АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

№ 2, 2003
— совместно с центром занятости населения г. Пензы осуществляются исследования регионального рынка труда и его прогноз на ближайшие годы;
— заключены договора с членами университетского комплекса о совместном использовании учебноматериальной базы учреждений образования;
— проводятся совместные внеаудиторные мероприятия — вечера отдыха, дни открытых дверей;
— организованы подготовительные курсы для учащихся школ, ПУ, лицеев, техникумов;
— составлен план совместной работы по повышению квалификации кадров;
— разработана программа компьютеризации университетского комплекса и обучения научно-педагогического персонала.
Перечисленные и другие мероприятия реализуются на основе приоритета идеи создания ценностных, долговременных взаимоотношений.
Поступила 18.11.02.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
А.И. Еремкин, ректор Пензенской государственной архитектурностроительной академии, профессор,
А.А. Кожеуров, директор Ассоциации «Университетский учебный комплекс»,
Л.А. Найниш, зав. кафедрой начертательной геометрии Пензенской государственной архитектурно-строительной академии, профессор
В настоящее время в системе образования России развивается тенденция сближения образовательных учреждений различных ступеней. Научной основой такого сближения является концепция непрерывного образования, которая впервые была оглашена в 1965 г. на форуме ЮНЕСКО. Основная идея концепции имеет следующую формулировку: «Непрерывное образование — это процесс, начинающийся с первых лет жизни, продолжающийся в течение всей жизни и охватывающий все формы, все типы и все уровни образования, выходя далеко за рамки так называемого формального образования. Оно предназначено для всех возрастов и имеет целью использовать весь образовательный потенциал общества, все ситуации, в которых может оказаться человек, чтобы способствовать его всестороннему развитию...»
Анализ существующей в настоящее время ситуации позволил выявить следующие причины, стимулирующие развитие указанной системы.
1. В условиях недостаточного бюджетного финансирования образовательному
учреждению любой ступени для выживания необходим перечень платных образовательных услуг, которые востребованы платежеспособной частью населения.
2. Сложившиеся рыночные отношения дали родителям возможность выбора школ, соответствующих их критериям. Основным критерием выбора школ оказались их договорные отношения с вузом, которые обеспечивают преемственность и непрерывность образования.
Возникли и успешно развиваются различные формы непрерывного профессионального образования: лицейские классы; классы, профилированные на вуз; лицеи; гимназии; центры довузовской подготовки; создаются средние профессиональные учреждения на базе высших и т.п. Программы непрерывного образования являются сейчас неотъемлемой частью деятельности многих образовательных учреждений.
Но успешность многих нововведений сдерживается рядом проблем.
В настоящее время отсутствует юридическая основа непрерывного профессионального образования. Управлением
© А.И. Еремкин, А.А. Кожеуров, Л.А. Найниш, 2003
47
ИНТЕГРАЦИЯ
образования на каждом уровне занимается своя структура, а за содержание образования отвечают организации, не связанные между собой.
Деятельность учебных организаций, входящих в систему непрерывного образования, по своей сути является совместной, однако регулироваться договором о совместной деятельности не может потому, что такой договор предполагает совместный баланс. Заключается договор в сфере образовательной деятельности, в котором указывается организатор учебного процесса в рамках реализации программы дополнительного образования.
Если организатором является школа, она вступает в договорные отношения с родителями учащихся, т.е. родители заключают со школой договор. В этом случае к школе предъявляются следующие требования:
1) наличие собственного расчетного счета, на котором будут аккумулироваться денежные средства, поступившие за обучение. Но далеко не каждая школа имеет свой расчетный счет, а реализация программ через централизованную бухгалтерию экономически не целесообразна;
2) наличие у школы лицензии на дополнительную образовательную деятельность, получение которой является достаточно трудоемким процессом. Кроме того, условия получения лицензии требуют осуществления этой деятельности силами только собственных кадровых и учебно-методических ресурсов.
Однако родители предпочитают договорные отношения не со школой, а с вузом, поскольку ориентированы на высшее образование. Роль вуза в этом случае является несколько неестественной. Он поставляет собственные кадры в школу.
Заметим, что не все руководители школы, сформировавшейся в условиях плановой экономики, готовы к самостоятельной экономической активности на рынке образовательных услуг.
Если организатором программы непрерывного образования оказывается вуз, то школа выступает исключительно как субъект, предоставляющий площади для проведения занятий вузом. Эта ситуация порождает ряд проблем.
1. Лицензирование образовательной деятельности вуза на территории каждой школы представляет собой очень трудоемкий процесс, в котором задействованы окружные арендные отделы, СЭС, госпожарнадзор, комитет по регистрации прав на недвижимость. Оформление документов занимает год и более, тогда как аренда разрешена только на два года. К тому же школа не имеет экономического интереса в аренде ее помещений вузом, так как ей не отчисляются деньги за аренду.
2. Руководство школы может разрешить аренду в том случае, когда уже в достаточном количестве имеются учащиеся, желающие заниматься по этой программе. Но станут ли они ждать год, пока будет оформлена аренда?
Решение названных проблем основано на разработке правовых норм, обеспечивающих успех в развитии системы непрерывного профессионального образования, которое может продвигаться различными путями. Один из них был разработан и предложен Университетским учебным комплексом при Пензенской государственной архитектурностроительной академии. Его главная идея заключается в том, что УУК присваивается статус юридического лица. Тем самым снимаются указанные выше юридические проблемы.
Кроме юридических проблем фактором, сдерживающим развитие системы непрерывного профессионального образования, является тенденция, которая сложилась при плановой социалистической экономике и привела к сильной разобщенности средних и высших образовательных учреждений. Ее сущность заключается во фразе, в прежние времена часто произносимой перед поступающими в вуз: «Забудьте все, чему вас учили в школе». «Забудьте все, чему вас учили в вузе», — говорили тем, кто приходил в НИИ или на производство после окончания вуза. Плановая экономика не давала возможности для развития маркетинговых отношений. В результате у большинства сегодняшних руководителей отсутствует опыт маркетинга, что не может не сказаться на развитии системы непрерывного образования.
№ 2, 2003
Очевидно, что для решения этой проблемы нужно время. Поиск решения стимулируется необходимостью выживания в рыночных условиях и грядущим демографическим спадом.
Безусловно, перечисленные выше проблемы являются тормозом в развитии системы непрерывного образования, но он не столь существенен, как тормоз, порожденный кадровой проблемой. Потому что для организации успешного функционирования системы требуются колоссальные коммуникационные и организаторские усилия по формированию учебных программ и планов. Постоянно возникает необходимость во включении в расписание дополнительных дисциплин; в организации углубленных занятий по блоку дисциплин, соответствующих вузовской программе; в выверке учебных планов на различных уровнях обучения; в реализации большого объема образовательных задач в относительно короткие сроки.
Требования к педагогам, формирующим систему непрерывного образования, очень высоки. Педагог должен быть хорошим организатором, универсальным методистом, психологом, знающим психологию студенческой и детской аудитории разного возраста.
К сожалению, указанным требованиям отвечает ограниченное число педагогов высшей и средней школы. Причины этого следующие.
1. Преподаватели технических вузов, как правило, не имеют специального образования, что снижает уровень их педагогического мастерства, которое если и достигается, то с большими затратами. Им также трудно понять особенности возрастной методики обучения, что является препятствием при работе со школьниками и разработке обучающих программ.
2. Школьные учителя также испытывают трудности, обусловленные незнанием установок вуза.
Кроме того, постоянно меняющаяся конъюнктура рынка требует соответствующих изменений в обучающих программах. Эти изменения сдерживаются не только действующими стандартами, но и косностью мышления как школьных учителей, так и преподавателей вузов.
Методические новации, на которых основано успешное развитие непрерывного образования, являются делом талантливых педагогов, которые пока — «штучный» товар. Но педагогическому мастерству можно научиться. Для этого необходимо внести существенные коррективы в систему подготовки педагогических кадров с целью формирования системы, способной подготовить универсальных педагогов. Их универсальность определяется следующими параметрами:
1) высоким уровнем профессионализма в области как общей, так и специальной методик, обеспечивающим творческое решение проблем, связанных с формированием непрерывных обучающих программ;
2) глубокими знаниями в области специальных дисциплин, освоение которых является конечной целью обучения в системе непрерывного образования.
Может показаться, что этими характеристиками должны обладать педагоги будущего. Пока не существует системы образования, которая могла бы обеспечить подготовку специалистов такого уровня в масштабах страны. Проще эта проблема решается в рамках университетского учебного комплекса, например в УУК при ПГАСА, где успешно действует бизнес-центр, одной из задач которого является допод-готовка специалистов, способных решать методические проблемы системы непрерывного образования.
Поступила 15.10.02.