СИСТЕМА АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДОЙ ПРЕДПРИЯТИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

7. Часть 2. Ст. 321. Дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества. Уголовный кодекс Российской Федерации. М., 1997.
8. Часть 3. Там же.
9. Часть 1. Ст. 321. Дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества. Уголовный кодекс Российской Федерации. М., 1997.
10. Часть 1. Там же.
11. Часть 2. Там же.
CRIMES, CONNECTED WITH THE DISORGANIZATION OF THE ACTIVITY OF ESTABLISHMENTS, THAT ENSURE ISOLATION FROM THE SOCIETY
© 2012
T.M. Klimenko, doctor of legal sciences, professor, head of the chair «Criminal law and criminology» Togliatti state university, Togliatti (Russia)
Keywords: crime; the place of the deprivation of freedom; the signs of the crimes; connected with the disorganization of the activity of establishments; which ensure isolation from the society.
Annotation: The urgency of the theme being investigated is caused by the fact that in practice frequently appear the problems relative to the qualification of the crimes, connected with the disorganization of the establishments, which ensure isolation from the society. The analysis of the signs criminal of the act of crimes in question is directed toward the improvement of the standards of the Russian legislation, which foresees responsibility for the form of crimes in question.
УДК 347+378+664+62+669
СИСТЕМА АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДОЙ ПРЕДПРИЯТИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
© 2012
З.Ф. Мазур, доктор педагогических наук, профессор кафедры «Проектирование и эксплуатация автомобиля» Е.М. Чертакова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Правоведение» Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Ключевые слова: информационные системы; инновации; базы данных; интеллектуальный капитал; интеллектуальная собственность; управление интеллектуальной собственностью; система автоматизированного управления инновационной средой; предприятие.
Аннотация: В данной статье раскрывается необходимость разработки информационной поддержки результатов интеллектуальной деятельности в виде системы автоматизированного управления инновационной средой предприятия, а так же развития интеллектуального капитала предприятия. Особое внимание уделяется подготовке специалистов в сфере инновационной деятельности, как необходимое условие развития инновационной экономики Самарской области.
12. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: Учеб. для студентов вузов. обучающихся по спец. «Юриспруденция» / Под. ред. А.И. Рарога. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004. С. 175.
13. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: Учеб. для студентов вузов. обучающихся по спец. «Юриспруденция» / Под. ред. А.И. Рарога. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004. С. 175.
ВВЕДЕНИЕ
Для предприятий Самарской области очень важную роль играет база знаний сотрудников — интеллектуальный капитал предприятий для развития инновационной экономики региона. Как известно, база знаний предприятий представляет собой сложное многоярусное разномасштабное образование, включающее базы знаний всех своих сотрудников и групп, базы знаний организационных единиц и комплексов. Формируются базы знаний коллективов взаимосвязанных предприятий, консорциумов, холдинговых компаний и корпораций, призванных совместно решать возникающие задачи.
Цель работы — повышение уровня инновационной активности предприятий Самарской области.
Сегодня предприятия Самарской области имеют знания в области методики и методологии, в области проектных, технических и технологических решений, совокупность организационных, экономических и социальных знаний; они умеют генерировать идеи, создавать концепции проектов бизнес-процессов, интегрировать и аккумулировать знания для реализации проектов по всем источникам, осуществлять проекты, виды деятельности, процедуры и операции; имеют навыки по выполнению коллективами и специалистами своих функций, задач и обязанностей, а также навыки по организации и управлению основной и инфраструктурной деятельностью.
Следует отметить, что основой базы знаний является творческий и интеллектуальный труд, результаты которого способны составлять интеллектуальную собственность и интеллектуальный капитал. Поэтому, на современном этапе развития инновационной экономики остро встает потребность в наличии такой инструментальной базы, которая могла бы поддерживать процессы формировании коллективной интеллектуальной собственности и способствовать формированию и расширению интеллектуального капитала предприятий Самарской области, инвестиционной привлекательности и инновационной активности.
Проблема возникает при возникновении обмена знаниями между коллективами предприятий при необходимости принятия совместного решения, которая выражена в противоречии:
— между потребностью предприятий в использовании инноваций и информационных технологий на современном этапе развития сетевой экономики и реальной практикой обеспечения научно-исследовательской и инновационной деятельностью;
— между потребностью предприятия в обмене знаниями с помощью сетевых и компьютерных интеллектуальных технологий и отсутствием мультиагентных систем, предназначенных для решения этих задач в свободном доступе;
— между потребностью Самарской области накапливать индекс инновационной активности и сдерживанием производственного потенциала отсутствием возможностей в обучении сотрудников предприятий работе в инновационной среде.
Предлагаемая новация относится к вычислительной технике и может быть использована для обработки информации на основе интеграции методов структурного анализа и синтеза, индексной квалиметрии и процессного подхода.
Цели новации — повышение качества выполнения инновационных проектов для предприятий Самарской области и доступности информационных ресурсов при дистанционном обучении специалистов предприятий в области инновационной деятельности и оценке обеспечения уровня качества решения поставленных внешней средой задач.
Технический результат реализации новации направлен на повышение скорости обработки информации и качества принятия решений посредством систематизации, классификации и структурирования информации, ее выбора, обработки, учета и тиражирования, за счет того, что мультиагентная система является распределенной интеграционной системой обработки знаний, построенной по блочно-модульному принципу
Технический результат достигается тем, что, система содержит модули и блоки, интеграция которых позволяет управлять инновационной средой предприятий Самарской области на основе новых инновационных технологий с опережающим формированием добавочной стоимости на результат интеллектуальной деятельности.
Система работает следующим образом. Потребитель интеллектуальной деятельности (8) обращается с запросом возможности формирования научно-технического решения во внешнюю среду, представленную Инновационно-инвестиционным фондом Самарской области (II). Внешняя среда (II) инициирует тран-закты на взаимодействие с предприятиями Самарской области (III) и различными заинтересованными в инновационной деятельности организациями, представленными в «модуле 1» (1), где информация собирается, анализируется, интегрируется, обрабатывается посредством информационной системы (блоки 2-7), и передается по каналам связи для организаций «ТИТ-ТиП», «ВОИР», «Областная библиотека» и других N заинтересованных, в каждой из которых осуществляется коммуникационный обмен информацией между собой для формирования единого согласованного проектного решения, а также формируются сигналы для потребителя (8) и «Модуля 2» (11). В модуле 2 на основе методов структурного анализа и синтеза анализируются требования внешней среды и формируются совокупные локальные модели для управления системой подготовки специалистов в инновационной сфере от предприятий Самарской области и единая совокупная модель управленияпрограммой обучения; Совокупная модель управления (11) осуществляет взаимодействие с подсистемой предприятий Самарской области (I), через программу обучения, реализованную в «модуле 4 (17). В результате функционирования совокупной модели управления обучением специалистов предприятий в области инновационной деятельности интегрируется набор компетенций, позволяющий слушателям на основе «модуля 4» (17) сформировать набор требуемых внешней средой для инновационной деятельности компетенций и формировать результирующие воздействия на блоки «инновационные проекты на конкурс», «рынок инноваций», «ФИПС». Для оценки риска недостижения цели обучения (13) используется оперативного управления (14), корректирующих действий (15) и «Модуль 3 — модуль квалиметрии» (12), где вход и выходы модулей: модуля 1 — интегрированной информационной
системы (1); модуля 2 — модуля структурного анализа исинтеза (11); модуля 3—модуля о бучения (16) соединены с модулем 3 — модулем мониторинга (12), надсисте-мой внешнего уровня принятия решений (II) и средой обучения (I). Результаты функционирования среды обучения (I) фиксируются в соответствующих службах и становятся доступными для восприятия в среде иного типа (III), что способствует росту индекса инновационной активности предприятий.
На рисунке 1 представлена модель автоматизированного управления инновационной средой предприятий Самарской области. Модель состоит из модулей и отдельных блоков:
1- «Модуль 1» — интегрированная информационная система - система работы с информацией. Он интегрирует и обрабатывает информацию, поступающую в ТИТТиП, ВОИР, ОБ;
2- Средство коммуникации (СК) — блок передачи информации по каналам связи;
3- Системное программное обеспечения (СПО) — блок системного программного управления обработкой информации;
4- База метаданных — блок хранения информации;
5- Средства отображения и документирования — блок представления информации;
6- Прикладное программное обеспечение — блок специальной обработки информации;
7- База нормативных регламентирующих документов и условий — блок хранения нормативно-распорядительной информацией;
8- Потребитель — блок ввода и вывода информации для обучающей системы в виде «Программы обучения»;
9- Блок сравнения — блок сравнения соответствия управляемой информации и расчетной модели управления;
10- Блок анализа данных — блок анализа информации для вспомогательных и организационных процессов, для которых сформированы модели управления;
11- «Модуль 2» — модуль структурного анализа и синтеза — система формирования целостности модели автоматизированного управления инновационной средой предприятий Самарской области. Синтезирует управляющие модели (локальные совокупные модели и единую совокупную модель программы обучения) для управления качеством функционирования программы обучения, оцениваемого по свойству эффективности обучения.
12- «Модуль 3» — модуль квалиметрии — система, содержащая критериально-оценочный механизм, позволяющий оценивать качество функционирования модели автоматизированного управления инновационной средой предприятий Самарской области в соответствии с требованиями внешней среды;
13- Блок оценки риска — оценочный механизм риска недостижения цели функционирования распределенной интегрированной системой в целом;
14- Блок оперативного управления — блок передачи управления по конкретным адресам.
15- База знаний — блок корректирующих действий — содержит знания об эффективном снижении отклонений в отдельных параметрах от требуемых значений, способных привести к предельному состоянию системы в целом, или предельному состоянию ее компонента,
формирующему отказ или сбой системы. Содержит набор корректирующих действий, блокирующий негативные возможные воздействия системы.
16- Блок учета научно-технических решений и статистики.
17- «Модуль 4» — модуль обучения — автоматизированная система обучения слушателей предприятий Самарской области видам инновационной деятельности и формированием компетенций разработки инновационных проектов.
Внешние связи системы:
I — Обучаемая система — система слушателей от предприятий Самарской области, взаимодействующая с подсистемами ФИПС, Рынок инноваций, и способная выполнять инновационные проекты (например, автоматизированная система обучения инновационной деятельности на предприятиях).
II — Надсистема высшего уровня принятия решений, в лице Инновационно-инвестиционного фонда Самарской области — автоматизированная система поддержки принятия решений, в которой передача решений выполняется по каналам связи глобальной сети.
III — Подсистема иного типа, например, других предприятий и организаций регионов страны.
На рисунке 2 показана схема взаимодействия модулей модели автоматизированного управления инновационной средой предприятий Самарской области.
На рисунке 3 показана схема взаимодействия модели автоматизированного управления инновационной средой предприятий с надсистемой и подсистемой.[1]
Система функционирует следующим образом потребитель (8) обращается с запросом во внешнюю среду (II) на наличие инновационных инвестиций в Инновационно-инвестиционном фонде Самарской области, откуда по каналам связи (2) поступает информация в модуль 1, связывающая в единую интеграционную систему ввода, обработки, преобразования, хранения и передачи информации под управлением специального системного программного обеспечения (3) и прикладного программного обеспечения (6) в организации (ТИТТиП, ВОИР, Областная библиотека и любых других N организаций, заинтересованных в партнерстве), а также в базы данных (4), средства отображения и документирования (5). Поступившая информация проверяется и сравнивается с нормативно-справочной и распорядительной информацией (7), а также требованиями модуля 1 на формирование целей и задач партнерства в реализации образовательной программы модуля 4 (17). Сформированные сигналы целей и задач партнерства в реализации образовательной программы, а также требований внешней среды (II) поступают в «модуль 2» — модуль структурного анализа и синтеза (11) для формирования локальных и совокупной моделейуправления, как программой обучения (17), реализуемой в модуле 4, так и вспомогательными информационными и организационными процессами функционированием мультиагентной системы автоматизированного управления инновационной средой предприятий Самарской области (I). Образованные моделиуправления (11), отслеживаются на соответствие заданным целям и задачам функционирования и оцениваются в блоке мониторинга (12), путем сравнения в блоке сравнения (9) с рассчитанными в модуле 2 (11)
и формируемыми в модуле 4 (17) фактическими моделями управления, анализируются вспомогательные и организационные процессы и ресурсы в блоке анализа (10), оценивается риск недостижения заданной цели обучения (13), и вырабатываются оперативные сигналы управления (14), рассылаемые блоком по адресам, где требуется корректировка из базы знаний корректирую-щихдействий (15)длякаждого конкретного случаяриска, с учетом инновационной среды предприятий (I).
Полученные результаты обучения в среде слушателей предприятий Самарской области (I) в виде идей или научно-технических решений в виде инновационных проектов регистрируются в ФИПС и поступают на рынок инноваций. Результаты инновационной деятельности становятся доступными для систем иного типа Предприятий других регионов страны (III), в которых заинтересованные лица (8) обращаются с запросом на инновационно-инвестиционную деятельность (II).
Рис. 1. Модель автоматизированного управления инновационной средой предприятий Самарской области.
ПК №3
Модуль мониторинга
ПК №4
Модуль обучения специалистов в инновационной сфере
ПК №2
Модуль структурного анализа .и синтеза
ПК №1
Модуль информационной системы
Надсистема высшего уровня
Предприятия Самарской области
Рис. 2. Схемавзаимодействиямодулеймоделиавтоматизированногоуправления инновационной средой предприятий Самарской области.
Рис.3. Схемавзаимодействиямоделиавтоматизированного управления инновационной средой предприятий с надсистемой и подсистемой.
экономика
Бердникова Л.Ф.
ОТДЕЛЬНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ...
ВЫВОДЫ
Таким образом, использование новации позволяет ускорить обмен информацией при подготовке специалистов в инновационной среде предприятий Самарской области, обладающих компетенциями разработки инновационных проектов и взаимовыгодного сотрудничества с ФИПС и рынком инноваций, а также, способствуют активизации инновационной деятельности в стране в целом и активизируют повышение индекса инновационной активности. Реализация новации также позволит выполнять обучение специалистов в инновационной сфере с заранее заданным уровнем качества подготовки, формируемыми требованиями внешней среды, осуществляя выбор информации, обработку и тиражирование между указанными тремя уровнями. Это позволит сократить временной интервал задержки
информации при ее запросе и гарантировать качество функционирования инновационных процессов на требуемом внешней средой уровне качества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Сайт «Федеральный институт промышленной соб-ственности» (http://www.fips.ru) Государственный реестр полезных моделей, патент № 87549 от 10.10.2009 г. Мазур З.Ф., Глухова Л.В.
2. Мазур З.Ф. Проектирование инновационной деятельности в образовании Москва: агентство «Дианис», 1997 г. — 273 с.
3. Мазур З.Ф. Инновационно-информационная подготовка научно-педагогических кадров в сфере интеллектуальной собственности. — Тольятти: Изд-во ТВТИ, 2008. - 160 с.
SYSTEM OF AUTOMATED MANAGEMENT BY THE INNOVATIVE ENVIRONMENT OF THE ENTERPRISES OF SAMARA RIGION
© 2012
Z.F. Mazur, doctor of pedagogical sciences, professor of the chair «Designing and operation of cars» E.M. Chertakova, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair «Jurisprudence» Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Keywords: information systems; innovations; databases; intellectual capital; intellectual property; management of intellectual property; system of automated management by the innovative environment; enterprise.
Annotation: In given article it is shown the necessity of working out of information support of results of intellectual activity in the form of system of automated management by the innovative environment of the enterprise, and as developments of the intellectual capital of the enterprise. The special attention is given to preparation of experts in the sphere of innovative activity as a necessary condition of development of innovative economy of the Samara region.
УДК 65.011
ОТДЕЛЬНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ОРГАНИЗАЦИИ
© 2012
Л.Ф. Бердникова, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Тольяттинский государственный университет, г. Тольятти (Россия)
Ключевые слова: человеческие ресурсы; анализ человеческих ресурсов; ресурсный потенциал организации.
Аннотация: Раскрыто понятие «человеческие ресурсы». Отражены основные направления анализа человеческих ресурсов в рамках оценки ресурсного потенциала организации. Представлены основные показатели, используемые при анализе человеческих ресурсов организации.