СИСТЕМА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО

УДК 339.972
Е. Н. ЗУБЕНКО
СИСТЕМА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО
Ключевые слова: активы, бухгалтерский учет, обязательства, отрасли экономики, стандарты, финансовая отчетность.
Аннотация. Введение международных стандартов финансовой отчетности является важнейшим шагом обеспечения информационной инфраструктуры рынка капитала в России, создания благоприятного инвестиционного климата и, соответственно, экономического роста.
В условиях рыночных отношений нормальное функционирование конкурентного рынка капитала возможно только при условии, что его участники обеспечены достоверной качественной информацией об объектах инвестиций.
Основным источником такой информации является бухгалтерский учет, а точнее, бухгалтерская (финансовая) отчетность организаций. В настоящий момент МСФО оказались наиболее распространенной и широко признанной в мире основой для обеспечения качества представляемой в отчетности информации и ее полезности для принятия экономических решений.
В 2011 году Российская Федерация была принята в ВТО. По мнению ряда экспертов, вступление в ВТО ведет к тому, что Россия должна будет привести свои экономические и торговые законы в соответствие с международными стандартами и улучшить инвестиционный климат для иностранных предприятий. А это означает максимально быстрое приведение к МСФО от национальных стандартов бухгалтерского учета.
На данный момент российский бухгалтерский учет сделал резкий рывок в сторону МСФО благодаря усилиям Минфина России, который подготовил ряд нормативных документов, сближающих национальный учет с общепринятыми МСФО.
© Зубенко Е. Н., 2014
Основная задача, которая возложена на международные стандарты финансовой отчетности - это унификация порядка оценки активов и обязательств компании, а также надлежащее раскрытие соответствующей информации. При этом МСФО не являются сводом жестких детализированных правил, а содержат лишь общие принципы и требования, предоставляя составителю финансовой отчетности самостоятельно принимать конкретные решения, полагаясь на собственное профессиональное суждение.
Международные стандарты финансовой отчетности - это система документов, устанавливающих принципы составления и представления финансовой отчетности, а не порядок ведения учета, т. е. международные стандарты не содержат привычного для российских финансовых работников типовых бухгалтерских проводок, плана счетов, форм первичных документов и учетных регистров.
Переход российских компаний на международные стандарты финансовой отчетности неоднозначно оценивается финансовыми руководителями и экспертами.
Одни считают, что данный шаг принесет пользу российской экономике, другие же видят в этом лишь дополнительные материальные затраты и увеличение объема работы. Однако имеющийся опыт российских предприятий, уже работающих по МСФО, а также европейский подход к внедрению МСФО позволяют объективно оценивать проблемы и перспективы данного перехода.
Роль инициатора процесса перехода на МСФО должно взять на себя именно государство. Для привлечения инвестиций в российскую экономику нужно повышать прозрачность российского бизнеса, в том числе внедряя стандарты, понятные западным инвесторам.
Если со стороны государства не будет осуществляться контроль за процессом перехода на международные стандарты, то предприятия будут переходить на новые стандарты учета только в случае крайней необходимости, что, в свою очередь, будет существенно тормозить привлечение денег в российскую экономику.
Теоретически возможны два основных способа внедрения международных стандартов финансовой отчетности:
- «метод шоковой терапии», заключающийся в том, что международным стандартам придается статус силы актов национального законодательства;
- «метод планомерного продвижения», национальные стандарты разрабатываются путем базирования на МСФО с заимствованием значительной части принципов и (или) с переносом большинства принципов международных стандартов в стандарты национальные.
Как уже отмечалось, РПБУ дают недостаточно полную и достоверную информацию о положении дел на предприятии. В этой связи аргументы в пользу перехода российскими предприятиями на МСФО могут быть следующие:
1. Раскрытие информации о существенных операциях - к таким операциям будут относиться и приобретение компаний, и получение кредитов, и выпуск облигаций, а также изменения в составе акционеров, продажа корпоративных прав.
2. Потоки денежных средств - собственникам компании необходимо будет показывать денежные потоки, которые были отделены от остальной деятельности компании в целях оперативного управления, а также для подготовки финансовой отчетности. И по стандартам РСПБУ также готовится отчет о движении денежных средств, в котором раскрываются отдельно движение от операционной деятельности, отдельно - от инвестиционной (приобретения или продажи ОС, инвестиций и т. д.) и финансовой деятельности.
3. Финансовые инструменты - кроме раскрытия информации по видам активов, расчету рисков (валютный, кредитный и т. д.), необходимо отобразить активы (или обязательства) по справедливой стоимости. В зависимости от вида актива справедливая стоимость может определяться на основании биржевых котировок, применения дисконтирования к долгосрочным активам и обязательствам, а также с начислением резервов на обесценение.
4. Сегменты бизнеса (подразделения) компании - если компания ведет несколько видов деятельности или имеет широкую географическую представленность, то необходимо будет выделять сегменты бизнеса, по которым в виде дополнительных примечаний нужно раскрывать информацию о доходахи расходах, структуре активов и т. д.
5. Повышение качества решений, принимаемых руководством компании, так как эти решения будут основываться на более объективной информации.
6. Финансовая отчетность будет более внятной и полезной для внешних партнеров компании, включая инвесторов, кредиторов, поставщиков и потребителей, результатом чего может стать их более активная поддержка компании.
Внедрение МСФО в нашей стране идет с большими затруднениями. Это и неудивительно, ведь у нас исторически сложились собственные нормы и правила ведения учета. А ломать старое всегда непросто. Представители крупного российского бизнеса уже достаточно давно оценили пользу от использования международных стандартов -
это именно поэтому мы являемся свидетелями их широкого применения этой категорией участников рынка.
Уже не для кого не секрет, что крупнейшие хозяйствующие субъекты (нефтяной, газовой, электроэнергетической, металлургической, автомобилестроительной, химической промышленности, банковского сектора) подготавливают консолидированную финансовую отчетность по МСФО или иным международно признаваемым стандартам. В настоящее время на МСФО перешли: «Газпром», РАО ЕЭС России, «Норникель», «АвтоВАЗ», «Альфа-Банк», «Банк «Санкт-Петербург» и множество других «общественно значимых» и просто крупных российских предприятий.
В настоящее время складываются благоприятные условия для дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации. Введены в действие нормативные правовые акты, охватывающие большинство объектов бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
В последнее время широкое развитие получил рынок аудиторских услуг. В профессиональном сообществе накоплены определенные навыки и опыт ведения бухгалтерского учета и отчетности в рыночных условиях. А самое главное это то, что в обществе созрело понимание необходимости повышения темпов перехода к использованию МСФО при составлении и предоставлении финансовой отчетности [6, с. 274].
Началом реформирования системы бухгалтерского учета в России «в сторону МСФО» можно считать начало 90-х годов XX века. Толчком к началу реформы послужил семинар по проблемам учета на совместных предприятиях, проводившийся Торгово-промышленной палатой СССР в июне 1989 года в Москве.
Однако официальным началом процесса реформирования учета следует считать принятие Государственной программы перехода РФ на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики (утв. Пост. Верховного Совета РФ от 23.10.1992 № 3708-1).
Программа перехода бухгалтерского учета и отчетности в России на МСФО была принята еще в 1998 г. Долгий путь к международным стандартам объяснялся экспертами несоответствием отечественного правового поля и необходимостью поэтапного введения изменений.
В настоящий момент, по мнению некоторых экспертов, введение МСФО в России следует осуществлять наряду с полным пересмотром концепции бухгалтерского учета.
Концепция развития бухгалтерского учета на среднесрочную перспективу определяет, что развитие бухгалтерского учета и отчетности необходимо осуществлять по следующим основным направлениям:
1) повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;
2) создание инфраструктуры применения МСФО;
3) изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;
4) усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;
5) существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.
Концепцией были определены основные этапы развития бухгалтерского учета и отчетности в среднесрочной перспективе. В период с 2004 по 2010 гг. предполагались следующие этапы реализации данной концепции:
- 2004-2007 гг. Обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности общественно значимых хозяйствующих субъектов, кроме тех, чьи ценные бумаги обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международно признаваемым стандартам. Утверждение основного комплекта российских стандартов индивидуальной бухгалтерской отчетности на основе МСФО;
- 2008-2010 гг. Обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности других хозяйствующих субъектов, включая общественно значимые, ценные бумаги которых обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международно признаваемым стандартам.
Однако к настоящему времени основные положения, заложенные в Концепции, не выполнены. Причиной этого является наличие факторов, препятствующих массовому переходу на международные стандарты финансовой отчетности [1].
Российские ПБУ постепенно корректировались Минфином России с учетом требований МСФО, сохраняя национальные особенности и традиционные основы РСБУ, заложенных ранее в Федеральном законе от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации и других документах. В последнее время в российском законодательстве было совершено ряд событий, которые направлены на сближение правил российского учета с требованиями
МСФО, ряд которых реализованы в нормативных актах, другие находятся на стадии обсуждения [3].
Наиболее значимым в этой области стало принятие Федерального закона от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», который вменил в обязанность некоторых публичных компаний составление консолидированной отчетности на основе МСФО. Действие данного Закона распространяется на кредитные и страховые организации, а также участников рынка ценных бумаг. То есть МСФО в Российской Федерации будут апробированы на компаниях, которые и ранее обязаны были готовить отчетность по международным правилам [2].
Необходимым условием широкого применения МСФО в экономике Российской Федерации является создание инфраструктуры, обеспечивающей использование этих стандартов в регулировании бухгалтерского учета и отчетности и непосредственно хозяйствующими субъектами. Основные элементы: законодательное признание МСФО в Российской Федерации; процедура одобрения МСФО; механизм обобщения и распространения опыта применения МСФО; порядок официального перевода МСФО на русский язык; контроль качества бухгалтерской отчетности, подготовленной по МСФО, в том числе аудит; обучение МСФО.
В марте 2011 г. Минфин России опубликовал ПБУ «Отчет о движении денежных средств» (ПБУ 23/2011). Отчет о движении денежных средств является единственной формой, заполняемой кассовым методом. Ранее коммерческие организации оформляли отчет о движении денежных средств в соответствии с общими требованиями к заполнению форм бухгалтерской отчетности. Новые требования по заполнению отчета максимально приближены к требованиям МСФО [5].
Последние поправки к нормативным актам по бухгалтерскому учету устранили отдельные несоответствия с требованиями МСФО. Между тем наиболее важные изменения в учете основных средств затронуты в проекте положения по учету основных средств, находящегося на рассмотрении в Минфине.
Проект ПБУ «Основные средства» предусматривает новые критерии признания основных средств, в частности, из них исключен стоимостный критерий - более 40 000 руб. за единицу. Важно, что в отечественном стандарте появится понятие ликвидационной стоимости объектов, которая должна уменьшать амортизационную величину основного средства.
Еще один документ, который сейчас обсуждается в Минфине России, - это проект нового положения по бухгалтерскому учету запасов. Новый вариант ПБУ 5/01 существенно приближает правила учета запасов к требованиям МСФО. Вот некоторые из предлагаемых изменений. Сфера применения ПБУ будет расширена: к запасам, в частности, отнесены активы, находящиеся в процессе производства для последующей продажи, выполнения работ, оказания услуг в ходе обычной деятельности организации, то есть незавершенное производство. Действующая редакция ПБУ 5/01 не распространяется на учет незавершенного производства.
Проект положения по учету аренды является наиболее новаторским. Во-первых, потому, что в РСБУ в настоящий момент отсутствует положение по бухгалтерскому учету аренды, поэтому за основу нового ПБУ целиком взяты требования МСФО. В настоящее время мы руководствуемся Федеральным законом от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)».
В случае принятия отечественного стандарта по учету аренды потребуется корректировка Закона о лизинге и соответствующих требований гражданского законодательства [4].
Проект положения по учету вознаграждений работникам сейчас также находится на стадии обсуждения. Его цель - разъяснить специфику учета расходов по оплате труда и других выплат работникам, непосредственно связанных с выполнением ими трудовых функций, а также социальных начислений на вознаграждения работникам с учетом МСФО. Таким образом, членство России в ВТО сближает отечественную систему учета и отчетности с международными стандартами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности Постановление Правительства РФ от 6 марта 1998.
2. Федеральный закон № 208-ФЗ от 27.07.2010 «О консолидированной финансовой отчетности».
3. Федеральный закон № 402 от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
4. Федеральный закон № 164-ФЗ от 29.10.1998 «О финансовой аренде (лизинге)».
5. ПБУ «Отчет о движении денежных средств».
6. Журавлева О. Ю. Введение в МСФО // Новая бухгалтерия. № 9. 2006. 369 с.
FEATURESOFACCOUNTING AND REPORTING WTO ACCESSION
Keywords: assets, accounting, liabilities, industry, standards, financial reporting.
Annotation. Introduction of international accounting standards is an important step to ensure the information infrastructure of the capital market in Russia, creating a favorable investment climate and thus economic growth. In normal market conditions the functioning of a competitive market capital is possible only under the condition that the participants provided accurate qualitative information about the objects of investment. The main source of this information is the accounting, rather, the accounting financial) statements of organizations. Currently, IFRS have been the most common and widely recognized as a basis for quality assurance provided in the reporting of the information and its usefulness for economic decisionmaking.
ЗУБЕНКО ЕКАТЕРИНА НИКОЛАЕВНА - преподаватель, Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, (katrinyshka88@rambler. ru).
ZUBENKO EKATERINA NIKOLAEVNA - teacher, Nizhny Novgo-rodstateengineering-economic Institute, (katrinyshka 88@rambler.ru).