром, который определяет их деятельность, поведение и отношение к окружающему.
Данный возрастной период характеризуется следующими особенностями: развитие
потребности в самовоспитании, направленном как на преодоление недостатков поведения или развитие положительных качеств, так и на формирование личности в целом в соответствии со сформированными у нее обобщенными идеалами. Ведущий тип деятельности — учебно-профильная деятельность. Отношение к процессу обучения становится более сознательным, формируется осознанная потребность в научных знаниях, стремление к расширению и углублению знаний по профильным дисциплинам, накоплению опыта их продуктивного применения на практике.
В этом возрасте тесная связь между учебными и профессиональными интересами становится постоянной и прочной (интересуются теми предметами, которые им нужны в связи с выбранной профессией). Стремление к знаниям характеризуется побуждающим мотивом для достижения цели — поступить в вуз. Мотивы, связанные с будущим (необходимость получить образование, добиться необходимых достижений), являются не только доминирующими, но и непосредственно побуждающими к учебной деятельности старшеклассников.
Нами определены следующие направления деятельности Центра довузовского образования:
— практико-ориентированное обучение (курсы по подготовке к поступлению в вуз] и профориентационная деятельность;
— олимпиадное движение;
— научно-исследовательская деятельность;
— творческая деятельность;
— диагностика (тестирование по программам «Профориентатор», «К-ЕГЭ: подготовка»), обобщенно представленные в таблице 2.
Таблица 2
Направления деятельности центра довузовского образования
Направления деятельности Центра Содержание деятельности старшеклассника (образовательные процессы) Компетенции
Практикоориентированное обучение (подготовительные курсы) Посещение практико-ориентированных занятий по учебным предметам на выбор учащихся. Составление и контроль образовательной траектории обучающегося - Ценностно-смысловые - Учебно-познавательные - Информационные
Привлечение старшеклассников к исследовательской деятельности Исследовательская деятельность обучающегося. Освоение способа работы с научно-публицистической литературой, научными подходами к решению поставленных задач, проблем - Общекультурные - Учебно-познавательные - Информационные - Коммуникативные
Проведение олимпиад школьников Участие в олимпиадах. Корректирование своих знаний, умений применять свои знания в решении практических задач - Общекультурные - Учебно-познавательные - Информационные
Окончание таблицы 2
Организация цикла деловых игр Участие в деловых играх. Знакомство с профессиями, «примеривание на себя» разных профессий, осознанный выбор будущей профессии. Участие в обсуждении проектов, анализ проекта, отстаивание своей точки зрения, принятие решения и обоснование своего выбора - Общекультурные - Коммуникативные - Ценностно-смысловые - Социально-трудовые
Творческая деятельность Участие в концертах, творческих конкурсах, реализация фантазии,творческого потенциала - Общекультурные - Коммуникативные
Профориентационная деятельность Встреча с преподавателями вуза и получение информации о новых профессиях, прохождение тестирования по программе «Профориентатор» и индивидуальная встреча с психологом, познание себя, своих интеллектуальных, коммуникативных особенностей, умения встраиваться в социум. Участие в мастер-классах, посещение спецкурсов по выбранному профилю - Общекультурные - Социально-трудовые - Компетенции личностного самосовершенствования
В данной таблице отражены основные направления деятельности Центра довузовского образования, их содержание, компетенции старшеклассников, формируемые в процессе включения их в ту или иную деятельность.
Определены основные подходы к профориентационной деятельности в Центре довузовского образования:
— диагностический — применение профориентационных тестов, диагностических процедур и комплексов тестирования, оценивающих компетенции;
— развивающий — организация тренинговых занятий и мастер-классов, развивающих отдельные компетенции, необходимые для успешного овладения профессией или для оптимизации обучения; вовлечение старшеклассников в деловые и имитационные игры, позволяющие примерить на себя различные профессиональные роли, субъектные позиции (организатора, лидера, коммуникатора, модератора, аналитика, эксперта и др.);
— информационный — проведение образовательных выставок, дней открытых дверей, встреч со специалистами, преподавателями вуза; презентации; семинары, посвященные профориентационной тематике; знакомство со справочной литературой, показ видеоматериалов, информирующих о профессиях и дающих обзоры рынка труда; сайт, содержащий информацию о вузе.
Данные об эффективности работы Центра довузовского образования по формированию мотивационно значимых жизненных перспектив будущих абитуриентов вуза свидетельствуют о положительной динамике его развития. Так, в анкетировании по оценке результативности направлений приняли участие:
• практико-ориентированное обучение (подготовительные курсы), профориентационная деятельность — 284 чел. — 2011 г., 298 чел. — 2012 г., 306 чел. — 2013 г.; = 888 чел.
• Олимпиадное движение — 872 чел. — 2011 г., 1160 чел. — 2012 г., 1273 чел. — 2013 г.; = 3305 чел.
• Исследовательская деятельность — 27 чел. — 2011 г., 28 чел. — 2012 г., 34 чел. — 2013 г.; = 89 чел.
•Деловые игры — 128 чел. — 2011 г., 206 чел. — 2012 г., 257 чел. — 2013 г.; = 591 чел.
• Диагностика по программам «Профори-ентатор», «К-ЕГЭ: Подготовка» 2012/13 уч. г. = 307 чел.
• Творческая деятельность — 28 чел. — 2011 г., 31 чел. — 2012 г., 43 чел. — 2013 г.; = 102 чел.
Всего за три года 5282 старшеклассника г. Кемерово принимали участие в деятельности Центра довузовского образования и профориентационной работы.
Количество респондентов по направлениям колеблется от 27 до 1273. Наименьшее количество участников отмечается в исследовательской (27-34 чел.) и в творческой деятельности (28-43 чел.) Это объясняется тем, что старшеклассники задействованы на школьных конференциях, проводимых на уровне районов, городов, области. Для образовательных организаций участие в данных научно-практических конференциях более приоритетно (престиж школы, района и т. д.), тем более что написание исследовательской работы по спецкурсу требует много времени, интеллектуальной отдачи. Минимальное количество участников творческой деятельности говорит о приоритет-
ности других интересов и задач, но возможность реализовать свой творческий потенциал у старшеклассников есть.
Таким образом, Центр довузовского образования и профессиональной ориентации плодотворно решает задачи не только подготовки выпускников школ к поступлению в вуз, но и их социальной адаптации, профессиональной ориентации, психологической диагностики, корректирования и педагогического сопровождения формирования мотивационно значи-
мых жизненных перспектив будущих абитуриентов вуза.
1. Наумова Н. Ф. Философия и социология личности. — М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2006. — С. 171-178.
2. Дахин А. Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность//Педагогика. — 2003. — № 4. — С. 21.
3. Губанова М. И. Педагогическое сопровождение социального самоопределения старшеклассников: теория и практика подготовки учителя: монография. — Кемерово: Изд-во ГОУ «КРИРПО», 2002. — 236 с.
УДК / uDC 37.048.45-056.26 М. В. Славгородская
M. Slavgorodskaya
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И ЗАНЯТОСТЬ ЛИц С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION AND EMPLOYMENT OF PERSONS WITH DISABILITIES: PROBLEMS AND PROSPECTS
В статье рассматриваются проблемы профессионального самоопределения, профессиональной ориентации и занятости молодежи с ограниченными возможностями здоровья, выпускников школ-интернатов и детских домов. Намечены пути решения возникших проблем на базе образовательного учреждения — специальной (коррекционной) школы-интерната для слабослышащих детей.
The problems of professional self-guidance and employment of young people with limited health abilities graduates of boarding schools and orphanages are revealed in the article. The ways of solving the problems on the basis of an educational institution — special (correctional) boarding school for hearing impaired children are defined.
Ключевые слова: профессия, инвалид, выпускник, школа-интернат, занятость, профориентация, социализация, образование, самоопределение.
Keywords: profession, disability, graduate, a boarding school, employment, professional orientation, socialization, education, selfdetermination.
Отсутствие принятой профессиональным педагогическим сообществом цельной и эффективной законодательной базы в системе как
общего, так и начального профессионального образования, несогласованность деятельности структур общего, профессионального образования, центров занятости населения и предприятий создали множество противоречий не только в научной и административной среде, но и поставили в условия выживаемости, осложнили социализацию, адаптацию к взрослой жизни, профессиональную самореализацию одного из самых незащищенных слоев населения — выпускников школ-интернатов, детских домов и специальных коррекционных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Актуальность проблем людей с ОВЗ в Кемеровской области, включая и практические возможности реализации их прав, совершенно очевидна. В Кемеровской области проживает около 229 тыс. инвалидов, из них примерно 11 447 детей [1], т. е. почти 10 % всего населения области имеют особые потребности в связи с инвалидностью и постоянно нуждаются в специальных мерах государственной поддержки. При этом примерно 90 тыс. из них являются гражданами трудоспособного возраста, многие из которых стремятся к социально активной и максимально независимой жизни, профессиональной занятости. Но воплотить