ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА КУРСАНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ГОРНОЙ И ВЫСОТНОЙ ПОДГОТОВКЕ

Дудко Алексей Сергеевич
кандидат педагогических наук, заместитель начальника кафедры физической подготовки и спорта
Краснодарского университета МВД России _(тел.: +79615042697)
Особенности двигательного режима
курсантов на занятиях по горной и высотной подготовке
При движении в горных условиях сотрудники специальных подразделений органов внутренних дел сталкиваются с рядом трудностей, которые они стремятся целенаправленно преодолеть, подчас с опасностью для здоровья и жизни. Преодоление трудностей зависит от степени физической, технической, тактической, теоретической и морально-волевой подготовки каждого сотрудника.
Ключевые слова: горная подготовка, высотная подготовка, двигательный режим, безопасность.
A.S. Dudko, Master of Pedagogics, Deputy Head of a Chair of Physical Training and Sports of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +79615042697.
Particularities of the motor mode of cadets on occupation on mountain and high-altitude preparation
Moving in mountain condition employees of special subdivisions of law-enforcement bodies deal with difficulties, which they strive to overcome, sometimes with danger for health and lifes. Overcoming of difficulties depends on degree of physical, technical, tactical, theoretical and moral and volitional preparation of each employee.
Key words: mountain preparation, high-altitude preparation, motor mode, safety.
В соответствии с приказом МВД России от 29 августа 2012 г. № 820 одним из приоритетных профилей подготовки Краснодарского университета МВД России является деятельность подразделений специального назначения.
Сотрудники подразделений специального назначения относятся к элитным бойцам силовых ведомств Российской Федерации. Именно этой категории сотрудников доверяют выполнение служебных обязанностей и боевых заданий в труднодоступных местах и в условиях сложной оперативной обстановки.
Рабочим учебным планом по направлению подготовки (специальности) 031001.65 Правоохранительная деятельность (специализация «Деятельность специальных подразделений органов внутренних дел») предусмотрено изучение дисциплин «Высотная подготовка» и «Горная подготовка».
Изучение указанных дисциплин организовано в два этапа.
Первый этап - теоретическая подготовка. Она проводится на базе университета в учебных классах. Курсанты изучают теоретические основы горной и высотной подготовки, правила поведения в горах, специальные команды и терминологию, используемую при проведении работ на высоте и описании горного рельефа, учатся вязать узлы. Изучение общепринятой терминологии позволяет выпускникам университета быстро адаптироваться в действующих
специальных подразделениях и положительно влияет на слаженность действий разных силовых структур.
Второй этап - практическая подготовка. Практические занятия по горной и высотной подготовке способствуют гармоничному развитию организма, формируют умения и навыки прикладного и спортивного характера, обеспечивают всестороннее развитие двигательных способностей. Большая длительность и концентрация физических нагрузок воспитывают волевые качества, умение терпеть и ждать.
Все приемы техники передвижения на высоте основаны на принципах наибольшей безопасности и наименьшей затраты сил. Особое внимание уделяется страховке - совокупности действий, приемов и правил, предупреждающих падение курсанта. Правильная организация мест занятий, выполнение требований страховки и самостраховки способны предотвратить получение травм, сохранить жизнь.
Выработка навыков безопасного поведения в горах - неотъемлемая часть общего воспитания сотрудника. Призывы здесь не срабатывают - нужна наглядность. До тех пор пока делающий первые шаги в горах не прочувствует, не поймет, не убедится на практике, что правильные приемы передвижения - это те, которые отвечают требованиям безопасности, он может неосознанно представлять определенную опасность. Природа альпинизма такова, что единственно надежным исходным материалом
71
для обучения безопасному поведению и передвижению в горах является печальный опыт предшественников, допустивших в критической ситуации роковую ошибку.
Одной из особенностей двигательного режима на занятиях по горной и высотной подготовке является выполнение технических приемов сравнительно медленно и плавно, каждое движение необходимо строго рассчитывать. Сотрудники должны выполнять тяжелую мышечную работу, связанную с передвижением по различным формам горного рельефа, в условиях психологической напряженности, близкой к стрессу.
Одной из наиболее частых причин неудач горных походов и восхождений является неправильный темп движения. Быстрота и нерасчетливое расходование сил, неправильное распределение нагрузки во времени - вот недостатки, которые чаще всего выявляются на занятиях по горной и высотной подготовке.
При передвижении в горах следует обращать особое внимание на технику шага. Как на равнине, так и при подъеме ногу следует ставить на всю ступню, тщательно выбирая место, ступни ставятся параллельно одна другой, сотрудник смотрит под ноги. Перенесение тяжести с одной ноги на другую должно быть плавным, это экономит силы и уменьшает возможность поскользнуться. Шаг должен быть не слишком широким, мягким, походка слегка пружинящей, т.к. чрезмерно сильное раскачивание вызывает лишнюю потерю сил. Темп передвижения целиком зависит от сил группы и должен быть равномерным, чтобы не ощущалось необходимости в частых остановках.
Наиболее важно соблюдение правильного темпа при подъеме. Необходимо идти так, чтобы не ощущалось недостатка воздуха, не ускорялось дыхание; работа сердца должна устанавливаться через некоторое время ходьбы на определенном уровне. Все продолжающееся и возрастающее усиление сердечной деятельности указывает на слишком быстрый темп. Темп движения контролируется и регулируется по пульсу. Пульс не должен быть слишком частым (ускорение не более чем в 1,5-2 раза) по сравнению с обычным пульсом на данной высоте у данного человека. И главное - пульс должен быстро успокаиваться, приходя в норму через 10-15 минут после остановки. Следует избегать рывков и резких движений, срывающих устойчивую работу сердца. При подъеме следует обратить особое внимание на равномерность дыхания и его согласованность с движениями. Разговор, пение, крики сбивают дыхание и потому недопустимы. Кроме работы сердца, контролем темпа служит дыхание: оно не должно быть чрезмер-
но учащенным. Частота остановок также зависит от тренированности курсантов. Хорошо тренированные сотрудники идут по нескольку часов без отдыха, но средним, нормальным режимом на легком пути следует считать 10-минутную остановку после каждого часа пути. По мере увеличения трудности подъема остановки делаются чаще. При трудной работе -протаптывании следа в снегу, рубке ступеней, движении на высоте - рекомендуется через каждые 10 минут делать короткие паузы (стоя) для передышки.
Правильная техника хождения определяется наклоном тела вперед в зависимости от крутизны склона и веса рюкзака. Сохранение сил прямо зависит от экономичности движений ног, рук, всего тела и от рационального дыхания. Важный критерий хорошей техники движения -положение центра тяжести тела. Сотрудник должен постоянно стремиться к тому, чтобы общий центр тяжести тела описывал по возможности прямую линию. На практике это достигается путем устранения излишних движений корпуса в стороны, вверх и вниз при ходьбе.
Одна из самых больших опасностей при движении по пересеченной местности заключается в возможности поскальзывания. Его главными предпосылками являются следующие.
1. Неправильный выбор места постановки ступни.
Горный микрорельеф очень разнообразен по характеру, всегда покрыт малыми и большими неровностями, растительностью, впадинами, камнями и пр. Рекомендуется при подъеме использовать для опоры отдельные камни, кочки, корни и другие неровности так, чтобы поставить ступню в самое удобное для нее с анатомической точки зрения положение.
Причиной того, что туристы поскальзываются, часто бывает попытка опереться ногой на отдаленную опору. При подъеме обычно соскальзывает сильно нагруженная опорная (задняя) нога, а при спуске - нога, вынесенная далеко от опоры. Чтобы избежать соскальзывания, курсанты должны последовательно использовать удобные, прочные и близко расположенные опоры.
2. Неправильное положение тела.
Оно бывает причиной поскальзывания и падения чаще всего при спусках, при горизонтальном или диагональном траверсировании горных склонов. Грубой ошибкой является вынесение центра тяжести тела далеко вперед от площади опоры. Такие случаи часто наблюдаются при движении по наклонной осыпи, травянистым или снежным склонам. Из-за технической неподготовленности или боязни высоты и крутизны курсанты допускают следу-
72
ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2013 • № 3 (21)
ющие ошибки: сильно наклоняют тело к склону; выносят далеко вниз опорную ногу; в поисках дополнительной опоры садятся или хватаются руками за землю. Такое неудобное и неустойчивое положение обычно приводит к поскаль-зыванию и падению. Избежать этого можно, если держать тело так, чтобы проекция его центра тяжести приходилась на площадь опоры, и передвигаться по наиболее сложным местам небольшими шагами.
3. Неправильное использование дополнительных опор.
Нередко при подъеме или спуске по горным склонам туристы используют в качестве дополнительных опор отдельные камни, неровности скал, кусты, ветви деревьев, траву. Чтобы повысить безопасность в таких случаях,
необходимо: использовать дополнительные опоры, только убедившись в их прочности, чтобы они служили главным образом для поддержания равновесия тела, а основные нагрузки приходились на ноги. При преодолении обледенелого склона или скользкой тропинки курсанты пользуются ледорубом, лыжной палкой или альпенштоком. С их помощью они переносят выше центр тяжести тела, увеличивая свою устойчивость. Чтобы дополнительная опора была достаточно надежной, необходимо штычок ледоруба или острие альпенштока вонзать в землю или ставить в подходящих неровностях скал или склона. Ибо поскользнуться в момент наибольших нагрузок - значит потерять равновесие и упасть.
73