СИСТЕМА АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ И СНИЖЕНИЯ РИСКОВ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ШТРАФНЫХ САНКЦИЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

УДК 338.5: 351.82
система автоматизированного ценообразования как инструмент повышения конкурентоспособности предприятия и снижения рисков возникновения штрафных санкций антимонопольной службы
МУСТАЕВ А. р.
аспирант МУСТАЕВ и. З.
доктор экономических наук Уфа, Россия
За последние несколько лет существенно усложнилась ситуация на российских рынках розничной реализации нефтепродуктов: качественно возрос уровень конкуренции, принципиально изменился контроль за отраслью со стороны государства в лице Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Изменения требуют от участников рынка коренной перестройки процессов ценообразования.
В условиях ужесточения требований государства к качеству реализуемых розничными операторами нефтепродуктов (технический регламент «О требованиях к автомобильному бензину и дизельному топливу») в борьбе за потребителей все более усиливается значимость ценового фактора: к мелким операторам рынка изначально практикующим демпинговое ценообразование присоединился и ряд крупных вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), пы-
тающихся за счет установления и поддержания низких цен реализации увеличить свою долю присутствия на рынке. Остальным операторам рынка для сохранения существующих позиций на рынке необходимо кардинально перестраивать принципы собственной работы, обеспечить моментальное реагирование на изменения конъюнктуры рынка, не забывая при этом о постоянном пристальном контроле со стороны ФАС.
Узкий номенклатурный ряд нефтепродуктов, реализуемых через АЗС (три основных вида бензина и дизельное топливо), а так же отсутствие внешних отличий между продуктами, произведенными различными нефтеперерабатывающими предприятиями (строгие требования ГОСТ) существенно упрощают сравнительный анализ цен для потребителей топлива: любые, даже несущественные изменения цен крупных операторов розничного рынка становятся темой бурных обсуждений общественности, порождают многочисленные жалобы населения в ФАС и другие органы исполнительной власти. Сложившаяся практика взаимоотношений нефтяных компаний с ФАС показывает, что нарушения антимонопольного законодательства могут быть усмотрены ФАС как при повышении, так и при снижении розничных цен реализации. При этом хозяйствующим субъектам вменяются не монопольно низкие цены, а согласованные
<С т I—
о
со
О-
а

о
<
*
о
*
Ш
ЕКОНОМІКА ЕКОНОМІКА ПІДПРИЄМСТВА
действия по установлению и поддержания цен.
Необходимо отметить, что законом четко не регламентированы такие принципиально важные для выстраивания отвечающей законодательству ценовой политики параметры, как размер допустимой рентабельности (обвинения в монопольно высоких ценах), критический размер ценовой дельты от конкурентов, временные ограничения между коррекциями цен конкурентов (обвинение в согласованных действиях). Крупные операторы рынка, не смотря на ряд внесенных поправок к законодательству, по сей день не защищены от обвинений в согласованных действиях при копировании ранее установленных ими цен.
В сложившейся ситуации, когда в условиях жесткой конкуренции предприятия должны моментально реагировать на изменения конъюнктуры рынка, при этом досконально анализируя принимаемые решения на предмет соответствия действующему антимонопольному законодательству, решением проблемы может стать построение и внедрение автоматизированной системы ценообразования самостоятельно анализирующей внешнюю, вводимую в нее информацию, и формирующую на основе вышеуказанного анализа соответствующие законодательству предложения по коррекции собственных цен реализации.
Призванная снизить риски штрафных санкций ФАС, система должна оперировать разделяемыми (принимаемыми) ФАС экономически и иным образом обоснованными принципами ценообразования. Механизмы принятия решений должны быть прозрачными, полностью исключающими влияние субъективного фактора. Создаваемая для повышения конкурентоспособности предприятий система должна оперативно формировать максимально эффективные с точки зрения финансовоэкономического результата ценовые решения. При этом баланс между доходом и соответствием действующему антимонопольному законодательству всегда должен склоняться в пользу последнего.
Модель автоматизированного ценообразования в своей работе должна анализировать реальные параметры, обычно использующиеся в процессе ценообразования:
• плановое и фактическое значение плана реализации;
• плановое и фактическое значение прибыли, операционного дохода, рентабельности продаж;
• пороговые (минимально и максимально допустимые) значения вышеуказанных показателей;
• наличие конкурентных преимуществ собственной реализуемой продукции/продукции реализуемой конкурентами;
• стоимостная оценка конкурентных преимуществ реализуемой продукции /конкурентоспособность собственных цен реализации;
• особенности ценовой политики конкурентов;
• эластичность спроса по каждому виду продукта;
• себестоимость/прогноз изменений себестоимости реализуемой продукции;
• информация о величине плановых и фактических расходов на реализацию единицы продукции;
• технические возможности точки реализации (максимальный объем хранения, реализации и т. п.);
• величина остатков на складах предприятия;
• оценка себестоимости остатков конкурентов;
• сезонная динамика объемов реализации по прошлым периодам;
• динамика спроса на локальном рынке;
• изменения объемов предложения товаров и услуг на локальном рынке;
• пр.
Информация, касающаяся внешней среды, в целях укрепления позиций предприятий во взаимоотношениях с ФАС должна по возможности подкрепляться данными независимых информационных аналитических агентств, органов статистики и т. п.
Вышеупомянутый узкий номенклатурный ряд реализуемой продукции, а так же постоянный равномерный характер ее потребления, для предприятий осуществляющих розничную реализацию нефтепродуктов играют положительную роль в вопросе построения эффективной автоматизированной системы ценообразования. Невероятно сложно представить внедрение подобной системы в сетях с широким ассортиментом реализуемой продукции (аптечные сети или продуктовые гипермаркеты).
На основании утвержденных контрольных показателей в систему вводятся месячные, квартальные, годовые плановые значения по прибыли, объему реализации и пр. (см. перечень анализируемых показателей). Параметры вводятся один раз и не корректируются кроме каких-либо форс-мажорных обстоятельств. Ежедневно в систему автоматизированным способом из других используемых на предприятии программных продуктов вводятся фактические значения о себестоимости реализуемых остатков, фактическом объема реализации за прошедшие сутки, конъюнктуре рынка и пр. Анализируя введенную информацию, система предлагает наиболее эффективные с точки зрения выполнения утвержденных контрольных показателей решения.
Например: при отставании от установленного плана реализации система анализирует возможность установления более низкого уровня цены с точки зрения существующей наценки (недопущение прямых убытков, оценка себестоимости остатков, оценка рыночного уровня себестоимости остатков) и конъюнктуры рынка (соотношение собственной цены реализации и цен реализации конкурентов, оценка вероятности ответной реакции конкурентов). При наличии возможности увеличения объема реализации за счет снижения цены реализации системы выдает предложение по коррекции (снижению) цены реализации на конкретный продукт конкретной АЗС (сети АЗС) с указанием конкретного уровня цен по конкретному продукту.
Показания системы на постоянной основе фиксируются. Предложения, сформированные системой, могут быть использованы (должны использоваться) в качестве наглядной обосновывающей базы принимаемых решений для ФАС, в т. ч. прикладываться к уведомлениям о планируемых изменениях цен, направляемых
в ФАС в качестве меры заблаговременного информирования о причинах/основаниях тех или иных изменений цен реализации.
Разработка и внедрение автоматизированной системы ценообразования является крайне трудоемким процессом наиболее сложным этапом которого, помимо непосредственно написания математической модели ценообразования, представляется защита соответствия заложенных в нее принципов работы действующему антимонопольному законодательству (принятие принципов работы системы Федеральной антимонопольной службой). Данный этап внедрения системы помимо досконального изучения микроэкономики требует проведения исследований практики применения антимонопольного законодательства (как в стране, так и за рубежом), необходимы сбор и анализ мнений по принципиальным вопросам признанных научных деятелей в области экономики и маркетинга.
Внедрение системы автоматизированного ценообразования позволит повысить конкурентоспособность предприятия, обеспечив достижение максимально возможных финансово-экономических результатов и
нивелировав риски возникновения штрафных санкций ФАС. Дополнительным эффектом применения системы должно стать существенное сокращение трудозатрат на анализ и принятие решений по ценообразованию - так же крайне актуальная задача для предприятий с широкой разветвленной торговой сетью.
ЛИТЕРАТУРА
1. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент. - СПб.: Питер,
2005.
2. Липсиц и. В. Коммерческое ценообразование. -М.: БЕК, 1997.
3. Попов Е. В. Теория маркетинга. - Екатеринбург: ИПК УГТУ, 2000.
4. Федеральный закон Российской Федерации № 135-Ф3 «О защите конкуренции».
5. Технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту».
6. Материалы информационного агентства Аи-92 .Режим доступа: шшш. Аи-92. ги.
А
в
т
с
М
є
р
1=
д
А К
О
К
А
К
О
К
Е