ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ, ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПО-СОБНОСТИ И БИОЭНЕРГЕТИКИ МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ ДЕВОЧЕК 9-10 ЛЕТ НА ОСНОВЕ РАЗЛИЧНОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ «ВЕДУЩЕГО» ФИЗИЧЕСКОГО КАЧЕСТВА

ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ, ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И БИОЭНЕРГЕТИКИ МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ ДЕВОЧЕК 9-10 ЛЕТ НА ОСНОВЕ РАЗЛИЧНОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ «ВЕДУЩЕГО» ФИЗИЧЕСКОГО КАЧЕСТВА
Д.В. Мельников, И.А. КриволапчуК
ФГНУ «Институт возрастной физиологии» РАО, Москва
Начало статьи в № 1 «Новые исследования» за 2013 год.
Сообщение 2: Особенности двигательной подготовленности, физического развития, физической работоспособности и биоэнергетики мышечной системы девочек 9-10 лет на основе различного уровня развития быстроты и ско-ростно-силовых качеств
Девочки 9-10 лет с высоким уровнем развития относительной силы по сравнению со сверстницами со средним и низким уровнем имеют достоверно более низкие показатели массы тела, окружности грудной клетки, ширины таза, но, примерно, такую же длину тела (р>0,05). У них достоверно выше ЖЁЛ, МПК/кг, показатели общей мышечной работоспособности, мощности анаэробного гликолиза, мощности аэробно-гликолитического и аэробного источника энергообеспечения. Девочки со средним и низким уровнем развития относительной силы не имеют достоверных различий в показателях физического развития (длина, масса тела, окружность грудной клетки, ширина плеч, таза), в показателях скоростной выносливости, скоростно-силовых качеств, аэробной выносливости, мощности анаэробного гликолиза, мощности аэробно-гликолитического и аэробного источника энергообеспечения. Девочки с высоким, средним и низким уровнем развития относительной силы не имеют достоверных различий в показателях длины тела, быстроты, PWC/кг, мощности фосфагенного источника, коэффициентов а и Ь, характеризующих аэробные возможности и аэробную ёмкость мышечного энергообеспечения.
Девочки с высоким и средним уровнем, дифференцированные на основании таких «ведущих» физических качеств, как выносливость, быстрота, скоростно-силовые качества, имеют примерно одинаковые показатели физического развития. Исключение составляют девочки, дифференцированные по ведущему физическому качеству «относительная сила». В этом случае масса тела девочек со средним и низким уровнем больше на 12% и 19% - соответственно по сравнению со сверстницами, имеющими высокий уровень их развития. Сравнение показателей биоэнергетики мышечной системы, дифференцированных на различные уровни по скоростно-силовому показателю, показало, что наименьшие отличия
1 Контакты: Криволапчук И.А. - E-mail: <i.krivolapchuk@mail.ru>
наблюдаются между высоким и средним уровнями. Такой же характер отличий наблюдается при дифференцировке по быстроте и аэробной выносливости, но отличия между высоким и средним уровнями увеличиваются. При дифференцировке по относительной силе отличия между средним и низким уровнями по показателям биоэнергетики незначительные.При развитии скоростно-силовых качеств и быстроты девочек 9-10 лет необходимо делить на три группы (высокий, средний и низкий уровни) по результатам прыжков в длину с места. При развитии силы и аэробной выносливости - на две группы: высокий+средний и низкий уровни; при развитии скоростной, скоростно-силовой выносливости, гибкости -также на две группы: средний+низкий и высокий.
Ключевые слова: Двигательная подготовленность, физическое развитие, физическая работоспособность, биоэнергетика мышечной системы
Motor readiness, physical development, physical working efficiency and bioener-getics of muscular activity in 9-10-year-old girls depending on the level of development of the "leading" physical characteristic. Message 2: Motor readiness, physical development, physical working efficiency and bioenergetics of muscular activity in 910-year-old girls depending on the level of development of speed and speed-power characteristics. Girls of 9-10 years old with a high level of development of relative force, in comparison with their peers with average and low levels, have lower indices of body weight, chest circumference, pelvic width, but approximately the same body length (> 0,05). They demonstrate higher rates of vital capacity, VO2 max, indices of general muscular working capacity, anaerobic glycolysis, and capacity of aerobic glycolytic energy system. Girls with an average and low levels of development of relative force have no significant differences in indices of physical development (length, body weight, chest circumference, shoulder and pelvic width), indices of high-speed endurance, speed-power characteristics, aerobic endurance, anaerobic glycolysis, and capacity of aerobic glycolytic energy system. Girls with a high, average and low levels of development of relative force have no significant differences in body length, speed, PWC/kg, a and b factors, characterizing aerobic abilities and aerobic capacity of muscular power supply. Girls with high and average levels, differentiated according to the "leading" physical qualities such as endurance, speed, and speed-power characteristics, have almost identical indices of physical development. The exception is made by the girls differentiated according to the leading physical characteristic «relative force». In this case the body weight of girls with average and low levels is 12 % and 19 % higher accordingly, in comparison with their peers with high level of development. Comparative analysis of indices of muscular bioenergetics, differentiated into various levels according to speed-power factor, has shown that the least differences are observed between high and average levels. The same differences are observed when differentiating according to speed and aerobic endurance, but the difference between high and average levels increase. When differentiating according to the relative force, the difference b e-tween average and low levels of bioenergetics is insignificant. According to the results of standing jumps and the development of speed-power characteristics and speed, 9-10-year-old girls should be divided into 3 groups: high, average and low levels. If to take into account the development of force and aerobic endurance there should be two groups: high+average and low levels; and if the development of high-speed, speedpower endurance, and flexibility - then also two groups: average+low and high.
Keywords: motor readiness, physical development, physical working efficiency, bi-oenergetics of muscular activity.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ Дифференцировка по относительной силе
В таблице 4 представлены статистики «ведущего» показателя - относительной становой динамометрии (относительная сила): среднее значение, стандартное отклонение, уровни развития этого показателя у девочек 9-10 лет (высокий, средний, низкий), рассчитанные по формуле М±0,67б. В продолжение таблицы 4 -результаты перераспределения изучаемых показателей общей выборки: их средние значения и стандартные отклонения.
Таблица 4
Группировка данных по показателям относительной становой динамометрии
(усл. ед.)
Среднее (М) 1,129
Сигма (б) 0,356
М- 0,67*б 0,890
М + 0,67*б 1,368
низкий уровень развития до 0,890
средний уровень развития от 0,890 до 1,368
высокий уровень развития от 1,368
Продолжение табл.4 ДВИГА ТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ, ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ, ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И БИОЭНЕРГЕТИКА МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ ДЕВОЧЕК 9-10 ЛЕТ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ СИЛЫ (относительная становая динамометрия)
Показатель Уровни развития, М±б Дост. разл., t/p
Высокий n =49 Средний n =89 Низкий n =62 В-Н В-С С-Н
Ст/кг массы тела, отн. ед. 1,62 ±0,18 1,12 ±0,13 69% (-31%) 0,74 ±0,13 46% (-54%) 28,618 0,01 18,214 0,01 17,445 0,01
Стан. динам., кг 51,0 ±7,50 39,7 ±10,35 78% (-22%) 28,3 ±8,10 55% (-45%) 15,146 0,01 6,700 0,01 7,302 0,01
Бег 6 мин, м 1028 ±97 933 ±128 91% (-9%) 928 ±143 90% (-10%) 4,350 0,01 4,889 0,01 0,201
Бег 60 м, с 11,63 ±0,73 12,10 ±0,55 96% (-4%) 12,27 ±0,72 94% (-6%) -4,614 0,01 -3,989 0,01 -1,574
Показатель Уровни развития, М±б Дост. разл., 1/р
Челн. бег, с 9,20 ±0,53 9,45 ±0,50 97% (-23%) 9,67 ±0,52 95% (-5%) -4,654 0,01 -2,760 0,01 -2,548 0,01
Бег 30 м, с 6,26 ±0,95 6,45±0,73 97% (-3%) 6,55 ±0,86 95% (-5%) -1,708 -1,273 -0,836
Наклон вперед, см 8,51 ±5,45 6,48 ±3,75 76% (-24%) 7,94 ±4,23 93% (-7%) 0,626 2,320 0,05 -2,221 0,05
Поднимание туловища, раз 29,2 ±8,17 26,6 ±8,27 91% (-9%) 29,1 ±6,26 100% (0%) 0,113 1,771 -2,058 0,05
Пр.дл/м, см 140,6 ±13,2 131,7 ±12,4 94% (-6%) 134,4 ±14,3 96% (-4%) 2,353 0,05 3,957 0,01 -1,245
МПК, мл/мин 1489 ±249 1518 ±268 102% (2%) 1596 ±227 107% (7%) -2,368 0,05 -0,643 -1,855
МПК/кг, мл/мин*кг 47,5 ±8,49 44,05 ±7,35 93% (-7%) 44,15 ±9,39 93% (-7%) 1,956 2,511 0,01 -0,076
PWCl70 , кгм/мин 438 ±157 450 ±139 103% (3%) 499±154 114% (14%) -2,063 0,05 -0,471 -2,044 0,05
PWC/кг, кгм/мин*кг 13,8 ±4,37 13,1 ±3,88 95% (-5%) 13,6 ±4,00 99% (-1%) 0,310 1,086 -0,827
Lns, усл.ед. 42,0±11,86 38,3 ±9,33 91% (-9%) 37,8 ±11,10 90% (-10%) 1,920 1,983 0,05 0,341
Wmax, м/с 6,27 ±0,72 6,21 ±0,70 99% (-1%) 6,12 ±0,79 98% (-2%) 0,362 -0,287 0,726
W40, м/с 3,80 ±0,32 3,57 ±0,30 94% (-6%) 3,54 ±0,34 93% (-7%) 4,110 0,01 4,156 0,01 0,657
W240, м/с 3,01 ±0,27 2,75 ±0,35 91% (-9%) 2,73 ±0,39 91% (-9%) 4,426 0,01 4,891 0,01 0,266
W900, м/с 2,54 ±0,27 2,27 ±0,38 89% (-11%) 2,27 ±0,42 89% (-11%) 4,100 0,01 4,750 0,01 0,079
Коэфф. a, усл.ед. 6,8 ±5,80 6,5 ±4,47 96% (-4%) 6,4 ±5,30 94% (-6%) 0,357 0,317 0,121
Коэфф. Ь, усл.ед. 13,1 ±6,09 12,2 ±4,86 93% (-7%) 12,1 ±5,73 92% (-8%) 0,892 0,940 0,131
Показатель Уровни развития, М±б Дост. разл., 1/р
Длина тела, см 143,3 ±7,2 142,9 ±10,3 100% (0%) 144,5 ±10,9 101% (1%) -0,668 0,269 -0,920
Масса тела, кг 31,47 ±4,24 35,21±8,62 112% (12%) 37,47 ±8,46 119% (19%) -4,863 0,01 -3,415 0,01 -1,593
Окр. груди, см 67,8 ±8,54 70,8 ±8,47 104% (4%) 71,9 ±7,26 106% (6%) -2,739 0,01 -1,956 -0,869
Ширина плеч, см 31,9 ±2,27 32,1 ±3,12 101% (1%) 32,3 ±3,66 101% (1%) -0,700 -0,397 -0,353
Ширина таза, см 22,2 ±1,94 22,9 ±2,60 103% (3%) 23,9 ±2,69 108% (8%) -3,795 0,01 -1,943 -2,088 0,05
ЖЕЛ, мл 1773 ±427 1543 ±469 87% (-13%) 1601 ±444 90% (-10%) 2,068 0,05 2,854 0,01 -0,765
Примечание. 100 % - показатели девочек с высоким уровнем развития относительной силы. В скобках - разница данного показателя от 100 %, знак «-» соответствует ухудшению показателя. Прочерка - различия недостоверные.
Между группами с высоким и низким показателями относительной становой динамометрии зарегистрированы достоверные различия (р<0,01). Аналогичные результаты зарегистрированы в показателях абсолютной становой динамометрии (р<0,01), бега на 60 м (р<0,01), челночного бега (р<0,01), 6-минутного бега (р<0,01), прыжков в длину с места (р<0,05) и ЖЁЛ (р<0,05). Абсолютные значения МПК, PWC170 были достоверно выше у сверстниц с низким уровнем развития относительной становой динамометрии. У них же достоверно выше показатели физического развития: масс тела (р<0,01), окружность груди (р<0,01), ширина таза (р<0,01). Поэтому относительные показатели МПК, PWC170 не имели достоверных различий. Анализ биоэнергетики мышечной системы выявил достоверно более высокие показатели W40 (р<0,01), W240 (р<0,01) и W900 (р<0,01) у девочек с высоким уровнем развития относительной становой динамометрии. Другие изучаемые показатели биоэнергетики не имели достоверных различий.
Следовательно, у девочек с высоким уровнем развития относительной силы (становая динамометрия) по сравнению со сверстницами, имеющими низкий уровень развития ведущего физического качества (р<0,01), отмечается достоверно более высокое развитие скоростной выносливости, ловкости, выносливости, ско-ростно-силовых качеств, жизненной ёмкости лёгких, показателей мощности анаэробного гликолиза, аэробно-гликолитического энергообеспечения, аэробного источника. У них достоверно меньше показатели массы тела.
Между группами с высоким и средним уровнями результатов относительной становой динамометрии зарегистрированы достоверные различия (р<0,01). Аналогичные результаты зарегистрированы в показателях абсолютной становой динамометрии (р<0,01), бега на 60 м (р<0,01), 6-минутного бега (р<0,01), челночного бега (р<0,01), прыжков в длину с места (р<0,01), наклона вперёд (р<0,05). Мас-
са тела была достоверно меньше у девочек со средним уровнем показателей относительной становой динамометрии (р<0,01). Но показатели МПК/кг и ЖЁЛ у них были значительно больше (р<0,01 и р<0,01 - соответственно). Анализ биоэнергетики мышечной системы выявил достоверно более высокие показатели W40 (р<0,01), W240 (р<0,01), W900 (р<0,01), LnS (р<0,01) у девочек с высоким уровнем результатов относительной становой динамометрии.
Следовательно, у девочек с высоким уровнем развития относительной силы по сравнению со сверстницами, имеющими средний уровень развития этого физического качества (р<0,01), отмечается достоверно более высокое развитие абсолютной силы, скоростной выносливости, ловкости, скоростно-силовых качеств, выносливости, гибкости, мощности анаэробного гликолиза, аэробно -гликолитического энергообеспечения, аэробного источника, общей мышечной работоспособности.
Между группами со средним и низким уровнями результатов относительной становой динамометрии зарегистрированы достоверные различия (р<0,01). Аналогичные результаты зарегистрированы в показателях абсолютной становой динамометрии (р<0,01), челночного бега (р<0,01), поднимании туловища (р<0,01) у девочек со средним уровнем результатов. Абсолютные значения PWCl7o (р<0,05) и наклона вперёд (р<0,05) были достоверно выше у девочек с низким уровнем развития относительной становой динамометрии. Другие изучаемые показатели не имели достоверных различий.
Следовательно, у девочек со средним уровнем развития относительной силы по сравнению со сверстницами, имеющими низкий уровень развития этого двигательного качества (р<0,01), отмечается достоверно более высокое развитие ловкости, скоростно-силовой выносливости. У них достоверно меньше абсолютные показатели физической работоспособности и гибкости.
Таким образом, девочки 9-10 лет со средним и низким уровнем развития относительной силы не имеют достоверных различий в изучаемых показателях физического развития, в показателях скоростной выносливости, скоростно-силовых качеств, аэробной выносливости, мощности анаэробного гликолиза, мощности аэробно-гликолитического и аэробного источника энергообеспечения.
По сравнению с ними девочки с высоким уровнем развития относительной силы имеют достоверно более низкие показатели массы тела, окружности грудной клетки, ширины таза, но, примерно, такую же длину тела (р>0,05). У них достоверно выше ЖЁЛ, МПК/кг, показатели общей мышечной работоспособности, мощности анаэробного гликолиза, мощности аэробно-гликолитического и аэробного источника энергообеспечения.
Девочки с высоким, средним и низким уровнем развития относительной силы не имеют достоверных различий в показателях длины тела, быстроты, PWC/кг, мощности фосфагенного источника, коэффициентов а и Ь, характеризующих аэробные возможности и аэробную ёмкость мышечного энергообеспечения.
В таблице 5 представлены показатели разницы показателей развития физических качеств, двигательной подготовленности, физического развития, физической работоспособности и биоэнергетики мышечной системы девочек 9-10 лет между различными уровнями развития «ведущего» двигательного качества (см. табл. 1, 2, 3, 4).
Таблица 5
РАЗНИЦА (в %) ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ, ДВИГАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ, ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И БИОЭНЕРГЕТИКИ МЫШЕЧНОЙ
СИСТЕМЫ ДЕВОЧЕК 9-10 ЛЕТ МЕЖДУ РАЗЛИЧНЫМИ УРОВНЯМИ _РАЗВИТИЯ «ВЕДУЩЕГО» ДВИГАТЕЛЬНОГО КА ЧЕСТВА_
Показатели Пр.дл/м Ст/кг Бег 30 м Бег 6 мин
С Н С Н С Н С Н
Стан. динам. -9 -11 -22 -45 -26 -12 -12 -7
Ст/кг -8 -26 -31 -54 -26 -30 -12 -24
Бег 6 мин -2 -13 -9 -10 -11 -29 -11 -29
Бег 60 м -4 -4 -4 -6 -10 -18 -2 -6
Челн. бег -3 -6 -23 -5 -6 -10 -1 -4
Бег 30 м -4 -16 -3 -5 -14 -42 -9 -9
Наклон вперёд -36 -37 -4 -7 -40 -53 1 -21
Подним. тул. -17 -22 -9 0 -15 -21 0 -10
Пр.дл/м -12 -24 -6 -4 -6 -15 -5 -10
МПК -5 14 2 7 -13 5 2 14
МПК/кг -4 1 -7 -7 -11 -16 2 -6
PWCl70 -7 10 3 14 -15 -2 -4 13
рше/кг -6 -3 -5 -1 -12 -20 -5 -6
Lns -4 -28 -9 -10 -20 -31 -20 -31
Wmax -4 -9 -1 -2 -10 -24 -4 5
W40 -3 -12 -6 -7 -11 -18 -8 -18
W240 -2 -13 -9 -9 -11 -21 -11 -27
W900 -2 -13 -11 -11 -11 -19 -12 -34
Коэфф. a, 2 -47 -4 -6 1 -65 -29 -36
Коэфф. Ь, 0 -33 -7 -8 -4 -46 -23 -35
Длина тела -2 2 0 1 -4 1 -1 3
Масса тела -2 17 12 19 -2 24 2 24
Окр. груди 1 6 4 6 -2 3 -1 6
Ширина плеч -1 3 1 1 -4 2 -2 5
Ширина таза -2 5 3 8 0 10 1 9
ЖЕЛ -10 -6 -13 -10 -23 -8 -5 2
Примечание. 100 % - высокий уровень развития ведущего физического каче-
ства.
Девочки с низким уровнем развития изучаемых «ведущих» физических качеств имеют более высокие показатели физического развития. Особенно это заметно при сравнении противоположных уровней - высокого и низкого - в показателях массы тела - от 17% до 24%. При этом показатели длины тела не имеют значительных различий - от 1% до 3%. Абсолютные значения МПК и PWC170 также выше у девочек с низким уровнем развития изучаемых ведущих физических качеств - до 14%. Но относительны величины этих показателей больше у девочек с высоким уровнем развития изучаемых ведущих физических качеств -до 20%.
Показатели биоэнергетики мышечной системы лучше развиты у девочек с высоким уровнем развития изучаемых «ведущих» физических качеств. Особенно это отражается на коэффициентах а и Ь, характеризующих аэробные возможности и аэробную ёмкость мышечного энергообеспечения - до 65 %. Показатели общей мышечной работоспособности, мощности анаэробного гликолиза, аэробно -гликолитического и аэробного источника энергообеспечения также выше у девочек с высоким уровнем - до 34 %. Исключение составляет мощность фосфагенно-го источника, которая при ведущих качествах «быстрота» и «скоростно-силовые возможности» выше у девочек с низким уровнем их развития - до 24 %.
При любом «ведущем» физическом качестве показатели относительной силы существенно ниже у девочек с низким уровнем - от 24 % и более. Аэробная выносливость (6 минутный бег) имеет примерно такой же, но чуть менее выраженный характер различий - на 10-29 % ниже. Чуть меньше различия при ведущем физическом качестве «скоростно-силовые возможности» - от 4 до 15 %, «быстрота» - от 5 до 16 %. Ловкость у девочек с низким уровнем развития изучаемых ведущих физических качеств ниже на 4-10 %, скоростная выносливость (бег 60 м) -на 4-18 %. Заметно уступают девочки с низким уровнем в развитии скоростно -силовой выносливости (поднимание туловища за 1 мин) - до 22% и в гибкости -до 53 % за исключением ведущего качества «относительная сила» - 0 % и 7% -соответственно.
Девочки с высоким и средним уровнем, дифференцированные на основании таких «ведущих» физических качеств, как выносливость, быстрота, скоростно -силовые качества, имеют примерно одинаковые изучаемые показатели физического развития. Исключение составляют девочки, дифференцированные по ведущему физическому качеству «относительная сила». В этом случае масса тела девочек со средним и низким уровнем больше на 12 % и 19 % - соответственно.
Сравнение показателей биоэнергетики мышечной системы, дифференцированных на различные уровни по скоростно-силовому показателю, показало, что наименьшие отличия наблюдаются между высоким и средним уровнями. Такой же характер отличий наблюдается при дифференцировке по быстроте и аэробной выносливости. Но отличия между высоким и средним уровнями увеличиваются. При дифференцировке по относительной силе отличия между средним и низким уровнями по показателям биоэнергетики незначительные.
При развитии физических качеств в условиях общеобразовательной школы не зависимо от времени года проще использовать такой тест, как прыжок в длину с места.
Сравнение показателей развития физических качеств, дифференцированных на различные уровни по скоростно-силовому показателю (прыжок в длину с места), показало, что недостоверные отличия наблюдаются между высоким и средним уровнями в таких качествах, как относительная сила и аэробная выносливость (табл. 3); между средним и низким уровнями - в скоростной, скоростно-силовой выносливости, гибкости. Группы с высоким, средним и низким уровнями достоверно различаются в развитии скоростно-силовых качеств и быстроты. Следовательно, при развитии скоростно-силовых качеств и быстроты девочек 9-10 лет необходимо делить на три группы (высокий, средний и низкий уровни) по результатам прыжков в длину с места. При развитии силы и аэробной выносливости - на две группы: высокий+средний и низкий уровни; при развитии скоростной, скоростно-силовой выносливости, гибкости - также на две группы: высокий и средний+низкий.
ВЫВОДЫ
1. Девочки с высоким уровнем развития относительной силы по сравнению со сверстницами со средним и низким уровнем имеют достоверно более низкие показатели массы тела, окружности грудной клетки, ширины таза, но, примерно, такую же длину тела (р>0,05). У них достоверно выше ЖЁЛ, МПК/кг, показатели общей мышечной работоспособности, мощности анаэробного гликолиза, мощности аэробно-гликолитического и аэробного источника энергообеспечения.
2. Девочки 9-10 лет со средним и низким уровнем развития относительной силы не имеют достоверных различий в показателях физического развития (длина, масса тела, окружность грудной клетки, ширина плеч, таза), в показателях скоростной выносливости, скоростно-силовых качеств, аэробной выносливости, мощности анаэробного гликолиза, мощности аэробно-гликолитического и аэробного источника энергообеспечения.
3. Девочки с высоким, средним и низким уровнем развития относительной силы не имеют достоверных различий в показателях длины тела, быстроты, PWC/кг, мощности фосфагенного источника, коэффициентов а и b, характеризующих аэробные возможности и аэробную ёмкость мышечного энергообеспечения.
4. Девочки с высоким и средним уровнем, дифференцированные на основании таких «ведущих» физических качеств, как выносливость, быстрота, скорост-но-силовые качества, имеют примерно одинаковые изучаемые показатели физического развития. Исключение составляют девочки, дифференцированные по ведущему физическому качеству «относительная сила». В этом случае масса тела девочек со средним и низким уровнем больше на 12% и 19% - соответственно.
5. Сравнение показателей биоэнергетики мышечной системы, дифференцированных на различные уровни по скоростно-силовому показателю, показало, что наименьшие отличия наблюдаются между высоким и средним уровнями. Такой же характер отличий наблюдается при дифференцировке по быстроте и аэробной выносливости, но отличия между высоким и средним уровнями увеличиваются. При дифференцировке по относительной силе отличия между средним и низким уровнями по показателям биоэнергетики незначительные.
6. При развитии скоростно-силовых качеств и быстроты девочек 9-10 лет необходимо делить на три группы (высокий, средний и низкий уровни) по результатам прыжков в длину с места. При развитии силы и аэробной выносливости - на две группы: высокий+средний и низкий уровни; при развитии скоростной, ско-ростно-силовой выносливости, гибкости - также на две группы: средний+низкий и высокий.