АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОБЩЕФЕДЕРАЛЬНЫЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ

Ф.Ш.Салитова Казанский федеральный университет (КФУ) кафедра искусств народов Поволжья, профессор, доктор педагогических наук, г. Казань
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОБЩЕФЕДЕРАЛЬНЫЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ
Аннотация: в статье Ф.Ш.Салитовой «Актуальные проблемы музыкального образования: общефедеральный и региональный аспекты» освещается региональный опыт музыкально-педагогического образования; анализируются насущные проблемы подготовки кадров в высших и средних специальных музыкальных и музыкально-педагогических учебных заведениях и последующей профессиональной деятельности педагогов-музыкантов в Российской Федерации; предлагаются возможные пути совершенствования и оптимизации системы отечественного музыкального образования на основе интеграции действующих учебных структур.
Ключевые слова: музыкальное образование, условия труда педагогов-музыкантов, пути оптимизации отечественного музыкального образования.
Abstract: in the article of F. Sh.Salitova titled «Music education current problems: common state and regional aspects» there is musical and pedagogical education regional experience brought out; specialists training urgent problems at music and educational higher and specialized colleges and follow-up activities of the music teachers in the Russian Federation; the possible ways of improvement and system optimization of the native music education on the basis of the functional educational institutions integration.
Index term: musical education, employment conditions of music teachers, the native musical education optimization ways.
На всем протяжении истории человечества искусство занимало особое место в формировании духовного облика новых поколений. Однако в настоящее время усиливается тенденция снижения культуросоставляющего
компонента отечественного образования. Усугубляются противоречия между объективной потребностью общества в нравственно-эстетическом и творческом развитии детей и юношества, и недооценкой этих факторов в современном педагогическом процессе. Известны намерения руководящих структур образования о переводе предметов искусства в общеобразовательных учебных заведениях в категорию факультативов релаксационного характера. Неоднократно ставился вопрос вывода этих дисциплин за пределы основной школьной программы, что противоречит традициям отечественной педагогики и является нарушением норм, общепринятых в педагогических системах большинства стран мира. Окончательное решение данного вопроса удалось отложить, благодаря активному противодействию широких кругов общественности страны. Э.Абдуллин, Е.Велихов, В.Гергиев, Б.Мессерер, Б.Неменский, М.Плисецкая, Р.Щедрин и многие другие выдающиеся деятели науки, искусства и образования, вместе с многочисленной армией педагогов и родителей, посредством выступлений в СМИ и неоднократных обращений в органы, ответственные за судьбы отечественного образования, требуют сохранить равноправный статус уроков искусства. Однако проблема до сих пор остается открытой, напрямую влияя на состояние профессионального художественного, в том числе музыкального, образования.
Система общего музыкального воспитания и образования в Республике Татарстан имеет весьма длительную и славную историю. Истоки ее формирования в Казанском крае восходят еще к XVIII веку. В мужской гимназии Казани были открыты первые в российской провинции музыкальные классы (с 1758 г.). Музыка несколько десятилетий являлась обязательной учебной дисциплиной для всех студентов Казанского университета (с 1804 г.). На протяжении XIX и в начале XX веков музыка преподавалась в аудиторных и внеаудиторных формах практически во всех учебных заведениях города и губернии. После образования в 1920 году Татарской Автономной Советской Социалистической Республики уроки музыки (пения) вошли в программы всех
общеобразовательных учебных заведений, но длительный период не получали должного кадрового и методического обеспечения.
С начала 60-х годов ХХ века специализированная подготовка учителей музыки для общеобразовательных школ республики, как и в целом в СССР, сформировалась в устойчивую систему с компетентным кадровым обеспечением и основательной научно-методической базой, которая стабильно функционировала вплоть до конца первого десятилетия нового тысячелетия. Многие годы музыкальный факультет Казанского педагогического института, (в дальнейшем Казанского педагогического университета, Татарского гуманитарно-педагогического университета - ТГГПУ) являлся одним из ведущих отечественных центров данной образовательной отрасли, активно участвуя в процессе разработки и реализации стратегии и тактики отечественного музыкально-педагогического образования. Кроме того, было открыто нескольких профильных отделений педагогических училищ (в дальнейшем - колледжей) в городах Лениногорск, Набережные Челны и Тетюши. Выпускники перечисленных средних специальных учебных заведений, как правило, шли работать по специальности и подавляющее большинство из них, в очной или заочной форме, получало высшее образование в профильном вузе, каким был казанский «музфак». Следует подчеркнуть, что значительное место в программах вышеуказанных учебных заведений, особенно музыкального факультета, занимал национально-региональный компонент. Знание истории музыкальной культуры и педагогики Татарстана существенно усиливало востребованность молодых специалистов в общеобразовательных учреждениях Татарстана и в татарских школах за его пределами.
В настоящее время актуальные в общероссийском масштабе проблемы музыкально-педагогического образования показательно выявляются при анализе текущей ситуации в профильных вузах и ссузах Республики Татарстан, где выявляются негативные факторы в структуре подготовки
учителей музыки и в профессиональной деятельности специалистов, задействованных в этой сфере образования.
Падение престижа профессии, обусловленное ограничением возможностей эстетического и художественного развития детей школьного возраста и низким материальным обеспечением педагога-музыканта, приводит к снижению количественного и качественного состава контингента обучающихся в вузах и ссузах. Не представляет секрета тот факт, что часть абитуриентов привлекает возможность получить диплом безотносительно к определенной профессии. В то же время, результаты вступительных испытаний последних лет выявили проблему, ставшую, в ряде случаев, препятствием к желаемой профессии для талантливых молодых людей. Экзамен творческого профиля, призванный выявить уровень одаренности и профессиональный потенциал будущего специалиста в сфере художественного образования, стал не профилирующим. То есть, доступ к обучению могут получить выпускники школ, успешно сдавшие единые государственные экзамены (ЕГЭ) по основным школьным дисциплинам (русский язык, обществознание и т.д.), но далеко не всегда способные к освоению специальности творческого характера.
Не менее остро, чем проблема формирования контингента, стоит вопрос последующей профессиональной реализации выпускников музыкально-педагогических вузов и ссузов. С одной стороны, ежегодные мониторинги показывают не убывающую потребность в педагогах-музыкантах, что подтверждается заявками на распределение от региональных министерств образования и науки и запросами от образовательных учреждений. Но возможности достойного трудоустройства молодых специалистов согласно полученной специальности и квалификации все более ограничиваются. Они не получают адекватной моральной и материальной поддержки, ощущают недопонимание значимости дисциплин художественно-эстетического цикла в школах, где их первостепенной обязанностью становится организация
всевозможных празднеств, а не выполнение функций учителя-предметника. Поэтому, несмотря на любовь к профессии, им приходится находить себе применение в других сферах трудовой деятельности.
К непростым и в прежние времена условиям работы учителей музыки прибавляются новые проблемы. Главная из них - недостаточная обеспеченность учебной нагрузкой (обычно от 6 до 12 учебных часов в неделю), усугубляющаяся перераспределением часов. Уроки музыки в 1 - 4 классах все чаще передаются не специалистам с профильным образованием, а учителям начальных классов на основании записи в их дипломах о праве преподавания музыки. Однако это может иметь законное основание только в условиях начальной, а не основной общеобразовательной школы, а, как известно, начальные школы составляют лишь небольшой процент общеобразовательных учреждений страны. Такая практика характерна не только для Татарстана, но и других регионов России, как например, целого ряда школ Свердловской и Челябинской областей. Также неуклонно и повсеместно сокращаются возможности для внеклассных форм музыкальной деятельности детей и, соответственно, происходит сокращение рабочих мест в системе дополнительного образования.
Типичным и печальным примером является послевузовская карьера многих, в том числе лучших выпускников бывшего музыкального факультета ТГГПУ (в настоящее время отделения искусств Института филологии и искусств Казанского федерального университета - ИФИ КФУ). Как правило, их недельная нагрузка не превышает шести часов. Руководители школ не имеют возможности выделить им большего объема из-за системной установки органов образования. Не желая изменить своему призванию, учителя музыки, вынуждены дополнительно заниматься нерегулярной частной педагогической и исполнительской практикой. Усиливается отток из системы общего музыкального образования лучших, как молодых, так и опытных педагогов-музыкантов - лауреатов и дипломантов международных и всероссийских
конкурсов, призеров педагогических олимпиад, руководителей методических объединений.
Становится характерным, в большей степени для периферийных регионов России, как и районов Татарстана, ведение уроков музыки учителями самых разных дисциплин. Так, в 2011 году, автором настоящей публикации, вместе с коллегой, кандидатом педагогических наук, доцентом И.А.Трофимовой, по поручению Министерства образования и науки республики и инициативе местных органов образования, было проведено тестирование учителей музыки Сабинского района, среди которых, как выяснилось, немногие имеют специальное образование. В лучшем случае, это гуманитарии - историки, филологи, журналисты, но, также, - математики, физики и даже учитель, который ведет автодело и труд (в его школе кабинет музыки совмещается с мастерской). К чести данного контингента следует отметить - все учителя справились с тестированием (правда вопросы, учитывая ситуацию, были средней сложности). Это люди добросовестные, стараются заниматься самообразованием, проходят различные курсы. Они, по мере возможности, восполняют отсутствие дипломированных специалистов.
В целом в Татарстане усугубляется проблема обеспечения школ учителями музыки. В последние два года имеющиеся вакансии все чаще занимают не выпускники бывшего Казанского «музфака», а других музыкальных вузов и колледжей республики. В районах, например Сармановском, Балтасинском, Азнакаевском, наиболее оперативно адаптируются к условиям региональной среды выпускники Казанского университета культуры и искусств. Однако, согласно своей вузовской подготовке, они более успешно работают в культурно-просветительной сфере и менее заинтересованы в результатах своей работы по совместительству в школе и это, зачастую, устраивает руководителей общеобразовательных учреждений, которые видят функции учителя музыки преимущественно в
подготовке разовых мероприятий, приуроченных к праздничным и юбилейным датам.
Тем не менее, все эти обстоятельства не умаляют актуальности для коллективов вузов и ссузов решения проблем профессиональной адаптации своих выпускников и предусматривают:
- систематические и разносторонние контакты с выпускниками в плане действенной помощи в трудоустройстве и повышении квалификации, ориентации на успешную деятельность не только в сфере педагогики, но и науки и творчества, что открывает перед ними разнообразные профессиональные возможности;
- осуществление преемственности музыкально-педагогического образования, звеньями которого являются школа - ссуз - вуз - послевузовское непрерывное образование;
- сохранение системы распределения выпускников совместно с региональными органами управления образованием;
- систематический мониторинг по выявлению потребностей в кадрах посредством контактов со структурами управления образованием и руководителями учебных заведений;
- распространение инновационного педагогического опыта;
- всяческое содействие повышению престижа и утверждению равноправного статуса дисциплин художественно-творческого цикла в школах и других образовательных учреждениях.
Однако решение обозначенных выше задач становится проблематичным в свете текущей ситуации в системе музыкально-педагогического образования, которая складывается не в пользу профильных вузов и ссузов, что особенно заметно сказывается на деятельности отделения искусств ИФИ КФУ. Данное учебное подразделение уступает прежние позиции другим творческим вузам, например, Казанской консерватории. Там в последнее время усиливается именно педагогическая составляющая учебных программ и научных
исследований; на должном уровне осуществляется повышение квалификации музыкально-педагогических кадров всех категорий.
В работе отделения искусств отмечается недостаточная нацеленность учебного процесса на освоение будущими специалистами основных профессиональных компетенций, которые в первую очередь определяют квалификацию педагога-музыканта - инструментальные, вокально-хоровые, дирижерские навыки; требуемый объем музыкально-теоретических и музыкально-исторических знаний. Приходится напомнить, что в предыдущие годы дисциплины предметного блока преподавались не только в полном, но расширенном объеме благодаря введению нескольких специализаций. Это существенно повышало шансы выпускников для трудоустройства в различных отраслях культуры и образования. В настоящее время они этого лишены, несмотря на то, что новый Федеральный государственный образовательный стандарт позволяет вузам рационально регулировать соотношение комплексов профессиональных и всех остальных дисциплин. Кроме того, наличествует несоответствие вузовским требованиям уровня научно-методической работы и кадрового контингента, преобладание субъективных факторов при формировании структурных подразделений и разработке учебных планов и др. Указанные факторы заметно снижают качественные показатели работы данного учебного подразделения.
Весьма сложна ситуация и в педагогических колледжах Татарстана, где постоянно сокращается набор на музыкальные отделения, а выпускники, желающие продолжить профессиональное музыкальное образование, чаще стремятся поступить в консерватории и университеты культуры и искусств.
Охарактеризованные выше и, к сожалению, далеко не все перечисленные проблемы, вызывают серьезные опасения за судьбу профессионального музыкального образования не только в Татарстане, так как отмеченные негативные явления становятся знаковыми и для других регионов нашего
Отечества и могут отрицательно сказаться на последующей судьбе этой образовательной отрасли.
На данный момент музыкально-педагогическое образование в Татарстане, как и всей России, переживает серьезные структурные изменения. Печальна, но, по всей видимости, неизбежна перспектива выведения предмета «Музыка» за рамки обязательной учебной дисциплины общеобразовательной школы, как и уже фактически состоявшийся перевод на самоокупаемость учреждений дополнительного музыкального образования. Все это приводит к так называемой оптимизации, то есть сокращению приема, сворачиванию деятельности музыкальных вузов и ссузов и, в первую очередь, тех из них, которые готовят специалистов для общеобразовательных учреждений.
Несколько десятилетий подготовка профессиональных музыкальных кадров, которые в своем подавляющем большинстве становятся педагогами, ведется вузами и ссузами различной направленности - творческой (консерватории, музыкальные колледжи), просветительской (университеты и колледжи культуры и искусств), педагогической (специальные факультеты или отделения классических и педагогических университетов, отделения педагогических колледжей). Однако в реалиях сегодняшнего дня возникает настоятельная необходимость обоснованной реструктуризации этой системы, сложившейся в СССР в 60 - 70-е годы ХХ века в иной социально-экономической ситуации.
В свете тенденций реформирования и оптимизации системы отечественных вузов представляется обоснованной централизованная подготовка будущих специалистов в области искусства (как педагогов, так и творческих кадров) в объединенных структурах, отдельных для каждой отрасли художественной культуры: музыка, балет, изобразительное искусство и т.д. Это позволит расширить и усовершенствовать деятельность специализированных вузов искусств. Только в них имеется возможность создать условия для полного соблюдения всех соответствий сложной
специфике подготовки художественно-творческих кадров, рационально использовать научно-методический и кадровый потенциал, материальные ресурсы, централизованно регулировать степень потребности в специалистах для всех сфер художественной деятельности, включая педагогику искусства. Главное же - усилить универсальную направленность подготовки, которая расширила бы для выпускников возможности профессиональной адаптации не в узко обозначенной сфере деятельности, как в предыдущие годы, а в различных образовательных и творческих структурах культуры и искусства.
Внедрение отраслевого принципа может быть успешно реализовано в Татарстане, где функционируют академические творческие вузы различных направлений. Предлагаемая реструктуризация могла бы способствовать переориентации системы подготовки специалистов в области педагогики искусства на соответствие новым реалиям парадигмы отечественного образования.