ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 3
36
АКТУАЛЬНЫ ПРОБЛЕМЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ
ДЕРЯБИН А.В.,
аспирант, ФГОУ ДПО «Академии повышения квалификации руководящих работников и специалистов курортного дела, спорта и туризма», e-mail: apk@sochi.com
В работе представлена специфика внедрения и современного развития экономических отношений и механизмов в системе медицинского обслуживания населения страны с учетом социальной значимости здравоохранения.
Ключевые слова: организационно-экономические механизмы; медицинские услуги; медицинские организации; спрос и предложение медицинских услуг; экономическая эффективность медицинского обслуживания; экономика здравоохранения.
In work specificity of introduction and modern development of economic relations and mechanisms in system of health services of the population of the country in view of the social importance of public health services is presented.
Keywords: organizational-economic mechanisms; medical services; the medical organizations; a supply and demand of medical services; economic efficiency of health services; economy of public health services.
Коды классификатора JEL: H75, I11, I12.
Развитие экономики России в последние десятилетия оказали значительное влияние на социальную сферу страны, в том числе и на здравоохранение, где идет активный процесс усиления экономической составляющей оказания медицинских услуг. Формирование рыночных отношений позволили сделать серьезные шаги в сторону модернизации медицинского обслуживания и всей системы охраны здоровья россиян.
Целенаправленный процесс структурной реорганизации здравоохранения, активно осуществляемый в РФ в последние годы, был ориентирован на повышение внутриотраслевой эффективности. При этом основными принципами реструктуризации стали оптимизация системы медицинского обеспечения населения на основе переноса акцентов с дорогостоящих видов помощи на более экономически целесообразные [1].
Однако процесс медицинского обслуживания в здравоохранении не может преследовать в качестве основной цели экономию средств на здоровье человека. Экономическое обоснование лечебных и профилактических мер, анализ использования средств в здравоохранении необходимы для выбора наиболее оптимальных схем финансирования, повышения качества и эффективности медицинских услуг.
Более того, рост эффективности медицинских услуг напрямую влияет на макроэкономические показатели через:
прирост производительности за счет повышения качества труда и уменьшение экономических потерь предприятиями из-за временной нетрудоспособности;
снижение дополнительных затрат на лечение работников;
уменьшение затрат на дополнительную профессиональную подготовку работников, замещающих заболевших и инвалидов;
сокращение расходов непосредственно в медицинских учреждениях в связи с уменьшением численности пациентов за счет работников, заболевших на производстве;
снижение затрат на социальное обеспечение нетрудоспособного населения.
В соответствии с Конституцией, государство призвано обеспечить охрану здоровья граждан. Однако в условиях нестабильной экономической ситуации проблема качественного и эффективного медицинского обслуживания не решается за счет государства, а становится задачей отдельного медицинского учреждения, которое ограничено в финансовых ресурсах.
© А.Б. Дерябин, 2010
При этом государство не в полной мере обеспечивает всю систему медицинского обслуживания и проводит курс на отказ от финансирования части государственного сектора. Отсюда и неизбежный перевод медицинского обслуживания на коммерческие рельсы [3].
В результате этого в нашей стране в последние годы произошел резкий рост объемов платных медицинских услуг, предусматривающих непосредственные финансовые взаимоотношения пациентов с производителями услуг, а в системе страховой медицины как с пациентами, так и предприятиями и государством.
Развитие коммерческого сектора медицины обусловило фактическое изменение статуса медицинских организаций, внедряющих коммерческие принципы работы. Выход на рынок медицинских услуг привел к изменению характера всех экономических взаимосвязей между субъектами медицинской деятельности.
В результате на медицинские организации стали распространяться все законы и принципы рыночной экономики, включая экономические права, обязанности и ответственность.
Само экономическое содержание хозяйственной деятельности медицинских учреждений в условиях рыночных отношений ставит его в разряд самостоятельных хозяйствующих субъектов, специализированных на медицинских услугах [5]. Однако его отличает некая особенность, связанная с социальной составляющей медицинской услуги, и наличие ряда смежных подсистем, имеющих многообразные экономические связи с медицинскими организациями, которые можно разделить на несколько направлений.
Первое и самое важное направление — это взаимодействие медицинских организаций с органами государственной власти в плане реализации государственной политики социального обеспечения граждан страны. В современных условиях медицинские организации не только являются субъектами реализации государственных задач, но и выступают в роли источников пополнения доходной части бюджета в виде налоговых поступлений от приносящей доход деятельности. Но, несмотря на это, часть финансирования большинства медицинских организаций ложится все же на государство.
Участие медицинских организаций в рыночном процессе вызывает необходимость формирования их внешнего окружения за счет взаимодействия с поставщиками, потребителями и конкурентами.
В условиях самофинансирования медицинские учреждения ведут поиск наиболее привлекательных по цене ресурсов поставщиков. При этом они не должны забывать и о социальной составляющей оказываемых услуг, которая требует тщательного анализа качества, надежности и соответствия приобретаемых ресурсов у поставщиков. Поэтому поиск поставщиков и работа с ними становятся одной из важных и ответственных задач медицинской организации.
К группе поставщиков привлекаются и организации, предоставляющие услуги лечебно-профилактическому учреждению. К этой группе относятся обслуживающие финансово-кредитные учреждения, а также учебные заведения, готовящие медицинские кадры, проводящие их обязательное повышение квалификации и аттестацию.
Особую значимость для медицинской организации приобретают отношения с потребителями услуг. При этом можно выделить две основные задачи для медицинского учреждения. Первая задача заключается в поиске и привлечении клиентов — пациентов, а вторая — в максимально полном и качественном предоставлении медицинских услуг с учетом необходимой экономической эффективности. Сложность взаимодействия с потребителями услуг состоит в том, что предоставление услуг возможно только при условии необходимости для пациента данного вида медицинских услуг (например, по медицинским показаниям). В противном случае услугу ни в коем случае нельзя оказывать потребителю, за исключением косметологических, пластических и ряда других медицинских услуг.
Конкурентные отношения также играют немаловажную роль на рынке медицинских услуг. Связь в этом направлении также имеет два вектора: первый — это чисто конкурентные отношения, второй — совместные действия по реализации государственных принципов социального обеспечения населения и формирования здорового образа жизни населения за счет оказания неотложной медицинской помощи, высокотехнологичных медицинских услуг, выполнения научных и лабораторных исследований и др.
Необходимо обратить внимание и на изменение внутренних механизмов взаимодействия между сотрудниками медицинской организации, где внедряется принцип экономической заинтересованности сотрудников в качественном оказании медицинских услуг. Реализация этого принципа требует от руководства применения новых адекватных мер по стимулированию работников к эффективному труду.
В результате складывается ситуация, в которой многие медицинские учреждения вынуждены менять форму и структуру своей организации, что приводит к внедрению в медицинскую деятельность различных форм собственности, коммерческих структур управления процессом оказания медицинских услуг и новых механизмов их развития.
При этом механизмы развития медицинских услуг можно условно разделить на организационноэкономические и специфические.
Организационно-экономические механизмы формируются в типовых медицинских учреждениях и касаются отдельных секторов деятельности (например, система менеджмента качества медицинских услуг в регионе, система финансирования лечебно-профилактических учреждений и др.)
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 3
Специфические механизмы касаются как конкретных медицинских организаций определенной формы собственности или выполняющих определенные государственные функции в области обеспечения граждан медицинской помощью (например, ценообразование на медицинские услуги различного вида, порядок оплаты труда и др.), так и государственных органов (например, при реализации конкретных программ и стратегий развития медицины на федеральном, региональном и муниципальном уровнях).
Важно отметить, что в зависимости от того, на каком уровне системы медицинского обслуживания используются представленные механизмы, они могут быть разделены на макро-, мезо- и микроэкономические.
На макроэкономическом уровне экономические механизмы призваны решать задачи национальной экономики в целом и, прежде всего, в тех отраслях, которые непосредственно связаны с медицинским обслуживанием населения.
Мезоэкономический уровень включает реализацию организационно-экономических и специфических механизмов в рамках конкретных регионов с определенной спецификой края или области.
На микроэкономическом уровне механизмы реализуются в отдельной медицинской организации и ее структурных подразделениях.
На каждом уровне данные механизмы имеют свои особенности, однако основной их целью с точки зрения экономики является формирование эффективной системы управления медицинскими услугами, способной быть эффективной как для производителя, так и для потребителя с точки зрения медицинской, социальной и экономической составляющей, удовлетворять потребности пациентов. А для этого необходимо знание особенностей игроков рынка: спроса и предложения.
Так, потребители на рынке создают спрос на медицинские услуги. Однако, в отличие от других видов экономической деятельности, спрос на медицинские услуги формируется под влиянием, помимо основных (уровень доходов, демографическая ситуация), еще и других специфических факторов [8]:
возможность влияния на спрос на медицинские услуги со стороны врачей (их диагнозы и рекомендации влияют на принятие решения потребителем);
изменение предпочтений пациентов (мода на определенные пластические, стоматологические услуги увеличивает спрос на эти виды медицинских услуг);
эпидемии и риски заражения определенными видами болезней;
средства массовой информации при распространении и популяризации необходимости профилактических мер в определенные периоды, в том числе и при эпидемии [8].
Лечебно-профилактические и диагностические организации формируют на рынке предложение, т.е. количество медицинских услуг, которые врачи могут оказать за определенный период времени населению.
Особенными факторами, влияющими на предложение медицинских услуг, могут быть:
• модернизация материально-технической базы медицинских учреждений (ввод более совершенного высокотехнологичного оборудования снижает издержки, что ведет к оказанию большего количества услуг с лучшим качеством диагностирования и лечения), что, несомненно, увеличивает спрос [4];
• рост квалификационного и профессионального уровня медицинских кадров — чем их больше, тем выше качество медицинских услуг и, соответственно, спрос на них;
• государственная политика поддержки определенных направлений развития здравоохранения посредством финансирования программ государственных гарантий обеспечения граждан медицинской помощью.
В результате взаимодействия спроса и предложения, а также с учетом государственной политики ценообразования на рынке формируется цена на медицинские услуги. При этом особенностью формирования цены в здравоохранении является то, что, с одной стороны, некоторые виды услуг являются необходимыми для потребителя-пациента, который при условии нежелания ее приобретения все же покупает эту услугу по назначению врача, а с другой, медицинские услуги могут быть экономически нерентабельными, однако медицинский и социальный эффект требует их проведения. Так, при организации медицинского обслуживания пожилых людей с хроническими заболеваниями, больных с умственной отсталостью и т.п. при явной медицинской и социальной эффективности экономический эффект будет отрицательным. При использовании современных медицинских препаратов, интенсивной терапии и реанимации достигается медицинский и социальный эффект — сохраняется человеку жизнь, однако он может стать инвалидом и лишиться возможности заниматься общественно-полезным трудом [5].
В связи с этим экономическая эффективность в медицине не может являться определяющей при выборе тех или иных форм оказания медицинских услуг. Однако критерии экономической эффективности — наряду с медицинской и социальной эффективностью — могут помочь в установлении приоритетов проведения тех или иных мер в условиях ограниченных ресурсов.
Говоря о развитии рыночных отношений в здравоохранении, нельзя абсолютизировать значение этого процесса. Здравоохранение, как специфическая социальная сфера, затрагивающая жизненно важные
вопросы, не сможет, очевидно, целиком и полностью ориентироваться только на рыночные отношения, так как будут оставаться социально значимые виды медицинских услуг, которые должны субсидироваться государством [7].
Эти услуги, прежде всего, призваны обеспечить реализацию важнейшего социального приоритета — сохранение, укрепление здоровья и повышение качества жизни населения страны, оказание ему высокоэффективных оздоровительных и лечебно-профилактических услуг.
Для того чтобы погоня за прибылью, за выгодными видами медицинских услуг не сказалась негативно на всей системе здравоохранения, должны быть выработаны и применены действенные организационноэкономические механизмы, способные решить вопросы улучшения экономической ситуации в сфере здравоохранения без ущерба социальной составляющей, а также изменить механизм самой системы оказания медицинских услуг.
Следующей особенностью медицинского обслуживания является то, что труд, затраченный на оказание медицинской услуги, может быть меньше труда, сэкономленного благодаря этой услуге. Например: выздоровление трудоспособного работника, которое будет означать уменьшение потерь национального дохода от непроизведенной продукции, принесет значительный экономический эффект. В то же время выздоровление нетрудоспособного пенсионера или инвалида не принесет экономического эффекта, более того, будет означать дополнительные потери в связи с необходимостью выплаты пенсии по старости или пособия по инвалидности, т.е. в медицине нет четкой взаимосвязи между количеством затраченного врачом труда и конечным результатом. Не всегда сэкономленный за счет восстановления здоровья труд больше вложенного врачом на одну и ту же величину. Однако знание экономической эффективности лечения и предупреждения заболеваний позволяет получить информацию о затрачиваемых средствах, что, в свою очередь, более точно позволяет определить нормативы финансирования [2].
Определение экономической эффективности медицинского обслуживания основывается прежде всего на установлении стоимости отдельных видов медицинских услуг, а также величины ущерба, наносимого теми или иными заболеваниями. Стоимостные показатели медицинской услуги служат исходными для соизмерения затрат и экономического эффекта при определении их экономической эффективности. В конкретных расчетах эта эффективность может измеряться частным от деления суммы, отражающей выгоду (экономический эффект) данного мероприятия, на сумму расходов на него.
Активное внедрение представленных рыночных механизмов ставит перед системой медицинского обслуживания новые задачи экономического характера, среди которых:
определение роли и места медицинских услуг в экономике народного хозяйства;
определение востребованных видов, объемов медицинских услуг и их организационно-экономическое обеспечение;
рациональное использование ограниченных ресурсов здравоохранения при оказании медицинских услуг;
изучение тенденций в изменении структуры спроса и государственной политики в области здравоохранения;
расчет и оценка экономической эффективности медицинских услуг;
экономическое обоснование новых форм и методов медицинского обслуживания населения;
разработка и внедрение эффективных форм оплаты труда медицинских работников;
формирование оптимальной структуры кадрового обеспечения медицинских услуг (установление оптимального соотношения «врачи — средний медицинский персонал»);
построение конкурентоспособной системы подготовки и повышения квалификации кадров в сфере экономики здравоохранения;
разработка и внедрение системы менеджмента качества медицинских услуг, их соответствие национальным и международным стандартам и нормам;
применение маркетинговых подходов при реализации медицинских услуг, включая рекламу и другие методы стимулирования сбыта [6].
Решение поставленных задач, несомненно, требует более глубокого исследования вопросов экономического обеспечения медицинского обслуживания, основанного на взаимосвязи здравоохранения с другими отраслями экономики, а именно:
влияния здоровья населения и здравоохранения на развитие экономики в целом и отдельных его
отраслей;
влияния экономики отдельных отраслей на здоровье населения.
Таким образом,экономика здравоохранения — достаточно новое и сложное направление в экономической науке, которое изучает его взаимодействие с экономикой народного хозяйства, формирование, распределение и использование в охране здоровья материальных, трудовых и финансовых ресурсов. При этом медицинское обслуживание оказывает влияние на развитие экономики народного хозяйства посредством сбережения здоровья населения (снижение смертности, особенно в трудоспособном возрасте, смертности детей, заболеваемости и инвалидности, увеличение средней продолжительности жизни).
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 3
Анализ экономической системы оказания медицинских услуг как составной части отечественной экономики показал, что это социально-ориентированная отрасль со всеми присущими социальной сфере особенностями, значительным государственным участием, влиянием практически на все отрасли экономики страны, так как основной индикатор эффективности медицинского обслуживания заключается в повышении качества жизни россиян. Полный переход на рыночные отношения позволил сформировать в последние годы коммерческий сектор здравоохранения — рынок платных медицинских услуг, на котором действуют все законы и правила спроса, предложения и конкуренции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вялков А.И. О необходимости внедрения новых экономических моделей в здравоохранении // Экономика здравоохранения. 2007. № 1(51). С. 5-11.
2. Габуева Л.А. Экономика ЛПУ: экономическая эффективность и бизнес-планирование: учебное пособие для студентов вузов. М.: Грантъ, 2006.
3. Григорьев К.И. Организация здравоохранения в России. Аналитический обзор / К.И. Григорьев, В.В. Пилюгин. М.: Медицина и здравоохранение, 2005.
4. Зенина Л.А. Экономика и управление в здравоохранении. М.: Академия, 2008.
5. Колосницына М.Г., Шейман И.М. Экономика здравоохранения: учебник. М.: ГУ-ВШЭ, 2009.
6. Комаров Ю.М. Стратегия развития здравоохранения в РФ. // Здравоохранение. 2008. № 2. С. 53-62.
7. Сибурина Т.А. Управление здравоохранением: о путях перехода к инновационно-стратегической модели развития // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2007. № 2. С. 63-69.
8. Экономика здравоохранения: учебное пособие / Под ред. А.М. Мельникова. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007.